Научная статья на тему 'Банковский финансовый контроль за легализацией доходов, полученных незаконным путем, в системе риск-ориентированного банковского надзора'

Банковский финансовый контроль за легализацией доходов, полученных незаконным путем, в системе риск-ориентированного банковского надзора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР / БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ / ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА / ИНСТРУМЕНТЫ НАДЗОРНОЙ ОЦЕНКИ В ОБЛАСТИ ПОД/ФТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаманина Елизавета Ивановна

В статье рассматривается содержание риск-ориентированного надзора за деятельностью кредитных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) незаконных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Определены цели, задачи и сущность риск-ориентированного надзора, а также основные преимущества применения данной модели надзора при осуществлении банковского контроля в области ПОД/ФТ. Отмечены проблемы, возникающие при реализации риск-ориентированного подхода в области ПОД/ФТ в кредитной организации. Приведен перечень основных инструментов надзорной оценки деятельности кредитных организаций в области ПОД/ФТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаманина Елизавета Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKING FINANCIAL CONTROL FOR COMBATING TO LEGALIZATION OF ILLEGAL INCOMES IN THE SYSTEM RISK-BASED BANKING SUPERVISION

The article discusses the content of risk-based supervision of credit institutions on anti-money laundering and counter terrorism financing (AML/CFT). It indentifies the goals, objectives and nature of risk-based supervision, also the main advantages of using this model of banking supervision in the implementation of control in the area of AML/CFT. It discusses the problems arising from the implementation of the risk-based approach in the credit institution in the area of AML/CFT, also it presents the basic tools supervisory assessments of credit institutions in the area of AML/CFT.

Текст научной работы на тему «Банковский финансовый контроль за легализацией доходов, полученных незаконным путем, в системе риск-ориентированного банковского надзора»

УДК 336

Е.И. Шаманина БАНКОВСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, В СИСТЕМЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

Аннотация. В статье рассматривается содержание риск-ориентированного надзора за деятельностью кредитных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) незаконных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Определены цели, задачи и сущность риск-ориентированного надзора, а также основные преимущества применения данной модели надзора при осуществлении банковского контроля в области ПОД/ФТ. Отмечены проблемы, возникающие при реализации риск-ориентированного подхода в области ПОД/ФТ в кредитной организации. Приведен перечень основных инструментов надзорной оценки деятельности кредитных организаций в области ПОД/ФТ.

Ключевые слова: риск-ориентированный надзор, банковский контроль в целях ПОД/ФТ, программа управления риском легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма, инструменты надзорной оценки в области ПОД/ФТ.

Elizaveta Shamanina BANKING FINANCIAL CONTROL FOR COMBATING

TO LEGALIZATION OF ILLEGAL INCOMES IN THE SYSTEM RISK-BASED BANKING SUPERVISION

Abstract. The article discusses the content of risk-based supervision of credit institutions on anti-money laundering and counter terrorism financing (AML/CFT). It indentifies the goals, objectives and nature of risk-based supervision, also the main advantages of using this model of banking supervision in the implementation of control in the area of AML/CFT. It discusses the problems arising from the implementation of the risk-based approach in the credit institution in the area of AML/CFT, also it presents the basic tools supervisory assessments of credit institutions in the area of AML/CFT.

Keywords: risk-based supervision, banking control for AML/CFT, risk management of anti-money laundering and counter terrorism financing, supervisory assessment tools in the area of AML/CFT.

Банковский контроль является разновидностью финансового контроля и составной частью банковского надзора. Право Банка России осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций установлено Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (ред. от 28 декабря 2013 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В свою очередь, на современном этапе развития системы банковского надзора одной из главных его составляющих является контроль за деятельностью кредитных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) незаконных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В настоящее время в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая название риск-ориентированного надзора. Суть этой модели - в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банковской системы. Такими факторами являются банковские риски. Поэтому в ходе реализации данной модели банковского надзора предполагается основное внимание сосредоточить на [4, с. 154]:

— выявлении сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/или областей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам по причине дефектов систем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;

— выявлении слабых банков и осуществлении надзора за ними в более интенсивном режиме по сравнению с банками, чье состояние не вызывает серьезных опасений.

© Шаманина Е.И., 2014

Риск-ориентированный надзор может рассматриваться в широком и узком смысле [3, с. 193— 194]. В широком смысле это - система, которая затрагивает, по сути, все компоненты надзора, включая анализ отчетности, раннее предупреждение опасного развития событий, классифицирование кредитных организаций по степени финансовой устойчивости, оценки системной устойчивости банковского сектора. Риск-ориентированный надзор в узком смысле состоит в выявлении в деятельности кредитных организаций (в основном методами документарного надзора) зон повышенного риска, проверке на месте состояния кредитных организаций по соответствующим направлениям, установлении степени реальных либо потенциальных проблем и определении режима надзора, т.е. степени интенсивности и характера требований, предъявляемых к кредитным организациям, а также характера применяемых к ним мер надзорного воздействия.

Риск-ориентированный надзор по своей сути относится к надзору за соблюдением требований качественного характера. Методы надзора за выполнением установленных требований и методы риск-ориентированного надзора в определенной степени совпадают, однако их главное различие заключается в том, что основное внимание надзорного органа уделяется не проверке выполнения формальных регулирующих требований количественного характера, а проверке соблюдения качественных требований с упором на механизмы и способы управления рисками. В сочетании с информацией, которой располагает надзорный орган в отношении принятых крупных рисков, это позволяет надзорному органу оценить, сможет ли банк и в дальнейшем соответствовать предъявляемым ему требованиям; а также определить, насколько разумную политику по управлению деятельностью банка проводит его руководство и обеспечит ли такая политика устойчивость банка в будущем.

Следует отметить, что под влиянием общемировых тенденций глобализации, бурного развития информационных и коммуникационных технологий, интенсификации денежных потоков неизбежно растет уязвимость банковской системы перед попытками ее использования в целях отмывания и легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. Проникновение в банковскую систему средств, имеющих незаконное происхождение, представляет серьезную угрозу ее устойчивости и стабильности, поскольку резко повышает вероятность возникновения ряда банковских рисков, прежде всего - правового, операционного, а также риска потери деловой репутации вследствие возникновения риска вовлечения кредитной организации в процессы легализации (отмывания) незаконных доходов.

При этом для кредитной организации риск легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма (риск ОД/ФТ) является по своей природе специфическим риском. Он зависит как от внешних (действующее законодательство в области ПОД/ФТ, география деятельности, клиентская база и др.), так и внутренних (система организации внутреннего контроля, подготовки кадров и др.) условий функционирования кредитной организации. Этот риск рассматривается в разрезе его видов, использование которых формирует систему управления потенциальными рисками, обеспечивая применение в отношении кредитных организаций соответствующих мер контроля и надзора [2, с. 13].

Так, в соответствии с требованиями Положения Банка России № 375-П от 02 марта 2012 г. «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при реализации программы управления риском ОД/ФТ кредитная организация обязана принимать меры по классификации клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (риск клиента), а также по определению риска вовлеченности кредитной организации и ее сотрудников в использование услуг кредитной организации в целях ОД/ФТ (риск использования банковских продуктов и услуг кредитной ор-

ганизации в целях ОД/ФТ). В свою очередь, успешная реализация программы управления риском ОД/ФТ возможна при наличии в кредитной организации эффективной системы внутреннего контроля.

На основе анализа существующей банковской практики можно определить следующие проблемы, возникающие при реализации риск-ориентированного подхода в кредитной организации в целях ПОД/ФТ [1]:

1) в сфере контроля со стороны руководства - пассивность высших органов управления;

2) в сфере внутреннего нормотворчества и риск-менеджмента:

- формальный характер внутренних нормативных документов, когда их разработка сводится, по сути, к копированию актов органов регулирования и надзора;

- отсутствие детально разработанных методик оценки риска ОД/ФТ, в том числе устанавливающих критерии их оценки, допустимый уровень и структурные параметры, что приводит к повышению субъективности и необоснованному возрастанию роли человеческого фактора или ошибки исполнителя при оценке риска;

- отсутствие документов, определяющих политику кредитной организации в области управления риском ОД/ФТ, что не позволяет оценить эффективность деятельности менеджмента и реальное финансовое положение;

- несвоевременная актуализация внутренних документов в соответствии с требованиями законодательства РФ и нормативных актов органов регулирования и надзора, что приводит к нарушениям в практической деятельности подразделений;

- отсутствие предварительной оценки и анализа рисков ОД/ФТ при внедрении новых продуктов и технологий, что может привести к неконтролируемому принятию рисков;

3) в работе службы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

- выбор приоритетов деятельности службы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ обусловлен стремлением высвободить ресурсы других подразделений;

- служба внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ не проводит экспертизу внутренних нормативных документов до их утверждения, что значительно сужает набор инструментов, который может быть использован в процессе управления риском вовлечения банка в процессы ОД/ФТ;

- руководитель службы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ не имеет статуса, позволяющего проводить анализ эффективности системы управления;

- служба внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ зависит от руководителей бизнес-подразделений, что обусловливает формализм оценок и отсутствие рекомендаций по результатам проверок, а также приводит к формальному контролю за устранением нарушений, выявленных при проверках.

Следует также отметить, что реализация риск-ориентированного подхода должна осуществляться финансовыми учреждениями как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Консолидированное управление рисками ОД/ФТ состоит прежде всего в оценке риска по группе предприятий, в которую входит финансовое учреждение, и комплексном управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в группу, с целью разумного сочетания финансового результата и уровня риска вовлечения в процессы ОД/ФТ. Организации, имеющие филиальную сеть, должны также уделять внимание вопросам управления рисками вовлечения в процессы ОД/ФТ, связанными с деятельностью филиалов. Организации, входящие в состав многопрофильных групп в качестве головных организаций или участников, должны принимать во внимание риски, связанные с переплетением финансовой и иной деятельности, усложнением организационной структуры управления и системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

С точки зрения риск-ориентированного надзора, контроль за деятельностью кредитных организаций в области ПОД/ФТ должен комбинировать в себе как обязательные количественные требования, так и качественный анализ, основанный на риск-ориентированных принципах и мотивированном суждении. Конкретные меры воздействия регулятора на кредитные организации необходимо применять лишь в случае выявления неоспоримого нарушения банковского законодательства. В то же время полученная дополнительно качественная информация может быть использована в дальнейшем надзорном процессе как база для разработки системы индикаторов, на основании которых можно выявлять проблемы в деятельности кредитной организации на максимально ранней стадии их возникновения.

Следует отметить, что с 1 сентября 2013 г., в России функционирует мегарегулятор всего финансового рынка, созданный на базе Банка России. Помимо надзора за коммерческими банками в его функции входит контроль за небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании, микрофинансовые организации. Идея создания для отечественного финансового рынка единого мегарегу-лятора в лице Банка России, осуществляющего надзор за любой деятельностью по оказанию финансовых услуг, представляется актуальной и необходимой, в первую очередь, для реформирования существующей системы банковского надзора и гармонизации его в соответствии с лучшими зарубежными практиками, что, безусловно, будет способствовать модернизации банковского сектора и всей финансовой системы России. Создание единого мегарегулятора также будет способствовать решению целого комплекса проблем: осуществлению комплексного надзора и мониторинга за финансовыми конгломератами, что соответствует требованиям Базельского комитета по международному банковскому надзору в части обеспечения консолидированного риск-ориентированного надзора и трансграничного надзора; выработке унифицированного подхода к регулированию различных типов финансовых институтов, деятельность которых носит взаимообусловленный характер по мере усложнения межсекторальных связей; реализации мер контроля за экспортом и импортом капитала в страну, что, безусловно, несет в себе повышенные риски не только для банковского сектора, но и экономики в целом. Таким образом, в условиях глобализации финансового рынка и рисков, сконцентрированных преимущественно в банковском секторе, структурированы ключевые проблемы надзорного процесса, обусловленные усложнением контроля за банками, входящими в крупные финансовые холдинги и корпорации, а также высокой универсализацией банковского инструментария и одновременно дезинтеграцией посреднических функций банков под влиянием бурного развития фондового и страхового сегментов финансового рынка.

Указанные проблемы в полной мере подтверждают необходимость объединения надзорных функций по всему вектору финансовых услуг в рамках оформления единого института мегарегули-рования. Принимая во внимание существенные изменения в российской надзорной практике, необходимо отметить, что в основе системы риск-ориентированного банковского надзора в области ПОД/ФТ традиционно останутся нормативные требования, гарантирующие исполнение банками минимальных норм и стандартов поддержания финансовой устойчивости и экономической безопасности деятельности как отдельно взятого банка, так и банковской системы в целом. При этом конкретные параметры надзорных требований должны определяться на основании мотивированного суждения, другими словами, их можно дифференцировать в зависимости от специфики деятельности конкретных кредитных организаций.

Учитывая существующий опыт надзорной практики, представляется, что в качестве основного инструмента риск-ориентированной надзорной оценки деятельности кредитных организаций в области ПОД/ФТ целесообразно использовать стресс-тестирование. При этом его методология может быть как обязательной к применению в рамках отдельных вопросов, так и рекомендуемой (на-

пример, рекомендации банкам разрабатывать более адаптированные к собственной специфике методики, а также использовать передовой зарубежный опыт и собственные разработки в сфере риск-менеджмента). Следующим элементом риск-ориентированного банковского надзора, непосредственно вытекающим из реализации механизма стресс-тестирования, является ограничение принятия банками чрезмерного уровня рисков, угрожающего системной устойчивости банковского сектора. Данное обстоятельство предполагает введение системы специального контроля за однотипными и (или) взаимосвязанными рисками у большинства кредитных организаций. В случае обнаружения накопления данных рисков мегарегулятору необходимо незамедлительно принимать меры к их снижению (минимизации). Третьим направлением совершенствования риск-ориентированного банковского надзора за обеспечением финансовой устойчивости кредитной организации является разработка системы качественных стандартов организации финансового мониторинга в банке.

Мотивированность надзора должна выражаться не в строгом контроле выполнения сроков подачи необходимых сведений о клиенте и его операциях, а в проверке наличия качественной системы анализа клиентской базы и экономического содержания операций, осуществляемых клиентами, что необходимо как в целях ПОД/ФТ, так и в целях поддержания рыночной эффективности деятельности банка. Рекомендательные стандарты риск-ориентированного банковского надзора должны охватывать те аспекты, которые в силу ограниченных возможностей не могут быть реализованы кредитными организациями. В первую очередь это касается рекомендаций по внедрению зарубежных методологий с учетом российской специфики, разработке продвинутых механизмов стресс-тестирования, организации финансового мониторинга, эффективной мотивации менеджмента.

Библиографический список

1. Шенаев В.Н. Центральный банк в процессе экономического регулирования / В.Н. Шенаев. - М.: Консал-тбанкир, 2004. - 154 с.

2. Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями / А.М. Тавасиев. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2006. - С. 193-194.

3. Рудько-Силиванов В.В., Зубрилова Н.В., Савалей В.В. Риск-ориентированный надзор за деятельностью кредитных организаций в области ПОД/ФТ // Деньги и кредит. - 2013. - № 6. - С. 13.

4. Каратаев М.В., Каратаев Е.В. Риск-ориентированный подход в сфере ПОД/ФТ: задачи, императивы, тенденции // Внутренний контроль в кредитной организации. - 2012. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.