Научная статья на тему 'Банковские карты в качестве важного резерва повышения качества структуры пассивов коммерческого банка'

Банковские карты в качестве важного резерва повышения качества структуры пассивов коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНКОВСКАЯ КАРТА / FINANCE / BANKING / BANK CARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инюшин Сергей Викторович

Исследована роль карт в качестве особого пассивного инструмента коммерческого банка. Проведен анализ структуры непроцентных доходов и расходов по операциям с банковскими картами Читинского отделения Сбербанка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANK CARDS AS IMPOTENT RESERVE OF QUALITY INCREASE OF COMMERCIAL BANK LIABILITIES STRUCTURE

The role of bank cards as a special passive tool of commercial banks is studied. The structure of no interest income and expenditure bank card transactions in Chita Division of Sberbank of Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Банковские карты в качестве важного резерва повышения качества структуры пассивов коммерческого банка»

С.В. ИНЮШИН

(специальных фондов) не несет в себе опасности утраты существующими акционерами контроля над банком, сдерживает сужение их доли в собственности. Нерациональное использование прибыли, т.е. расходование ее только на потребление (оплату труда и другие расходы банка), слишком высокий размер выплачиваемых дивидендов в большинстве

случаев лишают банк конкурентоспособности и приводят к оттоку капитала и денежных ресурсов и в итоге к банкротству.

примечание

1 Составлено по данным региональных приложений к бюллетеням банковской статистики за соответствующие годы.

с.в. инюшин

кандидат экономических наук, управляющий Оловяннинским отделением Сбербанка РФ

банковские карты в качестве важного резерва повышения качества структуры пассивов коммерческого банка

Эмиссия банковских карт, являясь одним из относительно новых видов банковской деятельности, в последние годы приобретает все большее значение. Этому способствует, с одной стороны, возможность получения разного рода комиссий от операций в пунктах выдачи наличных и торгово-сервисных точках, с другой — привлечение банковскими картами на свои счета определенного объема средств. Роль карт в качестве особого пассивного инструмента и будет рассмотрена в рамках статьи на примере Читинского отделения Сбербанка РФ (Читинского ОСБ).

Читинское отделение осуществляет выпуск и обслуживание карт по двум основным направлениям: карты международных систем (Visa, MasterCard, Maestro) и карты АС «Сберкарт», имеющей хождение на территории России. В свою очередь, продукты каждой системы делятся на два вида: карты физических лиц (личные) и карты юридичес-

ких лиц (корпоративные). На 1 января 2002 г. общий объем эмиссии составил 3568 карт с остатком средств 31,9 млн р. За год данные показатели существенно возросли и на 1 января 2003 г. составили соответственно 7456 штук и 71,7 млн р. Средний остаток на одной карте вырос с 8,9 тыс. р. до 9,6 тыс. р. (табл. 1).

Основной удельный вес в общем остатке эмитированных карт занимали личные банковские карты АС «Сберкарт» — 90%, однако объем средств, привлеченных на карты данного вида, в настоящий момент составляет лишь 58%. Карты АС «Сберкарт», занимая ведущее место по количеству, значительно уступают картам международных систем по среднему остатку на одной карте (6 тыс. р. и 48 тыс. р. соответственно). Данный факт свидетельствует о дифференциации клиентского сектора в отношении различных карточных продуктов.

Таблица 1

Основные показатели Читинского ОСБ по реализации банковских карт

Вид карты Объем эмиссии на 01.01.2002 г., шт. Остатки средств на 01.01.2002 г., тыс. р. Остаток на одной карте на 01.01.2002 г., тыс. р. Объем эмиссии на 01.01.2003 г., шт. Остатки средств на 01.01.2003 г., тыс. р. Остаток на одной карте на 01.01.2003 г., тыс. р. Рост остатка на одной карте

АС «Сберкарт» Физические лица 3 307 25 810 8,0 6 829 42 102 6,0 -2,0

Юридические лица 5 19 4,0 25 1 042 42,0 38,0

Международные карты Физические лица 256 6 077 24,0 602 28 611 48,0 24,0

Юридические лица 0 0 0,0 0 0 0,0 0,0

Всего 3 568 31 906 8,9 7 456 71 755 9,6 0,7

© С.В. Инюшин, 2005

Несмотря на колебания остатков средств на счетах банковских карт, средний остаток на одной карте в течение года колебался в незначительных пределах — от 9 до 11 тыс. р. При сложившемся среднегодовом значении показателя 10,4 тыс. р. на одну карту максимальное отклонение не превысило 10%. Таким образом, внедрение банковских карт позволяет формировать в высокой степени устойчивую ресурсную базу, при том что счета банковских карт являются счетами до востребования. Отсутствие значительных колебаний позволяет размещать средства в долгосрочные активы с высокой доходностью.

Второй важной положительной характеристикой использования банковских карт, помимо устойчивости ресурсной базы, является низкая процентная ставка привлекаемых средств. Соответственно, расходы на привлечение ресурсов данного вида относительно невелики, что положительно влияет на финансовые результаты деятельности банка.

Поскольку реализация карточных программ преследует достижение двух основных целей: привлечение большого объема дешевых ресурсов на счета пластиковых карт, а также взимание комиссии при совершении клиентами операций по картам, то данные цели определяют, в свою очередь, и струк-

туру получаемых доходов, наличие в них процентной и непроцентной составляющих.

Читинским ОСБ за 2002 г. было получено 2740 тыс. р. непроцентных доходов по пластиковым картам в виде комиссии (табл. 2). Наиболее низкой является отдача от обслуживания торгово-сервисной сети — 24 тыс. р., или 0,9%. Очевидно, что в развитии операций по карточному обслуживанию торговых точек заложен значительный потенциал увеличения прибыли банка.

Расходную часть работы с картами Читинского ОСБ составляют расходы на приобретение карт, рекламу, заработную плату, административно-хозяйственные расходы. Общая сумма непроцентных расходов — 1748 тыс. р., в итоге непроцентная прибыль равна 992 тыс. р.

Оценка объема процентных доходов, связанных с размещением привлеченных на карточные счета средств, приведена в табл. 3. Исходя из среднего остатка привлеченных средств и средней ставки размещения привлеченных ресурсов в Читинском ОСБ, а также из долей средств, отчисляемых в фонд обязательных резервов (ФОР), объем полученных доходов составил 5650 тыс. р.

Совокупная прибыль составила 5407 тыс. р., что обеспечило избыточное покрытие произведенных в 2002 г. инвестиций (табл. 4).

Таблица 2

Структура непроцентных доходов и расходов по операциям с банковскими картами Читинского ОСБ в 2002 г.

Вид доходов и расходов Сумма, тыс. р. Удельный вес, %

Доходы От обслуживания счетов банковских карт, выданных территориальным банком 335 12,2

От реализации зарплатных проектов (плата за обслуживание счетов зарплатных карт, комиссия за перечисление средств на счета карт) 175 6,4

От обслуживания торгово-сервисной сети отделения территориального банка 24 0,9

От операций выдачи наличных по картам сторонних эмитентов (по сбербанковским картам в банкоматах сторонних банков) 1 265 46,2

Прочие 941 34,3

Всего непроцентных доходов 2 740 100,0

Расходы На закупку расходных материалов и карточек, включая расходы по централизованным поставкам 454 26,0

На рекламу банковских карт (ТВ, радио, изготовление буклетов и т.д.) 21 1,2

На оплату труда работников 940 53,8

Административно-хозяйственные 99 5,7

Прочие 235 13,4

Всего непроцентных расходов 1 748 100,0

Операционная непроцентная прибыль 992 100,0

Известия ИГЭА. 2005. № 3-4 (44-45)

С.В. ИНЮШИН

Таблица 3

Объем процентных доходов и расходов по операциям формирования и размещения средств на счетах банковских карт в 2002 г., тыс. р.

Таблица 4

Прибыль от реализации карточных программ Читинским ОСБ в 2002 г. (при сроке окупаемости вложений 0,3 года)

Вид доходов Сумма, Удельный

тыс. р. вес, %

Операционная прибыль

Непроцентная 992 18

Процентная 4 415 82

Всего 5 407 -

Прибыль на одну карту 1,24 -

Прибыль на одного работника 1 352 -

Инвестиции 1 590 -

На приобретение банкоматов 1 224 -

На приобретение терминалов 367 -

Проведенный анализ показывает, что использование банковских карт в качестве инструмента привлечения ресурсов является эффективным с точки зрения как конечных финансовых результатов, так и устойчивости привлеченных средств. Вместе с тем имеется ряд серьезных факторов, сдерживающих активное внедрение данного банковского продукта в Читинском регионе, главным из которых является то, что развитие операций по пластиковым картам связано в первую очередь с созданием инфраструктуры обслуживания, включающей пункты выдачи наличных и торгово-терминальную сеть.

В области развития торговых точек важно определить те из них, которые будут иметь потенциально высокий оборот покупок по картам. Обычно к таким относятся сети автозаправочных станций, оптовые организации

торговли, супермаркеты. В то же время основным препятствием для активной работы по развитию торговой сети остается высокая трудоемкость данного вида деятельности. Как правило, установка одного торгового терминала проходит по схеме, приведенной на рисунке.

1

2 Организация

Банк 3

4

Порядок установки торгового терминала: 1 — проведение переговоров с руководством организации; 2 — подготовка договора и передача его на подписание контрагенту; 3 — выезд для установки терминала и передача контрагенту на подписание акта приема-передачи оборудования; 4 — выезд для обучения персонала торговой точки

Оценочная потребность в трудозатратах для каждого пункта составляет 2 человеко-часа, таким образом, на установку одного терминала требуется 1 человеко-день. Приведенная схема не включает в себя работу по повторному обучению персонала, выезд с целью профилактического осмотра оборудования и пополнения расходных материалов, а также обновление программного обеспечения1.

Вторым необходимым условием внедрения карточных банковских продуктов является установка банкоматов. По существующим нормативам Сбербанка РФ, нагрузка на один банкомат не должна превышать 2 тыс. пользователей. Таким образом, на каждые 10 тыс. новых карт необходимо приобрести и установить как минимум пять банкоматов. Кроме того, практика показывает, что эксплуатация банкоматов, представленных на российском рынке, связана с проблемами поддержания работоспособности данного оборудования. Это важно, так как повышение качества функционирования банкоматов напрямую влияет на формирование имиджа банка, успешность дальнейшего развития операций с пластиковыми картами и не может быть осуществлено без проведения дополнительного обучения персонала, ответственного за эксплуатацию и ремонт банкоматов.

Несмотря на указанные трудности работы с банковскими картами, данный вид услуг является привлекательным и приводит к ак-

Показатель Значение

1. Общий остаток средств (стр. 3 • стр. 2) 51 272

2. Средний остаток средств на одной карте 10,4

3. Среднее количество карт в 2002 г. 4 930

4. Процент отчисления в ФОР 7

5. Размещаемый остаток средств (стр. 1 • (100% - стр. 4)) 47 683

6. Средняя процентная ставка по размещенным ресурсам 15,8

7. Доходы от размещения средств (стр. 5 • стр. 6 : 12 • 9) 5 650

8. Средняя процентная ставка по привлеченным на карты ресурсам 2

9. Расходы на привлечение средств (стр. 3 • стр. 8 : 12 • 9) 769

10. Операционная процентная прибыль (стр. 7 - стр. 9) 4 881

Известия ИГЭА. 2005. № 3-4 (44-45)

тивной конкуренции между Сбербанком РФ и другими коммерческими банками г. Читы, и в первую очередь Читинским филиалом Внешторгбанка и банком «Сибирское ОВК» (Росбанк). «Сибирское ОВК», не имея развитой сети торговых терминалов и банкоматов, предлагает карты международных систем абсолютно бесплатно. Основными объектами конкурентной борьбы являются крупные предприятия с численностью персонала свыше 1 тыс. человек, а также администрация города и области. Потенциальными объектами работы с пластиковыми картами являются расположенные в отдаленных районах области предприятия, техническое развитие которых не позволяет обеспечить хождение карт. Примером подобного предприятия является Харанорская ГРЭС, расположенная в Оловяннинском районе Читинской области. Численность персонала электростанции — 3500 человек (вместе с обслуживающими организациями), месячный фонд оплаты труда — свыше 15 млн р. Возможная оценка только комиссионных доходов банка от реализации проекта по выплате заработной платы с использованием банковских карт составляет порядка 1 млн р. ежегодно2.

Определенную роль, вне всякого сомнения, будет играть то обстоятельство, что в

западных странах количество карт превышает общее количество населения. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в России, где даже в крупных городах на человека приходится 0,5 карты, остается огромный неосвоенный рынок. Кроме того, необходимо учитывать то обстоятельство, что банковская карта постепенно приобретает дополнительные функции, выступая, например, в качестве эффективного кредитного инструмента. Развитие новых технологий позволяет работать с банковской картой, используя услуги операторов сотовой связи (мобильный банк), или, например, осуществлять расчеты в глобальной сети Интернет.

Учитывая изложенное, можно с большой долей уверенности прогнозировать возрастающее усиление интереса российских коммерческих банков к эмиссии банковских карт, а равно и к развитию соответствующей инфраструктуры.

примечания

1 Обновление программного обеспечения обычно сопряжено с изъятием терминала, доставкой его в банк, проведением перезагрузки программного обеспечения, возвратом терминала торговой организации.

2 В настоящее время в ОАО «Харанорская ГРЭС» реализован карточный проект Читинским филиалом Промстройбанка.

И.В. САМАРУХА

кандидат экономических наук

роль БАНКА РОССИИ В ПРОВЕДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Становление Банка России как независимого кредитно-финансового института началось с принятия закона РФ «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г.1 Принцип независимости Центрального банка получил закрепление на высшем законодательном уровне — в ст. 75 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.2

Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В эту систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, а также другие предпри-

ятия и организации, необходимые для успешной деятельности банка.

Правовое регулирование статуса Банка России осуществляется на нескольких уровнях: конституционном, специальном законодательном и подзаконном (на уровне актов самого Банка России). Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2).

В соответствии со ст. 3 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности

© И.В. Самаруха, 2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.