Научная статья на тему 'Банковская система США: история в пространстве'

Банковская система США: история в пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1360
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / США / ГЕОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / BANKING SYSTEM / THE USA / HISTORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лузанов А. Н.

География это история в пространстве. Этот известный афоризм французского историка и географа Реклю применим ко многим странам мира, но особенно ярко проявляется в США. В частности, изучение и понимание банковской системы США невозможно без знания историко-географических особенностей ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKING SYSTEM OF THE USA: TERRITORIAL HISTORY

Geography is territorial history. This well-known saying of French historian and geographer Elisée Reclus is applicable to many countries of the world, in particular to the USA. Studying and understanding of the USA banking system is also impossible without knowing the historical-geographical features of its development.

Текст научной работы на тему «Банковская система США: история в пространстве»

УДК 911.3.:336.71 (73) А.Н. Лузанов1

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США: ИСТОРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

География — это история в пространстве. Этот известный афоризм французского историка и географа Реклю применим ко многим странам мира, но особенно ярко проявляется в США. В частности, изучение и понимание банковской системы США невозможно без знания историко-географических особенностей ее развития.

Ключевые слова: банки, США, география, история, регулирование.

Введение. "Банковская система США настолько сложна, что понять ее невозможно, а изучать бесполезно" — эта известная шутка американских экономистов имеет под собой несколько серьезных оснований, одно из которых — ярко выраженная географичность банковской системы США. Если в других странах сам факт существования какой-либо географии финансов может быть поставлен под сомнение, то в США территориальность финансов считается почти банальностью. Очевидно, что этот факт является следствием гипергеогра-фичности самой страны, причем как в природном, так и общественном измерении. Любопытно, что профессиональные американские географы практически равнодушны к этой тематике. Немногие исключения приведены в списке литературы [13, 20, 21]. При этом в США существует ряд научных работ, написанных экономистами и посвященных на первый взгляд исключительно финансовым вопросам, где слова "географический", "региональный" и т.п. встречаются едва ли не чаще, чем в учебниках по географии [9].

Постановка проблемы. Ядро финансовой системы США (без учета государственных финансов) составляет банковская система. Она имеет длительную и богатую событиями историю развития, тесно переплетенную с историей и географией страны в целом. Первые попытки создать Центральный банк и упорядоченную систему кредитно-денежных отношений предпринимались в США сразу после обретения независимости и в начале XIX в. Однако до Гражданской войны (1861—1865) существовала сильная политическая оппозиция какой-либо централизации, исходившая в основном от южных штатов. Все это время в стране действовали только коммерческие банки, получавшие лицензию от правительств отдельных штатов. Они стали называться банками штатов (state banks, не путать с государственными банками!). Банки штатов осуществляли эмиссию собственных банкнот, а общенациональных денег до Гражданской войны не существовало. Период с 1789 по 1863 г. в США известен как эпоха "банковской анархии". Фактически вся финансово-банковская деятельность и ее регулирование

осуществлялись в отдельных штатах, как если бы они были суверенными государствами.

"Банковская анархия" способствовала периодическим финансовым потрясениям и различным злоупотреблениям [7, с. 71]. Например, с географической точки зрения любопытно такое явление той эпохи, как так называемый "дикий бэнкинг" (wildcat banking). Его суть заключалась в том, что коммерческий банк, получивший лицензию от властей штата, начинал широкую эмиссию бумажных денег, не располагая достаточным количеством золота или серебра. Чтобы максимально затруднить обязательный обмен выпущенных банкнот на благородный металл, недобросовестный банк размещал свой главный (и единственный!) офис в каком-нибудь труднодоступном месте, где "живут только дикие кошки".

После Гражданской войны положение дел в банковской сфере США принципиально изменилось. В 1863—1864 гг. федеральным правительством были приняты Национальный банковский акт и специальный закон о национальных банках (national banks). Это были коммерческие банки, получавшие лицензию, а также право на эмиссию общенациональных банкнот от федеральных властей. Национальные банки были обязаны покупать за "звонкую монету" специальные ценные бумаги казначейства США и могли эмитировать наличность в пределах соответствующей квоты. В случае банкротства национального банка все его банкноты принимались казначейством. Лицензирование и надзор за деятельностью национальных банков был поручен Службе финансового контролера (Office of the Controller of the Currency) — автономному подразделению министерства финансов США. Также еще во время Гражданской войны появились знаменитые банкноты "гринбэки" (greenbacks), эмитированные непосредственно казначейством. Это популярное и сейчас жаргонное название "гринбэки" получили из-за своего зеленого оборота, который позволял легко отличать их от погашаемых казначейских облигаций, имевших желтый оборот.

Несмотря на некоторое упорядочение и централизацию, банковская система США после Граж-

1 Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, ст. науч. сотр., канд. геогр. н., e-mail: [email protected]

данской войны и даже в начале XX в. оставалась весьма архаичной. В стране имели хождение различные бумажные и металлические деньги, остро стояла проблема межбанковских обязательств и платежей. В отсутствие системы обязательного страхования депозитов вкладчики часто стихийно (под влиянием слухов и др.) изымали свои вклады из банков, что приводило к банкротствам даже вполне благополучных финансовых институтов.

Все эти проблемы еще больше усугублялись запретом для коммерческих банков действовать за пределами своего штата. Многие штаты ограничивали возможность банков создавать филиалы даже внутри своей территории. При этом особой дискриминации штаты подвергали национальные банки. Среди распространенных ограничений на открытие филиалов было так называемое правило защиты местной штаб-квартиры. Суть его заключалась в том, что если в городе с численностью населения менее 50 тыс. человек существует местный банк, то банки из других городов (того же штата) не могут открывать в нем свои филиалы. Часто штаты разрешали создавать банковские филиалы только в том графстве, где базировался банк, или только на определенном расстоянии от штаб-квартиры банка. Основным мотивом подобных ограничений было желание не допустить "перекачки" банками денег из одного региона в другой. Вследствие этого в США были созданы десятки тысяч "коммунальных" коммерческих банков, обслуживающих главным образом население и хозяйство на небольшой территории (community banks).

В начале XX в. прогрессирующая индустриализация и урбанизация США потребовали радикальных реформ банковской системы. В 1913 г. конгресс принял закон о Федеральной резервной системе (Federal Reserve System, ФРС). Эта организация стала фактически Центральным банком США, получила монопольное право на эмиссию бумажных денег и некоторые права по регулированию банковской деятельности. Однако противники централизации не сдавались. В результате их активности ФРС существенно отличается от ЦБ других стран, а банковская система США приобрела еще более многоуровневый характер, в отличие от привычной во всем мире двухуровневой системы (единый ЦБ и коммерческие банки). Для ФРС характерны собственная территориальная организация и достаточно сложное федеративное устройство, заслуживающие отдельного исследования. Банками — членами ФРС в обязательном порядке являются все национальные банки, а банки штатов — добровольно, но при условии соответствия определенным требованиям [1, с. 22, 18].

Ключевым моментом в истории банковской системы США стала так называемая Великая депрессия. В частности, только в 1929—1932 гг. в США было ликвидировано около 6 тыс. (!) коммерческих и сберегательных банков с общим объемом вкла-

дов 3,6 млрд долл. Всего с 1927 по 1934 г. число банков в США уменьшилось примерно с 27 до 16 тыс., а суммарный объем банковских вкладов за этот же период сократился с 51 до 40 млрд долл. Этот самый тяжелый банковский кризис в истории США имел и свои географические особенности [3, 5].

Реакцией на Великую депрессию стало усиление государственного регулирования экономики, и банковской системы в частности. В 1933 г. был принят федеральный закон Гласса—Стигалла. Он существенно ограничивал (хотя и не запрещал полностью) возможности коммерческих банков по операциям с негосударственными ценными бумагами, а также создал Федеральную корпорацию страхования вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation; ФКСВ). Это федеральное агентство должно возмещать потери вкладчикам в случае банкротства банка, а также имеет некоторые права по надзору и регулированию застрахованных банков. Страховые взносы в ФКСВ обязаны платить все национальные банки. Подавляющее большинство банков штатов (к 1990 г. практически все) также вступило в ФКСВ в добровольно-принудительном порядке. В 1934 г. полностью компенсировались вклады до 2,5 тыс. долл., в период с 1980 по 2008 г. — до 100 тыс. долл. Закон Гласса—Стигалла также запретил коммерческим банкам выплачивать проценты по вкладам до востребования и ввел потолок процентов по срочным вкладам. Существенно была повышена ответственность коммерческих банков за различные злоупотребления, невыполнение установленных обязательных нормативов.

Продолжали сохраняться и многочисленные ограничения на создание банковских филиалов. Еще в 1927 г. был принят федеральный закон МакФадде-на, запрещавший коммерческим банкам открывать филиалы за пределами своего штата, а также подтвердивший права штатов устанавливать любые лимиты на филиальную активность банков внутри своей территории. Единственное, чего удалось добиться "прогрессистам", это уравнивания в правах национальных банков и банков штатов, которые ранее находились в более привилегированном положении [6, с. 26].

"Закручивание гаек" в банковской сфере США привело к стабилизации (число банкротств банков было сведено к минимуму), но уменьшило эффективность банковской деятельности. Банковская система стала проигрывать в конкурентной борьбе с другими менее зарегулированными финансовыми институтами (страховые компании, инвестиционные фонды и др.). Сами коммерческие банки начали скрытую войну против ряда чрезмерных ограничений, которая завершилась их победой в 1980-е и особенно в 1990-е гг. Постепенно были отменены ограничения на выплаты процентов по банковским вкладам, а в 1999 г. был принят федеральный закон Грамма—Лича—Блили. Он отменил ограни-

чения прав коммерческих банков по операциям с ценными бумагами и разрешил создание финансовых холдингов, включающих коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании.

В борьбе против географических ограничений на открытие филиалов коммерческие банки США прибегли к тактике создания банковских холдингов (БХ). Формально вошедший в такой холдинг банк остается самостоятельным, но фактически превращается в автономный филиал "системообразующего" банка. Первоначально БХ распространялись внутри штатов (особенно там, где существовали наиболее жесткие запреты), но потом вышли на межрегиональный уровень. Власти США пытались регулировать этот процесс. В 1956 г. был принят закон о банковских холдинговых компаниях [6, с. 40]. Он поручил ФРС надзор за ними, а также запретил создание межштатных БХ без разрешения властей соответствующих штатов. Однако развитие телекоммуникаций и появление интернет-бэнкинга сыграли в пользу сторонников "банковской глобализации". В 1994 г. был принят закон Ригля—Нила, разрешивший открывать банковские филиалы и создавать БХ без каких-либо географических ограничений. Фактически только с этого момента можно говорить о действительно общенациональной банковской системе США!

Несмотря на распространенное среди многих современных экономистов мнение, что банки должны перераспределять финансовые ресурсы между территориями, в США сохранились опасения насчет чрезмерной "перекачки" банками капиталов из одного региона в другой. Для предотвращения подобной практики закон Ригля—Нила ввел специальный норматив отношения выданных кредитов и привлеченных депозитов (loan-to-deposit ratio). Если "внешние", т.е. находящиеся за пределами своего штата, филиалы коммерческого банка нарушают этот норматив, то они могут быть закрыты, "провинившемуся" банку может быть запрещено открывать новые "внешние" филиалы. В 1999 г. закон Грамма—Лича—Блили распространил соответствующие нормативы и на дочерние банки в рамках БХ, поручив ФРС общий надзор за межштатной банковской деятельностью. Кроме того, еще в 1978 г. был принят федеральный закон о коммунальных (местных) реинвестициях. Этот действующий и ныне акт прямо предписывает банкам удовлетворять кредитные потребности населения и хозяйства, в частности малого бизнеса и лиц с низкими доходами, в местах базирования банков. В случае нарушения закона о местных реинвестициях банкам грозят различные санкции (штрафы, запреты на создание новых филиалов, присоединение других банков и др.) [6, с. 527].

До 2007 г. банковская система США была динамичной и успешно развивающейся отраслью экономики (табл. 1). После проведения "дерегулирования" в США набрал силу процесс централизации

и концентрации банковской деятельности. Прошла волна слияний и поглощений, увеличилось и число банкротств банков (особенно в начале 1990-х гг.) [10, 12]. Как следствие число коммерческих банков существенно сократилось. К концу 2005 г. в США действовало 7527 коммерческих банков, из которых 1818 быши национальными банками, а 5709 — банками штатов (из них только 907 входят в ФРС) [16]. Однако США по-прежнему остаются мировым рекордсменом по числу действующих коммерческих банков.

Таблица 1

Основные показатели развития банковской системы США в 1990-2005 гг.*

Показатели 31.12.1990 31.12.1994 31.12.2000 31.12.2005

Число действующих коммерческих банков, ед. 12 343 10 452 8315 7527

Суммарные активы коммерческих банков, млрд долл. 3389 4012 6246 9040

Отношение суммарных активов коммерческих банков к ВВП, % 58,4 56,7 63,6 72,7

Собственный капитал коммерческих банков, млрд долл. 219 312 531 912

Чистая прибыль коммерческих банков, млрд долл. 16 45 71 114

Отношение собственного капитала коммерческих банков к активам, % 6,46 7,78 8,50 10,09

Отношение чистой прибыли коммерческих банков к активам, % 0,47 1,12 1,14 1,26

Число занятых в коммерческих банках, тыс. чел. 1518,3 1489,2 1670,9 1868,2

* Составлена на основе данных ФКСВ США и МВФ [8, 11, 19].

В области государственного регулирования банковской деятельности в США сложилось своеобразное разделение властей. Приоритет по надзору за национальными банками традиционно остается за Службой финансового контролера, а за банками штатов помимо их властей "приглядывают" ФКСВ и ФРС (только банки-члены). Кроме того, ФРС осуществляет регулирование старых БХ и новых финансовых холдингов, борется с монополизацией национального и региональных рынков банковских услуг [2]. Для координации деятельности федеральных "надзирателей" и "регуляторов" со-

Таблица 2

Банковские учреждения в США в 1994—2005 гг.*

Показатели 30.06.1994** 30.06.1997 30.06.2005

Число действующих коммерческих банков, ед. 10 718 9309 7549

Число филиалов коммерческих банков, ед. 53 387 58 647 71 421

Суммарное число банковских учреждений (банки и филиалы), ед. 64 105 67 956 78 970

Число "внешних" филиалов коммерческих банков, ед. 30 5414 28 001

Доля "внешних" филиалов в суммарном числе филиалов коммерческих банков, % 9,2 39,2

Число коммерческих банков, имеющих "внешние" филиалы, ед. 10* 103 387

* Составлена на основе данных ФКСВ США [14, 15, 17]. ** Данные на 09.01.1994 (до принятия закона Ригля—Нила), прочерк — данные недоступны.

здан специальный совещательный орган (Федеральный совет по надзору за финансовыми институтами). Произошедшее в США "дерегулирование" не следует приравнивать, как это часто происходит, к полному отказу от государственного регулирования банковской системы, оно является лишь устранением устаревших и неэффективных методов такого регулирования. Разразившийся в 2007—2008 гг. финансовый (так называемый ипотечный) кризис может вызвать новые изменения в государственном регулировании банковской системы США. Последствия этого кризиса (в том числе географические) для банков США пока еще не очень понятны, а их анализ потребует отдельного серьезного исследования.

На фоне сокращающегося числа коммерческих банков в США наблюдается бурный рост числа банковских филиалов (табл. 2). Это объясняется созданием множества "внешних" филиалов, доля которых в середине 2005 г. превысила 39%. До принятия закона Ригля—Нила в 1994 г. существовало всего 30 "внешних" филиалов, которые коммерческим банкам было разрешено открывать в порядке исключения только в пределах 30 миль от своей штаб-квартиры [14, 15, 17].

Заключение. Размещение банковских учреждений в США и обеспеченность ими населения характеризуются заметной неравномерностью (табл. 3). Наиболее передовые, богатые и густонаселенные штаты страны часто уступают по числу банков другим, казалось бы, ничем не примечательным регионам. Например, на конец 2005 г. "аграрная" Айова превосходит по числу банков Нью-Йорк и

Калифорнию, а "отсталый" штат Миссисипи намного обогнал "продвинутый" Массачусетс. При анализе обеспеченности населения банковскими учреждениями (банки и филиалы) подобная картина становится еще ярче. Например, не особо богатый, небольшой и по площади территории, и по численности населения (чуть более 600 тыс. чел.) штат Вермонт оказывается обеспечен банковскими учреждениями в разы лучше, чем такие "гиганты", как Нью-Йорк, Калифорния, Техас и Флорида.

Таблица 3

Банковские учреждения в некоторых штатах США на 31.12.2005 г.*

Штат Число коммерческих банков, ед. Число филиалов коммерческих банков, ед. Число банковских учреждений (банки и филиалы), ед. Число банковских учреждений на 100 тыс. жителей

Айова 392 1097 1489 50,4

Вермонт 14 225 239 38,5

Западная Виргиния 64 560 624 34,4

Калифорния 274 4935 5209 14,5

Иллинойс 611 3554 4165 32,8

Массачусетс 36 1049 1085 16,9

Миссисипи 93 1061 1154 39,8

Мичиган 156 2855 3011 29,8

Нью-Йорк 134 3775 3909 20,3

Огайо 175 3367 3542 30,9

Округ Колумбия 6 164 170 30,7

Северная Каролина 74 2339 2413 28,3

Техас 623 4897 5520 24,5

Флорида 262 4148 4410 25,3

США в целом 7527 72 775 80 302 27,5

* Составлена на основе данных ФКСВ США [16].

Описанный парадокс обычно объясняется так называемым эффектом концентрации. Он проявляется почти во всех странах, на различных территориально-иерархических уровнях [4, с. 149]. Суть "эффекта концентрации" заключается в зависимости размещения банковских учреждений (особенно филиалов) от особенностей расселения. В регионах с преобладающим сельским населением, а также в случае с множеством небольших и средних городов банки в погоне за клиентами вынуждены открывать много филиалов. С другой стороны, если в регионе есть 1—2 крупных доминирующих городских центра, банки концентрируются в них, а необходимость открывать множество филиалов не возникает.

Значение "эффекта концентрации" не следует преувеличивать. В разных штатах США процессы консолидации банков и развитие филиальной сети шли разными путями. Например, штат Иллинойс, имеющий крупный доминирующий городской центр (Чикаго), сохранил значительное число банковских

учреждений. Интересно, что, в отличие от многих других стран, столица США не является по-настоящему важным банковским центром. При этом Вашингтон имеет огромное значение как база для центральных органов ФРС, ФКСВ, МВФ и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернштам Е.С., Лузанов А.Н. Региональные аспекты организации и государственного регулирования банковской сферы. М.: УРСС, 2001.

2. Лузанов А.Н. Американская география денег // Нац. банковский журн. 2007. № 8. С. 14—16.

3. Лузанов А.Н. Географические аспекты банковских кризисов в России и США // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Вып. 16. М., 2006. С. 81—89.

4. Лузанов А.Н. География банковской деятельности. М.: Макс-пресс, 2002.

5. Лузанов А.Н. География финансовых кризисов // География, общество, окружающая среда. Т. V. География социально-экономического развития. М.: Городец, 2004. С. 399—419.

6. Пассейк Ж.Г., Поллард А.М., Эллис КХ. Банковское право США. М.: Прогресс, 1992.

7. Садков В.Г., Овчинникова О.П. Банковские системы развитых стран: история, современность, перспективы. М.: Прогресс, 2001.

8. FDIC Quarterly Banking Profile 2005. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

9. Gratton H. Regional and Other Midsize Banks: Recent Trends and Short-Term Prospects // Future of Banking Study. 2004. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

10. Hanc G. The Future of Banking in America // FDIC Banking Rev. 2004. Vol. 16, N 1. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

11. Historical Statistics on Banking 1934—2001. Commercial Banks. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

12. Jones K., Critchfield T. Consolidation in the U.S. Banking Industry: Is the "Long, Strange Trip" About to End? // FDIC Banking Rev. 2005. Vol. 17, N 4. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

13. Lord J. Impact of banking acquisitions on local market concentration in Florida // Southeastern Geographer. 1990. N 30. P. 2-16.

14. Number of FDIC-Insured Institutions As of June 30, 1991-2005. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

15. Number of Interstate Branches Operated by FDIC-Insured Commercial Banks 1994-2005. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

16. Number of Offices of FDIC-Insured Depository Institutions, Grouped According to Class of Institution, State, and Type of Office, December 31, 2005. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

17. Number of Offices of FDIC-Insured Institutions As of June 30, 1994-2005. Сайт ФКСВ США (www.fdic.gov).

18. The Federal Reserve System: Purposes and Functions. 2005. Сайт ФРС США (www.federalreserve.gov).

19. US: 2005. IMF Staff Report. Сайт МВФ (www.imf.org).

20. Wheeler J., Zhou B. Changes in commercial banking in the new U.S. Urban Service Economy, 1985—1990 // Abstr. Ass. of American geographers, 90th Annual Meeting. D.C. 1994.

21. Zhou B. Banking geography of the United States. Structure, conduct, and performance of commercial banks in the U.S. metropolitan system. N.Y., 1997.

Поступила в редакцию 16.04.2008

A.N. Luzanov

BANKING SYSTEM OF THE USA: TERRITORIAL HISTORY

Geography is territorial history. This well-known saying of French historian and geographer Elisée Reclus is applicable to many countries of the world, in particular to the USA. Studying and understanding of the USA banking system is also impossible without knowing the historical-geographical features of its development.

Key words: banking system, the USA, history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.