Научная статья на тему 'Банковская система КНР в период реформ'

Банковская система КНР в период реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2478
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КНР / РЕФОРМА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / BANKING SYSTEM / CHINA / BANKING REFORMS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская система КНР в период реформ»

Ю.А. Макеев

Банковская система КНР в период реформ

До начала экономических реформ Народный банк Китая (НБК) выполнял одновременно функции, характерные для центрального и коммерческого банка, являясь государственным эмиссионным банком, осуществляя при этом кредитование промышленности и торговли, страховые операции и т. д. Банковское кредитование осуществлялось на основе директивных методов в соответствии с планами развития народного хозяйства. Механизма эффективного управления денежной массой не существовало, правительство, как и государственные предприятия, могло получать кредиты практически без каких-либо ограничений.

В 1979 г. институциональная структура банковского сектора КНР была кардинально изменена. Из Народного банка Китая были выделены в отдельные организации: Сельскохозяйственный банк Китая (СХБК), учрежденный на базе Бюро по управлению сельскими отделениями НБК, и Банк Китая, которому были переданы операции по обслуживанию внешнеэкономической деятельности. Позднее от министерства финансов КНР был отделен Строительный банк Китая (СБК), основной сферой деятельности которого, как предполагалось, должно было стать обслуживание строительного комплекса.

Важные преобразования произошли в 1983 г., когда Государственный совет принял решение о создании на базе НБК отдельной организации, выполняющей функции центрального банка. С этой целью из структуры НБК были выделены все подразделения, занимавшиеся привлечением депозитов и размещением кредитов, а также другой банковской деятельностью, на основе которых был создан Китайский промышленно-торговый банк (КПТБ). Одновременно была выделена в самостоятельную организацию Китайская народная страховая компания. В ведении КПТБ оказались подразделения НБК, занимавшиеся банковской деятельностью в городах. Таким образом, НБК были оставлены полномочия по контролю за работой банковской системы, а также осуществление кредитно-денежной политики, а из выделенных из его состава и министерства финансов подразделений была создана система специализированных государственных банков.

Принятие в 1995 г. «Закона о Народном банке Китая» и «Закона о коммерческих банках» ознаменовало собой новый этап преобразований китайского банковского сектора. В 1994 г., с целью отделения некоммерческой деятельности государственных банков, из их структуры были выделены подразделения, в ведение которых была передана деятельность по финансированию строительства важнейших народнохозяйственных объектов, а также дру-

гие операции, получившие название политического кредитования. В общем смысле под политическим кредитованием подразумевается деятельность банков, осуществляемая по требованию правительства с целью обеспечения финансирования приоритетных проектов, при этом эти кредиты могут одновременно подпадать и под определение коммерческих. Всего таким образом было учреждено три «политических» банка — Государственный банк развития Китая, Экспортно — импортный банк Китая и Банк развития сельского хозяйства Китая. Одновременно два акционерных коммерческих банка получили лицензию на осуществление деятельности в общенациональном масштабе, шесть — на региональном уровне, также были созданы два сберегательных банка. В дополнение ряд городских и сельских кредитных кооперативов были объединены и начали функционировать в качестве коммерческих банков.

Предоставление банками кредитов до 1998 г. осуществлялось на основе разработанного правительством кредитного плана. Он являлся частью общегосударственного инвестиционного плана, который разрабатывался ежегодно государственным комитетом по планированию при участии различных министерств и ведомств, в том числе НБК и министерства финансов, и затем утверждался Госсоветом КНР. НБК играл важную роль в распределении финансовых средств для осуществления инвестирования, так как поступление большей части ресурсов происходило через банковскую систему. При этом Государственный комитет по планированию играл ключевую роль в распределении инвестиционных средств, направляя значительную долю ресурсов на финансирование ключевых государственных проектов, а также предоставляя средства провинциальным комитетам по планированию для инвестирования в важнейшие проекты провинциального уровня. Определенная часть средств предоставлялась различным министерствам для последующего распределения между подведомственными предприятиями.

Инвестиционный план разрабатывался следующим образом. В течение года Госкомитет по планированию и провинциальные комитеты по планированию рассматривали все значительные инвестиционные проекты — планы предприятий по осуществлению инвестиций в основные фонды, разрабатываемые инфраструктурные проекты. После тщательного исследования и проработки принималось решение финансировать эти проекты или, что случалось чаще, отказать в предоставлении средств. В случае если проект проходил отбор, на его осуществление предоставлялась квота как в форме

взноса в капитал создаваемого предприятия, так и в виде банковского кредита на инвестирование средств в основные фонды. В кредитном плане устанавливались квоты для каждого банка на предоставление кредитов, размер кредитов, которые банк мог получить у НБК, и величина средств, направляемых на прямое финансирование предприятий.

Действие кредитного плана первоначально распространялось на всю банковскую систему. Одобренный правительством в 1993 г. план развития банковской системы предусматривал постепенное упразднение кредитного плана. С 1995 г. действие кредитного плана было ограничено четырьмя государственными коммерческими банками и четырьмя общенациональными коммерческими банками (Банком путей сообщения, Промышленным банком КМТИК, Банком Хуася и Банком Гуанда). Остальные банки при осуществлении своей деятельности должны были придерживаться определенного НБК соотношения между привлеченными депозитами и выданными кредитами. Значение кредитного плана постепенно снижалось, и в январе 1998 г. он был заменен более мягкой системой, предусматривающей установление индикативных параметров деятельности отдельных банков. Индикативные параметры служат основой для выработки коммерческими банками планов своей деятельности. Так, установленный на 1998 г. для «большой четверки» ориентировочный размер новых кредитов был определен на уровне 1 трлн. юаней — на 25 % больше предусмотренного кредитным планом предыдущего года1.

На получение средств, распределяемых посредством кредитного плана для осуществления инвестиций, могли претендовать в основном государственные предприятия. Кредиты (сроком более чем на три года) для приобретения основных средств практически полностью поступали в распоряжение государственных предприятий. Получение краткосрочных кредитов для пополнения оборотного капитала было доступно для более широкого круга заемщиков. Основным условием их получения при этом становилось финансовое положение предприятия. Сложности также могли возникнуть при получении больших, по китайским меркам, кредитов (на сумму более 10 млн. юаней) или в случаях, когда местное отделение банка израсходовало квоту на предоставление кредитов на пополнение оборотных средств.

Основным получателем кредитов государственных банков, к которым, помимо «большой четверки», относятся политические банки, Банк коммуникаций, Промышленный банк КМТИК и Почтово-сберегательный банк, являлся государственный сектор. На конец 2000 г. государственные предприятия привлекли кредитов на 6,173 трлн. юаней, что составило 80,8 % всех выданных госбанками кредитов.

1 Yk Mo. A Review of Recent Banking Reforms in China. Basel, 1999.

Частный сектор получил лишь 5,8 % всех выданных кредитов на сумму 444,8 млрд. юаней. Предприятия других форм собственности — поселково-волостные предприятия и совместные предприятия — получили 1,02 трлн. юаней, что составило 13,4%о обшей суммы кредитов. В структуре получателей кредитов остальных коммерческих банков КНР также преобладали государственные предприятия. Таким образом, структура получателей банковских кредитов не соответствовала вкладу различных секторов в создание ВВП.

После упразднения механизма распределения кредитов на основе кредитного плана основными получателями банковских кредитов по — прежнему остаются государственные предприятия. Государство сохраняет значительный контроль над банковской системой, ориентируя ее на кредитование приоритетных проектов.

После вступления в ВТО в декабре 2001 г. Госсовет КНР активизировал усилия по оздоровлению банковской системы, инициировав тем самым начало следующего этапа реформы банковской отрасли. В феврале 2002 г. была проведена Вторая национальная финансовая рабочая конференция, в ходе которой были выработаны подходы к плану модернизации банковской системы. Основными целями плана стали подготовка крупнейших банков к проведению IPO на китайских и международных биржах, а также повышение качества их корпоративного управления и операционной эффективности. Правительственный план предполагал осуществление четырех шагов: вливание капитала из государственных источников, выпуск субординированных облигаций (с целью достижения определенного уровня достаточности капитала), списание «плохих долгов» посредством их передачи независимым управляющим компаниям и привлечение иностранных стратегических инвесторов.

Осуществление плана успешно завершилось в июле 2010 г., когда СХБК последним из «большой четверки» осуществил IPO на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах. Вливания государственных средств в капитал госбанков в рамках подготовки к публичному размещению составили 626,6 млрд. юаней. Списания «плохих долгов», обеспеченные господдержкой, превысили 2 трлн. юаней. В ходе IPO «большая четверка» привлекла 578,2 млрд. юаней. Кроме того, вторичное размещение акций позволило привлечь в капитал четырех госбанков еще 165,8 млрд. юаней. Выпуск субординированных облигаций увеличил капитал крупнейших банков дополнительно на 296,8 млрд. юаней. Масштабные вливания капитала обеспечили оздоровление финансового положения банков. Если на конец 2002 г. доля «плохих кредитов» госбанков составляла в среднем 25 %, то на конец 2010 г. этот показатель снизился до 1,5-2,0%о. Значительно возросла и достаточность капитала. В целом по банковской системе достаточность капитала на конец 2010 г.

достигла 12,2 %. В конце 2002 г. достаточность капитала ПКБК составляла 5,5 %, Банка Китая — 8,2 %, СБК — 6,9 %. Значительно повысилась и операционная эффективность банковской системы. Рентабельность собственного капитала банковской отрасли по итогам 2010 г. достигла 17,5 %, рентабельность активов — 1,03 %. Чистая прибыль банковской отрасли в 2010 г. составила 899,1 млрд. юаней.

Несмотря на значительные преобразования, произошедшие в банковском секторе за годы реформ, эта часть финансовой системы все еще реформируется. По-прежнему банковский сектор Китая находится под жестким контролем государства, на долю так называемой «большой четверки» приходится около 60 % всех привлеченных банками депозитов и выданных кредитов. Учредителями большинства других коммерческих банков являются государственные предприятия и (или) местные власти. В то же время, несомненно, формы и степень влияния государства на банковский сектор претерпели значительные изменения. Деятельность банковской отрасли в настоящее время в значительной мере ориентирована на получение прибыли и строится на рыночных принципах.

Статус и функции НБК, в качестве центрального банка, были закреплены «Законом о Народном банке Китая», принятом в 1995 г. В соответствии с этим законом НБК является центральным банком КНР. В этой роли НБК должен разрабатывать и проводить денежно-кредитную политику, осуществлять надзор и управление банковской системой под руководством Госсовета. Цель денежно-кредитной политики, как указано в законе, — поддержание стабильной покупательной способности курса национальной валюты и обеспечение тем самым условий для экономического развития.

НБК был учрежден в качестве государственного банка в декабре 1949 г., на базе трех крупнейших китайских банков — Банка Северного Китая, Североморского банка и Северо-западного крестьянского банка. Вскоре НБК стал единственным банком КНР, поглотив остальные банковские и финансовые организации, за исключением Народного строительного банка и Банка Китая, за которыми было закреплено выполнение ряда специфических функций — финансирование строительства крупнейших народнохозяйственных объектов и обслуживание внешней торговли соответственно. До начала экономических преобразований НБК являлся основой монобанковской системы, сложившейся в Китае. В 1983 г. после выделения из его состава специализированных коммерческих банков НБК был наделен полномочиями по управлению банковской системой и осуществлению денежнокредитной политики, начав, таким образом, функционировать в качестве центрального банка Китая.

В соответствии с принятыми 27 декабря 2003 г. Постоянной комиссией ВСНП поправками в «Закон о Народном банке Китая» НБК сфокусировал свою

деятельность на монетарной политике. При этом надзорные функции за банковской системой были переданы Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая (КРБД). Комиссия ответственна за регулирование и надзор финансовых институтов, принимающих вклады, выдающих кредиты, проводящих расчеты по счетам и осуществляющих другую деятельность в соответствии с законом КНР «О коммерческих банках». При выполнении функций в области надзора за банками и инвестиционными компаниями КРБД тесно сотрудничает с НБК.

Роль банковской системы в финансировании экономического развития КНР в годы реформ была более значительна по сравнению с аналогичной функцией, выполняемой банками большинства других стран мира. Это было связано с тем, что в начальный период реформ альтернативного канала направления накоплений в экономику — фондового рынка — просто не существовало. Зародившийся в начале 1990 гг. рынок ценных бумаг, несмотря на стремительное развитие, еще несопоставим по масштабам с банковской системой. Возрастанию значимости банков способствовало также существенное снижение рентабельности основных хозяйствующих субъектов (государственных предприятий), не имевших возможности осуществлять модернизацию и расширение производства лишь за счет собственных средств. Еще одним фактором, определившим ведущую роль банковской системы в финансировании экономики, стал высокий уровень сбережений, доля которого в ВВП в годы реформ составляла около 35-45 %.

Банковская система КНР выступает основным источником внешнего финансирования компаний нефинансового сектора. По данным Народного банка Китая, в 2010 г. доля банковских кредитов в общем объеме внешнего финансирования китайских предприятий составила 75,2 %2.

Аккумулируемые банками сбережения позволяли быстро наращивать объемы кредитования национальной экономики. В период с 1980 по 2000 г. активы банковской системы КНР увеличились более чем в 50 раз, при этом среднегодовые темпы их роста составили около 18 %. Таким образом, темпы увеличения активов банковской системы превышали темпы роста ВВП примерно в два раза3.

В общем объеме внешнего финансирования китайских предприятий в период с 1992 по 1998 г. доля кредитов, предоставленных финансовыми организациями, составила около 70 %, использование иностранного капитала — примерно 27 %, на долю средств, привлеченных за счет размещения акций и облигаций, пришлось менее 4%4. По данным

2 PBC China Monetary Policy Report 2010.

3 Li Bing-xiang, Mehta D. Restructuring of Chinese Banking Industry // World Economy & China. 2001, No. 3.

4 Dai Genyou. China’s Monetary Policy: Retrospect and Prospect // World Economy & China. 2001, No. 3.

за 2008 г., доля кредитов, предоставленных кредитными организациями, составила 70 %, использование иностранного капитала — 15 %, на долю средств, привлеченных за счет размещения акций и облигаций, пришлось около 15 % внешнего финансирования китайских предприятий5.

Банковским организациям в КНР запрещено заниматься операциями на фондовом рынке, а также страхованием. Таким образом, в КНР создана так называемая специализированная банковская система — в противоположность доминирующей в настоящее время в мире модели универсальной банковской системы, т. е. системы, в которой банки оказывают весь спектр финансовых услуг, включая, помимо привлечения депозитов и выдачи кредитов, расчетно-кассового обслуживания, также и страховую деятельность, и операции на фондовом рынке.

Дискуссии о модели развития банковской системы КНР начались еще в середине 80 гг. ХХ века, однако неразвитость финансовой системы долгое время делала эту проблему неактуальной. По мере развития фондового рынка и банковской системы возрастала и необходимость принятия окончательного решения о модели развития китайской финансовой системы. Проанализировав достоинства и недостатки европейской модели универсальных банков, специализированную модель банковской системы США, Японии и Великобритании, а также исторические предпосылки принятия закона Гласса — Стигалла (Glass — Steagall Act) в США, установившего запрет на одновременное осуществление банковской и инвестиционной деятельности на фондовом рынке (кроме операций с государственными и муниципальными облигациями), китайское правительство пришло к выводу, что наиболее подходящей на данном этапе развития китайской экономики является финансовая система, в которой совмещение банковской, инвестиционной и страховой деятельности запрещено.

На конец 2010 г. банковская система КНР состояла из 5 крупных коммерческих банков, 3 так называемых политических банков, 12 общенациональных коммерческих банков, 143 городских коммерческих банков, 43 сельских коммерческих банков, около 3 тыс. сельских кредитных кооперативов, 11 городских кредитных кооперативов и 35 иностранных банков6. Доминирующее положение в финансовой системе КНР продолжают занимать четыре государственных коммерческих банка, так называемая «большая четверка» — КПТБ, Банк Китая, СБК и СХБК. На конец 2001 г. на их долю приходилось 59,4 % активов финансовой системы, 63,6 % привлеченных депозитов и 59,3 % выданных кредитов. К группе крупнейших также примыкает пятый по величине в Китае Банк путей сообщения. Значительная часть акционерного капитала этого банка также контролируется государством. В настоящее время (на начало 2011 г.) на долю

5 PBC China Monetary Policy Report 2008.

6 China Banking Regulatory Commission Annual Report 2010.

«пятерки» крупнейших банков приходится 49,1 % активов, 49,0 % капитала финансовой системы.

Таблица 1

Структура банковской системы КНР по активам, млрд. юаней на конец 2010 г.

Активы %

Крупные коммерческие банки 46 894,3 49,20

Политические банки и Банк развития Китая 7 652,1 8,03

Общенациональные и региональные коммерческие банки 14 903,7 15,64

Городские коммерческие банки 7 852,6 8,24

Иностранные банки 1 742,3 1,83

Сельские коммерческие и кооперативные банки 4 267,2 4,48

Небанковские финансовые организации 8 482,9 8,90

Сельские финансовые организации нового типа и Почтовый сберегательный банк 3 510,1 3,68

Всего банки и небанковские финансовые организации 95 305,2 100

Источник: China Banking Regulatory Commission Annual Report 2010.

Как уже отмечалось, деятельность коммерческих банков в Китае регламентируется вступившим в силу с 1 июля 1995 г. «Законом о коммерческих банках». Коммерческие банки должны осуществлять свою деятельность, основываясь на принципах эффективности, надежности, полной самостоятельности, ответственности и самоорганизации.

Несмотря на то, что закон предоставляет банкам свободу в осуществлении коммерческой деятельности, ряд содержащихся в нем положений существенно ограничивают независимость банковской системы. Так, закон содержит положение о том, что кредиты должны выдаваться в соответствии с потребностями национальной экономики и социального развития в рамках государственной промышленной политики. Коммерческим банкам хотя и предоставлено право самостоятельно устанавливать процентные ставки по депозитам и кредитам, однако, в соответствии с законом, они при этом должны руководствоваться диапазоном ставок, определенным НБК.

В законе закреплен ряд требований, которые банки должны соблюдать для обеспечения собственной финансовой устойчивости. Так, показатель коэффициента отношения размера собственных средств к общим активам должен составлять не меньше 8 %, соотношение между общей суммой кредитов и депозитов не может опускаться ниже 75 %, сумма кредитов, предоставленных одному за-

емщику, не может превышать 10 % от собственного капитала банка.

Коммерческим банкам запрещено осуществлять трастово-инвестиционную деятельность, продавать и покупать акции, инвестировать средства в постоянные активы, за исключением тех случаев, когда эти активы предназначены для удовлетворения собственных потребностей. Закон также устанавливает запрет на участие коммерческих банков в капитале любых небанковских организаций и предприятий.

Значительную роль в финансовой системе КНР играют общенациональные и региональные коммерческие банки. С целью повышения эффективности деятельности государственных банков путем усиления конкуренции Госсовет одобрил создание нескольких акционерных коммерческих банков. В середине 1986 г. были учреждены два первых акционерных коммерческих банка — Банк путей сообщения (БПС) и Промышленный банк Китайской международной трастово-инвестиционной корпорации (ПБ КМТИК). БПС был создан в форме акционерного общества, 50 % капитала которого принадлежали НБК, оставшиеся 50 % были распределены между провинциальными и муниципальными правительствами, а также между рядом государственных учреждений. ПБ КМТИК был образован на базе подразделений Китайской международной трастово-инвестиционной корпорации, занимавшихся банковской деятельностью. В начале 90 гг. XX века еще два общенациональных банка приступили к работе — Банк Хуа Ся и China Everbright Bank; учредителями этих банков выступили промышленные группы Capital Steel и Everbright соответственно. В 1995 г. был создан первый китайский общенациональный частный банк — Миньшэн; учредителями банка стали 59 членов Всекитайской промышленноторговой федерации. На конец 1995 г. уставный капитал банка составлял 1,38 млрд. юаней, 85% которого было внесено частными компаниями. В 2000 г. банк Миньшэн — первым среди банков получил — листинг на бирже. Пять китайских общенациональных банков не имеют географических ограничений на открытие филиалов, тем не менее для этого им нужно получить одобрение центрального банка.

Быстрое развитие региональных коммерческих банков началось в конце 80 гг. ХХ века. В отличие от общенациональных, региональные банки могут осуществлять свою деятельность только в пределах ограниченных лицензией территорий. Первые региональные банки — Китайский торговый банк (КТБ) и Банк развития Шэньчжэня (БРШ) — были созданы в 1987 г. в Шэньчжэне. КТБ был основан Китайской торговой группой, впоследствии акционерами банка стали более 100 частных компаний. БРШ был образован путем объединения 6 сельских кредитных кооперативов. В 2002 г. из 9 региональных банков осталось 7 — в 1998 г. был ликвидирован обанкротившийся Банк развития Хайнаня, в 1999 г. China Everbright Bank выкупил подразделения Китайского

инвестиционного банка, которые занимались коммерческими операциями, у Государственного банка развития.

В середине 90-х гг. ХХ века центральное правительство разрешило местным властям учреждать так называемые городские коммерческие банки путем объединения городских кредитных кооперативов. В конце 2001 г. число городских коммерческих банков достигло 108.

В настоящее время в КНР действует 3 политических банка. Образование политических банков (банков развития) преследовало целью отделение некоммерческой деятельности крупнейших банков, подпадавшей под определение политического кредитования. Политическим банкам запрещено привлекать депозиты физических лиц, в то же время, в отличие от остальных банковских организаций, им разрешается владеть акциями. При этом основным источником финансирования политических банков является выпуск так называемых финансовых облигаций, основными покупателями которых являются крупнейшие банки и НБК. Таким образом, по сути, произошло создание финансовых институтов, занимающихся предоставлением политических кредитов, пассивы которых формируются за счет облигаций, размещаемых среди банков, т. е. аккумулирование средств производится коммерческими банками, а политические банки осуществляют лишь их распределение.

Коммерческие банки, в свою очередь, получают надежный и сравнительно доходный инструмент — финансовые облигации, позволяющие им эффективно регулировать собственную ликвидность. Крупным покупателем финансовых облигаций, эмитируемых политическими банками, является НБК. Чистый доход политических банков Китая от выпуска финансовых облигаций составил в 1996 г.79 млрд. юаней, в 1997 г. — 109 млрд. юаней, в 1998 г. — 297 млрд. юаней, что соответствовало 1,2, 1,5 и 3,7% ВВП7. На конец 2001 г. на долю политических банков пришлось 8,9 % всех активов финансовой системы (8,01 % на конец 2010 г.), 13,6 % выданных кредитов и лишь 0,4 % привлеченных депозитов.

Политические банки предоставляют следующие виды финансирования:

— кредиты на строительство транспортной инфраструктуры и объектов электроэнергетики, предусматривающее большие объемы финансирования и длительный период возврата предоставленных средств;

— кредиты на модернизацию государственных предприятий, предусмотренную пятилетним планом. Кредитование при этом осуществляется независимо от того, в каком финансовом положении находится предприятие;

7 Lardy N. R. When Will China’s Financial System Meet China’s Needs? Stanford, 2000.

— кредиты на развитие сельскохозяйственных районов, включая программы, направленные на борьбу с бедностью;

— кредиты на пополнение оборотного капитала государственных предприятий приоритетных отраслей. Кредиты могут предоставляться убыточным предприятиям, закрытие которых может повлечь значительные социальные последствия (градообразующие предприятия, предприятия, испытывающие трудности ввиду структурных изменений в экономике и т. д.);

— кредиты, направленные на поддержку экспорта китайских товаров и на импорт зарубежного оборудования и материалов;

— кредиты субсидируемым секторам, таким как здравоохранение и образование.

В задачи политических банков прежде всего входит реализация государственной структурной и региональной политики, осуществление стратегических проектов, требующих больших средств, с длительными сроками строительства, низкой экономической эффективностью, медленной отдачей.

Ведущую роль в финансировании инфраструктурных объектов и ключевых для национальной экономики проектов играет крупнейший политический банк КНР — Китайский банк развития (КБР). Так, в период с 1998 по 2000 г. КБР предоставил кредитов на общую сумму 468 млрд. юаней, что составило 49 % всех кредитов, выданных банковской системой на финансирование инфраструктурных объектов в этот период. 84,2 % проектов, профинансированных КБР, были включены в государственный строительный план. Кредиты КБР выступают одним из источников финансирования объектов, привлечение инвестиций для которых производится путем выпуска так называемых облигаций для осуществления строительства ключевых народнохозяйственных объектов, а также за счет эмиссии государственных облигаций. В период с 1998 по 2000 г. КБР предоставил кредиты для финансирования проектов, основным источником инвестиций в которые являются средства от выпуска государственных облигаций, на 138,1 млрд. юаней, что составило 37,8 % от общей суммы их финансирования. Объем кредитования КБР ключевых государственных проектов в указанный период составил 139,9 млрд. юаней, или 86,7 % всех кредитов, привлеченных на их финансирование. КБР играет основную роль в финансировании преодоления разрыва в развитии между восточными провинциями, с одной стороны, и западными и центральными районами Китая — с другой. До 60 % всех кредитов, предоставленных на эти цели, были выданы КБР. В обшей структуре кредитного портфеля КБР на долю инфраструктурных отраслей — железнодорожной, автодорожной, нефтехимической, телекоммуникационной, строительной и электроэнергетической — прихо-

дится 90 %8. На конец 2010 г. активы КБР достигли 5,1 трлн. юаней.

Новым направлением деятельности КБР является участие банка в организации выпуска государственных и корпоративных облигаций. С 2000 г., когда банк получил разрешение Госсовета на оказание услуг по размещению государственных облигаций, КБР не раз выступал в роли ведущего андеррайтера и участника консорциума андеррайтеров при размещении государственных облигаций, предназначенных для финансирования ключевых объектов национальной экономики.

Учитывая все еще низкий уровень развития инфраструктуры в КНР и ограниченные возможности привлечения средств государственного бюджета на ее развитие, можно прогнозировать сохранение ведущей роли КБР в финансировании важнейших проектов, необходимых для развития национальной экономики. В настоящее время КБР ориентируется на двухканальную модель финансирования развития инфраструктуры — за счет прямых кредитов и посредством участия в организации выпуска облигаций и акций. В дальнейшем КБР намерен оказывать более широкий спектр услуг, связанный с привлечением средств для финансирования ключевых проектов национальной экономики — выдавать банковские гарантии, организовывать выпуски ценных бумаг, осуществлять прямое инвестирование и т. д., при этом государство продолжит координировать усилия по развитию инфраструктуры.

Несмотря на то, что кредиты, предоставляемые КБР, носят политический характер, качество кредитного портфеля банка остается довольно высоким. Так, доля необслуживаемых кредитов, выданных в период девятой пятилетки (1996-2000 гг.), составила всего 0,76 %, на конец 2010 г. данный показатель снизился до 0,68 %9.

Два других политических банка Китая — Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития сельского хозяйства Китая — занимают в сравнении с КБР более скромное положение в финансовой системе. Так, на начало 2011 г. величина активов Экспортно-импортного банка составила 887 млрд. юаней, Банка развития сельского хозяйства — 1,75 трлн. юаней. Тем не менее, в будущем они продолжат играть важную роль в финансовой системе КНР. Экспортные кредиты, предоставляемые Эксимбан-ком, являются важным средством продвижения высокотехнологичных товаров на зарубежные рынки и, соответственно, способствуют развитию передовых отраслей национальной экономики. Банк развития сельского хозяйства продолжит оставаться одним из важнейших инструментов поддержки социально — экономического развития сельскохозяйственных районов КНР.

8 www.cdb.com.cn

9 www.cbd.com.cn

В целом в настоящее время состояние банковской системы КНР можно оценить как здоровое. Быстрый рост экономики КНР сопровождается столь же стремительным развитием банковской системы. Высокие темпы роста кредитования со стороны банковской системы в 90 гг. ХХ века и в начале текущего столетия сопровождались снижением достаточности капитала банков и ростом доли «плохих» долгов. Однако благодаря действиям государства балансы банков были расчищены от «плохих долгов», а достаточность капитала банковского сектора была доведена до высоких значений. В результате к началу разразившегося в 2008 г. в мире финансового кри-

зиса банковская система КНР подошла в очень хорошем состоянии. Высокий уровень рентабельности, наблюдаемое повышение операционной эффективности, возможная поддержка со стороны государства в случае необходимости проведения очередной докапитализации (сохраняющиеся быстрые темпы роста кредитования в скором времени вновь могут сделать актуальным вопрос о достаточности капитала китайских банков) позволяют сделать вывод о том, что в ближайшие годы вряд ли следует ожидать возникновения серьезных проблем в банковской системе КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.