8.2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Артемьева Юлия Александровна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН); Юридический институт
kafedragtp@mail. ru
Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 «а».
Аннотация: основное направление внешнеэкономической политики КНР последние 20 лет - экспорт капитала, позволяющий максимально полно осваивать мировые природные ресурсы, товары, технологии. В условиях экономической блокады, объявленной странами ЕС и США России, расширение экономических связей с Китаем становится насущной первоочередной задачей. Для обеспечения полноценного экономического взаимодействия крайне важно знать и понимать особенности правового регулирования того или иного государственного института. В статье рассматриваются вопросы регламентации деятельности элементов банковской системы Китая, положение и функции Народного банка Китая, анализируются проблемы коммерческих банков и небанковских кредитно- финансовых организаций. В работе используются правовые акты КНР, материалы Комиссии по регулированию банковской деятельности в Китае (CBRC), нормативные акты Народного банка Китая.
Ключевые слова: Народный банк Китая, коммерческие банки, лицензирование, инвестиции, брокерская деятельность финансовые организации, CBRC, Государственный совет Китая, небанковские финансовые организации, лизинговые организации.
BANKING SYSTEM OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Artemieva Julia A., Ph.D., Professor of Civil Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law Work place: Law Institute of the RUDN University
kafedragtp@mail. ru
The reported study was funded by RFBR according to the research project №17-03-00093 «а».
Annotation: the main direction of China's foreign economic policy over the past 20 years is the export of capital, which makes it possible to fully absorb natural resources, goods, and technologies. In the context of the economic blockade announced by the EU countries and the US, the expansion of economic ties with China is becoming an urgent priority for the Russian Federation. To ensure full-fledged economic interaction, it is extremely important to know and understand the specific features of the legal regulation of a particular state institution. The article examines the issues of regulating the activities of the elements of China's banking system, the situation and functions of the People's Bank of China, and analyzes the problems of non-bank credit and financial institutions. The work uses the legal acts of the PRC, the materials of the Commission for the Regulation of Banking in China (CBRC), the regulations of the People's Bank of China.
Keywords: People's Bank of China, commercial banks, licensing, investments, brokerage activities, financial institutions, CBRC, the State Council of China, non-bank financial organizations, leasing organizations.
Экономические преобразования, начавшиеся в 80х годах прошлого века, позволили к началу 21 века Китайской народной республике войти в число сильнейших мировых экономик. Рассматривая и анализируя причины рекордно быстрого роста производства, модификации отсталых отраслей экономики нельзя забывать о реформах в области банковской системы. Своевременные и поступательные преобразования в сфере банковского сектора позволили адекватно реагировать на экономические преобразования и обеспечить процессы модернизации экономики своевременными финансовыми ресурсами. В процессе реорганизации банковской системы возникали проблемы характерные и для России, такие как отсутствие необходимой инфраструктуры, кадровый дефицит, давление иностранных банков, отсутствие необходимых объемов валюты. Безусловно, все это на том или ином этапе влекло за собой проблемы с платежеспособностью, критическими показателями внешнего платежного баланса и роста инфляции. Однако, преодолев все эти трудности КНР смогла стать одной из ведущих экономических мировых держав. Исследование проблем развития и совершенствования правовой регламентации деятельности банковской системы Китая приобретает особую
актуальность в свете обострения международной обстановки и ухудшения экономических связей со странами ЕС и США. Значительное укрепление экономического потенциала Китая делает его одним из приоритетных международных кредиторов и экспортеров капитала для нашей страны.
В связи с этим безусловный интерес представляет банковская система Китая, правовая регламентация ее деятельности, анализ процесса ее совершенствования. После начала реформ 1994г. банковская система Китая представляет собой типичную двухзвенную систему.[1;98] Во главе системы находится Народный Банк Китая (ФЩЛКШ^Х People's Bank of China , далее «PBOC» или «НБК»). В отличие от России НБК является органом исполнительной власти и входит в состав Госсовета КНР (State Council, ФНН^^ ) . Его деятельность регламентируется Законом «О Народном банке Китая» (ФЩЛКШ^Т /£) принятом 18 марта 1995 года на 3-м Пленумом VIII Всекитайского собрания народных представителей. В статье 1, указанного закона, устанавливается, что Народный банк Китая создается с целью обеспечения разработки и реализации национальной денежно- кредитной политики, улучшения мак-
ро-контроля центральной банковской системы, усиления контроль и улучшения управления финансового сектора.[2]
Позднее, в связи с вступлением КНР во всемирную торговую организацию (ВТО) часть надзорных функций НБК была передана Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC). Обеспечивающей соблюдение участниками банковской системы критериев Базеля. В связи с изменениями 2003г. в Закон «О Народном банке Китая» была усилена роль банка в осуществлении денежно-кредитной политики и предоставлении финансовых услуг. Согласно статье 14 Закона «О народном банке Китая» к его функциям относится:
- разработка и применение нормативных актов, регламентирующих деятельность участников банковской системы;
- разработка и проведение единой денежно-кредитной;
- эмиссия наличных денежных средств и организация наличного денежного оборота;
- регулирование финансовых рынков, в том числе межбанковского кредитного рынка, межбанковского рынка облигаций, валютного рынка и рынка драгоценных металлов;
- разработка и осуществление мер по предотвращению и смягчению системных финансовых рисков для обеспечения финансовой стабильности;
- поддержание обменного курса национальной валюты на адаптивном и равновесном уровне;
- управление государственными валютными и золотовалютными резервами;
- выполнение функций фискального агента для Управления государственного казначейства (State treasury);
- установление правил безналичных расчетов и банковских операций;
- руководство деятельностью по борьбе с отмыванием денег;
- разработка системы отчетности и проведение экономического анализа и прогнозирования финансовой системы;
- управление кредитной информационной системы;
- участие в международной финансовой деятельности в качестве центрального банка;
- организация и осуществление расчетов с международными организациями, иностранными государствами в соответствии с действующими правилами;
- выполнение других функций, предусмотренных Государственным советом.
Таким образом, Народный банк Китая, по сути, осуществляет независимую политику в денежно- кредитной области. Вмешательство Государственного совета ограничивается вопросами установления процентных ставок и обменных курсов. Кроме того, Банк обязан представлять ежегодные отчеты в Комитет Национального народного конгресса (Committee of the National People's Congress, й^ШАЛвЙ^) о результатах проводимой им денежно- кредитной политики в финансовой сфере.
Второе звено банковской системы Китая включает в себя государственные «политические» банки, коммерческие банки, небанковские финансовые учреждения.
В Китае действуют четыре основных государственных «политических» банка - это Банк Китая (Bank of China (BOC)) , Китайский строительный банк (China Construction Bank Corporation (CCB)), Сельскохозяйственный банк Китая (Agricultural Bank of China (ABC)), Промышленно-торговый банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China (ICBC)) .
Банк Китая (Bank of China (BOC) был официально учрежден в феврале 1912 года. С 1912 по 1949 год выполнял функции Центрального банка Китая, международного валютного банка и специализированного банка международной торговли. Учитывая долгую специализацию на выполнении международных коммерческих расчетов после банковской реформы 1949г. на Банк были возложены функции осуществления валютных опе-
раций. В 1994 году BOC был приватизирован. Банк стал первым китайским банком, зарегистрированным на Гонконгской и Шанхайской фондовой бирже добившимся двойного листинга. Основным видом деятельности является представление услуг корпоративного банковского обслуживания. По итогам 2016г. прибыль банка составила 184.051 млн. юаней, активы 18.148.889 млн. юаней.[3]
Китайский строительный банк (China Construction Bank (CCB) является одним из четырех крупных «политических» банков. China Construction Bank , в то время Народный строительный банк Китая (ЛКФВЙё^Ш^т), был создан в октябре 1954 года как государственный банк под руководством Министерства финансов (ФВШКнР) с целью финансирования строительства и проектов развития инфраструктуры в рамках государственного экономического плана. В 1996 году Народный строительный банк Китая был преобразован в коммерческий банк полного обслуживания и стал называться Китайский строительный банк. В сентябре 2004г. Банк был преобразован в акционерный коммерческий банк China Construction Bank Corporation, в соответствии с Законом «О компаниях».[4] Акции CCB были зарегистрированы в Главном управлении фондовой биржи Гонконга Лимитед 27 октября 2005 года, на Шанхайской фондовой бирже 25 сентября 2007 года. Он был указан на Гонконгской фондовой бирже в октябре 2005 года (биржевой код: 939) и Шанхайской фондовой бирже в сентябре 2007 года (биржевой код: 601939). По состоянию на конец 2016 года рыночная капитализация Банка достигла 192.626 млн. юаней. По состоянию на 31 марта 2017 года совокупные активы Банка достигли 21.695,204 млрд. юаней, увеличившись на 2.731,499 млрд. юаней, или 3,49%, с конца 2016 года. В первом квартале 2017 года чистая прибыль составила 70,231 млрд юаней, из которых чистая прибыль, относящаяся к акционерам Банка, составила 70,012 млрд юаней, что на 3,42% и 3,03% соответственно больше.[5] 1 4 марта 2013 году в России был создано Общество с ограниченной ответственностью «Чайна Констракшн Банк», полное наименование на английском языке: China Construction Bank (Russia) Limited, генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 3515 от 09.11.2015. Уставный капитал ООО «Чайна Констракшн Банк» составляет 4 200 000 000 рублей. Единственным учредителем (участником) является CCB.
Сельскохозяйственный банк Китая (Agricultural Bank of China (ABC), ÎSS^ffifî)) был создан в 1951г. в качестве сельскохозяйственного кооперативного банка для финансирования проектов в сфере сельского хозяйства. В результате реструктуризации банк был преобразован в акционерный коммерческий банк. В июле 2010г. в результате листинга на Шанхайской и Гонконгской фондовой бирже удалось собрать 22,1 млрд долларов США.[6] Банк специализируется на полном спектре финансовых услуг для корпоративных клиентов. В декабре 2014г в России ООО «Чайнасельхозбанк» (Agricultural Bank of China (Moscow) Limited) , дочерний банк Agricultural Bank of China (ABC) получил лицензию на осуществление банковских операций № 3529 от 23 декабря 2014 г. Уставной капитал банка составляет: 1 400 000 000 (Один миллиард четыреста миллионов) рублей. В качестве основных направлений деятельности указывалась финансирование поставки товаров, материа-
1 Ш'ЬШШШШШ ЙШЯ&
ШШЯ, 2017-04-27 http://www.ccb.com/cn/ccbtoday/
newsv3/20170427_1493304800.html.// (date of the application 28.08.2017.)
лов и оборудования в Китай, сотрудничество в области безналичных расчетов, кредитование бизнес проектов. [7]
17 сентября 1983 года Государственным советом Китая было принято решение о запрете Народному банку Китая заниматься каким-либо финансированием коммерческим проектов и передаче всех вопросов оказания финансовых услуг, кредитования промышленности и размещения коммерческих сбережений в создаваемый Промышленно-торговый банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) ФВИЙШт).
Промышленно-торговый банк Китая был создан 1 января 1984 года. 28 октября 2005 года реорганизован в акционерное общество с ограниченной ответственностью. Банк является одним из крупнейших банков в мире, инвестирующих в различные сферы промышленности, активно участвует в поддержке структурных реформ и модернизации экономики Китая. На конец 2016 года совокупные активы Банка составляли 24 137 265 млн. юаней, на 8,7% выше, чем в конце 2015г. За 2016 год зафиксирована чистая прибыль в размере 279,1 млрд. юаней. Операционная прибыль составила 675 891 млн. юаней, что на 3,1% меньше чем в 2015 году.[8]2 В 2007 году в России было учреждено Акционерное общество АйСиБиСи Банк (Bank ICBC (joint-stock company) с уставным капиталом десять миллиардов восемьсот девять миллионов пятьсот тысяч рублей. Лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций № 3475 от 01 сентября 2015 года. Банк входит в систему страхования вкладов. Единственным учредителем и акционером Банка является Торгово-Промышленный Банк Китая Лимитед (Industrial and Commercial Bank of China Limited). Основное направление деятельности Банка инвестирование, финансовое управление в ключевых сегментах реального сектора экономики.[9]
Указанные банки в своей деятельности в первую очередь должны руководствоваться не извлечением прибыли, а социальной и государственной целесообразностью проектов. Они занимаются выполнением государственных задач по финансированию реконструкции и модернизации промышленности, реализации стратегических, политически важных, но экономически не всегда эффективных проектов, таких как кредитование градообразующих предприятий, объектов социального назначения, финансирования программ борьбы с бедностью в деревнях. Средства для финансирования указанных проектов банки получают, в том числе, и за счет выпуска финансовых облигаций, распространяемых между коммерческими банками.
Коммерческие банки. В соответствии со ст. 34 Закона КНР «О коммерческих банках» (ЙЖШ^тШ (далее Закон «О КБ») коммерческие банки должны осуществлять свою деятельность руководствуясь направлениями промышленной политики государства и в соответствии с потребностями национального экономического и социального развития. Однако в отличие от указанных выше «политических» банков они вправе отказывать в финансировании экономически не эффективных проектов. [10]3 В соответствии со ст. 36 Закона «О коммерческих
2 2016 Results Announcement-IFRS.// http://v.icbc.com.cn/userfiles/ Resources/ ICBCLTD/ download /2017/ 2016EN20170330.pdf// (date of the application 28.08.2017.)
3 ^ARftWHSMBWi (1995 ^5^10 H®Ag£!AKtt*A
ffiffi 2003 ^12^27 H®+S£!AK
ffitfi 2015 ^ 29B®+-g£l!AKttS*
банках» необходимо строго проверить возможность исполнения заемщиком своих обязательств, провести экспертизу финансовых активов поручителя или гаранта, оценить надежность залога и перспективы его дальнейшей реализации. Только в случае положительной оценки и экспертизы осуществляется кредитование. Кредитный процент устанавливается коммерческим банком в пределах минимальной и максимальной ставки установленной Народным банком Китая в соответствии с Законом «О народном банке Китая». Для регистрации банка необходимо создание компании в соответствии с Законом «О КБ» и Законом «О компаниях». [11] Необходимый пакет документов представляется в Комиссию по регулированию банковской деятельности Китая (China Banking Regulatory Commission (CBRC)). [12] Минимальная сумма уставного капитала, необходимого для создания национального коммерческого банка, составляет 1 млрд юаней, городского коммерческого банка -100 миллионов юаней, сельского коммерческого банка- 50 миллионов юаней. После получения разрешения на осуществление банковской деятельности от CBRC документы передаются в Государственное управление промышленности и торговли КНР (State Administration for Industry and Commerce of the People's Republic of China, SAIC, Ш^ЛХЙ^тК'ЭИнРРЧ для получения лицензии (ст. 16 Закона «О КБ»).[13] С 1 мая 2015года банки, осуществляющие прием денежных средств во вклады, должны вступить в систему страхования вкладов.[14] В течение 6 месяцев после получения соответствующих разрешений банк должен начать свою деятельность в противном случае разрешение аннулируется CBRC (ст.23 Закона «О КБ»). Действующее законодательство Китая предусматривает повышенные требования к руководящим работникам коммерческого банка. В состав руководства коммерческого банка не могут входить лица:
- осужденные за совершение хищения, получения взятки, незаконного присвоения имущества, нарушения общественного и экономического порядка, лишенные политических прав;
- ранее занимавшие руководящие должности в обанкротившихся компаниях;
- ранее являвшиеся законными представителями компаний или предприятий, у которых были аннулированы лицензии на предпринимательскую деятельность, вследствие нарушения требований законодательства;
- имеющие значител ьную задолженность.
Коммерческие банки не вправе на территории Китая инвестировать в фонды доверительного управления, осуществлять операции с ценными бумагами, осуществлять финансирование строительства объектов недвижимости, которое не предназначено для частного использования, участвовать в небанковских финансовых учреждениях или на предприятиях, за исключением случаев, когда это предусмотрено в нормативных актах или на это получено специальное разрешение Государственного совета (ст. 43 закона «О КБ»). В КНР действует многоступенчатая система контроля за деятельностью коммерческих банков. Прежде всего, сами банки обязаны создать внутреннюю структуру контроля за соблюдением платежной и финансовой дисциплины и управления рисками. Банки обязаны ежегодно привлекать для проведения проверок аудиторские компании, обладающие соответствующими полномочиями для проведения банковского аудита. Комиссия по регулированию банковской деятельности в Китае (CBRC) в рамках осу-
Л^» Ш—ЯШШ).// http://law.npc.gov.cn/FLFG/flfgByID.action?flfgID= 35289250&zlsxid=01// (date of the application 28.08.2017.)
ществления инспекции или надзора вправе в любой момент потребовать представить необходимую финансовую, бухгалтерскую, правовую, документацию, протоколы переговоров или любые другие материалы или информацию, относящуюся к деятельности банка или его управлению (ст. 62 Закона «О КБ»). Закон «О народном банке Китая» (ст.ст.33-36) устанавливает право Народного банка Китая потребовать от финансовых учреждений представления финансовой отчетности. Кроме того, к компетенции Народного банка относится установление стандартов проведения аудита и контроля за деятельностью коммерческих банков.
После вступления Китая в ВТО иностранные банки получили возможность полноценно работать на территории КНР. На них полностью распространяются положения китайского законодательства, в том числе Закона «О КБ», Закона «О компаниях», Закона «О народном банке Китая». Банки, финансируемые из других стран, банки с иностранными инвестициями, иностранные компании, филиалы иностранных банков и представительства иностранных банков, банки венчурного капитала китайско-иностранного капитала и филиалы иностранных банков называются «коммерческими банками, финансируемыми из-за рубежа» (^ЙШт). Процедура их регистрации регламентируется Приказом Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая № 6 от 11.09.2014г.[15]
Длительное время небанковские кредитно- финансовые организации (НКФО) находились вне внимания Правительства КНР. Центральную роль в реформировании банковской системы занимали банки. В условиях развития промышленности, выхода на международную арену, завоевания мирового экономического рынка, необходимости значительного финансирования, безусловно, внимание необходимо было в первую очередь уделять именно банкам. Между тем, небанковские кредитно-финансовые учреждения играют важную роль в экономически развитых стран, являясь сильным стимулом для диверсификации рынка финансовых услуг. В условиях глобализации, в том числе и банковских учреждений небанковские финансовые организации занимают «микроэкономическую» нишу, позволяя более оперативно отвечать на потребности малого и среднего бизнеса, простых граждан, создавать социально ориентированную систему кредитования, способствовать созданию новых рабочих мест в отдаленных и экономически отсталых районах. Последнее десятилетие осознание необходимости реформирования и развития небанковских кредитно-финансовых организаций привело к значительным реформам в сфере регламентации и контроля за их деятельностью. В результате были разработаны и внедрены методики определения и раннего предупреждения банкротства НКФО, установлены системы защиты прав инвесторов, ужесточены требования к лицам, имеющим права занимать руководящие должности. CBRC принят Приказ №13 от 15.07.2007г. (далее «Приказ №13») которым определены основные положения по лицензированию небанковских кредитно- финансовых организаций и контролю за их деятельностью.[16] Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая указывает, что деятельность НКФО в первую очередь должна соответствовать требованиям Закона «О компаниях» и Закона «О Народном банке Китая».
Статья 1 Приказа №13 определяет следующие виды небанковских финансовых учреждений имеющих право осуществлять деятельность на территории Китая это:
- трастовые компании,
- финансовые компании,
- финансовые лизинговые компании, Lease Finance Corporation
- автомобильные финансовые компании,
- брокерские компании4.
Первая трастовая компания в Китае была создана в 1921 году в Шанхае. Однако, длительное время население не особенно доверяла подобным организациям. В последнее время наметился очевидный рост популярности трастовых компаний у граждан Китая. Особой популярностью пользуются инвестиционные трасты недвижимости. Основными направлениями деятельности компаний являются управление активами, хранение активов. Для создания трастовой компании необходим уставной капитал в размере 300 мил. юаней, или 1 миллион, если компания не несет обязанности инвестиционного менеджера. Компанию должен возглавлять специалист с профессиональным образованием и стажем работы в финансовой сфере не менее три года. Компания должна размещаться в помещении, отвечающем требованиям бизнес помещений и правилам техники безопасности. Юридическое лицо, не менее чем за два года предшествующего обращению Комиссию по регулированию банковской деятельности должно не иметь негативных отзывов, административных и налоговых штрафов, обладать положительной социальной и кредитной репутацией, показывать последние два финансовых года устойчивую прибыль.
Финансовые компании, юридические лица призванные объединять средства группы лиц с целью долгосрочного инвестирования. Минимальная сумма уставного капитала финансовой компании 100 миллионов юаней должна быть полностью оплачена на момент обращения в Комиссию по регулированию банковской деятельности. К кадровому обеспечению финансовых компаний предъявляются повышенные требования. Руководитель и старший управленческий состав ключевых структурных подразделений должны обладать высшим профессиональным образованием в соответствующем сегменте финансовой области и иметь профессиональный опыт работы по управлению корпоративными активами не менее пяти лет. Две трети сотрудников финансовой компании должны обладать профессиональными навыками и опытом работы в финансовой сфере не менее трех лет. За последние два года предшествующего обращению в CBRC компания должна зарекомендовать себя положительно как налогоплательщик и социально ответственная фирма и показывать устойчиво растущую прибыль. Чистые активы по итогам года должны составлять не менее 30% от общего объема активов (консолидированная финансовая отчетность). Дополнительные требования предъявляются и к материнским компаниям. Они обязаны обладать положительной деловой репутацией, иметь стабильный поток денежных средств, уставной капитал на конец последнего финансового года не менее 800 миллионов юаней, общая годовая прибыль до налогообложения от 200 миллионов юаней (раздел 2 Приказа №13).
Финансовые лизинговые компании должны соответствовать требованиям Закона «О компаниях» и обладать надлежащей структурой корпоративного управления, внутреннего контроля, системы управления оперативными рисками. Руководитель иметь профессиональное образование и опыт работы в финансовых лизинговых компаниях не менее трех лет. Минимальная сумма уставного капитала 100 миллионов юаней или ее экви-
4 2007 13
ВЙ№.// http://www.gov.cn/flfg/2007-08/09/content_711218.htm
валент в свободно конвертируемой валюте. Главный инвестор финансовой лизинговой компании должен отвечать следующим требованиям:
- последний финансовый год операционный доход в размере не менее 5 млрд юаней или эквивалент в свободно конвертируемой валюте;
- последние два финансовых года наличие последовательно растущей прибыли;
- за последний финансовый год размер чистых активов не менее 30% от общего объема активов (консолидированная финансовая отчетность);
- хорошая кредитная история;
- соблюдение национальных законов и правил, отсутствие административных, налоговых или иных правонарушений (разделЗ Приказа №13).
Автомобильные финансовые компании кроме общих требований о положительной рекомендации, наличии специально оборудованных помещений, квалифицированного руководства, наличия внутренней структуры, позволяющей обеспечить управление оперативными рисками и профессиональное выполнения целей и задач, соответствия требованиям Закона «О компаниях» должны иметь оплаченный уставной капитал не менее 500 миллионов юаней или эквивалент в свободно конвертируемой валюте. Основной инвестор, владеющий не менее 30% доли в автомобильной финансовой компании, должен обладать опытом производства или продажи автомобилей, иметь годовой доход не менее е 2 млрд юаней или эквивалент в свободно конвертируемой валюте (консолидированная финансовая отчетность) и быть инвестором не более чем в 2х аналогичных компаниях. (раздел 4 Приказа №13).
Основными направлениями деятельности валютно-брокерской компании является:
- совершение операций на внутреннем и зарубежном денежном;
- операции на рынке отечественных и зарубежных облигаций;
- отечественные и зарубежные сделки с производными финансовыми инструментами;
- финансовые консультации.
Компания может получить разрешение CBRC на совершение указанных выше операций при соответствии требованиям раздела 5 Приказа №13 и Закона «О компаниях». Компания должна иметь уставной капитал 20 миллионов юаней или эквивалент в свободно конвертируемой валюте, профессиональное руководство, не менее 60% сотрудников обладающих профессиональными навыками и опытом соответствующей работы в финансовой сфере. Дополнительные требования предъявляются к учредителям. Иностранный учредитель должен иметь представительство в Китае не менее 2х лет добросовестно уплачивать налоги и выполнять обязательства на территории Китая, за последний финансовый год иметь прибыль эквивалентную пяти миллионам долларов США, не менее 20 лет осуществлять валютные, брокерские операции у себя в стране. Страна учредителя должна иметь соглашение с Китаем о налоговом и правовом сотрудничестве и обладать действенной системой надзора за финансовыми организациями. Национальная компания может стать учредителем, если является тем или иным видом небанковской финансовой организации, осуществляет не менее пяти лет эффективную деятельность на рынке финансовых услуг, последние два года имеет последовательно растущую прибыль.
Небанковские кредитно-финансовые организации помогают улучшать и совершенствовать финансовую систему, оптимизировать денежно-кредитные потоки, повышают уровень и эффективность представления финансовых услуг. Изменение правовой регламентации их деятельности, регистрации,
надзора, безусловно, оказало положительное влияние на развитие экономики Китая. Хотя говорить о том, что все проблемы решены преждевременно. Несмотря на достаточно жесткие требования, предъявляемые к деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций, ряд специалистов указывают на множество существующих потенциальных рисков. Прежде всего, подразделения Комиссия по регулированию банковской деятельности в Китае не способны обеспечить надлежащий надзор за деятельностью данных организаций, вследствие быстрого увеличения их количества, и эффективный контроль за направлением инвестиций не в спекулятивные проекты, а секторы реальной экономики. [21;717] Ограничения в выборе источников финансирования вынуждают НКФО на высоко рисковые операции и как следствие создают системные ликвидационные риски. [18] Стенли Фишер в статье для журнала «Финансы Китая» сказал, что небанковские финансовые учреждения являются основным источником финансового кризиса.[19] Однако, данные организации могут стать источником и эффективного развития финансовой системы страны. Реформа банковской системы последних лет, позволила повысить потенциал предоставления финансовых услуг реальным секторам экономики и способствовала устойчивому развитию и процветанию всей финансовой системы. Последние данные, по состоянию на май 2017года, Комиссии по регулированию банковской деятельности в Китае (CBRC), показывают, что коэффициент NPL коммерческих банков составил 1,74%, коэффициент покрытия ассигнований составил 178,8%, соотношение достаточности капитала составило 13,3%.[20] Эти данные свидетельствуют, что в период общемирового экономического кризиса Китай смог обеспечить стабильную работу своей финансовой системы в целом. Представляется, что последовательные действия КНР по реформированию сферы финансовых услуг помогут им достичь еще более действенных результатов в повышении надежности их банковской и финансовой системы.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 98%.
Список литературы:
1. Зарубежное банковское право (банковское право Европейского Союза, Франции, Швейцарии, Германии, США, КНР, Великобритании): учебное пособие.// отв. ред. Л.Г. Ефимовой.- М.:Проспект- 2016.
2. . 1995^3Й180ШДШ ЙВЛЙ^аЛЙжН^ЙЙЯЙ Ш2ОО3^12Я 27 0Ж+ШЙ
ИФИЛЙШтШЙ&Й»#Ш// http://www.china.com.cn/ chinese/PI-c/469846.htm. (date of the application 28.08.2017.)
3. фШ;Я.ФВШТЖ-М1//
http://www.boc.cn/investor/ir5/201703/t20170331_9196672. (date of the application 28.08.2017.)
4. Ф^ЛЙЛШ^Й, (1993^12Й29 0ШДШЙВЛЙ«а
1999^12Д 25 0жА@ЙВ
ттшшштщ^тшштт^шт.
//http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2014-03/21/content_ 1867695.htm. (date of the application 28.08.2017.)
5. Фтшшшъ2017*ш-тй.шй ш^шшшмшш аи
ШЯШШШ.^, 2017-04-27 http://www.ccb.com/cn/ ccbto-
day/newsv3/20170427_1493304800.html.// (date of the application 28.08.2017.)
6. ^^ФЭёШШ// http://www.abchina.com.hk /zt/wealth-manage// (date of the application 28.08.2017.)
7. Сельскохозяйственный Банк Китая развивает бизнес в России. Официальный сайт Общества с ограниченной ответственностью «Чайна сельскохозяйственный банк» http://www.ru.abchina.com /ru/news/201511/t20151118_789968.htm// (date of the application 28.08.2017.)
8 2016 Results Announcement-IFRS.// http://v.icbc.com.cn/userfiles /Resources/ ICBCLTD/ download /2017/ 2016EN20170330.pdf// (date of the application 28.08.2017.)
9. Официальный сайт банка ICBC http://www.icbc.com.cn/ICBC/ %E6%B5%B7%E5%A4%96%E5%88%86%E8%A1%8C/%E8%8E%AB%E6%9 6%AF%E7%A7%91%E7%BD%91%E7%AB%99/ru/%E5%85%B3%E4%BA% 8E%E6%88%91%E8%A1%8C1/%E5%AD%90%E8%A1%8C%E7%AE%80%E 4%BB%8B/
10. Ф^ЛЙМиИЙ^ШтЙ
11.
^ЙЯЙ Ш2003412 Д 27 -ШЖ Ш2015^8 Д 29
Ш—Ж^Ш).// http://law.npc.gov.cn/FLFG/flfgByID.action?flfgID= 35289250&zlsxid=01// (date of the application 28.08.2017.)
12. Ф^ЛЙМИИ^Й
13. (1993^12Д Ж«Ш«Й2004^8 Д 28
http://www.npc.gov.cn/
wxzl/gongbao/2014-03/21/content_1867695.htm. (date of the application 28.08.2017.)
14. Released the Recent Focuses of Regulation and Supervision 2017.05.12 http:// www.cbrc.gov.cn/english/index.htmlS. (date of the application 28.08.2017.)
15. Implementation Measures of the China Banking Regulatory Commission for the Administrative Licensing Items concerning Foreign-Funded Banks. Order of the China Banking Regulatory Commission (No. 6 [2014]) September 11, 2014.// http://lawinfochina.com/display.aspx?id =17922&lib=law. (date of the application 28.08.2017.)
16. lSfi'Kli'ilnflFElhttp://www.saic.gov.cn/(date of the application 28.08.2017.)
17. Ф^ЛЙМПИИ-Ш-Ф ш Ш" Eg 2014 4 10 Д 29 0 т-Ш Ш 67 Ж ^ ёй ЖЙ, M f S 2015 4 5 Д 1 0 ÎË Шт.Й а 2015 4 2 Д 17 0 // http://www.gov.cn/zhengce /content/2015-03/31/content_9562. htm&usg=ALkJrhgXhcdFjL7lpd7nXp25cUEPFWjLXg (date of the application 28.08.2017.)
18. Dong Ximiao. China New Vision - non-bank financial institutions should regulate development. Economic Information Daily. 29 июля 2017
19. . м^ШЮ^ШЙ // Фшшт 201547
Д 200
20. Dudin M.N., Frolova E.E., Artemeva Yu.A., Artemeva Yu.A., Bezbakh V.V., Kirsanov A.N. Problems and perspectives of countries transfer to «Green economy» and law- carbon enerdgy industry. International Journal of Energy Economics and Policy. 2016. Т. 6. № 4. С. 714-720
21. Ермакова Е.П. Разрешение споров в сфере исламского банкинга (Mualamat) в Малайзии // Журнал «Третейский суд», М., 2015, № 1 -С.89-93.
22. Ситкарева Е.В. Влияние регионального центра ЮНСИТРАЛ для Азии и района Тихого океана на развитие правового регулирования в сфере международного коммерческого арбитража. Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф. В.К. Пучинского. Российский университет дружбы народов. 2014. С. 171-175.
23. Фролова Е.Е. Механизмы действия инструментов денежно-кредитной политики Китая в первом десятилетии XXI ве-ка//Перспективы развития юридической науки, практики и образования в азиатско-тихоокеанском регионе. Материалы научно-практической конференции, посвященной празднованию 57-летия непрерывного юридического образования в Дальневосточном федеральном университете и 96-летию юридического образования на Дальнем Востоке 25 сентября 2015 года. Владивосток, Дальневосточный федеральный университет, 2015, с. 174-189.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Артемьевой Ю. А. « Банковская система Китая» Вопросы, поднимаемые в статье «Банковская система Китая» являются актуальными и своевременными. Банковская система Китая прошла трудный путь адаптации от социалистической экономики к особому « рыночному капитализму». Выдающиеся результаты экономического развития, которые показывает КНР заставляют задуматься о способах и методах достижения подобного. Особенно учитывая не простую ситуацию с российской банковской системой. Данная статья представляет собой интерес и принимая во внимание, используемые автором источники. Правовые акты Народного банка Китая. Комиссии по банковскому регулированию в Китае, Государственного совета многие из которых ранее не использовались российскими специалистами, помогут российским коммерсантам избежать системных ошибок при ведении предпринимательской деятельности.
Несомненным плюсом работы, является детальное исследование элементов банковской системы КНР. В связи с этим необходимо отметить большую практическую значимость данного исследования для российских предпринимателей. Статья, аккуратно оформлена, правильно структурирована и материал последовательно изложен. Автором сформулированы научные и практические задачи и в результате системного анализа сделаны выводы и рекомендации. Аргументация последовательна, выводы мотивированны, литературные источники современны и авторитетны. Подученные результаты могут быть использованы в практической деятельности. Системные ошибки и недочеты в работе отсутствуют.
Данная статья является, интересной авторской работой имеющей теоретическое и практическое значение.
Представленная работа по структуре, объему и содержанию разделов, глубине проработки материала соответствует требованиям к научной статье, публикуемой в рецензируемом научном журнале. Статья может быть рекомендована для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Кандидат юридических наук
Иванова Е. А.