ANALYSIS OF PHYSICAL PARAMETERS OF DIGITAL OFFSET THERMOSENSITIVE
PRINTING PLATES
D.Sajek, O.A. Kartasheva
The issues regarding the choice of digital offset thermosensitive printing plates have been analysed as well as the aspects of impact of the physical properties on the reproduction and graphic parameters of the printing forms. In particular, morphology of the surface layers of the commonly used printing forms such as Agfa Azura and Energy Elite Pro has been measured. In addition, the research has been carried out to determine adhesion of the polymer layer to the aluminium base of the plate.
Key words: thermosensitive plate, offset printing form, surface micro geometry, adhesion.
Sajek Daiva, lecturer, head of chair, daiva. sajek@,go. kauko. lt, Lithuania, Kaunas, Kauno Kolegija,
Kartasheva Olga Alexeevna, candidate of technical sciences, docent, okartashe-va@bk.ru, Russia, Moscow, Moscow Polytechnical University, Higher School of Printing and Media Industry
УДК 655.3.066.364
БАНКНОТНЫЙ ДИЗАЙН: ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ
ЗАЩИТНЫХ ПРИЗНАКОВ
Я.Р. Голубничая, Н.Е. Проскуряков
Рассмотрены основные принципы, роль и особенности банкнотного дизайна в процессе изготовления бумажных денег. Приводятся примеры разработки концепции оформления банкнот в зависимости от использования защитных элементов и банкнотного субстрата.
Ключевые слова: банкнотный дизайн, презентационная банкнота, тестовая банкнота, защитный признак, полимерные деньги, гибридные субстраты.
Несмотря на неуклонный и устойчивый рост доли безналичных платежей в мире, наличное денежное обращение продолжает оставаться важнейшей частью экономической деятельности любого государства. Банкноты - это не просто красочные произведения печати,
359
прежде всего, это платежное средство, имеющее определенный защитный комплекс, который начинает формироваться еще на стадии проектирования дизайна (разработки общей концепции, моделирования защитных эле-ментовс помощью специализированного программного обеспечения). Полиграфическое исполнение банкнот предполагает использование специальных красок, способов печати и различных графических элементов для создания целого набора защитных признаков.
Графический дизайн играет особую роль в изготовлении банкнот-он не только придает денежным знакам индивидуальность и узнаваемость, но и включает в себя как традиционные, так и современные графические способы защиты от фальсификации: различные сложные гильошные элементы и фоновые рисунки, антикопировальные сетки,микротексты и специальные растровые изображения, созданные с помощью компьютерных программ [1].
Высокоэффективными элементами защиты являются совмещающиеся изображения, фрагменты которых наносятся на обе стороны банкноты и образуют единый рисунок при просмотре на просвет, а также скры-тыеизображения, наносимые разными способами печати или с помощью их комбинации (офсетная печать, металлографская печать, бескрасочное тиснение). Различные эффекты таких защитных признаков проявляются в зависимости от изменения угла зрения или освещенности (KIPP-эффект, PEAK, MASK, скрытое многоцветное изображение HMC, скрытые муаровые узоры MVC, MVC+) [2].
Как правило, над созданием концепции дизайна банкноты работает целая группа специалистов: художники, историки, сотрудники центральных банков и компаний-изготовителей. Современная банкнота - результат постоянной модернизации производства и успешного многостороннего сотрудничества. В банкнотной индустрии заняты сотни предприятий: производители банкнотных субстратов, печатные фабрики, поставщики оборудования, красок, защитных решений.
Лучшие производители новейших материалов и защитных элементов демонстрируют свои разработки на различных международных выставках и конференциях с помощью презентационных (тестовых) банкнот, дизайн которых органично дополняет и в полной мере раскрывает возможности защитного комплекса купюры. Например, достаточно часто одним из ярких и интересных художественных решений на банкноте становится многоуровневый элемент защиты SPARK® от компании SICPA - он одновременно является и визуальным признаком (легко распознается невооруженным глазом), и машиночитаемым (наличие и параметры определяются специальными приборами). Изображение выполняется с помощью цвето-переменной магнитной краски. При повороте рисунка меняется цвет и возникает динамический эффект, имитирующий движение красок. Элемент SPARK® постоянно совершенствуется: ведется поиск современных дизай-
нерских решений для более легкого распознавания элемента на банкноте, используются новые технологии для упрощения работы дизайнеров и печатных фабрик, а также с целью сделать элемент еще более сложным для подделки (рис. 1).
Рис. 1. SPARK® в сочетании с металлографской печатью на рекламной банкноте «Калипсо» Национального Банка Республики Казахстан
Ведущим международным поставщиком технологий с глубокими традициями является компания Giesecke & Devrient (G&D), которая разрабатывает и печатает банкноты с инновационными и сложными защитными элементами (цветопеременными, тактильными, с динамическими и скрытыми эффектами), стремится достичь оптимального сочетания оформления банкноты и технологии защиты [3].
На демонстрационной банкноте, посвященной Кларе Шуман, общая концепция дизайна составляет идеальную комбинацию с защитными признаками [4].На банкноте представлены новые публичные защитные признаки SPOT® и MOVE® (рис. 2). SPOT® (Spherical Pigment-Oriented Technology - сферическая пигментационно-ориентационная технология) -это изображение, отпечатанное оптически переменной магнитной краской (SPARK®) в сочетании с лазерным гравированием. Элемент SPARK® имеет ярко выраженный визуальный эффект: при наклоне банкноты по изображению (музыкальные символы) перемещается темное пятно. На поле изображения также наложены изображения, выполненные лазером (нотный стан).
Точное совмещение частей лазерного изображения, которые находятся в области элемента и за ней, обеспечивает банкноте дополнительную защиту. Элемент MOVE® (Micro-Oriented Variable Effect - микроориентированный эффект изменения) базируется на системе микролинз: прозрачное окно с микролинзами находится на одном участке банкноты, а микроизображения - на другом. Совмещая две части данного элемента, можно увидеть новое изображение, визуально парящее над фоном, и заметить эф-
фект его движения. Кроме того, данная банкнота изготовлена на новом гибридном субстрате и демонстрирует возможности использования на нем традиционных для бумажных банкнот технологий печати и защитных признаков.
Рис. 2. Демонстрационная банкнота G&D «Клара Шуман» и защитные признаки SPOT® и MOVE
С помощью презентационных банкнот компании-производители демонстрируют, что новые композитные субстраты не уступают, а часто и превосходят наиболее распространенные сорта банкнотной бумаги по устойчивости к загрязнению, прочности, а также не только позволяют применять все защитные технологии, использующиеся при производстве банкнот на бумажной основе, но и внедрять совершенно новые. Компания Louisenthal разработала многослойный субстрат Hybrid™ (рис. 3), который объединяет преимущества бумажных и полимерных банкнот в инновационное сочетание внешней защитной полиэфирной пленки и середины из хлопкового волокна. Деньги на банкнотной подложке Hybrid™ уже запущены в оборот в Африке, Азии, Европе и Америке.
Рис. 3. Презентационная банкнота на субстрате Hybrid™
362
Фирма Landqart выпустила инновационные двухцветные банкнотные субстраты: Durasafe® (спрессованная под давлением тончайшая полимерная пленка между двумя листами бумаги) и Durafort® (улучшенный вариант технологии). Примером художественного и технического сотрудничества между Landqart и Национальным Банком Республики Казахстан, а также Oberthur Fiduciaire, Fortress Optical Features и SICPA служат печатные образцы «Синяя птица» и «Человек-невидимка» (рис. 4).
Рис. 4. Тестовые банкноты Национального Банка Республики Казахстан: слева - «Синяя птица» (на субстрате Durasafe®), справа - «Человек-невидимка» (на субстрате Durafort®)
«Синяя птица» напечатана на субстрате БигаваГе® и содержит несколько уникальных защитных компонентов [5]. В дизайне банкноты интересно обыграно прозрачное полимерное окно ViewsafeTM: на обеих сторонах купюры изображена клетка, на просвет видна вылетающая из нее птица. Субстрат БигаваГе® используется для производства марокканских 25 дирхамов и казахстанских банкнот номиналом 20 000 тенге. Дизайнеры банкноты «Человек-невидимка» использовали биколорность субстрата БигаГоЛ® (с одной стороны банкнота имеет белую основу, с другой - голубую), чтобы воплотить в ее оформлении интересные и разнообразные идеи, наполнить ее различными элементами [6]. Помимо традиционных защитных признаков, на банкноте размещен элемент ЫваГе® (комбинация из микрополос на голубом слое), а также машиночитаемые элементы 8йра1а1к® и Neomag®. Впервые невидимые волокна в бумаге отличаются на каждом из слоев банкноты: флюоресцентные волокна желтого цвета видны на голубом, а синие волокна - на белом.
363
Для полимерных банкнот, которые приобретают все большую популярность, дизайн и производство защитных признаков имеют свои особенности. Уникальным примером того, как в едином запоминающемся красочном дизайне объединены и легко идентифицируются защитные элементы, является демонстрационная банкнота «Жюль Верн» на полимерной основе Guardian® от компании Innovia Security (рис. 5). На банкноте, созданной в сотрудничестве компаниями KBA-NotaSys, Securency, SICPAKURZ, Orell Füssli, представлены яркие визуальные динамические эффекты кинеграмм, изображения с эффектом объема, сочетание металлографской печати и оптико-переменного элемента на основе фольги, скрытые изображения, полупрозрачные окна, видимый с обеих сторон банкноты элемент SPARK® и т.д. [7]. Возможности полимерного субстрата открывают для банкнотного дизайнера неограниченные возможности, а сочетание между собой высокохудожественных и сложных защитных элементов и изображений, выполненных на высочайшем уровне, делает подделку банкнот практически невозможной.
Таким образом, при разработке концепции оформления банкнот следует учитывать многие факторы. Во-первых, субстрат, на котором будет напечатана банкнота, а также размещение на ограниченной площади достаточного количества защитных элементов и правильного их сочетания друг с другом для того, чтобы избежать вероятности искажения и гарантировать максимальную защиту денежного знака от подделки. Нужно предельно точно рассчитать все технические характеристики, предусмотреть корректность считывания датчиками машиночитаемых защитных признаков. Необходимо предусмотреть возможность регулярного и оптимального по стоимости повторного выпуска банкноты, ее модификацию, а также обеспечить идентичность печати банкнот одного номинала, производимых на различных печатных фабриках.
Во-вторых, визуальное оформление банкноты должно соотноситься в целом со всем банкнотным рядом и соответствовать эстетическим требованиям заказчика, олицетворять культурные традиции и национальные особенности страны, являться частью ее истории. Банкнотные дизайнеры должны учитывать, что банкноты — это не просто средство оплаты, а своего рода «визитная карточка» государства, поэтому ее дизайн должен быть интуитивно понятным, привлекательным и легким для запоминания. Эти задачи приходится решать, когда принимается решение о том, какие изображения будут размещены в банкнотном ряду. В каждом государстве существуют свои основанные на культурных традициях предпочтения - на купюры помещаются изображения достопримечательностей, архитектурных памятников, представителей флоры или фауны, но чаще - портреты выдающихся личностей. В ряде стран сложилась практика вертикально ориентированных изображений.
Рис. 5. Демонстрационная банкнота «Жюль Верн» на субстрате Guardian®
Сообществом высокопрофессиональных банкнотных дизайнеров является зарегистрированная в Швейцарии Международная ассоциация дизайнеров банкнот (International Banknote Designers Association - IBDA). Ассоциация учитывает интересы всех участников банкнотного производства и способствует обмену информацией между дизайнерами и другими специалистами. IBDA осуществляет проекты, направленные на создание системы общих для банкнотных дизайнеров ориентиров и шаблонов, сборников рекомендаций, способных облегчить разработку новых банкнот и редизайн уже циркулирующих.
Специалисты, занятые изготовлением бумажных денег, активно обсуждают вопросы банкнотного дизайна, обмениваются опытом в рамках международных выставок, форумов и конференций наличного денежного обращения, банкнотной индустрии и защищенной печати. Банкноты или банкнотные серии участвуют в престижных конкурсах - наиболее известные проводятся Международной валютной ассоциацией (International Association of Currency Affairs - IACA), Международным банкнотным сообществом (International Bank Note Society - IBNS). При выборе победителей, кроме инновационных методов защиты и технических характеристик, оцениваются оригинальность оформления номинированных банкнот, их
художественные достоинства. Дизайн и символика банкнот должны отражать культурное наследие страны-эмитента, эстетично сочетаться с высоким технологическим уровнем исполнения и защищенностью.
Центральные и национальные банки по-разному подходят к разработке дизайна банкнот: используя возможности только собственных художников и специалистов банкнотопечатающих предприятий или же объявляя открытые конкурсы с широким привлечением общественности. Все же необходимо отметить, что с течением времени процесс разработки дизайна банкнот становится все более публичным. Например, в 2016 году Банк России организовал масштабную информационную кампанию по выбору изображений для новых банкнот номиналом 200 и 2000 рублей. Данный проект стал очень популярным и впервые в истории России позволил гражданам самим определить символы для новых купюр. В конкурсе, который проходил в несколько этапов, приняли участие около 3,3 миллионов человек, в дальнейшем к работе над появлением по-настоящему народных банкнот подключились художники АО «Гознак».
Дизайн денежного знака должен не только отражать национальную миссию, но и способствовать повышению узнаваемости валюты и усилению степени ее защиты. Поскольку защитный комплекс банкнот постоянно обновляется и усложняется, в первую очередь, за счет публичных визуальных защитных признаков, дизайн банкнот также претерпевает концептуальные изменения. Во-первых, банкнотный дизайн становится более конструктивистским, так как приходится гармонично включать в общее художественное решение все больше ярких визуальных признаков. Во-вторых, он должен сделать очень сложную и насыщенную современную банкноту легко запоминающейся и простой для восприятия населением.
По мнению некоторых дизайнеров, модификация находящихся в обращении банкнот позволяет надолго сохранить привычный художественный образ купюры. Другие считают, что новые защитные элементы, внедренные в старый дизайн, выглядят чужеродно и несбалансированно. Поэтому для того чтобы художественный образ банкноты был более удачным и сбалансированным, легко воспринимался и позволял новому защитному комплексу «работать» максимально эффективно, необходимо разрабатывать и новый дизайн.
В целом, можно констатировать, что современный банкнотный дизайн развивается в различных направлениях - он становится более сложным, оригинальным, многокомпонентным, в то же время сохраняя классические традиции. При проектировании оформления банкноты в каждом конкретном случае необходимо учитывать затраты на ее производство, особенности денежного оборота и специфику общественного восприятия.
Список литературы
1. Корочкин Л., Сильванович Н. Современные методы дизайна банкнот и документов // Банковский вестник. 2004. №2 16 (273). С. 47-50.
2. Глоссарий по банкнотам [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://regulaforensics.eom/ru/support/glossary-banknotes/#g692 (дата обращения: 12.03.2017).
3. Оформление банкнот — сочетание внешнего вида и функциональности [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.gi-de.com/rus/ru/trends and insights/banknotendesign/banknote-design.jsp (дата обращения: 06.04.2017).
4. Innovative Banknote Printing - Zeilbeck Design Company [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.yumpu.com/en/document/ view/1702324/innovative-banknote-printing-zeilbeck-design-company (дата обращения: 17.04.2017).
5. Тестовая банкнота «Синяя птица» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bf.kz/ru/page/testovaya-banknota-sinyaya-ptica (дата обращения: 23.04.2017).
6. «Человек-невидимка» нановом субстрате Durafort® [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vodyanoyznak.ru/ magazine/ 112/1784.htm (дата обращения: 24.03.2017).
7. Blesovsky M. Jules Verne: A New World Of Possibilities // Specimen. Issue 1: The Biannual Journal of Guardian®. 15 p.
Голубничая Яна Романовна, студентка, yana_tula@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Проскуряков Николай Евгеньевич, д-р техн. наук, проф., vippne@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
BANKNOTEDESIGN: OPPORTUNITIES FOR INTEGRA TION OF PROTECTIVE FEA TURES
Y.R Golubnichaya, N.E. Proskuriakov
The article examines the main principles, role and peculiarities of banknote design in the process of making paper money. Examples are given of developing the concept of banknote design, depending on the use of security elements and banknote substrate.
Key words: banknote design, presentation banknote, test banknote, security feature, polymer banknotes (notes), hybrid substrates.
Golubnichaya Yana Romanovna, student, yana_tula@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Proskuriakov Nikolay Evgenevich, doctor of technical sciences, professor, vippne@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University