Научная статья на тему 'Банк развития Китая и устойчивое развитие'

Банк развития Китая и устойчивое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / БАНК РАЗВИТИЯ КИТАЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ / МЕРКАНТИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леванчук Валентина Александровна

В статье рассматриваются особенности распространения и внедрения принципов устойчивого развития в банковской системе Китая и проводится анализ политики одного из флагманов в данной области Банка развития Китая (БРК). Подчиняясь напрямую высшему органу власти Китая, Государственному совету, Банк развития является одной из крупнейших государственных финансовых организаций в стране. При этом зарубежное кредитование банка быстро и неуклонно растет, он все чаще выступает в качестве глобального игрока, подвергаясь влиянию многообразных международных акторов и взаимодействуя с местными сообществами в регионах присутствия. На основе различных официальных источников и документов в рамках меркантилистской теории исследуется степень расхождения социальной и экологической политики БРК от формально предписанных китайскими властями. Сделан вывод о том, что Банк развития Китая ведет активную деятельность по разработке и становлению собственной корпоративной стратегии реализации концепции устойчивого развития, направленной на сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды. Она содержит не только нормы и правила, установленные регулирующими органами для банков Китая по социальному и экологическому направлениям, но и важнейшие элементы международной практики корпоративной ответственности и стабильного финансирования. Осознавая связь репутации на международном уровне с социальными и экологическими аспектами деятельности, БРК следует собственным интересам повышения стоимости бренда и поддержания имиджа «хорошего гражданина» в данной сфере и зачастую превышает границы правительственного курса, подрывая в некотором смысле меркантилистское восприятие вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банк развития Китая и устойчивое развитие»

Банк развития Китая и устойчивое развитие1

В.А. Леванчук

Леванчук Валентина Александровна — экономист; Российская Федерация, 117209 Москва, Нахимовский проспект, 27, к. 4 — 79; E-mail: val.levanchuk@gmail.com

В статье рассматриваются особенности распространения и внедрения принципов устойчивого развития в банковской системе Китая и проводится анализ политики одного из флагманов в данной области — Банка развития Китая (БРК). Подчиняясь напрямую высшему органу власти Китая, Государственному совету, Банк развития является одной из крупнейших государственных финансовых организаций в стране. При этом зарубежное кредитование банка быстро и неуклонно растет, он все чаще выступает в качестве глобального игрока, подвергаясь влиянию многообразных международных акторов и взаимодействуя с местными сообществами в регионах присутствия. На основе различных официальных источников и документов в рамках меркантилистской теории исследуется степень расхождения социальной и экологической политики БРК от формально предписанных китайскими властями. Сделан вывод о том, что Банк развития Китая ведет активную деятельность по разработке и становлению собственной корпоративной стратегии реализации концепции устойчивого развития, направленной на сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды. Она содержит не только нормы и правила, установленные регулирующими органами для банков Китая по социальному и экологическому направлениям, но и важнейшие элементы международной практики корпоративной ответственности и стабильного финансирования. Осознавая связь репутации на международном уровне с социальными и экологическими аспектами деятельности, БРК следует собственным интересам повышения стоимости бренда и поддержания имиджа «хорошего гражданина» в данной сфере и зачастую превышает границы правительственного курса, подрывая в некотором смысле меркантилистское восприятие вопроса.

Ключевые слова: устойчивое развитие; Банк развития Китая; корпоративная социальная ответственность; экологическая политика; глобальная политическая экономия; меркантилизм

Введение

Китай демонстрирует самый выдающийся за последние 30 лет рост экономики, становится второй в мире страной с монокультурной экономикой [Zhang, 2012, p. 2]. Многие ученые и международные организации уже называют этот ошеломляющий рост экономики настоящим китайским чудом [Ibid., p. 4]. Однако взятый курс на развитие не только ускорил рост китайской экономики, но и поставил страну перед огромным количеством социальных и экологических проблем. Рост населения, ускоренный рост урбанизации, резкий скачок в потребительской сфере и интенсивная эксплуатация ресурсов создают серьезную нагрузку для природных богатств и экологии Китая.

Сегодня, когда китайское руководство изучает новые подходы для совмещения экономического роста с устойчивым развитием, заместитель начальника контрольного управления Банка развития Китая Ху Бин (Hu Bin) обнародовал программу Банка по развитию устойчивой и экологически безопасной экономической практики на международном форуме, посвященном ориентированному на прибыль росту экономики, который проходил в Венеции 26—27 ноября 2012 г. В итоговом документе форума отмеча-

1 Материал поступил в редакцию в январе 2016 г.

лось, что БРК в своей стратегии и практической деятельности прилагает все усилия для гармоничного соединения экологических и социальных аспектов [Bin, 2013].

В этом контексте трудно переоценить значение анализа целевых задач устойчивой банковской деятельности в Китае и ее ключевого игрока — Банка развития Китая. Это не только важно, но и своевременно, если учитывать ускоренный рост внешних операций кредитования БРК и растущие ожидания национальных и зарубежных групп гражданского общества в отношении того, что Банк будет уделять больше внимания социальным и экологическим проблемам при принятии решений об инвестировании капитала. Поскольку БРК быстро развивается и при этом в большей степени заботится об адаптации модели своего развития к современной международной практике, возникает вопрос, соответствует ли это его собственным интересам либо исключительно интересам правительства Китая, и насколько их интересы различны.

Следовательно, предмет исследования можно сформулировать следующим образом: какова степень независимости Банка развития Китая от правительства при формировании экологической и социальной политики? Данное исследование экологической и социальной политики мы будем проводить, используя ряд инструментов (стандарты, директивные указания, меры по защите окружающей среды и правила), направленных на улучшение деятельности банка в экологическом и социальном аспектах.

Убедительный и вполне аргументированный ответ на поставленный в исследовании вопрос может обеспечить обращение к разнообразию теорий мировой политической экономики и концепции неомеркантилизма.

Основной акцент неомеркантилизм делает на власть [Mergenthau, 1948, p. 13]. Политика силы — магистральная линия любых прогнозов в рамках меркантилизма. Среди других основ — фундаментальные государственные программы, преследующие свои национальные интересы в условиях анархии. Системный подход с преобладанием функции руководства и национальных возможностей формирует базис для реалистического восприятия мира, отличающий его от других теорий и получающий признание на долгосрочную перспективу. Меркантилистам присущ пессимистический взгляд на человеческую природу и перспективы ее трансформации. Они убеждены, что человеку по своей природе свойственна «неотвратимая и порочная жажда власти» [Ibid., p. 170], поэтому только власть может послужить балансом в политике, но постоянного мира достичь не удастся никогда. Эти взгляды со временем эволюционировали от классического меркантилизма и неомеркантилизма XIX в. в высокую теорию строительства международных отношений после мировых войн и «холодной войны» [Kirshner, 2009, p. 37].

Классический меркантилизм берет начало в XV столетии, когда пышно цвел протекционизм и государства заботились главным образом о выгодах от внешней торговли, позволяющих наращивать военную мощь и удерживать в повиновении свои колонии. Во внешней торговле они делали ставку на беспроигрышную игру и прибегали к накоплению ценных металлов за счет положительного торгового баланса. Государства широко использовали инструменты наращивания экспорта, вводя различные ограничения на импорт. Правительства позволяли себе напрямую вмешиваться во все, что касалось развития национальной экономики. Целью такой политики было построение мощного и богатого государства, а классический меркантилизм предлагал свой рецепт в форме экономического национализма [Ibid., p. 37].

В соответствии с этим рецептом основной фокус был направлен на производительные силы и материальные ценности: меркантилисты искали пути максимизации доходов и производительных сил [Kirshner, 2009, p. 38].

Вместе с тем в трудах Александра Хэмилтона, Фридриха Листа и Густава Шмол-лера исследовались взаимоотношения между экономистами и политиками; они считали капитализм наиболее предпочтительной экономической системой, а рынок — решающим фактором в международной политике при распределении производительных сил и богатств. Однако оппозиционеры-либералы отводили государству роль регулятора рынка, обязанного защищать национальные производительные силы [List, 1909, p. 187-202].

Наиболее общие результаты исследований меркантилистов в отношении мировой финансовой системы заключались в том, что первостепенной целью экономической политики любого государства должно быть накопление капитала, поэтому государствам в мировой финансовой системе следует вести беспроигрышную игру [Beyle, 2008, p. 406]. Однако богатство как таковое не является конечной целью: государство должно стремиться наращивать свою мощь, приобретая все больше материальных ценностей [Ibid., p. 405]. Именно поэтому политэкономия меркантилистов предлагала создание международных финансовых организаций, корпораций и банков в качестве инструментов государств для защиты национальных интересов в наращивании своей мощи.

В частности, это исследование будет ссылаться на понимание Ф. Листом политики государства и понимание современными приверженцами Листа стратегии государства. Труд Ф. Листа, озаглавленный «Национальная система политической экономии» и опубликованный в 1841 г., выдвигал идею динамического подхода к экономическому развитию только при условии, что государство окажется способным стимулировать производительные силы в своих национальных отраслях производства [List, 1856, p. 208]. Аналогичным образом сутью неолистианской политической экономии является центральная роль государства в стимулировании развития экономики [Wade, 2004; Amsden, 2007; Chang, 2002, 2005]. Основываясь на их анализе, Х.Ю. Чанг [Chang, 2004] и И. Грейбл [Grabel, 2004] описывают модели, в которых государственные предприятия и банки играют скромную роль проводников государственной политики. Так или иначе, Кохли [Kohli, 2004] утверждает, что «эффективное государство» активно координирует деятельность банковского сектора для поощрения фирм, конкурирующих в мировом масштабе. Неудивительно, что неолистианцы активно выступают не просто в пользу «дружбы» Китая с меркантилизмом, но и защищают его статус как «несущего факел» меркантилизма [Rodrik, 2013]. Экономическое чудо Китая писатели — апологеты теории Листа объясняют результатом активных усилий государства по стимулированию промышленного производства совместно с кредитно-финансовыми учреждениями, которые руководствуются исключительно приоритетами и целями государства [Ibid.]. Отсюда следует, что меркантилисты со всей очевидностью будут утверждать, что БРК — лишь инструмент китайского правительства для достижения собственных целей: банк не имеет голоса и поэтому его экологическая и социальная программы не слишком отличаются от таких программ китайского правительства, а если чем-то и отличаются, то в любом случае ни в чем не противоречат интересам власти и остаются в ее парадигме и в рамках стратегии правительства.

Таким образом, опираясь на воззрения меркантилистов, можно сформулировать такую гипотезу: если БРК является средством китайского правительства для достижения своих целей, то экологическая и социальная политика БРК не будет заметно отличаться от политики китайского правительства. Исходя из такого предположения и воззрений меркантилистов, можно прийти к выводу, что интересы китайского правительства являются независимой переменной, а экологические и социальные стандарты БРК исполняют функцию зависимой переменной.

С методологической точки зрения исследование проблемы носит в основном теоретический и оценочный характер. В нем приводятся аргументация, взятая из официальных публикаций, производные данные и данные из интервью, проведенного автором с консультантом организации BankTrack Friends of Earth («Друзья Земли, наблюдающие за деятельностью Банков»), международной НКО, ведущей наблюдение за финансовой деятельностью банков. Заметим, что официальные публикации китайских банков крайне скудны. Вторичная литература ограничена некоторыми регионами, в которых ведут свою операционную деятельность китайские банки, и в значительной степени рассогласована. Кроме того, публикация статистических данных строго ограничена, поскольку китайское правительство крайне неохотно публикует официальную статистику, и новостные агентства вынуждены оперировать непроверенными данными, не говоря уже о проявлении открытости в отношениях между персоналом БРК и правительством как следствия отсутствия свободы информации и свободы слова в Китае.

Экологические и социальные правила китайского правительства для банковской сферы

Экологические нормативы Банка развития Китая следует рассматривать в контексте быстрого развития нормативов экологизации банковского сектора Китая. Считается, что этот сектор призван сыграть ключевую роль в развитии устойчивой и экологически безопасной экономики [Leung, Zhao, 2013, p. 20]. Кроме общей природоохранной политики (экологический налог и экологичные закупки) в Китае за последние годы разработана серия природоохранных мер специально для банков, самой важной из которых является практика экологического кредитования [Aizawa, Yang, 2010, p. 119].

В июле 2007 г. Народный банк Китая (PBoC), Министерство защиты окружающей среды (MEP) и Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) внедрили практику экологического кредитования, которая, возможно, представляет собой самую известную, лучшим образом продуманную экономическую стратегию и самый продвинутый механизм внедрения в Китае корпоративной ответственности в социальной и природоохранной сферах [Ibid., p. 125]. Целью такой стратегии является прекращение кредитования предприятий, представляющих угрозу для окружающей среды, и поощрение борющихся за сохранение ресурсов, экономию энергии и снижение загрязнения [Xiaogang et al., 2011, p. 46]. Она содержит три основных элемента: 1) повышение качества экологических показателей в деятельности банка; 2) улучшение обмена данными между природоохранными властями и финансовым сектором; 3) возложение на банки ответственности за нарушение этой политики [Ibid.]. Таким образом, банкам запрещается предоставлять кредиты энергозатратным и загрязняющим окружающую среду предприятиям, превышающим допустимые уровни воздействия на экологию (EIAs), выявленные в ходе инспекций.

Реакция финансового сектора проявилась в форме Правил корпоративной социальной ответственности (CSR) для банковских учреждений Китая, подготовленных в январе 2009 г. Ассоциацией банков Китая [KPMG, 2009]. Цель этих «Правил» — вынудить банковские учреждения проводить устойчивое развитие, сбалансировать экономику, общество и окружающую среду путем внедрения социальной корпоративной ответственности [Ibid.]. Особый акцент в «Правилах» сделан на соблюдении экологической ответственности, а именно на изучении и анализе Экваториальных принципов, пропаганде независимых EIA с выездами на место работ, составлении отчетов, обучении персонала и клиентов в области охраны окружающей среды по нормативам EIA

и учреждении специального органа, ответственного за сбережение ресурсов и защиту экологии [Xiaogang et al., 2011, p. 48]. В феврале 2012 г. CBRC выпустила Директивы по экологическому кредитованию, содержащие семь разделов и тридцать статей по политике китайских госбанков, а также коммерческих и кооперативных банков в практике экологического кредитования, повышению компетентности, мониторингу, контролю и раскрытию информации. Директивы ставят целью осуществление практики экологического кредитования и обязывают банки «определять, измерять, отслеживать и контролировать экологические и социальные риски» в своей банковской деятельности2.

В феврале 2013 г. Министерство торговли и Министерство охраны окружающей среды выпустили Указания по защите окружающей среды при проведении зарубежных инвестиций банками Китая. Новая политика воплощает базовые правила для китайских банков и компаний по управлению экологическими рисками и рисками для местных сообществ при проведении операций за границей [Министерство торговли и Министерство охраны окружающей среды, 2013]3. Стратегия предписывает банкам и компаниям учредить ряд природоохранных мер путем организации оценки воздействия на экологию, оценки воздействия на общество результатов загрязнения среды и соблюдения принципов и прав местных сообществ [Там же]. Несмотря на скептическое отношение некоторых экспертов (по материалам интервью с Katherine Lu, консультантом организации BankTrack, Friends of the Earth) к действенности такой стратегии для полного регулирования и контроля деятельности китайских банков и компаний за рубежом, эта стратегия впервые привлекла внимание к важности охраны окружающей среды в контексте растущих китайских инвестиций за рубежом и производственной деятельности. Свидетельством скоординированных усилий Китая по внедрению устойчивости в деятельность банковского сектора стало интервью Е Янфей (Ye Yanfei), заместителя генерального директора департамента статистики CBRC, заявившего, что экологическая стратегия необходима для устойчивого роста, и в этом отношении финансовый сектор может стать катализатором в продвижении ответственной практики и стратегии для кредитуемых компаний4.

Таблица 1. Основные нормы и правила, установленные регулирующими органами для банков Китая по социальному и экологическому направлениям

Регуляторы Дата принятия

Государственный совет

Закон об охране окружающей среды (для провинций) 1979 г.

Закон КНР об охране окружающей среды 1989 г.

Закон КНР об оценке воздействия на экологию Сентябрь 2003 г.

2 Green Credit Guidelines (Translation by IFC), 2012. China Banking Regulatory Commission. Режим доступа: http://www.GbrG.goY.Gn/chinese/files/2012/E9F158AD3884481DBE005DFBF0D99C45.doc (дата обращения: 04.08.2016).

3 Notification of the Ministry of Commerce and the Ministry of Environmental Protection on Issuing the Guidelines for Environmental Protection in Foreign Investment and Cooperation, 2013. Ministry of Commerce and the Ministry of Environmental Protection. Режим доступа: http://english.mofcom.goY.cn/ article/policyrelease/bbb/201303/20130300043226.shtml (дата обращения: 04.08.2016).

4 IFC Launches Sustainable Banking Network for Regulators to Share Green-Credit Expertise, 2012. December 26. International Finance Corporation. Режим доступа: http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/ industry_ext_Gontent/ifG_external_Gorporate_site/industries/finanGial+markets/news/ifG+launGhes+sustain able+banking+network+for+regulators+to+share+green-credit+expertise (дата обращения: 04.08.2016).

Регуляторы Дата принятия

Министерство торговли

Положения о лицензировании инвестиций для бизнеса за рубежом 2005 г.

Директивы по экологическому строительству «зеленых легких планеты» китайскими компаниями за рубежом (совместно с Государственным агентством лесного хозяйства) Август 2007 г.

Директивы по устойчивому управлению и использованию китайскими компаниями «зеленых легких планеты» за рубежом (совместно с Государственным агентством лесного хозяйства) Март 2009 г.

Директивы по охране окружающей среды для зарубежных инвестиций (совместно с Министерством охраны окружающей среды) Февраль 2013 г.

Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC)

Заключение о необходимости повышения корпоративной социальной ответственности банковских учреждений Ноябрь 2007 г.

Директивы по экологическому кредитованию Июль 2007 г.

Указание об экологическом кредитовании Февраль 2012 г.

Источник: [Бюллетень стабильного финансирования в Китае, 20135; KPMG, 2009; Aizawa, Yang, 2010; Gallagher et al., 2013].

Природоохранная и социальная стратегия Банка развития Китая

Банк развития Китая (БРК) является одним из главных финансовых учреждений в Китайской Народной Республике. Он учрежден в 1993 г. в качестве одного из трех китайских политических банков6 для содействия проектам в контексте политических целей Китая (БРК, «Внутреннее финансирование»). Банк находится в самом центре развития инфраструктуры Китая, финансируя угольную отрасль, электроэнергетику, нефтедобычу, транспорт, сельское хозяйство, водные ресурсы, общественную инфраструктуру и другие крупномасштабные проекты, как, например, ГЭС «Три ущелья» и спортивные объекты Олимпийских игр в Пекине7. Банк непосредственно подчиняется высшему органу власти Китая — Государственному совету, который является его полноправным собственником и имплицитно гарантирует уплату долгов Банка8. БРК считается крупнейшим банком развития в мире по общей сумме активов и благодаря своей репутации

5 China Sustainable Finance Newsletter. 2013. February 3. Режим доступа: http://www.banktrack. org/manage/ems_files/download/china_sustainable_finance_newsletter_17_english_/130201_china_sus-tainable_finance_newsletter_number_17.pdf (дата обращения: 17.08.2016); China Sustainable Finance Newsletter. 2013. May 16. Режим доступа: http://www.banktrack.org/manage/ems_files/download/china_ sustainable_finance_newsletter_18_english _/china_sustainable_finance_newsletter_18_english_.pdf (дата обращения: 17.08.2016); China Sustainable Finance Newsletter. September 2013. Режим доступа: http:// www.banktrack.org/manage/ems_files/download/china_sustainable_finance_newsletter_19_english_/ newsletter_19_september_2013.pdf (дата обращения: 17.08.2016).

6 Совместно с Импортно-экспортным банком Китая (China Eximbank) с Сельхозбанком Китая, см. [Provaggi, 2013].

7 Strategic Focus, 2014. China Development Bank. Режим доступа: http://www.cdb.com.cn/english/ Column.asp?ColumnId=86 (дата обращения: 08.12.2015).

8 Funding Sources, 2014. China Development Bank. Режим доступа: http://www.cdb.com.cn/english/ Column.asp?ColumnId=104 (дата обращения: 08.12.2015).

основного игрока китайской стратегии «выхода вовне» [Geoff et al., 2011]. В последние годы он прилагает значительные усилия для расширения фронта своих операций за рубежом, увеличив за последние пять лет капитализацию в иностранной валюте более чем в 7 раз9.

Банк полностью поддерживает стратегию центральной власти по развитию макроэкономической инфраструктуры. В то же время наблюдается все больше признаков того, что Банк во все возрастающей степени следует сугубо коммерчески ориентированной стратегии наращивания доходности [Downs, 2011]. Такой подход был впервые отмечен Чэнь Юанем (Chen Yuan), стоявшим в то время у руля организации. Он деполитизировал Банк, разделив специалистов оценки рисков и лиц, ответственных за решения о выдаче кредитов [Provaggi, 2013, p. 2]. С тех пор, с одной стороны, Банк обязан правительству своим суверенным рейтингом, позволяющим проводить кредитование по относительно низкой ставке; с другой — имеет перспективу стать в полной мере сугубо коммерчески ориентированным учреждением, которое зарабатывает деньги по собственной кредитной ставке [Ibid., p. 5]. В апреле 2013 г. г-н Чэнь оставил должность председателя Совета директоров, чтобы поставить на ноги возникший банк развития БРИКС. Назначение Ху Хуайбана (Hu Huaibang), бывшего руководителя Банка коммуникаций, могло бы ускорить коммерциализацию и сецессию БРК, несмотря на нежелание государства лишить БРК роли главного исполнителя проектов стратегического развития [Ibid., p. 6]. Многие утверждают, что Банк находится на этапе поиска новой и ясной идентичности, поскольку двойственная практика балансирования между доходностью, глобальной экспансией капитала в ценных бумагах и исполнением распоряжений Госсовета становится слишком затруднительной в управлении (из интервью с Кэтрин Лу (Katherine Lu), консультантом организации BankTrack, Friends of the Earth).

Стремление БРК достичь большей независимости от власти выражается и в мерах самоподдержки для выполнения социальных и экологических обязательств. Банк полагает, что его функция заключается в предоставлении «среднесрочного и долгосрочного финансирования предприятий, способствующего развитию сильной экономики и здорового процветающего социума»10. Банк опубликовал краткую справку о своей стратегии и принимает активное участие в инициативах по доработке своей экологической и социальной деятельности в стране и за ее пределами11.

Инициативы БРК внутри страны

Следуя стремлению стать кредитным учреждением мирового уровня12, Банк еще в 2005 г. обнародовал свою экологическую стратегию в рекламном проспекте о гарантийном фонде. Для дальнейшего повышения прозрачности своих операций в 2007 г. Банк выпустил первый корпоративный отчет о социальной ответственности, опередив

9 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. P. 7. Режим доступа: http://www.foe.org/ system/storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_ environmental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

10 CDB (2014) Corporate Social Responsibility, 2014. China Development Bank. Режим доступа: http://www.cdb.com.cn/english/NewsInfo.asp?NewsId=5839 (дата обращения: 08.12.2015).

11 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. P. 4. Режим доступа: http://www.foe.org/ system/storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_ environmental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

12 Mission, Performance Highlights, 2014. China Development Bank. Режим доступа: http://www.cdb. com.cn/english/index.asp (дата обращения: 08.12.2015).

в этом Ассоциацию банков Китая, которая составила аналогичный отчет только два года спустя, в 2009 г. В последующие годы в годовые отчеты вошла информация об экологической стратегии и исполнительной деятельности Банка, отчеты по социальной ответственности бизнеса (CSR), в том числе и на веб-сайте13. В соответствии с лучшей международной практикой отчеты БРК проверялись аудитором третьей стороны, в частности в 2010 г. — компанией Pricewaterhouse Coopers14.

Когда правительство в 2007 г. запретило выдавать кредиты на проекты, которые характеризуются высоким уровнем загрязнения окружающей среды, и на энергозатратные проекты, БРК обнародовал собственную стратегию приоритетности экологической безупречности проекта, которой он руководствовался при предоставлении кредитов15, в такую стратегию входили следующие установки:

1) директивы БРК по разработке и оценке проектов охраны окружающей среды;

2) директивы по порядку проверки проектов на экологичность;

3) директивы БРК по особому порядку кредитования энергосберегающих программ и программ сокращения вредных выбросов;

4) директивы по развитию использования солнечной энергии;

5) рабочий план БРК кредитования снижения загрязнений и эмиссий.

Из указанных выше пяти нормативных пунктов самым важным для БРК является второй пункт: «Директивы по порядку проверки проектов на экологичность» [Gallagher et al., 2013, p. 9]. Они направлены на проверку клиента в части соответствия требованиям, оценку прогнозируемого воздействия на окружающую среду и окончательный экологический мониторинг. В целом процедура выглядит следующим образом: сначала БРК проводит проверку клиента на соответствие установленным требованиям путем анализа экологических документов компании, которая обращается с заявкой на кредитование. Затем БРК изучает прогнозируемую степень EIA, чтобы удостовериться в том, что в эксплуатационные расходы проекта включены средства на ресурсы и охрану окружающей среды. После завершения проекта БРК проводит мониторинг фактического состояния окружающей среды на актуальный момент. В мониторинг входят консультации с природоохранными агентствами на предмет применения методов, соответствующих требованиям охраны окружающей среды (табл. 2).

БРК был инициатором ряда других природоохранных стратегий и программ. Например, совместно с Министерством охраны окружающей среды БРК работал над исследовательским проектом по совершенствованию методов оценки экологических и социальных показателей производственной деятельности, которые могут быть применены при принятии решения о кредитовании16. В Договоре о развитии финансового сотрудничества с MEP БРК придает особое значение возобновляемым источникам

13 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. P. 16. Режим доступа: http://www.foe.org/system/ storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_environ-mental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

14 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. P. 22. Режим доступа: http://www.foe.org/system/ storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_environ-mental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

15 Social Responsibility Report, 2007. China Development Bank. Режим доступа: http://www.cdb.com. cn/english/Column.asp?ColumnId=192 (дата обращения: 08.12.2015).

16 Social Responsibility Report, 2010. P. 50. China Development Bank. Режим доступа: http://www. cdb.com.cn/english/Column.asp?ColumnId=219 (дата обращения: 08.12.2015).

Таблица 2. Директивы БРК по экологичности разработанного проекта

Кредитный цикл Указания

До приема заявки на кредитование Клиенты должны исполнять все законы КНР об охране окружающей среды. Во всех заявках на кредит должна быть указана оценка степени воздействия на окружающую среду (Е1А). Е1А, составленные для предприятий, характеризующихся высокой степенью загрязнения среды и энергозатратностью: угольные шахты, нефтегазодобыча, производство и передача энергии, гидроэнергетика и т.д., должны утверждаться соответствующими экологическими службами. Е1А должны составляться независимыми экспертами-экологами. В договорах кредитования должны указываться экологические стандарты и затраты, чтобы стимулировать заемщиков вкладывать средства в природоохранную деятельность. Банк может применить процедуру вето, позволяющую кредитной комиссии отказывать в предоставлении кредита исключительно по экологическим мотивам. По каждой заявке на кредитование Банк назначит двух экспертов, один из которых изучит условия кредитования, второй — характеристики клиента. В Банке есть экспертный отдел для оценки экологических и социальных рисков и выявления экологических и социальных проблем, свойственных тому или иному хозяйствующему субъекту

После приема заявки на кредитование Чтобы заявка на кредитование была сочтена отвечающей установленным требованиям, клиент обязан предоставить официальное подтверждение, полученное от соответствующего природоохранного органа, о том, что проект клиента соответствует действующим требованиям охраны окружающей среды

Источник: BankTrack, Friends of the Earth17, отчеты о социальной ответственности БРК за 2007, 2008 и 2009 гг.18

энергии, энергосбережению и охране окружающей среды в качестве приоритетов при кредитовании19. В 2009 г. этим сферам были предоставлены кредиты на общую сумму

139 млрд юаней. В 2010 г. Банк кредитовал средства энергосбережения, сокращения вредных выбросов уже на общую сумму 232 млрд юаней, превысив плановую цифру

140 млрд юаней кредитования в 2010 г. В 2011 г. БРК обеспечил кредитование в поддержку программ энергосбережения, сокращения вредных выбросов и охраны окружающей среды на сумму 228,1 млрд юаней20. Банк также принимал участие в совместном проекте Академии наук Китая и Всемирного фонда дикой природы по защите реки Янцзы, в рамках которого проводился анализ воздействия изменения климата и ши-

17 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. P. 17. Режим доступа: http://www.foe.org/system/ storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_environ-mental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

18 Social Responsibility Report, 2007. China Development Bank. Режим доступа: https://www.unglo-balcompact.org/system/attachments/2886/original/COP.pdf?1262614358 (дата обращения: 15.08.2016); Social Responsibility Report, 2008. China Development Bank. Режим доступа: https://www.unglobalcom-pact.org/system/attachments/3836/original/COP.pdf71262614925 (дата обращения: 15.08.2016).

19 MEP Launches Green Credit Program, 2014. Ministry of Environmental Protection. Режим доступа: http://en.mepfeco.org.cn/News_1011/201407/t20140721_22199.html (дата обращения: 08.12.2015).

20 China Development Bank profile, 2016. March 10. Режим доступа: http://www.banktrack.org/show/ bankprofiles/china_development_bank#tab_bankprofiles_policies (дата обращения: 08.12.2015).

рокомасштабного строительства на экологию реки с последующими рекомендациями необходимых мер для защиты экологии21.

Участие БРК в международных проектах

В целях совершенствования своей природоохранной и социальной стратегии БРК активно сотрудничает с международными организациями. Например, совместно с Всемирным банком БРК разработал Нормативы оценки воздействия на экологию для кредитования предприятий малого и среднего бизнеса (SME). Стремясь расширить свои операции за границей, в 2010 г. БРК пошел на дальнейшее расширение рамок своей природоохранной деятельности, разработав 142 производственных показателя на базе 10 принципов Глобального договора ООН по правам человека, экологии, труду и коррупции. Банк также прилагал усилия для усовершенствования систем общественного участия в принятии окончательного решения по кредитованию, в чем даже вышел за рамки правил, установленных правительством Китая22. Кроме того, в настоящее время БРК серьезно задумывается о принятии «Принципов экватора», которые в дальнейшем будут способствовать совершенствованию экологической и социальной стратегии Банка (из интервью с Кэтрин Лу (Katherine Lu), консультантом организации BankTrack, Friends of the Earth).

БРК также добровольно участвует в ряде международных мероприятий по предотвращению экологических и социальных рисков и управлению этими рисками. Например, Банк направил делегацию в научную командировку под эгидой Проекта ООН по финансированию экологических программ (UNEP-FI) для изучения корпоративной социальной ответственности и стабильного финансирования. Банк изучил стандарты отчетности по корпоративной ответственности, установленные Глобальной программой отчетности (GRI), и активно пропагандирует их в Китае на спонсируемых им семинарах GRI. И наконец, Банк с 2006 г. принимает участие в Глобальном договоре ООН (UNGC), выпустив в 2008 г. свой первый отчет по CSR в соответствии с форматом UNGC, а также разработал нормативы для ответственного инвестирования в зонах конфликтов в 2009—2011 гг.23 Участие Банка в программах такого рода демонстрирует совершенствование его стандартов и практики текущих операций.

К. Галлахер, К. Колески и А. Ирвин провели сравнительный анализ официальных нормативов БРК и его главного конкурента в системе международного финансирования — Всемирного банка (ВБ) — для проверки того, насколько БРК в своей текущей практике финансирования придерживается общих принципов в экологической и социальной сферах. Как видно из табл. 3, на сегодняшний день БРК внедрил уже четыре из девяти общих принципов осуществления экологической и социальной стратегии: оценка воздействия на экологию; проверка проекта; общественное обсуждение проекта с жителями, которые испытают на себе воздействие проекта; и оценка степени

21 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. P. 19. Режим доступа: http://www.foe.org/system/ storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_environ-mental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

22 Social Responsibility Report, 2010. P. 50. China Development Bank. Режим доступа: http://www. cdb.com.cn/english/Column.asp?ColumnId=219 (дата обращения: 08.12.2015).

23 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. P. 20. Режим доступа: http://www.foe.org/system/ storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_environ-mental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

фактического воздействия на экологию после завершения работ по проекту. Несмотря на то что БРК пока еще не достиг уровня Всемирного банка, для чего потребуется следовать шести другим принятым социальным и экологическим принципам, ему удалось превзойти ВБ в том, что он предусматривает собственный принцип оценки степени фактического воздействия на экологию после завершения работ по проекту. Внедрение этого требования справедливо считается значительным шагом вперед по сравнению с такими международными финансовыми организациями, как, например, Международная финансовая корпорация (IFC) или Межамериканский банк развития (IADB). Банк установил формальную процедуру проверки проекта на всю полноту его воздействия на местное сообщество и экологию и на потенциальную возможность принятия коррекционных мер [Gallagher et al., 2013, p. 12]. Кроме того, БРК — «молодой» игрок в развитии индустрии финансирования, и принятие им общих подходов к экологии и социуму является относительной новацией, зародившейся примерно пять лет назад. Сравнивая в этом отношении деятельность БРК с тем, что представлял собой Всемирный банк в 1980-е годы, можно с уверенностью утверждать, что Банк опережает свое время, взяв на вооружение эти новации намного раньше других [Ibid., p. 14].

Таблица 3. Сравнительный анализ БРК и Всемирного банка в контексте общих принципов экологической и социальной стратегии

Рекомендации по охране окружающей среды Всемирный банк Банк развития Китая (БРК)

Оценка прогнозируемого воздействия на экологию X X

Проверка оценки воздействия проекта на экологию X X

Социальные и экологические стандарты, принятые в данной конкретной отрасли X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверки на соответствие принятым в данной стране природоохранным законам и правилам X X*

Проверки на соответствие международным природоохранным законам и правилам X

Общественное обсуждение с населением, подвергаемым воздействию данного проекта X

Порядок рассмотрения жалоб X

Независимый мониторинг и инспекции X

Установление односторонних обязательств, связанных с исполнением требований законов, стандартов и правил X

Оценка степени фактического воздействия на экологию после завершения работ по проекту X

Источник: [Gallagher et al., 2013, p. 12].

* БРК требует в случае неадекватности природоохранных стандартов в стране реализации проекта выполнять китайские стандарты или руководствоваться лучшей международной практикой.

Совершенно очевидно, что природоохранная и социальная стратегии БРК превышают и даже выходят за рамки применимых законов для банковского сектора. Возмож-

но, это объясняется стремлением Банка укрепить конкурентоспособность, повысив свою корпоративную репутацию в мире и исключив всякий ущерб своим финансовым результатам в свете все возрастающей независимости Банка от правительства. Компании, не способные улучшить методы управления экологической и социальной сферами, могут потерять свою рыночную ценность и конкурентоспособность на длительный срок24. В Глобальном договоре ООН указывается, что стабильное регулирование в экологической и социальной сферах является необходимым предварительным условием для успешной деятельности компании на мировом рынке. Умелое разрешение экологических и социальных проблем оказывает положительное влияние на корпоративную финансовую деятельность, стоимость привлечения капитала и репутацию25. БРК все активнее взаимодействует в мировом масштабе, выходит на зарубежные фондовые биржи и рынки своих финансовых продуктов за границей. Поэтому Банк поднимает планку экологической и социальной ответственности все выше, его ускоренное развитие в последнее время отражает все возрастающее осознание необходимой прозрачности и информационной открытости. Банк принимает на вооружение мировые стандарты финансирования экологически и социально ответственных проектов.

После того как БРК стал одним из самых влиятельных банков мира [Sanderson, Forsythe, 2013], благодаря своим экологической и социальной стратегиям он может стать прецедентом для других банков и финансовых корпораций Китая. Мишель Чан (Michelle Chan), директор программ по экономической политике в организации Friends of the Earth (США), заявила: «То, что БРК сосредоточил усилия на финансировании экологически благополучных предприятий, показывает, что Банк обладает огромным потенциалом для ускорения процесса развития, устойчивого в экологическом и социальном отношении. Работая рука об руку с заинтересованными сторонами, в том числе с гражданским собществом Китая, БРК имеет все возможности, чтобы занять лидирующее положение в этом регионе мира»26.

Заключение

Установленные для банковского сектора правила отражают намерение китайского правительства вывести проблему устойчивого развития из финансовой сферы. Однако ис-следавание показало, что социальная и экологическая стратегии БРК выходят за рамки установленных правительством правил. Хотя БРК явно функционирует под непосредственным контролем правительства Китая, похоже, что Банк решает проблему экологической и социально-экономической устойчивости энергичнее, чем это предписано правительством. Банк внедряет лучшую международную практику и проектирует свою собственную стратегию, которая может стать прорывом для всего банковского сектора. Таким образом, с одной стороны, правительство, безусловно, позволяет и поощряет

24 The Materiality of Social, Environmental and Corporate Governance Issues to Equity Pricing. United Nations Environment Programme Finance Initiative, 2004. Режим доступа: http://www.unepfi.org/filead-min/documents/amwg_materiality_equity_pricing_report_2004.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

25 Who Cares Wins: Connecting Financial Markets to a Changing World. The UN Global Compact, 2004. Режим доступа: http://www.unglobalGompaGt.org/docs/issues_doG/FinanGial_markets/who_Gares_ who_wins.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

26 China Development Bank's overseas investments: An assessment of environmental and social policies and practices. BankTrack, Friends of the Earth, 2012. Режим доступа: http://www.foe.org/system/ storage/877/2b/2/2245/China_Development_Banks_overseas_investments_-_An_assessment_of_environ-mental_and_social_policies_and_practices.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

взятый БРК курс на самодостаточное развитие, и Банк не проводит оппозиционную политику в этом направлении. С другой — БРК ни в коей мере не является пассивным и безгласным инструментом правительства, руководствующимся исключительно указаниями власти. Совсем наоборот: Банк является новатором, который обучает и правительство некоторым аспектам стратегии и требованиям самодостаточного развития, пусть и с согласия на это правительства. Теория меркантилистов оказалась верной в отношении жесткого контроля власти, под управлением которой функционирует банковское учреждение. Банку крайне сложно проводить политику, если в каких-то аспектах она пересекается с интересами государства. Однако, несмотря на то, что зависимость от власти и существует, она все же далека от того, чтобы считать ее абсолютной. Есть все основания считать, что БРК вполне независимо действует в сфере создания для себя международной репутации «добропорядочного гражданина международного сообщества». Эта возрастающая независимость Банка может в ближайшем будущем стать серьезной эмпирической проблемой для указанной выше аксиомы меркантилистов. Более того, авторитет групп международного и национального гражданского сообщества, который меркантилисты традиционно рассматривают как довольно слабый, не стоит столь легкомысленно недооценивать, особенно в том случае, когда речь идет об устойчивом развитии. Таким образом, необходимы дальнейшие исследования, чтобы проанализировать процесс и результаты взаимоотношений БРК с правительством в контексте стратегии самодостаточного развития, в частности, нужно изучить практическое применение стратегии БРК и реальные примеры разногласий между БРК и государством по стратегии самодостаточного развития, что станет значительным вкладом в эмпирическое исследование этого важного феномена современности.

Литература

Amsden A. (2007) Escape from Empire: The Developing World's Journey Through Haven and Hell. Cambridge: MIT Press.

Aizawa M., Yang C. (2010) Green Credit, Green Stimulus, Green Revolution? China's Mobilization of Banks for Environmental Clenup // The Journal of Environment and Development. No. 19 (2). P. 119—144.

Bin H. (2013) The Role of Financial Institutions in Promoting a Green Economy: China Development Bank // Review of Environment, Energy and Economics (Re3). Режим доступа: http://dx.doi.org/10.7711/ feemre3.2013.04.001 (дата обращения: 08.12.2015).

Boyle C. (2008). The Mystery of Modern Wealth: Mercantilism, Value, and the Social Foundations of Liberal International Order // European Journal of International Relations. No. 14 (3). P. 405-429.

Chang H.-J. (2005) The East Asian Development Experience: The Miracle, the Crisis, and the Future. L.: Third World Network and Zed Press.

Chang H-J., Grabel I. (2004) Reclaiming Development — an Alternative Economic Policy Manual. L.: Zed Press.

Downs E. (2011) Inside China, Inc: China Development Bank's Cross-Border Energy Deals. Brookings Intitution.

Gallagher K., Koleski K., Irwinet A. (2013) Chinese Finance in Latin America: Brown or Green? TEMTI Series of Economic Perspectives on Global Sustainability.

Geoff D., Anderlini J., Sender H. (2011) China's Lending Hits New Heights // Financial Times. January 17.

Kirshner J. (2009) Realist Political Economy. Traditional Themes and Contemporary Challenges // Handbook of International Political Economy (IPE). IPE as a Global Conversation / M. Blyth (ed.). N.Y.: Routledge. P. 36—47.

Kohli A. (2004) State-directed Development: Political Power and Industrialization in the Global Periphery. Cambridge: Cambridge University Press.

KPMG (2009) China Boardroom Update. CBA Guidelines on Corporate Social Responsibility. Режим доступа: https://www.kpmg.com/CN/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Newsletters/China-board-room-update/Documents/China-boardroom-update-0904-05.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

Leung D., Zhao Y. (2013) Environmental and Social Policies in Overseas Investments: Progress and Challenges for China. Washington: World Resources Institute. Режим доступа: http://www.wri.org/publication/environ-mental-and-social-policies-in-overseas-investments-progress-and-challenges-for-china (дата обращения: 08.12.2015).

List F. (1856) National System of Political Economy. Philadelphia PA: J.B Lippencott, republished by University of Michigan.

List F. (1909) Outlines of American Political Economy // Hirst M. Life of Friedrich List and Selections from his Writings. L.: Smith, Elder & Co. P. 147-272.

Morgenthau J. (1948) Politics Among Nations. The struggle for Power and Peace. N.Y.: Alfred A. Knopf.

Provaggi A. (2013) China Development Bank's Financial Mechanisms: Focus on Foreign Investments. Global Projects Center. Stanford University. Режим доступа: https://gpc.stanford.edu/sites/default/files/uc07_0.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

Rodrik D. (2013) The New Mercantilist Challenge // Project Syndicate. January 9. Режим доступа: http://www. project-syndicate.org/commentary/the-return-of-mercantilism-by-dani-rodrik#JQXVFeKSmD8HaYHu.99 (дата обращения: 08.12.2015).

Sanderson H., Forsythe M. (2013) China's Superbank. Singapore: Bloomberg. Wade R. (2004) Governing the Market. Princeton: Princeton University Press.

Xiaogang Y. (ed.) (2011) Environmental Report on Chinese Banks. Bank Track. Режим доступа: http:// www.eu-china.net/upload/pdf/materialien/Yunnan-2011-environmental_records_of_chinese_banks_2010_ eng_11-07-07.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

Zhang J. (2012) Delivering Environmentally Sustainable Economic Growth: The Case of China. University of California, San Diego: Asia Society. Режим доступа: http://asiasociety.org/files/pdf/Delivering_Environ-mentally_Sustainable_Economic_Growth_Case_China.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

The China Development Bank and Sustainable Development

V. Levanchuk

Valentina Levanchuk — Economist; 27 — 79 Nakhimovsky prospect, 117209 Moscow, Russian Federation; E-mail: val.levanchuk@gmail.com

Abstract

In this article, the author presents an empirical study of sustainable banking in China and examines the flagship China Development Bank (CDB). The CDB is directly supervised by the State Council of the People's Republic of China and is one of the largest state-owned financial institutions in the country. Its overseas lending is growing rapidly; it increasingly acts as a global player, influenced by a variety of international actors. Using the mercantilist framework, the author investigates how the CDB's social policies diverge from those set by the Chinese authorities. The analysis discusses CDB's policy variations that are not in line with government interests or prescribed directly by governmental bodies. It concludes that the bank has been active in developing and establishing its own corporate strategy for implementing the concept of sustainable development to promote a balanced development of the economy, society and the environment. That strategy contains the norms and rules set by Chinese regulatory agencies with regard to social and environmental areas, as well as important elements of the international practice of corporate responsibility and sustainable funding. The CDB is most likely driven by its desire to be considered internationally a good corporate citizen and often acts independently from governmental guidance, which in some sense undermines mercantilist perceptions.

Key words: Sustainable development; China Development Bank; corporate social responsibility; environmental policy; global political economy; mercantilism

References

Amsden A. (2007) Escape from Empire: The Developing World's Journey Through Haven and Hell. Cambridge: MIT Press.

Aizawa M. and Yang C. (2010) Green Credit, Green Stimulus, Green Revolution? China's Mobilization of Banks for Environmental Clenup. The Journal of Environment and Development, no 19 (2), pp. 119—144.

Bin H. (2013) The Role ofFinancial Institutions in Promoting a Green Economy: China Development Bank. Review of Environment, Energy and Economics (Re3). Available at: http://dx.doi.org/10.7711/feemre3.2013.04.001 (accessed 08 December 2015).

Boyle C. (2008) The Mystery of Modern Wealth: Mercantilism, Value, and the Social Foundations of Liberal International Order. European Journal of International Relations, 14 (3), pp. 405—429.

Chang H.-J. (2005) The East Asian Development Experience: The Miracle, the Crisis, and the Future. London: Third World Network and Zed Press.

Chang H-J. and Grabel I. (2004) Reclaiming Development — an Alternative Economic Policy Manual. London: Zed Press.

Downs E. (2011) Inside China, Inc: China Development Bank's Cross-Border Energy Deals. Brookings Intitu-tion.

Gallagher K., Koleski K., Irwinet A. (2013) Chinese Finance in Latin America: Brown or Green?TEMTI Series of Economic Perspectives on Global Sustainability.

Geoff D., Anderlini J. and Sender H. (2011) China's lending hits new heights. Financial Times, 17 January.

Kirshner J. (2009). Realist Political Economy. Traditional Themes and Contemporary Challenges // Handbook of International Political Economy (IPE). IPE as a global conversation (ed. M. Blyth), pp. 36—47. New York: Routledge.

Kohli A. (2004) State-directed Development: Political Power and Industrialization in the Global Periphery. Cambridge: Cambridge University Press.

KPMG (2009) China boardroom update. CBA Guidelines on Corporate Social Responsibility. Available at: ht-tps://www.kpmg.com/CN/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Newsletters/China-boardroom-up-date/Documents/China-boardroom-update-0904-05.pdf (accessed 08 December 2015).

Leung D. and Zhao Y. (2013) Environmental and Social Policies in Overseas Investments: Progress and Challenges for China. Washington: World Resources Institute. Available at: http://www.wri.org/publication/environmen-tal-and-social-policies-in-overseas-investments-progress-and-challenges-for-china (accessed 08 December 2015).

List F. (1856) National System of Political Economy. Philadelphia PA: J.B Lippencott, republished by University of Michigan.

List F. (1909) Outlines of American Political Economy / Hirst M. Life of Friedrich List and Selections from his Writings, pp. 147—272. London: Smith, Elder & Co.

Morgenthau J. (1948) Politics Among Nations. The Strugglefor Power and Peace. New York: Alfred A. Knopf.

Provaggi A. (2013) China Development Bank's Financial Mechanisms: Focus on Foreign Investments. Global Projects Center. Stanford University. Available at: https://gpc.stanford.edu/sites/default/files/uc07_0.pdf (accessed 08 December 2015).

Rodrik D. (2013) The New Mercantilist Challenge. Project Syndicate, January 9. Available at: http://www. project-syndicate.org/commentary/the-return-of-mercantilism-by-dani-rodrik#JQXVFeKSmD8HaYHu.99 (accessed 08 December 2015).

Sanderson H., Forsythe M. (2013) China's Superbank. Singapore: Bloomberg. Wade R. (2004). Governing the Market. Princeton: Princeton University Press.

Xiaogang Y. (ed.) (2011) Environmental Report on Chinese Banks. BankTrack. Available at: http://www.eu-chi-na.net/upload/pdf/materialien/Yunnan-2011-environmental_records_of_chinese_banks_2010_eng_11-07-07.pdf (accessed 08 December 2015).

Zhang J. (2012) Delivering Environmentally Sustainable Economic Growth: The Case of China. University of California, San Diego: Asia Society. Available at: http://asiasociety.org/files/pdf/Delivering_Environmen-tally_Sustainable_Economic_Growth_Case_China.pdf (accessed 08 December 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.