Научная статья на тему 'Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы'

Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТИНОПОЛЬ / РАННЯЯ ВИЗАНТИЯ / БАНИ ЗЕВКСИППА / СТАТУЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болгов Н. Н., Сбитнева Ю. Н., Ляховская О. В.

В работе рассматривается один из наиболее интересных памятников ранневизантийского Константинополя — комплекс бань Зевксиппа, примыкавших к Большому императорскому дворцу и Ипподрому. В самом сердце новой христианской столицы продолжали существовать многочисленные античные статуи, к тому же, описанные в поэме начала VI в. Христодора Коптского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы»

28

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

УДК 94(371.09

БАНИ ЗЕВКСИППА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ: АНТИЧНЫЙ КОМПЛЕКС В СЕРДЦЕ ХРИСТИАНСКОЙ СТОЛИЦЫ1

Н.Н. БОЛГОВ, Ю.Н. СБИТНЕВА,

О.В. ЛЯХОВСКАЯ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: [email protected]

В работе рассматривается один из наиболее интересных памятников ранневизантийского Константинополя - комплекс бань Зевксиппа, примыкавших к Большому императорскому дворцу и Ипподрому. В самом сердце новой христианской столицы продолжали существовать многочисленные античные статуи, к тому же, описанные в поэме начала VI в. Христодора Коптского.

Ключевые слова: Константинополь, Ранняя Византия, бани Зевксиппа, статуя.

1 Исследование подготовлено в рамках работ по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, Госконтракт П322 от 28.07.2009 г. «Человек переходной эпохи: Поздняя античность - Ранняя Византия», 2009-2011 гг., а также при поддержке Внутривузовского гранта БелГУ.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

29

Ранневизантийский культурный синтез, адаптация христианством античного наследия и континуитет - одни из наиболее важных проблем мирового антиковеде-ния. Однако, взгляд византийцев на собственно античные памятники, органично вписавшиеся в топографию Константинополя, еще не изучен. Источником такого рода может служить «Описание статуй в общественном гимнасии Зевксиппа» Христо-дора Коптского, писавшего в царствование Анастасия. Его эпические поэмы (в т.ч. одна на христианский сюжет) утеряны2.

Христодор Коптский, египетский поэт и писатель, написал поэму длиной в 416 строк гекзаметром, вдохновленную славой статуй, расположенных в холлах бань Зев-ксиппа3. Эта поэма распадается на определенное количество коротких эпиграмм, которые фокусируют внимание на одной или на небольшой группе статуй в банях, представляющих совокупность форм одного рода. В поэме описывается 80 статуй богов, героев и исторических персонажей. Можно согласиться с мнением о том, что эпиграммы Христодора Коптского подтверждают наличие надписей на базах статуй, что делает возможным использование экфрасиса как достоверного источника, и настоящее прошлого предстает перед нами в этом тексте. Экфрасис включен в «Палатинскую антологию» (II книга). Проблемами египетского культурного фона, на котором вырос Христодор, занимались А.Б. Ковельман, Р. Богнелл.

Топографию ранневизантийского Константинополя изучали Р. Жанен, Р. Кра-утхаймер, Н.П. Кондаков. Однако, античные памятники Константинополя не были предметом специального исследования (кроме императорских колонн - А. Грабар).

Комплекс терм и гимнасия Зевксиппа был построен Септимием Севером в Византии в нач. III в. По Гесихию Милетскому, это название возникло потому, что они были расположены возле храма со статуей конного Зевса4. Иоанн Малала указывает, что ранее на агоре Византия находился памятник Богу Зевксиппу (фракийская ипостась Солнца). Построенные на агоре бани Севера (памятник был заменен статуей Аполлона на акрополе), поэтому и стали называться «Зевксипп». Они занимали площадь в 500 ярдов в диаметре и располагались к югу от гораздо более древних бань Ахилла в районе древнейшего греческого акрополя Византия.

Иоанн Лид (De mag. III, 70) относит название «Зевксипп» лишь к агоре древнего Византия, отмечая, что она получила свое название от царя Зевксиппа, при котором будто бы мегарейцы переселились в Византий. Бани и гимнасий являлись своего рода музеем редких произведений искусства. Их и описал Христодор в начале VI в.

Жанр экфрасиса пользовался большим распространением в ранневизантийской поэзии (Агафий «На изображение архангела Михаила»; Павел Силенциарий «Освящение купола храма св. Софии»). «Описания» Христодора вполне сходны с текстами Филостратов и Каллистрата, но даны в стихах.

Нами был проанализирован количественный и персональный состав текста экфрасиса. «Персональный состав» описываемых статуй дает определенное представление о массовых вкусах жителей провинциального города эпохи Северов. Вместе с тем, их описание в начале VI в. говорит об определенной актуальности и популярности их фигур в ранневизантийской столице.

Среди «героев» экфрасиса 38 статуй относятся к богам (9) и мифологическим персонажам (29), преимущественно Троянского цикла (из них по 3 статуи посвящены Аполлону и Афродите). 9 статуй посвящено различным жрецам, 1 - безымянному атлету. Остальные 42 изображают реальных исторических персонажей: это историки -3 (Фукидид, Геродот, Ксенофонт), ораторы - 3 (Эсхин, Демосфен, Исократ), философы - 6 (Платон, Аристотель, Пифагор, Анаксимен, Демокрит, Гераклит), поэты - 13

2 Осетрова А.В. Античный экфрасис в византийской столице (Христодор Коптский и его «Описание статуй») / / Каразшсью читання Цсторичт науки). Харюв, 2011. С. 69-70.

3 Johnson, Scott Fitzgerald. Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism Didacticism Classicism. Ashgate Publishing, Ltd., 2006. P. 170.

4 Gilles, Pierre. The Antiquities of Constantinople. Italica Press, Inc., 1998. P. 70.

30

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

(Гомер - 2, Гесиод, Сапфо, Терпандр, Стесихор, Пиндар, Симонид, Еврипид, Кратин, Эринна, Менандр, Вергилий), писатели - 1 (Апулей). Государственных деятелей - 6 (Перикл, Алкивиад и Харидем из Афин, Пирр, Цезарь и Помпей). Римлян - всего 5 (Эней, Цезарь, Помпей, Вергилий, Апулей), остальные 75 греки. 13 статуй - женские, 67 - мужские.

Таким образом, в Константинополе начала VI в. нашли свое место в «массовой культуре» многие персонажи классической мифологии и истории5. Показателен огромный перевес греков, что вносит некоторые коррективы в репрезентацию Константинополя как Нового Рима и христианской столицы: данный памятник наследует скорее традиции классической Эллады.

Бани Завксиппа были разрушены в ходе восстания Ника 532 г. и затем восстановлены через несколько лет6. Сама постройка и ее статуи позднее были использованы в оборонительных целях, начиная с VII в. Археологические исследования города и бань начались в 1928 г.

Оригинальное здание бань, основанных и построенных Септимием Севером7, и освященных Константином I8, было великолепной постройкой, украшенной многочисленными мозаиками и 80 статуями9, большей частью исторических деятелей, включая Гомера, Гесиода, Платона, Аристотеля, Юлия Цезаря, Демосфена, Эсхина, Вергилия и многих других10 11, а также богов и мифологических героев11. Бани поражали роскошью архитектуры и искусства, и даже вошли в литературные произведения. Эти статуи были взяты из разных мест ойкумены, включая такие территории как Азия с окружающими землями, Рим, Греция и Малая Азия12. Бани следовали тенденциям в архитектуре своего времени; таким местам и памятникам, как Дворец Сената на Форуме, Дворец Лавса, которые были украшены статуями мифологических героев, исторических деятелей, правителей, становясь частью современных форм изящной архитектуры13.

Через вход многочисленные представители гражданской публики проникали в комплекс бань. Большой зал использовался прежде всего для общественных купаний, кто-то мог заниматься атлетикой в сочетании с активным отдыхом. Служащие комплекса брали оплату в зависимости от того, чем занимался посетитель, и от того, сколько часов он пробыл в помещении. Мужчины и женщины не посещали бани вместе; они должны были находиться в отдельных банях, или в различное время посещения в течение дня14.

Популярность бань Зевксиппа среди граждан была огромной, они в большом количестве занимали все помещения бань так, что иногда там проводились общест-

5 Подробнее см.: Осетрова А.В. Кумуляция античных памятников в Константинополе как репрезентация имперской идеологии Нового Рима // Классическая и византийская традиция. 2010. Белгород, 2010. С. 74-78.

6 Ward-Perkins, Bryan. The Cambridge Ancient History: Empire and Successors, A.D. 425-600. Cambridge University Press, 2000. P. 935.

7 Bury, John Bagnell. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. -800 A.D.) Adamant Media Corporation, 2005. P. 55.

8 Wornum, Ralph Nickolson. The epochs of painting characterized, a sketch of the history of painting, ancient and modern. L., 1847.

9 Ward-Perkins, Bryan. The Cambridge Ancient History: Empire and Successors, A.D. 425-600. Cambridge University Press, 2000. P. 935.

10 Bury, John Bagnell. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. -800 A.D.). Adamant Media Corporation, 2005. P. 55.

11 Muller, Karl Otfried; Welcker, Friedrich Gottlieb. Ancient Art and Its Remains: Or, A Manual of the Archaeology of Art. B., 1852.

12 Evans J.A.S. The Age of Justinian. L.; N.Y.: Routledge, 1996. P. 30.

13 Gregorovius, Ferdinand. History of the City of Rome in the Middle Ages (Грегоровиус Ф. История города Рима в средние века. М., 2009).

14 Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. Greenwood Press, 2006.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

31

венные акции граждан столицы15. Кроме того, там происходило огромное количество увеселительных дел, благодаря открытым на этих площадях коммерческим лавкам и проектам. Даже представители церкви и монахи могли быть замечены здесь. Тут бедные люди могли проявить внимание к своим покровителям. Таким образом, бани были местом как частной, так и общественной жизни, не всегда благочестивой16.

Историк XII в. Зонара рассказал в своей «Истории», как Север соединил бани с Ипподромом и, в продолжение этого, построил в городе храм Зевса. Однако, предшественник Зонары Леонтий, более аккуратный в своих сочинениях, сообщает, что бани были не непосредственно соединены с Ипподромом, но просто были закрыты для выхода туда:

Между прекрасными и освежающими банями Завксиппа,

И знаменитым Ипподромом путь я держу.

Смотри, где он сам свои бани возвел,

Или узри прекрасную улицу с расписными портиками.

Платишь за вход, и все удовольствия кряду;

Ты найдешь там сердечный прием за моим столом.

Или, если больше ты хочешь движенья и встрясок,

Двигайся в путь на отдельную площадь на стадий17.

В дополнение к этому, бани Зевксиппа были часто закрыты, видимо, потому, что находились недалеко от Большого Дворца18. Есть мнение, что бани в значительной степени обязаны были своей популярностью близостью к таким священным местам. Площадь Августеон и церковь св. Софии были также часто закрыты, когда работали бани.

На карте видно, что бани размещены как бы внутри Великого Дворца, их место в Константинополе хорошо локализовано, что предопределило выбор места начала археологических работ. И, как можно увидеть по результатам этих работ, бани были многоугольником в плане, изолированным помещением, или соединялись с Дворцом, если верить сообщению Зонары.

В результате восстания Ника 532 г., которое во многом повлияло на внешний облик Константинополя, и которое привело к разрушению значительной части города и гибели тысяч людей, оригинальное здание бань Зевксиппа погибло в бушевавшем пожаре19. Юстиниан предпринял восстановление бань, но он не мог восстановить многие статуи и другие подлинные древности, утраченные в 532 г.20

Однако, позднее, в начале VII в., в результате сильных войн и политических потрясений в Византии, значение купаний в общественных банях изменилось от общественной роскоши к скромности и собственно чистоте. Многие общественные сооружения такого же рода начали использоваться в фортификационных целях.21 Последнее зафиксированное использование бань по назначению имело место в 713 г., а после этого они стали служить для других целей: частично для строительства тюрьмы, известной под названием «Нумера», часть здания стала использоваться как мастерская по выделке шелка22.

15 Matthews, William. An historical and scientific description of the mode of supplying London with water. L., 1841.

16 Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. Greenwood Press, 2006. P. 77.

17 Цит. по: Gilles, Pierre. The Antiquities of Constantinople. Italica Press, Incorporated, 1998. P. 70. Речь идет о дворе бань, известном как Гимнасий.

18 Pero Tafur. Travels and Adventures 1435-1439. Routledge, 2004. P. 225.

19 Ward-Perkins, Bryan. The Cambridge Ancient History: Empire and Successors, A.D. 425-600. Cambridge University Press, 2000. P. 935.

20 Bury, John Bagnell. A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (395 A.D. - 800 A.D.). Adamant Media Corporation, 2005. P. 55.

21 Rautman, Marcus Louis. Daily Life in the Byzantine Empire. Greenwood Press, 2006. P. 77; Gibbon, Edward. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. Penguin Classics, 1995. P. 950.

22 Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford: University Press, 1991. P. 2226.

32

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

Тысячу лет спустя, в 1556 г., османский архитектор Мимар Синан построил Ха-секи Хюррем Султан Хаммам из этих руин. В 1927-1928 гг. археологическими исследованиями была изучена эта часть города, и многие исторические реликвии были открыты заново, это глиняная и глазурованная керамика, уникальные вещи и архитектурные детали, представляющие интерес для изучения истории и культуры Константинополя того времени23.

Среди множества отдельных памятников в городе были найдены две статуи, которые имели надписи со словами Hekabe и Aeschenes [sic] на своих базах, что подтверждает сведения, переданные Христодором Коптским в Экфрасисе и шести эпиграммах, о надписях на многих статуях в банях, и делают достаточно достоверными сведения, передаваемые Зонарой и Леонтием24 25.

Таким образом, сохранившийся с античных времен комплекс построек - бани Зевксиппа - органично вписался в топографию самой сердцевины новой христианской столицы - между Большим Императорским дворцом и Ипподромом. Это - одна из лучших иллюстраций Поздней античности - эпохи взаимопереплетения и взаимопроникновения старого и нового.

Рис. 1-3. Знаменитые бани Зевксиппа были начаты еще во времена античного Византия, и были закончены при Константине Великом. В их большом дворе, так называемом Гимнасии, была собрана большая коллекция древней скульптуры, погибшая, когда бани подверглись разгрому в 532 г. вместе с окружающими зданиями. Бани были, однако, восстановлены; они существовали и в средневизантийский период, но использовались при этом как мастерская шелковых изделий и как тюрьма25.

23 Ibid.

24 Johnson, Scott Fitzgerald. Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism Didacticism Classicism. Ashgate Publishing, Ltd., 2006. P. 170.

25 http://www.arkeo3d.com/byzantium1200/zeuxippos.html

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

33

34

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20

ZEVXIPPOS' BATHS AT CONSTANTINOPLE:

AN ANCIENT COMPLEX IN HEART OF CHRISTIAN CAPITAL

N. N. BOLGOV,

YU.N. SBITNEVA,

O. V. LYAKHOVSKAYA

Belgorod National Research University

e-mail: [email protected]

At this article are investigated one of interests monuments of Early Byzantinian Constantinople - a complex of Zevxippos’ Baths near of Great Emperor’s Palace and Hippodrom. At heart of new Christian capital are continued to exist many ancient statue, who were writing in poem of Christodorus Coptos, 6 cent. AD.

Key words: Constantinople, Early Byzantium, Zevxippos’ baths, statue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.