Научная статья на тему '«Бандерлоги» на проспекте Сахарова: социологический портрет'

«Бандерлоги» на проспекте Сахарова: социологический портрет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МИТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / QUANTITATIVE SOCIOLOGY / DEMONSTRATION / POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Анна Дмитриевна, Головина Мария Валентиновна, Семирханова Елизавета Константиновна

В статье приведены данные социологического опроса участников митинга 24 декабря. Полученные данные рисуют типичного участника митинга как высоко образованного представителя интеллигенции, человека достаточно обеспеченного и придерживающегося умеренных, либеральных взглядов. Разумеется, наряду с этими представителями, видна достаточно большая группа людей придерживающихся значительно более радикальных взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bandar-Logs in Sakharov Prospect: A Sociological Portrait

The article provides data received from sociological research on participants of the protest that took place on 24th December. The data describes a typical protest participant as a highly educated representative of the intelligentsia, a well-to-do person adhering to liberal values. On the other hand there is also a huge group of people who are much more radical in terms of their political view.

Текст научной работы на тему ««Бандерлоги» на проспекте Сахарова: социологический портрет»

Анна Соколова, Мария Головина, Елизавета Семирханова

«Бандерлоги» на проспекте Сахарова: социологический портрет

Анна Дмитриевна Соколова

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва

annadsokolova@gmail.com

Мария Валентиновна Головина

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

maria3275@gmail.com

Елизавета Константиновна Семирханова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

semirkhanova@gmail.com

Статья написана по результатам социологического опроса, проведенного во время митинга на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 г. Целью опроса было создание основанного на количественных данных социального портрета участников акции, который послужил бы фоном для дальнейших исследований с привлечением качественных методов.

Опрос проводился с 14:30 до 17:00 в разных точках митинга. В связи с техническими сложностями проведения количественных исследований на подобных мероприятиях было принято решение ориентироваться на пол и возраст участников. Основой выборки послужил предварительный подсчет половозрастного состава митингующих, проходивших через рамки металлоискателей. Члены исследовательской группы встали напротив шести рамок и фиксировали пол и возраст (до 30 лет, 30—50 лет, старше 50 лет) входивших в течение 10 минут. В результате подсчета было получено следующее половозрастное соотношение участников, на которое предполагалось ориентироваться при опросе.

Макет выборки

На 100 человек До 30 лет 30-50 лет Старше 50 лет

Мужчины 20 30 20

Женщины 10 10 10

Во время работы интервьюеры старались по возможности перемещаться по площади, чтобы охватить все группы митингующих. Низкая температура и непрекращающаяся ротация людей несколько скорректировали теоретическую выборку. Однако полученное эмпирическое распределение по полу и возрасту оказалось близким к расчетному, а также сопоставимым с аналогичными данными Левада-Центра. Объем выборки нашего исследования составил 216 человек.

Таблица 1

Распределение респондентов по полу и возрасту и сравнение с опросом Левада-Центра

Возраст Мужчины Женщины Общее число Левада-Центр

от 18 до 24 34 19 53 24,5 % 25 %

от 25 до 39 68 23 91 42,2 % 31 %

от 40 до 54 23 11 34 15,7 % 23 %

от 55 и выше 17 21 38 17,6 % 22 %

Всего 142 74 216 100 % 100 %

Анкета состояла их двух частей. Первая (вопросы 1—4) касалась социально-демографических характеристик участников митинга и включала вопросы о поле, возрасте, занятости, образовании и уровне благосостояния. При этом варианты ответа на вопрос о сфере трудовой занятости были сформулированы так, чтобы узнать, является ли респондент работником бюджетной или коммерческой сферы (соответственно, зависит ли его достаток от колебаний рынка или от бюджетной политики). Особенный интерес вызывают те, кто работает сдельно: ответ «фрилансер» важен, так как работники этой категории больше остальных зависят от среднесрочной предсказуемости экономики. Вопрос о доходе был сформулирован так, чтобы получить не указание на конкретные финансовые возможности, а оценку самим респондентом его финансового положения и чувства финансовой стабильности, что в контексте признака удовлетворенности / неудовлетворенности является более референтным. Поскольку ответ «Я нахожу доход моей семьи недостаточным» являлся бы социально одобряемым для митинга, при составлении анкеты этот вариант ответа был сформулирован максимально нейтрально.

Таблица 2

Уровень образования / Сфера занятости

Уровень образования Сфера занятости

Неполное среднее 1 % Учащийся 2 %

Среднее 5 % Студент вуза 14 %

Среднее специальное 6 % Работник бюджетной сферы 14 %

Неполное высшее 17 % Работник коммерческой организации 45 %

Высшее 64 % Фрилансер 10 %

Ученая степень 7 % Неработающий 4 %

Пенсионер 11 %

88 % опрошенных имеют высшее или неполное высшее образование. Таким образом, участники митинга — наиболее образованная часть российского общества. Уровень образования в выборке значительно превышает средний уровень образования по Москве и Московской области. Согласно предварительным результатам всероссийской переписи населения 2010 г., 50 % москвичей, охваченных переписью, имеют высшее, неполное высшее и послевузовское образование, а в Московской области этот показатель составляет 36,2 % [Информационные материалы 2010].

Помимо этого необходимо отметить, что в большинстве своем пришедшие на митинг — это люди, зависящие от рыночной системы и поэтому вынужденные сдержанно подходить к выдвижению политических и экономических требований. Об этом свидетельствует высокий процент занятых в коммерческой сфере (45 %), а также относительно большое число «фрилансеров» (10 %) — людей, не имеющих социальных гарантий (см. табл. 2). Последняя группа интересна тем, что (за некоторым исключением) в нее вошли люди творческих профессий и / или активные интернет-пользователи. Не менее важен тот факт, что подавляющее большинство респондентов — люди обеспеченные. Неудовлетворительным свой доход находят только 25 % из них. Сопоставление уровня образования и сферы занятости позволило предположить, что не менее 14 % студентов (2,4 % всей выборки) подрабатывают дополнительно, а пересечение показателей «ученая степень» и «работник бюджетной сферы» — что представителями академической среды (университетскими и научными работниками) являются не более 3 % митингующих.

Второй блок (вопросы 5—10) был ориентирован на то, чтобы выяснить, почему человек пришел на митинг, насколько

обычным (нормальным) является для него проявление подобной гражданской активности, насколько вообще он инициативен и какова степень радикальности его протестных настроений. Вопрос об идентификации себя с какой-либо политической организацией был введен для определения корреляции декларируемых политических взглядов и реальной политической деятельности. Вопрос о частоте посещения политических акций давал возможность определить уровень ангажированности пришедших и динамику политической активности в период после митинга на Болотной площади (с 10 по 24 декабря). Вопрос об участии в общественных инициативах позволял проследить возможную взаимосвязь между политической ангажированностью и социальной активностью.

Таблица 3

Политические взгляды

Политические взгляды

Коммунистические (левые) 14 %

Националистические (ультраправые) 6 %

Либеральные 49 %

Сторонник текущей организации общества 6 %

Другое 3 %

Не имею четких политических предпочтений 22 %

Подавляющее большинство респондентов охарактеризовали свои политические взгляды как либеральные (49 %) или вообще затруднились определить свои политические предпочтения (22 %) (см. табл. 3). Обращает на себя внимание неожиданно низкий (в сравнении с визуальной оценкой — например, по количеству так называемых имперских — черно-бело-желтых флагов) процент людей, придерживающихся ультраправых взглядов (6 %), что, возможно, свидетельствует о технических погрешностях выборки. Интересно при этом, что 88 % респондентов утверждают, что не принадлежат ни к какой политической организации (см. табл. 4). Из тех, кто определил свои взгляды как левые, идентифицируют себя с конкретной политической организацией 48 %. Среди респондентов-либералов количество «партийных» — 6 %, что может говорить об идеологической «размытости» и деполитизированности понятия «либеральный» у респондентов. Только 36 % опрошенных участвовали в политических акциях до выборов 5 декабря (см. табл. 4).

Таблица 4

Политическая активность

Относите ли Вы себя к какой-либо политической организации?1

Как часто Вы ходите на политические акции? Да, принадлежу Нет, не принадлежу Всего

До сегодняшнего дня никогда не участвовал 1 % 29 % 30 %

Впервые был на Болотной пл. 10 декабря 1 % 33 % 34 %

Участвовал в акциях до выборов 10 % 26 % 36 %

Всего 12 % 88 % 100 %

Таким образом, можно утверждать, что в массе своей участники митинга не являются «профессиональными демонстрантами» и не ассоциируют себя прямо с той или иной политической организацией. Более того, далеко не все из них поддерживали непосредственно организаторов митинга и выступавших ораторов (с соответствующим утверждением согласились лишь 39,8 % опрошенных). Среди наиболее важных мотиваций участия в акции большинство назвало уверенность, что это может повлиять на ситуацию в стране (68,5 %).

37 % граждан проявляют политическую (ассоциируют себя с какой-либо политической организацией) или общественную активность, иногда сразу в нескольких сферах (участвуют в волонтерском движении, движениях «синих ведерок», в защиту Химкинского леса, а также в тушении пожаров, наблюдении на выборах и т.п.). При этом только политическую активность из них проявляют 4 %. Многие совмещают политическую и общественную деятельность — таковых 8 %. В целом подобное совмещение более характерно для мужчин (12 %), чем для женщин (5 %). Каждый четвертый из пришедших на митинг, не будучи политическим активистом, участвует в гражданских инициативах (см. табл. 5).

Интересные результаты дает соотнесение дохода и пола с проявлением социальной или гражданской активности. Средний возраст мужчин, участвовавших и не участвовавших ранее в гражданских акциях, не отличается (35 лет). «Инициативные» женщины (~39 лет) моложе «неинициативных» на 3—4 года. В общей сложности среди проявляющих социальную

1 В процентах от общего числа респондентов.

или гражданскую инициативу 45 % женщин и 55 % мужчин, среди не проявляющих — 29 % женщин и 71 % мужчин.

Таблица 5

Инициативность участников митинга

Участвовали ли Вы в общественных инициативах?1

Нет, никогда не участвовал 67 %

Да, участвовал (без уточнения) 6 %

Волонтерство 10 %

«Синие ведерки» 2 %

Движение в защиту Химкинского леса 7 %

Тушение пожаров 5 %

Наблюдение на выборах 8 %

Вопрос 8 — о требованиях, выдвигаемых митингующими, — предполагал выявление радикальности их настроя. Для этого были предложены три варианта ответов, содержавшие сравнительно умеренные требования, и три — более радикальные. К числу умеренных требований относились: «Обеспечение честных выборов впредь, но признание итогов прошедших выборов»; «Изменение закона о выборах, расширение количества партий»; «Тщательное расследование фактов нарушений, наказание нарушителей». К радикальным: «Перевыборы»; «Уход Путина и Медведева в отставку»; «Путина на нары!». Респонденты могли выбрать до трех вариантов ответа. В итоге за умеренные требования было отдано меньше голосов, чем за радикальные (248 против 344), что говорит о достаточно серьезном настрое протестовавших на конфронтацию с властью (см. табл. 6).

Таблица 6

Поддержка митингующими выдвигаемых требований

Какие требования митингов Вы поддерживаете? (отметьте до трех пунктов)

Обеспечение честных выборов впредь, но признание итогов прошедших выборов 7 %

Перевыборы 77 %

Изменение закона о выборах, расширение количества партий 55 %

Уход Путина и Медведева в отставку 59 %

Тщательное расследование фактов нарушений, наказание нарушителей 50 %

«Путина на нары!» 23 %

В данном вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа.

Результаты нашего опроса дополняются результатами других исследователей, работавших на митинге. В частности, по данным опроса, проведенного Левада-Центром, несмотря на то что 89 % опрошенных узнали о митинге из Интернета (вопрос предполагал несколько вариантов ответа)1, лишь 37 % регулярно обсуждали в социальных сетях и блогах в течение последних трех месяцев нынешние выборы в Государственную думу и связанные с ними события [Левада-Центр 2011].

Данные опроса фиксируют также довольно высокий уровень радикализма и протестных настроений. Так, 68 % респондентов уверенно поддерживают лозунг «Ни одного голоса Владимиру Путину» (на предстоящих президентских выборах), 44 % определенно готовы пойти наблюдателями на выборах 4 марта, а 82 % определенно готовы выйти на новые акции протеста в случае очередных фальсификаций.

Данные, полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), говорят о том, что наиболее популярными лозунгами среди участников митинга были «За свободные, справедливые, честные выборы» (37 %), «Долой Путина» (25 %) и «Отменить, пересмотреть результаты выборов» (19 %) [ВЦИОМ 2011]. Более радикальные лозунги, такие как «Путин вор, в тюрьму его», оказались менее востребованы — лишь 6 % респондентов выбрали этот вариант.

Как видно из анализа полученных данных, типичный участник митинга — это мужчина около 35 лет, с высшим образованием, работающий в коммерческой организации, то есть экономически сравнительно независимый от государства. Он идентифицирует себя как человека с либеральными взглядами, но не является членом какой-либо политической организации и даже не соотносит себя с ней. Политическую активность он начал с серии митингов после выборов в Государственную думу 2011 г. Этому типичному участнику митинга свойствен весьма умеренный радикализм гражданской и политической позиции, что отражается в поддержке определенных протестных лозунгов: с большим отрывом лидируют умеренные пункты «Перевыборы» и «Уход Путина и Медведева в отставку», в то время как репрессивный вариант «Путина на нары!» выбрало всего 49 респондентов. Впрочем, наряду с такими людьми существует достаточно большая группа лиц, придерживающихся значительно более радикальных взглядов.

По данным ВЦИОМ 66 % респондентов узнали о митинге из Интернета.

Библиография

[ВЦИОМ 2011] Митингующие в Москве: кто, зачем и как вышел на проспект Сахарова в субботу? // Сайт ВЦИОМ. 2011. 27 дек. Пресс-выпуск № 1917 <М1р:/^сют.ги/тёех.рКр?1ё=459&шё= 112274>.

[Информационные материалы 2010] Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Сайт Федеральной службы государственной статистики <http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ perepis_itogi1612.htm>.

[Левада-Центр 2011] Опрос на проспекте Сахарова 24 декабря // Сайт Левада-Центра. 2011. 26 дек. <http://www.levada.ru/26-12-2011/ opros-na-prospekte-sakharova-24-dekabrya>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.