Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как основа методики формирования учебных навыков'

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как основа методики формирования учебных навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА / ЭССЕ / РЕФЕРАТ / POINT-RATING SYSTEM / CREATIVE WORK / ESSAY / ABSTRACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Ольга Анатольевна

Статья посвящена проблемам контроля самостоятельной работы студентов и оценивания их знаний в течение семестра. Автор поддерживает идею создания единой балльно-рейтинговой системы в СПбГИК и представляет свой опыт и критерии рейтинга студентов в преподавании курса истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of students’ individual work assessment and control during the term. The author supports the idea of universal assessment system within the Saint Petersburg State University of Culture and presents her own experience of criteria system implementation when teaching History course.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как основа методики формирования учебных навыков»

УДК 378.146.1

О. А. Игнатьева

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как основа методики формирования учебных навыков

Статья посвящена проблемам контроля самостоятельной работы студентов и оценивания их знаний в течение семестра. Автор поддерживает идею создания единой балльно-рейтинговой системы в СПбГИК и представляет свой опыт и критерии рейтинга студентов в преподавании курса истории.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, творческая работа, эссе, реферат

Olga А. Ignatyeva

Point-rating system for assessing students' knowledge as basis method formation of educational skills

The article is devoted to the problem of students' individual work assessment and control during the term. The author supports the idea of universal assessment system within the Saint Petersburg State University of Culture and presents her own experience of criteria system implementation when teaching History course.

Keywords: point-rating system, creative work, essay, abstract

В условиях современного образовательного процесса, ориентированного на формирование компетентностной модели выпускника, важнейшее значение приобретает вопрос о фондах оценочных средств, используемых в учебной деятельности. С этой точки зрения следует рассматривать применение системы балльно-рейтингового оценивания знаний студентов.

Балльно-рейтинговая система - способ активизировать учебную деятельность студентов в течение семестра. Расставляя контрольные ориентиры в ходе учебного процесса, преподаватель может использовать заинтересованность студентов в получении промежуточных баллов для улучшения посещаемости и учебной дисциплины в целом. Кроме того, балльно-рейтинговая система является способом пролонгированной подготовки студентов к итоговой аттестации, как по конкретному предмету, так и к итоговому междисциплинарному экзамену.

Курс истории, как правило, читается на первом курсе и предваряет изучение студентами других гуманитарных дисциплин. Кроме того, именно по истории читаются лекции на больших потоках. Такие занятия имеют немаловажное воспитательное значение с точки зрения формирования студенческого коллектива, навыков совместной работы над дисциплиной, осознания первокурсниками общности профессиональных интересов. Поступая на первый курс очного отделения, недавний школьник считает, что он не только стал взрослым и самостоятельным человеком, но и освободился он учительского контроля. Особенно это касается студентов,

приехавших из других регионов и поселившихся в общежитии. Попадая в студенческую среду, первокурсники считают, что до конца семестра они свободны от учебных обязательств, особенно по тем предметам, где занятия проходят в больших группах. Поэтому, на наш взгляд, особенно важно в начале семестра подробно разъяснить студентам значение набранных в ходе семестра баллов-бонусов для формирования итоговой семестровой оценки. Рейтинг студента формируется по каждому предмету на основании различных критериев, хотя некоторые его составляющие остаются неизменными. Об этом свидетельствуют и многочисленные «Положения о балльно-рейтинговой системе», размещенные многими вузами в Интернете. Их изучение показывает, что чаще всего применение балльно-рейтинговой системы начинается с профессиональных дисциплин, изучение которых предусматривает мелкогрупповые занятия и большой объем аудиторных часов.

Из гуманитарных предметов чаще других данную систему используют при изучении иностранных языков. Однако, как уже говорилось выше, именно применение рейтинга в преподавании истории имеет не только важное обучающее, но и заметное организационно-воспитательное значение. Вопрос об использовании такой системы контроля знаний студентов в учебном процессе рассматривался на заседании кафедры истории и петербурговедения СПбГИК в сентябре 2016 г. Кафедра обобщила уже имеющийся опыт, одобрила его, выделив основные контрольные точки в рейтинге изучающих исторические дисциплины студентов.

Балльно-рейтинговая система оценки з наний студентов как основа методики...

На наш взгляд, рейтинг студентов по истории состоит из следующих элементов:

- посещение занятий (лекций и семинаров);

- промежуточное тестирование по отдельным темам;

- работа на семинарских занятиях, выступление с докладами;

- оценка эссе (творческих работ);

- оценка реферата (презентации).

К концу семестра выполнивший все требования студент может набрать до 60 % экзаменационной оценки. Что это означает для него на практике? Посещение лекционных и семинарских занятий оценивается в совокупности максимальной оценкой в 10 баллов. Помимо формального контроля посещаемости, этот параметр рейтинга студента позволяет преподавателю оценивать степень интереса аудитории к предмету в целом, а также к отдельным его темам. Этот параметр может служить своеобразным «мониторингом» качества работы преподавателя.

Промежуточное тестирование может осуществляться как во время поточных лекций, так и на семинарских занятиях. Тестирование может иметь вид классического теста с открытым вариантом ответа или представлять собой тест с предложенными вариантами ответа, из которых студент выбирает правильный. Так же свою эффективность доказали тестовые контрольные работы, когда в течение ограниченного времени (15-20 минут) перед аудиторией стоит задача сформулировать развернутый ответ на проблемный вопрос по изучаемой теме. Кстати, эта форма контроля знаний студентов позволяет понять, насколько эффективно конспектирование студентами лекций (если тест проводится во время лекции) или насколько внимательно слушаются выступления студентов на семинарах (если объектом тестирования становится тема семинарского занятия). В итоге за участие в тестировании студент может «заработать» до 10 баллов.

Семинарские занятия в вузе ориентированы прежде всего на заинтересованных студентов, а, если они проводятся в классической форме коллоквиума, то активное участие в них гарантировано лишь для небольшой части аудитории. Рассматривая работу на семинарах как элемент рейтинга студента, мы получаем резкое увеличение заинтересованности и качества работы. Студент, выступающий с докладом, получает свои баллы за ряд параметров: использование и умение проанализировать историческую или мемуарную литературу, способность грамотно раскрыть тему выступления, уровень владения устной речью. Если доклад выполнен в

форме компьютерной презентации, важной контрольной точкой для преподавателя является качество и разнообразие почерпнутого из Интернета иллюстративного материала.

Не меньшее значение следует придавать участию аудитории в обсуждении и оценивании докладов, что включает в себя вопросы к докладчику, мнение аудитории об изучаемых событиях или исторических персонажах, оценку самого выступления. Эта форма учебной работы должна, безусловно, направляться преподавателем. Она, на наш взгляд, является важнейшим индикатором не только отношения студентов к этапам и фактам исторического процесса, но и способом формирования студенческого коллектива в учебной группе. Каждый студент понимает, что он может оказаться на месте докладчика, а, значит, не меньше последнего заинтересован в доброжелательности и внимании аудитории.

Работа студента на семинарских занятиях оценивается по совокупности названных выше факторов и может принести ему до 15 баллов.

Поскольку в данной статье предпринята попытка обобщения опыта работы над историческими курсами студентов факультета искусств СПбГИК, следующий параметр рейтинга - творческие работы (эссе), занимает особо значимое место в предлагаемой балльно-рейтинговой системе. Выполняя творческую работу по истории, студент получает шанс выразить свое личное мнение в свободной форме, что стимулирует его не только к изучению фактов, но и размышлениям о взаимосвязи, значимости, моральности отдельных исторических событий.

Студентам могут быть предложены различные формы эссе. В историографическом эссе предлагается проанализировать роль в истории отдельного персонажа или события, дать ему личную оценку, но при условии использования конкретного, указанного преподавателем дополнительного источника. Так, эссе, посвященное периоду существования Древнерусского государства или времени объединения русских земель вокруг Москвы, как правило, выполняется на основе изучения отдельных глав из произведений Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского. Если преподаватель выбирает в качестве темы такой работы период царствования Ивана Грозного, студент может быть адресован к трудам известных современных историков - Р. Г. Скрынникова или Д. Н. Альшица.

Заметный отклик у студентов вызывает эссе-сочинение, основанное на мемуарной литературе или воспоминаниях членов их собственных семей. Темы для таких работ должны быть особенно актуальны или социально значимы в современных условиях.

О. А. Игнатьева

Например, предлагая студентам тему «Как ваша семья относится к распаду СССР», преподаватель заставляет обучающихся не просто поговорить со своими родителями, но и задуматься о важнейших политических и нравственных проблемах современной истории - о межнациональных отношениях, толерантности, патриотизме.

Ничто не вызывает такого интереса у студентов, как тема эссе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Представленные работы могут составить тему специальной студенческой конференции с аналогичным названием. Кафедра истории и петербурговедения имеет успешный опыт ее проведения.

Стремясь активизировать способности студентов к анализу и сопоставлению исторических фактов, преподаватель может использовать форму эссе-«провокации», поставив перед ними заведомо провокационный вопрос. Например, вопрос «Мог ли Иван Грозный стать Петром Великим», помогает студентам не просто запомнить основные вехи внешней и внутренней политики обоих правителей, но и задуматься над проблемой роли личности в истории.

Эссе как форма текущего контроля успеваемости и составляющая итогового рейтинга по данному предмету может принести студенту 10 баллов. Опыт автора настоящей статьи показывает, что такой вид учебной работы больше всего нравится студенческой аудитории.

В конце семестра, непосредственно перед экзаменом, студенту предлагается выполнить реферат. Выполненный с соблюдением всех требований реферат может оцениваться в 15 баллов. Тематика, правила оформления, объем реферата, критерии оценки содержательной его части должны быть доведены до аудитории на первом же семинарском занятии. Не следует забывать, что эта форма работы выполняется студентами 1-го курса, а, значит, на преподавателе истории лежит в определенной мере ответственность за качество студенческих научных работ по другим гуманитарным предметам. На наш взгляд, в реферате должна присутствовать не только характеристика и сравнительный анализ исторической литературы, но и авторская составляющая - четко выраженная позиция автора по изучаемой теме. Работа над рефератом - это и способ определить критическое отношение к интернет-источникам. Одновременно следует поставить перед первокурсниками задачу использования

Электронных библиотечных систем, предоставляемых библиотекой СПбГИК.

Перечисленные выше параметры рейтинга, как уже говорилось выше, обеспечивают студенту возможность получить в ходе семестра до 60 баллов из 100, которые составляют экзаменационную оценку «отлично». Хотелось бы отметить, что эти баллы ни в коем случае не могут означать пресловутый «автомат» на экзамене. Но при этом работавший постоянно студент имеет своеобразную «подушку безопасности», подходя к контрольной точке текущего контроля. На наш взгляд, отсутствие заработанных в течение семестра баллов должно лишить студента возможности получить оценку отлично, о чем он должен быть предупрежден заранее.

Совершенно очевидно, что использование преподавателем балльно-рейтинговой системы потребует от преподавателя дополнительных затрат времени, а от организаторов учебного процесса - дополнительных усилий в области компьютерных технологий. Ведение своеобразного частного (касающегося конкретного предмета) учебного портфолио на группу или поток студентов, как нам кажется, должно оцениваться как методическая работа преподавателя и входить во вторую половину его нагрузки согласно индивидуальному плану. При этом, безусловно, нужно соотносить эту работу и с количеством студентов, и с количеством критериев рейтинга.

Другая сторона вопроса о балльно-рейтинговой системе - это необходимость ее комплексного внедрения в масштабах образовательной программы. При этом необходимо грамотное сочетание общих и узкоспециальных параметров рейтинга. Первые вполне могут быть разработаны и утверждены на основании рекомендаций Учебно-методического совета. К ним, как нам представляется, могут быть отнесены такие критерии оценивания, как посещаемость занятий, текущее тестирование (специфика определяется характером учебной дисциплины). Специальные параметры должна разрабатывать и утверждать соответствующая кафедра. В масштабах СПбГИК необходимо утвердить и процентное соотношение семестровых и экзаменационных баллов. Изучение опыта других вузов показывает целесообразность применения 100-балльной оценки, из которой до 60 баллов приходится на работу студента во время семестра. Все вышеизложенное делает актуальным вопрос о разработке «Положения о балльно-рейтинговой системе СПбГИК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.