Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система оценки в подготовке кадров МЧС России'

Балльно-рейтинговая система оценки в подготовке кадров МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система оценки в подготовке кадров МЧС России»

выход в речь. Эти вопросы требуют самостоятельного рассмотрения.

Список использованной литературы

1. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. - С. 5

2. Мюллер Г. Грамматическое поле. В кн. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1976. - С. 365.

3. Уман Л.М. Проблемы грамматической интерференции: М., 1986.

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ МЧС РОССИИ

Е.Ю. Горошко, доцент, к.ю.н.

Командно-инженерный институт Республики Беларусь, г. Минск

В систему подготовки профессиональных кадров в высшей школе в настоящее время внедряются различные дидактические подходы и инновационные методы преподавания учебных дисциплин. В Республике Беларусь активно обсуждается и апробируется проблемное обучение, широко распространен индивидуальный подход к обучающимся, осуществляется алгоритмизация и компьютеризация образовательного процесса. Внедрение педагогических технологий основывается на предшествующем анализе специфики того или иного учебного заведения, его исторических традициях и статусе.

Учреждения высшего образования системы МЧС Республики Беларусь в своей деятельности используют инновационную методологию и технологии качественного, доступного и современного образования [1]. Одним из подходов, который целесообразно внедрить в целях совершенствования управления учебным процессом, представляется, системный, в части применения бально-рейтинговой оценки, что обеспечит объективность и достоверность образовательных результатов курсантов и слушателей.

Сегодня система бально-рейтинговой оценки используется в учреждениях высшего образования различных стран. Рейтинг - как индивидуальный числовой показатель достижений некоторого субъекта [2], позволяет применять дифференцированный подход в обучении и обуславливает курсанта и слушателя на постоянную активность. Суть системы бально-рейтинговой оценки заключается в непрерывном накоплении баллов за время изучения дисциплины.

Применительно к образовательному процессу в учреждениях образования МЧС Республики Беларусь, представляется, механизм функционирования данной системы следующий. По определенной дисциплине устанавливается нижний и верхний количественный предел балов, который курсант или

слушатель должен и может набрать за время изучения учебный дисциплины. Нижний предел дает право допуска обучающимся к сдаче зачета или экзамена, верхний - возможность получить «автомат» по любой форме итоговой аттестации дисциплины. Качественно-количественный критерий получения балов разрабатывается кафедрой и должен включать следующие компоненты:

- посещение занятий;

- подготовка к занятиям (освоение теоретических основ дисциплины, наработка умений и навыков);

- выполнение индивидуальных заданий (публичные выступления, подготовка презентаций для ответа, использование современных технологий проектирования и др.);

- подготовка научно-исследовательских работ, участие курсантов в конкурсах, олимпиадах, конференциях, семинарах, форумах;

- наличие научных публикаций;

- участие в воспитательной и идеологической работе;

- участие в мероприятиях кафедры.

Отмечу, что бально-рейтинговая система должна быть четко прописана, -курсант должен знать, что при подготовке для ответа презентационного материала, количество балов по его ответу увеличиться, например, на 20 % по сравнению с ответом без презентации. Целесообразно установить количество балов по каждой оценке, то есть конкретно определить, что для получения оценки «10» на экзамене необходимо иметь не менее, например, 90 баллов к моменту прохождения итоговой аттестации. Педагогические эксперименты, проводимые в различных учреждениях высшего образования различных стран показывают, что наиболее рационально использовать количественный показатель бально-рейтинговой системы в диапазоне от 0 до 100.

Основной приоритет бально-рейтинговой системы оценки при подготовке кадров МЧС заключается в значительном повышении мотивации к обучению курсантов и слушателей. Каждый из них будет осознавать, что для успешной итоговой аттестации необходимо выполнять определенный комплекс мероприятий на протяжении всего времени изучения дисциплины. Курсант будет четко понимать, что он заработает, то он и получит, не рассчитывая на чью-либо помощь, шпаргалки или удачу.

Представляется важным повышение эффективности функционирования при использовании бально-рейтинговой оценки «Я-концепции» - динамической системы представления человека о себе [3, с. 233]. Во-первых, данная система обусловит самоорганизацию курсанта и слушателя на выполнение различного рода заданий и работ, активизирует самостоятельность на принятие решений. Например, у одного лица больше способностей в рамках изучения дисциплины к анализу и формированию авторской позиции, у другого - последовательному изложению теоретических алгоритмов и т.д. С помощью бально-рейтинговой оценки курсант будет сам выбирать, в соответствии со своими интересами и способностями, методы подготовки и отчетов по дисциплине. Таким образом,

повысится эффективность процесса самоорганизации обучения курсантов и слушателей, что будет способствовать повышению уровня их самостоятельности и становлению каждого как личности. Кроме того, в процессе формирования оценки, представляется, усилится и обратная связь между преподавателем и обучающимся, что, безусловно, будет стимулировать последнего на познание теоретических и прикладных основ изучаемой дисциплины.

Важно, что при использовании данной системы активизируется и воспитательная функция учреждения высшего образования. Процедура формирования оценки является способом признания результатов деятельности курсанта или слушателя. В большинстве случаев - это сигнал для корректировки его поведения, как для его самого, так и командира взвода, курса и т.д.

Кроме того, использование данной системы сделает образовательный процесс более понятным и прозрачным. У обучающихся возникают часто вопросы: «Почему курсанту М. выставлена оценка выше, чем курсанту Н., если последний посещал каждое занятие, а курсант М. продолжительный промежуток времени находился на сборах, участвовал в каких-то мероприятиях и т.д.?». Подобная ситуация возникает и на итоговой аттестации, когда один курсант или слушатель проявлял активность на протяжении всего времени изучения дисциплины, а на экзамене ему не повезло и он получил неудовлетворительную оценку, а второй находился большую часть времени прохождения дисциплины в нарядах, но по итогам аттестации ему выставлена высокая оценка. Отмечу, что складывающиеся подобного рода ситуации негативно влияют на рейтинг профессорско-преподавательского состава кафедры, тем самым формируя имидж учреждения высшего образования в целом. Полагаю, использование бально-рейтинговой системы исключит возможность коррупционных проявлений в образовательном процессе, что объективно обусловит высокое качество образовательных услуг.

Несомненно, бально-рейтинговая система выставления оценки выступает определенным индикатором профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава. Итоги данной системы возможны для анализа и корректировки учебно-методической документации дисциплины, учебно-воспитательного процесса в учреждении высшего образования, курсантской науки, а также совершенствования педагогической техники и мастерства, развития дидактического новаторства и искусства.

Таким образом, бально-рейтинговая система оценки представляется наиболее приемлемой в подготовке кадров МЧС, так как обуславливает активность всех компонентов системы менеджмента качества в условиях современного высшего образования.

Список использованной литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: .http://kii.gov.by. Дата доступа: 19.10.2014.

2. Рейтинг: универ. филос. слов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seco.su/printword.hph. Дата доступа: 20.10.2014.

3. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Р.С. Пионова. - Мн.: Выш.шк., 2005. - 303 с.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ ФПС МЧС РОССИИ В УСЛОВИЯХ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

Е.В. Горячева, младший научный сотрудник ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва

В процессе выполнения профессиональной деятельности сотрудники ФПС МЧС России подвергаются воздействию психотравмирующих факторов (природные, техногенные, социальные), которые отражаются на их личности (посттравматическое стрессовое расстройство, эмоциональное выгорание). Вне зависимости от времени воздействия, характера и масштаба, такими факторами будет являться любая чрезвычайная ситуация (ЧС).

В современной литературе понятия «психотравмирующие факторы», «экстремальные факторы», «стрессовые факторы», «экстремальные условия», «стрессовые условия», «сложные условия», «неблагоприятные условия» используются авторами как тождественные. Они обусловлены психоэмоциональной напряженностью, неожиданностью и внезапностью возникновения, оперативной сменой вида деятельности и приспособления к изменившимся условиям.

Также необходимо отметить факторы производственной сферы, которые влияют на состояние здоровья человека: физические факторы (температура и влажность воздуха, геомагнитная активность, недостаток естественного освещения, запыленность и загазованность воздушной среды), химические факторы (влияние на организм вредных веществ), биологические факторы (патогенные микроорганизмы, возбудители инфекционных заболеваний микроорганизмы-продуценты, высокая степень эпидемиологической опасности).

Специалистов ФПС МЧС России условно можно разделить на две группы - сотрудников органов управления и сотрудников личного состава (непосредственно участвующих в ликвидации последствий ЧС) [1].

На сотрудников личного состава ФПС МЧС России будут влиять следующие психотравмирующие факторы профессиональной деятельности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.