Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система как инструмент повышения мотивации к обучению у иностранных студентов'

Балльно-рейтинговая система как инструмент повышения мотивации к обучению у иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
учебный процесс / учебная деятельность / обучение / эффективность / мотивация / балльно-рейтинговая система / оценка / успеваемость / иностранный студент / русский язык / educational process / educational activity / training / efficiency / motivation / point-rating system / assessment / academic performance / foreign student / Russian language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ирина Владимировна

Цель настоящего исследования – отбор эффективных средств повышения мотивации к обучению у иностранных студентов и широкое применение их в учебной деятельности. Материалом для подготовки данного исследования послужили документы, регламентирующие процесс оценивания учебной деятельности студентов, научные работы, посвященные данной проблеме, а также собственные многолетние наблюдения автора в ходе педагогической деятельности. В результате исследования был сделан вывод о том, что одним из эффективных инструментов повышения мотивации к обучению является балльно-рейтинговая система. Практика применения балльно-рейтинговой системы в группах иностранных студентов доказывает ее понимание и принятие иностранными обучающимися, подтверждает ее эффективность как средства активизации учебной деятельности, повышения мотивации к постоянному самоконтролю, личной ответственности студентов за результаты обучения по дисциплине. Впервые проведен фактический анализ и обобщение результатов применения балльнорейтинговой системы в группах иностранных студентов на примере дисциплины «Русский язык». Ценность работы обусловлена вкладом в популяризацию результатов внедрения образовательных технологий в практику преподавания русского языка как иностранного. Полученные результаты применимы в качестве составляющей при проведении дальнейшего исследования по отбору инструментов повышения мотивации к обучению у иностранных студентов и поиску новых методов и средств повышения эффективности учебной деятельности в группах иностранных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Point-rating system as a tool to increase learning motivation among foreign students

The purpose of this study is to select effective means of increasing the motivation for learning among foreign students and their widespread use in educational activities. The materials for the preparation of this study were the documents regulating the process of evaluating the educational activities of students, scientific works on this problem, as well as the author's own long-term observations in the course of pedagogical activity. As a result of the study, we conclude that one of the effective tools for increasing motivation for learning is a point-rating system. The practice of using the point-rating system in groups of foreign students proves its understanding and acceptance by foreign students, confirms its effectiveness as a means of enhancing learning activities, increasing motivation for constant self-control, and personal responsibility of students for learning outcomes in the discipline. For the first time we carry out an actual analysis and generalization of the results of the application of the point-rating system in groups of foreign students with the discipline “Russian Languag” as an example. The value of the work is due to the contribution to the popularization of the results of the introduction of educational technologies in the practice of teaching Russian as a foreign language. The obtained results are applicable as a component in further research on the selection of tools to increase the motivation to study among foreign students and the search for new methods and means to increase the effectiveness of educational activities in groups of foreign students.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система как инструмент повышения мотивации к обучению у иностранных студентов»

УДК 378.146: 811.161.1 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-35-41

Поступила в редакцию / Received 19.07.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.08.2023 Принята к публикации / Accepted 11.09.2023

оригинальная статья

Балльно-рейтинговая система как инструмент повышения мотивации к обучению у иностранных студентов

Попова Ирина Владимировна ©

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

ivpopovatsu@yandex. гц

Аннотация. Цель настоящего исследования - отбор эффективных средств повышения мотивации к обучению у иностранных студентов и широкое применение их в учебной деятельности. Материалом для подготовки данного исследования послужили документы, регламентирующие процесс оценивания учебной деятельности студентов, научные работы, посвященные данной проблеме, а также собственные многолетние наблюдения автора в ходе педагогической деятельности. В результате исследования был сделан вывод о том, что одним из эффективных инструментов повышения мотивации к обучению является балльно-рейтинговая система. Практика применения балльно-рейтинговой системы в группах иностранных студентов доказывает ее понимание и принятие иностранными обучающимися, подтверждает ее эффективность как средства активизации учебной деятельности, повышения мотивации к постоянному самоконтролю, личной ответственности студентов за результаты обучения по дисциплине. Впервые проведен фактический анализ и обобщение результатов применения балльно-рейтинговой системы в группах иностранных студентов на примере дисциплины «Русский язык». Ценность работы обусловлена вкладом в популяризацию результатов внедрения образовательных технологий в практику преподавания русского языка как иностранного. Полученные результаты применимы в качестве составляющей при проведении дальнейшего исследования по отбору инструментов повышения мотивации к обучению у иностранных студентов и поиску новых методов и средств повышения эффективности учебной деятельности в группах иностранных обучающихся.

Ключевые слова: учебный процесс; учебная деятельность; обучение; эффективность; мотивация; балльно-рейтинговая система; оценка; успеваемость; иностранный студент; русский язык

Для цитирования: Попова И.В. Балльно-рейтинговая система как инструмент повышения мотивации к обучению у иностранных студентов // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2023. Т. 22. № 3. С. 35-41. БО! 10.20310/1810-231Х-2023-22-3-35-41

Образовательные технологии

© Попова И.В., 2023

original article

Point-rating system as a tool to increase learning motivation among foreign students

Irina V. Popova

©

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

ivpopovatsu@yandex.ru

Abstract. The purpose of this study is to select effective means of increasing the motivation for learning among foreign students and their widespread use in educational activities. The materials for the preparation of this study were the documents regulating the process of evaluating the educational activities of students, scientific works on this problem, as well as the author's own long-term observations in the course of pedagogical activity. As a result of the study, we conclude that one of the effective tools for increasing motivation for learning is a point-rating system. The practice of using the point-rating system in groups of foreign students proves its understanding and acceptance by foreign students, confirms its effectiveness as a means of enhancing learning activities, increasing motivation for constant self-control, and personal responsibility of students for learning outcomes in the discipline. For the first time we carry out an actual analysis and generalization of the results of the application of the point-rating system in groups of foreign students with the discipline "Russian Languag" as an example. The value of the work is due to the contribution to the popularization of the results of the introduction of educational technologies in the practice of teaching Russian as a foreign language. The obtained results are applicable as a component in further research on the selection of tools to increase the motivation to study among foreign students and the search for new methods and means to increase the effectiveness of educational activities in groups of foreign students.

Keywords: educational process; educational activity; training; efficiency; motivation; point-rating system; assessment; academic performance; foreign student; Russian language

For citation: Popova I.V. Point-rating system as a tool to increase learning motivation among foreign students. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 3, pp. 35-41. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-3-35-41

ВВЕДЕНИЕ

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (3++) дисциплина «Русский язык» в образовательных программах специальностей 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.03 Стоматология является важным и целесообразным компонентом, выполняя задачи формирования компетенции из группы универсальных компетенций УК-4 - Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностран-ном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия1.

1 Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело:

Сжатые сроки реализации дисциплины и небольшое количество часов контактной работы ставят перед преподавателями русского языка как иностранного задачу поиска инструментов для повышения качества и эффективности учебного процесса, в том числе повышения у иностранных студентов мотива-

приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 988 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 августа 2020 г. № 59493). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»; Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.03 Стоматология: приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 984 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 августа 2020 г. № 59473). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

ции к обучению. Одним из инструментов, позволяющим достигать цели в этом направлении, является принятая в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина балльно-рейтинговая система.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В настоящем исследовании проводится фактический анализ и обобщение результатов применения балльно-рейтинговой системы в группах иностранных студентов, изучающих дисциплину «Русский язык». Материалом для подготовки данной статьи послужили документы, регламентирующие процесс оценивания учебной деятельности студентов, научные работы, посвященные данной проблеме, с одной стороны, и собственные многолетние наблюдения автора в ходе педагогической деятельности, с другой стороны.

Целесообразность введения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в вузах страны была заявлена на федеральном уровне еще в начале 2000-х гг., когда Министерством образования Российской Федерации был инициирован эксперимент по организации образовательного процесса, предусматривающего использование рейтинговой оценки успеваемости студентов в вузах Российской Федерации, и определен перечень

образовательных организаций, участвующих

2

в этом эксперименте . С тех пор российскими учеными был накоплен значительный опыт изучения моделей рейтинговой оценки успеваемости студентов, достоинств и ограничений их внедрения в российских вузах. В качестве положительных аспектов балльно-рейтинговой системы отмечалось, что она носит стимулирующий и дисциплинирующий характер, является открытой и прозрачной, имеет накопительный характер [1]. Кроме того, отмечалось, что «балльно-рейтинговая система мотивирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность обучаю-

2 О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов: приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 2654. Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

щихся и их ответственность за свою учебную деятельность» [2].

В настоящее время «балльно-рейтинго-вая система оценивания учебной деятельности студентов фактически принимается в качестве обязательной в отечественных вузах» [3]. При этом конкретные модели ее реализации не унифицированы и определяются внутренними нормативными документами образовательных организаций [4]. Положение о балльно-рейтинговой системе, действующее в ТГУ им. Г.Р. Державина на протяжении ряда лет, разработано на основе модели типовой балльно-рейтинговой системы [5] и ежегодно актуализируется (в последней редакции принято Ученым советом университета 18 ноября 2022 г.). Оно «определяет порядок оценки знаний студентов..., используется для повышения эффективности про-ектно- и личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний при уровне-вой системе высшего образования»3.

Согласно положению, основными являются следующие «задачи балльно-рейтинго-вой системы:

- повышение качества обучения за счет перманентной прозрачной и объективной оценки результатов учебного процесса;

- мотивация к повышению результативности контактной и самостоятельной работы студентов в течение семестра;

- повышение осознания и качества самоорганизации студентами своей учебной деятельности, повышение эффективности регулярной индивидуальной работы студентов в семестре;

- усиление регулярного контроля при освоении студентами образовательной программы по направлению (специальности) посредством более высокой дифференциации оценки результатов их учебной деятельности;

- повышение самодисциплины студентов и ответственности за результаты своей учебной деятельности;

3 Положение о балльно-рейтинговой системе в

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». URL: https://www.tsutmb.ru/files/ www/obychenie/normativka/vo/ballno reitinig 2022.pdf (дата обращения: 06.01.2023).

- объективная оценка успеваемости студентов и овладения ими компетенциями образовательной программы и ее отдельных дисциплин (модулей)»4.

Таким образом, взаимосвязь применения балльно-рейтинговой системы и мотивации к повышению результативности контактной и самостоятельной работы студентов в течение семестра определена непосредственно в положении о балльно-рейтинговой системе.

В соответствии с положением, в семестре, по окончании которого предусмотрена промежуточная аттестация в форме зачета, студенту предоставляется возможность получения максимально ста рейтинговых баллов, которые складываются из результатов выполнения обязательных рейтинговых заданий текущего контроля, не менее чем двух контрольных срезов и, по усмотрению преподавателя, учета посещаемости занятий. Оценка «зачтено» выставляется на основании суммы баллов, набранных за семестр в ходе обучения по дисциплине.

В семестре, по окончании которого предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена, студенту предоставляется возможность получения максимально семидесяти рейтинговых баллов за рейтинговые задания текущего контроля, задания не менее чем двух контрольных срезов и, по усмотрению преподавателя, посещаемость занятий. Максимально в тридцать баллов оценивается ответ на экзамене. Максимальная сумма баллов по итогам семестра составляет сто баллов. Итоговая оценка в рамках промежуточной аттестации выставляется на основании суммы баллов, набранных за семестр в ходе обучения по дисциплине, и баллов, полученных за ответ на экзамене.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Вопросы методически грамотной организации текущего контроля успеваемости иностранных студентов по русскому языку регулярно являются предметом дискуссий среди преподавателей русского языка как

4 Положение о балльно-рейтинговой системе в ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». URL: https://www.tsutmb.ru/files/ www/obychenie/normativka/yo/ballno reitinig 2022.pdf (дата обращения: 06.01.2023).

иностранного в рамках научно-методических мероприятий. Предлагаются различные решения по отбору эффективных методов, приемов и средств диагностики уровня сформированности речевых умений [6-9].

Текущий контроль успеваемости иностранных студентов осуществляется на каждом занятии по русскому языку и учитывает выполнение студентами самостоятельной работы. Обучающий материал и задания текущего контроля распределяются таким образом, что позволяют проверять текущие результаты обучения по всем видам речевой деятельности, включающим аудирование, чтение, письмо, говорение. Рейтинговые баллы начисляются за выполнение фонетических и лексико-грамматических упражнений, тестирование, ответы на вопросы устного опроса, выполнение заданий собеседования, устные и письменные сообщения, задания самостоятельной работы.

Важно отметить, что для повышения рейтинга студента по итогам освоения дисциплины в семестре, оканчивающемся как зачетом, так и экзаменом, дополнительно может быть использован механизм начисления «премиальных» баллов. До двадцати баллов в дополнение к баллам, набранным в ходе обучения по дисциплине, в пределах максимально возможной суммы баллов в рейтинге обучающегося может быть начислено в качестве премиальных баллов, «которые добавляются студенту за результативное участие в проектах, олимпиадах, выставках, конференциях и другие формы активности в процессе изучения дисциплины. «Премиальные баллы» являются для студента возможностью формировать собственную траекторию обучения, позволяют учитывать его склонность к углубленному изучению дисциплины»5. В качестве «премиальных» по дисциплине «Русский язык» иностранному студенту могут быть начислены баллы за участие в олимпиаде по русскому языку, выступление на студенческой конференции на русском языке.

Конкретные критерии распределения баллов по формам контроля, в том числе критерии начисления баллов за посещаемость и

5 Там же.

премиальных баллов, определяются преподавателем в рабочей программе дисциплины.

Экзамен по русскому языку, направленный на проверку уровня владения русским языком и готовность применять коммуникативные технологии на русском языке для академического и профессионального взаимодействия, проводится в устной и письменной форме, включает в себя вопросы и задания аудирования, чтения, письма, говорения.

Итоговая оценка промежуточной аттестации за семестр выставляется студенту в стобалльной шкале и традиционной шкале. Перевод стобалльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную, согласно положению о балльно-рейтинговой системе, осуществляется на основании следующих соотношений:

«восемьдесят пять - сто баллов - зачтено / отлично;

семьдесят - восемьдесят четыре бал-ла(ов) - зачтено / хорошо;

пятьдесят - шестьдесят девять баллов -зачтено / удовлетворительно;

менее пятидесяти баллов - не зачтено / неудовлетворительно» [9].

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что практика использования балльно-рейтинговой системы в группах иностранных студентов доказывает ее понимание и принятие иностранными обучающимися, подтверждает ее эффективность как средства активизации учебной деятельности обучающихся, повышения мотивации к постоянному самоконтролю, личной ответственности студентов за результаты обучения по дисциплине.

В результате проведенного исследования было выявлено, что после информирования преподавателем студентов в начале семестра о количестве и распределении по формам контроля баллов, которые могут быть набраны при освоении дисциплины, иностранные обучающиеся видят перед собой четкую и понятную им цель для получения зачета или сдачи экзамена. Работа над своим рейтингом побуждает студентов более дисциплинированно посещать занятия, регулярно и добросовестно заниматься, более качественно и систематически выполнять задания для самостоятельной работы. Систематическое выполнение рейтинговых заданий не позволяет

студентам «расслабляться» в течение всего семестра, отложив подготовку до сессии, что приобретает особую актуальность при изучении ими русского языка, который невозможно освоить за короткий период подготовки к сессии. В комплексе это приводит к повышению эффективности регулярной индивидуальной работы студентов в семестре.

В течение всего срока освоения дисциплины иностранные студенты ревностно и внимательно отслеживают, как увеличивается набранная ими сумма баллов. Доступ к последовательно изменяющейся информации о результатах освоения дисциплины в течение семестра предоставляется студентам посредством отслеживания рейтинга в онлайн-журнале преподавателя. Как правило, для иноязычной аудитории, особенно для ара-боязычных студентов, дух соревновательности очень характерен, поэтому «горячий» интерес к тому, сколько баллов получил тот или иной студент, проявляется после каждого занятия и находит отражение не только в количестве просмотров журнала, но и в непосредственных вопросах студентов преподавателю. Анализируя свой рейтинг за семестр, студенты большее внимание уделяют подготовке к экзамену.

Таким образом, балльно-рейтинговая система выполняет те задачи, что определены в положении, и позволяет развивать положительное отношение к процессу обучения со стороны иностранных обучающихся и достигать эффективного взаимодействия преподавателя и студента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фактический анализ и обобщение результатов применения балльно-рейтинговой системы в группах иностранных студентов на примере дисциплины «Русский язык» позволяет сделать вывод о необходимости ее повсеместного использования в практике преподавания русского языка как иностранного в целях повышения качества учебного процесса в иноязычной аудитории.

В дальнейшем планируется продолжить анализ инструментов повышения мотивации к обучению у иностранных студентов и поиск новых методов и средств повышения эффективности учебной деятельности в группах иностранных обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Будаев В.Д. О трудностях перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов // Вестник Герценовского университета. 2010. № 10. С. 51-54. EDN: GVOZHB

2. Челмакина Л.А., Сеськина Е.Н. Проблемы интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 52-56. EDN: ROXLOZ

3. Кирк Я.Г., Кулинская Е.В. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. С. 39-45. DOI 10.30853/pedagogy.2019.3.7; EDN: KKTRRP

4. Стариченко Б.Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы назначения // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 116-125. DOI 10.26170/po17-05-19; EDN: YPSTEJ

5. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28-40. EDN: OZPHNF

6. Гончарова А.В. Контроль и оценка деятельности учащихся при обучении русскому языку как иностранному // Эпоха науки. 2016. № 5. С. 12. EDN: VRHSID

7. Добровольская В.В. Текущий контроль в учебном процессе по РКИ // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному. М.: МГОУ, 2017. С. 58-66.

8. Лысова Т.В. Текущий контроль как вид проверки знаний, умений и навыков в системе обучения русскому языку как иностранному // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе. Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2020. С. 150-154. EDN: BMAQSV

9. Мошкина Ю.В. Контроль как основа управления учебным процессом на занятии по иностранному языку в военном вузе // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2019. № 4 (7). С. 74-79. EDN: DZBYGQ

REFERENCES

1. Budaev V.D. On the difficulties of transition to a point-rating system for assessing students' knowledge. Bulletin of Herzen University, 2010, no. 10, pp. 51-54. (In Russian).

2. Chelmakina L.A., Seskina E.N. The problems of integrating Russian universities into the world education spase. Integration of Education, 2013, no. 4 (73), pp. 52-56. (In Russian).

3. Kirk Ya.G., Kulinskaya E.V. A model to project a rating plan for the academic discipline. Pedagogika. Theory and Practice, 2019, vol. 4, issue 3, pp. 39-45. (In Russian). DOI 10.30853/pedagogy.2019.3.7

4. Starichenko B.E. Point-rating system for evaluation of the student learning activity: the questions of purpose. Pedagogical education in Russia, 2017, no. 5, pp. 116-125. (In Russian). DOI 10.26170/po17-05-19

5. Sazonov B.A. Grade point average system as a fair measure for the estimation of knowledge and the quality of educational process. Higher education in Russia, 2012, no. 6, pp. 28-40. (In Russian).

6. Goncharova A.V. Monitoring and evaluation activities of students while learning Russian as foreign language. Era of Science, 2016, no. 5, p. 12. (In Russian).

7. Dobrovolskaya V.V. Current control in the educational process in Russian as a foreign language. In: Current Issues of Teaching Russian as a Foreign Language and Russian as a Non-Native Language. Moscow, Moscow State Regional University Publ., 2017, pp. 58-66. (In Russian).

8. Lysova T.V. Current control as a kind of testing knowledge, skills and abilities in the system of teaching Russian as a foreign language. In: Language, Culture and Professional Communication in Modern Society. Tambov, Derzhavinsky Publ. House, 2020, pp. 150-154. (In Russian).

9. Moshkina Yu.V. Control as a basis of educational process management at a foreign language class at a military university. Vestnik Yaroslavskogo vysshego voennogo uchilishcha protivovozdushnoy oborony, 2019, no. 4 (7), pp. 74-79. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Попова Ирина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-mail: ivpopovatsu@,vandex.ш ORCГО: https://orcid.org/0009-0009-4028-841X Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, систематизация результатов исследования, подготовка текста статьи.

Irina V. Popova - Candidate of Philology, Associate Professor of Russian as a Foreign Language Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

Е-mail: ivpopovatsu@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0009-4028-841X Contribution: main study conception, literature analysis, research results systematization, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.