рошая девушка, которую звали Хапцанагой. Она была предводительницей, указчицей сельских девиц. Собрала всех девушек села и приказала...».
Поскольку наличие компонента экспозиции во вступительной части не обязательно, то встречается также вариант непосредственного перехода зачина к завязке. В основном это имеет место в тех случаях, когда повествование начинается со слов «однажды», «как-то раз», «в один день», которые и представляют собой собственно зачин: «Еуэри, фыз тхьэмыщк1э гуэр цы хуейуэ лъэ1уак1уэ цы зи1э гъунэгъу гуэрым дей 1ухьэри: "Ярэби, цы зы-т1ущ солъа1уэ", - жи1а» [22]. - «Как-то раз бедная женщина пришла попросить шерсти к соседям, у которых была шерсть: "Может, есть у вас, я хотела попросить немного шерсти"».
Таким образом, можно утверждать, что зачин играет большую роль в конструкции адыгского мифа, являясь важным фактором в привлечении внимания слушателей. Зачин задает тон повествования, настраивает на прослушивание какого-либо рассказа. Зачин в адыгских мифах имеет свободную форму изложения. В отличие от героического эпоса и пшинатлей, во вступительной части мифа нет сходных формул и устойчивых выражений, так как в мифах их нет вообще. Поэтому в поисках зачина необходимо руководствоваться не формой, а содержанием произведения, а также местоположением данного текстового элемента.
Зачин может находиться только в препозиции по отношению к основному сюжетному ядру и всегда имеет органичную связь с последующей частью повествования. Данный компонент непосредственно связан с основной сюжетной линией.
Следует отметить также, что ни в одном из рассмотренных мифов не обнаружено пространственно-временной локализации в зачине.
Литература
1. Краткий словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. Изд. 2-е, дораб. М., 1985. С. 41.
2. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966. С. 111.
3. Мальцев М. И. О некоторых особенностях поэтики кабардинского богатырского эпоса «Нарты» // Ученые записки КБНИИ. Т. 8. Нальчик, 1953. С. 85-108.
4. Алиева А. И. Адыгский нартский эпос. М.; Нальчик, 1969. С. 118.
5. Гутов А. М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993. С. 32.
6. Нарты. Адыгский эпос. Собрание текстов: В 7 т. Т. 4. / сост., вступ., коммент. А. М. Гадагатля. Майкоп, 1968. С. 28.
7. Там же. Т. 1. С. 216.
8. Алиева А. И. Адыгский нартский эпос ... С. 118.
9. Гутов А. М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса ... С. 35.
10. Нарты ... Т. 2. С. 46.
11. Там же. Т. 1. С. 178.
12. Там же. С. 221.
13. Там же. Т. 3. 207.
14. Там же. Т. 2. С. 158.
15. Там же. Т. 1. С. 101.
16. Там же. Т. 2. С. 41.
17. Там же. С. 46.
18. Там же. С. 38.
19. Там же. Т. 4. С. 17.
20. Там же. Т. 1. С. 212.
21. Архив рукописных текстов Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. Ф. 12. Оп. 1. Ед. хр. 4 б. Пасп. № 3.
22. Там же. Ф. 12. Оп. 1. Ед. хр. 4 в. Пасп. № 28.
E. A. BEEVA. THE BEGINNINGS OF ADYG MYTHS
The article is dedicated to the establishment of features of an adyg myth, its poetic system, exposure and study of such component of introductory part of works as beginning, determination of its formal and functional value. This component is organically related to the thread of story, however the beginning isn't the mandatory member of myth.
Key words: adyg myth, beginning, display, plot, preposition.
и.П.ТЕКУЕВА
БАЛКАРСКОЕ СЕЛЕНИЕ ГУНДЕЛЕН (70-е годы XIX - начало XX века)
Отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии в 60-70-е годы XIX века привела к возникновению 400 безземельных балкарских семей. Для их земельного устройства в предгорьях было образовано пять новых сел, в числе которых был Гунделен.
Ключевые слова: балкарское селение Гунделен, отмена крепостного права, Северный Кавказ.
Досоветская история селения Гунделен весьма скупо отражена в исторических документах. Задача данной статьи собрать воедино все обнаруженные на сегодняшний день исторические
свидетельства о его основании и первых поселенцах.
История возникновения Гунделена связана с проведением аграрной реформы в Кабарде и
№ 4 (33), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^д
Балкарии в 60-70-е годы XIX века. В журнале Кавказского Комитета было напечатано постановление от 28 декабря 1869 года о распределении земель Большой Кабарды, в котором говорилось, что для водворения образовавшихся в соседних с Кабардой Горских обществах безземельных крестьян необходимо предназначить четыре тысячи десятин земли. Определение наделов предоставлялось на усмотрение Главнокомандующего Кавказской армией. Начальник Терской области 30 октября 1877 года в рапорте по межевой части докладывал в Главное управление Кавказского Наместника об образовании двух селений для малоземельных и безземельных жителей пяти горских обществ Нальчикского округа: одного - при урочище Кашкатау с наделом в 800 десятин, другого - при урочище Гунделен с наделом в 3200 десятин. В с. Кашкатау было 72 двора, а в селении Гунделен - 246 дворов [1].
С 1873 по 1876 год в поселок Гунделен из Чегемского общества перешло 65, из Урусбиев-ского - 27, из Безенгиевского - 12 и из Хуламско-го - 5, всего - 109 дворов [2]. Из Чегемского общества в Гунделен переселились представители таких фамилий, как Боллуевы, Динаевы, Чеченовы, Байсултановы, Жантудуевы, Тулбаевы, Кудае-вы, Жанатаевы; из Урусбиевского общества -Отаровы, Атмурзаевы; из Безенгиевского - Куч-мезовы, Бичекуевы; из Хуламского - Кучинае-вы, Анаевы.
По данным одного из первых исследователей этого вопроса З. М. Улакова, предводителем переселенцев был Алау Байсултанов. Уроженцы Баксана, особенно Гирхожана, поселились вокруг Черного родника. Выходцы из Баксанского ущелья осели в верхней части селения и образовали Верхний Гунделен, а чегемцы обосновались на берегу реки Тапшин и составили Нижний Гунделен [3].
К 1877 году из четырех балкарских обществ в Гунделен переселилось в общей сложности 630 человек, из которых мужчины составили 57,8%, а женщины - 42,2%, т. е. мужское население значительно превышало женское. При этом из Чегемского общества прибыло 57,6%, из Урусбиевского - 28,1%, из Безенгиевского -8,9%, а из Хуламского общества - 5,4% от общего числа переселившихся.
Посемейный список Гунделена за 1877 год позволяет судить о возрастном составе населения. Дети до 7 лет составляли 20,2%, от 7 до 14
- 18,7%, наиболее трудоспособная часть переселенцев в возрасте от 14 до 60 лет - 45,5%, а жители старше 60 лет - 6,7%. Преобладание в возрастной структуре детей характеризует ее как «молодую».
Тем не менее, обеспокоенный острым недостатком земли в горах, управляющий межевой частью М. Кипиани предложил к уже проживающим в Гунделене 109 дворам доселить из Чегемского общества 126, а из Безенгиевского
- 11 безземельных семей, составив, таким образом, Гунделеновский поселок в 246 дворов. При
аульном наделе в 3200 десятин это составило бы по 13 десятин на двор [4].
В числе вновь переселяемых из Чегемского общества в Гунделен оказались Кучуковы, Хуртуевы, Бапинаевы, Эльмурзаевы, Махиевы, Чеккеевы, Жашаевы, Сарбашевы, Бечеловы, Гулиевы, из Безенгиевского общества -Хуламхановы, Хапаевы, Эфендиевы.
Общее число переселенцев «второй волны» составило 663 чел., из них мужчин - 51,7%, женщин - 45,3%. В их числе из Чегемского общества - 84,3%, а из Безенгиевского - 15,7%. Трудоспособное население преобладало, как и среди первых переселенцев, а детей в процентном отношении было больше, чем стариков.
Переселенцы постепенно осваивались на новой территории. В 1878 году землемером Управления межевой частью в Терской области Яковлевым было проведено межевание земли, поступившей в надел жителей Гунделена на праве общинного пользования [5]. Порядок землепользования во вновь образованных предгорных поселениях значительно отличался от такового в традиционных балкарских обществах. Каждому новому селу государство выделило определенное количество земли, и крестьяне, получившие соответствующий пай, попали в число коренных жителей. В этих селах производились переделы земли. Дворохозяйства обладали лишь временным правом пользования землей, наследование земли не практиковалось, поскольку она составляла общинный фонд. Все сельскохозяйственные работы члены общества начинали одновременно. Порядок землепользования и установление сроков пахоты, сева и уборки урожая решали старшина и почетные старики. Распределение угодий осуществлялось посредством жеребьевки, разделу не подлежала приусадебная земля.
Поселиться в новых аулах по согласованию со старшиной мог любой приезжий, однако претендовать на земельный пай имел право только выходец из конкретной балкарской общины. Сама процедура зачисления в новую общину была довольно сложной. Чтобы получить увольнительный приговор от того общества, где переселенец жил раньше, требовалось не только ходатайство общественного схода о причислении его к новому сельскому обществу, но и наличие следующих условий:
- не быть под судом и следствием;
- не иметь земли;
- не иметь общественных и денежных задолженностей [6].
Необходимо отметить, что кавказская администрация с момента образования сел выделила им определенное количество земли без учета того, что население ежегодно будет расти как за счет новых поселенцев, так и за счет раздела большесемейных коллективов. Поэтому с каждым годом проблема нехватки земли вставала все острее, а многие из числа вновь прибывших оказались безземельными.
Что касается пользования запасными пастбищными землями, то Правилами 1889 года закреплялся принцип распределения пастбищ по обществам пропорционально количеству дворов. При этом гунделеновцы (299 дворов) получили пастбищный участок при своем селении (5412 десятин) [7].
К моменту проведения Первой Всероссийской переписи населения в 1897 году Гунделен состоял уже из 311 дворов, с населением 1913 чел. [8]. А по данным на 1900 год в этом населенном пункте значилось 344 двора с 2196 душами обоего пола
[9]. Впечатляющие темпы прироста населения в предгорных селениях отмечены в первые десятилетия XX века. Только с 1914 по 1916 год число жителей в Гунделене выросло с 2692 до 3465 чел.
[10]. В то же время в балкарских аулах Нагорной полосы (без учета новообразованных) прирост населения с 1905 по 1914 год составил только 303 чел. - с 20 552 до 20 855 [11]. Это объясняется активным переселением балкарцев в начале XX века из традиционных высокогорных обществ в новые предгорные села.
Гунделеновское аульное общественное управление, как и другие, должно было заботиться о содержании в исправности переправ, мостов, межей, межевых знаков, о чистоте проточных вод и каналов на землях, принадлежавших обществу или состоявших в его постоянном пользовании. Для этих целей гунделеновцы собирали средства, выделяли необходимое количество работников, обеспечивали их питанием. Например, в акте от 1903 года, составленном уполномоченными от обществ Чегемского, Урусбиевского и селения Гунделен, говорилось о постройке нового моста: необходимо «отпустить от всех обществ восемьсот рублей, собрав эти деньги с жителей по раскладке, причем Чегемское и Урусбиевское общества обязаны заплатить по 275 руб., а селение Гунделен - 250 руб.» [12].
Вторая половина XIX - начало XX века отмечены появлением новой социально-бытовой инфраструктуры в горских обществах. Путешественники, побывавшие в 1880-е годы в горских обществах, обращали внимание на красивые, недавно построенные мечети, которые к концу века были практически в каждом населенном пункте. Причем крупные аулы обзаводились несколькими квартальными мечетями, при наличии главной соборной. По данным за 1896 год в Гунделене значилось 4 мечети [13].
Проникновение в горское хозяйство товарно-денежных отношений способствовало тому, что в балкарских аулах появлялись стационарные торговые лавки, постепенно вытеснявшие меновую торговлю. По сведениям за 1897 год в Гунделене была одна мелочная и три мануфактурных лавки, в 1900 году зафиксировано уже шесть торгово-промышленных заведений [14].
В условиях развернувшейся во второй половине XIX - начале XX века «горнопромышленной лихорадки» в Балкарии началась интенсивная разведка месторождений полезных ископаемых. В конце XIX века Гунделеновское общество
предоставило право присяжному поверенному Ф. И. Тимченко-Ярещенко производить геологическую разведку на своих общественных землях и устраивать технические сооружения для добычи полезных ископаемых [15]. Но местная администрация наложила запрет на сдачу в аренду земли и разработку руд в горских обществах.
Таким образом, Гунделен, образованный в середине 70-х годов XIX века для безземельных горцев, уже в начале XX века превращается в один из крупных населенных пунктов Балкарии и динамично развивается.
Переселение части балкарцев из ущелий в предгорья имело большое значение. Это способствовало снятию социального напряжения в горах, несколько стабилизировало демографические процессы, наконец, решило хотя бы частично хозяйственные проблемы. Изменение границ расселения благотворно сказалось на экономических условиях жизни балкарцев, на росте народонаселения, на активизации консолидационных процессов. В новых поселках субэтнические различия начали постепенно стираться. По верному замечанию Ю. Ю. Карпова, хотя такое переселение не было массовым, оно положило начало кардинальной перестройке внутрисистемных связей в горско-кавказской среде, тем самым обнаруживая подрыв родовых связей, вызвавший деформацию социальной структуры [16].
Литература и источники
1. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 1300. Оп. 4. Д. 1626. Л. 3 об. - 4.
2. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР). Ф. Р-1209. Оп. 7. Д. 95. Л. 5.
3. Улаков З. М. Гунделен. Нальчик, 1972. С. 13.
4. ЦГА КБР. Р-1209. Оп. 7. Д. 95. Л. 5.
5. ЦГА КБР. И-40. Оп. 1. Д. 375. Л. 1.
6. ЦГА КБР. Р-1209. Оп. 7. Д. 95. Л. 5.
7. ЦГА КБР. И-6. Оп. 1. Д. 102. Л. 118, 118 об.
8. РГВИА. Ф. 1209. Оп. 11. Д. 2334. Л. 114 и об.
9. Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность: сб. докл. / ред. А. Х. Каров. Нальчик, 2000. С. 597.
10. Списки населенных мест Терской области. Владикавказ, 1915. С. 362-370.
11. Труды комиссии по исследованию современного положения землевладения и землепользования в Нагорной полосе Терской области. Владикавказ, 1908. С. 77.
12. Документы по истории Балкарии (конец XIX - начало XX в.) / сост. Е. О. Крикунов. Нальчик, 1962. С. 96.
13. РГВИА. Ф. 1290. Оп. 11. Д. 2384. Л. 114, 114 об.
14. Административно-территориальные преобразования ... С. 597.
15. ЦГА КБР. Ф. 2. Оп. 2. Д. 29. Л. 29, 29 об.
16. Карпов Ю. Ю. Россия и этносоциальные процессы на Северном Кавказе в новое и новейшее время // Россия и Кавказ - сквозь два столетия: ист. чтения. СПб., 2001. С. 195-196.
№ 4 (33), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^
I. P. TEKUYEVA. BALKARIAN VILLAGE OF GUNDELEN (the 70s of the XIX century - the beginning of the 20th century)
The abolition of serfdom in Kabarda and Balkaria in the 60s - 70s of the 19th century resulted in origination of 400 landless Balkarian families. Five new villages were founded in the mountains for their landsetting and Gun-delen was among them.
Key words: Balkarian village of Gundelen, serfdom abolishment, North Caucasus.
М. А. АЛУЕВА
УСЛОВИЯ профессиональной подготовки ХУДОЖНИКОВ-ИЛЛЮСТРАТОРОВ детской книги
В статье представлен дидактический анализ внешних и внутренних факторов обучения студентов - будущих художников-дизайнеров детской книги.
Ключевые слова: детская книга, педагогическая технология, профессиональные дисциплины в учебном процессе.
Современные социальные условия определяют необходимость активизации профессиональной подготовки художника-иллюстратора детской книги. Этому способствует развитие информационных технологий, широкое их внедрение в полиграфическую промышленность, создание принципиально новых материалов, издательских технологий, что, в свою очередь, приводит к развитию полиграфического дизайна, в частности дизайна книги [1].
За последнее десятилетие новый книжный рынок детской литературы в определенной мере сложился, и читательский спрос, в основном, удовлетворен. На книжных прилавках к продаже предлагаются всевозможные издания для разных возрастных групп, качественно разработанные и художественно оформленные. Но производство детской и художественной литературы сосредоточено главным образом в Москве. По подсчетам специалистов до 90% книжной продукции приходится на столичные издательства. В то же время экономические процессы в стране усиливают регионализацию экономики. Это, с одной стороны, предопределяет необходимость развития в регионах собственной полиграфической базы, а с другой - обнаруживает невозможность становления регионов без их духовного возрождения и поддержки региональной элиты (писателей, поэтов, художников, критиков и т. д.) [2].
Но региональное книгоиздание пребывает в упадке. По-настоящему качественная детская литература в районах, удаленных от центра, практически не издается, потому что нет квалифицированных кадров.
До настоящего времени книговедов, специалистов по полиграфическому производству, художников-иллюстраторов готовил только Московский государственный университет печати. Региональные вузы и училища в полной мере не могли справиться с этой задачей в силу того, что в художественных вузах и училищах нет специалистов книжного дела (книговедов). В незначительном числе вузов страны, которые осуществляют книговед-
ческую подготовку, не обучают художников, следовательно, нет базы для формирования профессиональных компетенций художника-оформителя детской книги. Такая возможность появилась только в последние годы.
В структуре вузов культуры и искусств, в состав которых изначально входили библиотечные факультеты, осуществляющие и книговедческую подготовку и, следовательно, привлекающие в учебном процессе квалифицированных педагогов-книговедов, стали создаваться отделения, факультеты, академии, обучающие художников. Этот синтез двух направлений весьма позитивен, ибо позволяет более экономными средствами решить задачу профессиональной подготовки художников-оформителей книги (в том числе, детской) для региональных книжных издательств.
Показательным примером в этой области является Краснодарский государственный университет культуры и искусств, в структуре которого функционируют информационно-библиотечный факультет и Художественно-промышленная академия.
Художественно-промышленная академия создана в структуре КГУКИ в 2003 году на базе факультета монументально-декоративного и прикладного искусства. В настоящее время она ведет образовательную деятельность по следующим специальностям: «Живопись», «Графика», «Монументально-декоративное искусство», «Дизайн», «История и теория изобразительного искусства» и др.
В рамках специальности «Дизайн» открыта специализация «Графический дизайн», по которой обучаются востребованные сегодня график-дизайнеры.
Принятый за основу принцип фундаментальной направленности профессионального образования предполагает необходимость введения в образовательный процесс широкого набора прикладных знаний, умений и навыков по избранной специальности, необходимых для успешного выполнения ими конкретных задач профессиональ-