№ 2 (36), 2010
"Культурная жизнь Юга России" ^
л. М.ЭЛЕКУЕВА
БАЛКАРСКАЯ ПОВЕСТЬ 1960-1980-х ГОДОВ: ТЕМЫ, ИДЕИ, ОБРАЗЫ
На примере одной из кавказских литератур автор рассматривает повесть как жанр, получивший особое значение в историческом контексте середины XX века.
Ключевые слова: балкарская литература, повесть, художественный вымысел.
По своему происхождению повесть принадлежит к «рассказываемому» жанру, уходя корнями в устную фольклорную традицию. По поводу этого жанра А. Кузьмин пишет: «Повесть стремится к четко очерченному предмету повествования, к созданию цельной и единой образной системы. Ее динамика строится на развитии темы, на постепенном раскрытии сущности характера персонажа. Повесть постигает жизнь в отдельных ее проявлениях, хотя и взятых в социальных связях. Как и роман, повесть рассказывает о том, что связано с коренными вопросами жизни народа, ставит какую-то проблему; действие развивается в ней чаще всего в конфликтной и предконфликтной ситуации. Характер героев в повести, как правило, раскрывается не сразу, а в ряде дел и поступков» [1].
В современном литературоведении насчитывается немало работ, в которых освещены закономерности развития, структура и природа жанра повести, его типология, национальная специфика, а также особенности эволюции. Среди работ общетеоретического и исторического плана можно выделить следующие: «Русская советская повесть 20-х годов: Поэтика жанра» А. Ванюко-вой (1987); «Поэтика русской повести» В. Головко (1992); «Повесть как жанр литературы» А. Кузьмина (1994); «Современная русская советская повесть (1940-1970-е гг.)» В. Синенко (1975) и др.
Появлению и развитию повести в литературах народов Северного Кавказа посвящены монографические исследования А. Караевой «Становление карачаевской литературы» (1963); З. Караевой «Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе» (1985); Л. Кашежевой «Кабардинская современная проза» (1962); А. Мусукаевой «Поиски и свершения (Проблемы становления и развития кабардинской повести)» (1978); А. Теппеева «Балкарская проза» (1974); З. Толгурова «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа» (1991); Ф. Урусбиевой «Путь к жанру» (1972) и др.
В 60-е годы XX века в северокавказском эпосе наблюдается интенсивное развитие жанров «большой прозы». Именно в это десятилетие появилось созвездие романов и повестей, среди которых «Буйный Терек» Х. Мугуева, «Весна Софият» А. Шогенцукова, «Месть» М. Магомедова, «Горцы» А. Шортанова, «Из тьмы веков» И. Базор-кина, «Снежные люди» и «Даргинские девушки» А. Абу-Бакара, «Вершины не спят» А. Кешокова,
«Камень Асият» А. Охтова, «Голос в горах» Д. Кубанова, «Дорога к счастью» Т. Керашева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова. Решая новые эстетические проблемы, балкарские писатели опирались и на художественный опыт северокавказских литератур.
Определенной преградой на пути взаимообогащения литератур можно считать проблему освоения инонациональных форм мысли и словесного искусства. Но то, что постигается с большим трудом, зачастую оказывается более плодотворным. Чем сильнее различия, тем существеннее задачи их выявления и преодоления барьеров воспринимающего сознания. Сходство в языке и в общественном бытии, несомненно, облегчает взаимодействие разных литератур. Сказанное характерно и для художественного творчества народов Северного Кавказа. В этой связи А. Бушмин пишет: «Ищут в другой литературе и берут из нее прежде всего то, чего нет у себя <...> чужое, но такое чужое, инонациональное, которое не противоречит собственным потребностям и возможностям <.> следовательно, может стать своим, национальным. Каждый народ заимствует особенно то, что чуждо его собственной национальности, отдавая в обмен другим то, что составляет исключительную собственность его исторической жизни и что чуждо исторической жизни других» [2].
В 1960-1980-е годы в балкарской литературе происходят особенно заметные изменения. Возрос интерес к нравственным и социальным проблемам, к становлению новых отношений. Рассматриваются духовно-психологические преобразования в мышлении и характере человека. Герой являет собой определенный этносоциальный тип, причем автор особенно внимателен к мотивации его поступков и многообразным связям с миром («Простят ли?» М. Шаваевой, «Тропинка» Б. Гуляева, «Близнецы» Х. Кулиева, «Перевал» и «Потомки нартов» Ж. Токумаева). Главные события современности, выверяя духовные основы, застигают героев в разные моменты их жизни («Медвежий камень» и «Эрирей» З. Толгурова, «Тебе говорю» И. Гадиева, «Солнце не заходит» А. Теппеева).
В процессе качественного роста возникли социально-бытовая, лирическая, публицистическая разновидности жанра повести в балкарской литературе. Явственно определились два стиля повествования - традиционный (идущий от устного «хапара», сохраняющий элементы эпоса) и
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (36), 2010
с усиленным личностным началом. Следующий этап в развитии современной прозы связан с возрождением исторической повести (З. Толгуров, А. Теппеев).
Тенденция к изображению современности в морально-этическом плане прослеживается в прозе Э. Гуртуева, М. Шаваевой, Х. Шаваева, З. Толгурова, А. Теппеева. Связь с традицией тоже существует - и в тематическом плане, и в художественном. Личностный аспект помогает расширить возможности социального анализа действительности и упрочить его проекцию на современность [3].
Это заметно в повести А. Теппева «Солнце не заходит» (1971), своеобразной по построению и художественному решению исторических задач. Прием обрамления связывает воедино разные временные периоды, композиционные узлы произведения. Последовательность глав определяется не хронологией событий, а авторским замыслом; эпиграфы обозначают его вехи и определяют тональность повествования.
В опыте главного героя Музафара диалектически преломляется национальное / общечеловеческое. Обращение к истокам, опыту и разуму народа - философский акцент, позволяющий автору показать духовный мир подростка. Ассоциативность мышления помогает передать «хаос полудетской души». Незавершенный, прекрасный, полный обещаний мир как будто очищает существующие понятия от всех наслоений, возвращая изначальный смысл: он открывается ребенку и кристаллизуется как мудрость. Однажды дедушка Хамзат повел внука в горы, в чудесную страну «Тагылы-Кол». Старик «открывал глаза родников», освобождая их от талого снега и прошлогодней листвы. Так в душу Музафара запал урок доброго участливого отношения ко всему живому.
В этой повести родники и огонь выступают символами неиссякающей жизни. Несколько сцен, запечатленных в детском сознании (расстрел русского солдата Валерия, допрос бабушки, разговор с соседом Шоштаром), создают образ войны. Для Музафара это обкраденное детство: недетские заботы, горе скорбящей бабушки, теряющей одного за другим своих сыновей. Не успела закончиться война, случается другая беда - вынужденное переселение балкарцев в Среднюю Азию. Хамзат прожил свои последние дни достойно, с неугаса-ющей мечтой о возвращении и завещал Музафару сложить на родной земле из камней ему памятник под горой.
Обращение к быту, жизненному укладу действующих лиц - важнейшая составляющая художественного мира, видения жизни, основанного на традициях, народных представлениях, которые вопреки перипетиям истории остаются внутренне неизменными. Описание обстановки и окружения, взрастивших человека, с его привычками и особенностями, входит в психологический портрет героя. Об этом пишет А. М. Теппеев: «Стремление к наиболее полному выражению национального характера свойственно литературе последних лет. Общая тенденция находит <...>
выражение не столько в сглаживании национального стилевого своеобразия, сколько в его <...> более глубоком, сложном <...> выявлении» [4]. В повести «Солнце не заходит» автору удалось передать специфику национальной жизни в сочетании с конкретными социальными явлениями действительности. Как отмечает В. Якименко, в глубоком исследовании взаимоотношений личности и времени особенно заметно проявившееся в последние годы в жанрах повести и романа движение к обобщающей нравственно-философской идее, общей концепции действительности [5].
Жизненная правда творений искусства не существует в отрыве от индивидуального видения мира, особенностей образного мышления, творческой манеры художника. Сила и острота творчества характеризуются умением уловить и вскрыть внутренние жизненные процессы, показать характеры и типажи. Чем зорче взгляд писателя, тем глубже он проникает в суть вещей, тем объемнее художественные обобщения и творческие открытия.
Развитие литературы неотделимо от движения времени. Пересечение этих процессов происходит в нескольких измерениях. Любая веха истории, ее противоборствующие начала вызывают к жизни несхожие, часто разнородные литературные явления. Порожденные эпохой, они по-разному выражают ее, в том числе и в форме решительного отказа от воссоздания характерных свойств. По М. Храпченко, «важнейшая особенность значительных произведений литературы состоит в том, что они не только заключают в себе черты времени, которому обязаны своим возникновением, но и вступают в живое соприкосновение с последующими эпохами» [6].
Позитивными тенденциями развития балкарской повести 1960-1980-х годов можно назвать глубокое философское осмысление событий прошлого и настоящего, исследование мотивации поступков героя, его взглядов, зарождение и развитие новых видов жанра.
Балкарские прозаики стремятся к эпической полноте повествования, к осмыслению художественных традиций во взаимосвязи с историко-культурным путем народа в новых общественно-политических условиях.
Таким образом, повесть как жанр литературы приобретает особое значение в контексте эпохи. В последние десятилетия в произведениях этого жанра все больше внимания уделяется социально-нравственным проблемам. Писатели детально обрисовывают судьбы, художественно исследуют основные темы прошлого и современности.
Литература
1. Кузьмин А. И. Повесть как жанр литературы. М., 1984. С. 108.
2. Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978. С. 59.
3. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981.
4. Теппеев А. М. Балкарская проза. Нальчик, 1974. С. 174.
№ 2 (36), 2010
"Культурная жизнь Юга России"
5. Якименко В. Л. Художественные искания со- 6.ХрапченкоМ. Б. Творческая индивидуальность
временной прозы. М., 1989. писателя и развитие литературы. М., 1970. С. 66.
L. М. ELEKUEVA. THE BALKARIAN STORY OF 1960-1980th: SUBJECTS, IDEAS, CHARACTERS
The author researches the story as a literature genre that got special value in the historical context in the middle of the XX century. Literature of one of the Caucasian peoples is taken as an example.
Key words: historical reality, story, fiction.
З. А. ГЕРГ0К0ВА
П РОСВЕТИТЕЛ ЬСКИЕ ТРАДИЦИИ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ САФАРА МАКИТОВА
Опираясь на теорию Г. Д. Гачева об ускоренном развитии национальных литератур в ХХ столетии, автор рассматривает просветительские традиции в ранней лирике С. Макитова.
Ключевые слова: Просвещение, дидактическая лирика, теория ускоренного развития, балкарская поэзия, С. Макитов.
Под термином «Просвещение» принято понимать «интеллектуально-философское и культурное движение в странах Европы (в том числе и в России) и Северной Америки, которое получило распространение в конце XVII века и завершилось в начале XIX столетия, в период Великой французской революции и первые послереволюционные годы» [1]. Как известно, этот термин этимологически восходит к понятию «свет» и предполагает переход народов «от темного прошлого к светлому будущему». Большой вклад в развитие таких представлений внес немецкий философ XVIII века И. Кант, провозгласивший основным требованием эпохи «умение пользоваться собственным умом, позволяющее человеку выйти из состояния несовершеннолетия, в котором оно находилось до сих пор по собственной вине» [2]. Среди важнейших принципов Просвещения были названы культ разума, воспитание и образование новых поколений, искоренение предрассудков, социальные преобразования, реализующие идеал просвещенной монархии.
В XVIII веке представители русской литературы поддержали западноевропейские идеи. Основными задачами российского Просвещения были провозглашены воспитание молодого дворянина, сатирическое осмеяние бездумного следования иностранной моде, пропаганда патриотических идей. С наибольшей силой просветительское мировосприятие проявилось в поэзии А. Н. Радищева, комедиях Д. И. Фонвизина, пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума», декабристской литературе. В последующем идеи Просвещения не канули в прошлое - приоритеты разума, воспитания, образования оказались вневременными ценностями общечеловеческой значимости.
Широкая просветительская программа оказала заметное влияние на рост национального самосознания горцев Северного Кавказа. Критик и литературовед Ф. А. Урусбиева отмечает: «В
этих объективных исторических условиях и духовной атмосфере формировались социально-этические идеалы первых горских писателей-просветителей, для которых свобода и демократия, братство и равенство, просвещение и высокое человеческое достоинство стали не просто отвлеченной программой, но и руководством к действию» [3]. Достаточно вспомнить имена К. Атажукина, С.-Б. Абаева, И. Крымшамхалова, А. Шаханова, А.-Г. Кешева, разностороннюю деятельность представителей рода Урусбиевых, давших мощный толчок развитию словесной, музыкальной, этнографической культуры региона; «Баксанский просветительский центр», который всемерно способствовал проникновению на Северный Кавказ арабской книжной учености. К началу XX столетия активизация контактов с горовосходителями, географами, этнографами, музыкантами, художниками и другими деятелями науки и культуры (Д. Фрешфильд-Готфрид, Ф. Грове, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. А. Балакирев, Н. А. Ярошенко и др.) способствовала формированию в Кабарде и Балкарии широкого культурного контекста, который в дальнейшем принес заметные результаты.
Сделаем небольшое отступление и рассмотрим идею «ускоренного развития» национальных литератур, выдвинутую культурологом и литературоведом Г. Д. Гачевым. «Ускоренное развитие наций и культур в наше время - явление всемирно-исторического порядка, - подчеркивает ученый. - Многие народы Восточной Европы, Африки, Латинской Америки, задержавшиеся в силу тех или иных причин в своем развитии, в определенный момент (обычно это бывает в эпоху складывания наций) пробуждаются к новой исторической жизни, включаются в единый мировой исторический процесс и за короткое время стремительно продвигаются вперед, догоняя, а в чем-то и перегоняя другие страны, народы и культуры.