Научная статья на тему 'БАЛКАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ)'

БАЛКАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

209
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЖАНР / ТЕАТР / КОМЕДИЯ / ТРАГЕДИЯ / ДРАМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / КОНФЛИКТ / DRAMATURGY / EVOLUTION / GENRE / THEATRE / COMEDY / TRAGEDY / DRAMA / NATIONAL LITERATURE / CONFLICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сарбашева А. М.

Статья посвящена изучению основных этапов становления и развития балкарской драматургии. Выявлены идейно-художественные особенности характерные для каждого, условно обозначенного хронологическими рамками периода (1920-1940-е гг.; 1960-1970-е гг.; современность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALKARIAN DRAMATURGY (MAIN STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT)

The article is aimed at investigation of main stages formation and development. Ideological and artistic peculiarities which are typical for every conditionally denoted chronological limits of a period (1920-1940 years; 1960-1970; modern times)

Текст научной работы на тему «БАЛКАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ)»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6 (50) 2012

ФИЛОЛОГИЯ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.512.142.0-2

БАЛКАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ)

А.М. САРБАШЕВА

ФГБУН Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН 360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18 E-mail: kbigi @ mail.ru

Статья посвящена изучению основных этапов становления и развития балкарской драматургии. Выявлены идейно-художественные особенности характерные для каждого, условно обозначенного хронологическими рамками периода (1920-1940-е гг.; 1960-1970-е гг.; современность).

Ключевые слова: драматургия, эволюция, жанр, театр, комедия, трагедия, драма, национальная литература, конфликт.

Начало формирования истории балкарской драматургии относится к 1920 - 1940-м годам, когда были обозначены новые рубежи в развитии национальной словесности и сценического искусства. Зарождение драматургического жанра происходило в условиях революционных преобразований в общественно-политической жизни страны, которые определили особенности эпохи, драматизм и широту исторических событий.

Несмотря на очевидные промахи, завоевания национальной драматургии на начальном этапе были значительны.

В этот период отчетливо проявляется стремление к жанровому многообразию: предпринимается попытка создания таких форм, как комедия («Разиня» С. Шахмурзаева и Б. Гуртуева), драма («Святой и пионер» О. Этезова, «Хан и табунщик» С. Макитова, «Кровавый калым» Р. Геляева). Намечается тенденция перехода от любовно-бытовых и семейных сюжетов к социально-исторической проблематике.

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развивающийся литературный процесс. В рядах защитников Родины от фашистских захватчиков оказались балкарские писатели, многие из которых, не успев реализовать свои творческие возможности, пали смертью храбрых на полях сражений. В числе таковых - основоположник профессиональной драматургии и театра Рамазан Геляев.

Несмотря на объективные сложности, связанные с войной, культурная жизнь продолжала развиваться, что было обусловлено исторической необходимостью - поднять патриотический дух народа, укрепить веру в победу над врагом.

В сценической же литературе этого периода намечаются новые тенденции развития, обусловленные характером военного времени. Перед драматургами стояла художественная задача - «предельное обнажение человеческих чувств, открытость, тонкая очерчен-ность ситуаций, подчинение всех жизненных устремлений задачам Родины в ее трагический час» [1, с. 48]. В силу сложившихся обстоятельств авторы, подчиняя свою творческую работу актуальным проблемам современности, в своих драматургических произведениях в качестве главного фактора выдвигают героику, через нее пытаясь раскрыть душевное состояние защитника Отечества, его всепоглощающую ненависть к немецким захватчикам.

В качестве «живых» литературных памятников 40-х гг. прошлого столетия сохранились одноактные пьесы «Тасхачыла» («Разведчики», 1943) И. Рахаева, «Дертчиле» («Мстите-

*

ли», 1943) О. Этезова . В них отражены будни военного времени, сделана попытка показать эволюцию сознания людей в период перехода от мирной жизни к военной обстановке. Историко-героическая тематика, изображение героики современности сочетались с лирическими, романтическими мотивами. Однако балкарским драматургам, как и многим советским писателям, не удалось избежать определенных художественных «издержек». В частности, это преобладание иллюстративности, описательности над собственно драматургическим элементом, поверхностное и упрощенное изображение характеров, однотипная эмоционально-стилистическая окрашенность, облегченная «заданность» в решении основного конфликта. Ограничиваясь традиционными для военных лет мотивами любви к Родине, страстной ненависти к врагу, авторы не предавались художественному исследованию социально-нравственных истоков народного подвига, воспроизведению сложных человеческих судеб в соотношении с судьбой народа, изображению рельефно выписанных образов, характеров.

Тем не менее драматургический опыт национальных авторов в годы войны сыграл положительную роль в развитии всего общелитературного процесса. Балкарские писатели, следуя традициям предшествующих лет (несмотря на малое количество созданных в этот период драматургических произведений), обогатили жанр драмы, тем самым сохранив единую цепь развития всей национальной драматургии и литературы в целом.

Великая Отечественная война, а затем и тринадцатилетнее пребывание балкарцев в Средней Азии и Казахстане наложили свой отпечаток на практику развития всей национальной культуры, в том числе драматургии и сценического искусства, в частности, было приостановлено развитие всего литературного процесса. Основная часть драматургических произведений, созданных в предыдущие десятилетия («Последние дни» Омара Этезова, «Разиня» Саида Шахмурзаева и Берта Гуртуева, «Кровавый калым» Рамазана Геляе-ва, «Тапсашар и Тойса...» Салиха Хочуева, «Победа будет за нами» Керима Отарова и др.), была утеряна при трагических обстоятельствах войны и депортации.

Во второй половине 50-х гг. ХХ века (с восстановлением государственности Балкарии (1957) и возрождением культуры народа) активизируется творческая деятельность национальных писателей.

В начале 60-х гг. ХХ века балкарские драматурги создают произведения, в которых в первую очередь освещается постдепортационный период в жизни народа. Конфликты героев теперь проявлялись главным образом в трудовых и семейных взаимоотношениях. Социально-политические противоречия уступили место социально-этическим. «Судьба Солтана» Иссы Боташева, «После свадьбы», «Феодал», «Зрячая любовь» Ибрагима Мам-меева, «Есть на свете любовь» Кайсына Кулиева - это первые опыты национальной драматургии, в которых предпринимается попытка исследования проблемы нравственности в условиях общественной жизни. В этих драматургических произведениях кризисные моменты не носили того трагического заряда, той эмоционально-смысловой плотности, которые были характерны для конфликтов, построенных на основных общественных и классовых столкновениях. Параллельно создаются и событийные пьесы с ярко выраженным героическим пафосом. В этом ключе написана драма «Подвиг горянки» И. Боташева, в которой драматург обращается к теме Великой Отечественной войны.

Очередная фаза развития национальной драматургии наступает во второй половине 1960-х гг., когда создаются произведения, в которых авторы пытаются новаторски отразить исторические вехи жизни народа. В указанный период обозначились кардинальные

Ввиду исторически сложившихся трагических обстоятельств (депортация балкарского народа) литературный дебют этих пьес состоялся намного позже: комедия «Разведчики» И. Рахаева была опубликована в журнале «Шуехлукъ» («Дружба») в 1971 г. во втором номере; драма «Мстители» О. Этезова вошла в сборник «Одноактные пьесы», который был издан в 1959 г. на балкарском языке.

перемены, связанные с поисками новых героев и новых драматических коллизий («Орлы любят высоту» И. Боташева, «Раненый тур» И. Маммеева).

В конце 1960-х гг. в драматургии намечается историко-документальное направление: для драматических авторов, уставших от канонизированных идей нормативной эстетики, «документ оказался спасительным конструктивным началом» [2, с. 153]. Такая тенденция развития была обусловлена плодотворными поисками гармоничного сочетания подлинного историзма, не приукрашенной правды истории и обострившейся потребности извлечь из исторического прошлого уроки, актуальные для современности.

Творческий опыт национальных драматургов А.-В. Сулейманова («Утренняя звезда»), Б. Атаева («Солтан-Саид»), Б. Рамазанова («Гарун Саидов») - в дагестанской, Н. Джусой-ты («Или свобода, или смерть») в осетинской литературах и др., разрабатывавших жанр документальной драмы, убеждает в том, что документализм, входя в художественное целое, должен подчиняться концепции пьесы, осмысляться в широкой исторической перспективе.

Другими словами, в работе над этим видом жанра большое значение приобретает четкость идейной авторской позиции, историзм художественного мышления, ибо «само по себе наличие документа, как известно, еще не решает проблему искусства» [3, с. 54].

В этом аспекте И. Боташев («Рассвет в горах», 1958; «Орлы любят высоту», 1965; «Абрек», 1969) показал себя мастером историко-документальной драмы. Специфичной чертой его произведений являлся «своеобразный синтез документа и вымысла» [А. Теппеев]. Делая залогом исторической правды реальный факт, не скрытый в подтексте и вынесенный на поверхность драматургического произведения, а затем и сценической коллизии, драматург, во-первых, непосредственно приобщал и читателя, и зрителя к конкретным явлениям исторического процесса; во-вторых, убеждал их в возможности художественного осмысления документа и факта. Таким образом, писатель одновременно выполнял две важные задачи: активизировал познавательную деятельность и развивал эстетические возможности человека.

Несмотря на определенные достижения в балкарской драматургии середины 70-х гг. ХХ века, читатели понимали ее недостатки, которые сказывались в репертуарной жизни театра. Очевидный разлад между театром и драматургией, обусловленный отставанием литературной основы в своем развитии от искусства сцены, от масштаба режиссерских поисков, не мог, конечно, длиться долго, ибо драма как развивающийся жанр достаточно «настойчива» в своих поисках.

В связи со сказанным важно отметить, что во второй половине 70-х гг. в балкарскую драматургию приходит известный писатель А. Теппеев. Акцентируя свое творческое внимание на насущных проблемах современного сценического искусства, которые заключались в первую очередь в создании оригинальных пьес, А. Теппеев пополнил репертуар национального театра новыми драматургическими произведениями. Тематический диапазон автора широк: в одних пьесах воплощаются реалии современности, художественная интерпретация нравственных проблем в обществе («Честь», 1971; «Камень на дороге», 1973); в других он обращается к заметным страницам истории народа: индустриализация, электрификация республики («Твой свет», 1976), коллективизация в 30-е гг. ХХ века («Коммунист», 1976).

Достойную роль в развитии жанровых форм драматургии в 1960 - 1970 гг. сыграл балкарский писатель Жагафар Токумаев. Им в эти годы было написано около десяти пьес, одна из которых - «Я верю - он жив» (создана в соавторстве с известным драматургом Иссой Боташевым) посвящена теме Великой Отечественной войны. Большинство пьес Ж. Токумаева создаются в комедийном жанре: «Даража» («Мнимый авторитет»), «Ауанала» («Тени»), «Жамиля» и т.д. Кроме того, относящийся к драме «Ертен» («Пожар») включает

в себя удачные юмористические и сатирические эпизоды и образы. Выступая как комедиограф, Жагафар Токумаев в своих пьесах затрагивает ряд волнующих вопросов действительности, в частности, исследование духовных, нравственных проблем в современном обществе.

Таким образом, драматургические произведения балкарских авторов заняли заметное место в литературном процессе 60-70-х гг. ХХ века, стали неотъемлемой его частью. Более того, в пьесах в силу свойственной драматическому роду литературы наглядности, от-кристаллизованности явлений и характеров ряд тенденций текущей жизни и литературы получил наиболее выразительное воплощение.

Эволюция балкарской драматургии в последние десятилетия отмечена характерными особенностями литературного процесса. Наряду с прозой и поэзией драма обратилась к неизведанным ранее жизненным пластам в истории народа: она стремится обобщить и выявить их сущность, подчиняя главной своей задаче - осмыслению современности через историю взаимоотношений человека и среды.

Расширение и углубление жизненного эстетического материала в драматургических произведениях с позиций требований современности породило жанровое многообразие (социально-бытовая драма, комедия, историческая драма, трагедия).

Тематически современная балкарская драматургия развивается в нескольких направлениях:

- драмы на современную тему, в которых подвергаются осмыслению актуальные нравственно-этические проблемы: «Чонай къатын алады» («Женитьба Чоная») Ж. Токумаева; «Заапарк» («Зоопарк») М. Табаксоева и М. Джуртубаева; «Узакъ къонакъла» («Гости издалека») Б. Глашева; «Къыйын иш» («Трудное дело») С. Гуртуева;

- исторические пьесы: трагедии «Эмина» («Чума») Ж. Токумаева, «Артутай», «Учхан жулдуз» («Сгоревшая звезда») А. Теппеева;

- пьесы, созданные для детей: «Урланнган жырчыкъ» («Украденная песенка») М. Оль-мезова, «Патчахны сокъур къызы» («Слепая дочь царя») Ж. Токумаева;

- пьесы, посвященные теме депортации: «Кёчгюнчюле» («Переселенцы»), «Тыш же-ринде» («На чужбине») И. Маммеева; «Азап жол» («Тяжкий путь») А. Теппеева; «Кебин-сиз къабырла» («Могилы без савана») И. Жантуева; «Ташны къычырыгъы» («Крик камня») Б. Берберова;

- пьесы, основу которых составляют фольклорные сюжеты: трагедия «Гошаях бийче» («Княгиня Гошаях») М. Ольмезова, драма «Бийнёгер» А. Теппеева.

Драматургия конца ХХ - начала ХХ1 века, в отличие от пьес предшествующего периода, в которых отражались классовые столкновения и борьба антагонистических противоречий, акцентирует внимание на процессе нравственного формирования человека в связи с происходящими переменами в жизни общества, на специфике обусловленности психологии социумом и т.д. Основу современных драматургических произведений составляет жизненный материал, способствующий более глубокому пониманию закономерностей разных исторических эпох.

Достижения национальной литературы в области крупных эпических жанров существенно повлияли на углубление конфликта, системы образов в драматическом искусстве. Не случайно современная драма обратилась к созданию сложных, многоплановых характеров. В этом смысле достойно положительной оценки творческое мастерство драматургов, главными героями произведений которых являются исторически известные люди: балкарский философ-гуманист, основоположник национальной поэзии Кязим Мечиев («Тяжкий путь» А. Теппеева), князь Артутай Айдаболов («Артутай» А. Теппеева), первый профессиональный балкарский скрипач Султанбек Абаев («Сгоревшая звезда» А. Теппее-

ва), княгиня Гошаях («Княгиня Гошаях» М. Ольмезова). Драматурги, обращаясь к судьбе одной личности, освещают сложные периоды народной истории.

Примечательно, что развитие национальной драматургии тесно связано с Балкарским государственным театром им. К. Кулиева: писатели А. Теппеев, М. Ольмезов, Ж. Токума-ев свою творческую деятельность связывают с профессиональной сценой, поддерживая с ней тесные контакты. Лучшие пьесы («Чонай женится» Ж. Токумаева, «Артутай», «Тяжкий путь», «Бийнёгер» А. Теппеева, «Княгиня Гошаях» М. Ольмезова) получили признание широкой зрительской аудитории не только в нашей республике, но и далеко за её пределами.

Балкарское сценическое искусство продолжает совершенствоваться и занимает достойное место среди многонациональных театров Северного Кавказа. Залог его успеха обусловлен динамичным ростом профессионального уровня балкарских писателей. Как справедливо писал И. Боташев, «в конечном счёте, именно драматургия делает театр театром. Потому столь велика ответственность на нас, драматургах, призванных будоражить чувства, возбуждать разум, вести к высоким благородным целям. В этом пафос творчества драматурга, его задача идейно-эстетического воспитания тысяч зрителей нашего общества» [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. История русской советской литературы. М.: Просвещение, 1983. 544 с.

2. Зингерман Б. О документальной драме // Театр, 1967. № 4. С. 152-166.

3. Ивашнев В.И. О границах документальности в драматургии // Писатель и жизнь. М.: Издательство московского университета, 1974. С. 54-63.

4. Боташев И. Театр и драматург // Кабардино-Балкарская правда, 1980.

BALKARIAN DRAMATURGY (MAIN STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT)

A.M. SARBASHEVA

Institute of humanitarian researches of Government KBR and KBSC of the Russian Academy of Sciences

360000, KBR, Nalchik, 18, Pushkin's street E-mail: kbigi @ mail.ru

The article is aimed at investigation of main stages formation and development. Ideological and artistic peculiarities which are typical for every conditionally denoted chronological limits of a period (19201940 years; 1960-1970; modern times)

Key words: dramaturgy, evolution, genre, theatre, comedy, tragedy, drama, national literature, conflict.

Работа поступила 07. 02. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.