Научная статья на тему 'Балет в творчестве скульптора В. А. Беклемишева'

Балет в творчестве скульптора В. А. Беклемишева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕКЛЕМИШЕВ / BEKLEMISHEV / ФОКИНА / ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ / БАРАШ / СКУЛЬПТОР / SCULPTOR / АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / ACADEMY OF ARTS / СТАТУЭТКИ / FIGURINES / БАЛЕРИНА / BALLERINA / ТАНЕЦ / DANCE / БАЛЕТ / BALLET / V. FOKIM / O. PREOBRAZHENSKAYA / L. BARASH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Логдачева Наталья Викторовна

В статье рассматриваются произведения профессора скульптуры Владимира Беклемишева (1861-1919), посвященные балетной теме, которая на рубеже XIX-ХХ вв. стала особенно привлекательной для художников. Небольшие статуэтки известных танцовщиц Веры Фокиной, Ольги Преображенской и Людмилы Бараш, выполненные с натуры, отличаются разнообразием композиционных решений и пластической выразительностью. История их создания изучалась на основании мемуарной литературы и откликов современников, найденных в периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ballet theme in the work of the sculptor V. A. Beklemishev

The article discusses the works of Professor of sculpture Vladimir Beklemishev (1861-1919), dedicated to ballet which was particularly attractive to artists at the turn of XIX-XX centuries.. Small figurines of famous dancers Vera Fokina, Olga Preobrazhenskaya and Ludmila Barash, made directly from nature, show varied compositional solutions and plastic expressiveness. The story of their creation was studied based on the memoir literature and responses of contemporaries, that were found in periodicals.

Текст научной работы на тему «Балет в творчестве скульптора В. А. Беклемишева»

УДК 730.3

Н. В. Логдачева

БАЛЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА В. А. БЕКЛЕМИШЕВА

На рубеже Х1Х-ХХ вв. балет становится одной из самых привлекательных тем для скульптуры. И это не случайно. Танец — искусство, основу которого составляет богатая пластика движений, выразительность силуэта, что и роднит его с искусством ваяния. Неслучайно к этой теме обращались многие мастера — П. П. Трубецкой, С. Н. Судьбинин, С. Т. Коненков, С. Д. Эрьзя, Г. Д. Лавров. Особую популярность приобрели статуэтки Б. О. Фредман-Клюзеля. В начале XX в. он предпринял, как писал современник, «большую пластическую работу, которой он дает общее название „Балет". Весь цикл составляют более 60-ти скульптурных статуэток, отлитых в бронзе и изображающих известных русских и иностранных артисток и артистов балета» [1, с. 6].

В данной публикации мы обратимся к произведениям Владимира Александровича Беклемишева (1861-1919), профессора скульптуры, ректора Императорской Академии художеств, которому позировали известные балерины того времени: Л. П. Бараш, О. С. Преображенская, В. П. Фокина. Значительную часть его наследия составляют статуэтки современников, как правило, артистических профессий, вылепленные непосредственно с натуры, отличающиеся пластической выразительностью, мягкостью лепки и дружески теплым восприятием образов. В числе лучших работ этого направления — портреты артиста В. Н. Давыдова, музыкантов А. В. Вержбиловича и М. М. Ипполитова-Иванова.

К сожалению, статуэтку балерины Людмилы Павловны Бараш (1887-1953) мы пока видели только на фотографии, опубликованной в 1914 г. журналом «Столица и усадьба» [2, с. 23]. На ней Бараш позирует в мастерской скульптору, почти закончившему свою работу. За его спиной на высоком пьедестале хорошо виден бюст А. И. Куинджи, бронзовый отлив которого в ноябре того же года был установлен на надгробии художника на Смоленском кладбище (в 1952 году перенесен в Некрополь мастеров искусств Алекандро-Невской лавры). В художественном отношении женская статуэтка близка работам скульптора Рауша фон Траубенберга (1871-1935). Перед нами камерный портрет дамы, в позе и одеянии которой не каждый угадает балерину.

Иначе решена фигура Ольги Иосифовны Преображенской (1871-1962), представленной в бальной пачке, словно отдыхающей после работы у станка. Невольно вспоминаются отзывы о балерине: очевидцы говорили, что Преображенская постоянно репетировала и тренировалась, совершенствуя и оттачивая технику движения. Клеопатра Беклемишева, дочь скульптора, вспоминала, что даже во время сеансов в мастерской отца «Преображенская выделывала па или вариации» [3, с. 22-23]. В собрание Русского музея эта гипсовая фигура под наименованием «Балерина»1

1 О. И. Преображенская. Середина 1910-х. Статуэтка. Гипс тонированный. 61 х 30 х 28. ГРМ. Пф-108.

поступила в 1930 г. из Общества имени А. И. Куин-джи. И только старые фотографии позволяют нам связать эту работу, по своим размерам приближающуюся к статуе, с именем О. И. Преображенской.

К числу подлинных шедевров скульптора несомненно принадлежит небольшая статуэтка «Танцовщица» (или «Танец»), сохранившаяся в нескольких экземплярах2. Т. В. Портнова в своей работе «Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца Х1Х-начала XX века», справедливо подчеркивала: «Запечатлевая образ танца, художник стремится зафиксировать самый красивый эффектный выразительный и в то же время типичный, узнаваемый мотив» [4, с. 208]. К тому же явно стремился Беклемишев в поисках пластически продуманных линий обнаженной фигуры. Здесь скульптор действительно «идет более от логики, заставляет нас увидеть только структуру танца», его «интересует скорее декоративный эффект, полученный от движения» [4, с. 242].

Эта работа Беклемишева получила распространение в бронзовых отливах, исполнявшихся В. З. Гавриловым. При посещении его литейной мастерской известная художница А. П. Остроумова-Лебедева отметила в своей записной книжке: «Видела у него <...> статуэтку „Танцовщицы" работы Беклемишева. Много движения, но вся она как будто без костей. При такой тонкости и худобе должны же где-нибудь отмечаться кости: колени, локти, щиколотки. А у Беклемишева эта фигурка точно абстрактна. Отливка работы Гаврилова очень хороша и по тону и по составу металла» [5, с. 306].

Особого внимания заслуживают две сравнительно небольшие подписные «фигурки» Веры Петровны Фокиной (1886-1958). Они были вылеплены как парные и обе получили признание на 45-й выставке ТПХВ, открывшейся в 1917 г.: «На покупку этих работ, — сообщала газета „Вечернее время", — сразу нашлось по нескольку покупателей, и в первый же день открытия выставки профессор не только продал их, но на два варианта скульптуры „Балерина Фокина во время танца" нашлось столько претендентов, что пришлось им отказывать» [6, с. 3]. Автор цитируемой заметки указывал также, что Беклемишев дал согласие только на три бронзовые копии с каждой из представленных на выставке работ.

«Танцовщица, изображенная, вероятно, в роли Клеопатры» из балета А. Аренского „Египетские ночи", гибко изогнулась в пружинистом движении», — писала о той же статуэтке Т. В. Портнова в статье «Балет в скульптуре» [7, с. 60].

2 Танцовщица. 1917. Статуэтка. Бронза. 39 х 24 х 11,5. ГРМ. Ск-440.

О. И. Преображенская. Серед. 1910-х гг. Государственный Русский музей.

64 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 3 (38) 2015

Танцовщица. 1917 г. Государственный Русский музей.

Однако высказанное положение нуждается в некоторых уточнениях. Премьера «Египетских ночей» в постановке М. М. Фокина состоялась на сцене Мариинского театра в 1909 г. Как указывает В. М. Красовская, «первой Клеопатрой в „Египетских ночах" Фокина стала молодая артистка Александринского театра Е. И. Тиме» [8, с. 225]. С. П. Дягилев решил показать этот балет в Париже, однако, «понимал, что „Египетские ночи", поставленные недавно в Мариинском театре, мало чем отличаются от <...> боевиков парижской сцены. Поэтому он предпринял реконструкцию балета <...>. Реконструкция началась с перемены названия: „Египетские ночи" превратились в „Клеопатру", главную роль в которой исполнила Ида Рубинштейн» [8, с. 327, 330]. Исключительному успеху постановки во многом способствовало введение в новую версию балета сцены «Вакханалии»: «Наставала пауза. И следовала главная приманка дягилевской постановки — античная вакханалия <...>. Это был самостоятельный балет в балете <...>. Толпа вакхантов, отхлынув по сторонам, открывает свободный проход, в котором появляется одинокая женщина, повелительница пира (Вера Фокина). Наклонившись вперед всем корпусом, закинув голову, с застывшим взглядом и раскрытыми губами <...> подбрасывая обнажившиеся колени, она топчет землю в радостном исступлении» [8, с. 330-331].

Именно в роли вакханки с кувшином вина, а не Клеопатры, изобразил Фокину скульптор В. А. Беклемишев, сумев передать в сложной композиции гибкость и динамику ее движений. По-своему любопытна заметка из «Петроградской газеты», где под шаржем Тэдди на работу «Балерина Фокина» приведен разговор, услышанный корреспондентом на выставке: «Миловидная барышня, сложивши губки бантиком, восторженно говорила, что „душка — Фокина складывается совсем как перочинный ножичек"!» [9, с. 6]. Этот отзыв, бесспорно, относился к рассматриваемой статуэтке3.

Другой вариант, показанный на той же выставке, изображал Фокину в танце вакханки с высоко поднятыми руками. Бронзовый отлив данной статуэтки хра-

В. П. Фокина. 1916 г. Государственный Русский музей.

В. П. Фокина. 1916. Статуэтка. Гипс тонированный. 31 х 12 х 20. ГРМ. Ск-1959.

3

нится в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки4. Отметим, что как самостоятельный балет «Вакханалия» исполнялась Верой Фокиной в концертных программах 1915 и 1916 гг. [10, с. 371]. Журнал «Театр и искусство» в тот же период опубликовал фотографию балерины в аналогичном наряде и с распущенными волосами. Изображение сопровождалось подписью «В. Фокина в „Вакханалии"» [11, с. 607], которая подтверждает нашу гипотезу о том, что Беклемишев изобразил балерину именно в этом образе.

В заключение позволим себе привести строки из воспоминаний Клеопатры Беклемишевой: «Личная его мастерская, выходящая в сад большим окном, была для меня всегда чрезвычайно привлекательна. <...> Воздух в ней был пропитан особым запахом глины, воска и пластилина. Центр мастерской занимали таинственные колпаки всех размеров, под которыми стояли скульптуры. Когда его моделями были артисты и музыканты, как-то Вержбилович, Сафонов, Давыдов, Преображенская, Фокина и другие — мастерская оживлялась от их присутствия. Вержбилович, например, играл во время поз на виолончели. Играл он так прекрасно, что сеттер отца, клал голову на станок, на котором сидел музыкант, и слушал его со слезами на глазах» [3, с. 22, 23].

Нельзя не сказать и о том, что дочь Беклемишева тоже стала скульптором. Она работала преимущественно в Париже, исполнив, в частности, портретные изображения Анны Павловой, Татьяны Рябушинской, Сержа Лифаря, а также танцовщицы Иветты Шовире и некоторых других французских балерин [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Балет в скульптуре // Русское слово. 1912. № 287. 13 декабря. С. 6.

2. Столица и усадьба. 1914. № 9. С. 23.

3. Беклемишева К. В. Памятка о Российской Академии художеств // Возрождение. 1958. № 76. С. 21-33.

4. Портнова Т. В. Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца Х1Х-начала XX века. М. Спутник. 2007. 412 с.

5. Остроумова-Лебедева А. П. Записные книжки и блокноты // РНБ. Ф.1015. С. 306.

6. Успех скульптуры проф. В. А. Беклемишева на передвижной выставке // Вечернее время. 1917. 21 февраля. № 1759. С. 3.

7. Портнова Т. В. Балет в скульптуре // Художник. 1991. № 9. С. 57-64.

8. Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Ч. I. М., 1971. 526 с.

9. У передвижников. Шаржи Тэдди // Петроградская газета. 1917. № 43. 14 февраля. С. 6.

10. Добровольская Г. Н. Михаил Фокин. Русский период. СПб. Гиперион. 2004. 496 с.

11. Театр и искусство. 1915. № 33. С. 607.

12. Логдачева Н. В. Художники и скульпторы в семье Беклемишева // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей. Вып. XV. М., 2013. С. 149-158.

4 В. П. Фокина. 1916. Статуэтка. Бронза. 41 х 10 х 10. ЦГММК. Инв. 1133/11 КП 6038.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.