Культурология
УДК 81'1 ББК 81.006.3
Н. Ю. Герасимова Москва, Россия
БАЛЕТ КАК ИСКУССТВО И ЛИНГВОКУЛЬТУРОНОСНЫЙ ЗНАК:
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ
Статья посвящена балету как виду искусств и игровому коду культуры. Анализируется его история и развитие, а также этимология слова «балет». Ключевые слова: балет, танец, балерина, этимология, искусство.
N. U. Gerasimova Moscow, Russia
BALLET AS ART AND LINGVOCULTUROLOGY SIGN : HISTORY AND
DEVELOPMENT
The article is devoted to the ballet as an art form. His history and development and also etymology of the word "ballet" is analyzed. Keywords: ballet; dance; ballerina; etymology; art.
Термин балет служит для обозначения европейского балетного искусства, складывавшегося на протяжении XVI-XIX вв. Он возник в Италии в конце XVI в. и обозначал танцевальный эпизод, передающий определённое настроение. Балет станет важной составляющей в диалоге романских культур.
Слово ballet заимствован из итальянского слова balletto, что в XVI в. имело значение «маленький шар, небольшая хореография», «сценическое
действие, танец подражания» и, по метонимии, «музыка этого танца». Слово balletto с уменьшительным суффиксом - etto восходит к слову ballo (танец, пляска). В
итальянский язык как один из романских языков слово попало из вульгарной латыни, где глагол ballare имел значение «танцевать», восходит к древнегреческому РаНю - бросать, кидать. В свою очередь, греческая лексема берет начало от праиндоевропейского «бросать, достигать» [Dictionnaire historique de la langue française 2006,p. 308].
Термин ballo подразумевал в итальянской культуре:
• общее наименование старинных итальянских народных танцев игрового или пантонимичного характера;
• наименование бальных и сценических танцев, содержащих элементы хореографической пантомимы и сочинявшихся учителями танцев Италии в XV-XVII вв.
Образный характер ballo подчеркивался добавленным к ним с середины XVI века итальянским определением figurato - изобразительный. В конце XVII-XIX вв. ballo становится обобщающим названием театрального танца и балета [Энциклопедия Балет 1981, p. 56].
Этот вид танца был назван балетом потому, что представлял собой геометрическую организацию некоторого количества людей, танцующих вместе под разнообразную музыку, исполняемую на многих инструментах. Как правило, подобное действо носило комичный характер и завершалось очаровательным, спокойным и счастливым финалом, почти все его персонажи были богами и богинями [Plie.ru. Первый балетный спектакль: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic news/1070]. Сегодня балет - это вид музыкально-театрального искусства; содержание которого выражается в хореографических образах [Энциклопедия Балет 1981, с. 326].
Европейский балет прошел длительный путь исторического развития, на протяжении которого он многократно изменялся. Отдельные его черты и особенности оказывались преходящими и отмирали. Возник он в эпоху
Возрождения, хотя уже в Средние века празднества и церковные действа содержали элементы будущих театральных представлений с танцами. В XIV-XV вв. в Италии шел процесс формирования бального танца на основе народного танца, а затем его профессионализации. Появились первые танцмейстеры, в чьих трактатах устанавливались правила танца. Таким образом, складывалась европейская танцевальная школа, которая сыграла большую роль в становлении балета.
Первым известным танцмейстером был Доменико из Пьяченсы (Domenico de Piacenza), который в 1450 г. издал книгу «Об искусстве прыгать и плясать». В ней он не только записал схемы танцевальных движений, но еще и вел рассуждения о теории и эстетике танца. Прежде всего, Доменико раскладывает танец на следующие элементы:
• метр (measure/misura) - понимание ритма музыки и осознание, как тело должно под нее двигаться;
• память (memory/memoria) - запоминание шагов, их последовательности и ритма, а также того, как они ложатся на музыку;
• живость (agility/agilitade) и манера (manner/maniera) - я не могу объяснить это лучше, чем сам Доменико: «плавно, как скользит по волнам гондола, влекомая двумя вёслами, по спокойному, как оно бывает обычно, морю. Эти волны поднимаются плавно и опадают быстро»;
• misuraditerreno - контроль за движениями тела во время танца, их точность. В основном состоит в сохранении равновесия и контакта с почвой под ногами. Движение всего тела должно соответствовать движению танца;
• движение с fantasmate - живостью и стремительностью; «В каждом tempo танцор то кажется изваянным из камня, то вдруг взлетает, подобно голодному ястребу» [Livejournal Танцы сквозь века. 15 век: http://mistery-dance.livej ournal.com/554.html].
В 1455 г. появилась «Книга об искусстве танца» поэта и общественного деятеля Антонио Корнозано. Хореограф Джузеппе Эбрео стал автором семи
версий известного танцевального трактата «О практике и искусстве танца» [Там же].
Рис 1. Искусство танца. XV век. [http://operadata.stanford.edu/catalog/10201680]
В XV-XVI вв. танец подвергается театрализации, возникая в смешанных зрелищах, на придворных празднествах в виде сценок (мореска) и интермедий, становясь частью спектаклей новых жанров итальянского музыкального театра XVI в.
Первый балетный спектакль-представление, включающий музыку, слово и танец, объединенные одним действием, - «Комедийный балет Королевы» (Balet comique de la Royne, faictauxnopces de Monsieurle Ducde Joyeuse et madamoysellede Vaudemontsasoeur. Par Baltasar de Beaujoyeulx, valet de chambre du Roy et de la Royne sa mère. A Paris, par Adrian le Roy, Robert Ballard et Mamert Patisson, Imprimeurs du Roy. MDLXXXIIAvecprivilège) - был поставлен в 1581 г. Во Франции итальянским балетмейстером Бальтазариниди Бельгиозо (Baldassarinoda Belgioioso [Baltazarini], 1535-1589) по случаю замужества сестры французской королевы Луизы
[http://www.treccani.it/enciclopedia/baltazarini-baldassarre-detto-di-belgioioso_(Dizionario-Biografico)/]. Культурная программа свадьбы
составлялась под руководством матери короля, Екатерины Медичи. Желая придумать что-нибудь новое, она выписала из Италии бывшего своего придворного музыканта Бальтазариниди Бельгиозо и поручила ему заняться разработкой музыкального оформления свадьбы.
На протяжении XVII в. жанр придворного балета развивался преимущественно во Франции. Он прошел несколько стадий:
- в начале XVII века - балеты-маскарады, объединявшие декламацию с танцами, комичными или «благородными»;
- в 10-20 гг. того же века - помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды перемешивались с вокальными ариями;
- с 20 гг. до конца XVII в. - балеты в выходах, состоявшие из нескольких танцевальных и музыкальных номеров. Танец продолжал развиваться в комедиях-балетах Мольера (60-е годы XVII в.) и лирических трагедиях композитора Ж. Б. Люлли (70-е годы XVII в.). Жан Батист Люлли, по национальности - итальянец, с 1646 г. жил в Париже, где был придворным скрипачом и композитором. С 1672 г. возглавил Королевскую академию музыки, где выступал в качестве композитора, дирижера, педагога, режиссера и балетмейстера. Ж. Б. Люлли стал автором многочисленных балетов и дивертисментов для придворных празднеств в Лувре, Версале, Тюильри [Энциклопедия Балет 1981: 326].
В истории балетного театра особенно большое значение сыграло сотрудничество Ж. Б. Люлли с Мольером, для комедий-балетов которого композитор писал дивертисменты (танцы, пантомимы, увертюры). Ж. Б. Люлли стал также основоположником «лирической трагедии» во французском музыкальном театре и крупнейшим мастером оперы-балета [Энциклопедия Балет 1981, с. 42-43]. Благодаря музыкальной репутации Ж. Б. Люлли французский балет стал культурным феноменом [Викулова, Шевченко, 2016].
Придворный французский балет впитал многочисленные черты стиля барокко: пышность, громоздкость, вычурность. Появившись в эпоху Позднего
Возрождения, в конце XVI-начале XVII вв. в итальянских городах Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, стиль барокко ознаменовал собой начало триумфального шествия «западной цивилизации». Но постепенно в балетном искусстве начали проступать черты эстетики классицизма, когда художественное произведение строилось на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания [Энциклопедия Балет 1981, с. 326].
К концу XVII в. были выработаны каноны, регламентировавшие тематику и форму балетного спектакля. Сложилась французская школа танца, представленная, в частности, балетмейстером Пьером Бошаном (Beauchamp Pierre, 1631-1705), который в возрасте 30 лет возглавил в 1661 году Академию танца в Париже. Сам балетмейстер происходил из семьи придворных музыкантов и танцовщиков, выступал в небольших партиях в придворном балете Людовика XIV. Возглавляемая им Академия всячески способствовала утверждению «благородной» французской школой танца. Пьер Бошан придумывал и продумывал различные пластические движения и позы, первым начал их записывать и характеризовать, создавая, таким образом, терминологию балета. Первым сформулировал и определил основные танцевальные правила, положив в их основу выворотность и использовав в качестве примера фехтовальные позы. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке - элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески) [Александрова 2011, с. 124].
Таким образом, становление балета, его терминологии в значительной степени обязано диалогу итальянской и французской культур. Балет станет одним из важных способов сохранения и передачи культурной информации в том числе в ее вербальной части - терминологии, которая прочно закрепится в России в XVIII-XIX веках, а впоследствии прочно войдет в профессиональную картину мира и будет способствовать не только профессиональной
коммуникации [Черкашина 2017, с. 213], но и межличностному общению танцоров балета.
Библиографический список
1. Александрова Н. А. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов. М.: Лань, 2011. 624 с.
2. Балет. Энциклопедия / Под. ред. Ю. Н. Григоровича. М.: «Советская энциклопедия», 1981. 623 с.
3. Викулова Л. Г. Музыкальное произведение XVII века: к вопросу о музыкальной репутации и зрительской рецепции в жанре рецензии / Л. Г. Викулова, Н. Л. Шевченко // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2016. № 3 (31). С. 32-40.
4. Черкашина Е. И. Функционирование дискурса в профессиональной картине мира // Текст: дискурсивное проявление и коммуникативная практика: сборник науч. статей в честь юбилея проф. Л. Г. Викуловой / под общ. ред. Е. Г. Таревой. М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2017. С. 210-220.
5. Танцы сквозь века. 15 век // [Электронный ресурс]. - 2013. URL: http://mistery-dance.livejournal.com/554.html (дата обращения: 10.04.2018).
6. Plie.ru Первый балетный спектакль // [Электронный ресурс]. - URL: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic news/1070 (дата обращения: 10.04.2018).
References
1. Alexandrov N.A. Ballet: Dance. Choreography: Short dictionary of dancing terms. M.: Fallow deer, 2011. 624 p.
2. Ballet. Encyclopedia. [Text] / Under. edition of Yu.N. Grigorovich. M.: "The Soviet encyclopedia", 1981. 623 p.
3. Vikulova L.G., Shevchenko N.L. XVII century music piece in the XXI century discourse: revisiting music reputation and audience perception in the genre of review // Scientific Newsletter Modern linguistic and methodical-and-didactic research. 2016. № 3 (14). P. 22-28.
4. Cherkashina E. I. Functioning of discourse in the professional picture of the world [Text] // Text: discourse manifestation and communicative practice: collection of scientific works. articles in honor of the anniversary of Professor L. G. Vikulova / under the General editorship of E. G. Trevoy. - M.: Moscow state pedagogical University; the languages of the Peoples of the World, 2017. - P. 210-220.
5. Dancing through the ages. 15 century. URL: http://mistery-dance. livej ournal. com/554.html
6. Plie.ru. The first ballet performance. URL: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1070