Научная статья на тему 'БАЛЕТ ЭТО ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА'

БАЛЕТ ЭТО ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
278
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
балет / музыка / балетмейстер / концертмейстер / спектакль / танцевальная композиция

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — К.С.Сагатов

В данной статье рассматривается так называемый самый тонкий и изящный вид искусства искусство балета, его место в нашей стране, его положение и самое главное в искусстве балета гармония музыки и балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЛЕТ ЭТО ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА»

БАЛЕТ - ЭТО ИСКУССТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

К.С.Сагатов

Государственная академия хореографии Узбекистана

Аннотация: В данной статье рассматривается так называемый самый тонкий и изящный вид искусства - искусство балета, его место в нашей стране, его положение и самое главное в искусстве балета - гармония музыки и балета.

Ключевые слова: балет, музыка, балетмейстер, концертмейстер, спектакль, танцевальная композиция.

BALLET IS THE ART OF MUSICAL THEATER

K.S.Sagatov

Uzbekistan State Academy of Choreography

Abstract: This article discusses the so-called most subtle and elegant form of art - the art of ballet, its place in our country, its position and the most important thing in the art of ballet - the harmony of music and ballet.

Keywords: ballet, music, choreographer, accompanist, performance, dance composition.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности»

Уроки классического танца - это необыкновенно трудоёмкая и сложная учебная работа, которая наполнена бесконечно скурпулёзно повторяемой отработкой ранее пройденных и новых примеров исполнительской техники. Такого рода работа должна музыкально оформляться в строгом своем веществе с её истинным содержанием. Поэтому очень хорошо, когда ритм музыки свободно и точно согласуется с учебным заданием, и очень плохо, если музыкальная тема и её интонация не составляет характеру задания, у учащихся не возникнет истинной творческой увлеченности, стремления верно согласовывать содержание учебной работы с музыкой и своими внутренними действиями. Концертмейстер является непосредственным, ассистентом преподавателя. Зная характер, ритм и составные элементы (хореографию) учебного задания, он может предложить вниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акценты музыкальной импровизации. Правда существует имение, что музыкальная импровизация на уроках классического танца не может отличаться достаточно

высокими художественными достоинствами, ибо она создается не великими композиторами, а всего лишь обыкновенными концертмейстерами. Это верно, но ведь танцевальные примеры составляются тоже не великими балетмейстерами, а всего лишь обыкновенными преподавателями.

Следовательно, учебная мысль-цель, которую преподаватель проводит в каждом примере, должна оформляться концертмейстером - импровизатором не равнодушно, а творчески увлеченно, но без уклона в музыкальный примитив или чрезмерную сложность.

В учебной практике существует два способа музыкального оформления уроков классического танца. Первый предусматриваем музыкальные импровизации, второй - музыкальную литературу.

Само собой разумеется, что содержание музыки, предназначаются для экзерсиса во всех классах и группах, должно быть значительно проще, чем в разделах урока adajio и allegro.

Например, в младших классах, особенно в первом, музыка должна быть во всех отношениях очень простой и ясной, даже наивной понятной и близкой психологии учащихся девяти - одиннадцатилетнего возраста. Для учащихся двенадцати - пятнадцати лет содержание музыки может стать более сложной. В старших классах выбирается музыка, но своему содержанию приемлемая для учащихся шестнадцати - восемнадцатилетнего возраста. Начиная с первого же класса следует обращаться к музыке, содержание которой более близко по своему характеру психологии мальчиков и юношей, а не девочек или девушек. В младших классах это ещё не имеет такого большого учебного значения, но в средних, особенно в старших, данную особенность необходимо предусмотреть.

Способность внимательно и верно воспринимать музыку, увлекаться её содержанием необходимо воспитывать с первого года обучения, как только ученики твердо встанут на ноги, хорошо усвоив исполнительские приемы своих экзерсисов как у станка, так и на середина зала. Работу эту надо развивать и углублять постепенно, но не вообще, а в самой тесной связи с освоением техники танца.

Умение слушать музыкальную тему во время сильнейшего физического и нервного напряжения свидетельствует об истинном мастерстве танцовщика. Прервать внутреннюю связь с музыкальной темой - значит уйти от осмысленного действия только в технику. Если учащиеся в момент предельного психофизического утомления стремится активно слушать музыку, сохранять устойчивость и точность движения, сильно, свободно и эластично выполнять большие сложные привычки, занозки, различные виды выражения и т.д., значит, они овладевают подлинным мастерством театрального танца.

Следовательно, уходит от четкого и ясного восприятия музыкальной темы в учебной работе не следует - это профессиональный просчёт.

Артист - танцовщик узнает музыкальную тему заранее, до сценического выступления и «вживается» в ее содержания. Ученик знакомится с него только в о время урока. Однако и артист и ученик в период предельного напряжения всех сил всегда испытывает огромную трудность, которая связана с задачей сохранения музыкально - творческой увлеченности. Этому искусству и надо научить своих питомцев, и не только на репетициях, но и на обычных уроках классического танца.

Уходя с урока, ученик должен отчетливо помнить не только хореографию, наставления учителя, но и музыкальные темы, которые давали ему внутреннюю увлеченность, действенность (пусть даже самую малую) и тоже помогали развивать технику танцевального мастерства.

Поэтому повторять учебное задание на текущем или следующем уроке (например, adajio или allegro) стоит не только в целях развития более точной техники танца, но и ради лучшего, более художественного осмысления темы особенно «любимые», тоже не следует, так как теряется эмоциональная острота и восприятие.

Мелодии популярных песен, а такие известные учащимся музыкальные темы из текущего балетного репертуара, но моему мнению, тоже не следует использовать на уроках классического танца, так как они всегда ассоциируются с определенным словесным содержанием или созданием актёрского образа, работы над которыми не выходят в компетенцию предмета классического танца.

Музыкальная тема должна быть не только верно воспринята, но и верно отображена в действиях ученика.

Не менее глубокое внутреннее родство обнаруживай балет с музыкой. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опираеться на выразительность интонации человеческой речи, хореография - на выразительность движений человеческого тела. Но ни то, ни другое искусства при этом не воспроизводят, в отличие драматического театра, конкретных бытовых интонаций и движений (или такое воспроизведение является частным случаем, особым приёмом дополняющим и конкретизирующим художественный образ), а используют лишь сам принцип выражения чувства и смысла в голосовом звукоизвлечении и в пластическом движении. Общность образный природы создает возможность органического соединения музыки и хореографии в едином художественном целом. Даже танец не существует без музыки, которая дает ему эмоциональную и ритмическую основу. В балете эта роль музыки становится ещё более развитой и весомой.

Значение музыки в балетном спектакле прежде всего содержательное. Как правило, композитор пишет музыку на готовое либретто или в процессе совместной работы с балетмейстером и сценаристом. Образом, заключенным в литературном и в сценарии, он даёт новую жизнь в музыке. Балетная музыка обрисовывает чувства, состояния, характеры героев, раскрывает ситуации и развитие действия, нередко содержит в себе лейтмотивы, выявляющие многообразные отношения, складывающиеся между героями и возникающие в течении действия. «Танцевальная музыка представляет собою или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика». Балетмейстер ставит спектакль, опираясь не только на драматическую канву сценария, но прежде всего на музыку, претворившую и эмоционально, содержательно обогатившую эту сценарную канву. И эту существенно влияет как на особенности решения тех или отдельных эпизодов, так и на характер и формы драматургии танцевально-пластического действия. Оно определяется драматургией не только сценария, но и музыки, несёт в себе черты, родственные как драматическому театру, так и музыкальной драматургии.

Балет - искусство синтетическое, обедняющее в себе несколько видов художественного творчества. Центр этого объединения - хореография. Включая в себе разные искусства, балет тем самым обнаруживает с ними родство, обладает с ними общими свойствами. Вместе с тем балет не механический разных искусств, а их синтез подчиненный хореографическому образу.

Различные искусства существуют в балете не сами по себе, а в претворенном виде, в соподчинении и взаимодействии с хореографией.

Хореографический образ - это танцевальное воплощение жизненного содержания (настроение, чувства, состояние, действия, проникнутых мыслью), находящегося проявление в выразительных движениях человека. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике в реальной жизни. В том как человек движется, жестикулирует, действует и пластически реагируют на действия других выражаются особенности его характера, строя чувств, своеобразие его личности. Также «говорящие» характерно выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими мотивами или пластическими интонациями. В них коренятся истоки образной природы танцевального искусства. Оно основано на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, во-первых, обираются из множества реальных жизненных движений, во-вторых, обобщаются и заостряются в своей характерности и выразительности, в-третьих, организуются по законом ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого.

Возникновение танца было бы невозможно, если бы на помощь пластике не приходила музыка. Она усиливает выразительностью танцевальной пластика и дает ей эмоциональною и ритмическую основу. Танцевальное искусства изначально синтетично, ибо вне музыки оно не существует. У некоторых восточных и африканских народов есть танцы, идущие только под ритм ударных инструментов. Но ритм ударных инструментов - это тоже музыка, по крайней мере, существеннейшая ее сторона, и ударные инструменты - это музыкальные инструменты. Танцев же без звука - ритмического сопровождения не бывает.

Будучи неотделим от музыки, танец вместе с тем всегда представляет собою зрелище, и это тоже составляет существенный момент его характеристики. Отсюда рождается необходимость его изобразительного оформления. Образ танца дополняется характером костюмов, которые могут быть однородными или состоять из разнообразных групп. Временные ритмы танца переходят в его пространственную композицию.

Рисунок танца тем самым образуется не только с музыкой, но и с закономерностями зримого орнаментального узора. Все это составляет зрелищную сторону танца. Синтетическая природа танца развивается и усиливается в балете - высшей форме хореографического искусства.

Балет возникает там, где на основе танца строится спектакль, хореография становится явлением театра. Возникновение танца было бы невозможно, если бы на помощь пластике не приходила музыка. Она усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу. Танцевальное искусство изначально синтетично, ибо вне музыки оно не существует.

Использованная литература

1. Н.И.Тарасова. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». Санкт-Петербург. М., 2006 г., 496 ст.

2. А.Я.Ваганова. Основы классического танца. Санкт-Петербург. 2000 г.192 ст.

3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца, учебно-методическое пособие, 1983 г., 189 ст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.