Научная статья на тему 'БАЛАНС МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ И СОХРАНЕНИЕМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТУРИЗМЕ'

БАЛАНС МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ И СОХРАНЕНИЕМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный туризм / сохранение культурного наследия / коммерциализация / баланс интересов / туристическая инфраструктура / законодательство / устойчивое развитие / культурные ценности / cultural tourism / preservation of cultural heritage / commercialization / balance of interests / tourism infrastructure / legislation / sustainable development / cultural values

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андрияничева П.А.

В статье рассматривается проблема обеспечения баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей в туризме. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к сохранению культурного наследия с учетом многофункциональности и многомерности территорий. Анализируются проблемы коммерциализации и искажения культурных артефактов под влиянием рыночной ценности, а также недостатки действующего законодательства в области защиты культурного наследия. Освещается важность развития инфраструктуры и туристической индустрии для поддержания экономического развития регионов и сохранения культурного наследия. В статье также предложены принципы достижения баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей в туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCE BETWEEN COMMERCIAL INTERESTS AND PRESERVATION OF CULTURAL VALUES IN TOURISM

The article deals with the problem of ensuring a balance between commercial interests and the preservation of cultural values in tourism. The need for an integrated approach to the preservation of cultural heritage is emphasized, taking into account the multifunctionality and multidimensionality of territories. The problems of commercialization and distortion of cultural artifacts under the influence of market value, as well as the shortcomings of current legislation in the field of cultural heritage protection, are analyzed. The importance of infrastructure development and the tourism industry to support the economic development of the regions and the preservation of cultural heritage is highlighted. The article also suggests the principles of achieving a balance between commercial interests and the preservation of cultural values in tourism.

Текст научной работы на тему «БАЛАНС МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ И СОХРАНЕНИЕМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТУРИЗМЕ»

УДК 91.93.9

Андрияничева П.А.

студентка 1 курса, направления «Туризм», Российский государственный социальный университет

(г. Москва, Россия)

БАЛАНС МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ И СОХРАНЕНИЕМ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТУРИЗМЕ

Аннотация: в статье рассматривается проблема обеспечения баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей в туризме. Подчеркивается необходимость комплексного подхода к сохранению культурного наследия с учетом многофункциональности и многомерности территорий. Анализируются проблемы коммерциализации и искажения культурных артефактов под влиянием рыночной ценности, а также недостатки действующего законодательства в области защиты культурного наследия. Освещается важность развития инфраструктуры и туристической индустрии для поддержания экономического развития регионов и сохранения культурного наследия. В статье также предложены принципы достижения баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей в туризме.

Ключевые слова: культурный туризм, сохранение культурного наследия, коммерциализация, баланс интересов, туристическая инфраструктура, законодательство, устойчивое развитие, культурные ценности.

Культурное наследие играет значимую роль в развитии туристической индустрии, особенно в странах с богатой историей и культурой, таких как Россия. Наша страна обладает уникальным культурным наследием, которое привлекает миллионы туристов каждый год. Однако сохранение этого наследия сталкивается с рядом проблем, включая уничтожение объектов культурного наследия и неправомерное использование культурных ценностей в коммерческих целях. Проблемы сохранения культурного наследия

2121

приобретают огромные масштабы и все чаще проявляются в неприемлемых способах обращения с объектами культурного значения, в том числе в неправомерном вмешательстве в исторические памятники, их разрушении в результате строительства коммерческих объектов. Осуществление грамотной политики в сфере наследия является крайне важным для сохранения культурных ценностей и обеспечения устойчивого развития туризма. Необходимо находить баланс между коммерческими интересами, направленными на развитие туристической инфраструктуры, и необходимостью сохранения культурного наследия для будущих поколений.

Понятие «культурное наследие» включает в себя не только физические объекты, такие как памятники архитектуры, истории и искусства, но и нематериальные ценности, традиции и формы хозяйствования. Они называются «неосязаемыми памятниками» согласно определению Конвенции ЮНЕСКО от 2003 года.

Как отмечает З.Ю. Тенова, основными причинами разрушения и уничтожения культурного наследия являются естественное старение и разрушение объектов, естественный уход поколений, военные конфликты и террористические акты, межнациональные конфликты и этнические чистки, неграмотная государственная политика, массовый туризм и его воздействие на объекты, туристский вандализм, а также коммерциализация культурного наследия.

Современный мир стал свидетелем растущей коммерциализации культурного наследия. Этот процесс означает, что объекты культуры оцениваются исключительно с позиции их рыночной ценности и способности приносить доход. Под воздействием глобального развития туризма, особенно культурного туризма, это явление становится особенно заметным и широко распространенным.

Культурное наследие, которое ранее рассматривалось в контексте сохранения и передачи истории и традиций, теперь превращается в товар, который используется для привлечения туристов и генерации прибыли. Это

2122

приводит к ситуации, когда решения о сохранении культурных объектов принимаются не столько с учетом их исторической и культурной ценности, сколько с учетом их потенциала для экономического выигрыша.

Однако, в связи с этим возникают ряд проблем. Во-первых, сосредоточение на рыночной ценности приводит к неправильному использованию культурных ресурсов и даже их разрушению. Во-вторых, это оно приводит к утрате исконных культурных идентичностей, когда культурные артефакты трансформируются в массовый товар, лишенный своей уникальности и аутентичности.

Действующее законодательство в этой области также остается недостаточно проработанным (Закон 2002 г. «Об объектах культурного и природного наследия РФ» не один раз корректировался и дополнялся, но до сих пор существуют разночтения в терминологии, не до конца разработан механизм приватизации памятников и пр.).

Также отмечу, что многие исторические города и другие объекты культурного наследия находятся в плохом состоянии, что отражается на их сохранности. К сожалению, в современной практике часто преобладают поверхностные соображения, что приводит к искажению подлинных объектов и снижению их ценности.

Примером коммерциализации культурного наследия является Царицынский дворец. После его реставрации были добавлены новые выставочные площади, дорожки и другие удобства, но за это пришлось пожертвовать подлинными «живописными руинами» и пейзажным парком XVШ века, связанными с творчеством выдающихся архитекторов В. Баженова и М. Казакова. Считается, что более вдумчивый подход к проекту мог бы сохранить подлинные руины и сделать объект более привлекательным для туристов, чем еще один дворец.

Специалисты высказывают опасения, что туризм может стать угрозой для подлинных памятников. Вместе с тем стремление сделать объекты более «туристически привлекательными» может привести к их искажению и

2123

нарушению целостности исторической территории. Это особенно ярко проявляется в строительстве «новоделов», таких как Казанский собор на Красной площади и другие объекты в Москве, которые вызывают дискуссии и неприятие среди специалистов.

Кроме того, проблемы с инфраструктурой и гостиничным сервисом ограничивают доступ к уникальным объектам культурного наследия, затрудняя развитие регионов. Усиление инфраструктуры и развитие туристической индустрии могут способствовать экономическому развитию и сохранению культурного наследия. Как пример инфраструктурной проблемы приведу город Каргополь в Архангельской области. Здесь уникальный объект -Христорождественский собор XVI века - уже несколько лет остается недоступным из-за нехватки инфраструктуры. Это препятствует как развитию туризма, так и сохранению культурного наследия региона.

М.Б. Пиотровский отмечает опасность коммерциализации музеев, которая может привести к искусственному приукрашиванию культурного наследия в ущерб его аутентичности.

Некоторые исследователи также указывают на противоречие между реализацией коммерческих интересов туризма и охраной культурного наследия, где активное использование объектов культуры может вызвать их разрушение из-за экономических противоречий.

Таким образом, вопрос коммерциализации культурного наследия требует внимательного рассмотрения для определения интересов экономического развития с необходимостью сохранения культурной ценности для будущих поколений.

Я считаю, что культурный туризм может стать инструментом для поддержки и финансирования сохранения культурного наследия. Важно, чтобы взаимодействие между туризмом и культурой было осуществлено на взаимовыгодных условиях через широкое участие частных и государственных организаций.

2124

В настоящее время существуют четыре основных подхода к сохранению объектов культурного наследия:

1. Музейный подход, ориентированный на создание сетей музеев и зон для просмотра объектов,

2.Охранно-консервационный подход, ограничивающий экскурсионную деятельность и призванный защищать объекты в аварийном состоянии,

3. Модернизационный подход, предполагающий внесение изменений в объекты и их стилизацию,

4. Предпринимательский подход, при котором объекты используются для предпринимательской деятельности с минимальными ограничениями.

Культурное наследие является основой культурно-туристического потенциала региона и определяет вовлечение населения в культурную и туристическую политику.

Взаимодействие региональной культурной политики с объектами культурного наследия может происходить следующими способами:

1. Охрана объектов культурного наследия с выделением средств, однако часто без конкретных задач, что может привести к недостаточному вовлечению объектов в культурную политику и туризм,

2. Культурное наследие включается в программы культурной политики, способствуя деятельности культурных учреждений,

3. Культурное наследие становится основой для развития предпринимательства и современной культуры,

4. Нематериальные аспекты культуры привлекают различные общественные институты и способствуют культурному взаимодействию,

5. Культурное наследие активно используется в туристических целях.

Сейчас в России активно внедряют опыт других стран в защите

культурного наследия при поддержке ЮНЕСКО. Российские культурные деятели активно участвуют в международных встречах, чтобы помочь сохранить наследие.

2125

В международной практике ЮНЕСКО работает над проектами по воссозданию знаменитых исторических маршрутов, таких как «Великий Шелковый Путь», «Великий чайный путь», «Путь из варяг в греки. Эти пути являются уникальным культурным наследием и могут стать новыми туристическими маршрутами, способствовать экономическому развитию и решать проблемы занятости.

На основе вышесказанного, считаю, что необходимо соблюдать следующие принципы достижения баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей в туризме, которые представлены на рисунке.

Л Г

Применение концепции устойчивого

развития территорий

Создание туристско-рекреационных инфраструктур

Многофункциональ ность и многомерность культурного

наследия территории

у V Л Г

Ориентация на существующую туристическую инфраструктуру

У V

Рис.1. Принципы достижения баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей в туризме.

Рассмотрим данные принципы подробнее.

Во-первых, необходимо осуществлять взаимодействие с учетом многофункциональности и многомерности культурного наследия любой территории.

Во-вторых, для сохранения культурного наследия и его включения в современный культурно-туристический и экономико-социальный дискурс

- 2126 -

важно применять концепцию устойчивого развития территорий, рассматривая культурное наследие как катализатор социально-экономического развития.

Третий аспект заключается в создании и функционировании туристско-рекреационных инфраструктур, которые учитывают особенности региона и потребности потребителей туристско-культурных услуг. Важно создавать комплексные продукты, привлекательные как для местных жителей, так и для туристов.

Кроме того, для обеспечения баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей важно ориентироваться на уже существующую инфраструктуру туризма и формировать комплексный подход к культурно-туристическому менеджменту. Этот подход включает в себя различные аспекты, такие как разработка сувенирной продукции, кулинарных предложений, а также предоставление культурных ценностей и исторических памятников, качественное размещение и сервис для туристов.

В заключение подчеркну, что обеспечение баланса между коммерческими интересами и сохранением культурных ценностей в туризме требует комплексного подхода. Необходимо развивать инфраструктуру и услуги с учетом потребностей как местных жителей, так и туристов. Одновременно важно соблюдать принципы сохранения аутентичности и уникальности культурных объектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv. sht ml (дата обращения: 5.02.2024);

2127

2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 7Э-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 5.02.2024);

3. Актуальные проблемы изучения и сохранения архитектурно-градостроительного наследия исторических поселений. Москва-Каргополь, 2016. - С. 27-28;

4. Михаил Пиотровский против полной коммерциализации музеев / Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2011/01/12/museum.html (дата обращения: 5.02.2024);

5. Музеефикация историко-культурного наследия России. История охраны и современное состояние. М.: РГГУ, 2015. - 143 с;

6. Полякова М.А. Культурное наследие и туризм: проблемы взаимодействия и противостояния // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2019. - № 10-2 (31). - С. 240-247;

7. Тарасенко В.Н., Дымова С.С. Управление культурой: туризм как фактор сохранения культурного наследия // Бизнес и дизайн ревю. - 2021. - № 2 (22). -С. 9-17;

8. Тенова З. Ю. Проблемы сохранения культурного наследия и его роль в привлечении туристов: сборник трудов конференции. / З. Ю. Тенова, А. Ф. Кушхова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - С. 66-68;

9. Филатова А.Ф., Торосян А.С. Проблема реставрации и сохранение памятников архитектуры // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. - 2020. - № 11 (39). - С. 75-79

2128

Andriyanicheva P.A.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

BALANCE BETWEEN COMMERCIAL INTERESTS

AND PRESERVATION OF CULTURAL VALUES IN TOURISM

Abstract: the article deals with the problem of ensuring a balance between commercial interests and the preservation of cultural values in tourism. The need for an integrated approach to the preservation of cultural heritage is emphasized, taking into account the multifunctionality and multidimensionality of territories. The problems of commercialization and distortion of cultural artifacts under the influence of market value, as well as the shortcomings of current legislation in the field of cultural heritage protection, are analyzed. The importance of infrastructure development and the tourism industry to support the economic development of the regions and the preservation of cultural heritage is highlighted. The article also suggests the principles of achieving a balance between commercial interests and the preservation of cultural values in tourism.

Keywords: cultural tourism, preservation of cultural heritage, commercialization, balance of interests, tourism infrastructure, legislation, sustainable development, cultural values.

2129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.