Научная статья на тему 'БАКТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ'

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / RESPIRATORY DISEASES / ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ / VIRAL INFECTIONS / АНТИБАКТЕРИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ANTIMICROBIAL THERAPY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Трифонов В.Д., Эйберман А.С.

Даются сведения о диагностике, лечении и уходе за детьми с заболеваниями верхних дыхательных путей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Трифонов В.Д., Эйберман А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACTERIAL RESPIRATORY DISEASES IN CHILDREN

The paper gives information on diagnosis, treatment, and care of children with upper respiratory tract diseases.

Текст научной работы на тему «БАКТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ»

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

В.Д. Трифонов, докт. мед.наук, А.С. Эйберман, проф. Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

E-mail: tvd42@mail.ru

Даются сведения о диагностике, лечении и уходе за детьми с заболеваниями верхних дыхательных путей.

Ключевые слова: дети, респираторные заболевания, вирусные инфекции, антибактериальная терапия.

Любое респираторное заболевание у ребенка может быть вызвано либо вирусными, либо бактериальными инфекциями. Какими бы похожими они ни казались, все-таки между ними есть ряд серьезных различий:

• вирусные инфекции встречаются гораздо чаще, нежели бактериальные;

• при вирусных заболеваниях инкубационный период длится не более 5 дней, бактерии же сохраняют свою активность до 2 нед, при этом человек становится опасным носителем заболевания;

• вирусы могут возникать у абсолютно здоровых людей, однако чаще всего бактерии атакуют организм, ослабленный недавно перенесенным вирусным заболеванием;

• первые признаки простуды при вирусных инфекциях четко выражены; бактерии же вначале действуют незаметно, а потом стремительно дают полный набор симптомов;

• обычно на бактериальную природу респираторной инфекции указывают: длительная (>3 дней) фебрильная лихорадка; появление гнойных налетов и гнойного или слизисто-гнойного отделяемого; выраженная интоксикация, а при отсутствии гипертермии и выраженной интоксикации - затяжной характер респираторной инфекции (>2 нед).

Следует отметить, что в диагностике и лечении, в том числе и в выборе системных антибиотиков, при заболеваниях верхних отделов респираторного тракта должны принимать участие 2 специалиста: врач-педиатр и врач-оториноларинголог. В настоящее время для правильной диагностики заболеваний огромное значение имеет эндоскопия ЛОР-органов, а эффективное лечение средних отитов и синуситов нередко невозможно без создания адекватного оттока содержимого из полостей.

Антибиотики - единственный класс лекарственных препаратов, активность которых снижается со временем. Существует 2 вида резистентности к антибиотикам: истинная, природная - отсутствие у микроорганизмов мишени действия антибиотика (или ее недоступность для антибиотика); приобретенная - отдельные штаммы бактерий сохраняют жизнеспособность при тех концентрациях антибиотиков, которые подавляют основную часть микробной популяции; эта способность передается по наследству.

Принципы применения антибиотиков у детей в амбулаторной практике. Следует: назначать антибиотики только при бактериальной природе заболевания; выбирать антибиотики с учетом региональных данных о наиболее распространенных возбудителях и их резистентности к антибиотикам; при выборе антибиотика учитывать антибактериальную терапию в предшествовавшие 2-3 мес, так как увеличивается риск аккумуляции резистентных возбудителей; в амбулаторных условиях использовать преимущественно пероральные формы антибактериальных препаратов; не применять в амбулаторной практике потенциально токсичные препараты (аминоглико-зиды, хлорамфеникол, фторхинолоны); при выборе антибиотиков учитывать возрастные ограничения (например, тетрациклины - с 8 лет, фторхинолоны - с 15 лет).

Коррекция стартовой антибиотикотерапии необходима: при отсутствии клинических признаков улучшения в течение 48-72 ч от начала терапии; в более ранние сроки - при нарастании тяжести заболевания; при развитии тяжелых нежелательных реакций; при уточнении возбудителя инфекции и его чувствительности к антибиотикам по результатам микробиологического исследования; отменять антибиотики при появлении данных о том, что инфекция не является бактериальной, не дожидаясь окончания намеченного курса лечения.

Абсолютные показания к назначению антибактериальной терапии у детей: острый гнойный синусит; обострение хронического синусита; острый стрептококковый тонзиллит; обострение хронического тонзиллита; острый средний отит; паратонзиллит; эпиглоттит; пневмония.

№ 3 2015

ЩКТУАЛ Ь НАЯ

При остром тонзиллофарингите (ОТФ) в соответствии с Международной классификацией болезней X пересмотра выделяют: стрептококковый фарингит (J02.0); стрептококковый тонзиллит (J03.0).

Стрептококковый фарингит возникает чаще у детей 5-15 лет, наибольшая заболеваемость отмечается в зимне-весенний период.

Возбудители ОТФ у детей с 1-1,5 года и до 4-5 лет имеют преимущественно вирусную или вирус-но-бактериальную природу и представлены в основном аденовирусами. Начиная с 5 лет, в этиологии ОТФ большое значение приобретает ß-гемо-литический стрептококк группы А (БГСА или Streptococcus pyogenes), который становится основной причиной ОТФ (до 75% случаев).

Наряду с этим причинами развития ОТФ могут быть стрептококки группы С и G, Mycoplasma pneumoniae, Chlamydo pfilapneumoniae и Chlamydia psittaci, вирусы гриппа.

БГСА обладает полной чувствительностью к пе-нициллинам и цефалоспоринам. В мире не выделено ни одного резистентного к ß-лактамам штамма БГСА. Основной проблемой является резистентность БГСА к макролидам, которая в России составляет 8%. Резистентность возбудителя к тетрацик-линам превышает 40%. Тетрациклины, сульфаниламиды, ко-тримоксазол не обеспечивают эради-кации БГСА, поэтому их не применяют для лечения стептококкового тонзиллофарингита. Препаратом выбора является феноксиметилпенициллин.

Альтернативные препараты: пероральные це-фалоспорины I—11 поколения (цефалексин, цефу-роксимаксетил); макролиды или линкозамиды -при аллергии на ß-лактамы; бензатин-бензилпени-циллин.

Длительность терапии - 10 дней (за исключением бензилпенициллина и азитромицина).

Слабой стороной всех цефалоспоринов является их довольно выраженное воздействие на микробиоценоз кишечника. Частота диарейного синдрома, связанного с развитием дисбактериоза, достигает 6-8%, а по некоторым данным - до 10%. Особенно легко диарейный синдром, обусловленный дисбак-териозом, развивается у детей первых лет жизни.

Макролиды могут выступать в качестве препаратов выбора в тех случаях, когда изначально предполагается хламидийная этиология респираторного заболевания (отсутствие отчетливого токсикоза и лихорадки, скудность физикальных изменений, затяжной характер заболевания, главным симптомом которого является навязчивый сухой кашель типа «стакатто») или микоплаз-менная этиология (осенний период времени, вспышка заболеваемости в детском коллективе, длительная выраженная фебрильная лихорадка, упорный навязчивый, нередко - ночной, кашель).

Макролиды могут выступать в качестве альтернативных препаратов, т.е. назначаемых в случае неэффективности препаратов выбора в течение 48-72 ч, а также при непереносимости ß-лактамных антибиотиков. Например, такая ситуация обычно отмечается при респираторных заболеваниях, вызванных микоплазменной или хламидийной инфекцией, нечувствительной к ß-лактамным антибиотикам.

Кроме того, использование макролидов предпочтительно (по отношению к ß-лактамным антибиотикам) у детей, страдающих выраженными нарушениями функции кишечника, ассоциированными с дисбактериозом, так как эти препараты не влияют на индигенную микрофлору кишечника и не вызывают пролиферации грибковой микрофлоры.

Спектр бактериальных возбудителей внебольничной пневмонии у детей: Дети 6 мес - 5 лет: S. pneumoniae - 70-80%; H. influenzae до - 10%; M. pneumoniae - 15%; C. pneumoniae -3-7%.

Дети старше 5 лет: S. pneumoniae - 35-40%; M. pneumoniae - 23-44%; C. pneumoniae - 15-30%; ассоциация S. pneumoniae и H. influenzae обусловливает большинство случаев пневмоний, осложненных легочной деструкцией и плевритом.

Эмпирический выбор антибактериальной терапии при внебольничной пневмонии у детей

Препараты выбора: амоксициллин, амокси-циллин/клавуланат, макролид.

Альтернативные препараты: цефурок-сим+макролид; ампициллин, цефалоспорины II -IV поколения; карбапенем.

Рекомендуемая литература

Внебольничная пневмония у детей. Распространенность, диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа. Под. ред. А.Г. Чу-чалина. - М.: Оригинал-макет, 2011. - С. 19-20.

Применение антибиотиков у детей в амбулаторной практике. Практическое руководство. Под. ред. А.А. Баранова, Л.С. Страчунского // Клин. микробиол., антимикробхимиотер. - 2007; 9 (3): 200-210.

Самсыгина Г.А. Острый тонзиллофарингит у де-тей // Педиатрия. - 2008; 87 (3): 91-95.

BACTERIAL RESPIRATORY DISEASES IN CHILDREN V.D. Trifonov, MD; Prof. A.S. Eiberman V.I. Razumovsky Saratov State Medical University The paper gives information on diagnosis, treatment, and care of children with upper respiratory tract diseases.

Key words: children, respiratory diseases, viral infections, antimicrobial therapy.

ЕНЗИЯ

Матвейчик Т.В., Ти-щенко Е.М., Мезиной Э.В. Сестринское дело в XXI веке. - Минск: БелМАПО, 2014. - 303 с.

По мере развития системы здравоохранения закономерно повышается роль медсестер, расширяются их функциональные обязанности. Усложняются задачи, возрастает ответственность. Деятельность медсестры, подчиненная сегодняшним высоким стандартам и протоколам, на порядок усложняется, в связи с чем необходима подготовка специалиста. Сегодня это касается всех направлений медицины. Резко возросли требования к обеспечению медицинской помощью инвалидов, проведению реабилитации и абилитации, оказанию паллиативной помощи.

Выход в свет монографии «Сестринское дело в XXI веке» весьма своевременно, актуально для российского читателя и не имеет аналогов. Белорусские ученые отвечают на все злободневные вопросы сестринского дела, подчеркивая неразрывность подходов белорусских и российских медиков к решению задач сестринского дела. В 1-й главе дано описание сестринской помощи в современном мире, представлены этапы обучения медсестры, определены ее роль и место в лечебном процессе. Во 2-й главе - «Понятие об организации сестринского процесса: сравнительный анализ» - анализируются развитие сестринского процесса в мире, в Белоруссии и нашей стране, конкретные проблемы сестринской помощи.

Современные модели сестринского ухода: сравнительная характеристика (3-я глава) актуальны не только для медсестер, но и для специалиста нового типа - помощника врача по амбулаторно-поликлини-ческой помощи, что важно для организации работы бригады специалистов в системе первичной медицинской помощи. Продолжает 3-ю главу 4-я, в которой показаны принципы организации рабочего места специалиста нового типа - помощника врача по амбула-торно-поликлинической помощи, обеспечение его безопасность. Следует отметить, что данное практическое направление, реализуемое в Республике Беларусь, весьма перспективно и должно получить должную оценку в отечественной практике.

В главе 5-й - «Благоприятная рабочая среда. Понятие и содержание. Методы создания благоприятных условий в системе здравоохранения для специалистов сестринского дела» - продолжен анализ проблем здравоохранения, позитивных тенденций с акцентом на проблемы сестринского дела. Авторы связывают успехи в работе с появлением новых технологий. Прежде всего - это организация сестринского процесса для специалиста системы первичной медицинской помощи.

В 6-й главе - «Факторы, влияющие на обеспеченность медицинскими кадрами и на качество оказываемой ими помощи. Комплекс мероприятий по улучшению условий труда и мотивации специалистов сестринского дела» - впервые предлагается разработанный и апробированный на практике комплекс мер по улучшению условий труда, включая элементы мотивации, для специалистов сестринского дела (социальный пакет).

Дистанционному обучению в здравоохранении, перспективам решения данной проблемы в Республике Беларусь посвящена 7-я глава. Из информационных технологий, применяющихся в медицине, это направление является, по мнению авторов, самым перспективным. Особое внимание уделено анализу действующей нормативной базы и сути ее коррекции. В 8-й главе - «Непрерывное медицинское образование: команда как путь повышения эффективности здравоохранения» - представлены современные, обучающие программы для медсестер в системе базового и дополнительного образования.

В главе 9-й - «Модель сетевого диалога учреждений высшего и среднего профессионального образования по формированию и закреплению профессиональной самоидентификации медицинских сестер» -подчеркнуто, что только комплексный межведомственный подход благоприятен для решения проблем обучения медицинского персонала.

В главе 10-й - «Особенности работы медицинских сестер в организациях здравоохранения негосударственных форм собственности» - приводятся методы мотивации медицинского персонала, применяющиеся в медицинских организациях негосударственной формы собственности (частные медицинские организации).

Глава 11-я посвящена проекту модели развития сестринской помощи. Здесь в систематизированной форме предлагается организационно-методическая основа совершенствования сестринского дела. Конечно, модель учитывает реалии Республики Беларусь, однако она легко вписывается в систему подготовки специалистов сестринского дела в России. Глава 12-я - «Совершенствование системы профессионального непрерывного медицинского образования в Республике Беларусь: мнение медицинских сестер» - отражает мнение медсестер о развитии сестринского дела в будущем. Приводятся конкретные примеры, статистические выкладки, варианты решения проблемы в зависимости от профиля работы, возраста, стажа, требования к педагогу-наставнику.

Книга вполне отвечает основным требованиям к современным научным изданиям и может быть рекомендована в качестве дополнительного материала преподавателям медицинских училищ и колледжей, системы высшего сестринского образования, студентам, занимающимся по программе «Сестринское дело», а также преподавателям вузов и врачам.

К.И. Григорьев, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.