ОБР
ЗОВАНИЕ: ПР©1
шшш
Бия
© С.Н. Филиппова, И.В. Островская, 2016
БАКАЛАВРЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА КАК КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
С.Н. Филиппова, И.В. Островская, канд. психол. наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
E-mail: [email protected]
Представлен анализ использования потенциала бакалавров сестринского дела при осуществлении образовательной работы в системе профессионального образования средних медицинских работников.
Ключевые слова: медсестры, качество подготовки, сестринское дело, бакалавры.
Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки среднего медицинского персонала [7].
Сложившиеся в стране системы образования и здравоохранения предъявляют качественно новые требования к преподавателям медицинских училищ и колледжей. Одно из условий реализации образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - наличие у педагогических кадров высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модулю) [5].
На научно-практической конференции «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении», проведенной 12.03.13 в Москве некоммерческим партнерством «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, президент Ассоциации медицинских сестер России В.А. Сар-кисова назвала одной из основных проблем сестринского дела в здравоохранении РФ дефицит педагогических кадров по специальности «Сестринское дело» [8].
В рамках конференции обсуждался вопрос, какие должности могли бы занимать бакалавры сестринского дела. Педагогическое направление профессиональной деятельности выбрали 10,5% респондентов [3].
В 2015 г. в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова впервые состоялся выпуск бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело». Бакалавры -
будущие медсестры, имеющие навыки высокотехнологичной помощи; медсестры, работающие автономно (школьная медицина, профессиональная медицина); медсестры для общественного здравоохранения - специалисты по укреплению здоровья и профилактике [1].
Мы поставили перед собой цель выявить возможности использования потенциала бакалавров сестринского дела для осуществления образовательной деятельности в системе профессионального образования средних медицинских работников.
Для оценки потребности образовательных учреждений в кадрах и определения мнений руководителей медицинских училищ и колледжей Москвы и Московской области о возможности использования потенциала бакалавров сестринского дела в педагогической деятельности проведено анкетирование. Было опрошено руководство 21 образовательного учреждения.
Для исследования готовности будущих бакалавров сестринского дела к работе в системе профессионального образования разработана анкета, в которой использовали методику «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (Е.П. Ильин) [2] (для выявления наиболее значимых причин выбора педагогической деятельности) и методику экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков) [4].
В исследовании приняли участие 175 студентов III и IV курсов факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, обучающиеся по специальности «Сестринское дело».
В результате анализа потребности в сестринских педагогических кадрах на территории Москвы и Московской области выпускникам программы бакалавриата было предложено 36-37 вакансий преподавателя в 16 образовательных учреждениях.
Большинство (85,7%) опрошенных руководителей образовательных учреждений считают, что полученное в вузе образование позволяет бакалавру осуществлять педагогическую деятельность.
Требования к кандидатам на должности преподавателя профессиональных дисциплин (модулей)
в медицинских училищах и колледжах
Требования Ответы респондентов, %
Высшее медицинское образование 23,8
Стаж работы в медицинских организациях 42,9
Профессиональные знания и умения в области сестринского дела 28,6
Знание вопросов педагогики, психологии, владение современными педагогическими технологиями, в том числе информационными 52,4
Личностные качества (ответственность, инициативность, творческая активность, стремление к профессиональному росту, самообразованию) 38,1
Желание вести педагогическую деятельность 9,5
Опыт педагогической деятельности 4,8
Проживание в районе (округе) образовательного учреждения 4,8
Отсутствие претензий на обеспечение жильем 4,8
В качестве требований к кандидатам на должность преподавателя большинство руководителей (52,4%) отметили знания в области педагогики, психологии и владение педагогическими технологиями, в том числе информационными. 43% директоров важен опыт работы в медицинских организациях. Очень большое значение (по ответам 38% руководителей) имеют и личностные качества претендентов, прежде всего - ответственность, инициативность, творческая активность, стремление к самообразованию и профессиональному росту (см. таблицу).
Анализ выявил высокий уровень предпочтения преподавательской деятельности у 42,9% респондентов (рис. 1) и низкий уровень предпочтения и нежелание выбрать данный вид деятельности - у 36%.
Далее студентам было предложено оценить по 10-балльной шкале, насколько полученное в вузе образование позволяет медсестре-бакалавру осуществлять педагогическую деятельность. Значения, соответствующие очень высокому (9-10 баллов) и высокому (7-8 баллов) уровням, отмечены у 60% респондентов. 14,3% студентов считают, что полученного образования недостаточно для преподавания (рис. 2).
18,3 25,2
21,1
| Очень высокий уровень предпочтения Ц Высокий уровень предпочтения ^ Средний уровень предпочтения
Низкий уровень предпочтения I I Нежелание заниматься педагогической деятельностью
Рис. 1. Частота желания заниматься преподавательской деятельностью после получения диплома; %
%
25 20 15 10 5 0
22,3
131 12,6 12,6
0,6 1,1
9,1
+
—I— —|— —|— —|— —|— —|— —|— —|— —г
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы
Рис. 2. Оценка бакалаврами ценности полученного образования для педагогической деятельности
] 5, отлично Ц 4, хорошо | 3, удовлетворительно
Рис. 3. Оценки, полученные респондентами (%) на экзамене по дисциплине «Педагогика с методикой преподавания»
10 8 6 4 2
■ 1
1 1 6,9 | 16,2 1 1 1 6,7 ■7,9 | 1 7,3
2
3
4
5
Рис. 4. Выраженность педагогического призвания, баллы. На графике: 1 - сознание пользы педагогической! дея тельности; 2 - интерес к педагогической деятельности; 3 - стремление к общению с молодежью; 4 -желание передать свои знанид, опыт; 5 -стремление к самовыражению, творчаской работе
Однако все респонденты успешно сдали экзамен по дисциплине «Педагогика с методикой преподавания»; знания студентов были оценены преподавателями по 5-балльной системе (рис. 3). Показатель качества знаний составил 90,3%, средний балл - 4,2.
Для определения наиболее значимых причин выбора педагогической деятельности применялась методика Е.П. Ильина «Мотивы выбора деятельности преподавателя». Студентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале следующие мотивы выбора педагогической деятельности:
• сознание пользы от своей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи;
• интерес к педагогической деятельности;
• стремление к общению с молодежью;
• желание передать знания, опыт, накопленные за время медицинской деятельности;
• стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа;
• стремление к самовыражению, творческой работе;
• желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей;
• возможность заниматься научной работой, получить ученую степень, звание;
• возможность удовлетворить свое стремление к власти;
• сложившиеся обстоятельства;
• наличие длительного отпуска;
• возможность не находиться на работе от звонка до звонка [2].
В зависимости от значения каждого мотива, оцененного в баллах, делался вывод о том, насколько ярко выражены педагогическое призвание (рис. 4) и насколько - сопутствующие и второстепенные интересы.
Согласно данным опроса, желание передать свои знания, опыт было первостепенным (7,9±2,0 балла), на 2-м месте - стремление к творческой деятельности и самовыражению (7,3±2,2 балла), далее идут сознание пользы от своей деятельности (6,9±2,5 балла), важность обучения и воспитания молодежи, стремление к общению с молодежью (6,7±2,3 балла). Интерес к педагогической деятельности (6,2±2,9 балла) занимает последнее (5-е) место в иерархии представленных мотивов.
Выраженность сопутствующих и второстепенных интересов демонстрирует рис. 5.
Среди сопутствующих и второстепенных мотивов выбора преподавательской деятельности
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
7,3
.6,1
4,7
5,1
5,2
4,2
Рис. 5. Выраженность сопутствующих и второстепенных мотивов, баллы На графике: 1 - стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа; 2 - желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей; 3 - возможность заниматься научной работой, получить ученую степень, звание; 4 - возможность удовлетворить свое стремление к власти; 5 - вынуждают обстоятельства; 6 - наличие длительного отпуска; 7 - не надо находиться на работе от звонка до звонка
2
3
4
5
6
7
34,3
65,7
Доминирование мотивов педагогического призвания | Преобладание сопутствующих и второстепенных интересов
Рис. 6. Распределение студентов по мотивам, выражающим педагогическое призвание и второстепенные интересы, %
10' 9 8
£ 7 с га 6 ш 6
5 4 3 2
1 I 1
II 8,8 ■ ■ 1 l Т 8*
1 1 7,4 1 ' 7,9 17,8 "7,9 W 7,9 1 ■
Й 6,4 I 1 6,9
II 5,5
--1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
Рис. 7. Степень выраженности необходи мых лич н остных качест в (по рез ультатам самооце н ки); баллы. На графике: 1 - самоконтроль и уравнове ш енность; 2 - ответственность^ - коммуникабельность; 4 - умение выступать перед аудиторией; 5 -требовательность к себе и други м; 6 - оригинальность, находчивость; 7 - внимательность, тактичность; 8 - способность к критике и самокритике; 9 - справедливость, честность; 10 - стремление к творчеству
преобладает желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей (8,1±2,0 балла), на 2-м месте - стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа (7,3±2,4 балла). Менее значимы наличие длительного отпуска (5,7±3,1 балла), возможность не находиться на работе от звонка до звонка (5,2±3,1 балла), удовлетворить свое стремление к власти (4,7±2,7 балла). Наименьшее значение имеют сложившиеся обстоятельства (4,2±2,7 балла).
В зависимости от выявленных индивидуальных показателей испытуемые были разделены на 2 категории: с доминирующим педагогическим призванием и с преобладанием сопутствующих и второстепенных интересов (рис. 6).
Таким образом, доминирование мотивов педагогического призвания выявлено у 1/3 респондентов. У большей части студентов преобладают сопутствующие и второстепенные интересы: желание находиться в среде образованных людей, повышение своего статуса.
Респондентам предлагалось также оценить в баллах от 1 до 10 факторы, которые могут препятствовать выбору педагогической деятельности. Наиболее значимым оказался фактор перехода на начальную ставку единой тарифной сетки (ЕТС) и снижение заработной платы (6,6±2,8 балла); на 2-м месте - прерывание медицинского стажа (5,8±3,1 балла) и недостаточное владение приемами и методами обучения (6,0±2,6 балла); далее идут боязнь неудачи в новой социальной роли, неуверенность в себе (5,3±2,7 балла) и нежелание заниматься педагогической деятельностью (4,7±3,0 балла). Абсолютное нежелание заниматься педагогической деятельностью (10 баллов) выразили 40 (22,9%) человек.
При самооценке выраженности личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности, получены достаточно высокие пока-
затели (рис. 7). Лишь умение выступать перед аудиторией получило низкую оценку.
Применяя экспресс-диагностику Корелякова, определяли педагогическую направленность. За к аждым из 4 оцениваемых параметров стоит функциональный вид педагогической деятельности с соответствующими ему устойчиво доминирующ ими потребностями, мотивами и целями: 1) обучающая деятельность с направленностью на преподаваемый предмет; 2) коммуникативная деятельность с направленностью на общение; 3) организаторская деятельность; 4) просветительская, предполагающая реализацию качеств интеллигента и развитие у учащихся духовности и высокого интеллекта [4].
Как видно из рис. 8?, педагогическая направленность у большинства испытуемых находится в зоне нормы (средний уровень). Хотя бы 1 ярко выраженный вид направленности определен у 46,3% респондентов; это чаще всего - организаторская и просветительская деятельность. Низкий уровень выраженности хотя бы 1 параметра имеют 24,0% студентов, чаще всего эти параметры - обучающая деятельность с направленностью на предмет и коммуникативная деятельность.
Получение медсестрой степени бакалавра как ступени высшего образования позволяет ей выбрать не только лечебно-диагностическую, реабилитационную, медико-профилактическую, организационно-управленческую или исследовательскую, но и педагогическую деятельность.
Полученное бакалаврами высшее образование соответствует профилю преподаваемых в медицинских училищах и колледжах профессиональных модулей и включенных в них междисциплинарных курсов [9].
Анализ данных анкетирования будущих бакалавров, обучающихся по специальности «Сестринское дело», показал, что 96% студентов
ОБР
АЗОВАНИЕ: ПР©1
миаа^ И Я
7 е.-А
B0.fi
: ЁЫООГИЙ УРОВЕНЬ
уровень Ц Ниний уровень
Рис. 8. Выраженность у будущих бакалавров сестринского дела педагогической направленности, %
имеют медицинский стаж; это отвечает требованиям руководителей образовательных учреждений. Кроме того, 12 (7%) человек уже имеют опыт педагогической работы.
Учитывая, что бакалавр сестринского дела готовится к разным видам профессиональной деятельности - лечебно-диагностической, реабилитационной, медико-профилактической, организационно-управленческой, исследовательской - можно считать, что в целом выявленный уровень предпочтения педагогической деятельности достаточно высок.
Среди причин выбора деятельности преподавателя выявлены: сознание пользы своей деятельности; важность обучения и воспитания молодежи; желание передать свои знания, опыт. Эти мотивы определены у 1/3 респондентов.
Педагогическая деятельность требует не только профессиональной подготовки, но и определенных личностных характеристик. Наибольшую значимость для опрошенных имеют направленность на организаторскую и просветительскую деятельность, предполагающую реализацию качеств интеллигента и развития их у учащихся. По данным сравнительного анализа выраженности личностных качеств, полученные при самооценке показатели выше, чем по данным экспресс-диагностики. Кроме того, у 1/3 респондентов по шкале «Мотивация одобрения» определены результаты, не входящие в зону нормы, что может свидетельствовать об излишней требовательности к себе или стремлении заслужить одобрение окружающих.
Результаты исследования могут иметь значение при составлении программ подготовки ба-
калавров сестринского дела. Новизна исследования состоит в изучении возможностей трудоустройства бакалавров сестринского дела в учреждения среднего профессионального медицинского образования Москвы и Московской области.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки №270 от 25.03.15 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки России №1061 от 12.09.2013 г. «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [6], выпускникам программы бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» присваивается квалификация «Академическая медицинская сестра. Преподаватель».
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что:
• медицинские училища и колледжи Москвы и Московской области нуждаются в сестринских педагогических кадрах, имеющих высшее медицинское образование;
• полученное бакалаврами высшее образование, по мнению руководителей образовательных учреждений Москвы и Московской области, позволяет им осуществлять педагогическую деятельность;
• предпочтение педагогической деятельности у выпускников 2015-2016 гг. находится на достаточно высоком уровне;
• доминирование мотивов педагогического призвания выявлено у 1/3 студентов; среди причин выбора деятельности преподавателя преобладают интерес к педагогической деятельности, сознание пользы от своей деятельности, важность обучения и воспитания молодежи, желание передать свои знания, опыт;
• бакалавры сестринского дела могут рассматриваться как кадровый потенциал в системе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала.
Литература
Двойников С.И., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Перспективы развития высшего сестринского образования в России (Электронный ресурс) // Медицинское образование и профессиональное развитие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011; 1: 48-52.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. -512 с.
Колесников П.И. Результаты общественного обсуждения вопроса «Какие должности могли бы занимать бакалавры сестринского дела?» (Электронный ресурс) -Режим доступа: http://nursemanager.ru/images/stories/ files/news/4_Kolesnikov_rezultaty_obsuzhdeniia_ itogovaia.pdf.
Кореляков Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) // Психологическая наука и образование. - 1997; 2: 75-80.
Приказ Министерства образования и науки России №502 от 12.05.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело» (Электронный ресурс) // Справочно-правовая система «Консультант -Плюс».
Приказ Министерства образования и науки России №270 от 25.03.2015 «О внесении изменений в приказ того же Министерства №1061 от 12.09.2013 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы (Электронный ресурс) -Режим доступа: http://nursemanager.ru/pravo/sports/ programma-razv¡t¡ya-sestr¡nskogo-dela-v-ross¡jskoj-federaczii-na-2010-2020-gody.html.
Саркисова В.А. Основные направления развития сестринского образования в России (Электронный ресурс) -Режим доступа: 11^:/^ ursemanager.ru/meropriyatiya/141-13032013-rezultaty-konferencz¡¡-lrol-bakalavrov-sestrinskogo-dela-v-prakticheskom-zdravooxraneniir.html.
Филиппова С.Н., Островская И.В. Возможности использования бакалавров сестринского дела в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала (Электронный ресурс). VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум-2015». - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2015/787/7407.
BACHELORS OF NURSING AS A STAFF POTENTIAL IN THE MID-LEVEL HEALTHCARE PERSONNEL TRAINING SYSTEM
S.N. Filippova, I.V. Ostrovskaya, Cand. Psychol. Sci.
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The paper analyzes the use of a potential of bachelors of nursing to do educational work in the mid-level healthcare personnel training system.
Key words: nurses, training quality, nursing, bachelors.