Научная статья на тему 'Бахчисарайский «Фонтан слёз» ‒ символ «Вечных истин»'

Бахчисарайский «Фонтан слёз» ‒ символ «Вечных истин» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крым / Бахчисарай / культура крымских татар / «Фонтан слёз» / символ / дух народа. / Crimea / Bakhchisarai / culture of the Crimean Tatars / “Fountain of tears” / a symbol / spirit of the people.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исмагил Шангареев

Статья посвящена культурному артефакту, в котором сфокусировалось мусульманское зодчество, «Фонтану слёз» в Бахчисарае. Рассказывая о символе любви и жизни, связанном с водой, автор пишет, что этот памятник стал образцом подражания в русской культуре. Обращая внимание на необходимость возрождения Крыма не только как курорта, но и как средоточия культуры, автор затрагивает тему взаимопроникновения в многонациональном государстве и своеобразия татарской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAKHCHISARAI “FOUNTAIN OF TEARS” – SYMBOL OF THE ETERNAL TRUTHS

The article concentrates on the cultural artifact, which focused Muslim architecture, ";Fountain of Tears" in Bakhchisarai. Speaking about the symbol of love and life associated with water, the author writes that this monument has become a model of imitation in Russian culture. The author touches on the topic of interpenetration in a multinational state and the uniqueness of Tatar culture, drawing attention to the need for the revival of the Crimea, not only as a resort, but also as a center of culture.

Текст научной работы на тему «Бахчисарайский «Фонтан слёз» ‒ символ «Вечных истин»»

УДК 712.5+93/94 ГРНТИ 18.31.51

Исмагил Шангареев

БАХЧИСАРАЙСКИЙ «ФОНТАН СЛЁЗ» -СИМВОЛ «ВЕЧНЫХ ИСТИН»

Статья посвящена культурному артефакту, в котором сфокусировалось мусульманское зодчество, «Фонтану слёз» в Бахчисарае. Рассказывая о символе любви и жизни, связанном с водой, автор пишет, что этот памятник стал образцом подражания в русской культуре. Обращая внимание на необходимость возрождения Крыма не только как курорта, но и как средоточия культуры, автор затрагивает тему взаимопроникновения в многонациональном государстве и своеобразия татарской культуры.

Ключевые слова: Крым, Бахчисарай, культура крымских татар, «Фонтан слёз», символ, дух народа.

Ismagil Shangareev

BAKHCHISARAI "FOUNTAIN OF TEARS" -SYMBOL OF THE ETERNAL TRUTHS

The article concentrates on the cultural artifact, which focused Muslim architecture, "Fountain of Tears" in Bakhchisarai. Speaking about the symbol of love and life associated with water, the author writes that this monument has become a model of imitation in Russian culture. The author touches on the topic of interpenetration in a multinational state and the uniqueness of Tatar culture, drawing attention to the need for the revival of the Crimea, not only as a resort, but also as a center of culture.

Keywords: Crimea, Bakhchisarai, culture of the Crimean Tatars, "Fountain of tears", a symbol, spirit of the people.

Легенда о любви хана Кырым-Гирея распространяется в Бахчисарае с XVIII века. Первоначально в качестве памятника умершей возлюбленной хана был известен только мавзолей Диляры, а не «Фонтан Слёз», который и не имел тогда этого названия. Её имя было упомянуто в надписях на дюрбе и на Зелёной мечети (Ешиль-Джами, не сохр).

История крымских татар наполнена символами культуры, которые раскрывают дух народа, его неразрывную связь с общечеловеческими идеалами развития. Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг особо подчёркивал, что символы культуры обычно использовались для выражения «вечных истин» ... «Пройдя через множество превращений и даже через долгий этап более или менее сознательной лепки, они стали коллективными образами, принятыми цивилизацией. Эти символы, став частью общечеловеческой культуры, сохраняют тем не менее значительный заряд своей пер-

воначальной трепетности или "волшебно-сти"».

Знаменитый Бахчисарайский «Фонтан слёз» - один из символов общечеловеческой культуры, названный Максимилианом Волошиным «Мамогометовый рай». Волошин писал: «Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями, горы - виноградниками, гавани -фелюками, города журчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами. наступает золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времён Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда - ни раньше, ни позже - эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья».

© Шангареев Исмагил, 2019

Золотой век Гиреев отмечен многими славными именами. Однако особо хотелось бы отметить, годы правления хана Кырым-Гирея, которые связаны с эпохой расцвета крымскотатарского искусства. Именно в этот период получил своё развитие стиль так называемого «крымского рококо».

Лучшие архитекторы того времени трудились по приглашению хана Кырым-Гирея, создавая подлинные шедевры «крымского рококо», которым было суждено остаться в веках легендами, вдохновляя писателей и поэтов сюжетами «вечных истин».

Бахчисарайский «Фонтан слёз», пожалуй, наиболее яркий символ «вечных истин», в котором сфокусировались мусульманское зодчество, восходящее к духовности Корана, нравственные вершины жизненных устремлений, восходящие к высокой теме любви, редкое искусство создания уникальных оросительных технологий. «Фонтан слёз» был построен в 1764 году замечательным мастером мусульманского зодчества Омером по повелению хана Кырым-Гирея, безутешного в своей утраченной любви, легенда о которой становится частью истории в Бахчисарае с XVIII века. Кем была возлюбленная хана, затмившая красотой весь его гарем и поплатившаяся за это жизнью, однозначных ответов история не даёт.

Одни источники утверждают, что она была гречанка, другие - грузинка, в третьих говорится, что она была польского происхождения. Впрочем, это не столь важно, ибо она была той самой Дилярой (Марией), которая навсегда похитила сердце Кырым-Гирея.

Согласно преданию, оплакивая гибель возлюбленной, хан вызвал мастера и сказал ему: «Сделай так, чтобы камень через века пронёс моё горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце». И мастер Омер создал шедевр, в композиции которого раскрыта вся поэтическая мощь исламской культуры, в её философском и высокодуховном воплощении. Важно подчеркнуть, что своё творческое вдохновение мастер черпал в Коране.

Ключевая надпись, вырезанная мастером на мраморе фонтана, является цитатой из Корана: «В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль» (76-я сура, 18-й стих). Надо сказать, что пристенные фонтаны, созданные по аналогии с райским источником «Сельсебиль», сооружались в мусульманских дворцовых комплексах, но «Фонтан слёз» уникален как воплощение

идеи очистительной силы любви, ибо как сказано в одном из Хадисов: Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга» («ат-Тирмизи в «Су-нан» (№ 2510).

В центре композиции фонтана расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу - «сердца» капает вода, почти так же, как капают слезы. Из большой чаши вода попадает в две меньшие по размеру, оттуда - снова в большую, и так несколько раз. Наполнение чаши этими «слезами» символизирует наполнение сердца горем, а изменение размеров чаш - то, что горе то усиливается, то утихает. Так повторяется трижды, причём последняя - нижняя - из больших чаш превосходит по размеру предыдущие. И словно напоминание о бесконечности горя от утраты любимой, у подножия фонтана вырезана символизирующая бесконечность спираль.

Бахчисарайский «Фонтан слёз» - это символ не только любви, но и основ самой жизни, которая во всех восточных обществах, существующих на искусственном орошении, связана с водой. Как писал Максимилиан Волошин, «основа всякого южного хозяйства -вода. Татары и турки были великими мастерами орошения. Они умели ловить самую мелкую струйку почвенной воды, направлять её по глиняным трубам в обширные водоёмы, умели использовать разницу температур, дающую выпоты и росы, умели как кровеносной системой оросить сады и виноградники по склонам гор».

«Фонтан слёз» был не только чудом мусульманского зодчества, но подлинным чудом искусственного орошения. «Ударьте киркой по любому шиферному, совершенно бесплодному скату холма, - писал Волошин, - вы наткнетесь на обломки гончарных труб; на вершине плоскогорья вы найдете воронки с овальными обточенными камнями, которыми собиралась роса».

Поразительное умение тюркских народов создавать уникальные оросительные системы в крымско-татарской культуре достигло своей наивысшей степени, став не только важной частью аграрного сектора экономики, но превратившись в редкое искусство, наполнило мир Бахчисарая праздничной красотой фонтанов.

В 1916 году одна из самых ярких поэтесс Серебряного века Анна Ахматова, (чья родословная восходит к ордынскому хану Ах-мату), посетив Бахчисарай, писала:

Бахчисарай

Бахчисарайский «Фонтан слёз»

Г.Г. Гагарин. Жёны Гирея. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». 1837 г.

Копия бахчисарайского «Фонтана слёз». Северный павильон Малого Эрмитажа (Санкт-Петербург)

«Фонтан слёз», или «Мария», в парке Воронцовского дворца (Крым)

Копия бахчисарайского «Фонтана слёз» в Никитском ботаническом саду (Крым)

Вновь подарен мне дремотой Наш последний звёздный рай -Город чистых водомётов, Золотой Бахчисарай. Там за пёстрою оградой, У задумчивой воды, Вспоминали мы с отрадой Царскосельские сады.

Октябрь 1916, Севастополь

Вот она, пространственность, кругосвет-ность восприятия мира, где «золотой Бахчисарай» и «Царскосельские сады» словно вращаются вокруг «чистых водомётов» утраченного «звездного рая» эпохи Гиреев. Культура, подарившая миру Бахчисарайский «Фонтан слёз», была ремеслом и искусством одновременно, поражая воображение неповторимостью форм, проявленных в шедеврах искусственного орошения и утонченной архитектуры.

У подлинного искусства своя особая природа, не терпящая границ. Мощь символа «вечных истин» оказалась столь велика, что Бахчисарайский «Фонтан слёз» стал образцом для архитектора Э. Блэра, создавшего уменьшенную копию «Фонтана слёз», или «Мария», в парке Воронцовского дворца в Крыму.

Нельзя не вспомнить о редкой по красоте копии Бахчисарайского «Фонтана слёз», созданной архитектором Н.П. Красновым, как части интерьера охотничьего «домика-дворца» для Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон (потомка ногайского князя Юсуфа), который должен был быть построен в местном крымско-татарском стиле. Краснов в течение 10 лет участвовал в работах по реставрации Бахчисарайского ханского дворца, и строил охотничий домик-дворец для Юсупова в классическом стиле «крымского рококо» времён правления Гиреев.

Конечно же, «Фонтан слёз» добавил любовной романтики, когда в 1914 году Феликс Юсупов-младший сочетался браком с племянницей Николая II, княжной Ириной Александровной и «домик-дворец» был преподнесён невесте в подарок. В те годы фонтан предназначался для украшения интерьера столовой в восточном стиле. В настоящее время он находится в Никитском ботаническом саду.

Особой красотой отличается копия Бахчисарайского «Фонтана слёз», которая находится в северном павильоне Малого Эрмитажа

в Петербурге, и, несомненно, является одним из лучших творений архитектора А. Штакен-шнейдера. Созданная в XIX веке копия является более вариацией, нежели его копией, поражая редкой гармонией красного и белого цветов, изяществом, и редкой изысканностью.

Все эти шедевры несут в себе эманацию - расширение границ высоких смыслов культуры крымско-татарского народа. Но ради справедливости надо сказать, что Бахчисарайский «Фонтан слез» становится всемирно известным источником вдохновения для мастеров, копирующих его, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, который усилил эманацию этого символа крымско-татарской культуры до планетарных масштабов.

Александр Сергеевич приехал в Бахчисарай в сентябре 1820 года, посетил праздник Курбан Байрам, который начался 6 сентября. Есть предположение, что, описывая в «Кавказском пленнике» празднование Курбан Байра-ма, Пушкин, передал свои впечатления от крымско-татарских народных состязаний в Бахчисарае.

Скажем сразу, это был не тот Бахчисарай, что в золотой век Гиреев. Максимилиан Волошин пишет: «После присоединения, при Екатерине, Крым, отрезанный от Средиземного моря, без ключей от Босфора, вдали от всяких торговых путей, задыхается на дне глухого мешка. Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста». К приезду Екатерины II в Крым Бахчисарайский «Фонтан слёз» был перенесён в «Фонтанный дворик» Хансарая.

Когда судьба привела поэта в Бахчисарайский дворец, произошло чудо. Пушкин, созерцая то немногое, что осталось от былого великолепия, с горечью писал об увиденном: «Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». Но одновременно, на уровне редкого поэтического зрения, ему открывалась иная картина:

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

В пустых покоях и садах; Играют воды, рдеют розы, И вьются виноградны лозы, И злато блещет на стенах. Я видел ветхие решётки, За коими, в своей весне, Янтарны разбирая чётки,

Вздыхали жёны в тишине. Я видел ханское кладбище, Владык последнее жилище. Сии надгробные столбы, Венчанны мраморной чалмою, Казалось мне, завет судьбы Гласили внятною молвою. Где скрылись ханы? Где гарем? Кругом всё тихо, всё уныло, Всё изменилось... но не тем В то время сердце полно было: Дыханье роз, фонтанов шум Влекли к невольному забвенью, Невольно предавался ум Неизъяснимому волненью, И по дворцу летучей тенью Мелькала дева предо мной!..

А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»

И точно также Пушкин писал о Бахчисарайском фонтане: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода». А вот поэтическое видение того же фонтана:

Фонтан любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль...

А.С. Пушкин «Фонтану Бахчисарайского дворца»

Бахчисарайский «Фонтан слёз» - символ «вечных истин», подаренный миру уникальной культурой крымско-татарского народа. Но как хрупок этот символ. Как важно это осознавать тем, кто сегодня пытается возрождать Крым не только как знаменитый курорт, но средоточие культур, в центре которого славная и трагическая история крымскотатарского народа. Как важно сегодня в век глобализации беречь символы культуры, отражающие дух народа, прошедшего сталинскую депортацию, годы скитаний вдали от исторической родины. Бахчисарайский «Фонтан слёз» - символ любви и памяти. В нём величие и удивительная красота духа крымско-татарского народа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Юнг К.Г. Значение символов // Человек и его символы [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/

bookreader.php/105370/Chelovek_i_ego_simvoly.html.

2. Крым. Путеводитель / под общ. ред. д-ра И.М. Саркизова-Серазини. М.-Л.: Земля и Фабрика, 1925. 416 с.

3. Исмагил Шангареев. Максимилиан Волошин. Мост в будущее [Электронный ресурс]. URL: https:// go01.ru/news/2172380/ismagil-sangareev-maksimilian-volosin-most-v-budusee.

4. Ахматова А. Соч. : в 2 т. М. : Цитадель,

1996.

5. Пушкин А.С. Собр. соч. : в 10 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1959.

Исмагил Шангареев - писатель-публицист, культуролог, общественный деятель, генеральный директор Дубайского агентства недвижимости.

REFERENCES

1. Yung K.G. Znachenie simvolov // Chelovek i ego simvoly [Elektronny resurs]. URL: http://www.e-reading. club/bookreader.php/105370/Chelovek_i_ego_ sim-voly.html.

2. Krym. Putevoditel' / Pod obsch. redaktsiey d-ra I.M. Sarkizova-Serazini. M. - L. : Zemlya i Fabri-ka, 1925. 416 s.

3. Ismagil Shangareev. Maksimilian Voloshin. Most v buduschee [Elektronny resurs]. URL: https://www.go01.ru/news/2172380/ismagil-sangareev-maksimilian-volosin-most-v-budusee.

4. Akhmatova A. Soch. : v 2 t. M. : Tsitadel', 1996.

5. Pushkin A.S. Sobr. soch. : v 10 t. T. 2. M.: Gos-litizdat, 1959.

Ismagil Shangareev - Cultural Specialist, Publicist, Public Figure, CEO of Dubai Estate Agent's Office (ДАН-DAN Real Estate).

Статья поступила в редакцию 17.01.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.