Научная статья на тему 'Б. Н. Чичерин и А. И. Герцен о путях развития российского общества'

Б. Н. Чичерин и А. И. Герцен о путях развития российского общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1380
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Н. ЧИЧЕРИН / А.И. ГЕРЦЕН / РЕФОРМА / ОБЩЕСТВО / РОССИЯ / B.N. CHICHERIN / A.I. HERZEN / REFORM / SOCIETY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокорев Александр Степанович

Несмотря на то, что Б.Н. Чичерин и А.И. Герцен относили себя к западникам, каждый из них отстаивал свой взгляд на развитие российского общества. Если Б.Н. Чичерин видел спасение России в либерализме и постоянных реформах, проводимыми существующим правительством, то А.И. Герцен отстаивал радикальные меры, вплоть до смены власти революционным путем. Вместе с тем они приветствовали Крестьянскую реформу 1861 г. Без их самоотверженных усилий не исчезло бы крестьянское право. Они положили начало настоящей борьбы за свободу и права человека в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B.N. CHICHERIN AND A.I. HERZEN ABOUT THE DEVELOPMENT WAYS OF RUSSIAN SOCIETY

Despite the fact that B.N. Chicherin and A.I. Herzen identified themselves as Westerners, but each of them defended his views on the development of Russian society. If Chicherin saw the salvation of Russia in liberalism and permanent reforms conducted by the existing government, Herzen defended the drastic measures until the change of power in a revolutionary way. However, they welcomed the Peasant Reform of 1861. Without their selfless efforts to the peasant right have not gone. They marked the beginning of this struggle for freedom and human rights in Russia.

Текст научной работы на тему «Б. Н. Чичерин и А. И. Герцен о путях развития российского общества»

УДК 305

Б.Н. ЧИЧЕРИН И А.И. ГЕРЦЕН О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© Александр Степанович КОКОРЕВ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор социологических наук, профессор, e-mail: [email protected]

Несмотря на то, что Б.Н. Чичерин и А.И. Герцен относили себя к западникам, каждый из них отстаивал свой взгляд на развитие российского общества. Если Б.Н. Чичерин видел спасение России в либерализме и постоянных реформах, проводимыми существующим правительством, то А.И. Герцен отстаивал радикальные меры, вплоть до смены власти революционным путем. Вместе с тем они приветствовали Крестьянскую реформу 1861 г. Без их самоотверженных усилий не исчезло бы крестьянское право. Они положили начало настоящей борьбы за свободу и права человека в России.

Ключевые слова: Б.Н. Чичерин; А.И. Герцен; реформа; общество; Россия.

Борис Николаевич Чичерин впервые встретился с Александром Ивановичем Герценом в одном из главных литературных центров в Москве, когда приехал поступать учиться в Московский университет. Этот центр располагался в доме писателя Н.Ф. Павлова на Сретенском бульваре, где собиралось литературное общество столицы, которое разделялось тогда на западников (Т.Н. Грановский, П.Г. Редкин, К.Д. Кавелин, Д.Л. Крюков) и славянофилов (К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, С.П. Шевырев, А.С. Хомяков). Постоянными гостями были А.И. Герцен и П.Я. Чаадаев. Между ними велись горячие прения о краеугольном вопросе русской истории и путях развития российского общества.

Несмотря на некоторые разногласия между «славянистами» и «западниками», все они выступали за реформы в российском государстве, оказавшись в рамках либерализма. И Б.Н. Чичерин, и А.И. Герцен с радостью и энтузиазмом приветствовали французскую революцию 1848 г. и ее влияние на развитие стран Западной Европы. В своих «Воспоминаниях» Б.Н. Чичерин подробно и красочно описывает известия о совершившейся революции.

Однажды ночью у двери квартиры, где летом жил Б.Н. Чичерин с младшими братьями Василием и Владимиром, раздался звонок, затем начали стучать в окна, и в квартиру ворвался его однокашник по университету Л. Голицын и объявил, что во Франции произошла революция. Б.Н. Чичерин дальше пишет: «Я пришел в неистовый восторг, влез

на стол, драпировался в простыню и начал кричать: «УЫ 1а ЯериЬ^ие!» На следующий день весь университет знал уже об этой новости, студенты с волнением и любопытством сообщали ее друг другу. После обеда я полетел к Грановскому, который со своей стороны приветствовал это событие как новый шаг на пути свободы и равенства».

Увлечение было общее, вспоминал Б.Н. Чичерин: «Все тогдашние либералы исполнены были веры в человечество и ожидали чего-то нового от внезапно призванных к политической жизни масс». Молодой Б.Н. Чичерин, по его признанию, с жадностью предался чтению зарубежных изданий, не пропускал из них ни единой строки, следил за всеми подробностями событий и при каждом новом явлении тотчас ездил толковать с Т.Н. Грановским. Но дальнейшее развитие событий во Франции, в особенности восстание в июне 1849 г. парижских рабочих и его подавление генералом Кавеньяком, сначала охладило политический энтузиазм русских поборников свободы, а затем породило и разочарование в революции. И если А.И. Герцен, который в это время эмигрировал на Запад и собственными глазами видел все перипетии революции 1848 г., обрушился с гневной критикой на буржуазию, предавшую, по его мнению, светлые идеалы свободы и равенства, то в России Т.Н. Грановский и вслед за ним и Б.Н. Чичерин осудили народное выступление, в котором они видели разгул анархии, радикальной нетерпимости.

События во Франции, по признанию Б.Н. Чичерина, подорвали его непосредст-

венную веру в демократию. По его словам, он продолжал быть приверженцем свободы и равенства, продолжал видеть в демократии цель, к которой стремятся европейские общества. «Но достижение этой цели представлялось мне уже в более или менее отдаленном будущем. Я перестал думать, что исторические начала могут осуществляться внезапными скачками, и пришел к убеждению, что европейская демократия должна пройти через многие испытания прежде, нежели достигнуть прочных учреждений». Негативное отношение к революции сопровождалось разочарованием в социалистических идеалах, которым Б.Н. Чичерин в определенной степени до сих пор сочувствовал. События 1848-1849 гг. во Франции он воспринял как реализацию социалистических лозунгов, и они вызвали у него резко отрицательное отношение к социализму.

В 1855 г. на страницах герценовских «Голосов из России» появилось «Письмо к Герцену», написанное совместно К. Д. Кавелиным и Б.Н. Чичериным, где они открещивались от всякой солидарности с революционной стороной герценовской пропаганды. Вместе с тем они пытались убедить А.И. Герцена поддержать либеральное движение в России. «Если бы, - говорилось в «Письме», -вы могли на время возвратиться в Отечество, вы бы пришли в отчаяние. Либералов еще вы встретите довольно много; либерализм в настоящую войну сделал даже довольно значительные успехи. Но революционеров вы не встретите вовсе... Нам нужно возрожденное ваше знамя».

К этому времени Б.Н. Чичерин приобрел известность в качестве яркого публициста, автора интересных статей по вопросам внешней политики и внутреннего развития Российской империи: «Священный союз и австрийская политика», «Об аристократии, в особенности русской», «Современные задачи русской жизни» и др. Эти статьи принесли Б.Н. Чичерину славу одного из главных идеологов либерализма. В наиболее систематическом виде либеральная программа была изложена Б.Н. Чичериным в работе «Современные задачи русской жизни», где он писал, что спасение России в либерализме.

Либерализм - «знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений». «В либерализ-

ме вся будущность России. Да столпятся же около этого знамени и правительство, и народ с доверием друг к другу». В этой же работе он сформулировал программу для «благоденствия России», которая сводилась к следующим пунктам: 1) свобода совести; 2) свобода от крепостного состояния; 3) свобода общественного мнения; 4) свобода книгопечатания; 5) свобода преподавания; 6) публичность всех правительственных решений и прежде всего бюджета; 7) публичность и гласность судопроизводства. Вместе с тем Б.Н. Чичерин настаивал не просто на «свободе», а «свободе ограниченной». С этими мыслями осенью

1857 г. он приехал в Лондон, где посетил А.И. Герцена, пытаясь перетянуть его на свою сторону. Вот как описывает эту встречу А.И. Герцен в работе «Былое и думы»: «Мы его ждали с нетерпением; некогда один из любимых учеников Грановского, друг Корша и Кетчер, он для нас представлял близкого человека. Слышали мы о его жесткости, о консерваторских веллеитетах (стремлениях, от фр. уеПейе), о безмерном самолюбии и доктринаризме, но он еще был молод. Много угловатого обтачивается течением времени».

Как пишет А.И. Герцен, Б.Н. Чичерин начал свою встречу словами: «. Я же, как вы знаете, вполне уважая вас, далеко не во всем согласен с вами». «Он подходил не просто, не юно, у него были камни за пазухой; свет его глаз был холоден, в тембре голоса был вызов и страшная, отталкивающая самоуверенность. С первых слов я понял, что это не противник, а враг, но подавил физиологический сторожевой окрик, - и мы разговорились». В том, что Б.Н. Чичерин - враг революционной демократии, А.И. Герцен не ошибался. Б.Н. Чичерин же надеялся при этой встрече склонить оппонента к более умеренной, либеральной позиции. Но эти попытки, как мы укажем ниже, оказались напрасными.

Далее А.И. Герцен пишет: «Расстояния, делившие наши воззрения и наши темпераменты, обозначились скоро. С первых дней начался спор, по которому ясно было, что мы расходимся во всем. «Зачем вы хотите быть профессором, - спрашивал я его, - и ищите кафедру? Вы должны быть министром и искать портфель». Споря с ним, проводили мы его на железную дорогу и расстались, не со-

гласные ни в чем, кроме взаимного уважения».

Примерно так же оценивал эту встречу в Лондоне Б.Н. Чичерин в своих мемуарах. Встреча с А.И. Герценом произвела на него гнетущее впечатление. Борис Николаевич предпринял попытку убедить издателя «Колокола» в необходимости перейти от страстного обличения политических порядков, существующих в России, брани в адрес государственных деятелей к спокойному и мудрому анализу внутреннего состояния русского общества. Б.Н. Чичерин был убежден, что «у нас можно действовать только через правительство» и поэтому рассматривал самодержавную власть в качестве силы, способной сплотить вокруг себя умеренных сторонников преобразований, отстранив от дела реформ реакционеров и радикалов. Но А.И. Герцен был непреклонен в своей страсти обличать царское правительство. Б.Н. Чичерин пишет: «В сущности, у него был ум совершенно вроде изображенного им доктора Крупова, склонный к едкому отрицанию и совершенно неспособный постичь положительные стороны вещей. В практических вопросах дело обстояло еще хуже. Когда я указывал ему на необходимость трезвого и умеренного образа действий в России великих преобразованиях, он отвечал, что это чисто дело темперамента. Меня это взорвало. Ссылаться на темперамент, отвечать легоньким издевательством, когда дело идет о благе Отечества, о важнейших его интересах, о величайших преобразованиях, изменяющих весь его исторический строй, казалось мне недостойным не только возвышенного ума, но и благородного сердца». Можно констатировать, что сошлись две натуры - горячая и пламенная Чичерина и огненная и благородная Герцена. Два патриота России, но стоящие по разным сторонам баррикад. «Мы с ним теперь могли смотреть друг на друга как офицеры враждебных армий, но уважающие издалека друг друга», -вспоминает Б.Н. Чичерин.

Встреча в Лондоне стала началом разрыва их отношений. Прощаясь с Б.Н. Чичериным, Неистовый «Искандер», так звали А.И. Герцена в просвещенных кругах России, предложил ему начать переписку о спорных вопросах.

Эта переписка вызвала раскол в русском обществе, часть которого поддержала

Б.Н. Чичерина, другая, резко ополчившись на него, выразила сочувствие А.И. Герцену и солидарность с ним. Разгорелись страсти, ни одна из сторон не желала признать себя побежденной или, по крайней мере, неправой. После письма Б.Н. Чичерина А.И. Герцену, опубликованного в «Колоколе» 1 декабря

1858 г. с предисловием издателя под названием «Обвинительный акт», их сотрудничество прекратилось.

Несмотря на это, Б.Н. Чичерин, по прошествии многих лет, смог написать о А.И. Герцене «без гнева и пристрастия», посвятив его трагической судьбе и высокому таланту проникнутые сочувствием и глубокой симпатией страницы воспоминаний.

«Друзей у него было мало. Им восхищались, блеск его ума ослеплял, но что-то почти всегда мешало сближению с ним, что-то не позволяло перейти ту черту, за которой начинается дружба».

«Блестящий, полный огня, всегда увлекающийся в крайности, но одаренный большим художественным талантом и настоящим остроумием». Привлечь на свою сторону Б.Н. Чичерина пытался не только А.И. Герцен, но и Н.Г. Чернышевский.

Переход к новому обществу Б.Н. Чичерин предполагал осуществить реформистским путем, без потрясений. «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, - писал он, - могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований». Ясность своей позиции Б.Н. Чичерин ярко продемонстрировал в 1858 г., выступив против герце-новского «Колокола», обвиняя его в пропаганде нездоровых страстей и требуя от него «обдуманности, осторожности, ясного и точного понимания вещей, спокойного обсуждения цели и средства». Это было первое публичное выступление того времени против «революционных крайностей». Б.Н. Чичерин был первым в России, кто открыто выступил с критикой марксизма. По словам Н.А. Бердяева, «.он был ненавистником социализма, который соответствовал русским исканиям правды. Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов и от левых западников... Он принимает империю, но хочет, чтобы она была

культурной и впитала в себя либеральные правовые элементы. По Чичерину можно изучать дух, противоположный русской идее, как она выразилась в преобладавших течениях русской мысли XIX века».

И тем не менее, несмотря на некоторые разногласия между Б.Н. Чичериным и

А.И. Герценом, оба они приветствовали Крестьянскую реформу 1861 г. Без их самоотверженных усилий не исчезло бы крепостное право. Они положили начало настоящей борьбы за свободу и права человека в России.

Поступила в редакцию 14.03.2012 г.

UDC 305

B.N. CHICHERIN AND A.I. HERZEN ABOUT THE DEVELOPMENT WAYS OF RUSSIAN SOCIETY Aleksander Stepanovich KOKOREV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Sociology, Professor, e-mail: [email protected]

Despite the fact that B.N. Chicherin and A.I. Herzen identified themselves as “Westerners”, but each of them defended his views on the development of Russian society. If Chicherin saw the salvation of Russia in liberalism and permanent reforms conducted by the existing government, Herzen defended the drastic measures until the change of power in a revolutionary way. However, they welcomed the Peasant Reform of 1861. Without their selfless efforts to the peasant right have not gone. They marked the beginning of this struggle for freedom and human rights in Russia.

Key words: B.N. Chicherin; A.I. Herzen; reform; society; Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.