Научная статья на тему 'Азиатский бекасовидный веретенник Limnodromus semipalmatus в Приморском крае'

Азиатский бекасовидный веретенник Limnodromus semipalmatus в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Леонович Владимир Владимирович

Второе издание. Первая публикация: Леонович В.В. 1976. Азиатский бекасовидный веретенник в Приморском крае // Тр. Окского заповедника 13: 165-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азиатский бекасовидный веретенник Limnodromus semipalmatus в Приморском крае»

истоптанной верблюдами, и лужей воды. Во второй половине дня 14 августа 1974 близ этой лужи кормился кроншнеп-малютка в компании с тремя грязовиками Limicola falcinellus. Кулики зондировали клювами узкую полоску обсыхающего берега у самой кромки воды, причём грязовики были более суетливы и осторожны, чем кроншнеп. Когда я приближался к птицам, чтобы сфотографировать, слишком близко, первыми перелетали на другое место грязовики, а лишь за ними кроншнеп-малютка. Позже в Заалтайской Гоби удалось побывать ещё у 8 родников, на которых держались пролётные кулики, но кроншнепов-малюток больше не видел.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1221: 4342-4345

Азиатский бекасовидный веретенник Limnodromus semipalmatus в Приморском крае

В.В.Леонович

Второе издание. Первая публикация в 1976*

Азиатский бекасовидный веретенник Limnodromus semipalmatus в качестве гнездящегося вида найден нами на восточном побережье озера Ханка, между селом Сантахеза и истоком реки Сунгача, в период между 8 мая и 12 июня 1964. Ни до, ни после этот вид в описываемых местах не наблюдался, хотя здесь в весенние месяцы работали Л.М. Шульпин, К.А.Воробёев, ^Н.Поливанова, Ю.В.Шибаев и С.Д.Куста-нович. Последний в 1967 году специально посетил места, где я работал в 1964 году.

Ближайшее место гнездования азиатского бекасовидного веретенника известно в районе станции Цицикар в Манчжурии, где в 1930 году А.С.Лукашкин (1934) нашёл гнездо этого кулика.

В 1964 году на Ханке этот вид не представлял большой редкости и наблюдался на различных участках болот вдоль побережья озера. Характерно, что 1964 год отличался высоким уровнем воды в озере, и большие пространства Приханкайской низменности представляли собой залитые водой вейниковые и осоковые луга. Интересно также, что, подобно дальневосточному кроншнепу Numenius madagascariensis, бе-касовидные веретенники не встречались на целинных вейниковых болотах и избегали нетронутых сенокосных угодий между истоками Сун-

* Леонович В.В. 1976. Азиатский бекасовидный веретенник в Приморском крае // Тр. Окского заповедника 13: 165-167.

гачи и устьем Сунгачика. Чаще всего их можно было найти в местах выпаса скота, где птицы парами или небольшими группами кормились на истоптанных телятами грязевых отмелях или залитых водой луговых угодьях. К югу от устья Сунгачика на протяжении 12 км вдоль берега Ханки держалось не менее 14 пар.

Колония из 6 гнёзд была найдена 27 мая 1964. Колония азиатских бекасовидных веретенников была расположена непосредственно по соседству с гнёздами озёрных чаек Larus ridibundus и чибисов Vanellus vanellus, у которых в это время вывелись или выводились птенцы. Три гнезда размещались на мелководье среди вейника и представляли собой довольно основательные постройки из прошлогодних стеблей и листьев злака, положенные на кочки. Диаметр гнёзд колебался от 12 до 15 см, глубина лотка — от 3 до 5 см. Другие три гнезда были устроены открыто на почти обнажённом грунте в ямках, практически лишённых подстилки. Во всех 6 гнёздах было по 2 свежих яйца. Окраска яиц довольно заметно варьировала - это касается как фона, так и размера и цвета пятен. Яйца куликов очень трудно поддаются описанию и, может быть, в данном случае лучше всего воспользоваться методом сравнения. В одних кладках по общему тону и характеру пятен они напоминали яйца чибисов; в других — американских бекасовидных веретенников Limnodromus scolopaceus, в третьих - обыкновенного бекаса Gallinago gallinago.

30 мая я снова посетил колонию и нашёл одно гнездо с расклёванными, по-видимому, чёрной вороной Corvus corone orientalis, яйцами. В остальных 5 гнёздах по-прежнему находилось по 2 яйца.

Вес и размер яиц в кладках: 23.46 и 24.04 г (46.9x31.4 и 46.6x 31.5 мм); 26.75 и 26.87 г (48.6x33.2 и 48.7x33.2 мм); 25.68 и 26.99 г (47.5x33.0 и 48.1x33.5 мм); 30.07 и 30.78 г (не промерены). В среднем 26.83 г и 47.7x32.6 мм.

Размер яиц из 6 кладок, описанных А.П.Велижаниным (1926), колебался в пределах 55.5-47.5x34.5-32.5 мм. Гнёзда, найденные этим исследователем в районе Камня и Барнаула в 1913 и 1919 годах, содержали также только по 2 яйца. В середине июня (15 и 20 июня 1913 и 11, 14 и 15 июня 1914) некоторые кладки были уже сильно насиженными. Бекасовидные веретенники, как и на озере Ханка, образовывали колонии. Гнёзда располагались на затопленном лугу или в сочной траве и были хорошо скрыты. Рядом гнездились травники Tringa totanus и белокрылые крачки Chlidonias leucopterus (Велижанин 1926).

Гнездо, найденное А.С.Лукашкиным (1934) у станции Цицикар в Манчжурии 9 июня 1930, содержало 3 яйца и «находилось на сухом небольшом бугорке среди травы недалеко от воды и помещалось в незначительном углублении почвы, едва выстланное несколькими стебельками трав».

Иногда смешиваемый, даже в коллекциях, с малым веретенником Limosa lapponica (Гладков 1951) азиатский бекасовидный веретенник в полевых условиях по окраске может быть принят за Limosa limosa melanuroides, рядом с которым я наблюдал их на Ханке. Однако флегматичность поведения в период гнездования, «вялый полёт», сравниваемый А.П.Велижаниным с полётом самки турухтана Philomachus pugnax, и, главное, голос оказываются хорошими диагностическими признаками при наблюдении в полевых условиях. Весьма своеобразное глуховатое карканье отличает азиатского бекасовидного веретенника решительно от всех других известных мне куликов, в том числе и от его американского собрата. Около гнёзд в начале насиживания веретенники были молчаливы и очень спокойны. При приближении человека к гнезду птицы сначала вставали, а затем, подпустив шагов на десять, слетали, чтобы сесть где-либо поблизости. Такое же поведение в период насиживания наблюдалось и А.П.Велижаниным (1926).

Азиатский бекасовидный веретенник — бесспорно реликтовый и исчезающий вид. После находок гнёзд и пуховичков А.П.Велижаниным в 1913, 1914 и 1923 годах никем из орнитологов в пределах СССР гнездование этого кулика не наблюдалось. И.А.Долгушин (1968), очевидно, прав, считая, что «может быть, область распространения этого вида непрерывно сокращается, птица быстро вымирает именно сейчас». За это говорит не только характер распространения азиатского бекасовидного веретенника отдельными редкими пятнами от Западной Сибири до Приморского края, но и необычно малое для куликов число яиц в кладке.

По-видимому, этот вид не обладает гнездовым консерватизмом и, подобно некоторым другим птицам, характерным для зоны, где уровень воды в водоёмах резко меняется по годам, легко оставляет места своего жительства. Появление птиц на озере Ханка должно рассматриваться именно как проявление этой особенности вида.

Колониальность азиатских бекасовидных веретенников, очевидно, является отпечатком характера тех ландшафтов, где уже издавна обитает этот кулик и где в условиях степей или полупустынь подходящие биотопы встречаются отнюдь не так часто. Многие виды, связанные с водоёмами в засушливых зонах, обладают той же склонностью к колониальному гнездованию, и среди них в первую очередь можно упомянуть ходулочника Himantopus himantopus, шилоклювку Recurvirostra avosetta и травников. Приверженность азиатских бекасовидных веретенников к местам выпаса скота, возможно, также может быть объяснена древними связями, обусловленными концентрацией копытных около водоёмов в засушливой зоне.

Как птицы, не обладающие способностью защищать свои гнёзда, азиатские бекасовидные веретенники, по-видимому, умеют использо-

вать соседство более сильных и активных видов. Подобно тому, как на озере Ханка они пользовались защитой обыкновенных чаек и чибисов,

A.П.Велижанин нашёл их в соседстве с травниками и белокрылыми крачками.

Литератур а

Велижанин А.П. (1926) 2003. Гнездовья бекасовидного веретенника Pseudoscolopax

taczanowskii Seeb. // Рус. орнитол. журн. 12 (232): 892-896. Гладков Н.А. 1951. Отряд кулики Limicolae или Charadriiformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372.

Долгушин И.А. 1962. Отряд Кулики - Limicolae // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 40254.

Лукашкин А.С. (1934) 2014. Новые орнитологические находки и некоторые наблюдения над птицами Северной Маньчжурии // Рус. орнитол. журн. 23 (1012): 1849-1871.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1221: 4345-4350

Возрастно-половые аспекты миграций птиц

B.А.Паевский

Второе издание. Первая публикация в 2015*

Деление всех птиц по характеру пребывания в гнездовой области на оседлых, кочующих и перелётных, известное в биологии с XVIII века, уже давно признаётся весьма относительным. Как писал В.Р.Доль-ник: «...участие или неучастие в миграции может быть индивидуальной особенностью птицы. Каждая популяция испытывает давление отбора в двух направлениях — оседлости и перелётности. Относительно редко одно из них так мало, что весь вид либо оседлый, либо перелётный» (Дольник 1975, с. 37).

Широко известно, что в пределах Голарктики северные популяции птиц почти полностью перелётные, а популяции из более южных областей ведут либо кочующий, либо оседлый образ жизни. Это свойственно большинству зерноядных и всеядных представителей воробьиных, многим видам уток, куликов и цапель. Например, по данным кольцевания грача Corvus frugilegus, птицы из популяций северной части Восточно-Европейской равнины мигрируют все, из центральной Европы мигрируют 63% особей популяций, из Западной Европы — 28%, а из Великобритании — 12% (Busse 1969). Среди птиц на территории быв-

* Паевский В.А. 2015. Возрастно-половые аспекты миграций птиц // Энергетика и годовые циклы птиц (памяти В.Р.Дольника). М.: 239-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.