Научная статья на тему 'Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые финансовые инициативы в АТР'

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые финансовые инициативы в АТР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
369
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ / ECONOMIC REGIONALISM / ФИНАНСОВЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ / FINANCIAL REGIONALISM / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / FINANCIAL INSTITUTIONS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (АБИИ) / ASIAN INFRASTRUCTURE INVESTMENT BANK (AIIB) / АТР / ASIA-PACIFIC REGION / АСЕАН / ASEAN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Валькова А.В.

В целях обеспечения устойчивого экономического роста и стабильности развития странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) предпринимаются активные действия по созданию механизмов, способных преодолевать кризисы, что стимулирует процессы региональной интеграции. В статье представлена оценка развития нового и наиболее дискуссионного направления региональной интеграции финансового регионализма. Особое внимание уделено рассмотрению последней региональной финансовой инициативы, выдвинутой Китаем (создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций) в части анализа основной идеи создания, декларируемых целей и решаемых задач. Высказываются оценочные суждения в отношении теоретических и исторических предпосылок развития региональных финансовых инициатив, направлений формирования и концепций развития финансового регионализма в АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Asian Infrastructure Investment Bank: New Financial Initiatives in the Asia-Pacific Region

To provide sustainable economic growth and stability of development countries in Asia-Pacific are making active efforts to create the mechanisms for overcoming crises, which encourages the processes of regional integration. The article gives an assessment regarding development of a new and the most debatable direction of the regional integration called financial regionalism. A special attention is paid to the latest regional financial initiative put forward by China (that is the initiative to create the Asian Infrastructure Investment Bank) as regards the analysis of the main idea of creation, stated objectives and issues to solve. The author makes judgements about theoretical and historical prerequisites of development of regional financial initiatives, directions of formation and conceptions of development of financial regionalism in the Asia-Pacific region.

Текст научной работы на тему «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые финансовые инициативы в АТР»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

УДК 339.72

Ключевые слова:

экономическая интеграция,

экономический регионализм, финансовый регионализм, финансовые институты, инвестиции, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), АТР, АСЕАН

А. В. Валькова,

заместитель директора Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации (е-mail: avalkova@minfin.ru)

Азиатский банк

инфраструктурных инвестиций: новые финансовые инициативы в АТР

29 июня 2015 г. в Пекине было подписано Соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Эта финансовая инициатива была поддержана более чем пятьюдесятью странами мира, включая Российскую Федерацию1. Статьи соглашения вступили в силу в конце декабря 2015 г., а формальный запуск работы Банка состоялся по результатам первого, инаугурационного заседания Совета управляющих АБИИ, прошедшего в Пекине 16-17 января с. г.

Инициативы Китая по созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) очень активно обсуждалась в СМИ и среди экспертов. В связи с этим представляет интерес более пристальное изучение причин, способствовавших инициации создания АБИИ и концепций, реализации которых должна служить эта финансовая организация.

СОВРЕМЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АТР

Процесс региональной экономической интеграции протекает параллельно процессу глобализации, и если глобализация объясняется необходимостью создания гибкой системы, способной встретить глобальные вызовы, то региональная экономическая интеграция вызывается необходимостью сотрудничества и политической координации между географически близкими странами с целью обеспечения способности отвечать на вызовы, формирующиеся в пределах региона.

Процесс региональной экономической интеграции к настоящему времени имеет определенную историю, что позволяет выделить характерные черты, модели и формы его развития. Поэтому анализируя современные тенденции процесса региональной экономической интеграции в АТР, следует обратить внимание как на причину, обусловившую само возникновение региональной экономической интеграции, факторы, способствовавшие

1 What is the Asian Infrastructure Investment Bank?/ AIIB (http://www.aiib.org/html/aboutus/AIIB/).

ее дальнейшему развитию, так и на концепции, обосновывающие модели и подходы к ее реализации (см. табл. 1).

Рассмотрение ключевых характеристик региональной экономической интеграции имеет особую актуальность, поскольку позволяет увидеть, каким образом на практике различные страны, во-первых, решают задачу формирования эффективной формы координации деятельности, развития кооперационных связей, разработки моделей сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности и, во-вторых, расставляют приоритеты между национальными государственными интересами и интересами интеграционного объединения.

Таблица 1

Региональная экономическая интеграция: основные характеристики

Характеризуемый признак Описание

Причина Результат развития международного разделения труда и международной кооперации производства

Факторы — Сокращение объема вмешательства государства в экономику в промышленно развитых странах — Устранение многими развивающимися странами национальных ограничений по регулированию финансовой и экономической деятельности — Переход стран социалистического блока к рыночной экономике, их стремление интегрироваться в мировое хозяйство и адаптироваться к происходящим вовне изменениям

Подходы, используемые странами для реализации региональной экономической интеграции Процессно-ориентированный подход Результатно-ориентированный подход

Интеграция протекает постепенно, ее главными инициаторами являются люди. Она происходит благодаря общей истории и географии, которые и выступают фундаментом, на котором строится объединение. Конечной точкой этого процесса предполагается формирование «транснациональных отношений», способствующих смешению народов и размыванию национальных границ Интеграция происходит быстро благодаря созданию институциональной структуры, с помощью которой государства сознательно устанавливают рамки или систему для достижения какого-либо результата

Модели интеграции Частно-корпоративная модель Межгосударственная модель Модель экономической кооперации — «экономический регионализм»

Характеристика Интеграционный процесс между про-мышленно развитыми странами региона стимулируется мощной корпоративной экономикой стран при доминировании сегмента наиболее развитой страны Сознательное стимулирование правительствами процесса сближения экономических структур вплоть до их полного взаимного поглощения и создания единых региональных экономических систем с едиными правилами для субъектов объединенного рынка Интеграционный процесс направлен на соседние регионы, местную общественность и крупную региональную промышленность. Получил развитие в АТР как реакция на признаваемые в странах Азии ортодоксальными условия интеграции, основанные на многосторонности, как противостояние протекционистской политике развитых стран

Стратегия Создание объединенного рынка при государственном лоббировании интересов национального бизнеса Придание правового статуса процессам экономической интеграции через создание наднациональных органов власти Ускорение сотрудничества стран на двустороннем и многостороннем уровнях в целях создания социального и делового климата в регионе, преодоления стагнации в развитии экономики и способствования развитию торговли

Инициаторы Корпоративный сектор Правительства стран Местные правительства и частный бизнес

Первоочередная задача Развитие многостороннего регионального сотрудничества Стимулирование процветания жителей сообщества

Источники: составлено автором по: Кабир Л. С. Влияние регионализации на межгосударственный механизм регулирования экономических отношений // Безопасность Евразии. 2004. № 4. С. 495-499; Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3 (101). С. 4-11.

Модель экономической интеграции, выбираемая странами АТР (экономическая кооперация, или «экономический регионализм»), демонстрирует свою уникальность, поскольку имеет ярко выраженную специфику по следующим направлениям:

1) реализуемая стратегия (ускорение сотрудничества стран на двустороннем и многостороннем уровнях в целях развития экономики региона и способствования развитию торговли в отличие от объединения рынков исходя из политических решений или под давлением мощных корпораций на правительства стран);

2) инициаторы интеграции (местные правительства и бизнес, а не крупные корпорации и центральные правительства стран);

3) декларируемые задачи первостепенной важности (стимулирование процветания жителей сообщества, а не традиционно провозглашаемое многостороннее сотрудничество).

Специфика выбираемой странами АТР модели интеграции была обусловлена целым рядом особенностей, которые, собственно, и проявились в интеграционном процессе стран этого региона. Перечислим наиболее значимые:

1) признание азиатскими государствами неравными условий интеграции, основанных на многосторонности в формате, продвигаемом наиболее развитыми странами мира через систему международных организаций;

2) значительные различия в традициях, ценностях и экономической практике и огромный разрыв в экономическом и социальном развитии среди стран АТР, что затрудняет их быстрое сближение;

3) желание исключить принуждение к интеграции, которая, с одной стороны, приносит богатство экономически развитых стран в регион, с другой стороны, заставляет отличающуюся культуру и экономику азиатских стран подстраиваться под чуждые им стандарты;

4) неудовлетворительная глубина сотрудничества стран региона, объясняемая наличием большого количества правительственных правил и инструкций, ограничивающих торговлю соседних стран;

5) низкий уровень сопряженности и вовлеченности экономик стран региона2.

Но сегодня интеграционный процесс в регионе подпадает под влияние новых тенденций, которые в ближайшее время, безусловно, проявятся как в динамике и направленности, так и в характере процесса интеграции в АТР. К числу наиболее важных тенденций следует отнести:

1) наличие сложной многосторонней системы торговых соглашений, что снижает эффективность торговых отношений, препятствует свободной торговле стран региона3, и попытка стран региона переформатировать эту «многостороннюю сложность» под идеей новых стратегических инициатив. Так, например, только Китай в рамках продвижения своих стратегических инициатив по построению Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути в период 2012-2015 гг. заключил с 22 странами региона 14 соглашений о свободной торговле (включая АСЕАН, Чили, Новую Зеландию, Республику Корею, Австралию)4;

2) высокий уровень дублирования интеграционных объединений и фрагментация интеграционных процессов, поскольку в регионе уже сформированы зоны свободной торговли, но продолжают формироваться новые зоны, где страны дублируются. Одновременно (см. табл. 2), страны региона ведут переговоры по продвижению RCEP (Соглашение

2 Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3 (101). С. 4-11.

3 Цзун Хэ. Идеал и реальность — проблемы создания зоны свободной торговли в АТР// Китай. 2014. № 10 (109). С. 28-30.

4 Чун Яту. Китай и ТРР// Китай. 2015. № 11 (121). С. 28-29.

о Всестороннем региональном экономическом партнерстве) и повышению уровня зон свободной торговли «Китай — Япония — Южная Корея» и «Китай — АСЕАН»5;

3) в дополнение к формату «закрытый регионализм», который предполагает, что к сотрудничеству привлекаются только страны одного региона, наблюдается формирование нового вектора — «открытый регионализм», который направлен на становление и развитие формата субрегионального сотрудничества стран, выходящих за пределы одного географического региона. В первую очередь имеется в виду Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP), а также Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP) (табл. 2).

Таблица 2

Ключевые зоны свободной торговли в АТР

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of SouthEast Asian Nations, ASEAN) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP) Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP)

Страна Год Страна Год Страна Год Страна Год Страна Статус

Филиппины 1967 Австралия 1989 Новая Зеландия 2005 Индонезия 2011 США 2013, переговоры завершились в 2015 г.

Малайзия 1967 Бруней 1989 Сингапур 2005 Малайзия 2011 28 стран ЕС

Таиланд 1967 Канада 1989 Бруней 2005 Филиппины 2011

Индонезия 1967 Индонезия 1989 Чили 2005 Сингапур 2011

Сингапур 1967 Япония 1989 США 2008 Таиланд 2011

Бруней 1984 Республика Корея 1989 Австралия 2009 Бруней 2011

Вьетнам 1995 Малайзия 1989 Перу 2009 Вьетнам 2011

Лаос 1997 Новая Зеландия 1989 Малайзия 2010 Лаос 2011

Мьянма 1997 Филиппины 1989 Вьетнам 2010 Мьянма 2011

Камбоджа 1999 Сингапур 1989 Канада 2012 Камбоджа 2011

Таиланд 1989 Япония 2013 Китай 2011

США 1989 Переговоры завершились в 2015 г. Япония 2011

Китайский Тайбэй 1991 Республика Корея 2011

Гонконг, Китай 1991 Индия 2011

КНР 1991 Австралия 2011

Мексика 1993 Новая Зеландия 2011

Папуа — Новая Гвинея 1993

Чили 1994

Перу 1998

Россия 1998

Вьетнам 1998

Источники: Аносова Л. А., Кабир Л С. Китай в глобальном мире: технологии управления будущим // Экономика и управление. 2015. № 1 (111). С. 4-9; Чун Яту. Китай и ТРР// Китай. 2015. № 11 (121). С. 28-29.

Настоящие тенденции обуславливают формирование нового тренда, заключающегося в том, что на фоне сформировавшейся решимости стран АТР создать в регионе единый рынок в соответствии с существующей системой международных торговых и инвестицион-

5 Чун Яту. Китай и ТРР// Китай. 2015. № 11 (121). С. 28-29.

ных правил6, который должен помочь им коллективно интегрироваться в международную систему на равноправных условиях, в регионе появился активный игрок (США), намеревающийся с помощью ТТР, ТТ1Р и других процессов интеграции региональной экономики изменить направление экономической интеграции в АТР.

В СТРЕМЛЕНИИ ПОСТРОИТЬ АЗИАТСКИЙ МЕХАНИЗМ СТАБИЛЬНОСТИ

Регионализм как ключевая идея интеграции сегодня является важной особенностью мировой системы экономических и торговых отношений. Однако все большую роль в финансовых отношениях начинает играть регионализм, для которого сегодня уже предложен термин «финансовый регионализм». Несмотря на то что финансовый регионализм как процесс возник не так давно и пока еще не изучен в достаточной мере, в настоящее время на него все чаще начинают обращать внимания эксперты МВФ и отдельные исследователи7. Крепнет мнение, что региональные финансовые механизмы формируют новую мировую финансовую архитектуру и способствуют мировой финансовой стабильности, поскольку берут на себя функции механизма кредитования государств, участвующих в этих финансовых механизмах, когда им требуется помощь (периоды кризисов).

В АТР построение регионального финансового механизма было инициировано на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в рамках такого экономического интеграционного объединения, как АСЕАН+3 (10 государств — членов АСЕАН плюс Япония, Республика Корея и Китай), которые после азиатского финансового кризиса 1997 г. выдвинули «Чиангмайскую инициативу»8. Хронология формирования финансовых мер, способствующих интеграционному процессу в АТР, представлена в табл. 3.

Таблица 3

Хронология региональных финансовых инициатив АСЕАН+3

Дата Инициатива Инициатор

1997 г. Предложение о формировании Азиатского валютного фонда аналогично МВФ (не была поддержана из-за протеста со стороны США и МВФ) Япония

2000 г. «Инициатива Чиангмай» — начало построения регионального механизма коллективной защиты от финансовых кризисов: 1) формирование системы предупредительных мер против возможных валютных кризисов (договор об обмене информацией о потоках капитала); 2) разработка плана объединения экономических пространств (инициирование построения сети обмена региональными валютами) АСЕАН+3

2003 г. Инициация процесса укрепления региональных рынков путем увеличения объемов региональных займов в региональных валютах — Азиатская инициатива в области рынков облигаций (Asian Bond Markets Initiative, ABMI) — с целью снижения степени рассогласованности валютной политики стран региона АСЕАН+3

2003 г. Создание совместного Азиатского фонда облигаций I (Asian Bond Fund I) для инициирования процесса инвестирования в облигации местных эмитентов (покупка номинированных в долларах США облигаций правительств азиатских стран) Руководители центральных банков 11 стран

2005 г. Создание Азиатского фонда облигаций II (Asian Bond Fund II) с целью финансирования облигационных фондов, инвестирующих и торгующих облигациями, номинированными в местных валютах Руководители центральных банков 11 стран

2009 г. (вступ. в действие с марта 2010 г.) Развитие региональной системы поддержки ликвидности: 1) объединение всех соглашений многосторонней «инициативы Чиангмай» в общий пул, действующий на основании соглашения о самоуправляемом резервном пуле; 2) инициация регионального надзорного процесса АСЕАН+3

6 основанных на системе соглашений ВТО.

7 Каваи М., Ломбарди Д. Финансовый регионализм// Финансы и развитие. 2012. № 9. С. 23-25.

8 West J. Chiang Mai initiative: an Asian IMF? / Asian Century Institute (http://asiancenturyinstitute.com/ economy/248-chiang-mai-initiative-an-asian-imf).

Дата Инициатива Инициатор

2010 г. Создание Института кредитных гарантий и инвестиций (The Credit Guarantee and Investment Facility, CGIF) с целью предоставления гарантий по корпоративным облигациям азиатских стран для поддержания их выпуска и повышения надежности АСЕАН+3

2011 г. Создание региональной надзорной структуры за валютной политикой — Центра макроэкономических исследований стран АСЕАН+3 (ASEAN+3 Macroeconomic Research Office, AMRO) АСЕАН+3

Примечание: Фонды I и II образованы в результате принятия решения на встрече руководителей центральных банков 11 стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна (Executives Meeting of East Asia and Pacific Central Banks, EMEAP) о содействии работе в рамках Азиатской инициативы в области рынков облигаций (Asian Bond Markets Initiative, ABMI).

Источники: составлено автором по: West J. Chiang Mai initiative: an Asian IMF? / Asian Century Institute (http:// asiancenturyinstitute.com/economy/248-chiang-mai-initiative-an-asian-imf); Credit Guarantee and Investment Facility — An Asian Bond Markets Initiative / CGFI (http://www.cgif-abmi.org); Executives Meeting of East Asia and Pacific Central Banks/ EMEAP (http://www.emeap.org); Asian Bonds Online — An ASEAN+3 Initiative/ Asian Development Bank (https://asianbondsonline.adb.org); ASEAN+3 Macroeconomic Research Office (AMRO) (http:// www.amro-asia. org).

Причина выдвижения этой инициативы заключается в том, что, не получив необходимой помощи и поддержки от МВФ и международного сообщества во время азиатского кризиса, страны приняли решение двигаться в направлении уменьшения зависимости от МВФ и повышения вовлеченности стран региона в решение проблем регионального развития и управления. Данная финансовая инициатива группы стран АТР дополнила уже существующий в рамках интеграционного объединения АСЕАН набор мер, направленных на углубление торгово-экономических и финансовых связей в регионе. Задача, на решение которой нацелен формируемый механизм, заключается в создании условий, с помощью которых страны региона получат возможность регулировать последствия проблем, возникающих за пределами региона, поскольку использование регионального финансового механизма позволит им справиться с дезорганизацией внутрирегиональных торговых и инвестиционных потоков и сохранить общую стабильность в регионе9.

Несмотря на существующую критику представленных выше финансовых инициатив, сводимую к низкой эффективности азиатского финансового механизма, поскольку выдвигаются сомнения в отношении его способности предотвращать финансовые кризисы по причине малых объемов доступных финансовых ресурсов, невысокого уровня организации регионального надзора, низкой скорости принятия решений и недостаточного доверия к валютной политике стран-участниц, следует отметить и их положительные результаты. В этом качестве рассматриваются наметившаяся диверсификация структуры валютных и кредитных отношений в регионе, либерализация валютных отношений между странами, развитие региональных валютных и финансовых рынков и повышение координации стран в сфере обеспечения региональной финансовой стабильности.

АБИИ: НОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ФИНАНСОВОГО РЕГИОНАЛИЗМА ИЛИ РАЗВИТИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФИНАНСОВЫХ ИНИЦИАТИВ?

Особенностью АБИИ является тот факт, что он поддержан странами региона, которые уже имеют определенный опыт построения регионального финансового механизма в формате АСЕАН+3. Обосновывая необходимость настоящей инициативы, Китай, как инициатор создания АБИИ, предлагал странам региона идею, заключающуюся в том, что создание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Каваи М., Ломбарди Д. Финансовый регионализм. С. 24.

АБИИ позволит странам-участницам «уверенно смотреть в будущее»10. Выдвигается следующий аргумент: существующие ныне международные финансовые структуры уже не могут удовлетворять потребности в развитии глобальной экономики. Как отметил в своем выступлении на ежегодном Форуме по вопросам развития Китая (Пекин, 21-23 марта 2015 г.) ответственный секретарь Временного секретариата АБИИ Цзинь Лициюнь, до 2020 г. ежегодный спрос на инфраструктурные инвестиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе составит порядка $730 млрд. Этот объем инвестиций необходим для прогрессивного развития экономики стран региона. Но существующие международные финансовые институты (Всемирный банк, Азиатский банк развития и др.) не способны в полной мере предоставить необходимые для развития Азии ресурсы11.

Таблица 4

Проблемы развития и потенциальные возможности АБИИ

Проблемы развития Направления преодоления проблем Возможности АБИИ

Застой глобальной экономики АБИИ станет двигателем экономического развития в АТР Обеспечить контакты и деловые связи между странами-участницами

Огромная потребность в инфраструктурных инвестициях в Азии АБИИ повысит эффективность использования региональных капиталов и уровень вклада в региональное развитие Укрепить потенциал самостоятельного развития стран-участниц

Отсутствие эффективно функционирующей системы, способной запустить механизм взаимовыгодного сотрудничества стран Азии и всего мира АБИИ будет способствовать расширению глобального спроса и восстановлению мировой экономики Обеспечить надежную движущую силу для развития экономики и наращивания инфраструктуры. Содействовать реформированию мировой валютной системы и совершенствованию системы управления мировой экономикой и финансами

Источники: составлено автором по: Аносова Л. А., Кабир Л. С. Активизация Китая по изменению мировой валютной системы: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций// Экономика и управление. 2015. № 10 (120). С. 6.

Одновременно в странах Азии крепнет мнение, что инвестиции должны предоставляться международными финансовыми институтами «без нагрузки» и без навязывания дополнительных условий. Кроме того, следует иметь в виду, что в АТР нет дефицита капитала, но имеются проблемы обеспечения эффективности механизма его аккумуляции, поскольку отсутствует «специальная платформа для мобилизации региональных накоплений и инфраструктурных инвестиций». Именно в качестве подобной «платформы» и позиционируется АБИИ.

Одно из ключевых направлений деятельности АБИИ — углубление региональных связей и укрепление региональных рынков. Поэтому, создавая АБИИ, страны АТР решают как задачу совершенствования международной финансовой архитектуры, дополняя международную финансовую систему новым региональным финансовым институтом, так и целый ряд других задач (см. табл. 4). Правительством Китая официально заявлено, что упор в деятельности АБИИ будет сделан на поддержку инфраструктурного строительства в Азии, при этом операционная деятельность этого нового финансового института будет осуществляться на основе модели и принципов других многосторонних банков развития12. Соответственно, структура управления АБИИ будет иметь три уровня: Совет управляющих, Совет директоров, менеджмент во главе с Президентом Банка.

10 Каким будет АБИИ: краткое изложение выступления Цзинь Лициюня на ежегодном Форуме высокого уровня по вопросам развития Китая// Китай. 2015. № 5. С. 32-33.

11 Шаньшань Ю. АБИИ и большие надежды Азии// Китай. 2015. № 5. С. 28-30.

12 Лю Ин. Своевременный и дополняющий// Китай. 2015. № 5. С. 34-35.

На начальном этапе функционирования АБИИ планируется учреждение Совета директоров на нерезидентной основе, обязанностью которого станет проведение регулярных, на ежеквартальной основе, встреч с целью выработки и принятия ключевых решений по вопросам деятельности Банка. Через формирование эффективного механизма контроля и ответственности предполагается обеспечить качественное руководство и строгий отбор кадров. Достижение прозрачности в работе Банка планируется обеспечить через «поддержание высоких стандартов и следование международным правилам относительно структуры управления, политики принятия оперативных решений и управления людскими ресурсами в целях обеспечения профессионализма, эффективности и прозрачности деятельности АБИИ»13.

Еще одним принципиальным моментом является распределение долей акций среди учредителей АБИИ. Согласно разработанной Китаем формуле, распределение осуществляется на основе расчета ВВП с использованием обменного курса, на базе рыночных цен и паритета покупательной способности14. Поскольку уставный капитал АБИИ составляет $100 млрд, то на долю Китая придется $29 млрд, или 30,34 %, что выдвигает его на первоначальном этапе существования АБИИ на роль крупнейшего акционера. Этот факт не является окончательным результатом распределения прав и возможностей акционеров АБИИ. Согласно информации, представленной в табл. 5, в процессе дальнейшего формирования и развития АБИИ возможно преодоление целого ряда противоречий между странами.

Таблица 5

Права акционеров АБИИ: возможные противоречия и направления преодоления

Право Порядок приобретения / наделения Возможные противоречия среди учредителей Направления преодоления

Право на долю в акционерном капитале Осуществляется на основе расчета ВВП с использованием обменного курса, на базе рыночных цен и паритета покупательной способности Китай стремится к монополии Права ключевого акционера напрямую связаны с уровнем экономического развития страны. В состав АБИИ входят как страны региона, так и страны, находящиеся за его пределами, поэтому при распределении долей будет учитываться это различие. Доля стран региона составляет 75 %, доля других стран — 25 %. Это позволит избежать чрезмерно крупной доли Китая

Право вето Право голоса каждой страны-участницы равняется доле ее акций; чем больше у нее акций, тем больше голосов. По важным вопросам необходимо набрать 75 % голосов Китай имеет 26,06 %, он обладает правом вето Эта ситуация может измениться после вступления в АБИИ новых стран-членов. В соответствии со статьями Соглашения 10 % всего объема акций распределяется поровну («базовые» голоса). Страна может увеличить свой «вес» за счет приобретения оставшихся акций. Кроме того, со вступлением новых членов доля первоначальных акционеров будет «размываться», что снизит влияние Китая

Штаб-квартира размещается в Пекине Принципы открытия представительства Китай стремится к максимуму выгод от контроля над финансовыми потоками Согласно высказанным пожеланиям Китая, город-кандидат должен обладать «мощностью излучения», достаточной для охвата всего региона, улучшать региональные отношения сотрудничества, содействовать развитию проектов, обеспечивать качественные услуги и условия работы

Источник: составлено автором по: Аносова Л. А., Кабир Л. С. Активизация Китая по изменению мировой валютной системы: Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций. С. 7.

13 Пять вопросов к АБИИ// Китай. 2015. № 8. С. 26-28.

14 Там же. С. 27.

Большое количество акционеров АБИИ усложняет проблему управления этой финансовой организацией, поскольку каждая страна пожелает в большей степени защитить свои интересы. В связи с этим, наряду с вопросами прозрачности АБИИ, роли ключевых акционеров и территориального размещения штаб-квартиры АБИИ и его возможных представительств, большую роль играет организация функционирования АБИИ. Уже определены виды операций, которые будут проводиться банком15. Они подразделяются на простые (услуги по финансированию и аккумуляции простых капиталов) и специальные (осуществление операций на основе выделенных банку специальных фондов, предназначенных для обслуживания собственных целей), установлены способы их осуществления. В первом случае это акционерное инвестирование, непосредственное предоставление ссуды, предоставление гарантии, совместное финансирование или участие в ссуде, выданной другим банком. Во втором случае это предоставление средств специального фонда, оказание технической помощи.

Одновременно статьями Соглашения предусматривается возможность не предоставлять отдельным странам льгот при закупках; допускается аккумуляция средств на международном финансовом рынке; предусмотрено наличие у каждой страны-участницы представителя в Совете управляющих, который наделяет правами Совет директоров, и недопустимость того, чтобы хотя бы два человека в составе Совета директоров имели одинаковое гражданство.

АБИИ является инструментом, который предположительно должен позволить вывести процесс региональной экономической интеграции в АТР на многосторонний уровень и далее за пределы региона и одновременно согласовать интеграционные процессы в регионе. Учитывая, что формируется именно финансовый механизм, также можно предположить возможность с его помощью повысить уровень сопряженности торговых, экономических и финансовых отношений и углубить сотрудничество стран в АТР.

Подводя итоги проведенному анализу, сформулируем следующие выводы.

1. Интеграционные процессы в АТР проходят новую фазу своего развития, спецификой которой является углубление сфер, по которым происходит развитие интеграционных отношений (добавление финансовой интеграции), усиление дублирования интеграционных инициатив, развитие формата субрегионального сотрудничества.

2. Ключевая идея развития финансового регионализма в АТР заключается в стремлении стран к формированию регионального финансового механизма, обеспечивающего стабилизацию процессов на финансовых рынках стран региона, что является результатом реакции стран на неэффективность финансовой помощи, предоставляемой международными финансовыми организациями.

3. Региональные финансовые инициативы характеризуются высокой динамикой развития и высокой конкуренцией стран, признающих АТР сферой своих жизненных интересов.

4. Китай, инициируя создание АБИИ, осуществляет попытку принять на себя роль страны — ключевого инвестора, преимуществом которой выступает возможность определять направление развития экономики всего региона.

5. С созданием АБИИ происходит выход процесса финансовой интеграции за пределы региона, т. е. его перевод в формат субрегионального сотрудничества, что существенным образом повлияет на ход идущего с 2000-х гг. процесса финансовой интеграции в формате «закрытого регионализма».

15 Мэй Синьюй. АБИИ улучшает международную финансовую систему// Китай. 2015. № 8. С. 30-31. Финансовый журнал / Financial journal №1 2016

Библиография

1. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3.

2. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Китай в глобальном мире: технологии управления будущим // Экономика и управление. 2015. № 1.

3. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Активизация Китая по изменению мировой валютной системы: Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций // Экономика и управление. 2015. № 10.

4. Кабир Л. С. Влияние регионализации на межгосударственный механизм регулирования экономических отношений // Безопасность Евразии. 2004. № 4.

5. Каваи М., Ломбарди Д. Финансовый регионализм // Финансы и развитие. 2012. № 9.

6. Лю Ин. Своевременный и дополняющий // Китай. 2015. № 5.

7. Мэй Синьюй. АБИИ улучшает международную финансовую систему // Китай. 2015. № 8.

8. Цзун Хэ. Идеал и реальность — проблемы создания зоны свободной торговли в АТР // Китай. 2014. № 10.

9. Чун Яту. Китай и ТРР// Китай. 2015. № 11.

10. Шаньшань Ю. АБИИ и большие надежды Азии // Китай. 2015. № 5.

11. Каким будет АБИИ: краткое изложение выступления Цзинь Лициюня на ежегодном Форуме высокого уровня по вопросам развития Китая // Китай. 2015. № 5.

12. Пять вопросов к АБИИ // Китай. 2015. № 8.

13. West J. Chiang Mai initiative: an Asian IMF? [Электронный ресурс] Asian Century Institute. Режим доступа: http://asiancenturyinstitute.com/economy/248-chiang-mai-initiative-an-asian-imf.

14. What is the Asian Infrastructure Investment Bank? [Электронный ресурс] / AIIB. Режим доступа: http:// www.aiib.org/html/aboutus/AIIB/.

15. Credit Guarantee and Investment Facility — An Asian Bond Markets Initiative [Электронный ресурс] / CGFI. Режим доступа: http://www.cgif-abmi.org.

16. Executives Meeting of East Asia and Pacific Central Banks [Электронный ресурс] / EMEAP. Режим доступа: http://www.emeap.org.

17. Asian Bonds Online — An ASEAN+3 Initiative [Электронный ресурс] / Asian Development Bank. Режим доступа: https://asianbondsonline.adb.org.

18. ASEAN+3 Macroeconomic Research Office (AMRO) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. amro-asia.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.