Научная статья на тему 'Азиатские ценности в восточноазиатском образовании в условиях глобализации'

Азиатские ценности в восточноазиатском образовании в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2213
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНФУЦИАНСТВО / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / GLOBALIZATION / CONFUCIANISM / PARADIGM OF EDUCATION / EAST ASIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филатова Ирина Александровна, Дронишинец Николай Петрович

Цель исследования проанализировать азиатские ценности в восточноазиатском образовании с точки зрения глобализации. Для комплексного рассмотрения проблемы авторы обратились к анализу следующих вопросов: во-первых, в чем состоит сущность азиатских ценностей? Во-вторых, когда и кем азиатские ценности анализировались? В-третьих, в чем заключается различный подход к азиатским ценностям в восточной и западной культуре? В-четвертых, что является положительными и отрицательными функциями восточных ценностей? Выдержат ли азиатские ценности гомогенизирующее влияние глобализации? Наконец, какую роль восточные ценности играют в образовании? В попытке ответить на эти вопросы авторы используют описательный метод анализа на основе литературного обзора. Кроме того, чтобы исследовать ключевые проблемы, авторы сосредоточиваются на образовании и культуре как двух важных факторах глобализации. В частности, исследование ограничено сферой образования и культуры в Восточной Азии с точки зрения влияния конфуцианской культуры. Таким образом, анализ азиатских ценностей сосредотачивается на конфуцианской культуре и образовании в регионе Восточной Азии. В работе рассматриваются не только условия развития восточноазиатского образования, но также и культурные ценности восточноазиатских стран, где доминирует конфуцианская культура, в частности Китая, Японии, Кореи, Сингапура, Тайваня и Вьетнама. В статье также анализируются теоретические предложения по выработке новой парадигмы образования в странах Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Asian values in east-asian education in the condition of globalization

The purpose of the investigation is to analyze Asian values in East-Asian education from the point of view of globalization. To describe the problem the authors analyze the essence of Asian values, present the overview of works in this sphere, single out differences in approaches to Asian values by Eastern and Western cultures, determine positive and negative functions of Eastern values and discuss if they would stand the test of globalization and, finally, they describe the role of Eastern values in education. To reach the goal the authors use descriptive method of analysis on the basis of literature overview. To examine the key problems, they concentrate on education and culture as the two important factors of globalization. The paper describes conditions of development of East-Asian education, cultural values of East Asian countries, where Confucius culture dominates, like in China, Japan, Korea, Singapore, Taiwan and Vietnam. Theoretical theses to create a new paradigm of education in East Asian countries are presented.

Текст научной работы на тему «Азиатские ценности в восточноазиатском образовании в условиях глобализации»

УДК 37.013(292.57)

ББК 434(5) ГСНТИ 14.91

И. А. Филатова Екатеринбург, Россия Н. П. Дронишинец

Новоуральск, Россия

АЗИАТСКИЕ ЦЕННОСТИ В ВОСТОЧНОАЗИАТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Цель исследования -проанализировать азиатские ценности в восточноазиатском образовании с точки зрения глобализации. Для комплексного рассмотрения проблемы авторы обратились к анализу следующих вопросов: во-первых, в чем состоит сущность азиатских ценностей? Во-вторых, когда и кем азиатские ценности анализировались? В-третьих, в чем заключается различный подход к азиатским ценностям в восточной и западной культуре? В-четвертых, что является положительными и отрицательными функциями восточных ценностей? Выдержат ли азиатские ценности гомогенизирующее влияние глобализации? Наконец, какую роль восточные ценности играют в образовании?

В попытке ответить на эти вопросы авторы используют описательный метод анализа на основе литературного обзора. Кроме того, чтобы исследовать ключевые проблемы, авторы сосредоточиваются на образовании и культуре как двух важных факторах глобализации. В частности, исследование ограничено сферой образования и культуры в Восточной Азии с точки зрения влияния конфуцианской культуры. Таким образом, анализ азиатских ценностей сосредотачивается на конфуцианской культуре и образовании в регионе Восточной Азии. В работе рассматриваются не только условия развития восточ-

Код ВАК 13.00.01 I. A. Filatova Ekaterinburg, Russia N. P. Dronishinets

Novouralsk, Russia

ASIAN VALUES IN EAST-ASIAN EDUCATION IN THE CONDITION OF GLOBALIZATION

Abstract. The purpose of the investigation is to analyze Asian values in East-Asian education from the point of view of globalization. To describe the problem the authors analyze the essence of Asian values, present the overview of works in this sphere, single out differences in approaches to Asian values by Eastern and Western cultures, determine positive and negative functions of Eastern values and discuss if they would stand the test of globalization and, finally, they describe the role of Eastern values in education.

To reach the goal the authors use descriptive method of analysis on the basis of literature overview. To examine the key problems, they concentrate on education and culture as the two important factors of globalization. The paper describes conditions of development of East-Asian education, cultural values of East Asian countries, where Confucius culture dominates, like in China, Japan, Korea, Singapore, Taiwan and Vietnam. Theoretical theses to create a new paradigm of education in East Asian countries are presented.

ноазиатского образования, но также и культурные ценности восточноазиатских стран, где доминирует конфуцианская культура, в частности Китая, Японии, Кореи, Сингапура, Тайваня и Вьетнама. В статье также анализируются теоретические предложения по выработке новой парадигмы образования в странах Восточной Азии.

Ключевые слова: глобализация, конфуцианство, парадигма образования, Восточная Азия.

Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор.

Место работы: директор Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: 620017, оф. 134; тел.: (343)3361438.

Сведения об авторе: Дрониши-нец Николай Петрович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии.

Место работы: Новоуральский государственный технологический институт.

Контактная информация: 624130,

Key words: globalization, Confucianism, paradigm of education, East Asia.

About the author: Filatova Irina Alexandrovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor.

Place of employment: Director of the Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26,

About the author: Dronoshinets Nikolaj Petroich, Doctor of Philosophy, professor, Head of the Chair of Philosophy.

Place of employment: Novouralsk State Technological Institute.

г. Новоуральск, ул. Ленина, 85.

Введение. Глобализация -одна из ключевых тенденций двадцать первого столетия. Полномасштабные дискуссии о сущности и содержании процесса глобализации начались в конце прошлого века сначала в нескольких развитых странах Запада, а затем в обсуждение включились и другие государства. Каждая страна отвечает на вызов глобализации своим собственным способом, который зависит от социально-экономической, политической ситуации страны, исторических традиций, культурного

© Филатова И. А., Дронишинец Н. П., 2011

наследия, менталитета. В то же время каждое государство имеет различные интересы относительно глобализации.

Экономика и политика являются основными факторами, формирующими процесс глобализации, но образование также играет большую роль в данном процессе. Образование внесло весомый вклад в передовое научное знание и информационные технологии, являющиеся основными катализаторами глобализации. Особенно в случае азиатских стран, которые

были колонизированы крупными державами, и где система образования действительно способствовала эффективному экономическому и социальному развитию региона в послевоенный период. С другой стороны, культура является единственным способом сохранить идентичность каждой страны и гарантировать уникальность каждой нации.

С точки зрения истории мировой культуры, хотя Азия и является родиной древней цивилизации, создала раньше всех свою уникальную культуру, большинство азиатских стран находилось в колониальной зависимости вплоть до середины 20-го столетия. В результате они стали экономически и политически слабыми, с низким уровнем культуры и образования. Со второй половины 20-го столетия почти все азиатские страны освободили себя от колониальной зависимости. Это событие послужило импульсом для дальнейшего развития и расширения образования, способствовавшего возрождению отставшего народного хозяйства и для того, чтобы восстановить разваленную национальную культуру. Такая национальная политика содействовала быстрому развитию образования, а национальная культура постепенно возвращала свои корни.

С этой точки зрения чрезвычайно важно понять роль азиатских ценностей в развитии образования, восстановлении национальной культуры, в способности ответить на вызовы глобализации.

ПОНЯТИЕ «АЗИАТСКИЕ ЦЕННОСТИ». Прежде чем рассмотреть

понятие «азиатские ценности», рассмотрим категорию «ценность» с точки зрения западных теоретиков. Понятие «ценность» имеет многообразные характеристики в разные исторические эпохи. В античности основное содержание теории ценностей сводилось к осмыслению того, что есть благо и справедливость. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В длительный период Средневековья ценности сводились к божественному, религиозному содержанию. Кант один из первых использует категорию «ценность» в узком смысле слова, связывая её с волей, свободой, целями, стоящими перед личностью и обществом. Гегель проводит еще более глубокое разграничение ценностей, подразделяя их на экономические (утилитарные) и духовные.

В концепции Дж. Дьюи ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые связываются с биологическими и психологическими потребностями личности. В трактовке авторов аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) ценностями выступают добро, истина, красота, другие идеальные сущности.

Как видно из кратко рассмотренного выше анализа имеется множество различных определений понятия «ценность». Кроме того, содержание понятие «ценность» может быть раскрыто в связи с другими категориями. Например, ценности и нормы являются очевидными свидетельствами культуры в нашем обществе. В такой трактовке

концепция ценностей неразрывно связана с культурой.

Кроме того, существует социологическая концепция ценностей, основоположником которой является М. Вебер. Социальная ценность рассматривается им как средство сочетания потребностей индивидов и потребностей общества поддерживать и развивать своё существование. Для него ценность есть своеобразная норма, которой руководствуется социальный субъект, выбирая определенный стиль поведения. Вебер особо исследовал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Тогда что же является азиатскими ценностями? Понятие азиатских ценностей трактуется по-разному, так же как понятие ценностей вообще. Некоторые восточные и западные ученые определяют понятие ценностей с субъективной точки зрения в категориях своих культурных границ. Азиатские ценности рассматриваются в различных аспектах, главным образом в политических, экономических и культурных. Азиатские ценности, обсуждаемые в академической среде, сводятся в основном к конфуцианской культуре государств Восточной Азии. Общий культурный фактор этих стран - конфуцианство как политико-этическая мысль или философия. Хотя, как справедливо замечает Ли Хонг-Джонг, в систему азиатских ценностей входят также и буддизм, шаманизм [6, с. 31], однако для рассмотрения проблемы в данной статье ограничимся анализом конфуцианства.

В этом смысле азиатские ценности могут быть рассмотрены как ценности конфуцианской культуры региона. Доктор Ли Джеонг-Кю -президент центрального колледжа в Барнаби (Канада) определяет азиатские ценности как конкретные тенденции или убеждения, влияющие на поведение жителей азиатского региона, порожденные конфуцианским культурным фактором [7].

Появление азиатских

ЦЕННОСТЕЙ. Трудно сказать, когда впервые азиатские ценности начали обсуждаться в научной литературе. Хотя мы не знаем точное происхождение этой дискуссии, но в трудах некоторых западных религиозных проповедников, таких, например, как итальянец Маттео Рики содержится характеристика китайских ценностей. Он прибыл в Китай в 1583 г. и десятилетие вел дискуссии с китайской элитой, был первым западным миссионером, которого принял китайский император. В его трудах отражены ценности конфуцианской культуры региона.

Научная дискуссия о восточных ценностях началась после 1945 г. в рамках теории политической модернизации, призывавшей к разрыву с традициями во имя прогресса. К концу 20-го столетия экономика западных стран развивались значительно медленнее, чем японская экономика. Кроме того, новые индустриальные страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, стремительно развивали свои экономические системы. Анализируя эти противоре-

чивые процессы, некоторые западные теоретики, особенно социологи и экономисты, начали вновь обсуждать азиатские ценности всерьез.

Западные религиозные проповедники и философы рассматривали азиатские ценности в этическом или религиозном аспекте, в то время как социологи, экономисты и антропологи исследовали азиатские ценности с точки зрения социально-экономического или культурного содержания. Некоторые из ученых, анализирующих процессы глобализации, обычно обсуждали азиатские ценности и культурные системы Восточной Азии с западной точки зрения.

По мнению С. Я. Кима, азиатские ценности содержат четыре основные характеристики: приоритет семейных и общинных ценностей, ориентацию на власть и трудовую этику [5]. В период бурного роста экономик стран этого региона азиатские ценности рассматривались некоторыми западными учеными как переменные, объясняющие азиатские экономические и социальные успехи. Некоторые политические деятели, главным образом в Сингапуре и Малайзии, упоминали азиатские ценности как факторы деколонизации, как ценности, противостоящие отрицательному эффекту западного влияния.

Дискуссии о сущности азиатских ценностей, рассмотренные выше, касались главным образом политических, экономических и социальных проблем. Азия имеет самое широкое разнообразие языков, культур, религий и интеллек-

туальных теорий, обусловленных этническими, историческими и географическими различиями. Поэтому совершенно неверно рассматривать азиатские ценности, подчеркивает Ли Джеонг-Кю, как некую католическую или однородную ценность, как это делают некоторые западные теоретики, которые имеют отрицательную точку зрения на значимость конфуцианской культуры [6]. Кроме того, культура -практический и интеллектуальный продукт, формируемый внутренними и внешними обстоятельствами. Поэтому дискуссии о ней могут проходить в рамках ведущих парадигм соответствующей эпохи.

Например, в эру империализма Макс Вебер объяснял культурное происхождение западного капитализма влиянием протестантской этики и утверждал, что конфуцианские ценности в Китае стали препятствием индустриализации и что китайцы, следуя конфуцианским доктринам и принципам, имели потенциальную возможность ассимилироваться с капитализмом в экономическом и техническом отношении. Аргументы в дискуссиях некоторых западных ученых сосредоточивались на этой логике Вебера вплоть до начала 1980-х гг., пока Китай не начал новый виток индустриализации, но другие ученые приняли во внимание более поздние аргументы Вебера после того, как Китай начал быстро развивать свою экономику с конца 1980-х гг.

Практически до тех пор, пока восточноазиатские страны не нача-

ли осуществлять политику индустриализации, азиатские ценности расценивались некоторыми западными теоретиками как препятствия прогрессивного развития. С появлением Японии как главной экономической силы региона и когда четыре восточноазиатских страны (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг) достигли высокого экономического развития, некоторые ученые стали утверждать, что причиной этого взлета стали азиатские ценности. В конце 1990-х гг., когда ряд восточноазиатских стран

столкнулся с финансовыми кризисами, а затем преодолел их, азиатские ценности стали рассматриваться как достоинства.

Двойственная логика Вебера при анализе конфуцианства помогает увидеть и положительные, и отрицательные последствия влияния азиатских ценностей. В терминах положительной функции азиатские ценности рассматриваются как динамическая сила, способствующая быстрому экономическому развитию региона Восточной Азии, тогда как отрицательная функция азиатских ценностей считалась главной причиной задержки индустриализации и финансового кризиса в Восточной Азии. На основе этой противоречивой логики в ходе дискуссии об азиатских ценностях сформировались две точки зрения -западно-ориентированная и про-азиатская.

Положительные и отрицательные ФУНКЦИИ АЗИАТСКИХ ценностей. Как было сказано выше, дискуссия об азиатских

ценностях началась на Западе. Главной проблемой дискуссий является выяснение вопроса о том, какое влияние оказывают азиатские ценности на развитие азиатской политики, экономики, образования и культуры. Политическая традиция Восточной Азии может быть охарактеризована как патриархальное повиновение власти суверена. Кроме того, главные особенности восточноазиатской политики - абсолютная власть правителей, сильная политико-этическая мораль, патриархальная власть и безоговорочная преданность. Рассматривая эти политические особенности, некоторые западные теоретики утверждают, что восточноазиатские страны могут достигнуть экономического успеха, но на их основе не может сформироваться демократическое общество.

В конфуцианской политической этике иерархическая система построена в соответствии с двумя основными политическими понятиями - властью и повиновением. Система была золотым правилом и применялась ко всем социальным уровням, группам и организациям в традиционном восточноазиатском конфуцианском обществе, и эта традиция трансформировалась в современную конфуцианскую культуру региона. Восточноазиатская политическая культура, основанная на конфуцианской политической этике, отмечает Джеонг-Кю Ли, имеет и положительные, и отрицательные функции [7]. С точки зрения западных демократических принципов авторитарное лидерст-

во, патриархальная власть и нетерпимость в отношении оппозиции могут рассматриваться как отрицательные факторы развития демократии, но эти факторы могут играть положительную роль в нестабильных политических режимах или в экономически неразвитых странах.

Например, сильный правитель или политический деятель мог стать субъектом, способным восстановить политические и социальные системы, разрушенные колониальным правлением. Конечно, если власть абсолютна, она может привести к тоталитаризму или деспотизму. Кроме того, патриархальная власть - основной политикоэтический принцип, который подчеркивает иерархический порядок между правителями и поданными, руководителями и подчиненными, старшими и младшими, преподавателями и студентами, родителями и детьми. С другой стороны, он подчеркивает взаимные человеческие отношения между ними. Основанный на этих взаимных отношениях гуманизм, как конфуцианская политическая философия, традиционно подчеркивался в конфуцианских культурах. Если власть и повиновение выдвинуты на первый план вместо гуманных отношений, то тоталитарные и авторитетные системы могут возникнуть. В этом смысле утверждения западных теоретиков политической культуры, подчеркивающих отрицательную функцию азиатских ценностей, могут быть истинными.

С другой стороны, некоторые политические лидеры стран Юго-

Восточной Азии (Сингапур и Малайзия) настоятельно утверждают, что западный тип демократии не может пустить корни в их странах вследствие глубоко укоренившейся конфуцианской этики и политики. Идею об особом характере азиатских ценностей выдвинул премьер-министр Махатхир бен Мухаммед, правивший Малайзией с 1981 по 2003 г. Он утверждал, что эти ценности должны быть оберегаемы от поглощения наступающей западной культурой. Будучи обеспокоенным распространением западных ценностей, западного индивидуализма, а также угрозой с их стороны азиатским ценностям и традициям, Махатхир в 1982 году в рамках широкой кампании против наступления западных ценностей начал в стране реализацию политики «Look East» -«Смотри на Восток». Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю для объяснения поразительных успехов некоторых стран Азии в экономической сфере, а также для оправдания его собственного варианта патерналистского авторитаризма утверждал, что азиатская культура, делая упор на подчинении авторитету группы, трудолюбии, семье, сбережениях и образовании, была решающим фактором быстрого, не имеющего прецедентов послевоенного экономического роста в Азии. Эти ценности, по его словам, входили как составной компонент в политику режимов мягкого авторитаризма, которые преобладали в Юго-Восточной Азии и оправдывали отсутствие в Сингапуре, Малайзии и Индонезии

демократии западного образца [см.

3, с. 182; 4].

Рассмотрим азиатские ценности с точки зрения социальноэкономического содержания. Как упомянуто выше, некоторые западные ученые указывают, что главный фактор стремительного экономического успеха в Японии и четырех восточноазиатских странах -конфуцианская культура, основанная на конфуцианских ценностях. Согласно их аргументам, «конфуцианский капитализм» связан не только с ценностями, ориентируемыми на семью и формирующий групповое сознание на основе конфуцианской культуры. Он также связан и с такими фундаментальными социальными принципами, как ответственность в системе образования и труда. Эти факторы составляют сущность экономической модели развития восточноазиатских стран. Государственные чиновники, управляя страной, ориентируются на семейные и групповые ценности как фундамент конфуцианства, на такие значимые социальные принципы, как ответственность, образовательный энтузиазм, расцениваемый как часть конфуцианской трудовой этики, ставшие динамичной силой, способствовавшей национальному экономическому развитию.

В терминах отрицательной функции конфуцианские ценности, ориентируемые на семью и группу, могут привести к закрытой системе, к самовлюбленному коллективизму, а затем эти факторы могут переродиться в «клановый», или

«приятельский» капитализм в экономической системе, в фаворитизм и патернализм в социокультурной среде. Клановый капитализм - искаженный тип капитализма, состоящий из союза бизнеса и правительства, ориентируемый на семейное управление, опирающийся на государственные финансы и пожизненную систему занятости.

Дж. Сорос отмечает, что конец «азиатской модели» в конце 1990-х гг. связан с тем, что экономикам азиатских стран были присущи многие структурные недостатки. Большинство фирм находилось в семейном владении, а в соответствии с конфуцианской традицией семьи стремилось сохранить над ними контроль. Правительственные чиновники использовали банковский кредит с целью вознаградить свои семьи и друзей. Существовала порочная связь между бизнесом и органами управления [2]. На это же обращает внимание бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю: «Вы обязаны помогать своей семье и быть верным своим друзьям. Но вы должны для этого использовать частные ресурсы, а не государственные. В этом состоит суть конфуцианства. Ценность конфуцианства искажается, если вы используете государственные ресурсы, свою должность для поддержки семьи или показываете лояльность своим друзьям» [4].

Таким образом, азиатские ценности являются противоречивыми, т. е. имеющими положительные и отрицательные стороны. Представления ряда западных ученых отно-

сительно азиатских ценностей в значительной степени связаны с отрицательными характеристиками конфуцианской культуры, а не с ортодоксальными конфуцианскими теориями. В Аналектах Конфуция конечная цель обучения формируется так: воспитывая себя, стать добродетельным и справедливым мужем. В свете конфуцианской культурной истории, однако, образование стало инструментом, способствующим обогащению личности или возможности получить власть и должность. Несмотря на эти двусторонние аспекты, некоторые западные ученые, обсуждающие азиатские ценности, не увидели подлинную сущность конфуцианства, а сосредоточились на отрицательной стороне конфуцианских ценностей.

Азиатские ценности и образование в Восточной Азии.

Положительные и отрицательные функции азиатских ценностей также проявляются в области образования, особенно высшего. В восточноазиатских странах конфуцианские ценности сводятся к тому, что получение образования дает возможность приобрести социополитические привилегии. Образование стало первичным двигателем, способствовавшим национальному экономическому развитию. Однако эти ценности явились и причиной чрезмерной образовательной лихорадки, которая происходит с молодыми людьми в серьезной конкуренции при поступлении в университет или при сдаче вступительных экзаменов в колледж. Кроме того, эти ценности стали главными факто-

рами, развивающими нездоровое частное образование, усиливая социальное неравенство в некоторых восточноазиатских странах, особенно в Японии, Южной Корее и на Тайване.

Как упомянуто выше, в ориентированных на конфуцианские ценности странах образование традиционно расценивалось как средство получения высоких должностей или привилегий. Хотя конфуцианство провозглашает образование одной из главных добродетелей, фактически образование способствовало появлению конфуцианского чиновника. Некоторые западные ученые рассматривали конфуцианские ценности как движущую силу, которая оказала содействие национальному экономическому развитию. С другой стороны, такие факторы, как чрезмерный эгоизм бюрократии, закрытая организационная система в силу фаворитизма, патернализма и авторитаризма, ставящие правительство выше граждан, проявились как отрицательные элементы и были расценены как доминирующие причины формирования кланового капитализма.

Эти элементы и факторы также проявились и в структуре администрации университетов и в организационной культуре. Они вообще подчеркивают иерархический авторитетный порядок и межличностные отношения. Первые вели к авторитаризму, который создает гомогенно закрытую организационную систему в администрации высшего образования, в то время как второй ведет к патернализму или

фаворитизму, формирует гомогенный коллективизм и фракционность, основанные на кровнородственных, региональных и школьных связях. В частности, патернализм, основанный на конфуцианстве, привил культуру, которая подчеркивает взаимное братство, так же как взаимную сердечность или сочувствие между начальниками и подчиненными, администраторами и преподавателями, преподавателями и студентами, старшими и младшими в системе образования. Кроме того, фаворитизм способствовал созданию гомогенных групп, имеющих специфические интересы, пристрастия и особое покровительство.

В современном восточноазиатском высшем образовании, однако, и патернализм, и фаворитизм проявились в отрицательном аспекте, связанном с самовлюбленной фракционностью и коллективизмом. В частности, фракционность ведет к академической замкнутости научных школ, препятствует развитию теоретического знания в открытой конкурентоспособной системе. Теоретики, ученые связанные покровительством или пристрастием, пренебрежительно относятся к другим школам и направлениям. В процессе образования между преподавателями и студентами, так же как между профессорами и ассистентами, редко встречается критика или возражение старшим. Таким образом, отсутствие дискуссий и наличие закрытой организационной культуры в учреждениях высшего образования Восточной Азии, особенно в ориентируемых на конфу-

цианские ценности странах, является характерной чертой.

Например, в современном корейском высшем образовании, отмечает Ли Джеонг-Кю, есть некоторые проблемы патернализма, фракционности и фаворитизма [7]. Структурно корейская система образования является очень жесткой и закрытой. Она принимает форму вертикальной иерархии, как и любая организация конфуцианского типа. При этом, тем не менее, может показаться, что корейская система образования создана по американскому образцу. Сходство, как подчеркивает С. Волш, очень поверхностно [8]. Американская система гораздо больше децентрализована и открыта. Кроме того, межличностные отношения в рамках двух систем существенно отличаются, так же как и различаются методы преподавания и изучения. Во главе корейской системы находится Министерство образования, основная функция которого состоит в выработке политики и оценки образовательных учреждений. Поэтому этот орган регулирует поведение всех образовательных институтов в стране.

Подобный вид вертикального структурирования очень напоминает конфуцианские министерства, и этот тип пронизывает все учебные заведения. Обычная школа или высшее учебное заведение в Южной Корее имеет аналогичную вертикальную иерархию, как правило, с одним мужчиной на самом верху. Сложившаяся традиция в Южной Корее предполагает, что на эту роль требуется авторитарный ли-

дер. Такое авторитарное руководство означает, что нет ни малейших дискуссий между сотрудниками учреждений по вопросам образовательной политики и в решении других важных вопросов. Должностному лицу, как правило, требуется только беспрекословное подчинение своих сотрудников, уважение его за предполагаемое нормальное функционирование учреждения.

Руководитель же конфуцианского типа должен вести за собой подчиненных и делать это с воодушевлением, со страстью, согласно строгим моральным канонам. Таким образом, вполне естественно, что лидер завоевывает свои полномочия. Лидеры в корейской системе образования также обладают большим авторитетом, требуют уважения, но действуют крайне авторитарным образом, в то же время воздерживаются от открытых дискуссий с другими сотрудниками и студентами по важным вопросам образовательной политики. Проблема здесь в том, что современные руководители южнокорейских учебных заведений сохранили конфуцианский стиль строгой вертикальной иерархии и работают в очень авторитарной, но не всегда доброжелательной манере и соответствующей морали, которые должны отвечать традиционным конфуцианским ар-хетипическим структурам.

Совершенно очевидно, что подобная практика является не отражением традиционных конфуцианских ценностей, а их искажением, как справедливо подчеркивает С. Волш [8]. Кроме того, абсолют-

ное преобладание зубрежки в корейском образования в настоящее время означает, что учителя тратят значительно меньше времени, чем в прошлом, воспитывая положительные нравственные ценности -именно те, которые имели традиционно важное значение в рамках конфуцианской философии.

Кроме того, назначение преподавателей колледжа и университета в большой степени происходит под влиянием региональных и школьных связей. Фаворитизм препятствует открытости в администрации высшего образования, продвигая гомогенно закрытую культуру организации. Эти тенденции являются общими для всех стран с конфуцианской культурой, хотя есть и некоторые различия.

В ориентируемых на конфуцианские традиции странах множество университетов или колледжей имеют и сохраняют закрытую или вертикальную систему организации, основанную на авторитетных конфуцианских принципах. Поэтому администраторы колледжа/университета игнорируют открытую организационную систему, которая охватывает внутренние и внешние сети коммуникации. По сравнению с западными университетскими структурами, системы администрации высшего образования восточноазиатских колледжей/университетов сохраняют вертикально закрытую, а не демократически открытую культуру организации. Закрытая система администрации высшего образования - одна из главных причин того, что множество восточноазиатских

университетов находится в хвосте процессов глобализации. Не случайно заместитель директора Центра исследования вопросов развития Госсовета КНР Лю Шицзинь отмечает, что необходимо провести реформирование университетов и открыть их внешнему миру [1].

Заключение. Таким образом, азиатские ценности проявляются в различных аспектах. В терминах азиатского высшего образования, конфуцианство подчеркивает и иерархический авторитетный порядок, и межличностные отношения. Первый приводит к авторитаризму, который вызывает гомогенно закрытую организационную систему в администрации высшего образования, тогда как последние ведут к патернализму или фаворитизму, которые формируют доверительные межличностные отношения в университетской администрации и организации. С другой стороны, патернализм или фаворитизм могут вызвать гомогенный коллективизм и самовлюбленную фракционность, препятствующее открытой организационной системе.

Эти отрицательные конфуцианские факторы не только вступили в противоречие с тенденцией глобализации, но также становятся препятствием для формирования новых парадигм. Чтобы успешно развивать восточноазиатское образование, необходимы новые парадигмы, в то же время положительные функции азиатских ценностей должны быть выдвинуты на первый план.

Литература

1. Китайская экономика стоит перед лицом трех больших вызо-

вов // Жэньминь жибао он-лайн. 10.10. 2010. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/3151 8/7194958.html.

2. Сорос, Д. Азиатский кризис / Джордж Сорос // Д. Сорос. Кризис мирового капитализма. - Режим доступа : http://www.cfin.ru/anticrisis/past_ years/chronology/asia_soros.shtml.

3. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма ; пер. с англ. под общ. ред. А. В. Александровой. — М. : ACT ; Ермак, 2004. -182 с.

4. In Defense Of Asian Values: Singapore’s Lee Kuan Yew // Time. - 1998. - Mon., Mar. 16. -Режим доступа : http://www. time.com/time/magazine/ article/0, 9171,987978,00.html.

5. Kim, S. Y. Do Asian values exist? Empirical tests of the four dimensions of Asian values / So Young Kim // Journal of East Asian Studies. - 2010. - May-August.

6. Lee, H.-J. Development, Crisis, and Asian Values / Hong-Jong Lee // East Asian Review. -2003. - Vol. 15. No. 2 (Summer).

7. Lee, J.-K. Asiatic Values in East Asian Higher Education: From a Standpoint of Globalization / Jeong-Kyu Lee // Online Submission, Globalization. - 2005. -V. 5, № 1. - Режим доступа : http://globalization.icaap.org/cont ent/v5.1/lee.html.

8. Walsh, S. The Contemporary Ko-

rean Education System and Confucianism / S. Walsh. - Режим доступа : http://asadalthought.

wordpress.com/2009/06/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.