Научная статья на тему 'Азиатская конная дивизия в панмонгольском движении 1919-1920 гг'

Азиатская конная дивизия в панмонгольском движении 1919-1920 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / ЗАБАЙКАЛЬЕ / TRANSBAIKALIA / СЕМЕНОВ / УНГЕРН / UNGERN / ПАНМОНГОЛИЗМ / АЗИАТСКАЯ КОННАЯ ДИВИЗИЯ / ASIATIC CAVALRY DIVISION / ATAMAN SEMENOV / PAN-MONGOLIAN MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касаточкин Денис Романович

Данная статья посвящена участию Азиатской конной дивизии в панмонгольском движении, в котором она исполняла роль вооруженных сил несуществующего панмонгольского государства «Великая Монголия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The participation of the Asiatic Cavalry Division in Pan-Mongolian movement in 1919-1920 years

This article is dedicated to the participation of the Asiatic Cavalry Division in Pan-Mongolian movement. Asiatic Division served as the armed forces of a non-existent Pan-Mongolian state «Great Mongolia».

Текст научной работы на тему «Азиатская конная дивизия в панмонгольском движении 1919-1920 гг»

Д.Р. КАСАТОЧКИН методист ГБОУ ЦППРК «Крестьянская застава»*

Азиатская конная дивизия в панмонгольском движении 1919-1920 гг.

Азиатская конная дивизия обязана своей известностью освобождению в 1921 г. Монголии от китайской оккупации, а также яркой личности своего начальника - барона Унгерна. Менее известной страницей является участие дивизии в панмонгольском движении, которое ставило своей целью создание государства, которое сможет объединить народы монгольского корня.

Успехи и поражения монгольского национально-освободительного движения: автономия Халхи (Внешней Монголии) и фактическая автономия Барги, с одной стороны, неудачная борьба за независимость Внутренней Монголии - с другой, резкое ослабление позиций России, стремление бурят и монголов к государственному самоопределению, честолюбивые замыслы Г.М. Семенова, влияние японских военных кругов, - эти и другие факторы способствовали всплеску панмонгольского движения. С началом Гражданской войны усиливается панмонгольское движение среди бурят. По достижении в результате революции 1917 г. ряда автономных привилегий перед представителями национального бурятского движения вставал вопрос: продолжать ли бурятское государственное строительство в рамках России или создать собственное государство, объединившись вместе с другими монгольскими народами. Так как положение России тогда было крайне неустойчивым, чаша весов склонилась в пользу панмонголизма. У атамана Семенова в русле этих идей имелись собственные соображения: он мечтал о создании независимого государства, которое включало бы в себя Бурятию, Баргу, Внутреннюю и Внешнюю Монголии. Сам Семенов планировал занять в таком государстве должность главкома, фактически управляющего страной1. Таким образом, желания бурятских националистов в целом совпали с мечтами Семенова.

Внутренняя Монголия, не сумев добиться независимости самостоятельно, видела освобождение скорее в результате активной деятельности Семенова и русских бурят, чем под эгидой консервативной Халхи, однако многие князья не чувствовали уверенности в победе и готовы были согласиться присоединиться только к уже начавшемуся движению. Поддержка деятельности Семенова японцами несколько укрепляла веру внутренних монголов в успех. С Баргой было сложнее, имея уже определенные успехи - свою фактическую автономию, она

* Касаточкин Денис Романович, е-таП: denis-diderot@yandex.ru

1 Протокол допроса члена Войскового правления Забайкальского казачьего войска З.И. Гордеева // Катанаев Г.Е. На заре Сибирского самосознания. Воспоминания генерал-лейтенанта Сибирского казачьего войска. Новосибирск, 2005, с. 337.

своим участием в панмонгольских авантюрах рисковала лишиться достигнутого. Наконец Халха, довольствуясь собственной автономией и также опасаясь ее потерять, активности не проявляла. Хотя именно Внешняя Монголия в годы обретения статуса автономии выступала в роли панмонгольского стержня по отношению к Барге и Внутренней Монголии.

Для осуществления панмонгольского замысла Семенову необходимо было авторитетное лицо, которое возглавило бы это движение. Он нашел его в лице молодого чжалайтского Богдо Нэйсэ-гэгэна, который, кстати говоря, отнюдь не являлся марионеткой атамана, несмотря на то, что тот, вероятно, хотел именно этого.

25 февраля 1919 г. открылась общемонгольская конференция по созданию Великой Монголии. Территория будущего государства включала в себя Внутреннюю и Внешнюю Монголии, Баргу и земли русских бурят. Устройство предполагалось федеративное, форма правления - конституционная монархия или республика - по решению учредительного собрания. Также было выбрано правительство2 будущего государства во главе с Нэйсэ-гэгэном.

Предполагалось, что вооруженные силы нового государства составят около 24 000 человек: большую часть - 20000 человек выставит Внутренняя Монголия, 1 000 человек - Барга и 3 000 человек -буряты. Для содержания войск было решено сделать заем у иностранного государства под обеспечение золота, серебра и полезных

о

ископаемых3. Помощь в обеспечении войск вооружением, а также хлопоты по займу взял на себя атаман Г.М. Семенов. Через барона Р.Ф. Унгерн-Штернберга он выделил беспроцентную ссуду в размере 2 млн. руб. керенками для материального обеспечения обучения будущих воинских частей.

Военное министерство поручалось внутренним монголам. Военным министром фактически стал Фушенга - номинальный командующий монгольскими полками в войсках Семенова. Фактически же войском Даурского правительства стала Азиатская конная дивизия, состоявшая из четырех полков: двух монгольских (Даурский и Хамарский) и двух бурятских (1 -й и 2-й Бурятские). Монгольские части были сформированы из племен внутренних монголов, прежде всего, харачинов, чахаров и баргутов, многие из них служили у Семенова в Особом Маньчжурском отряде еще в 1918 г. Они представляли собой скорее наемников и полухунхузов. Монголы в этих полках имели своих офицеров и десятников, но полноценного командования не осуществляли. Пополнялись части посредством вербовки добровольцев. Всадники бурятских частей служили в основном по мобилизации и имели собственных младших офицеров. Среди всадников велась пропаганда

2 Правительство Великой Монголии было названо Даурским, так как находилось в Даурии.

3 С-кий А.Ф. Материалы к истории интервенции. Роль Японии в «панмонгольском движении» // Новый Восток, 1922, № 2, с. 594.

идей панмонголизма4, однако в большинстве своем простые буряты были далеки от строительства «Великой Монголии».

Летом 1919 г. в Ургу были командированы полковник П.П. Левицкий и Ц.-Е. Цыдыпов. Целью поездки была попытка склонить на сторону панмонгольского движения власти Внешней Монголии. К тому времени стало очевидно, что без привлечения Халхи объединение монгольских народов невозможно. На Даурской панмонгольской конференции Внешняя Монголия была представлена лишь наблюдателями. Позиция Халхи оставалась туманной, и переговоры ясности не внесли. Подобная неопределенность со стороны Ургинских властей все больше толкала панмонголистов на путь военной операции против несговорчивой Халхи. Этот курс был одобрен на прошедшей летом в Чите панмонгольской конференции, на которой Нэйсэ-гэгэн справедливо заметил: «Халха, должно быть, боится, что мы отнимем у них власть!»5.

Вероятно, именно для этой цели 17 июля 1919 г. из Азиатской дивизии выделяется Отряд особого назначения Левицкого, в который переходили практически все наиболее боеспособные части дивизии6. То, что Семенов предполагал вторжение в Халху, не было неожиданностью. В китайской прессе писалось, что вторжение предполагалось с двух направлений. С восточного, где Семенов будет использовать «Фушенгу, который с 3-мя тысячами вторгнется в восточную часть Внешней Монголии через юго-западные караулы Хулунбуира и пойдет на Ургу»7. Вторым направлением было северное, там Семенов «использует 4 тысячи бурятских солдат, которые пойдут на

о

Ургу через Кяхту»8.

«4 августа 1919 г. отряд из двух бурятских и двух монгольских полков под командой Левицкого выступил из Даурии в Монголию»9, и конечным пунктом, скорее всего, была Урга. В сентябре стало известно, что «два отдельных отряда Семенова продвигаются к Восточной Монголии10. В районе Санбэйсэ 7 сентября какой-то семеновский отряд был разбит монгольскими войсками11, видевшими в этом походе открытую интервенцию.

Примечательно, что именно накануне похода в Азиатской дивизии произошел мятеж. В августе 1919 г. для переговоров с правительством Нэйсэ-гэгэна Даурию посетила китайская дипломатическая миссия. По мнению Л.А. Юзефовича, китайцы также провели секретные переговоры

4 Базаров Б.В. Генерал-лейтенант Маньчжоу-го Уржин Гармаев. Улан-Удэ, 2001, с. 7-8.

5 Базаров Б.В. Неизвестное из истории панмонголизма. Улан-Удэ, 2002, с. 34.

6 РГВА, ф. 39454, оп. 1, д. 2, л. 163.

7 С-кий А.Ф., Указ соч., с. 601.

8 Там же.

9 Кузьмин С.Л. История Барона Унгерна: опыт реконструкции. М., 2011, с. 134. Согласно документам 1-й Бурятский полк как минимум до 13 августа продолжал находиться в Даурии. РГВА, ф. 39777, оп. 1, д.1.

10 Кузьмин С.Л. Указ. соч. с. 134; Марковчин В.В. Три атамана. М., 2003, с. 230.

11 Белов Е.А. Барон Унгерн фон Штернберг: Биография. Идеология. Военные походы. 1920-1921. М., 2003, с. 24.

А Г\

с Фушенгой В результате 3 сентября в Азиатской дивизии произошел мятеж внутренних монголов. Китайская версия кажется весьма очевидной, ведь кто, как не китайцы были более всего заинтересованы в раздоре, а еще лучше гибели Даурского правительства или панмонгольского войска. Так, в конце апреля 1919 г. командование Азиатской дивизии принимало спешные меры в связи с ожиданием группы китайцев, которые готовили «покушение на проживающее в

Л ^

Даурии Монгольское правительство»13.

Однако существуют и другие версии. Например, что мятежа как такового не было, а просто семеновцы решили избавиться от Фушенги, или что внутренние монголы были недовольны строгой дисциплиной и невыплатой жалованья. Также известно, что Фушенга протестовал против переброски «своих» частей в Верхнеудинск, куда, кстати, уже начали перебрасываться части Монголо-Бурятской конной бригады вместо обещанного похода в Монголию. Кроме того именно Фушенга фактически возглавил так называемую группу маньчжуристов (сторонников панмонгольского государства под властью маньчжуров) в Даурском правительстве, против чего выступал Нэйсэ-гэгэн. Наконец, крайне неспокойно было и в отношениях между представителями монгольского «генералитета». Сам Фушенга был безусловно храбрым воином, но при этом оставался «простым монголом, бывшим рядовым

Л л

бойцом отряда Токтохо» Приведя в ответственный момент свой отряд на помощь Семенову, «китайский полковник» Фушенга стал «русским белым генералом». Тем не менее вскоре стало известно, что Фушенга собирается захватить правительство Нэйсэ-гэгэна, разоружить бурятские части и двинуться во Внутреннюю Монголию, где соединиться с маньчжурами15.

Подавлял мятеж П.П. Левицкий, он предложил Фушенге сдать оружие, но тот спрятался с конвоем в гостинице, где он жил. Попытки бурят штурмовать дом были безрезультатными, это усугублялось тем, что значительная часть офицеров оказалась пьяной. В итоге пришлось снести дом с помощью бронепоезда. Убитыми во время штурма и расстрелянными после были около 200 внутренних монголов. Потери частей, подавивших бунт, были малы16.

В октябре 1919 г. дивизия была разделена на две отдельные бригады - Азиатскую конную бригаду под командой генерал-майора Унгерна (1-й и 2-й Татарские конные полки) и Монголо-Бурятскую конную бригаду (Бурятский имени Доржи Банзарова и Монгольский имени Чингисхана конные полки). В последнюю были сведены панмонгольские войска. В ноябре того же года она получила имя Зорикто-Батора, такой титул Богдо-

12 ЮзефовичЛ.А. Самодержец пустыни: барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил. М., 2010, с. 176-177.

13Романов А.М. Особый Маньчжурский отряд атамана Семенова. Иркутск, 2013, с. 270.

14 Базаров Б.В. Неизвестное из истории панмонголизма, с. 29.

15 См.: Ринчино Э.-Д. Избранные труды. Улан-Удэ, 1998.

16 РГВА, ф. 39777, оп. 1, д. 10, л. 40; РГВА, ф. 39777, оп. 1, д. 3, л. 140.

гэгэн пожаловал Тогтохо в 1911 г. Имя легендарного героя Монголии повышало статус отряда и придавало ему общемонгольский характер. Официально возглавил бригаду генерал Левицкий, главнокомандующим считался Нэйсэ-гэгэн. Это панмонгольское войско просуществовало всего несколько месяцев. Уже в начале января 1920 г. Монголо-Бурятская конная имени Зорикто-Батора бригада фактически перестанет существовать. Бурятский конный имени Доржи Банзарова полк, действовавший в составе экспедиции генерала Скипетрова по подавлению восстания в Иркутске, будет разоружен чехами и американцами. После же скорого освобождения всадники «благополучно» разбрелись по родным хошунам.

Монгольский конный имени Чингисхана полк во главе с генералом Левицким и Нэйсэ-гэгэном в январе 1920 г. выступил из Верхнеудинска в сторону Новоселгинска против партизан. Во время похода между Левицким и Нэйсэ-гэгэном произошел спор о дальнейшем движении.

Л 7

Левицкий хотел возвратиться в Верхнеудинск, монголы - идти в Халху . Л.А. Юзефович, наоборот, предполагает, что Нэйсэ-гэгэн пытался

Л й

воспрепятствовать походу русских на Ургу18.

Нельзя исключать, что именно из-за ввода китайского гарнизона в Халху летом 1919 г. идея вторжения во Внешнюю Монголию была полностью оставлена. Ведь в том случае, если Зорикто-Батор-бригада имела целью поход на Ургу, Левицкий отчасти мог разыграть ту же карту, которая спустя год выпадет барону Унгерну. Присутствие Нэйсэ-гэгэна и лозунг освобождения страны от китайцев могли спровоцировать антикитайские и антиламские выступления, а стремительный удар по Урге с севера мог дать панмонголистам легкую победу.

Компромисс между Левицким и Нэйсэ-гэгэном не был найден. Все кончилось трагично как для монголов, так и для русских: вначале недалеко от Гусиноозерского дацана чахары и харачины перебили русских офицеров, погиб и П.П. Левицкий. Около Кяхты отряд монголов разделился: большинство отправилось в Халху, попутно «разоряя, грабя, мучая и насилуя все попадавшееся на пути»19, остальные были разоружены китайцами. С виду радушный прием китайцев оказался западней - знатных монголов, включая Нэйсэ-гэгэна, расстреляли, остальных заперли в бане, а потом отправили на принудительные работы. В феврале 1920 г. оставшиеся части бригады были влиты в состав Азиатской конной дивизии.

Подводя итог, отметим, что Азиатская конная дивизия в 1919-1920 гг. являлась единственной внушительной вооруженной силой, действовавшей в интересах панмонгольского движения. Однако основным массам бурят и монголов идеи панмонголизма были чужды, что не позволило этому движению стать общенациональной идеей. А с

17

Шишкин С.Н. Гражданская война на Дальнем Востоке. М., 1957.

18 Юзефович Л.А. Указ. соч., с. 181.

19 Соколов Б.В. Барон Унгерн. Черный всадник. М., 2007, с. 440-442.

фактической гибелью в начале 1920 г. Монголо-Бурятской Зорикто-Батор-бригады - одной из главных боевых единиц панмонгольского движения, а также гибелью лидера этого движения Нэйсэ-гэгэна можно говорить о практическом сведении на нет панмонгольской деятельности атамана Семенова и участия в ней Азиатской конной дивизии.

Касаточкин Д.Р. Азиатская конная дивизия в панмонгольском движении 1919-1920 гг. Данная статья посвящена участию Азиатской конной дивизии в панмонгольском движении, в котором она исполняла роль вооруженных сил несуществующего панмонгольского государства «Великая Монголия».

Ключевые слова: гражданская война, Забайкалье, Семенов, Унгерн, панмонголизм, Азиатская конная дивизия.

Kasatochkin D.R. The participation of the Asiatic Cavalry Division in Pan-Mongolian movement in 1919-1920 years. This article is dedicated to the participation of the Asiatic Cavalry Division in Pan-Mongolian movement. Asiatic Division served as the armed forces of a non-existent Pan-Mongolian state «Great Mongolia».

Key words: Civil War, Transbaikalia, ataman Semenov, Ungern, Pan-Mongolian movement, Asiatic cavalry division.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.