Хроника
АЗИАТСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
23—24 сентября 2010 г. в Университете Цинхуа (г. Пекин, КНР) состоялся 9-й семинар в рамках проекта «Азиатская энергетическая безопасность» (East Asia Science and Security). Организаторами семинара выступили Институт по безопасности и устойчивому развитию Наутилус (The Nautilus Institute for Security and Sustainable Development, США — Австралия) и Пекинский энергетический учебный центр при Университете Цинхуа.
Участниками проекта «Азиатская энергетическая безопасность» являются группы специалистов-экспертов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Австралии, Вьетнама, Индонезии, Китая, КНДР, Республики Корея, России, Тайваня, США, Японии. Используя специализированную модель LEAP1, эксперты выполняют прогнозирование развития энергетического сектора национальных экономик с учетом национальных приоритетов энергетической безопасности. Общая методология позволяет моделировать развитие энергетики и решение тех или иных проблем как на уровне отдельной страны (региона), так и на уровне группировки стран (регионов) с учетом возможных вариантов сотрудничества. Значительное внимание в проекте уделяется различным сценариям развития ядерной энергетики в странах-участниках, и, в частности, возможным вариантам организации ядерного топливного цикла на региональном и национальном уровнях.
Первая сессия семинара открылась докладом российской команды. Доклад сотрудников Института экономических исследований ДВО РАН (г. Хабаровск) д-ра экон. наук Ломакиной Н. В., Деминой О. В., Новицкого А. А. был посвящен текущему состоянию и перспективам развития энергетики Дальневосточного федерального округа РФ. Авторы проанализировали как благоприятные тенденции (ввод новых генерирующих мощностей, формирование структуры стратегических компаний-операторов и рамочных условий работы базовых рынков топлива и энергии, снижение остроты проблемы неплатежей и др.), так и ряд проблем стратегического характера (технологическое и экономическое обособление энергосистем округа от национального рынка энергии и мощности, износ оборудования в стационарной энергетике, нестабильность коммунальной энергетики и др.). Были рассмотрены ситуация с реализацией крупномасштабных проектов ТЭК Дальнего Востока в 2008—2010 гг. и перспективы развития атомной энергетики в регионе. Также были показаны предварительные результаты сценарного прогнозирования ТЭК ДФО с использованием программно-вычислительного комплекса LEAP.
С докладом о развитии энергетического сектора Республики Корея выступила сотрудник Института экономики энергетики Кореи (KEEI) Джимин Парк (Jimin Park). Она отметила, что при среднегодовых темпах прироста ВВП 7,3% в течение
1 Long-range Energy Alternatives Planning system — специализированное программное обеспечение для моделирования сценариев развития производства (добычи), переработки, преобразования, транспорта, распределения, конечного использования топлива и энергии в стране / регионе, группе стран / регионов.
последних 40 лет (1970—2009 гг.) средний годовой теми роста потребления энергии составил 6,6%, в результате значительно снизилась энергоемкость ВВП. Докладчик отметила, что по прогнозам валовое потребление энергоресурсов продолжит расти, однако темп будет постепенно замедляться: с 2,6% в 2006—2010 гг. до 0,6% в 2020— 2030 гг. Доля нефти снизится с 43,6% в 2006 г. до 34,2% в 2030 г. как в связи с высокими ценами на нефть, так и с проектируемым изменением структуры промышленного производства. Энергоэффективность экономики Республики Корея является одной из самых низких в странах ОЭСР. По мнению г-жи Парк, это объясняется более высокой долей обрабатывающей промышленности в ВВП и более низкой долей сектора услуг: так, если в США на долю сектора услуг приходится более 76% ВВП, то в Республике Корея — 57%. В связи с этим приоритетами национальной энергетической политики являются повышение энергетической эффективности, энергосбережение, защита окружающей среды. В рамках этой политики планируется увеличить долю энергии возобновляемых источников с 2,4% в 2008 г. до 11% в 2030 г., долю атомной энергии — с 36% в 2007 г. до 40% в 2030 г.
Сотрудник Института по безопасности и устойчивому развитию Наутилус д-р Дэвид Вон Хиппел (David Von Hippel) выступил с докладом о результатах моделирования в ПВК LEAP сектора энергетики Республики Корея по материалам работы д-ра Ким Хосок (Kim Hoseok).
Г-жа Каэ Такасэ (Kae Takase), старший научный сотрудник и вице-президент компании Governance Design Laboratory, выступила с докладом о современном состоянии энергетики Японии и результатах моделирования в программно-вычислительном комплексе LEAP. Докладчик отметила, что в последние годы в Японии продолжилась тенденция снижения валового потребления энергии во всех секторах экономики. Кроме этого, в структуре потребления происходит замещение в пользу источников энергии с низкими выбросами углекислого газа. Так, в структуре потребления первичной энергии в 2005—2008 гг. доля газа выросла с 14 до 17%, в то время как доля нефти снизилась с 50 до 47%.
Несмотря на серьезные усилия в сфере развития возобновляемых источников энергии, их доля в структуре валового потребления остается крайне низкой — на уровне 2%. В последние годы активно развиваются такие направления, как использование ветряной и солнечной энергии. Основными инструментами, стимулирующими развитие возобновляемых источников энергии, являются: требования к минимальной доле возобновляемых источников в валовом производстве электроэнергии (1,6% с 2003 г.), обязательства для генерирующих компаний приобретать электроэнергию, полученную из возобновляемых источников, у мелких производителей или домохо-зяйств (с 2009 г. такое правило действует для солнечных батарей, установленных на крышах домов, а с 2012 г. планируется распространить его на все виды возобновляемой энергии), а также субсидии и «зеленые сертификаты» для стимулирования спроса на солнечные элементы. В целом для частных потребителей солнечная электроэнергия продолжает оставаться дорогой альтернативой. Так, например, средняя стоимость солнечных элементов, устанавливаемых на крыше дома, составляет порядка 20 тыс. долл. США, а срок окупаемости, даже с учетом предоставляемых государством субсидий, может составить до 20 лет.
Вопрос организации ядерного топливного цикла также является актуальным для Японии. С 1993 г. реализуется проект строительства первого в Японии завода по регенерации ядерного топлива в деревне Роккасё (префектура Аомори). Намеченный на октябрь 2010 г. ввод в строй этого завода был отложен еще на два года в связи с необходимостью дополнительной технической модернизации. Проблемы с его вводом в эксплуатацию могут усложнить ситуацию на японских атомных электростанциях, где временные хранилища отработанного ядерного топлива близки к заполнению, а
^^ А. А. Новицкий, О. В. Демина
№ 4 2010
также негативно повлиять на реализацию намеченных властями планов строительства в стране к 2020 г. девяти новых АЭС.
Г-жа Каэ Такасэ отметила, что важнейшей проблемой японской энергетики является достижение целей в рамках Киотского протокола. К 2012 г. объем выбросов парниковых газов должен быть снижен на 6% по сравнению с уровнем 1990 г. Еще в
2007 г. фактический уровень составлял +9% от 1990 г., но уже в 2009 г. был достигнут уровень на 7% ниже, чем в 1990 г. Важную роль в снижении выбросов и достижении целей сыграло сокращение производства и экономической активности в условиях мирового экономического кризиса.
Новый план развития энергетики, одобренный кабинетом министров в 2010 г., направлен на переход к низкоуглеродной экономике. В числе заявленных в нем целей — снижение выбросов в жилищном секторе на 50% к 2030 г., повышение доли энергии из возобновляемых источников в валовом потреблении с 2 до 10% к 2020 г.
Подробный обзор энергетического сектора Тайваня сделали профессор Бор Ю. Дж. (Bor Yunchang Jeffrey), профессор Хуанг Ё. (Huang Yophy) и г-жа Пенг Чи-Ю (Peng Chieh-Yu). Тайвань отличается чрезвычайно высокой зависимостью от импорта энергоресурсов (98%), преобладанием нефти в структуре потребления первичной энергии (51%), высокой зависимостью от импорта нефти из стран Ближнего Востока (80% всего импорта нефти).
В 2009 г. на Тайване был принят закон «О возобновляемых источниках энергии». В законе предусмотрены меры, направленные на стимулирование использования возобновляемых видов энергии: льготные кредиты, субсидии, помощь в приобретении прав на землю, ценовая политика и др. Основной целью является увеличение доли мощностей на основе возобновляемых источников энергии в энергосистеме до 15% (8450 МВт), из которых 2500 МВт будет приходиться на гидроэнергию, 3000 МВт — на ветряную энергию, 1000 МВт — на солнечную энергию, 1400 МВт — на энергию биомасс.
В настоящее время на Тайване разрабатывается закон «О снижении выбросов парниковых газов». Целевым ориентиром является возврат к уровню выбросов
2008 г. в период 2016—2020 гг. и в дальнейшем к уровню 2000 г. (214,5 млн т) к 2025 г. Закон о снижении выбросов предполагает реализацию в виде трех этапов: 1) создание национального реестра парниковых газов и системы регистрации выбросов; 2) введение стандартов и норм для различных энергопотребляющих процессов; 3) введение системы торговли квотами на выбросы.
В разработке также находится и так называемый «Зеленый закон». Основной идеей этого закона является введение комплексной системы налогов на потребление невозобновляемых энергоресурсов и связанные с этим выбросы углерода таким образом, чтобы полученные доходы направлялись в пользу снижения государственного налога на доход, а также на субсидирование общественной транспортной системы. Планируется, что закон будет принят в течение 2011 г.
Продолжаются споры о целесообразности строительства дополнительных мощностей атомной генерации. Основной проблемой является отсутствие комплексного плана по утилизации и захоронению отработанного топлива и радиоактивных отходов. Предполагается, что доля атомной генерации в объеме установленных мощностей может вырасти с 11% в настоящее время до 20—25% к 2025 г.
Доклад д-ра Фам Хан Тон (Pham Khanh Toan) и г-на Нгуен Мин Бао (Nguyen Minh Bao) из Института энергетики Вьетнама был посвящен описанию текущего состояния энергетики Вьетнама. Авторы отметили, что в 1999—2009 гг. средний темп прироста энергопотребления составил 5,3% в год. При этом наиболее высокие темпы прироста электропотребления отмечаются в жилищном секторе — около 16,3% в год, в то время как средние темпы в промышленности составляют всего 6,8%.
В 2010 г. во Вьетнаме был принят закон «Об энергосбережении», который направлен, прежде всего, на использование потенциала энергосбережения в наиболее энергоемких отраслях. Закон обязывает все энергоемкие производства разработать планы по повышению энергетической эффективности.
В июне 2010 г. во Вьетнаме был утвержден план развития атомной энергетики, согласно которому к 2030 г. мощность установленных АЭС будет составлять 15 ГВт (10% от общего объема установленной мощности). К 2020 г. планируется строительство и сдача двух первых во Вьетнаме атомных энергоблоков мощностью 1 ГВт каждый.
Доклад «Обзор энергетики КНР и результаты работы по модели LEAP» подготовили профессора Ванг Янжиа (Wang Yanjia), Гу Алун (Gu Alung) и Жанг Алинг (Zhang Aling) из Пекинского энергетического учебного центра при Университете Цинхуа. Авторы доложили, что в последние годы в КНР происходил значительный рост валового потребления энергии. Крупные инвестиции были направлены в строительство объектов электроэнергетики и нефтехранилищ для обеспечения устойчивых поставок энергии и поддержания экономического роста. В целях обеспечения устойчивого развития экономики ключевыми приоритетами национальной стратегии развития стали энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии. В пятилетнем плане КНР на 2006—2010 гг. была поставлена задача снизить энергоемкость ВВП на 20%, объем выбросов вредных веществ в атмосферу — на 10%. По данным статистики, в 2005—2009 гг. энергоемкость ВВП снизилась на 15,6%.
Ежегодно снижается средний удельный расход топлива на единицу выработанной электроэнергии, в настоящее время он составляет 316 гут/кВтч. В числе мер, направленных на его снижение, — закрытие электростанций малой мощности (200 МВт). В области повышения эффективности использования энергии активно вводятся и обновляются стандарты энергопотребления. С 2008 г. такие нормы действуют для широкого спектра производственных процессов.
Серьезное внимание уделяется энергосбережению на транспорте. С 2009 г. в КНР действует налог на потребление бензина. При этом налог на топливо для владельцев малогабаритных и гибридных автомобилей снижен с 5 до 2,5%. В результате реализации второго этапа мер по нормированию расхода топлива с 2009 г. из 2374 видов транспортных средств были сняты с производства 444 вида.
Рост объема установленных мощностей в Китае в последние годы можно назвать беспрецедентным. В 2003—2008 гг. объем увеличился вдвое — с 400 до 800 ГВт. В структуре установленных мощностей электрогенерации (2008 г.) основная доля приходится на тепловые электростанции (76%), значительную часть составляет гидрогенерация (21,6%). К 2020 г. планируется увеличить установленные мощности ветряной генерации с 20 до 86 ГВт, солнечной генерации — с 0,3 до 2 ГВт.
В продолжение серии докладов об энергетике Китая г-н Ху Тао (Hu Tao), сотрудник Центра стратегических исследований при Министерстве охраны природы, сделал доклад на тему: «Комплексный контроль выбросов парниковых газов и загрязнителей воздуха в рамках XII пятилетнего плана КНР». Основная идея доклада заключается в том, что необходимо реализовать систему единого комплексного контроля над выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и выбросами парниковых газов, поскольку эти процессы взаимосвязаны. Наилучшим решением, по мнению Ху Тао, будет совместный анализ затрат и выгод по этим двум направлениям и подбор инструментов политики для максимизации чистой выгоды. Этот подход является альтернативой традиционным подходам налогообложения, нормирования уже существующих процессов загрязнений и выбросов парниковых газов независимо друг от друга.
Сотрудники Института атомной и новой энергии при Университете Цинхуа
A. A. Новицкий, О. В. Демина
Ванг Джие (Wang Jie), Ю Сяоли (Yu Xiaoli) и Янг Сяоёнг (Yang Xiaoyong) подготовили доклад о развитии атомной энергетики в КНР. Авторы отметили, что в 2004 г. правительство Китая изменило приоритет развития атомной энергетики с «умеренного» на «активное». В настоящее время в Китае действуют 13 атомных реакторов общей мощностью 10 ГВт. Запланированы к введению еще 62 реактора общей мощностью 68 ГВт, из которых 24 реактора уже находятся в фазе активного строительства. Часть реакторов произведена в Китае, где существует три центра производства компонентов для атомной энергетики, а другие импортированы из Канады, России и Франции. С 2010 г. в Китае проводятся испытания нового реактора на быстрых нейтронах.
Текущие планы КНР по наращиванию новых мощностей атомной генерации являются беспрецедентными: общий объем установленных мощностей будет увеличен с 9 ГВт в 2009 г. до 80 ГВт в 2020 г. и в перспективе до 200 ГВт в 2030 г. Серьезные шаги делаются Китаем в создании полноценной системы ядерного топливного цикла. Так, в 2010 г. начал работу один из крупнейших заводов по переработке отработанного топлива. В настоящее время все элементы этой системы присутствуют: разведка и добыча урана, конверсия, разделение изотопов урана, производство ядерного топлива и переработка отработанного топлива.
В докладе «Обзор энергетического сектора Индонезии: текущее состояние и планы развития» д-ра Индриянто А. Р. С. (Indriyanto Asclepias R.S.) и Сукма Сеприа-на (Sukma Sepriana) отметили, что валовой объем потребления энергии в Индонезии продолжает расти, несмотря на ряд мер по его снижению. В 2000—2005 гг. наиболее высокие темпы роста объемов выбросов парниковых газов были в секторе энергетики (5,7%). В то же время прирост выбросов в промышленности был в 2 раза ниже — 2,6% в год. Более половины выбросов в секторе ТЭК приходится на нефте- и газоперерабатывающую промышленность. Среди других проблем энергетики Индонезии авторы отметили отсутствие комплексной государственной политики энергосбережения и высокий уровень субсидирования топлива на транспорте.
В продолжение темы прозвучал доклад г-на Фаби Тумива (Fabby Tumiwa) на тему: «Изменение климата: позиция Индонезии». Докладчик отметил, что цель, озвученная президентом Индонезии на саммите G20 в Питсбурге (2009 г.) о сокращении выбросов углекислого газа к 2020 г. на 26—41%, является слишком амбициозной. При сохранении текущих тенденций объемы выбросов вырастут с 2100 млн т в 2005 г. до 3300 млн т в 2030 г. По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе максимальный потенциал по сокращению выбросов сосредоточен в лесном хозяйстве. При этом развитие атомной энергетики в Индонезии пока не рассматривается в качестве меры по снижению выбросов парниковых газов.
По мнению докладчика, в течение последующих 25 лет ожидается 8—10-кратное увеличение спроса на электроэнергию (с 120 до 970 кВтч). Вопросы наращивания мощностей атомной генерации по-прежнему не получают поддержки как на правительственном уровне, так и на уровне общественности. По самым оптимистичным оценкам, строительство АЭС в Индонезии начнется в 2018 г.
С заключительным докладом на семинаре выступил сотрудник Института Наутилус, один из организаторов проекта «Азиатская энергетическая безопасность», д-р Дэвид Вон Хиппел (David Von Hippel). Его доклад был посвящен сценариям развития сотрудничества между странами АТР в вопросах развития атомной энергетики и организации ядерного топливного цикла. Основой для исследования стали данные о развитии атомной энергетики, предоставленные десятью странами-участниками проекта. Докладчик представил возможные варианты роста динамики установленных мощностей атомной генерации и производства электроэнергии в регионе. По оценкам д-ра Вон Хиппела, валовое потребление электроэнергии в регионе АТР мо-
19-й ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
пэ
жет вырасти с 4,3 ТВт в 2008 г. до 6 ТВт в 2020 г. Совокупный объем установленных мощностей атомной генерации в регионе в инерционном сценарии может составить до 200-250 ГВт к 2030 г.
Во второй части доклада д-р Вон Хиппел рассмотрел возможные сценарии сотрудничества в области ядерного топливного цикла, включая варианты с созданием совместных региональных центров по обогащению урана, переработке отработанного топлива и утилизации отходов, управляемых международным консорциумом, а также создание совместных запасов ядерного топлива объемом на 1 год. Делая выводы, докладчик подчеркнул, что разница в денежных затратах между сценариями менее важна, чем вопросы нераспространения ядерных материалов, общественной и военной безопасности. При этом варианты с использованием региональных или международных объединений дают определенные преимущества, однако требуют значительных усилий для реализации.
А. А. Новицкий, О. В. Демина
19-Й ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
26—27 августа в г. 0лан-Батор (Монголия) состоялся 19-й экономический форум Северо-Восточной Азии. В этом году форум проходил при поддержке Министерства иностранных дел и торговли Монголии, правительства Монголии, Монгольской ассоциации Северо-Восточной Азии и Монгольского Азиатско-Тихоокеанского института. В форуме приняли участие представители бизнеса, науки и государственного управления Китайской Народной Республики, Японии, Республики Корея, Монголии, Российской Федерации, США и Европейского союза.
В этом году в повестке форума стояло пять сессий:
• Добыча полезных ископаемых в Северо-Восточной Азии (СВА);
• Сотрудничество в сфере энергетики и защиты окружающей среды;
• Сотрудничество в сфере транспорта и логистики;
• Финансовое сотрудничество в СВА;
• Трансграничное сотрудничество в СВА.
Во вступительной речи, открывшей работу форума, было зачитано обращение президента Монголии Цахиагийн Элбэгдорж (Tsakhia Elbegdorj) к делегатам. В своем обращении президент подчеркнул важность расширения и укрепления сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Президент также высоко оценил работу Экономического форума Северо-Восточной Азии (NEAEF) в продвижении идеи региональной кооперации и усилия этой организации в продвижении идеи создания Банка сотрудничества и развития СВА (NEABCD). С приветственным словом выступил председатель форума д-р Ли-Чжей Чо (Lee-Jay Cho), а также бывший спикер Национального собрания Республики Корея, г-н Парк Кван-Йонг (Park Kwan-Yong); бывший заместитель председателя Постоянного Комитета собрания народных представителей Китайской Народной Республики г-н Цзян Чженхуа (Jiang Zhenghua); временный поверенный в делах, заместитель главы миссии посольства США в Монголии от имени посла США в Монголии г-на Аделтона, г-н Хилл; бывший губернатор штата Гавайи (США) г-н Араёши (Georg Ariyoshi); мэр г. 0лан-Батор г-н Мокхаба-яр Гомбосурен (Monkhbayer Gombosuren). Обращение губернатора Хабаровского края