Научная статья на тему 'АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ: ВЗГЛЯД НА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ'

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ: ВЗГЛЯД НА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА / ETHNIC HISTORY OF AZERBAIJAN / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / POLITICAL HISTORY / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / NATIONAL REVIVAL / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / STATEHOOD / АГРЕССИЯ АРМЯН / AGGRESSION OF АRMENIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудов Ягуб Микаил Оглы

В статье видного азербайджанского историка, директора Института истории им. А.А. Бакиханова Академии наук Азербайджанской Республики Ягуба Махмудова представлены основные теоретико-методологические подходы, характеризующие освещение этногенеза и этнополитической истории Южного Кавказа в современной исторической литературе Азербайджана. Автор выделяет ключевые этапы этногенеза азербайджанского народа, показывает их взаимосвязь с политической историей страны, эволюцией ее государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AZERBAIJANIS: VIEW AT ETHNOPOLITICAL HISTORY

In the article of prominent Azerbaijani historian, director of the Institute of History named after A.A. Bakikhanov of Azerbaijan National Academy of Sciences of Yagub Mahmudov presented the basic theoretical and methodological approaches, characterizing the ethnogenesis and ethno-political history of the South Caucasus in the modern history literature of Azerbaijan. The author identifies the key stages of the ethnogenesis of the Azerbaijani nation, showing its co-relations witch the political history of the country, the evolution of its statehood.

Текст научной работы на тему «АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ: ВЗГЛЯД НА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ»

УДК 94(=512.162):930.1(479.24)

МАХМУДОВ Я.М. АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ: ВЗГЛЯД НА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ

Ключевые слова: этническая история Азербайджана, политическая история, национальное возрождение, государственность, агрессия армян.

В статье видного азербайджанского историка, директора Института истории им. А.А. Бакиханова Академии наук Азербайджанской Республики Ягуба Махмудова представлены основные теоретико-методологические подходы, характеризующие освещение этногенеза и этнополитической истории Южного Кавказа в современной исторической литературе Азербайджана. Автор выделяет ключевые этапы этногенеза азербайджанского народа, показывает их взаимосвязь с политической историей страны, эволюцией ее государственности.

MAHMUDOV, Y.M.

THE AZERBAIJANIS: VIEW AT ETHNOPOLITICAL HISTORY

Keywords: ethnic history of Azerbaijan, political history, national revival, statehood, aggression of Аrmenians.

In the article of prominent Azerbaijani historian, director of the Institute of History named after A.A. Bakikhanov of Azerbaijan National Academy of Sciences of Yagub Mahmudov presented the basic theoretical and methodological approaches, characterizing the ethnogenesis and ethno-political history of the South Caucasus in the modern history literature of Azerbaijan. The author identifies the key stages of the ethnogenesis of the Azerbaijani nation, showing its co-relations witch the political history of the country, the evolution of its statehood.

1. Азербайджанцы в современном мире.

Азербайджанский народ - основное, наиболее древнее, автохтонное местное население Азербайджанской Республики (Северный Азербайджан) и Южного Азербайджана (северо-западные провинции Иранской Исламской Республики). Азербайджанцы относятся к хазарскому (каспийскому) типу белой (европейской) расы, говорят на азербайджанском языке, принадлежащем к огузской ветви тюркской группы алтайской языковой семьи. Называют себя азербайджанцами. В разные периоды истории именовались также тюрками, азербайджанскими тюрками или кавказскими (азербайджанскими) татарами. При этом азербайджанцы, проживающие в Южном Азербайджане и в других областях Ирана, и по сей день называют себя тюрками. По своему вероисповедованию азербайджанцы являются мусульманами.

Азербайджанцы являются вторым в мире по численности большим тюркским народом после анатолийских турок. Численность азербайджанцев составляет примерно 60 миллионов (в том числе, в Азербайджанской Республике - около 10 миллионов, в Южном Азербайджане и в других областях Ирана - около 35 миллионов).

Важное военно-стратегическое расположение территории Азербайджана, связывающей Европу с Азией, а также наличие несметных подземных и наземных богатств, оставили глубокий след в исторической судьбе азербайджанцев. На протяжении многовековой истории, в результате различного рода миграций, зачастую связанных с войнами, массовыми переселениями, политикой покорения и ассимиляции со стороны различного рода держав (Ирано-Ахеменидское и Ирано-Сасанидское государства, Византийская империя, Арабский халифат, Российская империя, СССР и др.), в различные периоды азербайджанцы вынуждены были покидать родные края.

Как следствие, в настоящее время азербайджанцы, наряду с исконной их родиной -Азербайджанской Республикой (Северный Азербайджан) и Южным Азербайджаном,

начиная с древнейших времен, как аборигенное население, компактно проживают в различных областях Ирана, Ирака, Восточной Анатолии, Грузии (в основном на юго-востоке страны - территории исторической области Борчалы), Дагестана и в других местах. В то же время, покинувшие свою историческую Родину азербайджанцы сегодня в значительном количестве живут в Турции, а также на постсоветском пространстве - в Российской Федерации, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Киргизстане, Таджикистане, Украине, Беларуси, Литве, Латвии, Эстонии. В результате политики дискриминации и жестоких преследований, азербайджанцы, проживавшие в Южном Азербайджане и в других регионах Ирана, были вынуждены, в значительной массе, эмигрировать также в страны Ближнего и Среднего Востока, Европы, Америки и даже в Африку и Австралию. В настоящее время во многих странах Европы, Азии и Америки действуют многочисленные азербайджанские диаспоры.

2. К проблеме этногенеза азербайджанцев.

Процесс формирования азербайджанцев, как единого народа, происходил на исторических землях, ограниченных на севере Большим Кавказским хребтом, на юге -рубежом Султанийе - Зенджан - Хамадан, на западе - Восточной Анатолией и горными хребтами Алагёз (включая бассейн озера Гёйча), на востоке - Каспийским морем.

Территория Азербайджана богата археологическими памятниками, подтверждающими, что этот край являлся одним из древнейших в мире мест поселения человека. Выявленные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма, Тамтама, Бузеир, а также в других многочисленных местах Северного и Южного Азербайджана ценные археологические находки, свидетельствуют о том, что Азербайджан входил в ареал формирования первобытного человека. В частности, после уникальной находки фрагмента нижней челюсти древнего человека Ашельского периода (Азыхский человек или Азыхантроп), жившего 350-400 тыс. лет тому назад, территория Азербайджана была включена в карту «Древнейшие обитатели Европы» [1].

В целом, Азербайджан является одним из древнейших в мире регионов поселения человека, и население его, начиная еще с древнего каменного века (палеолита) создало высокую культуру. Перейдя к оседлой жизни уже в период средне-каменного (мезолита) и ново-каменного (неолита) веков, племена, населявшие территорию современного Азербайджана, стали заниматься земледелием, скотоводством и разными видами ремесла [2]. Выявленные в ходе археологических раскопок в Северном и Южном Азербайджане богатые образцы материальной культуры, в особенности, остатки зерна, земледельческие орудия труда, предметы быта, продукты различных видов ремесленного производства, подтверждают, что территория современного Азербайджана является ареалом расселения людей, создавших одну из древнейших оседлых культур.

В последующем тысячелетнем этногенезе собственно азербайджанцев принимали участие самые различные народы. Среди них выделяются, главным образом, кутии, луллубеи, туруккийцы, хурриты, киммерийцы, саки-скифы, гунны, булгары, хазары, барсилы, печенеги, сувары, кыпчаки, а также другие тюркские и нетюркские этносы. Однако решающую роль в этом процессе, безусловно, сыграли огузские тюрки (аггоюнлу, гарагоюнлу, сельджуки и др.) [3, с. 30-43], [4, с. 7-23], [5], [6], [7].

3. Традиции азербайджанской государственности.

Азербайджанцы - один из народов, имеющих древнейшие в мире традиции государственности. История государственности азербайджанского народа насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые племенные объединения и государственные образования на территории современного Азербайджана зародились еще в конце IV - начале III тыс. до н.э. [8]. В I тысячелетии до н.э. - начале I тысячелетия н.э. на данной территории существовали такие сильные государства как Маннейское [3, с. 44-76], Скифское [9] и Массагетское [10] царства, Атропатена [4, с. 51-104] и Албания [11], [12]. Эти

государства сыграли важную роль и в древнейшей этнополитической истории региона, и в процессе формирования на его территории единого народа.

С III в. территория современного Азербайджана входила в состав Сасанидской империи, а с VII в. - Арабского халифата [13], [14, с.81-120]. Причем сведения арабских источников подтверждают, что «Азербайджан издревле был страной тюрков» [14, с.174], [15, с.65]. Эти данные совпадают с историческими фактами, нашедшими отражение в дастанах «Китаби-Деде Горгуд», которые являются героическим эпосом азербайджанского народа. Причем дастаны Деде Горгуда еще до арабских завоеваний («ближе к времени Пророка»), распространялись по всей азербайджанской земле [16].

В III-VII вв. сасанидо-иранские и арабские завоеватели переселили в Азербайджан из внутренних частей Ирана и Аравии большое количество населения иранского и арабского происхождения. Переселенцы размещались, как правило, в районах страны, имевших важное военно-стратегическое значение, а также на самых плодородных землях. Однако продолжавшееся примерно 600 лет иранское и арабское господство и проводимая иноземцами политика ассимиляции местного населения не смогли остановить процесс формирования азербайджанского народа. На протяжении веков пребывания земель Азербайджана (как северного, так и южного) в составе этих империй, крепли внутренние связи (в первую очередь, торговые), складывалось этнополитическое и культурное единство между северными, южными, восточными и западными регионами Азербайджана. Еще теснее сплотила тюркское и нетюркское население страны продолжительная совместная освободительная борьба против иранских и арабских завоевателей, оказавшая положительное влияние на их консолидацию. Под влиянием отмеченных факторов развивался процесс образования единого народа [14, с.261-297].

С первых столетий нашей эры важнейшую роль в процессе формирования единого народа играли тюркские этносы, составлявшие большинство населения страны и являвшиеся более сильными и организованными в военно-политическом отношении. Среди тюркских этносов Азербайджана преобладали огузские тюрки. Древние тюрки, в том числе ранние огузы, проникли на являющийся составной частью общетюркского мира Южный Кавказ, в том числе и на территорию Азербайджана, через Дербентский проход, называемый древними тюрками «Темир капы» («Демир гапы» - «Железные ворота»), а также через другие горные перевалы Большого Кавказа. Подтверждением этому являются сведения первоисточников о нахождении в Дербенте огузской святыни -могилы Деде Горгуда, а также наименование одних из крепостных ворот Дербента (Дербенда) - «Баятские ворота», взявших свое название от Баят эли (огузского племени баятов), откуда происходил и Деде Горгуд.

Древние тюрки, в том числе и огузы, постоянно стремились удержать в своих руках этот важный проход - «Железные ворота», связывающий север и юг общетюркского пространства - Кыпчакские степи и Южный Кавказ. Даже много столетий после ирано-сасанидских и арабских завоеваний (и поныне!), азербайджанский народ смог сохранить в своем устном народном творчестве - сказках, дастанах, баятах -древнее тюркское наименование этого прохода как «Демир гапы - Дербенд».

Сведения, приведенные в огузнаме Абу Бекра аль-Тихрани аль-Исфахани «Китаби-Дийарбекрийа», написанном по указанию одного из самых могущественных правителей огузских тюрков Узун Гасана Аггоюнлу (1453-1478 гг.), доказывают, что, стоявшие у этногенетических истоков огузских тюрков (в том числе и нашего народа), аггоюнлу и гарагоюнлу были одними из самых древних обитателей Азербайджана, а также Южного Кавказа и Передней Азии в целом. Указанный автор, тщательно анализируя родовое генеалогическое древо основателя государства Аггоюнлу, прадеда Узун Гасана - Гара Юлук Осман бека, довел ее до Огуз-хагана, перечислив территории, которые входили в

состав большого тюркского государства Огуз-хагана. Причем он указал, что этот великий правитель всех огузских тюрков умер в окрестностях моря Гёйча.

Абу Бекр аль-Тихрани аль-Исфахани подтверждает, что 20-й дед Гара Юлук Осман бека Сунгур бек был современником пророка Мухаммеда. Он вел войны против чужеземцев, вторгавшихся в страну в приграничной зоне в районе яйлагов Алагёза и моря Гёйчи, и в одном из этих сражений был убит. А 14-ый дед Гара Юлук Осман бека -Шактур хан проявил героизм в боях за крепость Алинджа, отвоевав ее у врагов. Современник халифа Харуна ар-Рашида - Гыпчаг хан также воевал с нападавшими на крепость Алинджа чужеземцами и, нанеся им поражение, освободил ее. Вхождение Азербайджана в состав возглавляемого Огуз хаганом государства, а также смерть самого великого хагана здесь - в окрестностях моря Гёйча, доказывают, что этот край был одним из древнейших мест расселения огузов. Автор «Китаби-Дийарбекрийа» пишет, что внук Огуз хагана - хан ханов Баяндыр хаган также «прожил свой век в гышлаге Гарабага и яйлагах моря Гёйча», где «созвал большой гурултай и, после раздела страны между сыновьями сообразно с их умениями, приняв приглашение Аллаха», умер [17].

Отмеченные факты созвучны дастанам «Китаби Деде Горгуд» и отражают события, развернувшиеся в канун и в эпоху пророка Мухаммеда, при его жизни и в период завоеваний Халифата. Они находят подтверждение в сообщениях арабских источников и отражают реальную историческую действительность.

Тюркские племена, в отличие от других народов и этнических групп, распространились по всей территории Азербайджана - как северной, так и южной - и составляли большинство населения страны. Поэтому тюркский язык стал основным средством общения проживавших на территории Азербайджана малочисленных народов и этнических групп. Тюркский язык играл объединяющую и связующую роль между северными и южными землями Азербайджана. Этот фактор имел очень важное значение в процессе формирования единого народа, когда еще не было единого религиозного мировоззрения - единобожия, охватывавшего всю территорию Азербайджана. В доарабский период здесь существовали зороастризм, огнепоклонство, поклонение Солнцу, Луне, Небу, звездам, земле, воде и пр. Поклонение древних тюрков единому богу Танры (тенгрианство) не смогло полностью вытеснить другие религиозные воззрения. На севере страны - в некоторых районах Албании - имело место христианство. Однако независимая Албанская церковь действовала в непростых условиях борьбы против армяно-григорианских миссионеров и грузинской церкви, стремившихся распространить свое влияние на северные территории Азербайджана [18].

4. Принятие Ислама и его значение для азербайджанского народа.

Принятие в VII в. в Азербайджане ислама дало сильный толчок формированию единого народа, оказало решающее влияние на ускорение этого процесса. Возникновение религиозного единства тюркских, а также ряда нетюркских этносов способствовало формированию на всей территории Азербайджана единых обычаев и традиций, расширению и укреплению родственных связей, углублению процесса консолидации [15, с.64-67]. Ислам объединил принявшие его тюркские и нетюркские этносы под единым тюркско-исламским знаменем против Византийской империи, стремившейся включить весь Южный Кавказ в сферу влияния христианства, а также против пользовавшихся ее покровительством армяно-григорианских миссионеров и грузинских феодалов.

В связи с тем, что мусульманизация исповедовавших другие виды единобожья не получила завершения, часть христианского населения проживавшего в горных районах -на западе Северного Азербайджана (Албании) в период арабских завоеваний оказалась вне сферы влияния исламской религии. Таким образом, произошло религиозное разделение на составляющее большинство и распространенное по всей территории страны мусульманское население и составляющих меньшинство и проживающих в

основном на западных рубежах Северного Азербайджана (в основном в горных и предгорных областях) христиан-албанцев. Также с этого времени усилилась борьба армяно-григорианских миссионеров и грузинской церкви за религиозно-политическое влияние на христианское население, проживавшее на западе Албании. Азербайджан превратился в район острого противостояния между исламом и христианством.

Со временем христианское население западных областей Северного Азербайджана, в том числе горных областей Гарабага (Карабаха), начало григорианизироваться, а впоследствии и арменизироваться. В свою очередь, албанское христианское население Северо-Западных земель Азербайджана, простиравшихся до Тифлиса, стремилась превратить в сферу своего влияния грузинская церковь.

После упадка Халифата, начиная с середины IX в., в регионе стали набирать силу процессы суверенизации земель, вновь возродились древние традиции азербайджанской государственности. В Азербайджане началось новое политическое возрождение на местной основе, образовались такие государства как Саджиды, Ширваншахи, Салариды, Раввадиды, Шеддадиды, Шекинское владение. Азербайджанский тюркский язык стал основным средством общения на всей территории страны.

Начиная с конца 70-х годов IX века, положительное влияние на дальнейшее углубление экономических и культурных связей в масштабах всей страны, на преодоление межэтнических противоречий и ускорение процесса формирования единого азербайджанского (тюркского) народа оказало нахождение всех земель в составе единого азербайджанского тюркского государства - государства Саджидов. Государство Саджидов, существовавшее на протяжении более полувекового периода 879-941 годов, в период наибольшего могущества охватывало обширные территории от Зенджана до Дербента, от побережья Каспия до городов Ани и Дабиль. Нанесение Саджидами поражения грузинским и армянским феодалам, пользовавшимися покровительством ориентировавшей их на восток - на Азербайджан Византийской империи, и их подчинение сыграли важную роль в сохранении государственности, территориальной целостности Азербайджана и укреплении этнополитического единства азербайджанцев [14, с.227-246]. Именно применительно к этому периоду, можно сказать, что на территории всего Азербайджана завершился процесс распространения дастанов «Китаби Деде-Горгуд», являющихся шедевром азербайджанской и общетюркской литературы.

Таким образом, образование после 600-летнего ирано-сасанидского и арабского господства местных государств (Саджиды, Ширваншахи, Салариды, Раввадиды, Шеддадиды, Шекинское владение), и утверждение на всей территории страны Ислама, как официальной государственной религии, имели решающее значение в этнической консолидации азербайджанского народа, в формировании единого языка и культуры.

В условиях правления часто сменявших друг друга феодальных династий Азербайджана, прогрессивную роль в объединении усилий всего населения страны - как различных тюркских племен, сыгравших ведущую роль в формировании азербайджанского народа, так и консолидировавшихся с ними нетюркских этносов - в борьбе против чужеземных завоевателей сыграла исламская религия. Именно поэтому потерпели крах планы завоевания азербайджанских земель, возникшие у воспользовавшихся ослаблением Арабского халифата единых христианских сил (Византийской империи, и покровительствуемых ею армяно-грузинских феодалов). Не смогли утвердиться в Азербайджане и славяно-русские завоеватели, совершавшие частые набеги на Азербайджан через Каспийское море [19].

Необходимость тесного объединения в борьбе против общих врагов, предоставление исламом, как единой религией, путей консолидации, породнения, исполнения общих обычаев и обрядов еще более укрепили этнополитическое единство. Вместе с тем, в результате того, что ни одному из азербайджанских государств,

образовавшихся после упадка Арабского халифата, не удалось в течение длительного исторического периода сохранять значение единого, жизнеспособного и могучего государства, которое объединяло бы всю территорию страны, в Азербайджане так и не установилась продолжительная политическая стабильность.

В результате, единый христианский блок - Византийская империя и защищаемые ею армянские и грузинские феодалы, воспользовавшись ослаблением халифата и объединившись в едином фронте против Ислама, перешел в наступление, направив все свои удары на Азербайджан. Азербайджанский народ оказался перед тяжелым историческим испытанием.

5. Сельджуки и формирование азербайджанского народа.

Именно в этот период - в середине XI века - в важный переломный момент в истории Ближнего и Среднего Востока, была образована Великая Империя Сельджуков, объединившая обширные территории - от Центральной Азии до берегов Средиземного моря, и от Дербентского прохода до Персидского залива. Земли Азербайджана вошли в состав очередного огузо-тюркского государства - Сельджукской Империи [20].

Сельджукский период сыграл решающую роль в исторических судьбах Азербайджана и азербайджанского народа. Вследствие сокрушительного разгрома султаном Алп-Арсланом военных сил Византийской империи в Малазгирдской битве (26 августа 1071 г.) тюркско-исламское единство одержало решающую победу над стремившейся захватить Азербайджан Византией и защищаемыми ею армяно-грузинскими феодалами. Политика Византийской империи по закреплению на Южном Кавказе и агрессивные планы опиравшихся на это государство армянских и грузинских феодалов, пытавшихся захватить западные земли Азербайджана, потерпели крах. Не оправдались и планы вовлечения всего Южного Кавказа в сферу влияния христианства. Более того, христианский фактор на Южном Кавказе пришел в упадок. В результате миграции сельджуков, огузо-тюркские племена окончательно превратились в основную этнополитическую силу на территории всего Южного Кавказа и Передней Азии. В последующей истории Ближнего и Среднего Востока, а также Кавказа, тюркско-исламский фактор на длительное время получил определяющую роль [21].

В период наплыва сельджуков на территории Азербайджана обосновались новые массы огузских тюрков. Причем, в скором времени азербайджанские тюрки слились с огузо-сельджукскими тюрками, принявшими ислам и имевшими с ними общие корни. Процесс формирования азербайджанского народа завершился. Азербайджанский тюркский язык превратился в основное средство общения на всем Южном Кавказе, в том числе и на территории Азербайджана. Простой и быстродоступный азербайджанский тюркский язык, вытеснив действующие в узком кругу мелкие локальные языки, в том числе стремительно потеснив арабский и фарси, стал живым общенародным языком на всей территории страны. Образцы устного народного творчества, распространяемые по всему краю (оба) и по всем областям (оймагам) страны всенародными мастерами -озанами (ашугами), вскоре создали почву для появления уникальных литературных творений на понятном для всех родном азербайджанском тюркском языке [22, с. 94-150].

После падения Великой Сельджукской Империи, важную роль в продолжении традиций государственности азербайджанского народа сыграли возродившиеся и усилившиеся местные азербайджанские государства Ширваншахов и Эльденизов (Атабеков). В частности, огромное значение в этнополитической истории азербайджанского народа и еще большем расширении сферы влияния азербайджанского языка имело азербайджанское государство Эльденизов, превратившееся в одну из могущественных держав Ближнего и Среднего Востока. Территория распространения азербайджанских тюрков, азербайджанского тюркского языка и культуры с его появлением еще более расширилась [23].

Таким образом, после упадка Арабского халифата, начиная с середины IX века, на Кавказе, а также на всем Ближнем и Среднем Востоке усилилась роль тюркско-исламских государств (Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов, Шекинского владения, Сельджуков, Эльденизов, Монголов, Эльханидов (Хулагуиды), Тимуридов, Османского, Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров, Гаджаров и др.). На протяжении длительного времени Азербайджан был центральной областью большинства этих государств, а Тебриз - их столицей.

В последующем, в XV-XVIII веках восточные империи с обширными территориями, такие как Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров -непосредственно управлялись азербайджанскими династиями. Так, начиная с конца XVIII века, Ираном правила азербайджанская династия Гаджаров. Это положительно отразилось на развитии внутренних и международных связей Азербайджана, расширило сферу его военно-политического влияния и ареал функционирования азербайджанского языка, создало благоприятные условия для расцвета материальной и духовной культуры азербайджанского народа [22, с. 202-342].

6. Феодальная раздробленность и раздел Азербайджана Россией и Ираном.

Во второй половине XVIII века Азербайджан вновь распался на мелкие государства - ханства [24], [25], начался период военно-политического упадка страны. Воспользовавшись этим, гаджарский Иран и Российская империя превратили Азербайджан в арену кровопролитных войн. Согласно Гюлистанскому (1813 г.) и Туркманчайскому (1828 г.) договорам, Азербайджан был разделен между двумя империями: север страны (Северный Азербайджан) отошел к России, а юг (Южный Азербайджан) - к гаджарскому Ирану [26]. Начался период русификации Азербайджана на севере и иранизации - на юге. При этом азербайджанский народ, как на севере, так и на юге, вступил на исторический путь освободительной борьбы, за восстановление своей государственности. В этой ситуации, после Туркменчайского договора (1828 г.), с целью еще большего продвижения на восток, получения выхода к теплым морям, Россия стала проводить политику вытеснения азербайджанцев с Кавказа. Для этого она, в первую очередь, опиралась на христианское население Южного Кавказа - албанцев-христиан Азербайджана и грузин [27].

Таким образом, спустя примерно 1200 лет после распространения Ислама, на Южном Кавказе вновь был возрожден христианский фактор. Были предприняты попытки переселения из России на территорию Азербайджана христианского населения. С целью создания своей опоры на Южном Кавказе, Россия также стала в массовом порядке переселять из соседних стран на завоеванные земли Азербайджана, в особенности в нагорные районы Гарабага, на территории бывших Иреванского и Нахчыванского ханств, армянское население. В 1828 году на приграничных с Турцией и Ираном землях Западного Азербайджана - территориях бывших Иреванского и Нахчыванского ханств была образована «Армянская область». Этим был заложен фундамент будущего армянского государства на землях Азербайджана.

В 1836 году Россия также упразднила автокефальную Албанскую церковь, передав ее в подчинение армяно-григорианской церкви. Тем самым, были созданы более благоприятные условия для григорианизации и арменизации древнего населения Азербайджана - албанских христиан. В результате целенаправленного осуществления Российской империей этих мероприятий была заложена основа для территориальных притязаний армян по отношению к азербайджанцам. Аналогичная политика проводилась Гаджарским Ираном на юге Азербайджана. В итоге, усилилась освободительная борьба азербайджанского народа, как на севере, так и на юге.

Являясь историческими врагами, Российское и Иранское государства, доселе ведшие между собой кровопролитные войны за овладение Азербайджаном, превратились

в надежных союзников против освободительного движения азербайджанцев. Несмотря на все это, азербайджанский народ не приостановил освободительную борьбу. С целью возрождения своего независимого государства, он неоднократно поднимал восстания, принося в жертву многочисленных шахидов.

7. Азербайджан на путях восстановления государственности.

В период Первой мировой войны (1914-1918 гг.), чтобы возродить традиции своей национальной государственности, азербайджанцы, как севера, так и юга, вновь поднялись на борьбу. В условиях революционного кризиса 1917-1918 гг. освободительное движение в Северном Азербайджане обернулось невиданными трагедиями. Дашнакско-большевистское правительство С. Шаумяна, захватив власть в Баку, в марте-апреле 1918 года осуществило геноцид азербайджанцев. Однако братская Турция протянула руку помощи Азербайджану [28] и освободительное движение одержало победу. 28 мая 1918 года в Азербайджане была создана первая на Востоке демократическая республика - Азербайджанская Демократическая Республика (Джумхурият) [29]. В Южном Азербайджане образовалось независимое государство Азадистан. Однако большевистская Россия и шахский Иран потопили в крови оба этих азербайджанских государства. В стране вновь восстановилось господство России и Ирана. На оккупированных Советской Россией землях Северного Азербайджана образовалась Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (1920 г.) [30]. На землях Западного Азербайджана была создана сначала Армянская Республика (1918 г.), а затем - Армянская Советская Социалистическая Республика (1920 г.) [31]. Таким образом, в период большевистской власти был предпринят еще один шаг по пути создания буферного христианского армянского государства на приграничных с Турцией исконных землях Азербайджана.

В годы Советской власти движение сопротивления против большевистского гнета в Северном Азербайджане носило достаточно массовый характер. В Гяндже, Гарабаге, Шамкире, Загаталах, Шеки и в других местах народ поднялся на борьбу с большевистскими завоевателями. Народные восстания против советского колониального режима продолжались длительное время. К примеру, поднявшиеся на вооруженное восстание против большевиков повстанцы из Гейнюка (Шеки) были в массовом порядке зверски расстреляны в 1930 году. Стремившийся к свободе народ подвергся репрессиям, высылкам [32, с.93]. Созданное в 1945 году на юге Азербайджана Национальное Правительство также было свергнуто реакционным режимом Ирана [33].

После второй мировой войны начался период массового насильственного выселения со своих родных земель, как северных, так и южных азербайджанцев. В частности, в 1948-1953 годах проходило массовое выселение азербайджанцев со своей древней родины - из западных районов Северного Азербайджана (территории Армянской Советской Социалистической Республики). В итоге, на этой азербайджанской территории было обеспечено численное преимущество армянского населения. В свою очередь, в Иране режим Пехлеви, внешне проводя политику «религиозного единства» и выдвигая на словах на первый план понятия «мусульмане» и «иранцы», на деле пытался внести раскол между Южным и Северным Азербайджаном, равно как и религиозный разлад между братскими тюркскими народами. Запрещая образование на азербайджанском языке (реакционные круги Ирана продолжают проводить эту политику и сегодня) он стремился ассимилировать азербайджанцев как народ.

В процессе распада СССР Северный Азербайджан вновь превратился в один из центров мощного народно-освободительного движения.

В 1988-1989 годах сотни тысяч азербайджанцев были насильственно изгнаны со своих исконных земель - Западного Азербайджана (территории Армянской ССР). Тем самым был завершен процесс «чистки» Западного Азербайджана от азербайджанцев. А

19-20 января 1990 года в Баку были введены вооруженные до зубов самой современной техникой советские войска. Было совершено зверское насилие над безоружным народом [34]. Но кровавый горбачевский режим и сменявшие друг друга его ставленники в Азербайджане не смогли сломить волю азербайджанского народа, его стремление к независимости. Пламя всенародной ненависти к завоевателям вспыхнуло с еще большей силой. В результате, в Северном Азербайджане - на одной части земель исторического Азербайджана - вновь возродилась азербайджанская государственность. Образовалась независимая Азербайджанская Республика (18 октября 1991 г.).

Имперские круги России, не желая допустить этого, вновь разыграли «армянскую карту». Армяно-азербайджанское противостояние и искусственно созданная «Нагорно-Гарабагская проблема» достигли крайней степени остроты. Армения была поднята на агрессивную войну против Азербайджана. Россия оказала всяческую помощь армянским агрессорам. Иранский режим, опасавшийся освободительного движения в Южном Азербайджане, на словах выразил свою приверженность «мусульманскому брату» -Азербайджанской Республике, но в действительности защищал армянских агрессоров. В итоге, 20 % территории Азербайджанской Республики были оккупированы армянскими агрессорами. Более миллиона азербайджанцев стали беженцами на своей Родине.

По мере углубления конфликта, участились поражения на фронте. Нарушилась внутренняя стабильность. Стали реальностью межэтнические столкновения и гражданское противостояние. Прозвучали первые выстрелы гражданской войны. Пролилась братская кровь. Открылся путь к политической раздробленности и уничтожению Азербайджана, к реализации дашнакских планов по созданию «Великой Армении». В этот трагический момент отечественной истории народ привел к власти гениального государственного деятеля ХХ столетия Гейдара Алиева. В короткий срок опытный политик сокрушил планы врагов независимого Азербайджана, установил стабильность в стране, добился прекращения огня на фронте. Азербайджан прорвал организованную против него информационную блокаду, вступил в период борьбы за восстановление своей территориальной целостности мирным путем. В то же время, стали широко осуществляться внутренние реформы [32, с.101-136], [35].

В настоящее время Азербайджанская Республика, избравшая путь демократии и рыночной экономики, в сложной международной обстановке защищает независимость и ведет борьбу за восстановление своей территориальной целостности. Азербайджанский народ, занимающий достойное место в мировом сообществе, вступил в период нового национального возрождения. Азербайджанская Республика, возглавляемая президентом Ильхамом Алиевым, успешно продолжающим дело Гейдара Алиева, стала лидирующим государством Южного Кавказа [32, с.137-144]. Распространенный по всем континентам планеты, 60-миллионный азербайджанский народ становится в настоящее время влиятельной силой, активно участвующей в общемировых процессах.

Подводя итоги статье, отметим, что за свою тысячелетнюю историю азербайджанский народ дал человечеству немало и великих государственных деятелей (Томирис, Атропат, Джаваншир, Бабек, Юсиф ибн Садж, Шамсаддин Эльдениз, Гара Юсиф, Джаханшах, Сара хатун, Узун Гасан, Шах Исмаил Хатаи, Шах Аббас, Надир-шах Афшар, Панахали-хан Джаваншир, Гаджи Челеби, Ага Мухаммед-шах Гаджар, Алимардан бек Топчибашев, Мамед Эмин Расулзаде, Фаталихан Хойский, Нариман Нариманов), и уникальных гениев культуры (Бахманьяр, Низами Гянджеви, Гасаноглу, Сафиаддин Урмави, Гази Бурханаддин, Насиреддин Туси, Имадеддин Насими, Мухаммед Физули, Молла Панах Вагиф, Аббаскулиага Бакиханов, Мирза Фатали Ахундов (Ахундзаде), Мирза Алекбер Сабир, Джалил Мамедгулизаде, Гусейн Джавид, Самед Вургун, Расул Рза, Мухаммед Гусейн Шахрияр, Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев, Гара Гараев, Фикрет Амиров).

В ХХ веке азербайджанский народ дал миру гениального политика и великого государственного деятеля, спасителя азербайджанской государственности - Гейдара Алиева. Благодаря мудрой внутренней и внешней политике, проводимой политическим преемником Гейдара Алиева президентом Ильхамом Алиевым, Азербайджанская Республика, ставшая лидирующим государством Южного Кавказа, ныне превратилась в одну из стремительно развивающихся стран мира. 60-миллионный азербайджанский народ, разбросанный по всем континентам, вступил в новый период Возрождения.

Литература и источники

1. ГусейновМ.М. Древний палеолит Азербайджана. - Баку, 2010. - С. 60-166.

2. Рустамов Дж. Мир Кобустана (на азерб. языке). - Баку, 1994. - С.60-102.

3. Кашкай С.М. Из истории Маннейского царства. - Баку, 1977.

4. Алиев И. Очерк истории Атропатены. - Баку, 1989.

5. Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев (историко-этнографическое исследование). - Баку, 1991. - С.82-111, 124-128, 133-141.

6. Плетнева С.А. Хазары. - М., 1976. - С.14-71.

7. ДжафаровЮ. Гунны и Азербайджан. - Баку, 1993. - С.38-101.

8. Юсифов Ю.Б. Ранние контакты Месопотамии с северо-восточными странами (Приурмийская зона) // Вестник древней истории. - 1987. - №1. - С.19-22.

9. Алиев И. О скифах и Скифском царстве в Азербайджане // Переднеазиатский сборник. - Т.111. - М., 1979.

10. Алиев И.Г., Асланов Г.М. Племена сармато-аланского круга в Азербайджане // Древний Восток. -Вып.2. - Ереван, 1976. - С.218-235.

11. Алиев К. Античная Кавказская Албания. - Баку, 1992. - С.33-85.

12. Османов Ф. История и культура Кавказской Албании. - Баку, 2006. - С.214-236.

13. Касумова С.Ю. Южный Азербайджан в Ш-УН вв. (Проблемы этно-культурной и социально-экономической истории). - Баку, 1983. - С.14-32.

14. Буниятов З. Азербайджан в VII - IX вв. (на азерб. языке). - Баку, 2007.

15. Велиханлы Н. Арабский Халифат и Азербайджан (на азерб. языке). - Баку, 1993.

16. Анар. Мир Деде Коркута. - Баку, 1999.

17. Шукюрова Р. Абубекр-Техрани и его труд «Китаби-Диярбекрие» (на азерб. языке). - Баку, 2006. -С.31-61.

18. Касумова С.Ю. Христианство в Азербайджане в раннем средневековье. - Баку, 2005. - С.32-112.

19. Алекперов А. Тюрки Азербайджана. - Баку, 2011. - С.94-102.

20. Буниятов З.М. Государство Атабеков Азербайджана (1136-1225 гг.) (на азерб. языке). - Баку, 1985. - С.15-42.

21. Ахундова Н.Ч., Гусейн-заде Р.А. Кавказ и великие тюркские империи. - Баку, 2012. - С. 7-222.

22. КасумовХ. Азербайджанская культура средних веков (на азерб. языке). - Баку, 2008.

23. Ахундова Н.Ч. Тюрки в системе государственного управления Арабского Халифата (VIII -середина Х вв.). - Баку, 2004. - С. 37-160.

24. Мустафаев Дж.М. Северные ханства Азербайджана и Россия (конец XVIII - начало XIX веков). -Баку, 1989.

25. МустафаеваХ. Южные ханства Азербайджана (на азерб. языке). - Баку, 1995.

26. Присоединение Кавказа к России: XIX век. - СПб., 2005.

27. Ибрагимбейли Х.М. Россия и Азербайджан в первой трети XIX века (из военно-политической истории). - М., 1969. - С.127-148.

28. Геноцид Азербайджанского народа 1918 года. Организаторы и палачи. - Баку, 2013.

29. Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920). Законодательные акты (Сборник документов). - Баку, 1998.

30. Борьба за победу Советской власти в Азербайджане 1918-1920. Док-ты и материалы. - Баку, 1967.

31. Вартанян С. Победа Советской власти в Армении. - Ереван, 1969.

32. Махмудов ЯМ. Азербайджан: краткая история государственности. - Баку, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Жизнь, пройденная в водоворотах борьбы. С.Дж.Пишавари (на азерб. языке). - Баку, 2009. - С. 4280, 88-106

34. Черный январь. Документы и материалы. - Баку, 1990. - С.82-140.

35. Махмудов Я.М. Победное шествие идей Гейдара Алиева. - Баку, 2012. - С.407-440.

МАХМУДОВ ЯГУБ МИКАИЛ ОГЛЫ - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии наук Азербайджана, Заслуженный деятель науки Азербайджанской Республики, директор Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана. Республика Азербайджан, Баку (ymahmudov@mail.ru) MAHMUDOV, YAGUB M. - Doctor of History, Professor, Corresponding Member of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, Honored Scientist of the Republic of Azerbaijan, Director of the Institute of History named after A.A. Bakikhanov of Azerbaijan National Academy of Sciences. The Republic of Azerbaijan, Baku.

УДК 94(479.24):061.12:001«17/20»

БЮЙЮКБАШ НИХАТ РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКО-СОВЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В НЕЗАВИСИМОМ

АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Ключевые слова: наука, научные исследования культуры, воспроизводство знаний, образование, культура, обучение, преподавание, идеология, преподавание истории, Академия наук.

Нации запоминаются производством культурных ценностей, выделяются свершениями и вкладом, которые они внесли в мировую цивилизацию во имя человечества на протяжении всей истории их существования. Сообщества, получившие название наций, формируются в историческом процессе путем передачи своей культурной традиции из поколения в поколение. Сохранение и передача достижений прошлого тесно связаны с постоянным вопросом выживания наций на мировом пространстве. Когда Азербайджан в начале 90-х годов занял свое место на сцене истории как независимое государство, его культурное строительство, в том числе привычные методы организации системы образования и преподавания истории, на деле были связаны с культурной, образовательной и исторической традицией, сложившейся за годы развития Азербайджана в составе царской России и Советского Союза. Независимая Азербайджанская Республика систематически работает над выработкой новых подходов к формированию исторического сознания в процессе преподавания истории, не забывая своего прошлого опыта. Она стремится сохранить эффективность преподавания истории путем разработки современных методов обучения азербайджанских детей и молодежи с опорой на методики идеологической работы, использовавшиеся в периоды Советской и Имперской России. В 1945 году, когда Азербайджан входил в состав Советского Союза, в Баку была создана Национальная Академия наук. Трехсотлетняя история и научная культура Российской академии наук оказала большое влияние на развитие исследований и научных знаний - как до создания Академии наук в Баку, так и в период после восстановления независимости Азербайджана. В статье показано влияние российской научной традиции на сферу гуманитарного обучения и преподавания истории в Азербайджане, его последствия для эпох советской Академии наук и независимого Азербайджана.

BUYUKBASH, NlHAT REFLECTION OF RUSSO-SOVlET EDUCATIONAL PRACTICES ON INDEPENDENT

AZERBAIJAN HISTORY TEACHING

Keywords: Science, Scientific Research Culture, Knowledge Generation, Education, Culture, Learning, Teaching, Ideology, History Teaching, Academy of Sciences.

Nations are remembered for the cultural values they produced, beliefs and contributions they made to world civilization in the name of humanity throughout their history. That these communities are referred as a nation in the historical process is possible by transferring all the goings-on from generation to generation. The writing and teaching of the things made in the past are closely related to the permanent survival of the nations on the world geography. When Azerbaijan took its place at the beginning of the '90s on the stage of history as an independent state, we see that the cultural accumulation, the method it was accostumed to , the organizational skill and the accumulative knowledge while forming the history teaching and organization of the education system actually was a cultural, educational and historical accumulation of Tsarist Russia and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.