Научная статья на тему 'Азербайджан: взаимодействие с исламским миром – прагматизм и сбалансированность'

Азербайджан: взаимодействие с исламским миром – прагматизм и сбалансированность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
295
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджан: взаимодействие с исламским миром – прагматизм и сбалансированность»

Итак, в современном Крыму конфессиональный конфликт, вызванный политизацией ислама, носит сложносоставной и блоковый характер. Он преимущественно латентен по формам выражения, «отложен на будущее». Но радикально-исламистский проект способен дестабилизировать баланс этноконфессиональных интересов. Важно подчеркнуть, что в Крыму развивается не просто эт-ноконфессиональный конфликт «по горизонтали» - между группами населения, а сложносоставной блоковый конфликт. В нем активную роль играют органы государственной власти, элиты Украины и региона. Одновременно развиваются внутренние конфликты в религиозных сообществах. Эффективное регулирование конфликта станет возможным на основе целенаправленной политики интеграции крымских татар в секулярное государство, строительства механизмов консоциативной демократии.

«Власть», М, 2013 г., № 4, с. 197-201.

Станислав Чернявский,

историк

АЗЕРБАЙДЖАН: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИСЛАМСКИМ МИРОМ -ПРАГМАТИЗМ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

Внешнеполитический курс Азербайджана в период президентства Ильхама Алиева отличается системностью и стратегической выверенностью принимаемых решений, прагматизмом и сбалансированностью. Весьма важно, что демагогия и популизм во внешней политике практически отсутствуют или сведены до минимума. В отношениях со своими партнерами Азербайджан активно использует особенности своего геополитического положения и исторического развития. Азербайджанская нация похожа на мозаику, состоящую из разных исторических и культурных сегментов. Во-первых, Азербайджан - постсоветская страна, во-вторых, южно-кавказская. Географически является частью не только Европы, но и Большого Ближнего Востока. Государство светское, хотя господствующей религией является ислам. Наконец, Азербайджан - многонациональное государство, которое оберегает свою многоликость в отличие от соседних Армении и Грузии, стремящихся к насильственному созданию моноэтнических обществ.

Традиционная толерантность азербайджанцев не означает их согласия на импорт радикальной идеологии религиозного или иного характера. Особенно это заметно во взаимоотношениях Азербайджана с исламским миром, и в первую очередь с Турцией и Ираном. Приветствуя сближение с этими государствами и расширяя возможности торгово-экономического взаимодействия, руководство страны не выходит за строгие рамки Конституции и не впадает в крайности исламского радикализма или исламофобии. Любые проявления экстремизма оперативно и жестко пресекаются.

Отношения с Турцией носят характер реального стратегического партнерства, включая военную составляющую. Заключенный 16 августа 2010 г. «Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджаном и Турцией» предусматривает конкретные действия сторон по военной взаимопомощи. Статья 2 документа гласит, что в случае вооруженной атаки или агрессии третьего государства или группы государств каждая из сторон окажет другой помощь с использованием всех возможностей. Статья 3 предусматривает тесное сотрудничество в оборонной и военно-технической политике. Предусмотрены также совместные действия по устранению угроз и вызовов национальной безопасности. В соответствии с совместным заявлением, принятым президентами и ратифицированным парламентами, создан двусторонний Совет стратегического сотрудничества высокого уровня.

Торгово-экономические и транспортные связи развиваются по восходящей линии. Вопреки скептическим прогнозам успешно реализованы проекты стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (мощность 50 млн. т в год с перспективой расширения); газопровода Баку-Эрзерум. Идут работы по соединению железнодорожных путей посредством нового строительства, а также реконструкции линии Баку-Тбилиси-Каре. В стадии разработки проекты ITGI (Турция-Греция-Италия), Trans-Anatolia Gas Pipeline (ТАМАР) Трансадриатический газопровод и Nabucco.

Турция делит первое-второе места с Россией в импорте Азербайджана, является первым зарубежным инвестором в ненефтяной сектор его экономики. Многие тысячи турецких бизнесменов открыли свои малые и средние предприятия. В свою очередь, Азербайджан, используя солидные финансовые ресурсы, все чаще выступает в качестве крупного инвестора на территории Турции посредством Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Достаточно и частных азербайджанских инвестиций.

Ввиду нерешенности проблемы Нагорного Карабаха Баку так и не пошел на признание Республики Северный Кипр. Обращает на себя внимание, как по мере ухудшения отношений Турции с Израилем Азербайджан и Казахстан становятся привилегированными союзниками Тель-Авива среди мусульманских стран. Наконец, Азербайджан в отличие от той же Грузии не форсирует вопрос интеграции в НАТО, важным членом которой является Турция.

Настоящим испытанием на прочность азербайджано-турецкого партнерства стало подписание в 2010 г. Цюрихских протоколов, предполагающих нормализацию отношений Турции и Армении. США, выступившие в роли вдохновителя и спонсора этих документов, так и не убедили азербайджанское руководство, что процесс нормализации армяно-турецких отношений и карабахское урегулирование могут протекать раздельно. Баку настоял на своем. Анкара заявила, что границы с Арменией откроются лишь после того, как армянские силы приступят к освобождению оккупированных азербайджанских территорий. Общественное мнение Турции также приняло сторону Азербайджана.

Приведенные выше расхождения интересов Турции и Азербайджана, некоторые трудности во взаимоотношениях руководителей не могут поколебать стратегического партнерства этих государств, фундамент которого составляют этническая и религиозная близость, чувство единения, связующие народы. По данным социологического опроса, проведенного в текущем году Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETA), с явной симпатией жители Турции относятся не к союзникам по НАТО, а к азербайджанцам, которым доверяют 82% опрошенных. Аналогичное отношение наблюдается и в Азербайджане. Согласно данным мониторинга общественного мнения, который на протяжении многих лет регулярно проводится социологической службой Puls-R, от 80 до 90% респондентов называют Турцию самой дружественной Азербайджану страной.

11 сентября 2012 г. в азербайджанском г. Габала состоялось очередное заседание Совета стратегического сотрудничества двух стран. Выступая по его итогам перед журналистами, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Ильхам Алиев подчеркнули наличие политической воли в укреплении взаимодействия как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Премьер-министр Турции отметил, что сегодня предпринимаются ускоренные шаги по соединению железных дорог Азер-

байджана и Турции посредством создания железной дороги между Нахчываном и Игдыром. В качестве позитивного примера в экономике Эрдоган упомянул о том, что десять лет назад объем внешней торговли между странами составлял 1 млрд. долл. США, а сегодня он превысил 3,5 млрд. долл. США. Только за семь месяцев 2012 г. товарооборот между Азербайджаном и Турцией составил 2,7 млрд. долл. США.

Турецкий премьер подчеркнул, что сегодня мир видит растущий, развивающийся Азербайджан. По его словам, пока две братские страны будут держаться вместе, Азербайджан и Турция смогут достичь больших успехов. «Перед нами нет каких-либо препятствий. Мы можем предпринимать шаги в любой сфере. В недавнем прошлом мы с президентом Ильхамом Алиевым подписали документы по проекту ТАМАР. Сегодня процесс уже идет, и в кратчайшие сроки он начнет работу. С каждым днем во мне растет вера в то, что данное наше сотрудничество вызовет пристальный интерес всего мира. Наряду с этим у нас есть проект ТАЗМЦБ, который важен с точки зрения совместной деятельности в оборонной промышленности и электронных коммуникациях. В настоящее время высшие чины соответствующих структур проводят серьезную работу по этому поводу», - продолжил премьер-министр Турции.

Касаясь вопроса о возможности открытия армяно-турецкой границы, Р. Эрдоган отметил, что границы не будут открыты, пока стороны, и в первую очередь Минская группа ОБСЕ, не найдут решения армяно-азербайджанскому, нагорно-карабахскому конфликту. «Мы всегда об этом говорили. Мы не можем пойти на этот шаг. Наши шаги зависят от вывода вооруженных сил Армении с оккупированных азербайджанских территорий. Международное сообщество признает эти земли за Азербайджаном, но не возвращает эту территорию ему - законному владельцу. И в этом вопросе Турция всегда будет рядом с Азербайджаном», - подчеркнул премьер-министр Турции.

В военной области продолжаются проекты по переоснащению и переустройству азербайджанской армии по стандартам НАТО, где Турция играет важную роль. В энергетической области, которую Эрдоган назвал вершиной отношений, полным ходом идет реализация трубопроводных и нефтехимических проектов мирового масштаба. И наконец, в вопросе карабахского конфликта проявляется более жесткая позиция Турции. Эрдоган обозначил

как условие нормализации армяно-турецких отношений восстановление юрисдикции Азербайджана над Карабахом.

В последнее время в политическом диалоге двух стран на первый план выдвинулись сирийская и иранская проблематика, региональная безопасность, внутриполитическая ситуация в Азербайджане и Турции, связанные с предстоящими президентскими выборами в обеих странах. В культурном направлении в рамках проекта «Тюрксой» более активно стали продвигаться проекты по формированию единого культурного тюркского пространства от Анатолии до границ Центральной Азии и Китая.

Анкара и Баку - наиболее активные проводники политики сближения и интеграции тюркских государств и народов. Азербайджан принимает активное участие в деятельности учрежденных по инициативе Турции и под ее патронажем экономических и гуманитарных организаций. В том числе в Организации экономического сотрудничества и в Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). Азербайджанская сторона стремится использовать возможности этих организаций для подтверждения своей центральной роли в транспортной структуре региона и интегратора гуманитарного сотрудничества. В Баку не без основания полагают, что общность истории, обычаев и традиций стран -партнеров ОЭС создают объективные предпосылки для укрепления их регионального сотрудничества. Экономический потенциал ОЭС стремительно растет, развивается транспортная инфраструктура. Открытие транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг повышает эффективность использования уже построенных в Азербайджане и находящихся в стадии строительства объектов для обеспечения транзитных перевозок. Поэтому Азербайджан заинтересован в функционировании транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия и готов как транзитная страна предоставить свою транспортную инфраструктуру для дружественных стран ОЭС.

Одним из важных мероприятий, состоявшихся в 2012 г. в Азербайджане, был XII саммит Организации экономического сотрудничества, в котором приняли участие президенты Азербайджана, Ирана, Пакистана, Афганистана и Таджикистана, премьер-министр Турции, а также высокопоставленные представители других стран-членов.

В период представительства в ОЭС Азербайджан придавал большое значение развитию многосторонних региональных связей и двустороннего сотрудничества со странами-членами, с этой

целью подписал десять договоров с представленными в структуре государствами. Выступая на саммите, президент Ильхам Алиев подчеркнул, что Азербайджан и впредь будет вносить свой вклад в развитие регионального сотрудничества в рамках организации и укреплении связей между странами-членами. Избрание Азербайджана на саммите председателем ОЭС еще больше повысило значение этой организации для стран-членов. Президент Ильхам Алиев отметил, что важное географическое положение Азербайджана, вложенные в экономику страны инвестиции, развитие в соответствии с мировыми стандартами транспортной инфраструктуры, представляющей стратегическое значение, способствуют тому, чтобы в ближайшем будущем Азербайджан превратится в региональный центр в транспортном секторе.

Что касается участия в ТЮРКСОЙ, то и здесь Азербайджан занимает активную позицию, нацеленную на конкретные меры по организационному укреплению структуры. Накануне саммита 2009 г. в Нахчыване в Баку состоялось первое пленарное заседание Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА), созданной по инициативе Азербайджана. В Баку создан Генеральный секретариат ТюркПА. Одновременно азербайджанская сторона выдвинула инициативу создания Фонда ТЮРКСОЙ и оказала ему необходимую материальную поддержку.

«Тюркский мир велик, - отметил в своей речи на X саммите глав государств тюркоязычных стран президент Ильхам Алиев. -Нас объединяют не только географические координаты. Нас объединяют отношения между нами, наше братство, общее прошлое и настоящее. Сегодня такие страны, как Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан, в свою очередь, усиливают Турцию, так же, как великая и могучая Турция усиливает нас. Наша сила в единстве. Мы должны стараться еще больше укрепить это единство во всех областях».

Отношения Азербайджана с другим, не менее важным, чем Турция, соседом - Исламской Республикой Иран - находятся в состоянии «холодной войны» или, как говорят некоторые эксперты, «негативного нейтралитета». На протяжении последних 1015 лет оба шиитских государства относятся друг к другу с недоверием. И тому есть причины. Во-первых, это связано с наличием некоторых объективных факторов, исторически осложняющих взаимоотношения между двумя странами. В Иране проживают не менее 22-30 млн. азербайджанцев. Это - крупнейшее «этническое меньшинство», широко представленное как во властных, так и в

финансовых структурах. С учетом того, что после окончания Второй мировой войны СССР предпринимал неудачную попытку отколоть Южный Азербайджан от Ирана, в Тегеране и поныне подозревают Баку в попытках использовать национальную карту для «создания пятой колонны» и свержения существующего режима. Со своей стороны, иранцы поддерживают исламских радикалов в Азербайджане, что нередко приводит к арестам их лидеров.

Так, в 2011 г. правоохранительные органы арестовали руководителя и семерых активистов Исламской партии Азербайджана, а в марте 2012 г. - 22 человека, обвиненных в шпионаже в пользу Ирана и попытке организовать террористические акты против иностранных посольств в Баку. В ответ иранские власти арестовали двух азербайджанских поэтов, находившихся в Тегеране по частному приглашению, обвинив их в шпионаже в пользу Израиля. После этих арестов МИД Азербайджана выступил с официальным заявлением, предостерегающим азербайджанских граждан от поездок в Иран. Одновременно была отозвана лицензия у местного банка, работающего с Ираном, по подозрению в отмывании денег.

Радикальных иранских исламистов раздражает светский характер Азербайджана, который является моделью социально-политического развития не только для южных азербайджанцев, но и для других национальностей Ирана. Азербайджанская музыка, фильмы, образ жизни рассматриваются как опасное проявление «мягкой силы». Ежегодно не менее 40 тыс. иранцев пересекают границу во время праздников, чтобы повеселиться в светском государстве. Проведение в мае 2012 г. песенного конкурса «Евровидение» в Баку вызвало бурю протестов официальных лиц Тегерана. Иранский посол демонстративно покинул Баку на время проведения Евровидения.

Вторым постоянно присутствующим негативным фактором является дружественная позиция Ирана в отношении Армении. Отношения между Ираном и Арменией всегда отличались добрососедством и взаимной симпатией. В разгар конфликта в Нагорном Карабахе именно из Ирана в Армению поступали медикаменты, продовольствие, горючее. Иранцы несколько раз пытались создать совместные предприятия с Арменией в Нагорном Карабахе и прекращали это только после решительных протестов со стороны Азербайджана.

Обе страны объединены не только географической близостью, но и многовековыми историческими связями и культурными традициями. У Ирана нет территориальных претензий к Армении, а

существование довольно многочисленной армянской диаспоры всегда способствовало укреплению связей между этими странами как на общественном, так и на политическом уровнях. В Иране проживают приблизительно 120 тыс. этнических армян, они представлены в парламенте страны и имеют право свободно, без всяких ограничений, исповедовать собственную религию. Армянские церкви охраняются законом, а армянская святыня - «Комплекс Святого Фаддея» - внесен в список международного культурного наследия ЮНЕСКО. В Армении учится около 3 тыс. иранских студентов. Систематический характер носят визиты иранских туристов, и иранцы признают этот факт проявлением дружбы и уважения.

Из-за территориальных претензий у Армении, которая граничит с четырьмя государствами, закрыты границы с двумя из них -с Турцией и Азербайджаном. Поддержка санкций против Ирана привела бы к аналогичным результатам (Ереван прекрасно осознает жесткую политику иранских лидеров, которые обязательно пойдут на подобный шаг в случае, если Армения откажется от сотрудничества с Тегераном), что стало бы для страны как для крупнейшего импортера иранских энергоносителей равносильно смертному приговору. А для Ирана укрепление торгово-экономических и политических отношений с Арменией, кроме чисто финансовых соображений, служит также определенным геополитическим интересам. В частности, в случае усиления военной угрозы Иран в лице Армении будет иметь дружественного соседа и более или менее надежный тыл.

Усиление напряженности вокруг Ирана, экономические санкции и эмбарго на поставки нефти не мешают Еревану укреплять связи с этой страной. Несмотря на тесное сотрудничество с Западом, Ереван не собирается рвать связи с Тегераном, так как у него просто не остается другого выхода. В случае дальнейшей эскалации обстановки вокруг Ирана будущее энергоснабжения Армении представляется в довольно мрачных тонах. Под угрозой оказывается строительство линии электропередачи в 500 МВт (стоимость проекта составляет 110 млн. долл. США) из Ирана в Армению, а также строительство крупнейшей на Южном Кавказе гидроэлектростанции на реке Араз, стоимость которой превышает 500 млн. долл. США, не говоря уже о тех энергоносителях, благодаря которым на сегодняшний день существует Армения. С декабря 2006 г. Армения снабжается иранским газом по газопроводу из Ирана (45% акций принадлежит «Газпрому», 45% - правительству

Армении и 10% - компании «Итера»), в 2014 г. планируется запустить второй газопровод.

Третьей «занозой» азербайджано-иранских отношений является активное привлечение Азербайджаном иностранных компаний для разработки месторождений Каспийского шельфа. В 2001 г. иранские военные катера вынудили азербайджанское геофизическое судно покинуть место проведения сейсморазведочных работ на спорном, по мнению иранцев, нефтяном месторождении. Иранские самолеты начали нарушать воздушное пространство Азербайджана и делали это вплоть до тех пор, пока турки не провели совместно с азербайджанцами показательные учения над Каспийским морем. В феврале 2012 г. появились сообщения о закупке Азербайджаном новейшего израильского вооружения, в том числе беспилотных летательных аппаратов, а в сентябре азербайджанская пограничная служба провела военно-морские учения на Каспии «Хазар-2012», в которых приняли участие 1200 морских пехотинцев, 21 корабль, 20 катеров и восемь вертолетов. Учения вызвали серьезную обеспокоенность в Тегеране.

Заместитель руководителя Администрации Президента Азербайджанской Республики, посол Новруз Мамедов считает, что на азербайджано-иранские отношения нередко воздействуют различного рода преднамеренные исламофобские измышления, нацеленные на то, чтобы поссорить двух соседей: «В последнее время геополитическая ситуация в нашем регионе складывается крайне сложно. Отношения между Ираном и Западом обострены, в отношении этой страны предпринимаются санкции и создана антииранская коалиция. В таких условиях в борьбе пытаются использовать страны региона. Позиция Азербайджана в данном вопросе однозначна - на уровне руководства заявлено, что Азербайджан не позволит размещения военных сил какой-либо страны на своей территории или вести какие-либо боевые операции против Ирана со своей территории. Иран и Азербайджан являются дружественными, соседними странами, связи которых опираются на глубокие исторические корни. Благополучие этих отношений не соответствует интересам некоторых сил».

Принимая в Баку 13 августа 2012 г. по случаю священного месяца Рамазан послов и руководителей дипломатических представительств мусульманских стран, президент Ильхам Алиев призвал их совместной борьбой ответить на умышленно распространяемые слухи об исламе, на попытки увязать ислам с террором: «Мы отстаиваем позицию мусульманских стран во всех междуна-

родных организациях, и эта взаимная поддержка еще больше усиливает нас. Позитивная оценка Организацией исламского сотрудничества идущих в Азербайджане процессов нас еще больше воодушевляет. Исламские ценности дороги для нас. В основе наших национальных ценностей лежат исламские ценности. Разумеется, мы должны стремиться к тому, чтобы весь мусульманский мир сплотился еще теснее, были решены стоящие перед нами проблемы, чтобы в будущем мы могли оказывать друг другу еще большую поддержку. Мы хотим, чтобы во всех мусульманских странах были мир и спокойствие, не проливалась кровь, не было гражданской воины».

Участие Азербайджана в общественно-политических процессах исламского мира реализуется как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Подчеркнуто светский характер государственного развития не исключает тесного сотрудничества с ведущей международной структурой исламских стран - Организацией исламского сотрудничества (до 2011 г. - Организация Исламская конференция). Организация исламского сотрудничества (ОИС) объединяет 57 государств. Она осуществляет плодотворную деятельность в процессе решения проблем, с которыми сталкиваются государства-участники, вносит свой вклад в утверждение взаимопонимания с другими государствами и международными организациями. С начала своего создания ОИС оказывает ощутимое влияние на решение различных проблем современного мира и принимает участие в устранении конфликтов.

Начиная с момента вступления в ОИС в 1991 г. Азербайджан активно использует ее возможности для решения собственных внешнеполитических задач. ОИС стала первой международной организацией, признавшей и критиковавшей Армению как агрессора. Приняты в том числе резолюции «Агрессия Республики Армения против Азербайджанской Республики», «Оказание экономической помощи Азербайджану», а также «Уничтожение и разрушение памятников исламской истории и культуры на захваченных в результате агрессии со стороны Республики Армения территориях Азербайджанской Республики». На 37-й сессии Совета министров иностранных дел ОИС подписано Соглашение о размещении в Азербайджане регионального офиса Молодежного форума Исламская конференция, кроме того, в Баку состоялось ежегодное собрание Совета директоров Исламского банка развития.

Анализируя внешнеполитический курс Азербайджана в 2003-2013 гг., можно с полным основанием утверждать, что, бу-

дучи логическим продолжением многосторонней стратегии Гейдара Алиева, он претерпел определенные изменения. Основным фактором, позитивно отразившимся на внешней политике, является укрепление азербайджанской государственности. Внутриполитическая стабильность, умелое сочетание политических и экономических реформ, использование национальной созидательности и растущих нефтяных доходов сплотили азербайджанское общество, способствуя ускоренной модернизации страны.

Сказались, разумеется, и заметно возросшее экономическое могущество страны, ее вовлеченность в такие глобальные проблемы, как энергетическая безопасность, транспортная инфраструктура стратегически важного региона. Азербайджан стал бесспорным лидером государств Южного Кавказа. Азербайджан -активный субъект мирового сообщества. В настоящее время в зарубежных странах действуют 74 дипломатических представительства и консульства, в том числе 55 посольств, девять генеральных консульств и пять почетных консульств. В Баку аккредитовано 53 посольства зарубежных стран, три генеральных консульства, 12 почетных консульств и 20 представительств международных организаций. При пяти международных организациях функционируют постоянные представительства Азербайджана. Общее число дипломатов, работающих за рубежом, составляет около 600 человек. Количество посольств и дипломатических представительств Азербайджана за рубежом - 87. Министром иностранных дел Азербайджана со 2 апреля 2004 г. является профессиональный дипломат Эльмар Мамедъяров.

В соответствии с Конституцией внешняя политика Азербайджана определяется и направляется лично президентом, который вносит предложения в Милли Меджлис об учреждении дипломатических представительств в иностранных государствах и при международных организациях; назначает и отзывает азербайджанских послов в иностранных государствах и представителей при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; заключает межправительственные договоры; представляет в Милли Меджлис для ратификации и денонсации межгосударственные договоры; подписывает указы об утверждении международных договоров (ст. 109).

В реальной практике функции президента значительно шире. Именно он определяет внешнеполитическую стратегию страны, которая сегодня выстраивается с учетом общенациональных инте-

ресов, в соответствии с конкретными реалиями и нормами международного права. Основу внешней политики страны составляют добрососедство, принципы мирного сосуществования, невмешательства во внутренние дела других государств, взаимовыгодное сотрудничество. Внешнеполитические принципы Азербайджанского государства опираются на принятые всеми государствами нормы, на Устав ООН, принципы ОБСЕ, которые отвергают войну, применение силы в решении межгосударственных и международных споров. Связи республики с другими государствами, международными и региональными организациями строятся на основе взаимных обязательств, ответственности и готовности к сотрудничеству во имя всеобщей безопасности.

Основным государственным институтом, координирующим и реализующим внешнеполитическую деятельность, является Министерство иностранных дел. Выступая 6 марта 1998 г. на встрече с коллективом МИД, президент Азербайджана Гейдар Алиев так определил задачи ведомства: «Согласно Конституции Азербайджана, Министерство иностранных дел является министерством, подчиняющимся непосредственно президенту и действующим под его непосредственным руководством. Внешняя политика Азербайджана также определяется и направляется президентом. Стратегические направления внешней политики, отдельные ее области постоянно формируются президентом Азербайджана, и каждое мероприятие для ее осуществления постоянно находится под контролем. С одной стороны, задачей Министерства иностранных дел является исполнение внешней политики государства, президента. Наряду с этим она состоит в том, чтобы для успешного претворения в жизнь внешней политики своевременно готовить и представлять мероприятия, проявлять инициативу, правильно, объективно анализировать положение Азербайджана на международной арене, подводить итоги работы, проводимой в области внешней политики, и на основе этого готовить предложения и представлять их государству, президенту. Таким образом, Министерство иностранных дел несет исполнительные функции по осуществлению определенной политической линии, стратегического пути, и в то же время должно всегда проявлять инициативу, выдвигать предложения и энергично вести свою работу во имя постоянного совершенствования внешней политики для проведения мер, направленных на то, чтобы предпринимать необходимые шаги на каждом этапе в связи с процессами, происходящими в мире».

Президент Ильхам Алиев регулярно встречается с главами азербайджанских дипломатических представительств в зарубежных странах и сотрудниками Центрального аппарата МИД. В ходе бесед он подчеркивает, что «послы - это профессиональные дипломаты. Среди них достаточно много молодежи, есть и опытные дипломаты. Они хорошо осознают свой служебный долг и, считаю, в целом хорошо исполняют его. Стоящие перед послами обязанности известны и понятны. Но жизнь стремительно развивается, международные отношения изменяются, и на международной арене возникают новые вопросы, новые вызовы. Мы должны регулярно вносить определенные поправки в нашу внешнюю политику, но и одновременно учитывать, что наш стратегический курс остается неизменным».

На традиционных встречах с президентом ставятся конкретные задачи, идет обмен мнениями по широкому кругу вопросов. Главной задачей азербайджанской дипломатии на данном этапе президент считает усиление информационно-пропагандистской работы. Он подчеркивает, что работающие за рубежом дипломаты должны быть более активны в деле урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Они должны более полно доводить суть данного вопроса до официальных кругов и общественности стран, в которых они работают. На всех мероприятиях, кстати или некстати, данный вопрос должен постоянно находиться в центре внимания и доводиться до официальных кругов, парламентов различных стран, общественности. Послы должны на всех международных мероприятиях, конференциях, общественных мероприятиях затрагивать в первую очередь вопрос об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. «Нам необходимо перейти в информационное наступление. В ряде случаев нас обвиняют в том, что Азербайджан в этом смысле ведет себя очень агрессивно. Возможно, но наша агрессивность пока проявляется лишь в информационной сфере. Иного пути у нас нет. Все должны увидеть, кто - агрессор, а кто - жертва агрессии. Следует шире распространять информацию об одной из самых тяжелых для Азербайджана проблем - положении беженцев и вынужденных переселенцев. За рубежом нет достаточной информации по этому вопросу. Об этом знаем мы и находящиеся с нами в тесной связи круги и структуры. А вот широкой международной общественности не известно об этом. Это - наша ошибка, наш просчет... Представьте себе, насколько интенсивнее бы прогрессировал Азербайджан, если бы данный вопрос нашел свое решение. Сколь-

ко бы новых возможностей появилось, сколько иностранных инвесторов с еще большей уверенностью работали бы в Азербайджане. Поэтому всем послам и работникам посольств следует проявить еще большую активность в его решении».

По мнению руководства страны, информация об Азербайджане в мировом сообществе крайне поверхностна, он представляется лишь как нефтяная страна или как одна из сторон армяно-азербайджанского конфликта, но у Азербайджана древняя история, богатое культурное наследие. Необходимо использовать все возможности для проведения в Баку мероприятий международного масштаба. С одной стороны, проведение самого мероприятия будет свидетельствовать о растущей роли Азербайджана. С другой стороны, создаст возможность зарубежным представителям своими глазами увидеть то, что происходит. Азербайджан - стремительно развивающаяся страна, занимающая твердые позиции на международной арене. В стране осуществляются крупные проекты мирового значения, находят свое решение социальные вопросы. Важно, чтобы зарубежные средства массовой информации получали больше информации об этих реалиях.

Не менее важное место в кругу задач, поставленных президентом перед дипломатами, занимает вопрос о работе с соотечественниками, более активном подключении зарубежной диаспоры, использовании ее влияния в странах пребывания. Посольства, указывает президент, должны поддерживать тесную связь с Государственным комитетом по работе с азербайджанцами, живущими в зарубежных странах, привлекать местные возможности диаспо-ральных организаций для разъяснения и поддержки внешнеполитических акций Азербайджанского государства. Основная задача экономической дипломатии, обслуживающей энергетическую политику, состоит в обеспечении благоприятной атмосферы, отвечающей растущему авторитету страны на региональной и международной аренах и национальным интересам, а также рассчитанной на динамичное развитие Азербайджанской Республики. Послы должны способствовать росту интереса деловых кругов к различным, в первую очередь ненефтяным, отраслям экономики страны, привлекать инвестиции, а также помогать руководству стимулировать деятельность азербайджанских компаний за рубежом. Азербайджанские компании - и государственные, и частные - должны выйти на внешние рынки в качестве инвесторов, подрядчиков и контрактантов. Поскольку экономическое направление является

относительно новым, послы должны уделять этому особое внимание.

Необходимо повысить уровень работы с международными неправительственными организациями. В Азербайджане предприняты большие шаги в деле развития демократии. Находят свое решение вопросы, связанные с Советом Европы. Решаются социальные вопросы, несмотря на то что финансовые возможности ограничены. Из Нефтяного фонда Азербайджана выделяются крупные средства для размещения беженцев, вынужденных переселенцев, улучшения уровня их жизни. Растет минимальная заработная плата. Увеличивается заработная плата лиц, работающих в финансируемых из бюджета организациях. Об этих процессах должна быть информирована мировая общественность. «Посольствами должны устанавливаться дружественные, рабочие отношения с неправительственными организациями, поскольку они являются влиятельным элементом происходящих в мире процессов. В ряде случаев, как, например, в Азербайджане, неправительственные организации чрезмерно политизированы. Поэтому многих из них даже не назовешь неправительственными организациями. Налицо также предвзятая, несправедливая позиция некоторых международных неправительственных организаций. Видимо, принцип их образования преследует именно эту цель. Критикующие нас неправительственные организации одновременно критикуют и самые развитые страны мира, в том числе самые передовые с точки зрения демократического развития. Это, наверное, стиль их работы. Несмотря на это, правда об Азербайджане должна доводиться и до них, они тоже должны ее знать».

Поставленные президентом перед азербайджанскими послами задачи целенаправленно реализуются, что способствует росту международного авторитета страны. При этом важно отметить высокую эффективность работы не только Министерства иностранных дел Азербайджана и его загранучреждений, но и внешнеполитического курса в целом. Это во многом объясняет системность и строгую последовательность проведения сбалансированного политического курса в таком сложном регионе, как Южный Кавказ, с учетом новых геополитических реалий. Четкость и предсказуемость внешнеполитических действий, координация двусторонней и многосторонней дипломатии, трезвый учет расстановки сил обеспечивают уважение мирового сообщества, что выразилось в том числе в его избрании непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.