Научная статья на тему 'Азербайджан и Дагестан в XII-XV веках (к вопросу о взаимодействии в декоративно-прикладном искусстве)'

Азербайджан и Дагестан в XII-XV веках (к вопросу о взаимодействии в декоративно-прикладном искусстве) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / АЗЕРБАЙДЖАН / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ / ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ОРНАМЕНТАЦИЯ / DAGESTAN / AZERBAIJAN / MUTUAL INFLUENCE / APPLIED ART / ORNAMENTATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маммаев Мисрихан Маммаевич

Многовековые взаимосвязи в различных сферах экономики и культуры Дагестана и Азербайджана способствовали взаимовлиянию и взаимообогащению их искусства, а также взаимосближению азербайджанцев и дагестанцев, выработке на этой основе определенных черт их этнической близости, взаимопроникновению их традиций и культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджан и Дагестан в XII-XV веках (к вопросу о взаимодействии в декоративно-прикладном искусстве)»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 2, 2018

АЗЕРБАЙДЖАН И ДАГЕСТАН В XП-XV ВЕКАХ (К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ)

Маммаев Мисрихан Маммаевич д.исскусств.,г.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. misrixan37@mail.ru Аннотация:

Многовековые взаимосвязи в различных сферах экономики и культуры Дагестана и Азербайджана способствовали взаимовлиянию и взаимообогащению их искусства, а также взаимосближению азербайджанцев и дагестанцев, выработке на этой основе определенных черт их этнической близости, взаимопроникновению их традиций и культур.

Ключевые слова:

Дагестан, Азербайджан, взаимовлияние, прикладное искусство, орнаментация.

Misrikhan M.Mammaev DSc. (in Art Studies), Principal Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation misrixan37@mail.ru Annotation:

The centuries-old interrelationships in various spheres of the economy and culture of Dagestan and Azerbaijan contributed to the mutual influence and mutual enrichment of their art, as well as the mutual approximation of Azerbaijanis and Dagestanians, the development on this basis of certain features of their ethnic affinity, and the interpenetration of their traditions and cultures.

Keywords:

Dagestan, Azerbaijan, mutual influence, applied art, ornamentation.

На протяжении тысячелетий искусство Дагестана и Азербайджана развивалось в тесной взаимосвязи, чему способствовали территориальная близость, а также устойчивые, уходящие своими корнями в глубокую древность культурные, торговые, политические и этнические связи между азербайджанцами и дагестанскими народами.

Процесс сближения и взаимообогащения материальной и духовной культуры братских народов и ее составной части декоративно-прикладного искусства активно протекал еще с того периода, когда на территории Азербайджана и Дагестана сложилась Кавказская Албания, сыгравшая в пору античности и раннего средневековья важную роль в экономической, политической и культурной жизни Кавказа. Исследованиями азербайджанских и дагестанских археологов и искусствоведов выявлены общие черты в таких видах прикладного искусства племен и народов, входивших в состав Кавказской Албании, как художественная обработка металла, керамическое производство, торевтика, глиптика и т.д.

Качественно новый этап во взаимосвязях и взаимодействии искусства Дагестана и Азербайджана наступает в эпоху развитого средневековья (ХП-ХУ вв.) в связи с укреплением и расширением контактов во всех сферах экономической, политической и культурной жизни населявших эти страны народов, развитием городов - центров ремесла и торговли, дальнейшим совершенствованием различных отраслей художественного ремесла.

Существенные черты общности и сходства в средневековом декоративно-прикладном искусстве Дагестана и Азербайджана отчетливо прослеживаются в художественной обработке металла, ковроделии, керамическом производстве, резьбе по камню, архитектурном декоре (резьба по штуку) и орнаментальном искусстве.

В одной из важнейших отраслей ремесла - художественной металлообработке, центрами которой являлись города Барда, Ганджа, Нахичевань и Шемаха в Азербайджане, сел. Ку-бачи, Кумух, город Дербент и другие населенные пункты в Дагестане, параллели обнаруживаются в различных по форме, назначению и декоративной отделке медных и бронзовых сосудах - котлах, кувшинах, чашах и светильниках. Изготовлявшиеся в художественном крупнейшем центре Дагестана в селении Кубачи литые бронзовые котлы ХШ-ХУ вв. с превосходной декоративной отделкой, а также светильники находили широкий сбыт в Закавказье, особенно в Азербайджане. Одна из разновидностей, изготовлявшихся в Кубачи котлов т.н. открытого типа, вывозимых в значительном количестве в Ширван и пользовавшихся там устойчивым спросом, у кубачинцев получила название «ширван-ашак».

В тесной взаимосвязи развивалось в течение многих столетий ковроткачество Азербайджана и Дагестана - один из наиболее развитых видов декоративно-прикладного искусства. Хотя ковры Дагестана ХП-ХУ вв. не сохранились до наших дней, тем не менее, сравнение их

ACTA HISTORICA

более поздних образцов с азербайджанскими коврами, особенно куба - ширванской группы, свидетельствует об их близости по техническим и художественным признакам - по характерным приемам композиционного построения орнамента каймы и центральных медальонов, а также по общему колористическому строю.

Искусство азербайджанского ковроделия, имеющее очень древние и высокоразвитые, основанные на богатейшем опыте традиции, оказало влияние на дагестанское ковровое искусство, особенно южного Дагестана, представляющего собой смежную с североазербайджанским крупную зону развитого ковроткачества на Кавказе.

Через крупные торгово-ремесленные центры Ганджа, Нахичевань, Шемаха, Дербент ковры Азербайджана вывозились в горный Дагестан, оказывая определенное влияние не только на местное ковроделие, но и на декоративную отделку средневековых памятников (резьбы по камню). Характерные для средневековых азербайджанских и дагестанских ковров композиционные приемы и орнаментация встречаются в художественной отделке некоторых резных мемориальных памятников Х1У-ХУ веков - это вертикально поставленные каменные плиты трапециевидной формы из селений Кубачи Дахадаевского района, Кумух Лакского района и ряда других. Различные орнаментальные и эпиграфические мотивы, навеянные ковровой орнаментацией, встречаются и на отдельных каменных рельефах Х1У-ХУ вв. из сел. Кубачи.

В горный Дагестан из Нухи (Шеки), Шемахи, Дербента и других шелкоткацких центров привозились богато декорированные полихромные шелковые ткани, которые любовно воспеты в устно-поэтическом творчестве дагестанцев.

Много общего имеет художественная керамика средневекового Дагестана и Азербайджана, так как становление этого вида прикладного искусства, отражающего художественные вкусы и эстетические представления самых широких слоев населения, происходило в тесной взаимосвязи, а дальнейшее развитие его шло во многом сходными путями.

Выявленная с помощью археологических раскопкок в г. Дербенте, а также на городищах Аркас, Ниж. Чугли и т.д. полихромная глазурованная посуда в виде чаш, блюд, тарелок, кувшинов, ваз и прочих находок ХП-ХШ веков - время расцвета керамического искусства в Закавказье и странах Ближнего Востока - по форме, характеру богатой декоративной отделки разнообразными орнаментальными мотивами изобразительными сюжетами, необычайно яркому колориту находит прямые аналогии в поливной посуде средневекового города Байлакана (городища Орен-кала) и других крупных ремесленных центров Азербайджана. Близка по форме и художественной отделке к азербайджанской и обычная неглазурованная керамика Дагестана периода средневековья.

Немало общих черт прослеживается и в камнерезном искусстве Дагестана и Азербайджана. Наблюдаемый в XII - XV вв. подъем в художественной резьбе по камню был связан с развитием архитектурного декора и изготовлением мемориальных (надмогильных) памятников. Созданные в пору высокого экономического и культурного расцвета Зирихгерана -Кубачи знаменитые каменные рельефы XIII -XV вв. (детали архитектурного декора, известные в литературе под не совсем точным названием «албанские рельефы») обнаруживают определенную сюжетно-тематическую близость (в декоративной эпиграфике, изображениях отдельных животных и фантастических существ, геральдических композициях) к рельефам декоративного фриза (Баиловским камням) укрепления XIII в. в Бакинской бухте.

Ряд зооморфных образов кубачинских каменных рельефов - лев, грифон, олень и других сюжетно и тематически близки изобразительным мотивам на фасаде мавзолея 1314 г. в сел. Хачин - Дорбатлы Агдамского района Азербайджана. Композиционная, отчасти и стилистическая общность прослеживается в орнаментальном и эпиграфическом декоре некоторых мемориальных памятников Азербайджана (стелы с арабскими надписями XIV - XV веков из села Гымылкишлак Хачмасского района, орнамент каменного саркофага XV в. из селений Келахана Шемахинского района и т.д.) и Кумух Лакского района Республики Дагестан.

Близкие параллели обнаруживаются в орнаментальных мотивах и технике резьбы шту-кового архитектурного декора мусульманских культовых памятников Дагестана и Азербайджана. Так, узорно - эпиграфические композиции штукового михраба XII - XIII в. мечети в

Том. 1. № 2. 2018

сел. Калакорейш в Дагестане находят близкие аналогии в штуковом декоре михраба мечети XIII в. Пир-Хусейна-Ханеги на реке Пирсагат в Азербайджане.

В художественном творчестве народов Дагестана Азербайджана важное место занимает орнаментальное искусство, достигшее в эпоху средневековья высокого уровня развития и совершенства. Богатством мотивов, многообразием композиционных построений и колористических решений отличаются архитектурные орнаменты, так и узоры различных произведений художественного ремесла. Многие мотивы растительного, геометрического, ленточного, зооморфного и эпиграфического орнаментов на памятниках архитектуры и произведениях прикладного искусства Азербайджана обнаруживают близкие параллели в дагестанском архитектурном орнаменте и узорно-эпиграфическом декоре изделий художественного ремесла. К примеру, орнаментация растительного стиля дворца ширваншахов в Баку (XIII - XVI вв.) близка по композиционному решению, стилистически и по технике исполнения орнаментальной резьбе некоторых кубачинских каменных рельефов XIV-XV вв., отдельных мемориальных памятников XV-XVI вв., резного деревянного мимбара XV в. Джума-мечети в сел. Кубачи, выполненного мастером Мухаммадом, сыном Хусейна.

Процесс взаимообогащения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, музыки, хореографии и т.д. продолжался в новое и новейшее время. Этот процесс не прекращается и в наши дни, несмотря ни на какие перипетии в период становления рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.