Научная статья на тему 'Азбука жизнеобеспечения коренных народов Сахалина в начале XXI века'

Азбука жизнеобеспечения коренных народов Сахалина в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коренные малочисленные народы / Сахалин / рыболовство / оленеводство / предпринимательство / идентичность / туризм / декоративно-прикладное искусство / рыбья кожа / indigenous peoples / Sakhalin / fishing / reindeer husbandry / entrepreneurship / identity / tourism / arts and crafts / fish skin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Н. И.

В статье я рассматриваю аборигенное предпринимательство, развитие этнического туризма, декоративно-прикладное народное и профессиональное искусство, а также вопросы правового регулирования хозяйственной и культурной деятельности коренных малочисленных народов Сахалина. Статья строится на полевых материалах, собранных на острове в 2000–2021 гг. У представителей коренных народов этого региона есть различные практики, социальные институты, альянсы для жизнеобеспечения, однако некоторые из них успешны, а некоторые нет — и все это, казалось бы, в одинаковых условиях. В статье рассматриваются противоречия, которые возникают в процессе использования ресурсов между стейкхолдерами. Полевые материалы свидетельствуют, что высокая технологичность производства рыбной продукции, большие финансовые и трудовые затраты на организацию своей деятельности не всегда приводят к позитивным результатам: росту благосостояния и удовлетворения трудом. Сегодня, когда морские и речные ресурсы неминуемо сокращаются, важным становится вопрос о том, как соблюдать меру в их использовании и в то же время сохранять уровень жизни и повышать ее качество. В статье дан анализ современных практик использования биологических ресурсов в контексте традиционного природопользования коренных народов и предпринимательства. Специальное внимание уделено традиционным знаниям, умениям и навыкам, которые могут сегодня быть использованы и в регулировании природопользования, и в презентации культуры коренных народов как всемирного достояния. Для исследования выбраны повседневные практики, которые могут помочь коренным народам преодолеть стигму меньшинства. Они представляют новые модели развития и дают возможность подумать о том, что значит аборигенная идентичность в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ABC of Sakhalin’s Indigenous Livelihoods at the Beginning of the 21st Century

The article examines aboriginal entrepreneurship, the development of ethnic tourism, arts and crafts, and the legal regulation of the economic and cultural activities of indigenous minorities. The article draws on field materials collected on Sakhalin in 2000–2021. The indigenous peoples of Sakhalin exercise various practices and form social institutions and alliances for subsistence. However, some of the latter are successful, and some are not, although they exist in the same conditions. The article examines the contradictions in the use of resources that arise between the stakeholders. Field materials testify that high fish production technology and high financial and labor costs for the organization of their activities do not always lead to positive results: the growth of well-being and satisfaction with work. Today, when marine and river resources are inevitably decreasing, the question of how to keep a measure of their use while preserving the standard of living and improving its quality becomes essential. The article analyzes the modern use of biological resources in the context of traditional nature management of indigenous peoples and entrepreneurship. The author analyzes traditional knowledge, skills, and abilities that can be used today in regulating the use of natural resources and in presenting the culture of indigenous peoples as a world heritage. The practices chosen for the study are everyday practices that can help indigenous peoples eliminate the minority stigma. They present new development models and provide an opportunity to think about what Aboriginal identity means in today’s context.

Текст научной работы на тему «Азбука жизнеобеспечения коренных народов Сахалина в начале XXI века»

DOI 10.31250/2 618-8600-2023-3(21)-169-187 УДК 316.72 _

Институт этнологии и антропологии РАН

Н. И. Новикова Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-5686-1104 E-mail: natinovikova@gmail.com

I

Азбука жизнеобеспечения коренных народов Сахалина в начале XXI века

АННОТАЦИЯ. В статье я рассматриваю аборигенное предпринимательство, развитие этнического туризма, декоративно-прикладное народное и профессиональное искусство, а также вопросы правового регулирования хозяйственной и культурной деятельности коренных малочисленных народов Сахалина. Статья строится на полевых материалах, собранных на острове в 2000-2021 гг. У представителей коренных народов этого региона есть различные практики, социальные институты, альянсы для жизнеобеспечения, однако некоторые из них успешны, а некоторые нет — и все это, казалось бы, в одинаковых условиях. В статье рассматриваются противоречия, которые возникают в процессе использования ресурсов между стейкхолдерами. Полевые материалы свидетельствуют, что высокая технологичность производства рыбной продукции, большие финансовые и трудовые затраты на организацию своей деятельности не всегда приводят к позитивным результатам: росту благосостояния и удовлетворения трудом. Сегодня, когда морские и речные ресурсы неминуемо сокращаются, важным становится вопрос о том, как соблюдать меру в их использовании и в то же время сохранять уровень жизни и повышать ее качество. В статье дан анализ современных практик использования биологических ресурсов в контексте традиционного природопользования коренных народов и предпринимательства. Специальное внимание уделено традиционным знаниям, умениям и навыкам, которые могут сегодня быть использованы и в регулировании природопользования, и в презентации культуры коренных народов как всемирного достояния. Для исследования выбраны повседневные практики, которые могут помочь коренным народам преодолеть стигму меньшинства. Они представляют новые модели развития и дают возможность подумать о том, что значит аборигенная идентичность в современных условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коренные ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Новикова Н. И.

малочисленные народы, Сахалин, Азбука жизнеобеспечения коренных

рыболовство, оленеводство, народов Сахалина в начале XXI века.

предпринимательство, идентичность, Этнография. 2023. 3 (21): 169-187.

туризм, декоративно-прикладное doi 10.31250/2618-8600-2023-3(21)-169-187 искусство, рыбья кожа

N. Novikova Institute of Ethnology and Anthropology

of the Russian Academy of Sciences Moscow, Russian Federation ORCID: 0000-0002-5686-1104 E-mail: natinovikova@gmail.com

I

The ABC of Sakhalin's Indigenous Livelihoods at the Beginning of the 21st Century

ABSTRACT. The article examines aboriginal entrepreneurship, the development of ethnic tourism, arts and crafts, and the legal regulation of the economic and cultural activities of indigenous minorities. The article draws on field materials collected on Sakhalin in 2000-2021. The indigenous peoples of Sakhalin exercise various practices and form social institutions and alliances for subsistence. However, some of the latter are successful, and some are not, although they exist in the same conditions. The article examines the contradictions in the use of resources that arise between the stakeholders. Field materials testify that high fish production technology and high financial and labor costs for the organization of their activities do not always lead to positive results: the growth of well-being and satisfaction with work. Today, when marine and river resources are inevitably decreasing, the question of how to keep a measure of their use while preserving the standard of living and improving its quality becomes essential. The article analyzes the modern use of biological resources in the context of traditional nature management of indigenous peoples and entrepreneurship. The author analyzes traditional knowledge, skills, and abilities that can be used today in regulating the use of natural resources and in presenting the culture of indigenous peoples as a world heritage. The practices chosen for the study are everyday practices that can help indigenous peoples eliminate the minority stigma. They present new development models and provide an opportunity to think about what Aboriginal identity means in today's context.

KEYWORDS: indigenous FOR CITATION: Novikova N. The ABC

peoples, Sakhalin, fishing, reindeer of Sakhalin's Indigenous Livelihoods at the

husbandry, entrepreneurship, identity, Beginning of the 21st Century. Etnografia.

tourism, arts and crafts, fish skin 2023. 3 (21): 169-187. (In Russian).

doi 10.31250/2618-8600-2023-3(21)-169-187

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2004 г. я проводила полевые исследования в стане хозяйства «Ларга», которое организовало летний лагерь для детей и подростков. Однажды дети рисовали, и один мальчик изобразил машину с грузом — выловленной рыбой. Он не умел писать, и попросил меня вывести на кузове слово «счастье» — именно так воспринимают люди на острове успешный улов.

Сахалинская область — один из крупнейших нефтяных регионов, здесь добывают также уголь и другие полезные ископаемые. Население насчитывает около 500 тыс. человек, из них 1 % составляют коренные народы: нивхи, уильта, эвенки и нанайцы. Повседневная жизнь и коренных народов, и всего местного населения в значительной степени обеспечивается рыболовством. Традиционными занятиями были и во многом остаются рыболовство, оленеводство, сбор дикоросов. Роль моря и всего, что с ним связано, на острове велика и в экономическом, и в психологическом отношении для всего местного населения и, конечно, для коренных народов.

В современных сахалинских условиях положение и развитие коренных народов определяются несколькими факторами. Это активное промышленное освоение углеводородов, большая конкуренция в добыче водных биологических ресурсов, изменение климата. К настоящему времени уже около 10 лет наблюдается снижение запасов рыбы по всему острову, кроме его северных районов, а также рост ограничений на ее вылов для коренных народов. В разных районах эти факторы проявляются в большей или меньшей степени.

На Сахалине нет резких границ между четырьмя проживающими на острове народами: нивхами, уильта, эвенками и нанайцами. Значительная метисация и складывание общей идентичности всех коренных народов привели к формированию общей правовой идентичности, а подчас и региональной — сахалинцы. В какой-то степени это связано с небольшой численностью коренных народов, проживающих на Сахалине. Численность всех четырех групп, по данным 2019 г., составляет 4377 человек. Другой особенностью коренных народов острова можно назвать высокий процент городского населения. По данным переписи 2020 г., в городах проживают около 60 % нивхов, 50 % эвенков, 64 % уильта, 88 % нанайцев (Итоги Всероссийской переписи населения 2020 г.). Важно при этом отметить, что природные условия на Сахалине делают возможным традиционное природопользование/рыболовство в городских округах. Недостаток ресурсов, усиливающийся с каждым годом, приводит к поиску как новых социальных институтов (аборигенного предпринимательства), так и новых занятий и источников существования и вдохновения в сообществе коренных народов.

Своими очертаниями на карте остров Сахалин похож на рыбу. По традиционным представлениям живущих здесь нивхов, эта земля — живое

существо, головой обращенное на север, море — большой дом, в котором живут старик и старуха. Именно они посылают людям рыбу и морского зверя (История и культура нивхов 2008: 134). В преданиях нивхов, записанных Е. А. Крейновичем, обосновывается необходимость бережно относиться к ресурсам: рыбу и морского зверя можно ловить, но гуманными методами, на новый промысел отправляться, когда запасы уже закончатся (Крейнович 2001: 138-145). Ключевым понятием в такой обычно-правовой системе является соблюдение меры.

Эти представления в самом общем виде характерны для аборигенного природопользования/предпринимательства и в современных условиях. Именно нарушение меры в рыболовстве вызывает негативную оценку всего рыболовецкого сообщества Сахалина. Аборигены также настаивают на необходимости учитывать их опыт природопользования, традиционные знания о рыболовстве, которые диктуют высокие стандарты качества продукции. Экологичность и устойчивость аборигенных хозяйств отличают их от крупного бизнеса и объемом вылова, и моральным правом обеспечивать свои насущные потребности (Wilson 2002), ведь это не извлечение сверхприбылей, а борьба с бедностью. Я провожу полевые этнографические исследования на Сахалине уже 20 лет и каждый раз убеждаюсь, насколько уникальны и интересны знания живущих там коренных народов, насколько море и все, что с ним связано, важны для них. Рыболовство является основной деятельностью для коренного и значительной части всего местного населения. Рыболовный бизнес не только кормит остров, но и через налоговые и спонсорские отчисления способствует развитию инфраструктуры, а также культуры. Развитие промышленного рыболовства, строительство рыборазводных заводов, браконьерство, изменение климата и другие факторы приводят к сокращению биологических ресурсов, и люди ищут пути выхода из этой ситуации.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для анализа постоянно меняющегося мира коренных народов я выбираю междисциплинарные подходы: теории институционального развития экономики (по Д. Норту) и правового плюрализма (в рамках юридической антропологии). Исследование Д. Норта дает возможность для нового анализа аборигенного предпринимательства и других институтов, которые создаются коренными народами в современных условиях:

Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми. Но устойчивость институтов ни в коей мере не противоречит тому факту, что они претерпевают изменения. Развиваются все институты — начиная

от традиционных условностей, кодексов и норм поведения до писаного права, обычного права и контрактов между индивидами. Таким образом, имеющийся в нашем распоряжении набор выборов непрерывно меняется. Изменения на периферии институциональной системы могут быть такими медленными и плавными, что их способны увидеть только историки, хотя в современном мире быстрота институциональных изменений очевидна. Институциональный анализ связан с информированностью участников взаимодействия, их возможностями влиять на принятие решений (Норт 1997: 21).

Новые институты, согласно Норту, появляются тогда, когда общество усматривает возможность извлечения прибыли, которая не может быть получена в условиях уже существующей институциональной системы. Однако в случае с рассматриваемыми мною коренными народами решающая роль государственной правовой системы подчас лишает этих акторов права на принятие решений. Поэтому при анализе систем жизнеобеспечения коренных народов мы вынуждены оставаться в рамках государственной правовой системы, хотя антропологические исследования подталкивают к мысли о необходимости ее изменений. В целом для коренных народов характерна большая, по сравнению с остальным населением, правовая грамотность. Это связано с тем, что еще с 1980-х гг. были подготовлены, а затем приняты первые законы, регулирующие их положение в государстве. Важнейшей концептуальной идеей этого законодательства стало сочетание коллективных и индивидуальных прав, которыми обладают коренные малочисленные народы. Аборигены-предприниматели выделяются на фоне всего местного населения тем, что стремятся взаимодействовать с институтами государственной власти и крупным бизнесом, но установить при этом «альянс равноправных». Именно на этом стремлении строится их гражданская и экономическая активность. При обращении в суд аборигены перестают выступать с позиции жертвы. В полевом дискурсе такие кейсы немногочисленны, и их участники пока не готовы включать их в публичный академический дискурс, но количество таких случаев растет. Возможно, со временем они выйдут из «фона», и аборигены будут готовы заявить о подробностях таких дел. Для статуса коренных народов важно сочетание государственных и обычно-правовых норм (а они неочевидны), требуется выявление их юстициабельности. Как показывают полевые материалы, суды пока слабо знакомы с особенностями традиционной и предпринимательской деятельности коренных народов, что затрудняет рассмотрение дел во всей полноте. Здесь лишь замечу, что по одному из судебных дел руководителю рыболовецкой общины приходилось доказывать, что община ведет традиционный образ жизни, ссылаясь на такие занятия, как вышивка для украшения халатов и участие в фестивалях. Иногда для судей шитье халатов — более очевидная черта традиционного природопользования,

чем рыболовство, которое технологически и социально обеспечено аборигенной системой.

Одной из важнейших проблем, возникающих при правовом регулировании жизни коренных народов, выступает «традиционная парадигма»: коренные народы имеют специальные права, потому что ведут традиционный образ жизни. Когда законы о коренных народах создавались, эта концепция была актуальной, сегодня в связи с ней возникает много проблем. Юридико-антропологические исследования представляют более полную картину современного жизнеобеспечения этих народов.

Другим важным для меня инструментом анализа выступают теории экстрактивизма (Parks 2021), которые могут охватывать не только исследования добычи углеводородного сырья и его влияния на местное население, но касаются и возобновляемых ресурсов. В указанной статье Паркс рассматривает, как ресурсы становятся «видимыми» в основном через художественную литературу. Мне представляется интересным расширить подобную «видимость» на биологические ресурсы и показать, как они становятся важными в трансформациях идентичности коренных народов и их жизнеобеспечении/благосостоянии.

Полевые исследования по данной теме я проводила в Поронайском, Ногликском, Охинском районах и городе Южно-Сахалинске. Это девять полевых выездов за период с 2000 по 2021 г. продолжительностью около месяца каждый. Обычно я записывала около 20 интервью, которые были важны для передачи в моем исследовании голосов тех, чья жизнь, хозяйственные практики и социальные отношения я наблюдала. То, что исследование проводилось на протяжении длительного периода, позволило работать с одними и теми же информантами в течение нескольких лет и установить хороший контакт. Исследования продолжались и в Москве, так как многие из моих собеседников ежегодно приезжают на выставку «Сокровища Севера».

АБОРИГЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫБОЛОВСТВЕ

Основным ресурсом для жизнеобеспечения коренных народов на Сахалине является рыба и все, что «дает море». Это традиционный взгляд, не потерявший своей актуальности и сегодня. В 2019 г. я записала подобное высказывание от руководителя сахалинского рыболовецкого хозяйства: «Рыба — это природный дар, мы в него ничего не вкладываем. Это легкий способ наживы. Мы должны работать» (ПМА 2019). Именно аборигенное предпринимательство превращает этот природный дар в питание, обеспечение семей, занятость, источник устойчивого развития и борьбы с бедностью.

Аборигенное предпринимательство (более подробно о нем см.: Новикова 2021) рассматривается мною как новая форма социальной организации. Хозяйственная деятельность на предприятиях коренных

народов ориентирована на традиционное природопользование, знания и культуру народов Севера, она строится на их семейных и родственных связях. В правовой системе государства и общественном сознании аборигенный бизнес ограничен традиционным образом жизни, который в первую очередь основывается на оленеводстве, охоте, рыболовстве, собирательстве. Органы государственной власти в основном принимают законы и программы, направленные на сохранение традиционного природопользования, а не на развитие свободного предпринимательства. Для островного региона успех хозяйственной деятельности в первую очередь определяется возобновляемыми биологическими ресурсами, для коренных народов именно добыча и переработка рыбы, ее реализация создают основу экономики. Это всеобщая практика для местного населения. Как указывается в первом отчете о развитии человека в Арктике, «местные жители заинтересованы в оплачиваемой работе и вместе с тем в возможности использовать местные ресурсы, имеющие устойчивую продовольственную, культурную и экономическую ценность» (Larsen et al. 2004: 122).

Возобновляемые биологические ресурсы становятся «видимыми» в процессе собственного труда коренных народов. Именно поэтому резко негативно воспринимаются государственные ограничения в этой сфере, даже если они сопровождаются предложениями покупать рыбу в социальных магазинах. Человек должен сам добыть рыбу, потому что «добыл — и кому-то польза». Это правило рыболовов существует по всему циркумполярному миру и распространяется на всех аборигенов. Только собранное или добытое людьми в своем окружении, а не привозное и купленное, дает людям ощущение родства с окружающим миром, ландшафтом, очень важное и для устойчивости природопользования и жизнеобеспечения, и для онтологической безопасности местного населения. Подобные представления характерны для многих коренных народов (Tone, Brigt 2018; Новикова 2022).

Можно сравнить ситуацию, изучаемую мною на Сахалине, с материалами других схожих проектов. Так, по результатам исследования «Лососевая рыбалка в арктических сообществах: местные институты, риск и устойчивость», проведенного на Камчатке и Аляске, авторы его пишут: «Когда люди работают, чтобы ловить лосося на рыбалке, они применяют знания и методы, которые они узнали в семье и от друзей, и совершенствуют их в течение многих лет практики. Каждый раз, когда ловят и разделывают рыбу, истории из прошлого повторяются в настоящем, усиливая связь человека с его культурой» (Старые и новые легенды 2020: 78).

В докладе Экспертного механизма ООН по правам коренных народов 2017 г. специально подчеркивается: «В экономических системах коренных народов при всем их значительном разнообразии делается большой упор на получение социальной и экономической отдачи в интересах общин. В концепциях предпринимательской деятельности коренных

народов успех определяется не столько размером вырученной прибыли, сколько той пользой, которую то или иное дело может принести семьям и общинам коренных народов» (Передовая практика 2017). Коренные народы в современном мире выделяются благодаря традиционным знаниям, определяющим их взаимодействие с природой и место человека в природном и общественном окружении, навыки их хозяйственной и повседневной жизни. Именно знания и опыт коренных малочисленных народов определяют их обычно-правовые нормы в природопользовании и социальных, в первую очередь внутриобщинных и семейных, отношениях. При анализе складывающегося предпринимательства это особенно важно учитывать, так как во многих случаях оно строится на отношениях взаимопомощи, эгалитарности и реципрокности.

Рыболовство объединяет все коренные народы Сахалина. В 1990-е гг. коренные народы Поронайского района по договоренности с колхозом «Дружба» получили в пользование 26 километров побережья и организовали там несколько хозяйств. Так как в тот период коренные народы через свои организации могли участвовать в распределении рыболовных квот, была создана успешная система самоуправления — совет родовых хозяйств и другие самодеятельные структуры. Именно эти хозяйства и артель «Абориген» много сделали для технологического оснащения рыболовства, роста социального капитала.

Интересной особенностью предпринимательства на Сахалине является его «интернациональный характер», почти все хозяйственные организации коренных народов объединяют все народы Сахалина, причем в большинстве коренные, но и включают часто корейцев и русских. Технологии рыболовства у всех местные, и самые успешные хозяева владеют ими в совершенстве. Через сотрудничество с другими народами они могут получить новые знания и навыки, в том числе и в организации добычи, переработки, реализации продукции.

Деятельность хозяйств вообще и в первую очередь Поронайска убедительно демонстрирует социальный характер предпринимательства, благодаря чему именно эти хозяйства могли поддерживать культурные инициативы (в частности, Праздник кормления моря), инфраструктуру (столь актуальный на Сахалине ремонт мостов), малообеспеченные семьи. Исключение аборигенных структур из процесса регулирования рыболовства и распределения квот нанесло большой урон жизнеобеспечению и социальному развитию коренных народов. Тем не менее стремление к созданию нового образа коренных народов и формированию отношения к ним как к равным остается актуальным и сегодня. В 2019 г. мною было записано характерное высказывание: «Я хочу настоящий цех сделать, чтобы к народам Севера по-другому относились» (ПМА 2019). Для многих аборигенов очевидно: чтобы достойно содержать свои семьи, они должны иметь и хорошее оборудование для лова, хранения и переработки. Сегодня работа по принципу «поймал рыбу — продал» дает уже слишком невысокий доход

и подходит лишь для самых неорганизованных и бедных слоев населения. Вместе с тем сдерживающим фактором является отказ от «обогащения». Типичны такие высказывания: «Мне нравится рыбу ловить, солить, раздавать». Многие женщины проявляют большое мастерство в приготовлении рыбных блюд. У аборигенов есть очень тесная связь между ловом рыбы и результатом своей деятельности, мерой в добыче и использовании ресурсов. Их годовой цикл состоит из подготовки к рыбалке и самой рыбалки, проходит в распределении хозяйственных процессов во времени и пространстве, что сокращает нагрузку на природу. Они хотят, чтобы этот процесс строился на их наблюдениях и знаниях, которые передаются внутри сообщества, а инновационность в этих процессах может быть достигнута благодаря новым технологиям. При этом определяющим в применении технологий являются постоянные наблюдения за природой и анализ этих многолетних наблюдений. Именно на таком подходе строятся неприятие и критика «научных» выводов и государственного регулирования со стороны представителей коренных народов Сахалина.

Важными чертами предприятий коренных народов являются обеспечение ими рынка труда и ответственность за нанятых работников, оплата труда и страховых взносов. Таким образом они выходят за рамки сугубо семейного бизнеса, ведь дети, вырастая, хотят иметь свои собственные хозяйства. Семейные традиции сохраняются, но молодые бизнесмены часто не просто развивают бизнес родителей, а создают свой, а в качестве стартового капитала выступают только потенциальные рыбные ресурсы.

Рыбаки-предприниматели стремятся заниматься переработкой своей продукции, справедливо подчеркивая, что эта сфера менее криминальна, так как более технологична, требует больших усилий и более выгодна в легальном поле. Аборигенное предпринимательство в сфере рыболовства — это специфический вид деятельности, строящийся на местных ресурсах, знаниях и навыках коренных народов. За последние 30 лет уже накоплен определенный опыт ведения такого бизнеса, он доказал свою устойчивость и подчас безальтернативность для островного региона. Его развитие зависит от количества и качества водных биологических ресурсов и обеспечения доступа к ним коренных народов. Аборигенные хозяйства обеспечивают занятость, причем не только своих постоянных работников, но и нанимаемых на путину. В современных условиях они балансируют на грани выживания. Сложность предпринимательства аборигенов связана с отсутствием целенаправленной государственной поддержки и кредитования, необходимой инфраструктуры и определенными ограничениями спроса, так как рыболовством занимается все население, а реализация рыбы обставлена многочисленными запретами, и выход на новые рынки ограничен. Из всех сфер деятельности коренных народов особенно остра конкуренция в рыболовстве, так как именно здесь возможно

извлечение большей прибыли, при этом аборигенам оказывается трудно конкурировать с хорошо оснащенными технически крупными предприятиями. В то же время именно в этой сфере могут складываться новые альянсы с крупным рыболовецким бизнесом, строящиеся на совместном использовании оборудования, выработке общих требований к государственной политике в данной сфере и предложений в законодательство.

Согласно закону общины — некоммерческие организации. Сегодня это обстоятельство приводит к тому, что аборигены стремятся создавать иные формы кооперации для занятия бизнесом, даже теряя при этом государственную поддержку в рамках финансирования для коренных народов. Предложения лидеров и организаций коренных народов создать режимы, благоприятные для свободного самобытного развития аборигенов через предпринимательство, пока не получают поддержки органов государственной власти. Право на традиционное рыболовство, с одной стороны, гарантируется государством и определено федеральным законодательством. С другой стороны, именно твердо установившаяся связь «коренные народы — традиционное природопользование» создает дополнительные трудности и ограничения. Однако сегодня аборигенное/традиционное природопользование более современно, чем промышленное, не в технологическом, а в идеологическом отношении. Именно поэтому в международных документах есть призыв к национальным государствам поддержать традиционное природопользование. Более того, предпринимательство на основании традиционного природопользования служит важнейшим социальным целям устойчивого развития, в первую очередь — борьбе с бедностью и решению экологических задач. Правовое регулирование данной сферы должно максимально учитывать значение этого вида деятельности для благосостояния населения, а поэтому поддерживаться государством, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.

В 2022 г. внесены поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Лидеры Ассоциации коренных малочисленных народов заявляют: «Нашел отражение в законе и вопрос, который долгие годы вызывал споры между общинами и органами власти, о том, что общины, как и любая другая некоммерческая организация, имеют право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, если это служит целям создания общины. Законом теперь конкретизируется, что общины могут осуществлять не только 13 видов традиционной хозяйственной деятельности, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р, но и иные виды деятельности, не запрещенные российским законодательством. Таким образом, общины, наконец, смогут беспрепятственно вести розничную торговлю своей продукцией, проводить национальные праздники и фестивали,

строить своим членам дома и другие необходимые постройки для традиционной хозяйственной деятельности, оказывать услуги в сфере туризма и транспорта. То есть осуществлять все необходимые виды деятельности для полноценной жизнедеятельности общин»1.

Рыболовство традиционно обеспечивало местное население, оно и сегодня является важнейшей сферой занятости. Исторически коренные народы Сахалина строили свое благосостояние именно на рыбном промысле, которым занимались в течение всего года. Именно благодаря водным биологическим ресурсам они могут содержать себя и свои семьи, так как других ресурсов и другой возможности заработать у них зачастую нет. Для экономически активного населения как в городах, так и в сельской местности рыболовство — это не только образ жизни, но и сфера занятости. Приведу фрагмент интервью: «Я — рыбак по принуждению, на спиннинг не ловлю. Для нас в каждый период вся рыба значима, в какой период идет. Когда мало красной рыбы, мы другую ловим. От моря все брали, после шторма все собирали. Гребешок, ракушки — все меньше становится, года два-три последние — очень мало. У людей опыт есть, что можно есть. Это все само собой напрашивается» (ПМА 2019).

ОЛЕНЕВОДСТВО КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Важным видом хозяйственной деятельности для коренных народов Сахалина (в основном для уильта и эвенков) является и оленеводство. При этом в течение последних десятилетий отмечается сокращение числа оленей и оленеводов (Миссонова 2006: 143-227). В последнее время оленеводство поддерживают несколько семей и община «Юктэ» (Энергия Арктики и Сибири 2020). В 2020 г. принят региональный закон «О государственной поддержке домашнего северного оленеводства в Сахалинской области». Постоянную поддержку оленеводам оказывала компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», которая работала на острове до марта 2022 г.: ею была проведена закупка оленей в Республике Саха (Якутия), при ее участии оленеводы ежегодно проводили традиционный праздник Курэй и т. п. Однако все эти меры были недостаточны из-за слабой работы органов исполнительной власти, а также многолетних проблем в аборигенном сообществе: отсутствия достаточного количества работников и квалификации у оленеводов, слабой самоорганизации.

В Ногликском районе в последние годы было организовано стойбище общины «Аборигены» (ПМА 2021). Его устроили сын и невестка известного знатока нивхской культуры — художницы,

1 Совет Федерации одобрил законопроект о совершенствовании деятельности общин коренных малочисленных народов Севера. URL: https://raipon.info/press-tsentr/novosti/sovet-federatsii-odobril-zakonoproekt-o-sovershenstvovanii-deyatelnosti-obshchin-korennykh-malochisl (дата обращения: 22.11.2022).

сказительницы, мастерицы Лидии Мувчик (Волшебной нити красочный узор 2015). Община объединяет многочисленных ее родственников. Анжела Мувчик — невестка Лидии Мувчик — так объясняет свои цели: «Мы думаем, оленеводство — это наше спасение. Надо, чтобы дети это поняли. Мы должны свою культуру удержать в руках. Я уже взрослая стала понимать, что олени важны. Учим жить с оленями. Надо понимать, что это ответственность. Сейчас ты о них будешь думать, а потом они тебе на помощь придут. На рыбе уже не проживешь» (ПМА 2021). Община хочет построить у себя на стойбище в Вени этнодеревню для привлечения туристов. Уже сейчас члены общины разводят оленей, на стойбище приезжают гости и из ближайшего поселка Ноглики, и из других мест Сахалина, чтобы посмотреть на оленей и быт оленеводов, пофотографировать. Основное занятие общины при этом — рыболовство и охота на морского зверя, а на поддержку культуры община получает гранты от промышленных компаний. В будущем, возможно, члены общины смогут получать от туризма и организации культурных программ больший доход.

Живя в природе, Анжела стала писать стихи, она уже опубликовала первую книгу «Откровение души», посвятив ее памяти Лидии Мувчик. Одно из стихотворений заканчивается такими словами:

Постарайся ты хоть, память, Что осталось, сохранить, Чтобы внукам про поляны На ночь сказки говорить. А потом проснуться рано И, как много лет назад, Дым плывет... поля саранок... И олени мох едят! (Мувчик 2019: 33)

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Наблюдения начала 2000-х гг. за деятельностью системы общественного территориального самоуправления в Поронайском районе показывают, что она постепенно создавала потенциал не только для роста благосостояния, но и для создания собственной материальной и финансовой базы для развития культуры. Причем особый интерес вызывает то, что именно этот район первоначально в наименьшей степени участвовал в Плане содействия развитию коренных малочисленных народов Севера на Сахалине, который финансируется нефтяной компанией «Сахалинская Энергия» с 2006 г.2 Живущие в районе аборигены стремились (и в какой-то степени у них это

2 До 2022 г.

— Сахалин Энерджи (Sakhalin Energy Investment Company Ltd.).

получалось) найти возможности для развития экономики традиционного природопользования, а значит, и для развития своей культуры, помимо поддержки нефтяников.

Публичной презентацией деятельности родовых хозяйств являлся ежегодный Праздник кормления духа — хозяина моря. В 2022 г. этот праздник проходил уже в 30-й раз. Важно отметить, что первоначально он финансировался за счет средств родовых хозяйств и созданного ими фонда. Эта акция является исключительно важной для укрепления престижа аборигенных организаций и служит развитию толерантности в сфере межэтнических отношений в районе. Обычно аборигены составляли лишь незначительную часть участников. На празднике проводили обряд кормления духа моря, устраивали соревнования по традиционным видам спорта, фестиваль этнической кухни, знакомя как свою молодежь, так и все остальное население с традициями. Рыбаки — руководители хозяйств на празднике выступают в роли хозяев и принимают гостей со всего Сахалина, в том числе и администрацию района. Они организовывали и праздничное застолье для всех желающих. Важным моментом праздника являлось вручение ценных подарков наиболее успешным хозяйствам. Сокращающиеся возможности для традиционной деятельности привели к тому, что рыбопромышленники уже не могут сами финансировать праздник. В результате он получил официальный статус и финансирование от органов государственной власти или промышленных компаний.

Помимо праздника, Совет родовых хозяйств организовывал помощь малоимущим, чествование юбиляров, проведение новогодних праздников и вручение подарков детям, ремонт мостов и другие проекты, которые финансировались общинами самостоятельно. На территории района есть музей, а ранее работал Лицей технологии традиционных промыслов народов Севера, который позднее преобразовали в школу-интернат. Этим государственным учреждениям Совет родовых хозяйств также оказывал спонсорскую помощь. Финансирование всех этих проектов осуществлялось за счет Фонда социально-экономического развития при местной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Он был учрежден в 2003 г. и формировался из взносов родовых хозяйств. Положение о фонде было принято на общем собрании, на собраниях же публично освещалась его деятельность. Средства от родовых хозяйств поступали через банк по мере реализации их продукции. В последние годы прибыли становится все меньше, залив Терпения часто закрывают для промысла. Эти обстоятельства приводят к тому, что хозяйства оказываются на грани выживания.

Важно отметить также новые возможности для развития предпринимательства у коренных народов при промышленном освоении их территорий. По Плану содействия развитию коренных народов Севера на Сахалине выделяются гранты для закупки техники, транспорта, обустройства пунктов переработки продукции. Выделяемые средства расходуются

также на приобретение автономных энергоустановок, средств связи, электроприборов. В 2017 г. компанией «Сахалин Энерджи» в рамках упомянутого плана был поддержан проект по участию аборигенных мастеров в Европейской выставке народных промыслов в Будапеште. Организатором этой ежегодной выставки-ярмарки народного искусства выступает Венгерский союз мастеров народных промыслов (Nëpmйvëszeti Egyesйletek Sz6vetsëge).

Обычно эта выставка приурочена к 20 августа — главному национальному празднику — Дню основания венгерского государства. В 2017 г. в выставке принимали участие порядка 600-700 народных мастеров из разных районов Венгрии и зарубежных стран. Это крупнейшая выставка-ярмарка в Европе. Каждая страна имеет возможность представить культуру своих народов произведениями декоративно-прикладного искусства, а также в концертной программе, основанной на фольклорных материалах. В 2017 г. 10 мастеров с Сахалина были почетными гостями выставки (ПМА 2017). Сувениры, для производства которых используются дерево, кость, рыбья кожа, вызвали большой интерес у покупателей. На этой европейской выставке большой популярностью пользовались мастер-классы по выделке рыбьей кожи, бересты, традиционным вышивкам, а самодеятельный концерт был даже представлен дважды — второй раз «на бис» по просьбе организаторов.

Наибольший интерес вызвало все, что связано с рыбьей кожей: мастер-классы по ее выделке, сувениры и, конечно, картины из рыбьей кожи, выполненные известной художницей-уильта Вероникой Осипо-вой. Для сахалинских мастеров выставка стала важной школой презентации своей культуры, знакомства с опытом других стран. Был и некоторый финансовый успех, хотя многие вещи мастера просто дарили. С одной стороны, художественные промыслы являются индивидуальной творческой деятельностью, а с другой — предпринимательская деятельность по производству сувениров, народных костюмов и произведений декоративно-прикладного искусства составляет значительную часть жизнеобеспечения мастеров и их объединений. Во время выставки в Будапеште сахалинские мастера, следуя сложившимся традиционным правилам, брали на продажу вещи членов общин или просто своих соседей из числа коренных народов. Все это было направлено на выполнение двух задач: сохранения и популяризации народной культуры аборигенов Сахалина и развития культурного предпринимательства. Производство и продажа изделий из природных материалов сегодня становятся частью традиционного образа жизни и традиционного природопользования. Если в прошлом его устойчивость обеспечивалась комплексным подходом к возобновляемым биологическим ресурсам и соблюдением меры в их использовании, то в современных условиях требуется применение как уникальных знаний, технологий, так и рыночных механизмов.

В Сахалинской области осуществляется несколько проектов организации туризма, в том числе с использованием этнической тематики. В основном они становятся частью более общих программ, а из числа представителей коренных народов в них участвуют единицы. Можно привести пример одного проекта, организованного семьей нивхов на средства гранта, полученного от нефтяной компании, на Рыбновском побережье в Охинском районе (ПМА 2021). Здесь было построено несколько домиков для туристов, предназначенных для спокойного созерцательного отдыха. Этническая часть концепции проекта была связана с традиционными костюмами, музыкальными инструментами. Этот проект находится на начальной стадии, и пока трудно судить, насколько он будет успешным экономически. В любом случае такие объекты не могут стать местом для массового туризма.

Более эффективными стали проекты, связанные с изготовлением сувениров и шитьем нивхских халатов в Охинском районе (ПМА 2021). В поселке Некрасовка подобные заказы оформлялись через центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»). Здесь работает мастерица-дизайнер Альбина Мыгун. Она руководит кружком «Айс Тив — золотой стежок». В нем занимаются как школьники, так и взрослые. Это место очень популярно в деревне. Я слышала, что кружок стал отдушиной для многих: пенсионеры ходят туда почти каждый день, работающие женщины — по вечерам. Когда я была там в 2021 г., у мастериц было очень много заказов, в том числе на традиционные халаты, украшенные обычно богатой и самобытной вышивкой. Такая работа обеспечивала дополнительный доход семьям: ее выполняли молодые женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, пенсионеры или женщины в свободное от основной работы время. Часть прибыли от реализации продукции использовалась для покупки материалов, содержания офиса. При грантовой поддержке центр организует мастер-классы в других районах, участвует в праздниках, фестивалях, конкурсах. Во время пандемии на острове был устроен конкурс масок с оригинальными орнаментами, характерными для коренных народов, тогда мастерицы вышили около 100 масок, при этом ни один узор не повторялся. Все вышивки мастерицы выполняют вручную, сегодня А. Мыгун учит этому ремеслу и в центре, и на выездных мастер-классах.

Производство сувениров стало важной частью жизнеобеспечения для коренных народов, но его прибыльность ограничена отсутствием должной инфраструктуры. Удачными являются проекты корпоративных подарков, которые заказывают промышленные компании. Например, нефтяная компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» заказала изготовление сувениров из рыбьей кожи со стилизованным изображением тигра к 2022 г. для корпоративных подарков. К каждому сувениру были приложены сведения о художнике-исполнителе. Так компания

и обеспечила занятость, и выступила в поддержку культуры коренного народа и автора изделий — художницы Вероники Осиповой.

Коренные народы Сахалина и сегодня сохраняют характеристики специализированной рыболовной культуры. Раньше они и одежду шили из рыбьей кожи. Сегодня основной костюм — халаты — шьют из ткани, украшая вышитыми орнаментами. Именно эта одежда является отличительной чертой облика женщин-аборигенок. Они не стали повседневной одеждой, но обязательны для всех культурных мероприятий и праздников, являются важным признаком для идентичности.

Отличительным знаком культуры коренных народов Сахалина стало профессиональное искусство Вероники Осиповой. В ее семье сложился еще один неформальный центр культуры. Мать Вероники, Елена Бибикова, — знаток и хранитель уйльтинского языка. Сама Вероника Осипова — член Союза художников России. Мировую известность она приобрела именно как создатель картин из рыбьей кожи. Они представлены во многих музеях как в России, так и за рубежом, демонстрировались 2019 г. в ООН (в Нью-Йорке и Женеве), на многих выставках. В. Осиповой оформлены несколько изданий фольклорных произведений уильта, при этом опубликованные здесь тексты записаны ее матерью, Е. Бибиковой. В Нью-Йорке выставка В. Осиповой так и называлась — «Я рисую легенды». В последние годы В. Осипова вместе с нивхским художником Федором Мыгуном работает в Краеведческом музее Сахалинской области. С их приходом в музей расширилась деятельность по популяризации культуры коренных народов. Ф. Мыгун, помимо резьбы по дереву, занялся организацией проекта, который предполагает чтение фольклорных текстов на языках коренных народов с переводом на русский.

Для культуры коренных народов характерна диалогичность. Многие исследователи отмечают важность реципрокных отношений. Сравнительно новой практикой стала профессиональная работа писателей, поэтов, художников — представителей коренных народов, благодаря которым их культура презентуется миру (Новикова 2018).

ВЫВОДЫ

Система жизнеобеспечения и идентичность коренных народов Сахалина всегда определялись рыболовством. В условиях сокращения возобновляемых биологических ресурсов эти народы ищут новые ниши. Для того чтобы стать равными среди равных, им нужны дополнительные меры поддержки, новые виды деятельности, предполагающие опору на традиционные знания и умения. Для аборигенов важно, чтобы при этом жизнь на острове была для них комфортной и свободной, экологичной во всех отношениях, чтобы соблюдались важнейшие принципы и обычного (мера), и международного (свободное предварительное осознанное

согласие на принятие решений, затрагивающих интересы коренных народов) права. Они сами создают новые институты для организации своей жизни. Исключение аборигенов из системы управления ресурсами приводит к тому, что сегодня им приходится выживать, причем отказываясь и от современных технологий и самобытного развития. Многие позитивные практики на острове уходят в прошлое.

Аборигены хотят опираться на свои знания, навыки социального взаимодействия и правила природопользования в полной мере, в этом они видят устойчивость своего жизнеобеспечения в современных условиях. Они настаивают и на консультациях с корпорациями и государством, и на ограничительных мерах внутри аборигенного сообщества. Именно на это направлено и аборигенное предпринимательство, и их презентация себя миру средствами туризма, декоративно-прикладного народного и профессионального искусства, когда талант художника становится также ресурсом, благодаря которому возрастает и эстетическая, и материальная ценность и картин, и изделий из рыбьей кожи, и других природных материалов.

Современный мир плюралистичен больше, чем иногда кажется. Правила не решают всех проблем, они лишь упрощают жизнь. Формальные правила могут дополнять неформальные и повышать их эффективность. Существуют иерархии всех акторов, что особенно проявляется в том, что коренные имеют много формальных прав по закону, а на практике, особенно в повседневности, находятся на довольно низких уровнях в экономической и социальной иерархии. Истории успехов могут быть описаны как истории новых социальных институтов, однако здесь велика роль и правовой системы государства, ее непредсказуемости и неустойчивости. Свойства политического рынка (законодательство, процесс принятия решений, информация, отказ от учета социальной ценности ресурсов) часто оказываются определяющими. Подводя итоги данного исследования, я хочу подчеркнуть новые свойства в определении идентичности аборигенов Сахалина. Сегодня она строится и на успешной хозяйственной деятельности, и на высоком уровне мастерства в декоративно-прикладном искусстве, и на демонстрации миру произведений профессиональных художников. Коренные народы стремятся уйти от экзотики к самобытности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Волшебной нити красочный узор. Нивхские орнаменты Лидии Мувчик / Авт. сост. И. В. Красильникова. Южно-Сахалинск: Изд-во «Сахалин — Приамурские ведомости», 2015. 36 с.

История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / Отв. ред. В. А. Тураев. СПб.: Наука, 2008. 270 с.

Итоги Всероссийской переписи населения 2020 г. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 30.03.2023).

Крейнович Е. А. Нивхгу. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. 520 с.

Миссонова Л. И. Уйльта Сахалина. Большие проблемы малочисленного народа. М.: Наука, 2006. 295 с.

Мувчик А. С. Откровение души. Южно-Сахалинск: Изд-во «Сахалин — Приамурские ведомости», 2019. 35 с.

Новикова Н. И. Модель многокультурности Юрия Вэллы // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 2. С. 376-384.

Новикова Н. И. Аборигенное предпринимательство в сфере рыболовства: пример Сахалина // Прибыль не ради прибыли? Экономические практики коренных народов Севера России в условиях рынка. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. С. 90-118.

Новикова Н. И. Каутокейно против рудника: почему промышленная компания не получила социальную лицензию // Этнографическое обозрение. 2022. № 4. С. 66-85.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

Передовая практика и вызовы, включая дискриминацию, в предпринимательской деятельности и в области доступа коренных народов, в особенности женщин и инвалидов из числа коренных народов, к финансовым услугам. Исследование, подготовленное Экспертным механизмом по правам коренных народов, Совет по правам человека, 36-я сессия, 11-29 сентября 2017 года. URL: http://www.undocs.Org/ru/a/hrc/36/53 (дата обращения: 22.12.2022).

Старые и новые легенды. Лосось и местные сообщества на Камчатке и на Аляске / Авт.-сост. Д. Герки, В. В. Петрашева, Т. С. Дегай. М.: ООО «Интеграл-пресс, 2020. 88 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энергия Арктики и Сибири: Использование ресурсов в контексте социально-экономических изменений / Отв. ред. В. Н. Давыдов. М.: Изд-во восточной литературы, 2020. 311 с.

Larsen J. N. et al. (eds). Arctic Human Development Report. Akureyri: Stefansson Arctic Institute, 2004. 242 p.

Parks J. The Poetics of Extractivism and the Politics of Visibility // Textual Practice. 2021. № 35 (3). P. 353-362.

Tone M., BrigtD. The Municipal No to Mining. The Case Concerning the Reopening of the Biedjovaggi Gold Mine in Guovdageainnu Municipality, Norway // The Will to Drill — Mining in Arctic Communities / Eds by D. Brigt, I. Bay-Larsen, B. Skorstad. Cham: Springer, 2018. P. 175-195.

Wilson E. Est' zakon, est' I svoi zakony: Legal and Moral Entitlements to the Fish Resources of Nysky Bay, North-Eastern Sakhalin // People and the Land. Pathways to Reform in PostSoviet Siberia / Ed. by E. Kasten. Berlin, 2002. Р. 149-168.

REFERENCES

Energiya Arktiki i Sibiri: Ispol'zovaniye resursov v kontekste sotsial'no-ekonomicheskikh izmeneniy [Arctic and Siberian Energy: resource use in the context of socio-economic change]. Ed. by V. N. Davydov. Moscow: Izdatel'stvo vostochnoj literatury Publ., 2020. (In Russian).

Istoriya i kul'tura nivkhov: istoriko-etnograficheskiye ocherki [History and culture of the Nivkhs: historical and ethnographic sketches]. Ed. by V. A. Turaev. St. Petersburg: Nauka Publ., 2008. (In Russian).

Kreynovich E. A. Nivkhgu [Nivkhgu]. Yuzhno-Sakhalinsk: Sakhalinskoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 2001. (In Russian).

Larsen J. N. et al. (eds). Arctic Human Development Report. Akureyri: Stefansson Arctic Institute, 2004. (In English).

Missonova L. I. Uyl 'ta Sakhalina. Bol 'shiye problemy malochislennogo naroda [The Uilta of Sakhalin. Big problems of a small people]. Moscow: Nauka Publ., 2006. (In Russian).

Nort D. Instituty, institutsional 'nyye izmeneniya i funktsionirovaniye ekonomiki [Institutions, institutional change and economic performance]. Moscow: Fond ekonomicheskoy knigi "Nachala" Publ., 1997. (In Russian).

Novikova N. I. [Aboriginal Entrepreneurship in Fisheries: The Example of Sakhalin] Pribyl' ne radi pribyli? Ekonomicheskiye praktiki korennykh narodov Severa Rossii v usloviyakh rynka [Profit not for profit? Economic practices of Indigenous Peoples of the Russian North in market conditions]. Ed. by E. A. Pivneva. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 2021, pp. 90-118. (In Russian).

Novikova N. I. [Kautokeino vs. the mine: why an industrial company didn't get a social license]. Etnografichskoye obozreniye [Ethnographic Review], 2022, no. 4, pp. 66-85. (In Russian).

Novikova N. I. [Yuri Vella's multiculturalism model]. Vestnikugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2008, vol. 8, no. 2, pp. 376-384. (In Russian).

Parks J. The poetics of extractivism and the politics of visibility. Textual Practice, 2021, vol. 35, no. 3, pp. 353-362. (In English).

Tone M., Brigt D. The municipal no to mining. The case concerning the reopening of the Biedjovaggi gold mine in Guovdageainnu municipality, Norway. The will to drill — mining in Arctic communities. Eds by D. Brigt, I. Bay-Larsen, B. Skorstad. Cham: Springer, 2018, pp. 175-195. (In English)

Wilson E. Est' zakon, est' i svoi zakony: Legal and moral entitlements to the fish resources of Nysky Bay, north-eastern Sakhalin. People and the land. Pathways to reform in Post-Soviet Siberia. Ed. by E. Kasten. Berlin, 2002, pp. 149-168. (In English).

Submitted: 24.01.2023 Accepted: 27.02.2023 Article published: 01.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.