Научная статья на тему '"Айви-Хаус" - Лондонская усадьба Анны Павловой. Исторические и культурные аспекты'

"Айви-Хаус" - Лондонская усадьба Анны Павловой. Исторические и культурные аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1101
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АННА ПАВЛОВА / ANNA PAVLOVA / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / БАЛЕТ / BALLET / ТАНЕЦ / DANCE / УСАДЬБА / "IVY HOUSE" / FARM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коляда Екатерина Михайловна

Статья посвящена старинной английской усадьбе «Ivy House» в Лондоне, которую в 1912 г. приобрела великая русская балерина Анна Павлова. Почти двадцать лет усадьба была местом жизни и творчества балерины. Здесь Павлова устроила студию, где занималась подготовкой юных танцовщиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Anna Pavlova homesteads "Ivy House" in London. Historical and cultural aspects

The article is devoted to the old English homestead Ivy House in London, which in 1912 acquired the great Russian ballerina Anna Pavlova. For almost twenty years, the estate was a place of life and work of a ballerina. There Pavlova arranged studio, where she was training young dancers.

Текст научной работы на тему «"Айви-Хаус" - Лондонская усадьба Анны Павловой. Исторические и культурные аспекты»

К 135-ЛЕТИЮ

ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ БАЛЕРИНЫ АННЫ ПАВЛОВОЙ

УДК 712.03

Е. М. Коляда

«АЙВИ-ХАУС» - ЛОНДОНСКАЯ УСАДЬБА АННЫ ПАВЛОВОЙ.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Великая русская балерина Анна Павлова хорошо известна в нашей стране и за рубежом. Артефакты, связанные с именем Павловой хранятся в музеях и частных коллекциях1, ее жизни и творчеству посвящено множество публикаций [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Большинство из них раскрывают путь Анны Павловой в искусстве с детских лет до вершин балетной карьеры, позволяют понять, как создавались образы, ставшие эталоном в искусстве классического танца. Но лишь немногие касаются отдельных эпизодов частной жизни балерины. Данная статья посвящена «Айви Хаус» («Ivy House»)2 — лондонской усадьбе, которую Анна Павлова приобрела для себя в 1912 г. Здесь балерина прожила почти двадцать лет, встречала друзей, занималась с воспитанницами собственной балетной школы.

Выбор места жительства в столице Великобритании для балерины, скорее всего, был неслучаен. Усадьба «Айви Хаус» расположена в одном из живописнейших районов Лондона — Голдерс Грин (Golders Green), который прославили люди искусства, науки, политики, жившие или работавшие здесь. Одной из важных достопримечательностей данного района во времена Павловой было старинное поместье «Хендон» («Hendun»)3, на месте которого теперь устроен живописный парк.

Район Голдерс Грин примыкает к лесопарку «Хемпстед Хит» («Hampstead Heath», по-русски «Хэмпстедская пустошь») — самому большому лесопарку

1 В России крупнейшими хранилищами предметов, связанных с именем балерины являются: Центральный театральный музей им. А. Бахрушина в Москве (официальный сайт: http://www.gctm.ru) и Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге (официальный сайт: http://www.theatremuseum.ru). Из зарубежных организаций можно назвать: Национальную портретную галерею Лондона (National Portrait Gallery, официальный сайт: http://www.npg.org.uk). Национальную библиотеку Австралии (National Library of Australia; официальный сайт: http://www.nla.gov.au).

2 В переводе на русский язык название усадьбы означает «Дом плюща», что соответствует действительности, поскольку именно плющ обвивал каменную стену вокруг строения. Адрес этого владения хорошо известен почитателям таланта русской балерины: Ivy House, 99 N End Rd, London NW 11 7 SX. В этом здании расположился мемориальный музей Анны Павловой (Anna Pavlova Memorial Museum At Ivy House London).

3 Это старинное поместье было разрушено в годы Второй мировой войны.

на севере Лондона (площадь 320 га) и одной из самых высоких точек города. Отсюда открываются лучшие виды на исторический центр британской столицы4, что сыграло определенную роль в выборе дома для Павловой. Своеобразный романтический ореол особняку Айви-Хаус и прилегающему к нему саду придавала легенда о том, что в начале XIX столетия усадьба принадлежала знаменитому английскому художнику Уильяму Тернеру5. Во всех источниках, описывающих ситуацию с покупкой усадьбы русской балериной, указывается, что имя английского живописца сыграло решающее значение в этом вопросе [9, с. 96]. Возможно, Павлову привлекали колористические опыты Тернера, производившие необычайно сильное эмоциональное впечатление. А может, ей была интересна загадочная и противоречивая натура художника. Но на взгляд автора данной статьи, выбор был обоснован скорее живописным характером местности, удачным расположением здания в ландшафте, наличием в доме просторных и светлых помещений, где балерина могла репетировать и входящим в архитектурную композицию «Айви Хауса» садом.

За год до покупки Анна Павлова арендовала эту усадьбу на время летнего отдыха и успела оценить просторное здание, стоявшее на холме, старинный запущенный сад, питавший творческое воображение балерины, а также окрестности «Хемпстед Хит». Здесь можно было наслаждаться свежим воздухом и прекрасным видом на столицу Британской империи. Неподалеку от «Айви Хаус» находится красивейшее по архитектуре поместье «Кенвуд Хаус» («Kenwood House»»), на протяжении многих лет принадлежавшее роду графов Мэнсфилд (the Earl of Mansfield). Архитектором поместья был известный архитектор XVIII в. Роберт Адам 6 (Robert Adam), а автором парковых картин — «Хэмфри Рептон» 7 («Humphry Repton»). Анна Павлова стала свидетельницей не только упадка этого поместья, но и периода восстановления его былого величия. В 1927 г. поместье было превращено в музей и, вероятно, балерина была там, видела не только особняк и парк, но и великолепную коллекцию европейской живописи XVII — XIX вв., собранную лордом Иво (Lord Evo) — последним владельцем «Кенвуда».

Дом и сад усадьбы «Айви Хаус» составляли единое целое, хотя рельеф местности и районная планировка продиктовали своеобразную связь усадьбы с городским пространством. К дому вела дорога, по воспоминаниям гостей Павловой обсаженная с обеих сторон высоким цветущим кустарником [9, с. 95]. Вход в здание со стороны улицы был устроен с бокового фасада. Архитектурное решение этой части сооружения таково, что зритель не может видеть полностью весь ар-

4 В XIX в. этот район избежал массовой застройки, а сейчас он находится под охраной государства. Законодательно запрещено вести строительство, загораживающее вид на город.

5 Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775-1851) — художник-пейзажист, творчество которого связано с развитием романтизма в английской пейзажной живописи. Его искусство отличается необычной для того времени передачей эффектов света и воздуха, возникающих во влажной атмосфере. Автор статьи предполагает, что владельцем усадьбы мог быть именно он, так как известно, что этот художник имел мастерские в разных частях города.

6 Роберт Адам (Robert Adam, 1728-1792) — архитектор шотландского происхождения, крупнейший представитель палладианства в английском зодчестве XVIII столетия.

7 Хэмфри Рептон (Humphry Repton, 1752-1818) — английский ландшафтный архитектор, один из ярчайших мастеров пейзажного паркостроения.

хитектурный объем особняка, поэтому не получает полного представления о реальных размерах и облике постройки8. Главным украшением этой части здания являются эффектный каменный портал, исполненный в форме широкой тюдоровской арки9, столь любимой английскими архитекторами начала XIX в., и нависающий над ним второй этаж, декорированный узором из стрельчатых арок и масверков10.

Двухэтажный особняк «Айви Хаус» был построен из кирпича и отделан снаружи камнем и деревом. По английской традиции это было компактное и хорошо спланированное здание. Жилым в нем являлся второй этаж, тогда как на первом располагались гостиная, кухня, холл, кладовые и другие хозяйственные помещения. При строительстве был максимально учтен характер местности и панорамные виды, открывающиеся на центр Лондона. Симметричное в своих архитектурных объемах здание занимает вершину холма, доминируя над садом, разбитым на склонах.

Главным фасадом особняк обращен к саду и именно из сада лучше всего можно рассмотреть его симметричные объемы. Поскольку здание расположено на вершине холма, перепады рельефа были преодолены благодаря устройству просторной террасы, которая зрительно увеличивает высоту здания и делает его величественным. Терраса являлась прекрасным место для отдыха и отличной смотровой площадкой. Обозревать окрестности можно было не только отсюда, но и с балкона второго этажа. Англичане всегда предпочитали иметь много естественного света и хороший вид из окон. Окна «Айви Хауса», максимально высокие и большие, позволяли балерине любоваться садом почти из любого помещения собственного дома. Сложная по конструкции высокая крыша с крутыми скатами и далеко выступающими по всему периметру резными свесами, как и во времена Анны Павловой, сообщает облику здания значительность и вместе с тем сдержанность. Контраст красного кирпича и белой штукатурки с посеревшими от времени колоннами придают истинно английский облик зданию.

Любимым местом отдыха балерины в прохладные дни была гостиная, по английской традиции имевшая широкое панорамное окно во всю стену, обращенное в сад. На многих фотографиях можно видеть Анну Павлову, сидящую в этом уютном пространстве среди множества мягких подушек. Вся обстановка особняка была привезена балериной из Санкт-Петербурга, и дорогие сердцу вещи прида-

8 Реальные объемы особняка можно созерцать, находясь на газоне, устроенном со стороны усадебного сада.

9 Стиль Тюдор — это стиль поздней английской готики, эпохи правления королевской династии Тюдоров, сформировавшийся в 1485-1604 гг. Именно в этот период в зодчестве Англии окончательно сложилось представление об английской жилой архитектуре, остававшееся неизменным на протяжении многих столетий. Характерными особенностями тюдоровского стиля в экстерьере зданий являются: использование кирпича, камня и дерева, многочисленные прямоугольные окна, сложные крыши с множеством фронтонов. Внутреннее оформление жилища в тюдоровском стиле подчинено требованиям уюта и комфорта.

10 Масверк — вид орнамента, наиболее популярный в готическую эпоху. Элементы такого орнамента построены при помощи циркуля и чаще всего представляют собой трех и четырехлистники.

вали интерьерам английского особняка домашний уют, напоминали балерине о ее родине, ведь гастрольный график так мало оставлял времени на обустройство собственного быта. Просторная лужайка, простирающаяся перед террасой, позволяла устраивать в теплое время года приемы на открытом воздухе. Это открытое пространство обрамляли деревья, придававшие торжественный характер всей объемно-пространственной композиции. Растительные группы разнообразили ландшафт.

Площадь сада «Айви Хауса» тогда составляла шесть акров (почти 2,4 гектара). Сад нуждался в хорошем присмотре, и Анна Павлова со свойственным ей энтузиазмом принялась его возделывать. Сохранились фотографии, на которых балерина собственноручно убирает высохшую траву, ловко орудуя садовыми инструментами [1]. Ее заботами совершенно запущенный сад превратился в оригинальное зеленое пространство, где в теплое время устраивались приемы и представления.

Хотя балерина владела «Айви Хаусом» почти двадцать лет, пребывание ее в усадьбе не было продолжительным. Постоянные гастроли и поездки оставляли не много времени для занятий садоводством. Тем не менее, усадьба была местом ее садовых экспериментов. Из гастролей Павлова привозила множество растений — одни высаживались в саду, другие становились обитателями оранжереи. Больше всего в саду было тюльпанов, которые балерина очень любила. В начале ХХ в. владельцы усадеб и особняков уделяли большое внимание созданию цветников, подбирая растения подобно художнику, смешивающему краски на палитре. В те времена считалось, что сад — это отражение собственного вкуса владельца, «достойного буржуа, заработавшего капитал собственным трудом и крепко связанного со своей страной традициями». [10, с. 386]. Для балерины цветоводство не было данью моде, скорее — желанием преобразить мир вокруг себя, сделать его ярче, выразительнее.

Цветоводство было не единственной страстью балерины, реализованной в «Айви Хаус». Другой любовью Павловой были птицы, особенно лебеди, общение с которыми для нее было необычайно важным, пернатые спутники по желанию владелицы населили сад «Айви Хаус». В лондонское владение балерины лебедей доставили из России, и их царством стал садовый пруд. Именно эти птицы стали спутниками жизни и источником вдохновения для балерины [11, с. 50]. Любимец Анны Павловой, белоснежный ручной лебедь Джек, стал героем многих фотографий11. Но не только лебеди населяли сад, Харкурт Альджеранов (артист труппы Павловой) в своих воспоминаниях о балерине писал, что она очень трепетно относилась к обитателям своей усадьбы, а они совершенно беспрепятственно по ней гуляли. Альджеранов вспоминал один эпизод, связанный с посещением усадьбы индийскими гостями балерины и участниками ее труппы: «Помнится, во время чаепития к французским окнам столовой часто подходил павлин и стучал клювом по стеклу, чтобы его впустили...» [13, с. 235].

11 Знаменитую фотографию Анны Павловой с лебедем Джеком, обнимающим своей шеей балерину, сделал фотограф Джеймс Лафайет (James Lafayette), который часто снимал Павлову в «Айви Хаус».

В свою усадьбу Павлова часто приглашала друзей и устраивала приемы, которые проходили без лишнего пафоса и условностей, свойственных высшему свету. Частым гостем балерины был ее педагог Э. Чекетти12. «Айви Хаус» был своеобразной творческой лабораторией не только для Анны Павловой. Здесь нередко творили друзья балерины — художники и скульпторы. Павлова и сама занималась скульптурой и часто просила своих танцовщиц ей позировать [12, с. 22].

В большом усадебном доме Павлова не только жила и принимала своих гостей, но и репетировала с балетной труппой, занималась с ученицами. Студия, устроенная балериной была хорошо известна среди специалистов и почитателей балета. [9, с. 96]. Х. Альджеранов так описывал эту комнату: «Эта студия прежде была бальным залом, и широкая лестница, которая вела из зала, поднималась на галерею, проходившую поверху. Там были две стеклянные двери, одна из них вела в холл, а другая — в гостиную; сквозь дальнее окно мне был виден сад. Вдоль левой стены стоял станок, напротив — огромное зеркало, которое, казалось, занимало все пространство стены. Единственную мебель составлял рояль и несколько стульев» [13, с. 11].

Нередко во время завтрака Павлова оставляла открытыми двери своей студии и наблюдала за тем, как проходят уроки и репетиции [11, с. 51]. Когда маленькие ученицы уставали, Дандре13 прерывал ход занятий, уводя девочек в сад смотреть на лебедей. Иногда после занятий балерина беседовала с ученицами, рассказывала им об искусстве и литературе. Когда в «Айви Хауз» приезжала труппа Павловой, ученицам разрешалось присутствовать на репетициях. В особняке хранились костюмы и декорации для балетных спектаклей, а также был проекционный аппарат (редкое по тем временам явление). Репетиции и выступления балерина нередко фиксировала на кинопленку, чтобы потом, как она сама говорила, «самокритично взглянуть на себя» [11, с. 73].

Район, в котором была расположена усадьба, балерина не покинула и после своей смерти, оказавшись навеки связанной с Лондоном и Англией. В районе Голдерс Грин, где расположен «Айви Хаус», в закрытом колумбарии хранятся урны с прахом Анны Павловой и ее супруга Виктора Дандре14.

В июне 2012 г. в Лондоне прошел фестиваль, приуроченный к 100-летию со времени приобретения Павловой «Айви Хауса» и создания здесь балетной

12 Чекетти Энрико (Enrico Cecchetti, 1850-1928) — итальянский танцовщик и педагог, работавший в России с 1874 г. Имел частную школу сначала в Санкт-Петербурге (Россия), после 1918 г. в Лондоне (Великобритания). Возглавлял балетную труппу в «Ла Скала» (Милан, Италия). У Чекетти учились многие знаменитые русские танцовщики.

13 Виктор Эмильевич Дандре (Viktors Dandre, 1870-1944) — барон, потомок старинного аристократического рода, супруг и импресарио Анны Павловой.

14 После смерти Анны Павловой, В. Дандре не смог унаследовать усадьбу, и она оказалась продана с аукциона. В настоящее время в усадьбе располагается Мемориальный музей балерины (Anna Pavlova Mémorial Muséum At Ivy House London), детская балетная студия и еврейский культурный центр. Один из кураторов этого музея Леннард Ньюмен (Leonard Newman) — крупный британский историк балета, организатор «Фестиваля Павловой» ведет кропотливую работу по изучению творчества Анны Павловой и сохранения ее наследия за рубежом.

студии. В усадьбе проходили мастер-классы по балетному искусству, читались лекции историков балета, проходили выставки фотографии, раскрывающие разные стороны жизни и творчества балерины15.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анна Павлова. Альбом / Авторы-составители: Бернатас Е. Э., Власова Т. В. Музей театрального и музыкального искусства. СПб.: Арт Деко, 2006. 213 с.

2. Аркина Н. Анна Павлова (к 100-летию со дня рождения). М.: Знание, 1981. 56 с.

3. Гаевский В. М. Хореографические портреты. М.: Изд-во Артист. Режиссер. Театр. 2008. С.150-164.

4. Дандре В. Анна Павлова. Жизнь и легенда. М.: Вита Нова, 2003. 592 с.

5. Ерофеева-Литвинова Е. Анна Павлова // Русские богини / сб. статей под ред. Т. Деревянко. М.: Аст-Пресс книга, 2007. С. 143-148.

6. Красовская В. М. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы. Л., М.: Искусство, 1964. 220 с.

7. Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики. СПб.: Планета музыки, 2009. С. 280-337.

8. Янг Д. Прогулки по садам и паркам Лондона. М.: Издательство «ФАИР», 2009. 224 с.

9. Стюарт М. С Павловой в Айви Хауз //Анна Павлова. 1881-1931. / Сб. к 25-летию со дня смерти / Ред. — сост. А. Г. Фрэнкс. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. С. 95-98.

10. Ожегова С. С. Ландшафтная архитектура. История стилей. М.: ОНИКС, 2009. С. 386.

11. Фрэнкс Артур Г. Биографический очерк //Анна Павлова. 1881-1931. / Сб. к 25-летию со дня смерти / Ред. — сост. А. Г. Фрэнкс. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. С. 29-76.

12. Суриц Е. И. Предисловие // Анна Павлова. 1881-1931. / Сб. к 25-летию со дня смерти / Ред. — сост. А. Г. Фрэнкс. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. С. 5-25.

13. Альджеранов Х. Анна Павлова: десять лет из жизни звезды русского балета. М.: Центрополиграф, 2009. 287 с.

15 Информация о фестивале 2012 размещена на сайте: http://tvkultura.ru/article/show/ article_id/5469 (дата обращения 15.07.2015).

В Лондоне бережно хранят память о великой русской балерине. В национальной портретной галерее Лондона (National Portrait Gallery) в персональном фонде Анны Павловой хранится 60 фотоснимков, представляющих балерину на сцене и в жизни (Адрес страницы Национальной портретной галереи Лондона, на которой размещены фотографии Анны Павловой: http://www.npg.org.uk/collections/search/person/mp50335/anna-pavlova (дата обращения 15.07.2015.).

В самом центре Лондона на куполе Victoria Palace Theatre у метро «Victoria» в 2006 г. была установлена золотая статуя Анны Павловой. Суеверная балерина была не в восторге от памятника, поставленного при жизни. История установки этой скульптуры весьма примечательна. В 1911 г., когда театральное здание было в очередной раз перестроено, владелец театра и большой поклонник творчества Анны Павловой Альфред Бат (Alfred Butt), приказал установить ее позолоченную фигуру на самой верхней точке нового театрального здания. Скульптура простояла на куполе до 1939 г. Потом ее сняли из-за опасности авиационных налетов. После войны следы скульптуры затерялись. Точную копию статуи установили уже в 2006 г.

В лондонском музее выставлен костюм, созданный по эскизу Ивана Билибина для «Danse Russes» П. И. Чайковского, в котором балерина танцевала в Лондоне в 1909 г. на частном приеме в «Карлтон Хаус» («Carlton House»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.