Научная статья на тему 'АЙКИДО КАК ВИД СПОРТА И КАК ВИД САМООБОРОНЫ'

АЙКИДО КАК ВИД СПОРТА И КАК ВИД САМООБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЙКИДО / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / СРЕДСТВА САМОЗАЩИТЫ / ПРИЁМЫ АЙКИДО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушинская Наталья Сергеевна

Автор делает обзор научной литературы по новому виду спорта Айкидо. Автор рассматривает айкидо как эффективное средство самозащиты. Занятия Айкидо, развивают силу, скорость, гибкость, координацию движений и способствуют психической стабильности, способствуют улучшению психических качеств, таких как мышление, восприятие, память. Рассмотрено многофакторное влияние занятий японским боевым искусством айкидо на формирование здоровья человека: его физических и психических компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIKIDO AS A SPORT AND AS A TYPE OF SELF-DEFENSE

The author reviews the scientific literature on a new kind of sport - Aikido. The author considers Aikido as an effective means of self defense. Aikido classes develop strength, speed, flexibility, coordination of movements and contribute to mental stability, contribute to the improvement of mental qualities such as thinking, perception, memory. The multifactorial influence of Japanese martial art Aikido on the formation of human health: its physical and mental components is considered.

Текст научной работы на тему «АЙКИДО КАК ВИД СПОРТА И КАК ВИД САМООБОРОНЫ»

УДК 796.082

АИКИДО КАК ВИД СПОРТА И КАК ВИД САМООБОРОНЫ

Грушинская Н.С.

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, grushinskayan@gmail.com

Аннотация. Автор делает обзор научной литературы по новому виду спорта - Айкидо. Автор рассматривает айкидо как эффективное средство самозащиты. Занятия Айкидо, развивают силу, скорость, гибкость, координацию движений и способствуют психической стабильности, способствуют улучшению психических качеств, таких как мышление, восприятие, память. Рассмотрено многофакторное влияние занятий японским боевым искусством айкидо на формирование здоровья человека: его физических и психических компонентов.

Ключевые слова: Айкидо, боевые искусства, средства самозащиты, приёмы айкидо.

Актуальность. Боевые искусства - «разработанные системы самообороны с использованием конкретных для каждого вида единоборств приемов. Основной целью тренировок считается духовное совершенствование занимающихся и развитие физической силы». [8. С. 42]

Занятие Айкидо положительно влияет на физическое и психологическое здоровье человека. А здоровье как состояние совершенного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов являлось одним из главных богатств человека. Особенно актуально для современно человека с этого особенностью жизни, в которой мало уделяется внимания активному времяпрепровождению из-за сидячего образа жизни.

Морихэй Уэсиба положил начало учению Айкидо. С детства он изучал всевозможные виды восточных единоборств и в возрасте 36 лет Морихэй встречает человека, который становится его духовным наставников. Благодаря этому он осознал, что боевые искусства содержат в себе духовное начало, но нигде оно не развито так, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Благодаря этому Морихэй разработал систему духовного, физического и нравственного совершенствования, которая ориентированна на понятие пути любви и гармонии, так появилось Айкидо [9].

Основа Айкидо как самообороны заключается в использовании агрессии противника против его самого с использованием приемов, не вредящих ему. «В Айкидо нет атакующих приемов. Техника Айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог - разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии» [8. С. 43].

Авторы рассматриваемых статей выявляют проблемы для современного человека в угрозе психологическому и физическому здоровью и в воспитании гармоничной развитой личности. Это происходит из-за интенсивности информатизации, которая вызывает гиподинамию, стрессы и другие болезни, присущие жителям больших городов.

Для решения этих проблем авторы статей предлагают занятия Айкидо, так как с помощью тренировок развивает «гибкости, координации, скорости и психической стабильности» [5. С. 5], так же улучшаются высших психические качества, такие как мышление, восприятие, память и т.п. «Нейропсихологические данные свидетельствуют, что при работе мозга, перестройке нейронных связей и накоплении правосторонних признаков при повышении роли левого полушария мозга уменьшаются тревожность и агрессивность, психика и мозг постоянно работают во время

тренировок, что способствует психическому благополучию на физиологическом уровне» [3. С. 23]. «Отличие техник Айкидо заключается в том, правая и левая рука тренируется одинаково. Таким образом, гармонично развиваются оба полушария головного мозга. Движения, выполняемые во время тренировки, создают гармоничную нагрузку на мышцы, связки и суставы тела» [9. С. 2680].

Тимуршин в своих статьях уделяется внимание аэробной и анаэробной мощности организма. Очень важной частью занятий Айкидо является правильное дыхание. В Айкидо техника дыхания сводится к следующему принципу: вдох перед началом выполнения упражнения, задержка дыхания во время выполнения и выдох в конце выполнения упражнения. Также в этих статьях есть описание того, как разные этапы обучения этим видом боевого искусства влияют на улучшение выносливости организма. [18; 19]

Из-за того, что современные дети дошкольного возраста малоподвижны, что влияет как на физическое состояние, так и психологическое. Следовательно целесообразно вводить уроки занятия Айкидо уже в раннем возрасте, поскольку при воспитании физической культурой ребенок лучше адаптируется к учебному процессу в школе. Ведь во время занятий дошкольник познает психологию поведения в стрессовых ситуациях [17].

Для ребят школьного возраста можно предложить не только занятие Айкидо. Для того, чтобы всесторонне развить личность и физические качества человека, следует обратить внимание на многоборье Бусидо, частью которого является Айкидо, так же туда входит плаванье, верховая езда, дзюдо и прочее. Помимо этого, в Бусидо заложен «Кодекс чести самурая» для духовно-нравственного воспитания. Эти занятия «повысят возможности успешной социализации школьников в сложных условиях информационной эпохи». [4]

В работе Мясникова Л.В. были приведены исследования по внедрению элементов Айкидо в уроки физической культуры для детей с нарушением зрения. После проведений некоторого количество заня-

тий, дети из экспериментальной группы показали лучший физический результат, по сравнению с контрольной группой, у которых были обычные уроки физической культуры [14].

В статье Лакейкина И.А. предоставлены исследования влияния занятий Айкидо на людей пожилого возраста, которые показали, что показатели уровня функциональной подготовленности улучшились значительно и достоверно во всех тестах [10].

Также подобные исследования были проведены в статье Линника. После 3-х месячного эксперимента у пожилых людей «стабилизировалось давление, выровнялся вес тела, стабилизировались ЧСС и ЧДД». Кроме того, «организм пожилого человека после дозированных нагрузок показывает увеличение функционального резерва, расширение предела выносливости».

«Целенаправленные занятия, и особенно упражнения с падениями и упражнения направленные на тренировку равновесия, помогают сохранению двигательной активности и профилактике старческой де-менции» [11].

В статье Оплетена приводится пример внедрения в занятия физической культуры уроков самообороны для студентов [15]. Это внедрение дало положительный результат, но лучше заменить занятия рукопашного боя, на занятия Айкидо, так как этот вид самообороны наносит меньше вреда атакующему.

В «Айкидо, в отличие от боевых приемов борьбы, при выполнении защиты от удара ножом или тяжелым предметом выполняется вывод противника из равновесия, перед тем как захватить руку болевым приемом» [20].

«Особенностью айкидо можно назвать использование круговых движений для выведения противника из равновесия. Движение в айкидо по кругу позволяет не только избежать жесткого столкновения», но и внимательно отслеживать движение атакующего. «Боевые приемы айкидо построены на резких изменениях направления и формы движений, поворотах, падениях, атакующих и защитных действиях. Поэтому их выполнение способствует развитию вестибулярной устойчивости» [12].

«Занятия самообороной помогают комплексно развить физических качеств и формируют у студентов арсенал специальных умений и навыков, позволяющих обеспечить личную безопасность в экстремальных жизненных ситуациях» [13].

В заключении скажу что, занимаясь Айкидо, человек сознательно занимается совершенствованием тела и духа, что позволяет улучшить здоровье. «Для решения проблемы развития психических и физических качеств в процессе занятий Айкидо необходимо использовать не только дифференцированный подход объединения спортсменов в учебно-тренировочные группы, но и интенсивные методы подготовки» [2].

Но, к сожалению, учение об Айкидо до нас дошло в искаженном смысле, так как книги, которые писал сам основатель уче-

ния Морихэй Уэсиба переведены не достоверно, а первые ученики этого человека часто вносили что-то свое в учение. Поэтому на практике можно видеть совсем не тот результат, которого хотелось бы добиться [16]. Так же существуют множество организаций в России, у которых разные требования к получаемым навыкам и никакого внятного стандарта в стране нет [7]. «В результате выявляются сформировавшиеся проблемы в виде противоречий между развитием соревновательного и классического айкидо в мире и в России; имеющихся разногласий между центрами, практикующими айкидо на начальном этапе его развития в России; временного отсутствия тесной связи и взаимопонимания между региональными структурами и центральными органами управления айкидо» [1].

Ж' Литература

1- Бекетов О.В. Проблемы и перспективы развития соревновательного айкидо в России / О.В. Бекетов, Т.Л. Кравченко, Ш.А. Макашев и др. // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 6. С. 126-130.

2. Бурбыгина В.В. Методические основы развития физических и психических качеств в процессе занятий айкидо / В.В. Бурбыгина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 156-161.

3. Бусыгин С.А. Функциональное влияние айкидо на здоровье человека / С.А. Бусыгин, В.И. Акимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9-2(48). С. 21-25.

4. Бучин Н.И. Использование многоборья бусидо для комплексной подготовки школьников, занимающихся айкидо / Н.И. Бучин // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 72-76.

5. Бучин Н.И. Применение многоборья "бусидо" для комплексной подготовки юных атлетов айкидо / Н.И. Бучин // Проблемы развития студенческого спорта и боевых искусств : Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции, Йошкар-Ола, 14 ноября 2019 года. Йошкар-Ола, 2019. С. 3-9.

6. Бучин Н.И. Способ совершенствования защиты в айкидо посредством моделирования атакующих действий ногами / Н.И. Бучин // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 45-48.

7. Бучин Н.И. Введение федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Айкидо», «техническое мастерство» / Н.И. Бучин, А.В. Чуфистов // Проблемы развития студенческого спорта и боевых искусств : Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции, Йошкар-Ола, 14 ноября 2019 года Йошкар-Ола, 2019. С. 23-28.

8. Власова А.А. Влияние восточных единоборств на развитие личности человека / А.А. Власова, О.В. Савельева // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 12-1(40). С. 4145.

9. Калинин В.Ю. Айкидо как боевое искусство / В.Ю. Калинин // XI Международный молодежный форум "Образование. Наука. Производство" : Материалы форума, Белгород, 01-20 октября 2019 года. Белгород, 2019. С. 2678-2682.

10. Лакейкина И.А., Айкидо как средство оздоровления мужчин пожилого возраста / И.А. Лакейкина, М.Х. Бегметова, О.О. Куралева и др. // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 2.

11. Линник Д.А. Методика тренировки айкидо в пожилом возрасте / Д.А. Линник // Проблемы педагогики. 2018. № 5(37). С. 50-61.

12. Миронов А.Г. Характеристика айкидо как вида японского боевого искусства и средства физического воспитания / А.Г. Миронов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3-1(71). С. 126-133.

13. Михеев С.И. Самооборона: экспертная оценка специальной подготовленности / С.И. Михеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8(90). С. 63-67.

14. Мясникова Л.В. Возможности айкидо в коррекции нарушений физического развития детей нарушениями зрения / Л.В. Мясникова, С.А. Петров // Страховские Чтения. 2019. № 27. С. 262-269.

15. Оплетин А.А. Приемы самообороны как компонент личной безопасности в системе самореализации и саморазвития личности / А.А. Оплетин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(49). С. 47-50.

16. Нелюбов В.А. Современное состояние Айкидо в России / В.А. Нелюбов // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 2. С. 182-187.

17. Сидорова И.Г. Инновационное воспитание физической культуры дошкольников в процессе внеклассных занятий реальным айкидо / И.Г. Сидорова, Е.В. Сафронов // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании : Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Москва, 18-19 апреля 2016 года. Москва, 2016. С. 306-309.

18. Тимуршин Р.Г. Выносливость и методы ее развития в айкидо / Р.Г. Тимуршин // Проблемы развития студенческого спорта и боевых искусств : Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции, Йошкар-Ола, 14 ноября 2019 года. Йошкар-Ола, 2019. С. 44-47.

19. Тимуршин Р.Г. Выносливость и методы её развития в айкидо / Р.Г. Тимуршин // Современные спортивные технологии (актуальные вопросы подготовки спортивного резерва) : Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 27 апреля 2018 года. Йошкар-Ола, 2018. С. 220-226.

20. Троян Е.И. Использование приемов айкидо для обучения боевым приемам борьбы / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3(42). С. 20-21.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Грушинская Н.С. Айкидо как вид спорта и как вид самообороны / Н.С. Грушинская // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 10. С. 22-26.

Сведения об авторе Грушинская Наталья Сергеевна

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, grushinskayan@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 10, pp. 22-26.

AIKIDO AS A SPORT AND AS A TYPE OF SELF-DEFENSE Grushinskaya N.S.

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, grushinskayan@gmail.com

f Abstract. The author reviews the scientific literature on a new kind of sport - Aikido. The author considers Aikido as an effective means of self-defense. Aikido classes develop strength, speed, flexibility, coordination of movements and contribute to mental stability, contribute to the improvement of mental qualities such as thinking, perception, memory. The multifactorial influence of Japanese martial art Aikido on the formation of human health: its physical and mental components is considered.

Information about the author Grushinskaya Natalia Sergeevna

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, grushinskayan@gmail.com

Поступила в редакцию 18.09.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.10.2022.

Keywords: Aikido, martial arts, means of self-defense, Aikido techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.