Научная статья на тему 'АЙКИДО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

АЙКИДО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЙКИДО / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова И.М., Хомякова О.В., Шитов Р.А.

Цель исследования - оценка эффективности воздействия занятий айкидо на уровень развития двигательных способностей, повышение адаптационных возможностей организма детей старшего дошкольного возраста. Для исследования была отобрана группа детей в количестве 10 человек (мальчики) в возрасте 5-7 лет, которые посещали тренировочно-оздоровительные занятия айкидо 3 раза в неделю по 60 минут, с дозировкой нагрузки в зависимости от этапа программы. До и после окончания исследования, методом индексов, определяли уровень физического развития, оценивали функциональное состояние кардиореспираторной системы, тестировали двигательные качества и физическую работоспособность. В ходе исследования выявлено, что занятия айкидо развивают выносливость, физическую силу, повышают уровень координации движений. Способствуют улучшению показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расширению уровня адаптационных возможностей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белоусова И.М., Хомякова О.В., Шитов Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIKIDO AS A MEAN OF INCREASING THE ADAPTIVE CAPACITY OF THE BODY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The purpose of the study is to identify the effectiveness of the impact of aikido classes on the level of motor abilities’ development, increasing the adaptive capabilities of the body of children of senior preschool age. For the study, we have selected a group of 10 children (boys) aged 5-7 years, who attended aikido training and health-improving classes 3 times a week, 60 minutes each, with a load dosage depending on the stage of the program. Before and after the end of the study, by the method of indices, the physical development level was determined, the functional state of the cardiorespiratory system was evaluated, motor qualities and physical performance were tested. The study revealed that aikido classes develop endurance, physical strength, and increase the level of movements’ coordination. These classes also contribute to the improvement of cardiovascular and respiratory systems, the expansion of the level of adaptation capabilities of the body.

Текст научной работы на тему «АЙКИДО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

МАТЕРИАЛЫ VI НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ», СИМФЕРОПОЛЬ, 23 ДЕКАБРЯ 2021 Г

Дата публикации: 01.03.2022 Publication date: 01.03.2022

DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_45 DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_45

УДК 613.954; 796.853.24 UDC 613.954; 796.853.24

АЙКИДО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.М. Белоусова, О.В. Хомякова, Р.А. Шитов

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

Аннотация. Цель исследования - оценка эффективности воздействия занятий айкидо на уровень развития двигательных способностей, повышение адаптационных возможностей организма детей старшего дошкольного возраста. Для исследования была отобрана группа детей в количестве 10 человек (мальчики) в возрасте 5-7 лет, которые посещали тренировочно-оздоровительные занятия айкидо 3 раза в неделю по 60 минут, с дозировкой нагрузки в зависимости от этапа программы. До и после окончания исследования, методом индексов, определяли уровень физического развития, оценивали функциональное состояние кардиореспираторной системы, тестировали двигательные качества и физическую работоспособность. В ходе исследования выявлено, что занятия айкидо развивают выносливость, физическую силу, повышают уровень координации движений. Способствуют улучшению показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расширению уровня адаптационных возможностей организма.

Ключевые слова: айкидо, старший дошкольный возраст, физическое развитие, физическая подготовленность, адаптационные возможности.

AIKIDO AS A MEAN OF INCREASING THE ADAPTIVE CAPACITY OF THE BODY

OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

I.M. Belousova, O.V. ^omyakova, R.A. Shitov

V.I. Vemadskij Crimean Federal University, Simferopol', Russia

Annotation. The purpose of the study is to identify the effectiveness of the impact of aikido classes on the level of motor abilities' development, increasing the adaptive capabilities of the body of children of senior preschool age. For the study, we have selected a group of 10 children (boys) aged 5-7 years, who attended aikido training and health-improving classes 3 times a week, 60 minutes each, with a load dosage depending on the stage of the program. Before and after the end of the study, by the method of indices, the physical development level was determined, the functional state of the cardiorespiratory system was evaluated, motor qualities and physical performance were tested. The study revealed that aikido classes develop endurance, physical strength, and increase the level of movements' coordination. These classes also contribute to the improvement of cardiovascular and respiratory systems, the expansion of the level of adaptation capabilities of the body.

Key words: aikido, senior preschool age, physical development, physical fitness, adaptation possibilities.

Введение. Дошкольный возраст охва- формированием психических функций и ин-тывает период развития от 3-х до 7-ми лет и теллекта. В этом возрасте закладывается характеризуется бурным ростом и разви- фундамент здоровья ребенка, а важнейшим тием как физического тела ребенка, так и аспектом развития являются физические качества.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

БИОМЕДИЦИНЫ

2022, Т. 6 (1)_

В дошкольном возрасте, при планировании физкультурно оздоровительных занятий, основными задачами, способствующими развитию и воспитанию, остаются вопросы укрепления здоровья, заинтересованности детей к занятиям физическими упражнениями, спортом как одной из наиболее доступных форм, обеспечивающей необходимый объем двигательной активности дошкольников. Следует отметить взаимосвязь между уровнем развития физических качеств и здоровьем, что подтверждается исследованиями многих авторов [1-3].

Занятия единоборствами способствуют укреплению состояния опорно-двигательного аппарата, развивают основные функции организма, снижают общий уровень заболеваемости, повышая при этом качество образования детей в целом [4].

Сложно-координационный вид двигательной активности - айкидо, включает в себя элементы акробатических движений, растяжки и владение физическими упражнениями в определенном темпе и последовательности. Как одна из дыхательно-оздоровительных систем, на физическом уровне айкидо работает, развивая выносливость, физическую силу, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, предполагая совершенствование кар-диореспираторной системы организма, а также всестороннему воспитанию физических качеств и двигательных способностей

[5].

Целью исследования явилась оценка эффективности воздействия занятий айкидо на уровень развития двигательных способностей, повышение адаптационных возможностей организма детей старшего дошкольного возраста.

Методы и организация исследования. Исследование проводилась в условиях базы практики - спортивного центра «Сармат» в г. Симферополь в течение двух месяцев. Для исследования была отобрана группа детей в количестве 10 человек (мальчики) в возрасте 5-7 лет, которые посещали тренировочно-оздоровительные занятия айкидо 3 раза в неделю по 60 минут, с дозировкой

МОБЕКК КЗиББ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2022, Уо1. 6 (1)

нагрузки в зависимости от этапа программы.

Цель занятий - обеспечение комплексного, всестороннего психического и физического развития детей. Задачи: поддержание оптимальной физической формы, развитие двигательных качеств, повышение адаптационных возможностей организма, развитие двигательных кондиций, формирование зрительного образа двигательного действия.

Содержательная часть занятий включала в себя общие средства физического развития и воспитания - общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всей мышечной системы, специальные развивающие упражнения, способствующие формированию физических качеств и двигательных навыков. Включение дыхательной гимнастики в процесс тренировочных занятий способствовало улучшению функциональных показательной дыхательной системы, обучению правильного, более глубокого дыхания. Упражнения специальной физической подготовки были направлены на содействие физическому развитию и техническим приемам. Изучению базовых элементов техники, развитию физических и морально-волевых качеств был отведен раздел технической подготовки.

Тренировочно-оздоровительная программа по айкидо включала адаптационный этап - адаптация организма к новой нагрузке; обучение новым упражнениям; формирование понимания основ философии боевых искусств; обучение основным приемам и техникам; обучение дыхательным упражнениям и технике дыхания во время выполнения упражнений. Первый тренирующий этап - оптимальное тренирующее и развивающее воздействие на организм, расширение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, развитие основных физических и морально-волевых качеств. Второй тренирующий этап - закрепление разученных базовых элементов техники, обеспечение максимальной нагрузки на организм, укрепление функционального состояния кардиореспираторной системы, повышение адаптационных возможностей

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

БИОМЕДИЦИНЫ

2022, T. 6 (1)_

MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2022, Vol. 6 (1)

организма детей и физической работоспособности.

В соответствии с задачами исследования, до и после окончания эксперимента методом индексов определяли уровень физического развития, включающего в себя: измерение массы тела (кг), длины тела (см), окружность грудной клетки (ОГК, см), индекс массы тела (ИМТ, кг/м2), жизненный индекс (ЖИ, мл/кг), силовой индекс (СИ, %). Для определения состояния функциональных систем организма использовали физиологические методы исследования: частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), жизненная емкость легких (ЖЕЛ, мл), пробы с задержкой дыхания на вдохе (Штанге, с), индекс Скибинской (ИС, усл.ед.), проба Руфье (усл.ед.). Расчетным методом проводили оценку адаптационного потенциала (АП, усл.ед.) системы кровообращения по P.M. Баевскому, используя показатели систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, массы и длины тела.

Оценку статической координации исследовали с помощью пробы Ромберга (с). С

целью оценки уровня физической подготовленности применяли следующие педагогические тесты: «Бег на 30 метров» (м), «Тест на определение уровня взрывной силы (м), «Челночный бег» 3х10 (с) [6].

Для проверки статистических гипотез использовали ^критерий Стьюдента. Достоверность различий показателей считали существенной при уровнях значимости (р<0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. Обследования детей старшего дошкольного возраста до проведения тренировочно-оздоровительных занятий по айкидо позволили выявить ряд изменений не только со стороны функционального состоянии организма детей, но и в показателях уровня физической подготовленности и работоспособности, которые находились в нижних пределах возрастной нормы.

С целью оценки эффективности влияния занятий айкидо было проведено сравнение показателей до и после курса тренировочно-оздоровительных занятий (табл.).

Таблица

Исследуемые показатели в процессе тренировочно-оздоровительных занятий, X ±

S—

№ Наименование показа- До занятий После занятий % p

п/п теля

1. ИМТ, кг/м2 15,2±0,1 15,4±0,2 1,3 >0,05

2. ОГК, см 59,9±1,0 62,1±0,9 3,7 >0,05

3. СИ, % 47,0±3,2 56,4±3,3 20,0 <0,05

4. ЖЕЛ, мл 1235,0±31,0 1339,0±26,0 8,4 <0,05

5. ЖИ, мл/кг 53,7±2,3 62,4±2,6 16,2 <0,05

6. ЧСС, уд/мин 96,6±2,4 94,4±2,3 2,3 >0,05

7. Проба Штанге, с 17,0±0,9 20,8±1,1 22,4 <0,05

8. ЧДД, дв/мин 24,6±0,8 22,9±0,6 6,9 <0,05

9. ИС, усл. ед 6,8±0,5 9,2±0,6 33,3 >0,05

Использование в тренировочном процессе достаточно большого объёма аэробных упражнений, а также включение в программу занятий блока дыхательной гимнастики, обеспечило функциональное развитие кардиореспираторной системы, повы-

шение её адаптационных резервов, что проявилось улучшением следующих показателей: ЖЕЛ увеличилась на 8,4% (р<0,05), ЖИ - на 16,2% (р<0,05), проба Штанге - на 22,4%, (р<0,05), индекс Скибинской - на 35,2%, (р<0,01), ЧДД снизилось на 6,9% (р<0,05) (рис.).

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

Рис. Динамика исследуемых показателей после тренировочно-оздоровительных занятий Примечание: достоверность различий: * - (р<0,05); ** - (р<0,05)

На фоне роста функциональных резервов организма и показателей физического развития отмечалась положительная динамика в совершенствовании двигательных способностей занимающихся, в показателях скорости реакции, быстроты, взрывной силы и межмышечной координации, а также статического равновесия.

Так, при определении скоростных способностей среднее время выполнения теста «Бег на 30 м» составило 8,4±0,23 с, что на 9,7% (р<0,05) выше исходных показателей, говорит об ускорении реакции на стартовый сигнал, и, соответственно, увеличении скорости выполнения бегового норматива. Сложно-координационный вид двигательной активности, характерный для айкидо, явился эффективным средством развития ловкости и быстроты у группы детей старшего дошкольного возраста. Так, результат в тесте «Челночный бег 3х10 м» превысил исходные показатели более чем на 18,3% (р<0,05).

Следует отметить динамику показателя броска мешочка правой рукой на 27,3% (р<0,05) и левой рукой на 23,9% (р<0,05), в тесте на определение уровня взрывной силы. Время выполнения усложненной пробы Ромберга увеличилось до 24,5±0,98 с, что составило 33,9% (р<0,05). У детей заметно снизились покачивания, улучшилась стабильность тела после принятия позы и закрытия глаз.

Анализ результатов функциональной пробы Руфье показал уменьшение данного показателя на 17,3% (р<0,05) по отношению к исходным данным, что говорит о повышении адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке. Адаптационный потенциал по P.M. Баевскому увеличился на 3,7%, (р<0,05), возросла толерантность организма к нагрузке, улучшились адаптационные процессы.

Заключение. Айкидо - сложно-координационный вид двигательной активности, направленный на поддержание оптималь-

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

ной физической формы, в частности, ско- совершенствования функционального со-

ростно-силовых качеств, выносливости, стояния кардиореспираторной системы,

специальных двигательных качеств и навы- расширения адаптационных возможностей

ков; повышение уровня координации дви- организма и формирования здорового об-

жений. Является действенным средством раза жизни. для решения проблем укрепления здоровья,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд, пер. с англ. И. Андреев // К.: Олимпийская литература. - 2009. - 528 с.

2. Бусыгин С.А. Функциональное влияние айкидо на здоровье человека / С.А. Бусыгин, В.И. Акимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№ 9-2(48). - С. 21-25.

3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин // М.: Владоспресс. -2002. - 105 с.

4. Филиппова Т.А. Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста / Т.А. Филиппова, А.С. Верба // Новые исследования. - 2013. - № 4(37). - С. 145-158.

5. Матвеев В.А. Айкидо / В.А. Матвеев // М.: МСП Интерконтакт, Физкультура и спорт, МО Радуга. - 1990. - 66 с.

6. Пашин А.А. Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащейся молодежи: учеб. пособие / А.А. Пашин, Н.В. Анисимова, О.Н. Опарина // Пенза : Изд-во ПГУ. - 2015. - 142 с.

REFERENCES

1. Bar-Or O. Children's health and motor activity: from physiological basics to practical use /

0. Bar-Or, T. Rowland, translation from English by

1. Andreev // K.: Olympic Literature. - 2009. -528 p.

2. Busygin S.A. Functional impact of aikido on human health / S.A. Busygin, V.I. Akimova // International Journal of Humanities and Natural Sciences. -2020. - № 9-2(48). - P. 21-25.

3. Butin I.M. Development of physical abilities of children / I.M. Butin // M.: Vladospress. - 2002. -105 p.

4. Filippova T.A. Physical development and health of children at the turn of preschool and primary school age / T.A. Filippova, A.S. Verba // New Research. - 2013. - № 4(37). - P. 145-158.

5. Matveev V.A. Aikido / V.A. Matveev // M.: SME Intercontact, Physical Culture and Sports, Raduga. -1990. - 66 p.

6. Pashin, A.A. Monitoring the physical development, physical and functional fitness of studying youth: textbook / A.A. Pashin, N.V. Anisimova, O.N. Oparina. Penza: PSU Publishing House. -2015. - 142 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Ирина Михайловна Белоусова - доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, физической реабилитации и оздоровительных технологий, кандидат педагогических наук, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, e-mail: irma1775@mail.ru.

Ольга Вячеславовна Хомякова - доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, физической реабилитации и оздоровительных технологий, кандидат биологических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, e-mail: olya.khomyakova.63@mail .ru.

Роман Александрович Шитов - бакалавр кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, физической реабилитации и оздоровительных технологий, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Irina Mikhailovna Belousova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture, Physical Rehabilitation and Health Technologies, V.I. Vernadskij Crimean Federal University, Simferopol', e-mail: irma1775@mail.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

MODERN ISSUES OF

БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2022, T. 6 (1)_2022, Vol. 6 (1)

Ol'ga Vyacheslavovna Khomyakova - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture, Physical Rehabilitation and Health Technologies, V.I. Vemadskij Crimean Federal University, Simferopol', e-mail: olya.khomyakova.6 3@mail .ru.

Roman Aleksandrovich Shitov - Bachelor of the Department of Theory and Methodology of Adaptive Physical Culture, Physical Rehabilitation and Health Technologies, V.I. Vernadskij Crimean Federal University, Simferopol'.

Для цитирования: Белоусова И.М. Айкидо как средство повышения адаптационных возможностей организма детей старшего дошкольного возраста / И.М. Белоусова, О.В. Хомякова, Р.А. Шитов // Современные вопросы биомедицины. - 2022. - Т. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Belousova I.M. Aikido as a mean of increasing the adaptive capacity of the body of senior preschool children / I.M. Belousova, O.V. Khomyakova, R.A. Shitov // Modern Issues of Biomedicine. -2022. - Vol. 6. - № 1. DOI: 10.51871/2588-0500 2022 06 01 45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.