М. Г. Клиппа
Алтайский государственный университет RinaLipp@yandex. ru
Научный руководитель - К.А. Янчевская, кандидат филологических наук, доцент
АЙДЕНТИКА ГОРОДА БАРНАУЛА
Аннотация
В данной статье анализируются компоненты айдентики Барнаула: герб, логотип, бренд. Актуальность исследования обоснована отсутствием полноценно сформировавшегося фирменного стиля городской среды.
Ключевые слова: айдентика, идентификация города, позиционирование, имидж, Барнаул.
Постановка проблемы и обзор литературы по теме
На протяжении нескольких десятилетий активно развиваются такие направления, как маркетинг и брендинг городов, которые неотделимы от такого понятия, как городская айдентика. Данный термин происходит от английского слова identity («айдентити») — идентификация. Она является сложной коммуникативной системой идентичности и брендинга [5]. Айдентика — это «фирменный стиль» города (логотип, шрифт, маскот и остальные графические элементы), который не только отражает его основные особенности, но и подчеркивает их.
Основная проблема в городской айдентике — отношение к ней как к бренду или товару, когда на первое место ставятся интересы внешней целевой аудитории. На этой проблеме акцентируют свое внимание такие известные урбанисты, как С. Анхольт, П. Родькин, В. Дубейковский и др. эксперты. Они придерживаются мнения о том, что данный подход некорректный. Городскую идентичность, на которой основывается как брендинг, так и айдентика, в отличие от товарной, создать нельзя, ее необходимо лишь грамотно выделить. Самое главное в этом процессе — ориентироваться на внутреннюю аудиторию — горожан [3].
Вторая проблема заключается в том, что городскую айдентику часто недооценивают, считая, что она нужна только туристическим
городам. Но разработка и продвижение айдентики города позволяет решить несколько задач: привлечение новых жителей и квалифицированной рабочей силы; постоянные соревнования за инвестиции, проведение спортивных событий, фестивалей, саммитов; создание комфортного и понятного пространства для горожан, единого оформления всех городских служб и мероприятий и др.
Обобщая позиции исследователей, отметим, что основная цель стратегии городской айдентики - повышение обеспеченности территории материальными и нематериальными ресурсами в результате донесения до широкой аудитории представления об ее уникальности.
Описание методики исследования и анализ материала
Предметом рассмотрения в данной работе является айдентика города Барнаула.
Изначально город развивался как горнорудный. После закрытия сереброплавильного завода город стал специализироваться на приграничной торговле. Во времена освоения целины Барнаул становится центром аграрного региона. В годы Великой Отечественной войны город получает производственную специализацию благодаря эвакуации предприятий из европейской части России. После распада СССР большая часть этих предприятий переквалифицировалась в мелкие инновационные компании, а на месте многих из них были открыты торговые центры [1].
Городские специалисты, занимающие урбанистикой, в качестве основной проблемы выделяют тот факт, что на сегодняшний день город не имеет собственного лица, малоизвестен за пределами Алтайского края и Сибири [4]. Нередко туристы знакомятся с городом только потому, что он является отправной точкой для путешествий по Алтаю. В связи со спецификой туризма в городе развит гостиничный, ресторанный бизнес.
В развитии городской айдентики Барнаула можно выделить несколько этапов. Первый этап — геральдический. Он начался с 1846 г., с даты утверждения герба Барнаула. «Герб представляет собой щит французской геральдической формы. На голубом фоне горных пород изображена дымящаяся доменная печь с золотым огнем внутри, означающим плавление серебряных горных пород. Над печью изображен символ основной тягловой и транспортной силы в горной промышленности и сельском хозяйстве — белый конь, который означает дви-
жение вперед, преодоление препятствий, силу духа жителей Барнаула и их стремление к достижению поставленных целей» [1]. Герб раскрывает историю города, подчеркивает его историческую значимость. Но для выстраивания городской идентичности одного герба мало, необходим комплексный подход, затрагивающий разные сферы городской жизни [6].
Второй этап развития городской айдентики — адаптации герба ко дню города. В 2011 году ИД «Алтапресс» обновил герб города ко дню города. Герб задрапировали яркими и ритмичными графическими мазками. Теперь почти на всех городских мероприятиях присутствует именно этот вариант. Также к юбилеям города и его отдельных районов часто разрабатываются логотипы.
Третий этап айдентики Барнаула — разработка туристического логотипа города. Он появился в 2015 году. Логотип победил в конкурсе на разработку продуктов для привлечения туристов. Туристическая эмблема выполнена в форме профиля головы и передних лап медведя и вертикального прямоугольника. Использован принцип оптической иллюзии — видится то «Б», то медведь. Логотип используется в дизайне и изготовлении сувенирной продукции, маркировке туристских материалов и пр. В интернете сразу же появились пародии на туристическую эмблему. Общественность была недовольна тем, что логотип не подчеркивает индивидуальность города и подобная эмблема подошла бы для любого города Сибири.
Рис. 1. Трансформация герба и логотипа города Барнаула
Сейчас в жизни города наступил новый этап, который подразумевает под собой изменения как в айдентике города, так и в его бренде. В 2019 г. участники форсайт-сессии «Барнаул — образ будущего» выявили 4 возможных пути развития [4].
Первый бренд «Серебряный город» строится вокруг сереброплавильного завода, который будет включен в туристическую составля-
ющую города за счет строительства экспоцентра и налаживания транспортных связей с другими городами Сибири. В этой концепции город станет местом притяжения прогрессивной молодежи и активных граждан.
Второй бренд — «Барнаул — Мастер-град», главный посыл которого — «приезжай, старайся и зарабатывай» — предполагает развитие технологий, медицины и образа «зеленого города». Несмотря на это город не будет являться мегаполисом.
Третий бренд — «Глобальная деревня». Согласно этой концепции, главный ресурс города — люди. Основным фактором развития обозначены аграрные богатства и продукция Барнаула, развитие пищевых производств организацию гастрофестов, производство упаковки.
Четвертый бренд — «Душа Сибири». Город будет представлять собой место концентрации теплоты и общения. Он должен стать местом, в котором захочется остаться навсегда. Основой развития экономики будет являться туризм.
Согласно опросу, проведенному среди горожан, последняя концепция пользуется наибольшей популярностью.
Выводы
Основная проблема брендинга, а как следствие — и айдентики города — слабая самоидентификация Барнаула. Его воспринимают как один из городов Сибири из-за отсутствия мощной концепции, отделяющей его от других городов. Отличным примером могут служить такие города Сибири, как Красноярск, Новосибирск и Омск, имеющие качественный бренд и стильную айдентику.
Литература
1. Бородаев В.Б., Контев А.В. У истоков истории Барнаула : учебное пособие для средней школы / Барнаульский государственный педагогический университет, Лаборатория исторического краеведения. Барнаул : Алтайский полиграфический комбинат, 2000. 335 с.
2. Кумова М. Айдентика. М.: ПаретоПринт, 2014. 512 с.
3. Микляева А. В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. Санкт-Петербург : Речь, 2011. 160 с.
4. Пока город на троечку. Для Барнаула ищут новый бренд, чтобы остановить миграцию [Электронный ресурс]. URL: https://www.amic.ru/news/447916/ (дата обращения: 12.05.2021).
5. Родькин П.Е. Бренд-идентификация территорий: не потерять смысл // Концепции в современном дизайне. Сборник материалов II всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием. М.: РГУ им. А Н. Косыгина, 2020. С. 70-73.
6. Родькин П.Е. Проблема смыслового и визуально-графического воспроизводства геральдики в современной территориальной бренд-идентификации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 3. С. 270-288.
M.G. Klippa
Altai State University
BARNAUL IDENTITY
This article analyzes the components of Barnaul's identity: emblem, logo, and brand. Their comparative and historical analysis is given. The relevance of the study is justified by the lack of a fully formed corporate identity of the urban environment.
Key words: identity, city identification, positioning, image, Barnaul.
И.П. Шибут, Ю.Д. Лещенко
Белорусский государственный университет shybut. iryna@gmail. com
БРЕНДИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В работе изучаются особенности брендинговых коммуникаций учреждений высшего образования Беларуси, исследуется специфика формирования брендинговых коммуникаций в учреждениях высшего образования, анализируются брендинговые коммуникации Белорусского государственного университета с целевыми