Научная статья на тему 'Автотранспортная логистика в условиях санкций'

Автотранспортная логистика в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
автотранспортная логистика / санкции / альтернативные транспортные маршруты / проблемы автоперевозок / развитие / road transport logistics / sanctions / alternative transportation routes / road transportation problems / development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зверева В.В.

В статье рассматривается состояние автотранспортной логистики в условиях санкций. Проведен анализ комплекса мер санкционного характера со стороны ЕС, связанных с запретом международной деятельности Российской Федерации в сфере транспортной логистики и ее инфраструктуры. Рассмотрено состояние традиционных маршрутов грузовых автоперевозок из Северо-Западного и Центрального федерального округов в Европейский Союз в 2021/2022 годах. Рассмотрено состояние и проблемы автоперевозок по транспортно-логистическому автомобильному маршруту из Турецкой Республики в Российскую Федерацию и трансконтинентальному маршруту Север–Юг из Российской Федерации в Иран и Индию. Сделан вывод о том, что развитие альтернативных транспортных маршрутов способствует прекращению иностранного вмешательства со стороны стран ЕС, США и их союзников на деятельность экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зверева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road transport logistics under sanctions

The article deals with the state of road transportation logistics in the conditions of sanctions. The analysis of a set of measures of sanctions nature on the part of the EU related to the prohibition of international activities of the Russian Federation in the sphere of transport logistics and its infrastructure is carried out. The state of traditional routes of road freight transportation from the North-Western and Central Federal Districts to the European Union in 2021/2022 is considered. The state and problems of road transportation along the transportation and logistics road route from the Republic of Turkey to the Russian Federation and the North-South transcontinental route from the Russian Federation to Iran and India are considered. It is concluded that the development of alternative transportation routes contributes to the cessation of foreign interference from the EU countries, the USA and their allies on the activities of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Автотранспортная логистика в условиях санкций»

Зверева В.В.

Магистрант. Государственный университет управления.

Автотранспортная логистика в условиях санкций

Трансформация архитектуры мирового порядка из-за конфликта на Украине и введенных против Российской Федерации санкций, вызвавших по сути транспортную блокаду значительно коснулась сектора автомобильно-транспортных грузоперевозок. Так, странами Европейского союза в конце июня 2023 года был принят 11-й пакет антироссийских санкций, включающий в себя комплекс мер, связанных с запретом международной деятельности Российской Федерации в сфере транспортной логистики и ограничениями масштаба ее транспортной инфраструктуры на территории ЕС [2].

Так, российские грузовики с контейнерами, прицепы и полуприцепы не могут осуществлять перевозки товаров как в страны Европейского союза, так и в реверсном направлении. Здесь следует отметить тот факт, что 50% объема грузоперевозок на евразийском пространстве осуществляется автомобильным транспортом. Для российского автомобильного транспорта полностью перекрыты традиционные транспортно-логистические маршруты из Санкт-петербурга и Москвы в страны Европейского Союза (рис. 1).

Санкционные ограничения затрагивают также ряд третьих стран, таких как Армения, Казахстан, Узбекистан, которые перевозят грузы в российских прицепах и контейнерах в направлении Европы по транспортному российскому маршруту «Северного коридора».

Северо-Западный и Центральный федеральные округа Российской Федерации до введения санкционных ограничений выступали в качестве надежных традиционных маршрутов на территорию ЕС [4; 6]. Однако, по итогам 2022 года грузооборот по данным направлениям снизился более чем на 40% в отношении 2021 года [3]. Республика Беларусь осуществляет перевалку автомобильных грузов из стран ЕС, следующих в Российскую Федерацию, либо перецепку фургонов на российские или белорусские грузовые тягачи (европейские автоперевозчики TNT, FedEx, UPS и другие не имеют права следовать по территории России и в связи с этим доставляют грузы только до государственной границы Республики Беларусь), при этом сроки до-

Рис. 1. Традиционные транспортно-логистические маршруты из Санкт-Штербурга и Москвы в страны Европейского Союза.

Рис. 2. Транспортно-логистические маршруты из Турецкой Республики в Российскую Федерацию.

ставки товаров в Россию из стран ЕС, составляет не менее 4 дней [3].

Транспортно-логистические маршруты из Турецкой Республики в Российскую Федерацию, представлены рисунком 2.

Из Турецкой Республики автотранспортом в дальнейшем осуществляются грузоперевозки транзитом в Российскую Федерацию

через Азербайджанскую Республику, Грузию и Республику Армения. Однако, малая пропускная способность пограничных автомобильных переходов, крайне затрудняет транспортную логистику [4; 6]. Республика Турция вступила в Таможенный союз с ЕС и по сути грузы в Российскую Федерацию оформляет европейская таможенная система, и в связи с данным фактором транзит товаров, которые попадают под санкции через Турецкую Республику в Российскую Федерацию, полностью остановлен [7]. По итогу 2022 года товарооборот Российской Федерации с Турецкой Республикой увеличился на 84% в отношение к 2021 году, так как груз имеющий турецкое происхождение проходит таможенное оформление беспрепятственно.

Исламская Республика Иран и Российская Федерация проложили новый автотранспортный международный трансконтинентальный маршрут (МТК Север-Юг, протяженность 7,2 тыс. км от Санкт-Петербурга до Республики Индии, срок грузоперевозки не менее 25 дней с объемом грузооборота в 25 млн тонн по году), соединивший Индийский океан с одной стороны и восточноевропейскую часть, с другой стороны, предназначенный для осуществления грузоперевозок товаров в обход санкций (рис. 3) [1].

МТК Север-Юг реализует транзитные автомобильные грузоперевозки из Исламской Республики Иран в Российскую Федерацию, осуществляя также их обратный реверс. Грузоотправителями выступают, как страны ЕС, так и страны Африки, Центральной Азии и Персидского залива, включая Индию. При этом стоимость транс-портно-логистической доставки грузоперевозок между Российской

Рис. 3. МТК Север-Юг.

Федерацией и Республикой Индией снизится на 30% по сравнению с традиционными маршрутами доставки грузов автотранспортом [1]. Объемы грузоперевозок автотранспортом по маршруту Север-Юг, представлены рисунком 4.

Объемы грузоперевозок автотранспортом по маршруту Север-Юг по итогам 2022 году увеличились практически в три раза. Таким образом с развитием данного транспортного маршрута будет прекращено любое иностранное вмешательство со стороны стран ЕС, США и их союзников и Российская Федерация компенсирует разрыв торговой деятельности со странами Европейского Союза, а также сможет избежать воздействие европейских санкционных ограничений.

На развитие нового транспортного коридора Иран, Россия и Индия с учетом строительства морской/портовой и железнодорожной инфраструктуры планируют затратить 25 млрд долл. США, так как железная дорога Ирана одноколейная, отсутствуют складские терминалы, портовой инфраструктуре требуется модернизация [1].

Республика Азербайджан и Турецкая Республика продвигают альтернативный автотранспортный маршрут Зангезурский коридор, способный связать Средиземное и Каспийское моря, однако существуют перспективы встроить Зангезурский коридор в международный трансконтинентальный маршрут Север-Юг [5].

Между тем, страны Европейского Союза отдают приоритеты в аспектах развития собственных грузоперевозок по транспортному

2021 "2022

2JF6.5

I104Ü

Г" °-7 м 41 *•*

в ш в Iii Грузни млн. Hilf Ирана млн. в Iii 1111:1111 в/Hi Туркмении

Азербайджана т т (терез Асгару) млн. г

млн. г

Рис. 4. Объемы грузоперевозок автотранспортом по маршруту Север-Юг.

Источник: Выдашенко Л.А., Выдашенко п.А. Новые тенденции и перспективы развития международного транспортного коридора «Север-Юг» // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №2. С. 239-246. // URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/28

маршруту Европа - Кавказ - Азия. Так страны Центральной Азии многократно увеличили объемы контейнерных перевозок, отправляемых через Каспийское море и далее автомобильными (седельными тягачами) и железнодорожными маршрутами Кавказского региона в Турцию и в дальнейшем в ЕС.

По итогам 2022 года объемы грузов только через территорию Азербайджана составили 51,420 млн тонн, и тем самым обеспечили увеличение роста объемов грузоперевозок на 54,5% в сравнении с 2021 годом.

Еврокомиссия также поддерживает развитие автомобильных перевозок по маршрутам ТМТМ и ТК.АСЕСА из Литвы в Польшу и далее в Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию с паромной перевалкой по Черному морю в Грузию, Азербайджан и далее через Каспийское море в страны Центральной Азии и Китай, прикладывая значительные усилия в вопросах, связанных с упрощением трансгранично-таможенных процедур, оптимизацией тарифов и внедрением единого электронного разрешения для автомобильной перевозки грузов. Срок доставки грузов по маршрутам ТМТМ и ТКАСЕСА составляет не менее 15 дней [3].

Таким образом, транспортно-логистическая отрасль автомобильных грузоперевозок России находится на этапе нового развития и испытывает быстрые перемены в сфере доставки грузов автомобильным транспортом, связанные с необходимостью развития альтернативных маршрутов в условиях санкционных ограничений.

Вывод. Преодоление Российской Федерацией комплекса мер санкционного характера со стороны стран Европейского Союза, связанных с запретом международной деятельности России в сфере транспортной логистики и ее инфраструктуры через развитие альтернативных транспортно-логистических направлений путем модернизации автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов в целях расширения их пропускной способности и мощности будет способствовать: активизации торговли со странами азиатско-тихоокеанского региона; компенсации потерянного грузооборота с западного направления; наращиванию транспортного потенциала и транспортно-логистических ресурсов Российской Федерации; социально-экономическому развитию как восточных регионов, так и Российской Федерации в целом.

Библиографический список:

1. Выдашенко Л.А., Выдашенко П.А. Новые тенденции и перспективы развития межрегиональные и международные исследования 97

дународного транспортного коридора «Север-Юг» // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. № 2. С. 239-246. - DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/28

2. ЕС принял 11-й пакет санкций против России // РБК: [сайт]. // URL: https://www.rbc. ru/politics/23/06/2023/649549bb9a79473852fe0649 (Дата обращения: 07.09.2023)

3. Как перестраиваются логистические связи с Россией // RETAIL: [сайт]. // URL: https://www.retail.ru/articles/kak-perestraivayutsya-logisticheskie-svyazi-s-rossiey/ (Дата обращения: 07.09.2023)

4. Найдис О.А. Исследование российской и зарубежной транспортной логистики в период пандемии в 2020 году // Организатор производства. 2021. Т. 29. № 2. С. 13-21. -DOI: 10.36622/VSTU.2021.81.30.002.

5. Новый пакет санкций ЕС сместит евразийский транзит в Азербайджан // CALIBER: [сайт]. // URL: https://caliber.az/post/174627/ (Дата обращения: 07.09.2023)

6. Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. -М.: АСМАП, 2021. 174 с.

7. Турция блокируют грузы, следующие транзитом в Россию, с санкционными кодами ТН ВЭД // РБК: [сайт]. // URL: https://www.rbc.ru/economics/10/03/2023/640ae8589a794 77b047cd6dc (Дата обращения: 07.09.2023)

References

1. Vydashenko L.A., Vydashenko P.A. New trends and prospects for the development of the international transport corridor "North-South" // Bulletin of Science and Practice. 2023. Vol. 9. № 2. P. 239-246. - DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/87/28

2. The EU adopted the 11th package of sanctions against Russia // RBC: [website]. // URL: https://www.rbc.ru/politics/23/06/2023/649549bb9a79473852fe0649 (09.07.2023)

3. How logistics relations with Russia are being restructured // RETAIL: [website]. // URL: https://www.retail.ru/articles/kak-perestraivayutsya-logisticheskie-svyazi-s-rossiey/ (09.07.2023)

4. Naidis O.A. Study of Russian and foreign transport logistics during the pandemic in 2020 // Production Organizer. 2021. Vol. 29. № 2. P. 13-21. - DOI: 10.36622/VSTU.2021.81.30.002.

5. A new package of EU sanctions will shift Eurasian transit to Azerbaijan // CALIBER: [website]. // URL: https://caliber.az/post/174627/ (09.07.2023)

6. Troitskaya N.A. Transport corridors of Russia for international traffic. - M.: ASMAP, 2021. 174 p.

7. Turkey is blocking cargo in transit to Russia with sanctions codes of the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity // RBC: [website]. // URL: https://www.rbc.ru/eco-nomics/10/03/2023/640ae8589a79477b047cd6dc (09.07.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.