(Щ
Голубые коридоры
Автотехника ОАО «КАМАЗ» на природном газе
Р.Р. Батыршин,
генеральный директор ООО «РариТЭК»,
А.А. Гатиятов,
заместитель генерального директора ООО «РариТЭК»
по продажам и развитию
KAMAZ vehicles on natural gas
R.R. Batyrshin, A.A. Gatiyatov
Природный газ на сегодняшний день - наиболее доступное и экологичное моторное топливо. Его использование позволяет значительно снизить количество токсичных веществ в выхлопных газах до уровня стандартов Евро-4, Евро-5. Экологическое преимущество метана заключается в более низком содержании вредных и канцерогенных веществ в отработавших газах - оксидов углерода и азота, углеводородов, бензапирена, сажи по сравнению с традиционным моторным топливом.
Экологическая целесообразность использования газобаллонной автотехники КАМАЗа основана на значительно меньшем количестве токсичных выбросов, выделяемых газовыми двигателями, чем допускается нормативами Евро-4: NMHC (неметановые углеводороды) - в 1,9 раза, СН - в 3,2 раза, СО - в 200 раз, NOx - в 1,6 раза.
В настоящее время КАМАЗ проводит мероприятия по сертификации нового семейства газовых двигателей на соответствие экологическому
классу Евро-5. Модельный ряд двигателей не соответствует Евро-5 только по содержанию оксида азота (рис. 1).
Природный газ - один из самых безопасных современных видов топлива, основным компонентом которого является метан. Он почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации оборудования сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен, нижний предел самовоспламенения - 650 °С. Это - самая высокая температура
самовоспламенения. Для сравнения эта температура у бензина - 550 °C, у СУГ - 500 °C, у дизельного топлива - 320 °C.
Диапазон пожароопасного объемного содержания метана находится в пределах 4,0-15,0 %, а паров бензина - 1,4-7,4 %, СУГ - 1,8-8,6 %, дизельного топлива - 1,1-8,0 %. Таким образом, у метана самый высокий нижний предел пожароопасной концентрации.
В соответствии с методикой оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей РД 03409-01 (утверждена постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.06.2001 г. № 25) принята классификация горючих веществ по степени чувствительности к возбуждению взрывных процессов. В ней выделены четыре класса. Согласно этой классификации к классу 3 (среднечувствительные вещества) относится широко применяемый в двигателях современных транспортных средств бензин, в то время как основной компонент природного газа метан, как и дизельное топливо, относится к классу 4 (слабочувствительные вещества).
Природный газ - самое недорогое моторное топливо. При равном расходе на 100 км пути метан обходится в 2,6 раза дешевле бензина. Экономическая эффективность эксплуатации газобаллонных автомобилей (ГБА) подтверждается результатами сравнительного анализа эксплуатации городского автобуса НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем КАМАЗ и автобуса НЕФАЗ-5299-30-32 с дизельным двигателем Cummins. В Краснодаре, где на маршрутах города курсируют 30 автобусов НЕФАЗ с газовыми двигателями, экономия затрат на топливо для одного автобуса составила 4,8 млн руб. за 10 лет (рис. 2).
Подобный анализ был проведен для самосвала 65115-861-30 с газовым двигателем КАМАЗ и самосвала 65115-6056-78 с дизельным двигателем.
На благоустройстве Саратова трудится 21 самосвал КАМАЗ с газовым двигателем. При двухсменном режиме работы экономия затрат на топливо для одного самосвала
) Л
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
Голубые коридоры
составляет около 6,1 млн. руб. за 10 лет (рис. 3).
В сентябре 2011 г. был проведен тест-драйв зерновоза КАМАЗ-65115-863-30 с газовым двигателем и зерновоза на дизельном топливе на маршруте хутор Московский -г. Ростов-на-Дону протяженностью 440 км. При массе перевозимого груза около 21 т было использовано 200 л дизельного топлива и 180 м3 КПГ. При существующих ценах экономия за рейс составила около 3,5 тыс. руб., в пересчете на 1 мес. (22 раб. дня) она превысила 76 тыс. руб. Затраты на дизельное топливо для перевозки 1 т груза на 1 км составили 52,8, на КПГ - 15,8 коп.
Результаты говорят сами за себя!
В 2008 г. ОАО «КАМАЗ» выпустило первый опытный образец автомобиля с газовым двигателем КАМАЗ
экологического стандарта Евро-4. Сегодня КАМАЗ - единственный отечественный разработчик газовых двигателей серийного производства. Суть инновации - это распределенный впрыск топлива, электронное управление двигателем и диагностика. Основными компонентами в составе шасси являются газовые баллоны и нейтрализатор отработавших газов (рис. 4).
На сегодня инновационная газобаллонная автотехника ОАО «КАМАЗ» представлена модельным рядом серийных автомобилей на метане - самосвалами, мусоровозами, вакуумными и каналопромывочными машинами, городскими и пригородными автобусами, дорожно-строительной техникой.
В 2007 г. на производственной базе ООО «РариТЭК» - дистрибьютора
продукции ОАО «КАМАЗ» с газовыми двигателями - создан первый сервисный центр по обслуживанию автомобилей с газовыми двигателями КАМАЗ.
Для увеличения сроков эксплуатации ГБА КАМАЗ необходимо создать развитую сервисную сеть по гарантийному и послегарантийному обслуживанию. Предприятия по сервисному обслуживанию ГБА могут создаваться как в помещениях новой постройки, так и на существующих производственных площадях действующего предприятия. Кроме того, данные участки должны быть оснащены соответствующим оборудованием.
Для решения проблемы заправки компримированным природным газом ОАО «КАМАЗ» совместно с ОАО «Газпром» готов предложить различные варианты передвижных автога-зозаправщиков, которые являются неотъемлемой частью инфраструктуры АГНКС.
В завершение необходимо отметить, что в ходе автопробега свою надежность в полной мере продемонстрировали самосвал и бортовой автомобиль, грузопассажирский автомобиль с КМУ на шасси КАМАЗ-43114, мусоровоз М1п1рак МК2 на шасси КАМАЗ-4308, вакуумная машина, а также передвижной автомобильный газовый заправщик. Все машины КАМАЗ разработаны вместе с ООО «РариТЭК», партнером КАМАЗа по выпуску газобаллонного оборудования.
В автопробеге приняли участие полунизкопольный городской и пригородный автобусы НЕФАЗ.
Рис. 4. Инновационные разработки ОАО «КАМАЗ»
«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.
11^ АН| ИШГ I мтШ| Т1Р1Г тгп п°1"ПТГПТГИШШИШ