Научная статья на тему 'Автотехника ОАО «КамАЗ» на природном газе'

Автотехника ОАО «КамАЗ» на природном газе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батыршин Рафаэль Римович, Гатиятов Альфред Абузарович

Природный газ на сегодняшний день наиболее доступное и экологичное моторное топливо. Его использование позволяет значительно снизить количество токсичных веществ в выхлопных газах до уровня стандартов Евро-4, Евро-5. Экологическое преимущество метана заключается в более низком содержании вредных и канцерогенных веществ в отработавших газах оксидов углерода и азота, углеводородов, бензапирена, сажи по сравнению с традиционным моторным топливом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автотехника ОАО «КамАЗ» на природном газе»

(Щ

Голубые коридоры

Автотехника ОАО «КАМАЗ» на природном газе

Р.Р. Батыршин,

генеральный директор ООО «РариТЭК»,

А.А. Гатиятов,

заместитель генерального директора ООО «РариТЭК»

по продажам и развитию

KAMAZ vehicles on natural gas

R.R. Batyrshin, A.A. Gatiyatov

Природный газ на сегодняшний день - наиболее доступное и экологичное моторное топливо. Его использование позволяет значительно снизить количество токсичных веществ в выхлопных газах до уровня стандартов Евро-4, Евро-5. Экологическое преимущество метана заключается в более низком содержании вредных и канцерогенных веществ в отработавших газах - оксидов углерода и азота, углеводородов, бензапирена, сажи по сравнению с традиционным моторным топливом.

Экологическая целесообразность использования газобаллонной автотехники КАМАЗа основана на значительно меньшем количестве токсичных выбросов, выделяемых газовыми двигателями, чем допускается нормативами Евро-4: NMHC (неметановые углеводороды) - в 1,9 раза, СН - в 3,2 раза, СО - в 200 раз, NOx - в 1,6 раза.

В настоящее время КАМАЗ проводит мероприятия по сертификации нового семейства газовых двигателей на соответствие экологическому

классу Евро-5. Модельный ряд двигателей не соответствует Евро-5 только по содержанию оксида азота (рис. 1).

Природный газ - один из самых безопасных современных видов топлива, основным компонентом которого является метан. Он почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации оборудования сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен, нижний предел самовоспламенения - 650 °С. Это - самая высокая температура

самовоспламенения. Для сравнения эта температура у бензина - 550 °C, у СУГ - 500 °C, у дизельного топлива - 320 °C.

Диапазон пожароопасного объемного содержания метана находится в пределах 4,0-15,0 %, а паров бензина - 1,4-7,4 %, СУГ - 1,8-8,6 %, дизельного топлива - 1,1-8,0 %. Таким образом, у метана самый высокий нижний предел пожароопасной концентрации.

В соответствии с методикой оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей РД 03409-01 (утверждена постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.06.2001 г. № 25) принята классификация горючих веществ по степени чувствительности к возбуждению взрывных процессов. В ней выделены четыре класса. Согласно этой классификации к классу 3 (среднечувствительные вещества) относится широко применяемый в двигателях современных транспортных средств бензин, в то время как основной компонент природного газа метан, как и дизельное топливо, относится к классу 4 (слабочувствительные вещества).

Природный газ - самое недорогое моторное топливо. При равном расходе на 100 км пути метан обходится в 2,6 раза дешевле бензина. Экономическая эффективность эксплуатации газобаллонных автомобилей (ГБА) подтверждается результатами сравнительного анализа эксплуатации городского автобуса НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем КАМАЗ и автобуса НЕФАЗ-5299-30-32 с дизельным двигателем Cummins. В Краснодаре, где на маршрутах города курсируют 30 автобусов НЕФАЗ с газовыми двигателями, экономия затрат на топливо для одного автобуса составила 4,8 млн руб. за 10 лет (рис. 2).

Подобный анализ был проведен для самосвала 65115-861-30 с газовым двигателем КАМАЗ и самосвала 65115-6056-78 с дизельным двигателем.

На благоустройстве Саратова трудится 21 самосвал КАМАЗ с газовым двигателем. При двухсменном режиме работы экономия затрат на топливо для одного самосвала

) Л

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

Голубые коридоры

составляет около 6,1 млн. руб. за 10 лет (рис. 3).

В сентябре 2011 г. был проведен тест-драйв зерновоза КАМАЗ-65115-863-30 с газовым двигателем и зерновоза на дизельном топливе на маршруте хутор Московский -г. Ростов-на-Дону протяженностью 440 км. При массе перевозимого груза около 21 т было использовано 200 л дизельного топлива и 180 м3 КПГ. При существующих ценах экономия за рейс составила около 3,5 тыс. руб., в пересчете на 1 мес. (22 раб. дня) она превысила 76 тыс. руб. Затраты на дизельное топливо для перевозки 1 т груза на 1 км составили 52,8, на КПГ - 15,8 коп.

Результаты говорят сами за себя!

В 2008 г. ОАО «КАМАЗ» выпустило первый опытный образец автомобиля с газовым двигателем КАМАЗ

экологического стандарта Евро-4. Сегодня КАМАЗ - единственный отечественный разработчик газовых двигателей серийного производства. Суть инновации - это распределенный впрыск топлива, электронное управление двигателем и диагностика. Основными компонентами в составе шасси являются газовые баллоны и нейтрализатор отработавших газов (рис. 4).

На сегодня инновационная газобаллонная автотехника ОАО «КАМАЗ» представлена модельным рядом серийных автомобилей на метане - самосвалами, мусоровозами, вакуумными и каналопромывочными машинами, городскими и пригородными автобусами, дорожно-строительной техникой.

В 2007 г. на производственной базе ООО «РариТЭК» - дистрибьютора

продукции ОАО «КАМАЗ» с газовыми двигателями - создан первый сервисный центр по обслуживанию автомобилей с газовыми двигателями КАМАЗ.

Для увеличения сроков эксплуатации ГБА КАМАЗ необходимо создать развитую сервисную сеть по гарантийному и послегарантийному обслуживанию. Предприятия по сервисному обслуживанию ГБА могут создаваться как в помещениях новой постройки, так и на существующих производственных площадях действующего предприятия. Кроме того, данные участки должны быть оснащены соответствующим оборудованием.

Для решения проблемы заправки компримированным природным газом ОАО «КАМАЗ» совместно с ОАО «Газпром» готов предложить различные варианты передвижных автога-зозаправщиков, которые являются неотъемлемой частью инфраструктуры АГНКС.

В завершение необходимо отметить, что в ходе автопробега свою надежность в полной мере продемонстрировали самосвал и бортовой автомобиль, грузопассажирский автомобиль с КМУ на шасси КАМАЗ-43114, мусоровоз М1п1рак МК2 на шасси КАМАЗ-4308, вакуумная машина, а также передвижной автомобильный газовый заправщик. Все машины КАМАЗ разработаны вместе с ООО «РариТЭК», партнером КАМАЗа по выпуску газобаллонного оборудования.

В автопробеге приняли участие полунизкопольный городской и пригородный автобусы НЕФАЗ.

Рис. 4. Инновационные разработки ОАО «КАМАЗ»

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

11^ АН| ИШГ I мтШ| Т1Р1Г тгп п°1"ПТГПТГИШШИШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.