Научная статья на тему 'Авторское право в правовой системе современного российского государства: проблемы терминологии'

Авторское право в правовой системе современного российского государства: проблемы терминологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3479
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / COPYRIGHT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / WORK / АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ / AUTHOR OF THE WORK / COPYRIGHT AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедь (Ефремова) В.В.

Статья посвящена осмыслению основных понятий и терминов в сфере авторского права, а также проблем их применения. Автором анализируются изменения терминологии в авторском праве современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Copyright in modern Russia: problems of terminology

This article presents the research results of the change in terminology copyright in modern Russia. It analyzes and summarizes experience of legal regulation of copyright relations of importance to evaluate and identify patterns and trends of current copyright law and doctrine in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Авторское право в правовой системе современного российского государства: проблемы терминологии»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ПРАВА

В.В. Лебедь (Ефремова)*

АВТОРСКОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ

Стоит ли удивляться, что итальянская опера-сериа в эпоху высокого барокко оставляет реальный мир в стороне и ведет нас туда, где героям дозволяется петь, а не говорить.

Питер Лаки

Статья посвящена осмыслению основных понятий и терминов в сфере авторского права, а также проблем их применения. Автором анализируются изменения терминологии в авторском праве современной России. „-о Авторское право, интеллектуальные права, произведение, автор произведения.

Современный этап развития российской государственности отмечен вхождением ее в информационное пространство, чем обусловлены значительные изменения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе творческой, и появление новых объектов интеллектуальных прав.

Сложившаяся в 1990-е гг. система нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности в определенной мере была обновлена в ходе внесения изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Несмотря на то что во многом была изменена терминология общих положений об интеллектуальной собственности, основа авторского права остается консервативной. Это, прежде всего, относится к пониманию таких категорий авторского права, как «произведение», «автор», «критерии охраноспособности произведения» и др. Новые термины, которые обрели свою жизнь в части четвертой

* Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук (e-mail: vefremova@bk.ru).

ГК РФ, требуют надлежащего истолкования (например, «интеллектуальные авторские и иные права»). Содержание некоторых понятий зачастую расширяется и модернизируется, в частности, в целях адаптации к условиям интернет-среды. Это касается понятия автор-ско-правового договора, случаев свободного использования произведения и др. Таким образом, происходят изменения как в понятийном аппарате, так и в современной модели авторского права в целом.

Обращаясь к традиционному доктринальному определению авторского права как «совокупности норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы, искусства»1, отметим, что его следует расширить за счет не только включенных в число охраняемых гражданским законодательством объектов программ для ЭВМ, баз данных и сложных объектов, но и понятийных изменений, касающихся самих правоотношений. Наряду с авторскими правоотношениями возникли отношения по регистрации, например, программ для ЭВМ.

В субъективном смысле авторские права - это установленные законодательством возможности авторов и иных правообладателей в отношении произведений науки, литературы, искусства, созданных творческим трудом этих же или иных лиц, названные в части четвертой ГК РФ «интеллектуальными». Термин «авторский» более приемлем, так как означает принадлежность права основному участнику данной разновидности гражданских правоотношений - автору.

Интеллектуальное (умственное) право как юридическая возможность в отношении творческого результата требует разъяснения. Термин «умственный» применительно к произведению широко использовался в дореволюционной литературе, в частности, известным юристом Я.А. Канторовичем, для обозначения одного из видов собственности, например литературной, о которой он говорил, «относя право авторов на их произведения к категории вещных прав» и основывая данный авторско-правовой институт «на общих началах собственности»2. Интеллектуальные права в российском законодательстве впервые упоминаются в гл. 69 ГК РФ. Согласно ст. 1226 указанные права включают «исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права

1 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 10.

2 Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Пг., 1916. С. 16.

(право следования, право доступа и другие)». Интеллектуальные права в современном их понимании не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь).

Вряд ли все правоотношения, предусмотренные гл. 70 «Авторское право», например, возникающие при государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, а также при осуществлении прав пользователей таких программ и баз данных, можно назвать интеллектуальными. В гл. 70 ГК РФ объединены нормы из разных отраслей права, частноправовой и публично-правовой природы, связанные с гражданско-правовым институтом - авторским правом. Таким образом, авторское право регулирует несколько видов общественных отношений: интеллектуальные и «иные».

Понятие «авторское право» не определено однозначно и в международных договорах, но принципы охраны его объектов в них установлены, например, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. - первом международном многостороннем договоре в области авторского права. Как справедливо отмечал Я.А. Канторович, данное международное соглашение универсального характера «кроме практической цели защиты интересов авторов различных стран» преследовало «цель объединения стран на почве выработки общих единообразных норм ав-

3

торского права».

Современный режим правовой охраны объектов авторского права, в первую очередь произведений, установлен в четвертой части ГК РФ. Исходя из содержания ст. 1257 и 1259 произведение есть то, что создано творческим трудом автора, выражено в какой-либо объективной форме вне зависимости от его достоинства и назначения. Такое определение позволяет включить в поле правовой охраны как можно больше видов и жанров произведений, в том числе современных. В зависимости от способа выражения выделены группы охраняемых произведений, характеризующихся признаками охраноспособности: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические

3 См.: Канторович Я.А. Указ. соч. С. 7.

рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения (см. п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Часть произведения также может быть охраноспособной, например название произведения или персонаж, если они по своему характеру будут признаны самостоятельными результатами творческого труда автора и отвечают требованиям охраноспособности оригинального произведения. Как показывает практика, речь может идти не о самостоятельной части произведения, а о копии оригинального произведения, помещенной в пространство нового оригинального произведения изобразительного искусства (например, в так называемых гиперреалистичных художественных коллажах Ро-лана Дельколя, где скопированная Венера Ботичелли сосуществует с изображенным на этом же полотне персонажем Пиноккио4). Отличаясь от обычной техники коллажа - наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов другого цвета и другой фактуры по сравнению с основной, и дорисовывания произведения любыми другими средствами - тушью, акварелью и т.д., творческий результат Дельколя фактически представляет собой копию оригинального произведения одного из великих мастеров (Сандро Боттичелли, Пабло Пикассо, Анри Руссо) в рамках нового произведения с введением в изображение оригинальных персонажей. В данном случае следует решить вопрос, считать ли охраноспособным произведение изобразительного искусства в целом, по частям - оригинальным и неоригинальным, или часть произведения считать неохраноспособной, а оригинальную часть и (или) персонажа признавать охраноспособными. Учитывая, что право на неприкосновенность произведения охраняется бессрочно и что автор в письменной форме может выразить свою волю, например, запретив внесение изменений в свое произведение, требует уточнения определение понятия охраноспособной части произведения.

4 См.: Каталог к персональной выставке Ролана Дельколя Лабиринты слов. Галерея MustART. М., 2015.

Содержание понятия «автор произведения», казалось бы, с точки зрения законодателя, не изменилось: согласно ст. 1257 ГК РФ им является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Хотя, в частности, современная музыкальная практика показывает, насколько жанр электронной музыки зачастую размывает границы творческого и технического вклада в создание произведения. Так, в таком ее виде, как электроакустическая музыка, важное значение имеет работа с помощью электронных устройств и современных компьютерных технологий над звуковым материалом. В результате создаются новые искусственные музыкальные звуки, сложные звуковые текстуры, сонорные состояния и др. «Музыкальными», таким образом, могут стать звуки любой природы и любого происхождения. Вопрос, связанный с творческим вкладом в музыкальный результат, легко решается в случае создания таких произведений профессиональными композиторами, например Эдгаром Варезом, Эдуардом Артемьевым, но ведь возможно и привлечение лица, обладающего специальными техническими знаниями, для превращения звука в звуковой охраняемый объект. Можно ли в данном случае это охарактеризовать только как техническое содействие, не порождающее соавторства? Или следует воспринимать его действия как неохраняемое авторским правом решение технической задачи? В ряде случаев возникает проблема различения собственно электронного произведения и области применения электронных средств.

Кроме того, можно ли применять положение п. 5 ст. 1259 ГК РФ («Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования») для создания мультимедийной композиции в музыке5, компонентом которой является математика, например путем внедрения отдельных математических принципов в музыкальную композицию до воплощения музыкальной композиции на основе точных математических расчетов?

5 Программа московского форума новой музыки II Всероссийские семинары ан-

самбля «Студия новой музыки». М., МГК им. П.И. Чайковского, ЦСМ ЦЭМ, 3-

7 декабря 2015 г. Лекция «Мультимедийная композиция» Николая Попова.

Таким образом, возникновение и развитие новых форм и жанров творческого выражения в культурной реальности6 требует уточнения, равно как и понятие «автор произведения».

Очевидно, что и видовой, и жанровый состав произведений значительно расширился. Для сложного вида произведения, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, установлен специальный правовой режим. При этом данный режим распространяется не на все сложные произведения, а лишь на перечисленные в ст. 1240 ГК РФ: кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, база данных. Термин «сложный» возник по аналогии с делением материальных благ на простые и сложные вещи. В свою очередь, объектов авторского права, состоящих из разнородных произведений, образующих единое целое, предполагающих использование их по общему назначению, больше, чем перечисленных в ст. 1240 ГК РФ. Особенность установленного режима использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта заключается в том, что исключительное право реализуется лицом, организовавшим создание такого объекта, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Если произведение специально создано для включения в сложный объект, то по общему правилу обладателем исключительного права становится лицо-организатор на основании договора об отчуждении.

Мультимедийный продукт охраняется специальным режимом сложного объекта как результат интеллектуальной деятельности, объединяющий произведения и исполнения в цифровой форме, находящиеся на локальном материальном носителе, доступ к которым осуществляется в интерактивном режиме. При этом в его состав могут входить разные виды произведений. Доминирующей средой может быть любой из видов искусства, например музыка. Мультимедиа-композиция в музыке охватывает несколько компонентов (сценическое действие, литературное произведение, графику, математические принципы, символы) различного происхождения с пре-

6 Подробнее об этом см.: Лебедь В.В. Произведения искусства в авторском праве. М., 2011. С. 15-29.

обладающим музыкальным и направлена на ее комплексное восприятие субъектом. Каждое сочетание будет порождать оригинальный объект, обращаемый к различным сферам человеческого восприятия.

Разновидностью мультимедийного произведения является сетевое произведение, доступное пользователю только в режиме реального времени (онлайн), как совокупность «домашних страниц», связанных между собой системой гипертекстовых связей. Его легальное определение в ГК РФ отсутствует. Данный самостоятельный объект может включать любые объекты авторского права и смежных прав, а также любые данные и информацию. Система гипертекстовых связей образует одну из форм взаимосвязи отдельных записей базы данных, потому сетевые произведения одновременно близки к базам данных.

Проблема авторства на сетевые произведения является одной из актуальных в праве интеллектуальной собственности, а сами объекты служат средством активной электронной коммерции.

Подобно тому, как ранее «выдающемуся композитору», который сумел выстроить «придворную карьеру», приписывали активное участие «в оперном бизнесе»7, современные создатели сетевых объектов допускают осуществление разнообразных транзакций на рынке электронной торговли. Таким образом, действия, имеющие экономическое содержание, вызвали к жизни отношения, в частности, связанные с распространением интеллектуального продукта, например, фильмов, книг.

Потому можно утверждать, что интернет-среда позволяет не только развлекать ее участников, но и развивать, делая более доступными для них объекты, в частности, авторского права. Это созвучно высказыванию Генделя: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучше...»8.

Частичные изменения, вносимые в авторское законодательство, не решают основной задачи, стоящей перед правовым регули-

7 Каталог к опере в трех действиях Георга Фридриха Генделя «Роделинда». ГАБТ России. Автор текста П. Лаки / Пер. Е. Бабуриной. М., 2015.

8 РолланР. Портрет Генделя // Роллан Р. Собр. соч. В 20 т. Т. 17. М., 1930. С. 196.

рованием интеллектуальной собственности - создания новой модели авторского права, концептуально отличающейся от действующей и отвечающей вызовам современности.

Библиография

Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Пг., 1916.

Каталог к опере в трех действиях Георга Фридриха Генделя «Роделинда». ГАБТ России. Автор текста Питер Лаки / Пер. Е. Бабуриной. М., 2015.

Каталог к персональной выставке Ролана Дельколя Лабиринты слов. М., Галерея Мш^Т. М., 2015.

Программа московского форума новой музыки II Всероссийские семинары ансамбля «Студия новой музыки». МГК им. П.И. Чайковского, ЦСМ ЦЭМ, 3-7 декабря 2015 г. Лекция «Мультимедийная композиция» Николая Попова.

Лебедь В.В. Произведения искусства в авторском праве. М., 2011.

Роллан Р. Портрет Генделя // Роллан Р. Собр. соч. В 20 т. Т. 17. М., 1930.

Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.