Теория и методика дошкольного образования
185
Продолжение табл. 1
Наименование мероприятия Цель
Коллаж «Башкортостан в годы Великой Отечественной войны» - развивать умение воспитанников объединять в своей работе несколько видов деятельности; - обобщать представления о войне
Экскурсия к Вечному Огню: возложение цветов - подвести к пониманию того, почему этот памятник назвали Вечный Огонь
Беседа (после экскурсии к Вечному Огню) «Спаси деду за победу!» - развивать связную речь; - воспитывать чувство благодарности, сопереживания
Клуб знатоков «Великой Отечественной Войны» - уточнить знания воспитанников о Великой Отечественной войне; - развивать физические качества; - воспитывать чувство гордости за свою страну
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
АВТОРСКИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Жуйкова Т.П.*
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
В данной статье охарактеризованы игры В.В. Воскобовича, направленные на эффективное обучение и развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: развивающие игры, интеллектуальное развитие, творческие способности, математические способности.
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются
* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
186
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
в обстановке. Такую возможность предоставляют не только построение образовательной работы, но и развивающие игры В.В. Воскобовича, которые в первую очередь направлены на интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста.
Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. Это «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цветовые часы», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», «Чудо-головоломки», «Математические корзинки».
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, воображение.
Несомненным достоинством игры является внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям [1].
Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими льдинками озера Айс и разноцветными паутинками изучают дроби; разгадывают вместе с Малышом Гео секреты «Чудо-цветика». Новое, необычное и нестандартное привлекает внимание детей и лучше запоминается [2].
Воспитатель берет куклу-малыша Гео и сообщает детям, что у Гео сегодня день рождения. Чтобы привлечь внимание детей, воспитатель спрашивает, у кого из них, когда день рождения.
Кроме того, предлагает сделать для Гео подарки из игр, которые находятся на стеллаже. Дети выбирают игры по желанию (одни берут «Геоконт», другие - «Чудо-крестики», третьи - «Нетающие льдинки») и мастерят из них разные подарки. Воспитатель просит ребят не называть, что у них получилось, а предлагает угадать. Ответы будут интереснее, если «Геоконт» поворачивать: дети будут видеть то рыбку в аквариуме, то вазочку, перевязанную бантиком, то песочные часы.
Из «Нетающих льдинок» и «Чудо-крестиков» получаются в основном животные. Воспитатель задает вопросы о том, из скольких геометрических фигур состоят сложенные детьми животные, и сколько фигур осталось.
Воспитатель спрашивает, сколько лет исполнилось Гео и, получив ответ «4», предлагает найти на «Игровизоре» это число, за тем следующую за ним цифру и так далее. После этого воспитатель рассказывает, что в магазине можно выбрать любой понравившийся подарок, и предлагает сконструиро-
Теория и методика дошкольного образования
187
вать поделки из 4-х цветного квадрата. Дети берут квадраты и схемы и садятся за столы. Некоторые из них складывают подарки без схем. Развивающие игры Воскобовича отличаются:
- многофункциональностью. В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач;
- вариативностью (игровые задания можно корректировать, придумывать свои);
- сказочностью методик. Сказочный сюжет для детей - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения;
- широким возрастным диапазоном участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а также учеников средней школы;
- творческим потенциалом. Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность;
- конструктивными элементами. Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка [3].
Самое важное достоинство этих игр в том, что почти в каждой игре ребенку предоставляется возможность выхода на самостоятельное творчество. Приведем пример некоторых игр В.В. Воскобовича:
«Геоконт»
Цель игры:
- развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, форма, величина);
- совершенствование интеллекта (внимания, памяти, воображения, речи);
- тренировка мелкой моторики кисти и пальцев;
- освоение геометрических представлений, пространственных отношений;
- развитие творческих способностей.
188
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
«Геовизор»
ГЕОВИЗОР
Цель игры:
- совершенствование интеллекта, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- развитие математических представлений о пространственных отношениях, количественном счете, симметрии, делению целого на равные и неравные части, умению решать логико-математические задачи;
- развитие творческих способностей (воспроизведение нетипичных изображений по точкам координатной сетки);
- тренировка мелкой моторики пальцев кисти.
«Квадрат Воскобовича»
Цель игры:
- развитие сенсорных способностей, внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать,
- формирование творческого воображения,
- развитие мелкой моторики рук.
- обучение приемам сложения «оригами» по схеме.
«Прозрачный квадрат»
Теория и методика дошкольного образования
189
Цель игры:
- освоение детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку соотношение целого и числа.
- сортировка прозрачных пластинок требует внимания. Конструирование различных фигур развивает мышление, совершенствуется память и воображение.
«Цифроцирк»
Сложная наука математика: цифры, числа, счет, ... но если на помощь ребенку придут забавные зверята - цифрята, математика превратится в увлекательную игру.
Цель работы:
- знакомство с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.
- усвоение счета и отсчета в пределах десяти.
«Математические корзинки»
Цель игры:
- развитие мелкой моторики рук (ребенок манипулирует грибками и корзинками, обводит их карандашом, раскрашивает или заштриховывает изображение);
- формирование сенсорных способностей (восприятие цвета).
- развитие психических процессов (внимание, память, мышление).
«Чудо-крестики 3»
190
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Цель работы:
- развитие сенсорных способностей, внимания, памяти, умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей;
- формирование воображения, творческих способностей,
- развитие мелкой моторики.
«Чудо-цветик»
ABADO
Цель игры:
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей,
- развитие мелкой моторики руки,
- формирование умения анализировать, сравнивать и составлять целое из частей.
«Чудо-соты»
Цель игры:
- развитие интеллекта;
- формирование умения анализировать.
Таким образом, большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, имеют личную независимость суждений и действий. Характерной особенностью развивающих игр Воскобовича является возможность гармонично развивать высокий интеллект и в частности математические способности.
Теория и методика дошкольного образования
191
Список литературы:
1. Воскобович В.В. Сказка «Нетающие льдинки озера Айс». - СПб., 1997.
2. Воскобович В.В. Сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». -СПб., 1999.
3. Паршина Л.А. Современная технология развития умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконг» // Сборник ВОИПКРО. -1999.