Научная статья на тему 'Авторские игры В. В. Воскобовича как средство развития творческой личности дошкольников'

Авторские игры В. В. Воскобовича как средство развития творческой личности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1080
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т.П.

В данной статье охарактеризованы игры В.В. Воскобовича, направленные на эффективное обучение и развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторские игры В. В. Воскобовича как средство развития творческой личности дошкольников»

Теория и методика дошкольного образования

185

Продолжение табл. 1

Наименование мероприятия Цель

Коллаж «Башкортостан в годы Великой Отечественной войны» - развивать умение воспитанников объединять в своей работе несколько видов деятельности; - обобщать представления о войне

Экскурсия к Вечному Огню: возложение цветов - подвести к пониманию того, почему этот памятник назвали Вечный Огонь

Беседа (после экскурсии к Вечному Огню) «Спаси деду за победу!» - развивать связную речь; - воспитывать чувство благодарности, сопереживания

Клуб знатоков «Великой Отечественной Войны» - уточнить знания воспитанников о Великой Отечественной войне; - развивать физические качества; - воспитывать чувство гордости за свою страну

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

АВТОРСКИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Жуйкова Т.П.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В данной статье охарактеризованы игры В.В. Воскобовича, направленные на эффективное обучение и развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: развивающие игры, интеллектуальное развитие, творческие способности, математические способности.

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются

* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

186

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

в обстановке. Такую возможность предоставляют не только построение образовательной работы, но и развивающие игры В.В. Воскобовича, которые в первую очередь направлены на интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста.

Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. Это «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цветовые часы», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», «Чудо-головоломки», «Математические корзинки».

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, воображение.

Несомненным достоинством игры является внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям [1].

Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими льдинками озера Айс и разноцветными паутинками изучают дроби; разгадывают вместе с Малышом Гео секреты «Чудо-цветика». Новое, необычное и нестандартное привлекает внимание детей и лучше запоминается [2].

Воспитатель берет куклу-малыша Гео и сообщает детям, что у Гео сегодня день рождения. Чтобы привлечь внимание детей, воспитатель спрашивает, у кого из них, когда день рождения.

Кроме того, предлагает сделать для Гео подарки из игр, которые находятся на стеллаже. Дети выбирают игры по желанию (одни берут «Геоконт», другие - «Чудо-крестики», третьи - «Нетающие льдинки») и мастерят из них разные подарки. Воспитатель просит ребят не называть, что у них получилось, а предлагает угадать. Ответы будут интереснее, если «Геоконт» поворачивать: дети будут видеть то рыбку в аквариуме, то вазочку, перевязанную бантиком, то песочные часы.

Из «Нетающих льдинок» и «Чудо-крестиков» получаются в основном животные. Воспитатель задает вопросы о том, из скольких геометрических фигур состоят сложенные детьми животные, и сколько фигур осталось.

Воспитатель спрашивает, сколько лет исполнилось Гео и, получив ответ «4», предлагает найти на «Игровизоре» это число, за тем следующую за ним цифру и так далее. После этого воспитатель рассказывает, что в магазине можно выбрать любой понравившийся подарок, и предлагает сконструиро-

Теория и методика дошкольного образования

187

вать поделки из 4-х цветного квадрата. Дети берут квадраты и схемы и садятся за столы. Некоторые из них складывают подарки без схем. Развивающие игры Воскобовича отличаются:

- многофункциональностью. В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач;

- вариативностью (игровые задания можно корректировать, придумывать свои);

- сказочностью методик. Сказочный сюжет для детей - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения;

- широким возрастным диапазоном участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а также учеников средней школы;

- творческим потенциалом. Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность;

- конструктивными элементами. Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка [3].

Самое важное достоинство этих игр в том, что почти в каждой игре ребенку предоставляется возможность выхода на самостоятельное творчество. Приведем пример некоторых игр В.В. Воскобовича:

«Геоконт»

Цель игры:

- развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, форма, величина);

- совершенствование интеллекта (внимания, памяти, воображения, речи);

- тренировка мелкой моторики кисти и пальцев;

- освоение геометрических представлений, пространственных отношений;

- развитие творческих способностей.

188

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

«Геовизор»

ГЕОВИЗОР

Цель игры:

- совершенствование интеллекта, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

- развитие математических представлений о пространственных отношениях, количественном счете, симметрии, делению целого на равные и неравные части, умению решать логико-математические задачи;

- развитие творческих способностей (воспроизведение нетипичных изображений по точкам координатной сетки);

- тренировка мелкой моторики пальцев кисти.

«Квадрат Воскобовича»

Цель игры:

- развитие сенсорных способностей, внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать,

- формирование творческого воображения,

- развитие мелкой моторики рук.

- обучение приемам сложения «оригами» по схеме.

«Прозрачный квадрат»

Теория и методика дошкольного образования

189

Цель игры:

- освоение детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку соотношение целого и числа.

- сортировка прозрачных пластинок требует внимания. Конструирование различных фигур развивает мышление, совершенствуется память и воображение.

«Цифроцирк»

Сложная наука математика: цифры, числа, счет, ... но если на помощь ребенку придут забавные зверята - цифрята, математика превратится в увлекательную игру.

Цель работы:

- знакомство с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.

- усвоение счета и отсчета в пределах десяти.

«Математические корзинки»

Цель игры:

- развитие мелкой моторики рук (ребенок манипулирует грибками и корзинками, обводит их карандашом, раскрашивает или заштриховывает изображение);

- формирование сенсорных способностей (восприятие цвета).

- развитие психических процессов (внимание, память, мышление).

«Чудо-крестики 3»

190

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Цель работы:

- развитие сенсорных способностей, внимания, памяти, умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей;

- формирование воображения, творческих способностей,

- развитие мелкой моторики.

«Чудо-цветик»

ABADO

Цель игры:

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей,

- развитие мелкой моторики руки,

- формирование умения анализировать, сравнивать и составлять целое из частей.

«Чудо-соты»

Цель игры:

- развитие интеллекта;

- формирование умения анализировать.

Таким образом, большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, имеют личную независимость суждений и действий. Характерной особенностью развивающих игр Воскобовича является возможность гармонично развивать высокий интеллект и в частности математические способности.

Теория и методика дошкольного образования

191

Список литературы:

1. Воскобович В.В. Сказка «Нетающие льдинки озера Айс». - СПб., 1997.

2. Воскобович В.В. Сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». -СПб., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Паршина Л.А. Современная технология развития умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконг» // Сборник ВОИПКРО. -1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.