Научная статья на тему 'Авторская программа в поддержку творческого развития ребенка-читателя «Мир, полный красоты»'

Авторская программа в поддержку творческого развития ребенка-читателя «Мир, полный красоты» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская программа в поддержку творческого развития ребенка-читателя «Мир, полный красоты»»

В связи с этим отдел медиатеки в рамках программы «Безопасный Интернет» проводит мероприятия, направленные на развитие информационной культуры детей и подростков. В их числе: «В Интернете дети попадают в сети», «Агрессия в Интернете» (урок-безопасность), «Безопасный Рунет - дело каждого!» (игровой тренинг), «Занимательное путешествие в интерактивное пространство» (турнир знатоков Интернета), «Мошенничество в сети», «В формате Сети» (оффлайн тренинг). Также отделом медиатеки был разработан буклет, который успешно используется читателями в глобальной сети Интернет.

В отделе работает клуб раннего развития ребенка «Буквознайка». Клуб собирает дошкольников, где они изучают Азбуку с помощью интерактивных технологий.

Таким образом, отдел реализует задачи по обеспечению прав ребенка на свободный доступ к информации, созданию условий для развития самообразовательной, познавательной, творческой и досуговой деятельности пользователей, прививая информационную культуру и информационную безопасность.

М. С. Косачева

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА В ПОДДЕРЖКУ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ЧИТАТЕЛЯ «МИР, ПОЛНЫЙ КРАСОТЫ»

В отделе литературы и искусства Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых работает авторская программа в поддержку творческого развития ребенка-читателя, расширения круга чтения детей посредством включения книг по изобразительному искусству «Мир, полный красоты».

Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное явление или объект. Они передают чувства и переживания человека языком искусства. Художники останавливают наше внимание на тех красивых, интересных моментах вокруг, которые мы могли бы и не заметить. Тем самым художник воспитывает наш эстетический вкус. И часто вызывает в нас желание самому взяться за краски и кисть.

Потребность в этом отмечается у ребенка уже в дошкольном возрасте, очень важно упрочить и расширить это желание, приобщиться к миру прекрасного, что в значительной мере влияет на формирование духовного мира человека.

Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в жизни. Вся работа по знакомству с изобразительным искусством направлена на формирование эмоционально-целостного восприятия живописи у детей, на то, чтобы научить их видеть, понимать и изображать окружающий мир.

Дети знакомятся с жанрами живописи, картинами лучших художников и, получая небольшие практические задания, с удовольствием рисуют, составляют натюрморты.

Во время виртуальных экскурсий по музеям читатели узнают об истории создания музеев, видят интерьеры, наиболее яркие шедевры, путешествуют по залам, любуются картинами и скульптурами.

В роли экскурсоводов выступают библиотекари. Мультимедийные диски из фонда отдела «Русский музей - детям», «Сокровища Эрмитажа» и другие помогают создать у детей настоящий эффект присутствия в залах музеев.

Все наши встречи сопровождаются мультимедийными презентациями, видео- и музыкальными фрагментами. Своей программой мы хотим также раскрыть фонд своего отдела, показать его разнообразие.

Участвовать в программе могут группы детей в возрасте 10-12 лет. Периодичность занятий - 2 раза в месяц. Продолжительность занятия - 45-50 минут. Оптимальное количество человек в группе - 15-20 детей.

Цель программы - эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства, развитие эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса. Обогащение словарного запаса детей, приобретение новых навыков, умений. Создание предпосылок для заинтересованности искусством и дальнейшего самостоятельного изучения.

Задачи программы:

• знакомство с изобразительным искусством, его основными видами: живописью, графикой, скульптурой;

• знакомство с жанрами: иконопись, портрет, натюрморт, анималистика, пейзаж на примере лучших представителей отечественного и зарубежного искусства;

• знакомство с различными техниками и материалами, используемыми живописцами, графиками, скульпторами;

• включение в круг чтения детей книг по изобразительному искусству.

Чтобы помочь детям разобраться в художественных особенностях каждого из жанров, предлагаем им нарисовать дома свою картину. Это задание необязательное, но желательное. Это своего рода оценка и нашей работы тоже. В какой форме был подан материал, заинтересовались ли дети. Из читательских работ (каждая из которых обязательно подписана) формируется выставка. Рассказывать об искусстве детям лучше в присутствии родителей. Мы всегда рады видеть их. Тогда и детям, и родителям проще общаться друг с другом, находить общий язык, а нам - нести искусство в каждый дом.

Г. Н. Краснова

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА: НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Современная детская библиотека. Какая она? По представлению наших детей она должна быть удобной, уютной, с богатым фондом документов, самой современной техникой и добрыми, отзывчивыми, знающими библиотекарями.

Сегодня детские библиотеки Кубани являются востребованным социальным институтом по приобщению детей к чтению, их нравственному становлению, подготовке к самостоятельной жизни, обеспечению свободного и равного доступа к информации.

По количеству детских библиотек, разветвленности сети, качеству обслуживания книгой детского населения Краснодарский край занимает первое место в Южном федеральном округе и второе в России, после Москвы (для справки: сеть детских библиотек Москвы - 168 единиц, Краснодарский край - 137 единиц, Московская область - 129 единиц).

В Краснодарском крае 1 046 публичных библиотек (в том числе 4 краевых). Обслуживанием детского населения Кубани занимаются 137 специализированных детских библиотек и 902 публичные библиотеки. Читательская аудитория детей и подростков в детских библиотеках составляет 402,1 тыс. пользователей и почти 700 тыс. детей подростков в муниципальных библиотеках.

Из года в год в крае растет количество читателей-детей. За последние три года число читателей в детских библиотеках края прибавилось почти на 10 тыс.

Совокупный фонд библиотек Кубани - 22 млн. 562,09 тыс. экз. Фонд детских библиотек составляет около 4 млн. экз. и ежегодно обновляется на 3-5 %.

Из 137 детских библиотек края 91 % (125 библиотек) имеют компьютеры и оргтехнику, 77 % (106 библиотек) имеют выход в Интернет.

В современном мире детской библиотеке отводится особая роль в формировании личности ребенка. Библиотека может влиять на общественное сознание, культуру, представление юных граждан о жизни, самих себе; оказывать существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды.

В числе направлений, обеспечивающих эффективность современного библиотечного менеджмента, ключевое значение имеет методическая служба.

В последнее десятилетие детские библиотеки края зарекомендовали себя как открытая система, способная быстро реагировать на происходящие в обществе изменения. В числе важных задач - приобщение детей к чтению, информационной культуре, помощь в культурном становлении личности. Одновременно детские библиотеки выполняют функции центров гармоничного развития личности, организуют интеллектуальный досуг детей и подростков.

Особое внимание уделяется работе по патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию детей и подростков, ведется информационное обеспечение профилактики правонарушений, наркомании, популяризации здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.