Научная статья на тему 'Авторская позиция татарских поэтов в осмеянии современного общества'

Авторская позиция татарских поэтов в осмеянии современного общества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / АССОЦИАЦИЯ / АФОРИЗМ / АЛЛЕГОРИЯ / СИМВОЛ / МЕТАФОРА / ЛИРИЧЕСКАЯ САТИРА / HUMOUR / CONCLUSION / ASSOCIATION / APHORISM / ALLEGORY / SYMBOL / METAPHOR / LYRICAL SATIRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хасанова Ф. Ф.

В работе анализируется лирическая сатира в стихах современных татарских поэтов. Указывается, что на протяжении последних десятилетий заметно повысилась репутация писателей, запечатлевавших бытие как дисгармоничное явление с безысходно-мрачными умонастроениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHOR'S POSITION OF THE TATAR POETS IN MODERN SOCIETY DERISION

The article is devoted to the lyrical satire in verses of the modern Tatar poets. The author throws light upon the raising reputation of the writers' embodying life during last decades, as a disharmonious phenomenon with hopeless and gloomy moods.

Текст научной работы на тему «Авторская позиция татарских поэтов в осмеянии современного общества»

3. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2007 (Методология, теория и история психологии).

4. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина - Спб.: Алетейя, 2001.

5. Карпинский, К.В. Человек как субъект жизни. - Гродно: ГрГУ, 2002.

6. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство "СОЮЗ", 2002 .

7. Митькин, А.А. Субъектность человека грани и границы // Психологический журнал, 2008. - Т. 29. - Ч. I. - №3.

8. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕРСЭ, 2002.

9. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - Спб.: Питер, 2003 (серия Мастера психологии)

10. Большунова, Н.Я Субъектность как социокультурное явление. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.

11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Спб.: Питер, 2008 (Серия "Мастера психологии").

1 2. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.

13. Эриксон, Эрик Х. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ. / под ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996.

14. Нуркова, В.В. Свершенное продолжается. Психология автобиографической памяти личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

1 5. Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ Владимира Григорьевича Леонтьева / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010.

16. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2008.

Статья поступила в редакцию 14.07.10

УДК 894. 321

Ф.Ф. Хасанова, докторант ТГГПУ, г. Казань, Республика Татарстан. Е-таИ: hasfar@kazandom.ru

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ТАТАРСКИХ ПОЭТОВ В ОСМЕЯНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В работе анализируется лирическая сатира в стихах современных татарских поэтов. Указывается, что на протяжении последних десятилетий заметно повысилась репутация писателей, запечатлевавших бытие как дисгармоничное явление с безысходно-мрачными умонастроениями.

Ключевые слова: юмор, умозаключение, ассоциация, афоризм, аллегория, символ, метафора, лирическая сатира.

Сегодня для завоевания симпатии народа (электората) каждый дальновидный политик использует в своих выступлениях острое словцо, шутливый ответ на заданный вопрос. Известно, что чувство юмора помогает найти общий язык с аудиторией, также немаловажную роль играет и для роста политического рейтинга. В борьбе за признание народа нелишне и умение пошутить над собой. Недаром в нашей стране многие не прочь привести фразу политика В.Черномырдина, превратившуюся в невольный афоризм: "Хотели как лучше, а получилось как всегда" [1]. Иногда публика недолюбливает политиков, но и не испытывает раздражения к тем, кто обладает чувством юмора. Таким образом, сложные умозаключения у находчивых политиков превращаются в афоризмы. Примером может служить такое выражение политика Г. Явлинского: "Долг в тысячу рублей - моя проблема, а долг в миллион рублей - ваша".

Однако не следует забывать, что умение шутить требует настоящего таланта и большого ума. Недаром татарский поэт Шаукат Галиев ставит такое требование к юмору, чтоб он "бьгл и не слишком соленым, и не пресным (безвкусным), и не интересным, и не ниже всякой критики, и не ниже пояса, чтоб не унижал человеческое достоинство, и не стал сам ничтожным" (подстрочный перевод - Ф.Х.). Сатира требует еще более серьезного отношения к себе. Недаром поэт Гамиль Афзал писал: "В лирике я расцветаю и в шутку, и в серьез, а сатиры я побаиваюсь и в шутку, и в серьез" (подстрочный перевод - Ф.Х.). В стихотворении "И вот так мы живем..." поэту Ренату Харису даже удается дать характеристику всеобщего смеха людей, живущих в России. Он пишет: "Оглядевшись вокруг, замечаем, что смеха-то, смеха... Разоряясь смеемся, смеясь помираем... Утеха!.." (перевод И.Тертычного) [2, с. 102].

В стихах поэта Рустема Акъегета показана даже особенность "смеха по-татарски". Он пишет: "Рыдать бы надо, мы смеемся. Смех лучше плача, знаем это, растрепать бы в клочья, а мы с почтением заходим, по правилам приличия. Мы это тоже знаем" (подстрочный перевод - Ф.Х.).

Исходя из выше сказанного, становится ясно, что такие понятия, как юмор, сатира были актуальны всегда, и сегодня они не сдают позиции, в перспективе возможно возникнет необходимость в отдельном поэтико-литературном исследовании афоризмов как политиков, так и произведений татарских поэтов. Уровень проблематичности избранной темы объясняется тем, что на протяжении последних десятилетий заметно повысилась репутация писателей, запечатлевавших бытие как дисгармоничное явление и склонных к универсализации трагизма, к скептицизму и пессимистическим, безысходно-мрачным умонастроениям.

Анализ текстов стихов и ответы на вопросы, какие явления действительности становятся объектом высмеивания в татарской поэзии, какие поэтические приемы при этом наблюдаются у современных поэтов, особенности сатиры начала XXI века - и представляют собой цель этого исследования.

Известно, что татарская литература берет свое начало от фольклора и мифологии [3], [4]. А татарский фольклор всегда отличался изобилием юмора. Этот юмор носит нравоучительный характер, предупреждает об осторожности в обращении с такими остротами, как уничтожающий смех и злая шутка. Недаром народ говорит: "Смех идет улыбаясь, но догоняет и преследует".

Современные поэты не забывают предупреждение народной мудрости. Каждый из них по-своему находит способ проявления комического в искусстве. Например, у Равиля Рахмани -язвительная насмешка или открытый сарказм, у Рената Хариса -аллегория и символы, у Ранифа Шарипова - эзоповский язык, а у Зульфата Хакима осмеянием обличаются порочные явления личного быта.

Отличительной чертой Р.Хариса, как было отмечено, является аллегория, принимаемая форму политической загадки. Как верно замечает исследователь О. Воронушкина, "скрытый смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путем истолковывания содержащихся в об-

разе явных или скрытых намеков и указаний, т.е. путем подведения образа под какое-либо понятие (моральные, философские идеи и т.д.)" [5, с. 25]. Отсюда вытекает необходимость исследования такой высшей формы метафорического выражения, как симфора - образ не названного прямо предмета. В стихотворении "Эх, времена!" называются такие предметы, как обоз, возница (кучер), колеса, лошадь, вожжи, телега. При помощи лексических средств поэт создает ассоциацию с обозом, с трудом ползущего по дороге. Впечатляет философия автора, он дает своеобразный ответ, вернее предположение: "Быть может, виновен возница, а вовсе не лошадь? Что толку на лошадь браниться, быстрее - не может". Картина заставляет читателя напряженно вдуматься в идею произведения. Но прямого ответа-отгадки нет в самом стихотворении. Ответ вынесен в заголовок. Так проявляется политический характер созданного художественного образа - современной общества России. Стихотворение написано в 1996 году, но звучит актуально и сегодня. Рекомендации по ускорению хода перемен заявлены были поэтом задолго до 1996 года (1887 г.) в поэме "На повороте". Уже тогда поэт предостерегал: "до поворота (середина 80-х годовXXвека) мы скользили по гололеду, но рвались к цели, считали, что своим транспортом, своей дорогой идем, но выехали не куда хотели". Далее лирический герой решительно заявляет о том, что "скорее повернуть необходимо в делах, мечтах и мыслях - только так доедем мы до цели невредимо". В поэме аллегорический образ обоза (воза) приобретает символическое значение непростой судьбы страны. В перестроечные годы ошибки "новаторов" поэт объясняет "скользкостью", ненадежностью выбранного пути. В поэме часто встречаются такие художественные детали, как тяжело ступающие лошади; не моргающие оком кони, ждущие, чтоб управляли с толком; кучер, бестолково дергающий вожжи.

В поэме автор часто делает лирические отступления. В них он беседует с читателем, темой разговора становится дружба народов, в частности, родство татар и чувашей [6, с. 336].

Поэма "На повороте" напоминает об аресте Владимира Ульянова в 1887 году и высылке его в Кокушкино (1987 год - событие столетей давности). Лирический герой занимает место кучера на козлах, в повозке Мария Александровна, Володя, Маняша, а сзади на конях жандармы сопровождают процессию. Дорога в Кокушкино превращается в аллегорию исторического пути России в конце XX столетия.

События 1887 года - тема совсем неподходящая для эпохи начала перестройки, и читателям не до книг. В эпоху "великого дефицита" человек озабочен житейскими хлопотами, поэтому вызвать читательский интерес необычайно трудно. Автору нужен собеседник, которого он должен увлечь, сделать своим единомышленником. Возникает необходимость подготовить его самому поэту, так в произведение вводится "воображаемый читатель".

Соотношение понятий "читатель-адресат" рассматривается учеными Германии Х. Яуссом [7, с. 79] и В. Изером под названием "рецептивная эстетика" уже в 1970-е годы [8, с. 7, 9]. В этом направлении известны труды ученого М.Наумана. Выше названные ученые рассматривают произведение искусства с двух сторон. С одной стороны, произведение объясняется как результат творческого креативного начала. С другой стороны, как рецептивная, то есть воспринимаемая, создающая впечатление сфера. Таким образом, в центре атмосферы произведения оказывается не автор, а адресат. Адресата ученые называют "имплицитным читателем", то есть предполагаемым, невыраженным читателем [9, с. 149]. При этом потенциал воздействия автора должен быть чрезвычайно высок, а структура текста рассматривается как апелляция к читателю, что характерно для многих произведений татарского поэта Р. Хариса.

Симфора в соединении с иронией рождает неповторимую поэтическую окраску в стихотворении "Закрыв глаза.". Поэт пишет: "Сплести бы из сияния глаз серебряную нить, не заметил, как сплел железную цепь. Привязал свою жизнь к этой цепи, тяну сквозь эпохи, как сани. Сменяются вожди друг за другом, только полозья моих саней скрепят" (подстрочный перевод - Ф.Х.). Уместно было бы признать, что эмоциональное воздействие образов в произведениях Р. Хариса значимее, чем сами образы. Его сатиру отличает самобытность.

Проанализировав произведения ряда татарских поэтов, приходим к такому выводу: критика в них носит общий характер, она без сильной эмоции, не обращена на определенное лицо или черты характера человека, но имеет социальную направленность. Среди современной поэзии заметно от других отличается творчество Р.Хариса. У него как бы меняются задачи, которые ставятся перед словом, у него слово не изображает и не описывает, а внушает определенное настроение, намекает на то, о чем нельзя рассказать открыто. Поэт критикует адресно, предъявляя высокие требования к личности руководителя (в произведениях - "вожака").

Сила такого эмоционального воздействия проявляется в стихотворении "Караван". В нем имеет место противопоставление образов руководителя и его подчиненных. На первый взгляд, речь в произведении идет о путниках и сбившихся с пути вождях. Однако и путники сами делятся на "путных" и "беспутных". Образ "путных" очевиден. А портрет "беспутных" таков: "околевший кот", "обломок знамени", "пьяная мораль", "мертвая мечта". При этом строфа заканчивается многоточием, символизируя незавершенность перемен: " Что заплутавшие вожаки будут врать каравану?".

Изображение объективной реальности при помощи символов и аллегорий наблюдается и у поэта Ранифа Шарипова. Его произведение называется тоже "Обоз" (Телега). Несмотря на одинаковые названия обоих произведений ("Арба") Р. Хариса и Р. Шарипова, имеются и существенные различия. У Р. Хариса жизнь предстает как единое целое в неразрывном единстве положительного и отрицательного начал. У Р. Шарипова есть "мир богатых" и "мир бедных, жалких". Тем не менее символические образы у них сходны. Воз, лошадь, гнилые колеса, разбитая дорога, пьяный кучер, возница, кляча, боящаяся кнута, беззубые рта. Р. Шарипов использует много метафор, метонимии, усиленные эпитетами. А у Р. Хариса часто встречается аллегория. При этом вожак у него представляет собой или политика, или общественного деятеля, может быть, депутата, одним словом, человека власть имущего. Следственно, и среда его обитания люди не бедные. У Р. Шарипова в "обозе" сидят люди, оказавшиеся "на дне". Это безработные, бомжи, алкоголики, преступники. У них тоже есть вожак. Он представлен в образе кучера. Если путник у Хариса или "путный", или "беспутный", то у Шарипова только "нищий, с бутылкой в руке", он других вариантов не рассматривает. Следовательно, у читателя напрашивается вывод: Р. Шари-пов преимущественно пишет о темных сторонах жизни, а Р.Харис оставляет место оптимизму.

Нельзя не заметить отношение обоих поэтов к символу крови. У Р. Хариса в поэме "На повороте" кровь связана со смертоносными игрушками, лазерными пушками, людской скорбью и горькими муками планеты. У Р. Шарипова этот символ крови связан с непривычным, новым образом обоза, телеги, наполненной кровоточащими телами людей. Причем эти раны получены не на войне. Эти люди сами себя обрекли на пролитие крови.

Символические детали становятся способом отражения реальной действительности и у поэта Зульфата Хакима. Система образов стихотворения "Аркан" позволяет сделать вывод, что у лирического героя нет возможности освободиться от пут, бечевы судьбы. Лексическую основу стихотворения составляют такие рифмующиеся каламбуры как калкан (щит), аркан (твоя спина), ал кан (алая кровь), аркан (аркан). Основная мысль заключается в мучительных раздумьях лирического героя о причинах нападения вероломных друзей, о том, что только щит и меч заслонили его от предательских ударов в спину. Герой приходит к выводу, что его шея стянута арканом друзей и у него не остается веры в освобождение.

Таким образом, в поэзии указанных авторов встречаются общепринятые образы, как обоз, телега (арба), возница, которые дают возможность выразить идею сложности и предельной трудности бытия. Вместе с тем поэты предпочитают передавать свои умозаключения в виде "воспитывающего смеха". Даже там, где звучат политические мотивы нет гневного уничтожающего адресного бичевания. Объектом сатиры становятся и такие общественные и человеческие пороки, как пьянство, зависть, равнодушие. Также присутствует смех над собой. При этом поэты бе-

рут на вооружение такие выразительные художественные средства, как аллегория, сатира, символ, эзопов язык, юмор.

В заключение следует отметить, что татарским поэтам присуще ассоциативное мышление, то есть в понятиях, нередко дале-

Библиографический список

ких друг от друга, даже контрастных, ими найдены соответствия, помогающие рождению новых образов. Ассоциации по сходности предметов или явлений заставляют читателя задуматься о более важных понятиях, причинах, породивших их.

1. Афоризмы российских политиков. http://www.chtoikak.com/index.php?id=896.

2. Харис, Р.М. Испивший молнию: книга стихов и поэм / Ренат Харис; вступ. сл. Николая Переяслова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007.

3. Современная татарская поэзия / сост. Л. Газизова, С. Малышев. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2008.

4. Татарская поэзия: вторая половина XX века / Пер. с татар. Р Бухараева. - Казань: Магариф, 2008.

5. Воронушкина, О.В. Отличительные черты реализации двойного смысла в аллегории и метафоре // Мир науки, культуры, образования. -

Горно-Алтайск: РМНКО. - 2009. - № 5 (17).

6. Iser W. Der Akt des Lesens. Theorie ästhetischer Wirkung. München, 1976.

7. Яусс, Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое лит. обозрение. - М., 1995. - № 12.

8. Хасанова, Ф.Ф. Посвящения чувашским поэтам в современной татарской литературе // Вестник Чувашского университета. Серия "Гуманитарные науки". - 2009. - № 3.

9. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002.

Статья поступила в редакцию 05.08.10

УДК 159.923:18

Б.А. Нурумов, асп. НГПУ, г. Павлодар, Республика Казахстан; Н.Я. Большунова, д-р. психол.наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск; ГК. Даржуман, канд. биол. наук, доц. ПГПИ, г. Павлодар, E-mail: baur_abl@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПОНИМАНИЮ ЖИВОПИСИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ОБРАЗА

В работе рассматривается проблема формирования эстетических ценностей как один из ведущих критериев уровня развития ценностных ориентации в сознании личности.

Ключевые слова: ценности, эстетические ценности, эстетическая мотивация, восприятие, целостное восприятие цвета, уровень понимания искусства, эмоциональное впечатление, эстетический эмоционально-выразительный образ.

Становление эстетических ценностных ориентаций предполагает рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и составляет когнитивную основу элемента эстетических ценностей. Важное место в структуре ценностей принадлежит и поведенческому элементу. При этом следует подчеркнуть, что названный элемент представляет собой "практическое выражение" ценностных ориентаций, учет реальных возможностей личности в данной деятельности.

Согласно "Краткому словарю по эстетике" качества любой художественной ценности - это гармоничность и композиционная стройность, выразительность и внятность художественного языка, завершенность, единство формы и содержания и т.д. Она есть также органическое единство значений и смыслов, воплощенных в данном художественном произведении (смыслообразующая функция ценностей) [1, с. 127].

Л.Д. Рондели отмечает следующие особенности народного прикладного искусства: единство декоративно-изобразительной и утилитарной сторон произведения, коллективный характер, не исключающий самобытности автора, огромная роль преемственности и традиций. "Народное искусство отражает не внешний облик окружающего мира, а внутреннюю жизнь народной души, глубины народного духа. И действительность у мастера получается преображенной в поэтически-фантастическом духе" [2, с. 9].

И наконец, формирование эстетических ценностей личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, вляние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя [3, с. 235].

В процессе становления эстетических ценностей взаимосвязи между элементами, их конкретное содержание могут быть различными, это и обнаруживается в характере эстетических ценностных ориентаций личности. В итоге эстетическую ценность можно определить как избирательное отношение личности к явлению-ценности, имеющие результатом овладение явлением в процессе деятельности.

Эстетические ценностные ориентации являются характеристикой личности. Процесс их развития длителен и многоступенчат. Для школьника он организуется, прежде всего, целенаправленным воспитательным воздействием школы.

Любовь детей к цветам "активной стороны" проявляется и в их рисунках. В работе В.С. Мухиной [4, с. 320] показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках с характеристиками "яркий", "светлый", "чистый". Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще, что, в свою очередь, приводит, с точки зрения взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению. Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5 лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом дети могли давать пояснения типа: "черное - грязное - некрасивое".

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является ролевая игра. Значение игровой деятельности в морально-этическом развитии ребенка подробно раскрывается в классических исследованиях Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсона и др. В процессе ролевой игры посредством идентификации происходит усвоение критериев этической оценки, по которым ребенок осуществляет выделение социально одобряемых ценностей. Образцами поведения для детей при этом служат прежде всего взрослые, их поступки и взаимоотношения. Ролевая игра служит также и формой апробации усвоенных ценностей в самых различных ситуациях, что является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.