Научная статья на тему 'Авторская песня в формировании эстетических и нравственных идеалов подростков'

Авторская песня в формировании эстетических и нравственных идеалов подростков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
420
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская песня в формировании эстетических и нравственных идеалов подростков»

Л.Л. Корчака

Авторская песня в формировании эстетических и нравственных идеалов подростков

Современное искусство в большой своей части агрессивно и наполнено псевдоценностями. А ведь более всего оно воздействует на молодежь. Такая социокультурная ситуация очень опасна для здоровья общества ибо для его равновесия и духовного здоровья важен баланс высокого и низового, серьезного и развлекательного, светлого и мрачного, божественного начала стремления к совершенству и дьявольского соблазна. Разрушительным процессам дегуманизации в пугающем современном мире может противостоять воздействие вечных нравственно-эстетических ценностей Истины, Добра и Красоты. Особую нишу в русской культуре занимает авторская песня, исполнители и слушатели которой являются соучастниками процесса наполняемости души вечными человеческими ценностями сердечного тепла, дружбы, любви, здоровья. Произведения этого жанра недаром называют песнями общения.

В Доме детского творчества «Левобережный» Невского района Санкт-Петербурга работает коллектив бардовской песни. «Наполним музыкой сердца» - так называется образовательная программа для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Оригинальность программы - в сочетании музыкально-эстетических и историко-воспитательных задач. Среди участников коллектива - дети разных возрастов и интересов.

Программа ориентирована на тех, кто желает научиться петь под собственный аккомпанемент на гитаре. Возможно также сотрудничество с детскими коллективами музыкальной направленности. Освоение навыков игры на гитаре, сольного и ансамблевого пения происходит в процессе как индивидуальных, так и коллективных занятий, которые становятся своеобразной творческой лабораторией учащихся и преподавателя. Программа рассчитана на учащихся с разной степенью вокальной и музыкальной подготовленности.

При создании и организации коллектива у детей важно пробудить интерес к жанру через разные формы работы. Учитывая специфику подросткового возраста, для которой характерна отстранённость от родителей, семейных проблем, очень важным является приобщение родителей к занятиям их детей авторской песней и гитарой с целью сближения и большего взаимопонимания. Традиционные концерты для родителей проходят два раза в год, где дети демонстрируют свои успехи, достижения. Это - рождественская праздничная встреча и итоговый концерт в завершении учебного года. Каждое такое мероприятие единственное в своем

155

роде, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, сценарного хода, репертуара. Безусловно, все чувствуют ответственность, но главное - радость общения. Такие праздники имеют отнюдь не развлекательный характер, хотя в мероприятиях царит атмосфера легкости и непринужденности, и достигается этот эффект в том числе через репертуар - песенную копилку детей и взрослых - совместное творчество. Здесь и происходят невидимые процессы единения душ.

Приобщение к жанру авторской песни помогает создать особые психолого-педагогические условия музыкальной среды для детей подросткового возраста. Музыкальное воспитание в коллективе строится на основе изучения исторических предпосылок возникновения жанра и его развития. С детьми разучивается песенный репертуар с богатой поэтической основой, ребята овладевают гитарным аккомпанементом от простейшего к более сложному, обсуждают песни, их содержание, музыкальный язык. Подростки учатся музицировать и отстаивать свою точку зрения, это позволяет им понять и выразить себя, приобрести уверенность, завоевывать авторитет у сверстников, а в дальнейшем стать более успешными в обществе.

Прикоснувшись к лучшим образцам авторской песни, полюбив «песни доверия, общения», человек вряд ли будет жестоким и бессердечным. Песня заставляет вслушиваться, задумываться. Овладевая должной манерой исполнения, основанной на интонациях искренности, правдивости, подростку становятся чужды произведения, обедненные духовным содержанием. Он учится быть избирательным по отношению к современным музыкальным направлениям. Поэтому посредством авторской песни воспитывается музыкальный вкус учащихся, а также общая культура и культура общения школьников.

На занятиях обсуждаются вопросы: Чем обусловлено возникновение авторской песни? Как давно она существует? Считать ли ее новым явлением или хорошо забытым старым?

Явление это особое в истории отечественной культуры. В авторской песне переплетаются городское любительское творчество, ориентация на профессиональное искусство и камерность бытования в узком дружеском кругу. Очевидна связь жанра с традициями русского бытового романса и самодеятельной студенческой песней. С городским романсом ее сближают камерность исполнения, гитарное сопровождение, обращение от первого лица, приоритет текста над музыкой. Объединяющим признаком является стремление поэтически одаренных натур выразить через песню свою боль и радость, свое отношение к миру. Но в отличие от бытового романса авторская песня не замыкается на интимных переживаниях своего

156

героя. Круг ее тем шире: обращение к заурядным бытовым ситуациям, любовная лирика, философские раздумья о смысле жизни, темы мира и войны. В конце 1950-х гг. в общественной жизни страны наметились кардинальные перемены. Решения XX съезда КПСС способствовали оздоровлению социального климата в стране, формированию духовных потребностей населения, появлению новых положительных тенденций в литературе, искусстве, музыке, расцвету творческих сил народа.

Вспомним фильмы конца 1950 - начала 60-х гг.: «Баллада о солдате» «Чистое небо, «Весна на заречной улице», «Летят журавли» «Девять дней одного года», литературу, театр того времени. Тогда зазвучали и песни, поющиеся негромкими голосами Б. Окуджавы, Ю. Визбора. А. Якушевой, А. Городницкого. Вот как вспоминает о распространении движения современных «бардов» и «менестрелей» автор-исполнитель Юлий Ким:

«В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно возникла мощная потребность в правде. ...И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения. Графомания - в самом высоком и самом серьезном смысле этого слова - охватила всех...» (Нет нам хода назад. 33 московских барда / сост. Р. А. Шипов. М., 1991. С. 3).

Ликвидация послевоенной разрухи и налаживание мирной жизни привели, с одной стороны, к резкому увеличению роли студенческой молодежи, с другой - к освоению восточных районов, развитию массового туризма. А как обойтись без «своей» песни в геологической партии, походе или на студенческой вечеринке? Неслучайно авторская песня зарождалась как песня туристская, студенческая, молодежная. Пора замечательных военных песен миновала, а новых, соответствующих духу времени пока не было.

Так, знакомясь с историей авторской песни, подростки узнают о поворотах исторического пути России, о том, как события истории отражаются в искусстве. На занятиях поется классика авторской песни. Никогда не ослабевал интерес подростков к творчеству Булата Окуджавы. Поэт надолго определил тот общий качественный уровень, к которому стремится любой исполнитель авторской песни. Начало «туристского» направления ярко обозначилось в творчестве Александра Городницкого, Юрия Визбора. Евгений Клячкин, Юрий Кукин выразили лирику города.

Владимир Высоцкий - самый интересный и значительный автор этого жанра. Хронология песен В. Высоцкого охватывает период с начала 60-х гг., когда его голос еще не приобрел того знаменитого

157

металлически-хрипловатого тембра, к которому все потом привыкли, и до весны 1980 г., когда он дал свой последний концерт. Подросткам не знаком этот репертуар, и они с интересом обсуждают и осваивают на занятиях песни тех лет и более современные образцы.

Занятия в коллективе учат и творчеству. Песню можно спеть по-разному, можно создать и свою собственную песню. Ведь в идеале авторская песня - это синкретизм текста, напева и исполнения. Все элементы ее структуры взаимосвязаны и созданы одним человеком. Для подростка очень важно пережить ощущение творчества и пронести его через всю жизнь, модифицируя в других видах своей деятельности.

Результаты анкетирования показали, что авторская песня известна многим школьникам. Дети знакомятся с этим жанром чаще всего в семье или в летних лагерях отдыха. Некоторые приносят записи любимых песен. Это произведения Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кукина, т. е. песни поколения их бабушек и дедушек. В семьях этих ребят сохраняется певческая традиция, свойственная русской культуре, воспитывается вкус. Все же и для исполнителя, и для слушателя песня помогает создать атмосферу любви и понимания, бережного отношения к жизни, к своим ближним: бессловесного, искреннего, с тихим пением, простым гитарным аккомпанементом, теплым взглядом. Вместе с авторской песней ребята осваивают национальную интонацию, поэтику, смыслообразующие ценности жизни, имеющие глубокие этнокультурные традиции. Песня учит понимать, что всегда в почете были добро, честь, порядочность - ценности, почитаемые во все времена.

Л. С. Мельник

Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ

Сергей Баневич - признанный мастер детской музыки. Его произведения неизменно вызывают интерес и благодарный отклик слушателей. Многие из них прочно вошли в концертный и педагогический репертуар, став неотъемлемой частью детского музыкального воспитания. Композитор тонко понимает наивный и одновременно серьёзный духовный мир ребёнка, его непосредственное мироощущение. Обладая даром перевоплощения, Бане-вич прокладывает путь к детской душе через создаваемую им музыку, наполненную волшебными звуками и образами.

Неоспоримо, что музыка как явление настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может. Вопрос о

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.