Научная статья на тему 'Авторская концепция в исследовании народной архитектуры Русского Севера'

Авторская концепция в исследовании народной архитектуры Русского Севера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА / FOLK ARCHITECTURE / КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ / CULTURAL MEANINGS / КОД КУЛЬТУРЫ / CULTURAL CODE / РУССКИЙ СЕВЕР / RUSSIAN NORTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пермиловская Анна Борисовна

Это первое исследование народной архитектуры в сфере культурологии, которое отражает историческую преемственность деревянного зодчества в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов, представленного в церковной и гражданской традиционной архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Author's Concept of the Folk Architecture Research in the Russian North

This is the first national architecture research in the cultural science sphere. The article reflects the historical continuity of the wooden architecture in the preservation and translations of cultural values and the senses, submitted in the church and civil architecture.

Текст научной работы на тему «Авторская концепция в исследовании народной архитектуры Русского Севера»

УДК 7.03(091)

А. Б. Пермиловская

Авторская концепция в исследовании народной архитектуры Русского Севера

Это первое исследование народной архитектуры в сфере культурологии, которое отражает историческую преемственность деревянного зодчества в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов, представленного в церковной и гражданской традиционной архитектуре.

Ключевые слова: народная архитектура, культурные смыслы, код культуры, Русский Север. А. B. Permilovskaya

The Author's Concept of the Folk Architecture Research in the Russian North

This is the first national architecture research in the cultural science sphere. The article reflects the historical continuity of the wooden architecture in the preservation and translations of cultural values and the senses, submitted in the church and civil architecture.

Keywords: folk architecture, cultural meanings, cultural code, Russian North.

В отечественной традиции исследования памятников архитектуры сложилась устойчивая практика рассматривать их либо с исторической, либо с археологической, либо с искусствоведческой точки зрения. Сравнительно недавно памятники архитектуры стали изучаться в новом, инте-гративном научном горизонте - как произведения культуры, имеющие большое значение для понимания истории культуры в целом. В настоящем исследовании мы исходим из того, что история искусства должна писаться как история культуры [2]. «Русский Север» уже около двух столетий -это не только устойчивое словосочетание, вобравшее в себя особенности российского менталитета, но и понятие, отражающее важные для отечественной культуры смыслы. Русский Север - своеобразная территория, не столько изолированная пространственно, сколько обособленная духовно. Здесь в ХУ11-Х1Х вв. сложилась если не идеальная, то по-своему гармоничная система организации жизни, которая в России не была востребована.

Бытие Русского Севера - это модель жизни свободного, даже в эпоху крепостничества независимого, экономически обеспеченного, верующего русского крестьянина, «государственника» по своему мышлению: «нигде в России крестьянин не добился большего успеха, чем крестьянин Севера, отстоявший границы своих земель и свой незакрепощенный статус» [5, с. 227]. Среди се-верноруссов выделяется этнографическая группа (субэтнос) поморов - русского населения, проживающего на берегах Белого и Баренцева морей. Поморы (русский вариант морской культуры в

Арктике) выработали бесценный опыт выживания и хозяйственной деятельности в экстремальных условиях Крайнего Севера, являющегося и по сей день границей ойкумены - «пространства обитания человечества». Начиная с XVIII в., в большей степени благодаря личности М. В. Ломоносова и его научным трудам, поморы постоянно привлекали внимание русского общества.

В течение XIX в. сложилось представление о поморе как об особом типе русского человека, обладающего особыми чертами характера - предприимчивостью, смелостью, умом, независимостью в делах и суждениях, людях великого мужества, выносливости и терпения, людях предприимчивых, «быстродумных», «государственников» по духу своему и складу мышления. Ведь именно они, поморы, первыми прорубили окно в Европу, сделали свою столицу - город Архангельск - первыми морскими воротами России, из среды поморов вышли первые землепроходцы, еще четыре века назад бесстрашно и дерзко бороздившие на своих немудреных суденышках Ледовитый океан. Отсюда, из Поморья, началось то грандиозное движение русского народа в Сибирь, на Восток, которое известно под завораживающим названием «встречь Солнцу» [1, с. 30-32].

Отважные северные мореплаватели освоили морской путь на Новую Землю, в Сибирь и на запад - Шпицберген. Континентальный менталитет, свойственный славянам, сменился на Севере более открытым и активным мировосприятием морских народов. В поморской среде бытовала поговорка: «Архангельский город всему морю ворот». Крестьяне-земледельцы, пришедшие на

© Пермиловская А. Б., 2013

Север из новгородских и ростово-суздальских земель, сделали своим «полем» море, где добывали рыбу, морского зверя, создали своеобразную морскую культуру. На деревянных судах, приспособленных для арктических плаваний, достигали островов Новой Земли и Шпицбергена. Велика роль в освоении Арктики наших соседей -норвежцев, здесь на Севере Европы появился уникальный опыт сотрудничества двух культур, которые обогащали друг друга.

Русские поморы и норвежцы имели свой язык «руссенорскк» или «Моя-по-твоя» - смешанный русско-норвежский язык (один из примеров пиджина), обслуживавший общение поморских и норвежских торговцев на северном побережье Норвегии. Он существовал с 1750-х по 1920-е гг., когда велась активная морская торговля зерном и рыбой между Норвегией и российским Поморьем. В руссенорске зафиксировано около 400 слов, 50 % лексики - из норвежского языка, 40 % - из русского, остальные заимствованы из английского, нидерландского, нижненемецкого, финского и саамского. Грамматика и фонетика чрезвычайно упрощены. Руссенорск имеет одну интересную особенность, которая свидетельствует, что русские и норвежцы были социально равноправными партнерами. Весьма во многих пиджинах в различных частях света один из языков играл доминирующую роль, в случае с руссенорском, напротив, количество русских и норвежских слов одинаково. В ХУП-ХУШ вв. Русский Север имел самый высокий показатель грамотных сельских жителей не только в России, но и в Европе. Этот край внес значительный вклад в развитие Российского флота, стал колыбелью отечественного судостроения. В 1693 г. при личном участии Петра Великого заложен, а в 1694 г. на Солом-бальских островах построен и спущен на воду первый русский торговый корабль «Святой Павел». Заслуживает внимания тот факт, что в традиционной культуре Русского Севера сказалось влияние средневековой русской и европейской городской культуры, а также в целом влияние Западной Европы: Англии, Голландии, Германии, Норвегии. В ХУ1-ХУ11 вв. в торговлю через Архангельск было задействовано более 70 русских городов, а торговый оборот русских и иностранных товаров был одним из самых больших в Европе. Русский Север - родина первых российских землепроходцев: Е. Хабарова, С. Дежнева, А. Баранова. В честь Архангельска столица Русской Америки - Ситха - была названа НовоАрхангельском. Здесь родина многих выдающихся ученых, среди которых первым надлежит назвать М. В. Ломоносова, первого русского академика, основателя Московского университета.

Ломоносов - выходец из поморской среды, он вырос в поморской семье в д. Куростров. Специфика жизни человека в условиях Севера формировала особый тип мышления и менталитета, опорой которому было православие. Особенностью северного менталитета является то, что в нем заложен генетический код севернорусской культуры. Посредством культурной традиции он передается из поколения в поколение. «Русский Север! Мне трудно выразить словами мое восхищение, мое преклонение перед этим краем. Когда впервые мальчиком тринадцати лет я проехал по Баренцеву и Белому морям, по Северной Двине, побывал у поморов, в крестьянских избах, послушал песен и сказок, посмотрел на этих необыкновенно красивых людей, державшихся просто и с достоинством, я был совершенно ошеломлен. Мне показалось - только так и можно жить по-настоящему: размеренно и легко трудясь и получая от этого труда столько удовлетворения. В каком крепко слаженном карбасе мне довелось плыть, каким волшебным мне показалось рыболовство, охота! А какой необыкновенный язык, песни, рассказы... Я зачарован им до конца моих дней. В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории, человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба, грозной силы камня, бурь, холода, снега и воздуха» [7, с. 409-410].

Важным фактором, определившим своеобразие культуры Русского Севера, было отсутствие крепостного права в его законченной форме. Крестьяне Севера были «государственными», они платили многочисленные подати, несли казенные повинности, но наиболее тяжелой формы крепостничества - барщины и личной зависимости - здесь не было. Никогда не угасал на Русском Севере дух вольнолюбия и предприимчивости. «Архангельский мужик стал велик и разумен не по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком-поморцем, никогда не носившим крепостного ошейника» [3, с. 9]. Все это позволяет утверждать, что жители Русского Севера были скорее своего рода гражданами мира, чем подневольными подданными Российской империи.

Русский Север - это «страна зодчих», исторически сложившийся заповедник народного зодчества, которое по праву считается вершиной русской и мировой деревянной архитектуры. «На Севере. были выработаны все те совершенные формы деревянного зодчества, которые в течение веков непрерывно влияли на всю совокупность русского искусства» [2, с. 336]. Для характеристики культурного кода Русского Севера мною

предложена метафора, берущая свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества и воплощающая культурные смыслы материальной среды и связанного с нею народного мировоззрения: «Как мера и красота скажут». Именно такие выражения встречаются в старинных договорах (порядных), которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками).

Термин «мера» происходит из Византии, Болгарии, зодчие из этих мест строили первые храмы на Руси. Для строительства использовались «меры» - габариты и пропорции, что зафиксировано в церковных текстах. «Мера» позволяла заранее представить, как будет выглядеть сооружение, и рассчитать примерный расход материалов, при этом не требовались точные масштабные чертежи. Достаточно было рисованной или процарапанной на бересте схемы плана с указанием мер, и, конечно же, меры должны были соотноситься с самым удобным измерительным инструментом - человеческим телом. То, что «досягают» руки, раскинутые в стороны, - сажень. Наибольший захват растянутыми пальцами -пядь, совершенно точно дважды укладывается в один локоть, а сажень равна четырем локтям. Средняя, наиболее распространенная величина сажени - 176 см. Получалось, что, мастер, используя пару мер, заключенных в его собственном теле, самопроизвольно создавал структуру пространства, в которой все части оказывались между собой соединены гармоническим образом.

При этом мы не должны забывать, что язык -один из важнейших кодов культуры. Язык - ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка. И хотя метафорическое высказывание принадлежит к сфере языка, «локус метафоры - в мысли, а не в языке» [6, с. 203], она отражает глубинный смысл внутри концептуальных областей. Анализ метафоры в научном исследовании дает возможность рассматривать ее как важнейший источник для выявления культурного кода. Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени. Проведенное исследование позволило сформулировать впервые выдвинутое положение: культурным кодом Русского Севера является народное деревянное зодчество.

В основе работы лежит полевой материал 33 экспедиций, в которых мною были обследованы

368 поселений Русского Севера; в 25 экспедициях я была руководителем, в 8 - участником. Общее количество обследованных памятников и артефактов народной архитектуры, элементов декора, предметов материальной культуры и крестьянского быта - около 10 тыс., в 80 % случаев они выявлены впервые, из них около 200 составляют обмеры. Мною введены в научный оборот и опубликованы 1322 памятников и артефактов народной архитектуры, предметов традиционной культуры, из них 107 - в с. Кимжа на Мезени. Другая значительная часть материала была собрана в архивах и музеях Архангельской, Вологодских областей, Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, а также материалы, составившие основу личного опыта, приобретенного в результате многолетнего изучения экспозиций музеев под открытым небом и памятников народной архитектуры "in situ" в России и Западной Европе. Исследование осуществлено при поддержке 7 грантов. Результаты работы отражены в 120 статьях, 5 монографиях [8, 9, 10, 11, 12]. Для ученого очень важно выбрать правильный научный курс и следовать этому пути всю свою жизнь. Этот курс был выбран более 30 лет назад и продолжается до сих пор.

Изучение народной архитектуры в России долгое время было сосредоточено только на культовом зодчестве. Храмы были выявлены в конце XIX - первой половине XX в. И. Э. Грабарем, В. В. Сусловым, М. В. Красовским и др., в середине XX в. изучалось гражданское зодчество (И. В. Маковецкий и др.). Осознание истинной ценности деревянного зодчества как целостного комплекса пришло только в 1970-е гг. Это ознаменовалось «залповой» защитой трех докторских диссертаций по народной архитектуре, которые были посвящены деревянному зодчеству Заоне-жья: Л. М. Лисенко (1976), А. В. Ополовникова (1976), В. П. Орфинского (1977). В 1981 г. была защищена докторская диссертация Ю. С. Ушако -вым «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера: пространственная организация, композиционные приемы, восприятие». В основе моего исследования, представленного в рамках этого доклада, - докторская диссертация «Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера» [12]. Работа явилась первым междисциплинарным исследованием народной архитектуры в России, опирающимся на опыт культурологического изучения исторического наследия [4], и отражает новое видение деревянного зодчества Русского Севера как базисной составляющей национальной культуры. Исследование показывает историческую преемственность деревянного зодчества в сохранении и трансляции культурных

ценностей и смыслов, представленного в церковной и гражданской народной архитектуре [12].

Высшим проявлением народного зодчества в православии было храмостроительство. В храме воплощался образ Вселенной. Храм как обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского мира. Названия храмов становились частью историко-культурного пространства края; как и названия деревень, храмонаименования отразили становление народного религиозного сознания и миропонимания насельников этих территорий. Значимая роль храма в структуре микро- и макрокосмоса Русского Севера отразилась также в исторических преданиях и легендах о выборе места для строительства храма (часовни), поселения. Этот выбор делался с помощью гаданий и живых священных животных (конь), а также предметов (дерево, икона, крест, свеча), обладающих высокой степенью семиотичности и особым сакральным статусом в традиционной крестьянской культуре. Особое значение исследование храмов имело в силу того, что основу мировоззрения русского крестьянства составляло православие, куда вошли дохристианские, языческие верования славян и получившее в настоящее время название «народное православие».

Часовня - безалтарный храм - предназначалась для упрощенного богослужения без литургии, на Русском Севере служила местом молитвенных собраний жителей малодворных деревень, населенных членами одной патриархальной семьи. Причины постановки часовен мы определили исходя из их типологических признаков: место проведения богослужения, поминовения, часовни-усыпальницы, обетные и «обыденные» часовни. Мы также установили, что характерным явлением морской культуры Поморья было возведение промысловых часовен в местах рыбного, зверобойного, лесного промыслов, на островах Белого и Баренцева морей. Старообрядческие часовни оставались единственной разновидностью храмов, признаваемой ревнителями «истинного благочестия». Важный аспект исследования народного зодчества актуализирован в традиции постановки деревянных крестов. С учетом их многофункциональности кресты рассматриваются как памятники архитектуры и скульптуры, крестьянской письменности, культа, навигационные знаки поморов, которые были нанесены на лоцманские карты. Типологически (учитывая значение и роль, которую они выполняли) деревянные кресты отнесены к следующим группам: поклонные, обетные, памятные, маячные,

поминальные, охранительные, кладбищенские, благодарственные.

Смыслополагание крестьянского дома, представляющего собой жилой комплекс дома-двора, в условиях Севера связано с тем, что такой дом являлся одним из главных способов освоения природной среды. Это нашло отражение в архитектурно-конструктивных особенностях, типологии, декоре. Интерьер дома синтезирует в пространственно-предметной и символической форме повседневную культуру и ритуально-сакральные основы жизни традиционной крестьянской семьи. Для крестьянина дом - это модель мира, синоним родины, он воплощает идею семьи и продолжения рода. Дом осмыслялся в повседневной народной культуре как сосредоточение основных жизненных ценностей, таких как счастье, достаток, единство семьи и рода, включая не только живых, но и умерших. Важнейшие символические функции дома - защитная, сакральная, ритуальная. В ходе обобщения значительного по объему эмпирического материала мы выработали три основных принципа, на основе которых может быть построена типология северного дома:

- по способу соединения жилья и двора выделены следующие типы: «брус», «глаголь», «кошель», «Т-образная связь», «двухрядная связь»;

- по конструктивно-планировочному решению жилой части получили распространение избы: четырехстенок, шестистенок (с вариантами: изба с прирубом, изба-двойня без заулка, изба-двойня с заулком), пятистенок и крестовик;

- по внутренней планировке русского дома выделяются севернорусский, восточный южнорусский, западный южнорусский, западнорусский планы.

Изученная нами повседневная жизнь крестьянской семьи протекала в семиотически насыщенной пространственной среде. Семиотический статус северного крестьянского жилища в его пространственной организации и в смыслах вещей, его наполняющих, был достаточно устойчивым, традиционным, хотя и менялся в определенных ритуалами ситуациях (свадьба, похороны, рождение ребенка, обыденность). Орнаментация декора народной архитектуры представляла собой знаковую систему, репрезентирующую эстетическую и мифопоэтическую информацию. Орнамент как язык выступал в виде кода, передающего основные специфические особенности этноса. Особенностью орнаментальной символики являлось то, что это были не единичные символы, а также целостная система, отражающая мир. Архитектурные и декоративные элементы

составляли не только основу конструкции жилища, но и «конструкции» крестьянского мировоззрения. Символика в декоративном убранстве опиралась на фитоморфные, орнитоморфные, зооморфные, антропоморфные изображения, воплощенные в скульптурной, трехгранно-выемчатой, плоской резьбе, домовой росписи. Именно поэтому традиционное народное зодчество в основе своей было магически-сакральным.

В качестве культурологического определения исторического поселения используются положения федерального закона Российской Федерации № 73 от 2002 г. «Об объектах культурного наследия». В Архангельской области до настоящего времени сохранился ряд традиционных поселений, являющихся объектами культурного наследия, которые были обследованы автором на протяжении длительного времени. Сельский мир, представленный в традиционном поселении Русского Севера, имея самостоятельную ценность и семантические характеристики, органично входит в состав целостного понятия «Русский Север - особая территория наследия».

Библиографический список

1. Абрамов, Ф. А. Чем живем - кормимся [Текст] : очерки, статьи, воспоминания, лит. портреты, заметки, размышления, беседы, интервью, выступления /Ф. А. Абрамов. - Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1986. - 527 с.

2. Грабарь, И. Э. История русского искусства [Текст] / И. Э. Грабарь. - СПб., 1910. - Т. 1: Архитектура. Допетровская эпоха. - 508 с.

3. Заповедный Север: Архитектура. Искусство. Ландшафт [Текст] : [альбом] /авт.-сост. Б. В. Гнедов-ский. - М.: Сов. Россия, 1987. - 244 с.

4. Злотникова, Т. С. Человек. Хронотоп. Культура [Текст] / Т. С. Злотникова. - Ярославль: Александр Рутман, 2003. - 172 с.

5. Копанев, А. И. Крестьяне Русского Севера в XVII в. [Текст] / А. И. Копанев ; ред. Н. Е. Носов. -Л.: Наука : Ленингр. отд-ние, 1984. - 244 с.

6. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: ЛКИ, 2008. - 256 с.

7. Лихачёв, Д. С. Русская культура [Текст] : сб. / Д. С. Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - 440 с.

8. Пермиловская, А. Б. Северный дом [Текст] / А. Б. Пермиловская. - Петрозаводск : Петропресс, 2000. - 224 с.

9. Пермиловская, А. Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX - начало XX века) [Текст] / А. Б. Пермиловская. - Архангельск : Правда Севера, 2005. - 312 с.

10. Пермиловская, А. Б. Русский Север как особая территория наследия [Текст] / А. Б. Пермиловская. -Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера»; Екатеринбург : УрО РАН, 2010. - 552 с.

11. Пермиловская, А. Б. Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции [Текст] / А. Б. Пермиловская в соавторстве с А. Б. Боде (составитель и отв. ред.), Н. П. Крадиным и др. - М.: Северный паломник, 2012. - 670 с.

12. Пермиловская, А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера [Текст] /

A. Б. Пермиловская. - Екатеринбург : УрО РАН; Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера»; Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; 2013. - 608 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Abramov, F. A. Chem zhivem - kormimsya [Tekst] : ocherki, stat'i, vospominaniya, lit. portrety, zametki, razmyshleniya, besedy, interv'yu, vystupleniya / F. A. Abramov. - L.: Sov. pisatel'. Leningr. otdniye, 1986. - 527 s.

2. Grabar', I. E. Istoriya russkogo iskusstva [Tekst] / I. E. Grabar'. - SPb., 1910. - T. 1: Arkhitektura. Dopet-rovskaya epokha. - 508 s.

3. Zapovednyy Sever: Arkhitektura. Iskusstvo. Landshaft [Tekst] : [al'bom] /avt.-sost. B. V. Gnedovskiy. -M.: Sov. Rossiya, 1987. - 244 s.

4. Zlotnikova, T. S. Chelovek. Khronotop. Kul'tura [Tekst] / T. S. Zlotnikova. - Yaroslavl': Aleksandr Rut-man, 2003. - 172 s.

5. Kopanev, A. I. Krest'yane Russkogo Severa v XVII v. [Tekst] / A. I. Kopanev ; red. N. Ye. Nosov. - L.: Nauka : Leningr. otdniye, 1984. - 244 s.

6. Lakoff, Dzh. Metafory, kotorymi my zhivem [Tekst] / Dzh. Lakoff, M. Dzhonson. - M.: LKI, 2008. -256 s.

7. Likhachov, D. S. Russkaya kul'tura [Tekst] : sb. / D. S. Likhachev. - M.: Iskusstvo, 2000. - 440 s.

8. Permilovskaya, A. B. Severnyy dom [Tekst] / A. B. Permilovskaya. - Petrozavodsk : Petropress, 2000. -224 s.

9. Permilovskaya, A. B. Krest'yanskiy dom v kul'ture Russkogo Severa (XIX - nachalo XX veka) [Tekst] / A.

B. Permilovskaya. - Arkhangel'sk : Pravda Severa, 2005. - 312 s.

10. Permilovskaya, A. B. Russkiy Sever kak osobaya territoriya naslediya [Tekst] / A. B. Permilovskaya. -Arkhangel'sk : OAO «IPP «Pravda Severa»; Yekaterinburg : UrO RAN, 2010. - 552 s.

11. Permilovskaya, A. B. Russkoye derevyannoye zodchestvo. Proizvedeniya narodnykh masterov i vekovyye traditsii [Tekst] / A. B. Permilovskaya v soav-torstve s A. B. Bode (sostavitel' i otv. red.), N. P. Krad-inym i dr. - M.: Severnyy palomnik, 2012. - 670 s.

12. Permilovskaya, A. B. Kul'turnyye smysly narod-noy arkhitektury Russkogo Severa [Tekst] / A. B. Permilovskaya. - Yekaterinburg : UrO RAN; Arkhangel'sk : OAO «IPP «Pravda Severa»; Yaroslavl' : YAGPU im. K. D. Ushinskogo; 2013. - 608 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.