Научная статья на тему 'Автономные учреждения как особый вид некоммерческих организаций в социально-культурной сфере'

Автономные учреждения как особый вид некоммерческих организаций в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1349
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габсатарова И.Д.

В статье рассматриваются условия создания и деятельности государственных и муниципальных автономных учреждений в социально-культурной сфере, особенности их правового положения, финансирования, а также компетенции органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автономные учреждения как особый вид некоммерческих организаций в социально-культурной сфере»

УДК 352.075:334.72

автономные учреждения как особый

вид некоммерческих организаций

в социально-культурной сфере

И. Д. ГАБСАТАРОВА,

старший преподаватель кафедры финансового менеджмента Е-mail: in-ga2006@yandex. ru Институт экономики, управления и права,

г. Бугульма

В статье рассматриваются условия создания и деятельности государственных и муниципальных автономных учреждений в социально-культурной сфере, особенности их правового положения, финансирования, а также компетенции органов управления.

Ключевые слова: автономное учреждение, социально-культурная сфера, некоммерческая организация.

Некоммерческие организации (НКО) в современном мире играют важную социальную, экономическую и политическую роль как производители услуг, работодатели и правозащитники.

Эти функции в значительной степени относятся к функциям государства, однако то обстоятельство, что деятельность некоммерческих организаций по-прежнему остается востребованной, объясняется тем, что государственный сектор своей деятельностью не может охватить потребности всех слоев общества. В рамках общественного сектора размещение ресурсов между разными направлениями деятельности отражает предпочтения только части населения государства (часто, но не всегда, большинства). Наряду с этим определенные группы населения готовы финансировать общественно полезную или благотворительную деятельность при условии несколько иного распределения средств. В этом случае некоммерческие организации дополняют деятельность государства, и государство не подменяет НКО.

Финансирование некоммерческих организаций социально-культурной сферы традиционно осуществляется на основе сочетания бюджетных средств и доходов из внебюджетных источников. Учреждения существенно различаются по своему коммерческому потенциалу, т. е. возможности оказывать платные услуги помимо бюджетной деятельности. Учреждения, действующие в больших городах с высоким уровнем материального достатка населения, могут оказывать значительные объемы услуг на платной основе; учреждения в небольших муниципалитетах (особенно в сельской местности) зачастую почти на 100 % финансируются за счет бюджета.

Выполнение учреждениями социально-культурной сферы некоторых функций, закрепленных за ними учредителем или собственником их имущества, вообще не может быть организовано на рыночных принципах, поскольку услуги, оказываемые в рамках осуществления таких функций, по своей экономической природе относятся к так называемым общественным благам, т. е. не зависят от спроса или востребованности населением и предусматривают финансирование по принципу открытых дверей.

Наконец, социально-культурные учреждения обеспечивают предоставление значимых услуг обществу. Результаты их деятельности должны определяться не только экономическими критериями, но также критериями социальной востребованности и социального эффекта, которые выражаются

развитием культуры и общества, творческим потенциалом населения, удовлетворением духовных потребностей граждан и т. д.

Учесть данные особенности позволяет форма автономного учреждения.

Функционирование автономных учреждений на базе выполнения задания учредителя с установленными показателями объема и качества услуг и результативности их предоставления по сути является одним из первых практических примеров перехода от парадигмы «управления затратами» к парадигме «управления результатами» в общественном (государственном и муниципальном) секторе.

Федеральным законом [7] определено, что автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Соответственно, автономные учреждения в основном осуществляют свою деятельность в некоммерческих сферах, а основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых данное автономное учреждение создано [2].

Законодательством автономные учреждения определены как тип учреждения, в реальности же различия между автономными учреждениями и иными видами учреждений более значительны, чем между некоторыми организационно-правовыми формами юридических лиц. Такое решение законодателя выгодно тем бюджетным учреждениям, которые будут менять свой тип на автономное, -им не придется снова проходить лицензирование, получать аккредитацию и т. п.

Формально превращение бюджетного учреждения в автономное не является реорганизацией, а является лишь сменой типа. Однако фактически смена типа в данной ситуации для многих учреждений может повлечь куда более серьезные последствия, чем многие виды реорганизации, и решение вопроса о выборе типа учреждения станет для многих юридических лиц жизненно важным. Автономное

учреждение остается некоммерческой организацией в ее классическом понимании, потому его возможности по ведению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничены так же, как и возможности бюджетного учреждения.

Для автономного учреждения важно то, что согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) исключаются доходы от использования имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, из перечня видов неналоговых доходов бюджета [1].

В соответствии со ст. 42 БК РФ из учета в доходах бюджетов также исключаются:

- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог;

- другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.

В соответствии со ст. 43 БК РФ средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, исключаются из перечня средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме [1]. Также сделано общее указание на то, что автономные учреждения не являются бюджетными учреждениями. Таким образом, бюджетное законодательство практически не ограничивает автономные учреждения в распоряжении внебюджетными доходами. Однако следует особо отметить, что это относится главным образом к внебюджетным доходам. Обязанность целевого использования бюджетных субсидий и субвенций в соответствии с их назначением сохраняется. Сохраняется и финансовый контроль за использованием бюджетных денежных средств.

Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. И в этом его большой плюс, поскольку бюджетные учреждения могут иметь лишь лицевые счета в казначействе.

Основные отличия и сходства автономных и бюджетных учреждений при осуществлении их деятельности, определенные их правовым стату-

сом (с учетом положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 [3]), обобщены в таблице.

В настоящее время законодательство предполагает два варианта создания автономных учреждений: либо путем учреждения, либо путем преобразования из государственного (муниципального) унитарного предприятия или государственного учреждения.

Создание автономного учреждения с нуля происходит на основании решения соответствующего органа управления, в подчинении которого находится данное автономное учреждение. В этом случае решение о создании автономных учреждений федерального подчинения принимает Правительство РФ, а решение по созданию автономного учреждения, находящегося в подчинении субъекта РФ или муниципального образования, принимает соответствующий орган управления субъекта РФ или муниципального образования.

Если же в автономное учреждение преобразовывается государственное или муниципальное учреждение, то решение должно быть принято именно тем соответствующим органом, в подчинении которого они находятся.

Большой интерес представляет создание федеральных автономных учреждений. Их создание или реорганизация регулируются нормой постановления Правительства РФ [8]. Согласно п. 2 данного постановления решение о создании федерального автономного учреждения принимает Правительство РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.

Если же федеральное автономное учреждение создается путем изменения статуса существующего федерального государственного или казенного учреждения, то решение принимает Росимущество. Кроме того, в постановлении [8] указывается, что в этом случае федеральной службе или федеральному

Основные отличия и сходства автономных и бюджетных учреждений

Критерий сравнения Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Автономное учреждение

Орган управления Руководитель (директор, ректор, заведующий и т. д.). Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления Наблюдательный совет, руководитель, иные органы (ученый совет, художественный совет и т. д.)

Финансовое обеспечение Субсидии: - в соответствии с заданием учредителя; - на содержание имущества; - на иные цели. Бюджетные средства: - на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами; - на осуществление мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами Субсидии в соответствии с заданием учредителя и на содержание имущества

Приносящая доход деятельность Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

Документы о планах деятельности План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание

Право внесения имущества в капитал хозяйственных обществ Только в случаях, прямо установленных законом (например, Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ) Есть

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров От своего имени (за исключением случаев, когда бюджетное учреждение приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает государственные контракты) От своего имени

Привлечение заемных средств Могут привлекать (с ограничением на крупные сделки) Могут привлекать

Финансовый контроль и контроль учредителя В основном - последующий (контроль за выполнением государственного задания). Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям) Последующий (контроль за выполнением государственного задания)

Отчетность Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества

агентству не требуется получать разрешения или согласования процедуры с профильным федеральным министерством, в подчинении которого они находятся. Федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. Также он осуществляет текущий контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью.

Органом управления, осуществляющим руководство текущей деятельностью федерального автономного учреждения, является его руководитель (исполнительный орган), который назначается на должность по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона [7] в федеральном автономном учреждении высшим органом управления является наблюдательный совет, а также иные необходимые органы управления, связанные с отраслевой спецификой федерального автономного учреждения (рис. 1).

На конкретном примере это можно представить следующим образом. В федеральном автономном учреждении - академическом театре драмы -имеются следующие органы управления:

- генеральный директор, назначенный на должность Министерством культуры Российской Федерации;

- наблюдательный совет из семи человек (отвечает за руководство вопросами финансово-хозяйственной деятельности учреждения, одобрение крупных сделок; утверждает и контролирует выполнение программы деятельности и т. п.); художественный совет (отвечает за репертуар театра) и попечительский совет (спонсоры и инвесторы). Все эти органы управ-

ления и их полномочия отражаются в уставе федерального автономного учреждения.

В автономное учреждение может быть преобразовано и унитарное предприятие. Федеральным законом [4] определено, что решение о реорганизации государственного унитарного предприятия принимает собственник его имущества. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества [6].

В ряде случаев в автономные учреждения преобразуются те унитарные предприятия, которые по характеру и направлению своей деятельности не могут приносить прибыль.

Автономное учреждение, независимо от уровня подчиненности, наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций. Собственником данного имущества являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Имущество закрепляется за автономными учреждениями на праве оперативного управления (рис. 2).

Автономное учреждение не может распоряжаться:

- недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или при-

Рис. 1. Управление автономным учреждением

7х"

19

обретенным учредителем в централизованном порядке или же на условиях централизованного финансирования;

- земельными участками, полученными автономным учреждением на праве бессрочного пользования;

- особо ценным движимым имуществом, отчуждение которого производится в специальном порядке (например, музейные фонды);

- особо ценным движимым имуществом, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность;

- некоторыми категориями движимого имущества, стоимость которых составляет: для федеральных автономных учреждений - от 200 до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта РФ - от 50 до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения - от 50 до 200 тыс. руб.

Вопрос стоимости некоторых категорий движимого имущества вызывает неоднозначное толкование, так как его стоимость закреплена постановлением Правительства РФ [5].

Однако существует и норма, установленная постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений» в размере более 500 тыс. руб., причем независимо от того, какому уровню власти данное автономное учреждение подчинено. Возникает вопрос: какое постановление Правительства РФ автономные учреждения должны применять в работе? Мнения специалистов разделяются. Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 не отменено, его можно и нужно использовать в работе. Но постановление [5] введено в действие уже после изменения законодательства об автономных учреждениях, поэтому действует только оно и надо руководствоваться им. Для того чтобы избежать путаницы, необходимо, чтобы балансовая стоимость особо ценного движимого имущества была установлена учредителем и прописана в уставе автономного учреждения.

Автономное учреждение может самостоятельно и по своему усмотрению распоряжаться:

- недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением за счет собственных средств, или же недвижимым имуществом, не относящимся к закрепленному за учреждением учредителем (собственником) [7];

- движимым имуществом, не включенным в категорию особо ценного движимого имущества. Однако таким имуществом не может считаться имущество, приобретенное автономным учреждением за счет внебюджетной (приносящей доход) деятельности;

- материальными запасами, приобретаемыми автономным учреждением для обеспечения своей текущей деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона [7], государственное (муниципальное) задание для автономных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами его уставной деятельности. Учредители устанавливают задания для автономных учреждений с учетом следующих расходов: расходов на содержание особо ценного имущества, расходов на развитие автономных учреждений в рамках государственных целевых программ.

Безусловным является финансирование учредителями уставной деятельности автономных учреждений. Это означает, что автономное учреждение получает гарантированное и обязательное бюджетное финансирование на основании разработанного учредителями (на всех уровнях государственного управления) государственного задания и полученных для его выполнения субсидий. Согласно ст. 78.1 БК РФ учредителями должны быть утверждены порядок и условия формирования заданий для автономных учреждений, а также порядок их субсидирования [1].

Для федеральных автономных учреждений задания формируются на основании общей формы, утвержденной постановлением Правительства РФ [6].

Данное постановление облегчает жизнь как финансово-экономическому блоку федеральных ведомств, так и самим автономным учреждениям. В частности, состав показателей должен быть единообразным для автономных учреждений одного вида деятельности, вводится механизм качества предоставления государственных услуг автономным учреждением, финансируются только те государственные услуги, которые включены в утвержденный перечень государственных услуг. Система финансирования автономных федеральных учреждений включает в себя несколько типов субсидирования (но может быть использована и для автономных учреждений других уровней).

Первый тип - целевые субсидии, которые предоставляются на определенные цели и/или ликвидацию стихийных бедствий.

Второй тип - субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным заданием. Это наиболее объемная категория субсидий.

Третий тип - разовые целевые субсидии. Они направляются на финансирование мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) целевых программ.

Если федеральное автономное учреждение создано путем преобразования бюджетного учреждения или федерального государственного унитарного предприятия, то согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» ему выделяется отдельная выравнивающая субсидия сроком на три бюджетных года.

Уменьшение субсидирования для автономных учреждений возможно только при уменьшении государственного задания. Во всех иных случаях уменьшение бюджетного финансирования автономных учреждений не допускается. Автономное учреждение не имеет права отказываться от выполнения государственного (муниципального) задания. Если же по каким-либо причинам происходит отказ, то последствием может быть смена собственником руководства данного автономного учреждения [7].

Финансово-хозяйственная деятельность автономных учреждений находится под полным контролем его учредителей. Автономное учреждение не является распорядителем бюджетных средств [1]. Соответственно, если оно выделяет бюджетные средства другому юридическому лицу, то должно осуществлять это в рамках договорных отношений. Напрямую, через автономное учреждение, главный распорядитель бюджетных средств не может осуществлять бюджетное финансирование. Такой вывод изложен в письме Минфина России [3].

Автономное учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение государственного или муниципального задания, по своему усмотрению и как руководитель учреждения считает более рациональным для выполнения задания. При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, если учреждение намерено потратить средства в размере, превышающем установленный учредителем размер крупной сделки, то на это требуется разрешение наблюдательного совета. Такое же разрешение требуется, если сделка относится к категории так называемых сделок с заинтересованностью.

Учредитель (собственник) также контролирует осуществление автономными учреждениями крупных сделок. Для сделок с имуществом автономного учреждения крупной считается сделка по реализации, передаче в залог или иному отчуждению имущества автономного учреждения, если стоимость реализуемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов учреждения по его бухгалтерской отчетности на последнюю дату [7]. Но как поступить учредителю в тех случаях, когда и сделка крупная, и имущество не отчуждается (например, при приобретении ценных бумаг, при участии в капитале другого юридического лица, при получении кредита и т. п.)? В этих случаях законодательство разрешает учредителю самостоятельно устанавливать размер крупной сделки, подлежащей согласованию с ним. Для этого он должен разработать механизм согласования крупных сделок. Представляется возможным иметь соответствующий ведомственный орган (комиссию) по согласованию крупных сделок автономным учреждениям. Это снизит риски совершения неправомерных сделок и повысит ответственность соответствующих управленческих структур.

Различают виды и источники доходов автономного учреждения. К первой группе доходов автономного учреждения можно отнести доходы, общим источником которых, по определению, выступает бюджет. В этой группе первостепенным доходом автономного учреждения является субсидия, предоставляемая учреждению его учредителем на выполнение государственного или муниципального задания. Первостепенность и даже уникальность этого дохода заключается в том, что он в том или ином размере гарантирован автономному учреждению федеральным законодательством.

Другим видом дохода, который автономное учреждение может получать от своего учредителя, являются субсидии, предоставляемые учредителем учреждению на иные цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания. В федеральном законодательстве не разъясняется, что это за иные цели, однако с

учетом положений федерального законодательства об автономных учреждениях можно сделать вывод, что речь в этом случае идет о средствах, предназначенных для осуществления мероприятий, направленных на развитие автономного учреждения, перечень которых определяет учредитель. К числу таких мероприятий, по всей видимости, могут быть отнесены: капитальный ремонт и реконструкция, приобретение основных средств, повышение квалификации персонала учреждения. Определенным противоречием между бюджетным законодательством и законодательством об автономных учреждениях является то, что первое требует включения этих средств в отдельную субсидию, а второе - их включения в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, т. е. в субсидию, предназначенную для выполнения задания.

Следующим видом бюджетных доходов автономного учреждения являются средства, полученные от выполнения муниципальных или государственных заказов в рамках заключенных муниципальных или государственных контрактов. В соответствии с федеральным законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд участником размещения государственного или муниципального заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Таким обра-

зом, абсолютно ничто не препятствует автономному учреждению участвовать в конкурсах, котировках и аукционах, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе учредителем учреждения), а также внебюджетными государственными фондами, бюджетными и казенными учреждениями. Например, государственное автономное учреждение социального обслуживания может выполнять государственный заказ по доставке пенсий пенсионерам в муниципальном районе, полученный от регионального отделения Пенсионного фонда [10, с. 7].

Ко второй группе доходов автономного учреждения относятся доходы, которые можно назвать внебюджетными. Источниками этих доходов могут быть любые юридические и физические лица (рис. 3).

Во-первых, автономное учреждение может оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Именно поэтому в структуре задания предусмотрена такая позиция, как предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Во-вторых, в соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях они, кроме государственного (муниципального) задания, вправе выполнять работы, оказывать услуги для

Доходы от предпринимательской деятельности, предусмотренной законодательством для данного вида автономного учреждения.

Добровольные взносы юридических и физических лиц, включая средства попечительских фондов.

Другие источники, не запрещенные законодательством

Доходы, полученные от управления целевым капиталом (использование ограничено).

Кредиты, займы.

Средства, полученные от взаимодействия со страховыми компаниями.

Другие источники, не запрещенные законодательством

Рис. 3. Источники внебюджетного финансирования автономных учреждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Здесь, вероятно, нуждается в интерпретации формулировка «одинаковые при оказании однородных услуг условия», поскольку ни понятие «условия» применительно к данной ситуации, ни понятие «однородные услуги» в существующей нормативной правовой базе не раскрываются.

Эту формулировку можно пояснить следующим образом: если какая-то услуга оказывается в определенном объеме бесплатно в рамках задания, то оказывая эту же услугу за плату сверх объема, установленного заданием, учреждение должно оказывать ее точно так же, как и на бесплатной основе. Иными словами, оплата услуги потребителем не должна вести к улучшению ее качества или иных характеристик по сравнению с качеством такой же услуги, которая оказывается потребителям бесплатно в рамках задания.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, кто имеет право устанавливать размер платы за услуги, оказываемые автономным учреждением, поскольку от ее цены зависит и размер дохода учреждения. Если учреждение является муниципальным, то в соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении тарифы на услуги муниципальных учреждений устанавливают органы местного самоуправления.

Если же учреждение является государственным, то органы государственной власти имеют право устанавливать тарифы на платные услуги этого учреждения только в том случае, если они относятся к услугам, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) или по которым нормативными правовыми документами федерального уровня допускается введение государственного регулирования тарифов и надбавок.

Следующий вид - это доходы от продажи автономным учреждением имущества или сдачи его в аренду. Недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем, автономное учреждение может распоряжаться с согласия учредителя, а остальным имуществом - самостоятельно.

Собственником любого имущества автономного учреждения (даже приобретенного им за счет средств, полученных от оказания платных услуг, или иных внебюджетных доходов) являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или

муниципальное образование. Поэтому при продаже или сдаче в аренду имущества учреждение должно следовать требованиям, установленным на уровне собственника имущества к процедуре его продажи или сдачи в аренду. В частности, это может относиться к порядку фиксации сделок с имуществом в реестре муниципального или государственного имущества или размеру арендных ставок.

Еще один вид доходов автономного учреждения - это, условно говоря, инвестиционные доходы. К ним относятся доход от сделок с ценными бумагами, доход по банковским депозитам, доход от участия в капитале других юридических лиц. Все эти действия автономные учреждения вправе предпринимать.

Альтернативным источником финансирования автономных учреждений призван стать целевой капитал.

Эндаумент (endowment) - целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило, имеющие общественную значимость. Эндаумент создается преимущественно за счет добровольных пожертвований и состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования основной суммы фонда.

Эндаумент призван обеспечить:

- частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;

- финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

- формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности.

Исполнение расходов и получение доходов осуществляется автономным учреждением либо через самостоятельно выбранное кредитное учреждение (банк), либо в территориальном органе Федерального казначейства или финансовых органах субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, если иное не предусмотрено Федеральным законом [7]. В иных случаях оно не может:

- без согласия учредителя распорядиться таким доходом, полученным от учредителя, как объект недвижимости или объект особо ценного движимого имущества;

- без согласия наблюдательного совета распорядиться доходом, в случае если размер сделки превышает установленный учредителем размер крупной сделки или размер сделки с заинтересованностью;

- самостоятельно использовать доходы для выплаты заработной платы того или иного желаемого размера руководителю учреждения, так как заключение трудового договора с руководителем, следовательно, установление размера его оклада, доплат, надбавок и поощрительных выплат относится к компетенции учредителя автономного учреждения.

На практике нередко имеет место проблемная ситуация, когда субсидия учредителя на выполнение государственного (муниципального) задания не рассматривается как доход учреждения и по этой причине учредитель диктует учреждению те или иные правила расходования средств субсидии в целом. Это выражается в том, что учредитель, например, навязывает учреждению ту или иную систему оплаты труда, а иногда доходит даже до того, что рассматривает и утверждает смету учреждения по расходованию средств субсидии. Однако субсидия учредителя - это тоже доход, формальным подтверждением чего является трактовка данного вопроса в налоговом законодательстве, которое в числе прочего относит к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль, субсидии автономным учреждениям.

Таким образом, функционирование учреждений на базе выполнения задания учредителя с установленными показателями объема и качества услуг и результативности их предоставления по сути является одним из практических примеров перехода от концепции «управления затратами» к концепции «управления результатами» в социально-культурной сфере. Автономное учреждение остается некоммерческой организацией в ее классическом понимании, и потому его возможности по ведению предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничены так же, как и возможности бюджетного учреждения. Однако оно имеет право расходовать средства субсидии, полученной на выполнение государственного или муниципального

задания, по своему усмотрению и таким образом, который руководитель учреждения считает более рациональным для выполнения задания. Для ускорения процесса создания и развития автономных учреждений в социально-культурной сфере необходимо продолжить реформирование российского законодательства, а именно: упростить процедуры создания автономных учреждений и обеспечить оперативное решение проблем, возникающих в ходе их функционирования.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Новинский Д.Ю. Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. 2011. № 6.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.

4. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

5. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

6. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

7. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

8. Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения: постановление Правительства РФ от 10.10.2007 № 662.

9. По вопросу учета в целях налогообложения прибыли средств, выделяемых некоммерческой организации: письмо Минфина России от 05.03.2011 № 03-03-06/4/16.

10. Чагин К. Г. Практические аспекты и проблемы реформирования государственных и муниципальных учреждений. URL: http://cmo. khabkrai. ru/media/attachments/2011/05/11... B9.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.