Научная статья на тему 'Автономинация в корпоративных языках молодежи: форма и содержание'

Автономинация в корпоративных языках молодежи: форма и содержание Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
381
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНЫЕ ЯЗЫКИ / АВТОНОМИНАЦИЯ / ИНТЕРНЕТПСЕВДОНИМ / НИКНЕЙМ / YOUTH SUBCULTURE / CORPORATE LANGUAGES / AUTONOMINATION / INTERNET NICKNAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андреев Вадим Константинович

Исследована автономинация в корпоративных языках молодежи. Выявлены возможности языкового воплощения корпоративной идеи через личностную самоидентификацию в интернетпсевдониме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автономинация в корпоративных языках молодежи: форма и содержание»

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

В.К. АНДРЕЕВ (Псков)

АвтономинАция в корпоративных языках молодЕжи: форма и содержание

Исследована автономинация в корпоративных языках молодежи. Выявлены возможности языкового воплощения корпоративной идеи через личностную самоидентификацию в интернет-псевдониме.

Ключевые слова: молодежная субкультура, корпоративные языки, автономинация, интернет-псевдоним, никнейм.

В последнее десятилетие доля виртуального общения в молодежной среде значительно возросла. Если на рубеже веков деление молодежных субкультур на уличные (панки, металлисты, скинхеды) и виртуальные (хакеры, геймеры) проводилось по характеру коммуникационного взаимодействия между их участниками (контактное; «живое», или дистантное; виртуальное), то в настоящее время этот признак можно считать не вполне актуальным, т.к. основным средством обмена информацией всех (или по крайней мере большинства) субкультурных сообществ становится Интернет. Интернет-среда позволяет молодежи оперативно (а главное, свободно) выражать свои мысли по самым разным вопросам, поскольку неперсональность общения дезактуализиру-ет социальные роли коммуникантов и делает «размытым» (в силу анонимности) их статус в субкультурной иерархии. «Привлекательность различных видов интернет-ресурсов для виртуального общения связана еще и с тем, что, по сути, оно является воплощением игры как средства самореализации личности. В виртуальной интерактивной среде можно создавать разнообразные объекты, новые формы идентичности и целые миры» [6, с. 91].

Особенности интернет-общения определяют формирование новых типов номинаций, к которым относится и специфический вид са-мообозначения при коммуникации в Интер-

нете - т.н. никнейм (англ. nickname - первоначально «кличка», «прозвище»), или ник. Считается, что возникновение никнеймов связано с появлением первых UNIX-систем, где ник-нейм одновременно называл пользователя и был паролем для входа в систему.

В российской лингвистической терминологии данное понятие пока еще не нашло адекватного общепризнанного отражения. Е.И. Голованова предлагает использовать для этой цели слово персоним [5, с. 346], однако данный термин, хотя и не вполне устоявшийся в лингвистике, уже используется в других значениях [3; 4]. Не совсем удачным, на наш взгляд, является и предложенный Т.В. Аникиной термин псевдопрозвище [1, с. 53]: никнейм выбирается исключительно самим носителем и поэтому не является прозвищем. Словосочетание сетевое имя [8] в качестве термина также неприемлемо, поскольку имеет достаточно широкий объем содержания (ср.: сетевое имя компьютера, сетевое имя принтера и т.п.). Наиболее точным обозначением описываемого явления может считаться композит интернет-псевдоним (используемый Т.В. Шмелевой наряду со словом ник [12]), поскольку он отражает идею автономинации, сферу применения, имеет широкую практику использования в Интернете, а также встраивается в ряд однородных терминов: сценический псевдоним, литературный псевдоним, политический псевдоним (ср.: французский лингвистический тер-минpseudonyme sur Internet). Однако при описании интернет-дискурса в целях речевой экономии вполне уместно использование слова никнейм, как однозначно связанного с описываемым денотатом, лишенного коннотативно-сти, привычного в рамках виртуальной коммуникации.

Никнейм имеет важное значение для самоидентификации любого участника интернет-общения, т.к. в процессе создания никнеймов «актуализируется важный когнитивный механизм, связанный с саморефлексией автора, активизацией и мобилизацией его языкового опыта, языковой, коммуникативной и культурной компетенции, а также с осмыслением личных ценностных ориентиров и приоритетов» [5, с. 346]. Однако особенно важен ник-

© Андреев В.К., 2011

нейм для самоидентификации корпоративной личности (представителя субкультуры, участника фэндома и т.д.), поскольку в этом случае автономинация часто осуществляется и воспринимается как «культурный манифест» [12]. В этом случае специфика и спектр используемых никнеймов определяются особенностями субкультуры.

В некоторых молодежных объединениях субкультурная сущность интернет-псевдонима реализуется на уровне формы. Зачастую по внешним признакам никнейма можно почти безошибочно определить корпоративную принадлежность его носителя. Так, никнеймы стрейтэджеров (участников молодежного движения, связанного с пропагандой отказа от наркотиков, алкоголя, беспорядочных половых связей и др.) характеризуются наличием буквы «х»: xLOSER, x_emotions_ heart_x, сестраеХтрима и под. Это связано с тем, что в конце 1970-х гг. несовершеннолетним, приходившим в клубы на концерты, рисовали на руке крест, чтобы им в баре не продавали спиртное; такой же крест, но уже добровольно (как символ трезвого образа жизни) стали рисовать себе стрейтэджеры [13], что нашло отражение и в структуре никнеймов. Многие представители субкультуры аниме (ани-мешники, или отаку, поклонники японских мультфильмов и комиксов), отражая в никней-мах личное и индивидуальное, выбирают форму, корпоративно ориентированную на японский язык: автор придумывает для себя наиболее подходящее имя на русском языке и пытается найти соответствие в японском (аниме-форумы пестрят репликами типа Нужна фамилия для парня, которая переводилась бы как «исцеляющая рука»; Аки, не подскажешь, как будет на японском «тень» и входит ли это слово в какие-нибудь японские имена?). Таким образом появились никнеймы Saori (япон. ‘волна счастья’), Misato (япон. ‘благословенная любовь’), Аки (япон. ‘осень’), Саюри (япон. ‘причина счастья’) и под. В некоторых случаях, зная специфику японской словообразовательной системы, где, например, женские имена часто заканчиваются на -ко, -ки, -ми, а мужские - на -ро, -мару, представители субкультуры могут придать «японский вид» собственным именам и фамилиям: Anutiko (от Анюта), Saharo (от Сахаров). Никнеймы падон-ков (представителей субкультуры, сформировавшейся на базе особого вида языковой игры, в ходе которой авторы интернет-посланий намеренно искажают написание русских слов, приближая их к произношению по принци-

пу «как слышим, так и пишем») выдержаны в духе «новага рускага йазыка», характерного для данного сообщества: Полярнег, Зaйченаг, Сцобачко, Качирга, Хьюга Чавез и под.

Иногда автору интернет-псевдонима важно сразу и точно обозначить свою субкультурную принадлежность. В этом случае в качестве никнейма выступает апеллятивно-онимический комплекс [11], в котором апелля-тивная часть называет субкультурный статус носителя никнейма. Например, в никнеймах брейк-дансеров, танцоров в стилистике хип-хоп, достаточно часто встречается апеллятив-ный элемент B-Boy, bboy, bb (различного рода усечения английского словосочетания break-dance boy - базового обозначения хип-хоп-танцора): bboySher, Dark B-Boy, B-boy FLY,

b.boy-skat sochi, bboyrobot, bbboog. По этому же принципу строятся никнеймы в субкультуре рэперов, любителей и исполнителей музыки в стиле рэп (речитатив, исполняемый под ритмический или ритмомелодический аккомпанемент). Маркер Мс в никнеймах Kor(Mc), Onyx(Mc), Мелкий(Mc), ДОБРЫЙ SKIFF(Mc), Tef(Mc) не только свидетельствует о принадлежности автора интернет-псевдонима к данному субкультурному сообществу, но и сообщает о том, что он сам исполняет, «читает» рэп; такого рэпера называют эмси, а графически обозначают как Мс (от англ. Master of Ceremony).

Однако чаще при создании никнеймов учитываются мировоззренческие установки субкультуры, что находит отражение в образности интернет-псевдонимов. Если для субкультуры актуальны стиль и образ жизни, система ценностей, социальные роли, потребности и склонности, имидж участников субкультуры, то эти параметры становятся определяющими при создании интернет-имени большинством представителей корпоративного объединения.

Никнейм может отражать неоднородность субкультурного сообщества, когда его носитель точно обозначает свое положение в структуре объединения. Так, в субкультуре фурри (поклонников антропоморфных животных) выделяется несколько разновидностей: терри-антропы (поклонники драконов), а также «волки», «львы» и т.д. Внутренняя форма многих никнеймов содержит обозначение того животного, которое «фуррь» (представитель данной субкультуры) выбирает в качестве своего фетиша: дракон (Drakkon, WhiteDragon, Golden Dragon, Sapphire Dragon); представитель семейства кошачьих (кошка - wild black cat,

Free-Cat; лев - LION 777, LionKing, Omega_ Lioness; гепард - GeParD, ГЕПАРД); представитель семейства псовых (лиса - GREEN-FOX, Fox_warlock, LightningFox, MoonFOX; волк -Black-Wolf. собака - blackdog).

Никнеймы диджеев (ведущих дискотеки) очень часто отражают музыкальную стилистику, в которой работает представитель этой профессиональной субкультуры: Bitpop, Boun-CYTechno, BRITRAP, CHICAHouse и т.п., а ник-неймы брейк-дансеров - стиль танца, который предпочитает носитель интернет-псевдонима: robot89 (стиль «робот»), threeD (стиль «3D») и т.п.

Особое место в структуре корпоративных никнеймов занимают культовые имена субкультуры. Так, «анимешники» в качестве никнейма часто выбирают имена персонажей из японских мультфильмов и комиксов: Кио, Кота, Майю, Марико, Харука, Хитоми, Юка. В данной субкультуре интернет-псевдоним может выполнять функцию имени и при контактном общении в практике косплей - костюмированной игры (англ. Costume play). В этом случае к выбору никнейма нужно подходить более осторожно, поскольку некоторые из представителей сообщества рассматривают псевдоним как повод точно отыгрывать поведение соответствующего героя [7].

Более сложные отношения между никней-мом и его носителем могут наблюдаться в субкультуре толкиенистов (поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкиена), когда представитель субкультуры берет имя одного из персонажей. Вот как объясняют это сами носители субкультуры: «Человек ощущает себя сопричастным по тем или иным душевным качествам некоему герою Средиземья и берет себе его имя» [2]: Галадриэль, Лютиэн, Nazgul, saruman, Ун-домиэль, Фарамир, FRODO и под.

В качестве никнейма достаточно часто выбираются имена и прозвища реальных культовых для той или иной субкультуры личностей (кумиров). Так, в среде футбольных фанатов отмечены никнеймы Semak, MESSI, Drog-ba1994, C.Ronaldo (имена известных футболистов). Примечательно, что иногда имя любимого футболиста присоединяется к собственному имени: seregatorres, Tanjuxa_БЭКХЭМ. Среди поклонников музыки в стиле металл-рок (металлисты) популярны никнеймы типа Hellhammer (изначально - псевдоним одного из участников группы «Mayhem» Я. Блом-берга) или Euronymous (псевдоним Э. Орсе-та, гитариста этой же группы) и т.п. В субкультурах, связанных с музыкой, в качестве

никнейма используются также названия музыкальных групп (например, у металлистов: Rush, Kreator, Anthrax; у рэперов: G-Unit, D12, Public Enemy и др.). В сообществе футбольных фанатов популярны никнеймы, восходящие к названиям клубов: Aberdeen, Nottingham Forest, Roma777, Leverkusen, SPARTA, Saturn и т.д.

Байкеры, главным предметом поклонения которых является мотоцикл, выбирают себе имя, соотносимое с любимыми марками и моделями. Так, никнейм Hurricane восходит к «Honda CBR 750 Hurricane», никнейм THUNDER - к «YAMAHA YZF1000R Thunder Ace», никнейм VыFеR - к жаргонному выфер (так байкеры называют модель «Honda VFR»).

Иногда авторы никнеймов ищут более сложные формы передачи субкультурной информации в структуре интернет-псевдонима. Например, в соответствии с мировоззрением готов (субкультура, связанная с романтической идеализацией смерти) никнеймы должны вызывать «мрачные ассоциации». Поэтому часто ники готов - это номинации «сил зла» (САТАНА, Дьявол, Demon, Владыка Ночи) и других мистических персонажей (Вампир, вамп, Призрак). Ключевой для готической субкультуры образ смерти (а также того, что с ней связано) становится актуальным при подборе таких никнеймов, как Смерть и англоязычный эквивалент Death, а также Dead - ‘мертвый’, Deаd smile - ‘улыбка смерти’, Катафалк, Requiem. В интернет-псевдонимах отражается близкая готам идея темноты, сумеречности, отсутствия света: ТЬМА и darkness, Дark - ‘темный’, NIGHT - ‘ночь’, BlackShad-ow - ‘черная тень’. Тесно связанный с вампиризмом образ крови находит выражение в ник-неймах Blood - ‘кровь’, Кровавая, Стигмат. Никнеймы футбольных фанатов, субкультурные практики которых могут включать стычки противоборствующих фанатских группировок, содержат идею борьбы, насилия, агрессии [9]: Гладиатор, Кастет, hooligan, lom, бульдог. Агрессивность часто подчеркивается и в интернет-псевдонимах байкеров: Вепрь, mak-sizver, dogfighter - ‘бойцовый пес’, MegaMonster, D@nger - ‘опасность, угроза’, evil_ laugh - ‘злой смех’. С другой стороны, байкеры считают себя «романтиками дороги», что формирует другую линию мотивировки никнеймов: Айвенго, Прометей, НЕСУЩИЙ СВОБОДУ и под.

Поскольку «у ономастической субстантивации, в отличие от апеллятивной, практически нет ограничений для перевода любого слова, словосочетания, предложения в оним» [10,

б

с. 1З], представители субкультур имеют возможность выбрать в качестве никнейма лозунг, соответствующий мировоззренческой установке сообщества (футбольные фанаты: Судью на мыло, lokochempion (Локо - футбольный клуб «Локомотив»), football_fore-ver - ‘футбол навечно’; представители готической культуры: SMERTI.NET, Don’t smile -‘не улыбаться’, падонки: Мочканем! (здесь, по всей вероятности, имеется в виду, что любое сообщение на падонковских форумах будет подвергнуто «самой взыскательной критике»).

Таким образом, исследование автономинации в корпоративных языках молодежи позволяет выявить возможности языкового воплощения корпоративной идеи через личностную самоидентификацию.

Литература

1. Аникина Т.В. Антропонимическая система русского чата II Система и среда: Язык. Человек. Общество : материалы З-й Всерос. науч. конф. I отв. ред. В.П. Конева. Ниж. Тагил : НГСПА, 2009.

С. 52 - 59.

2. Баркова А.Л. Рыцари Духа. URL: http:IIwww.mith.ru/albItolkien/rytsariduha.htm.

3. Бекбалаева Ч.А. Англоязычные персоналии и их передача на русский язык : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Бишкек, 1999.

4. Буянова Л.Ю. Персоним в контексте языка науки II Научно-техническая терминология. 2001. № 2. С. 2З - 25.

5. Голованова Е.И. Персоним как элемент языка компьютерного общения II Социальные варианты языка - V : материалы Междунар. науч. конф. 19 - 20 апр. 2007 г. Ниж. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. С. З46 - З49.

6. Демина М.Н. Изменения в когнитивных практиках индивидов под влиянием новых информационных технологий II Социол. исследования. 2010. № 6. С. 87 - 92.

7. Кто такие отаку? URL: http:IIAnime.

dvdspecial.ruIArticlesIotaku.shtml.

8. Ник. URL: http:IIru.wikipedia.orgIwiki.

9. Никитина Т.Г. Новые русские социолекты в современных лингвистических парадигмах II Субстандартные варианты славянских языков. Frankfurt am Main : Peter Lang GmbH. 2009. C. 1ЗЗ - 151.

10. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал : моногр. Волгоград : Перемена, 2000.

11. Широков А.Г. Русская урбанонимия в диахроническом освещении: апеллятивно-онимические комплексы : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002.

12. Шмелева Т.В. Русский рэп как пространство языкового креатива II Лингвистика креатива :

кол. моногр. / под ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2009. С. 176 - 193.

13. SXE. URL : http://accords.com.ua/topic/1437.

Autonomination in corporate languages of the youth: form and content

There is researched the autonomination in corporate languages of the youth. There are revealed the possibilities of linguistic implementation of the idea through personal self-identification in the Internet nickname.

Key words: youth subculture, corporate languages, autonomination, Internet nickname.

Д.Ю. гулинов

(Волгоград)

ЯЗЫКоВАЯ ПолитиКА: определение и характеристики

Анализируется понятие языковой политики.

Даны различные определения понятия, приведены основные характеристики языковой политики Франции по отношению к французскому языку, выделяемые в соответствии с ее целями. Описаны этапы реализации языковой политики.

Ключевые слова: языковая политика, статус языка, структура языка, региональный язык, социолингвистика.

Понятие «языковая политика» является очень широким и включает в себя многочисленные представления. На сегодняшний день существует множество определений данного феномена. Рассмотрим и прокомментируем некоторые из них. Так, В.И. Беликов и Л.П. Крысин отождествляют языковую политику с «практическими мерами государства, касающимися статуса государственного языка, его функций, защиты монопольного использования государственного языка в наиболее важных социальных сферах, регламентации применения “местных” языков» [1,

с. 263]. В этом случае «основным инструментом языковой политики должны стать законы о языке, которые возможно создать лишь

© Гулинов Д.Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.