Научная статья на тему 'АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ '

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой авторынок / легковые автомобили / грузовые автомобили / покупка автомобиля / автопроизводители / авторынок России / тенденции развития / искусственный интеллект / 3D-печать / безопасность / технологии / world car market / passenger cars / trucks / car purchase / automakers / Russian car market / development trends / artificial intelligence / 3D printing / security / technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Юлия Евгеньевна, Родиченко Татьяна Дмитриевна

Данная статья обсуждает текущее положение и тенденции на автомобильном рынке, включая статистические данные за 2021-2023 годы и особенности российского автомобильного рынка. В статье также затронуто положение российского авторынка, обсуждаются действия, которые возможны как для государства в целом, так и для физических лиц. Особое внимание уделяется технологиям искусственного интеллекта, таким как машинное обучение, глубокое обучение и компьютерное зрение, и их применению в автоматизации роботов в автомобильной промышленности. Также обсуждается применение искусственного интеллекта в автомобильном производстве, где он способен ускорить темпы производства и снизить затраты. В целом, статья дает общее представление о современном автомобильном рынке и его тенденциях развития, а также о возможностях применения искусственного интеллекта в автомобильной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTOMOTIVE MARKET AT THE MOMENT. SITUATION AND TRENDS

This article discusses the current situation and trends in the automotive market, including statistics for 2021-2023 and features of the Russian automotive market. The article also touches on the situation of the Russian car market, discusses actions that are possible both for the state as a whole and for individuals. Special attention is paid to artificial intelligence technologies, such as machine learning, deep learning and computer vision, and their application in automating robots in the automotive industry. The use of artificial intelligence in automotive production, where it is able to accelerate production rates and reduce costs, is also discussed. In general, the article gives an overview of the modern automotive market and its development trends, as well as the possibilities of using artificial intelligence in the automotive sector.

Текст научной работы на тему «АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ »

УДК 629.331

Семенова Юлия Евгеньевна, доцент, к.э.н., научный руководитель (e-mail: semenjulia69@mail.ru) Родиченко Татьяна Дмитриевна, студентка (e-mail: tanu4enko@yandex.ru)

Российский государственный гидрометеорологический университет, г.Санкт-Петербург, Россия

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ПОЛОЖЕНЫ 1В ИТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. Данная статья обсуждает текущее положение и тенденции на автомобильном рынке, включая статистические данные за 20212023 годы и особенности российского автомобильного рынка. В статье также затронуто положение российского авторынка, обсуждаются действия, которые возможны как для государства в целом, так и для физических лиц. Особое внимание уделяется технологиям искусственного интеллекта, таким как машинное обучение, глубокое обучение и компьютерное зрение, и их применению в автоматизации роботов в автомобильной промышленности. Также обсуждается применение искусственного интеллекта в автомобильном производстве, где он способен ускорить темпы производства и снизить затраты. В целом, статья дает общее представление о современном автомобильном рынке и его тенденциях развития, а также о возможностях применения искусственного интеллекта в автомобильной сфере.

Ключевые слова: мировой авторынок, легковые автомобили, грузовые автомобили, покупка автомобиля, автопроизводители, авторынок России, тенденции развития, искусственный интеллект, 3D-печать, безопасность, технологии.

Каждый год количество автомобилей в мире растёт с невероятной скоростью. Сегодня практически невозможно точно определить сколько всего машин находится в эксплуатации во всём мире. По прогнозам Navigant Research, в ближайшем будущем годовые продажи легковых автомобилей могут вырасти до 126,9 млн штук. При таком показателе уже к 2035 году мировой автопарк достигнет 2 млрд. Впервые за миллиардную отметку количество транспортных средств перешагнуло в 2010 году. По данным исследования компании Wards Auto, тогда на планете насчитывалось 1,015 млрд машин, а уровень автомобилизации населения составлял 1 к 6,75.

Согласно источнику [1], в 2009 году мировой автопарк состоял из 980 млн единиц техники, в 1986 году — из 500 млн, а в 1970 году — из 250 млн. Начиная с 1950 года количество машин стало удваиваться примерно каждые десять лет. Эксперты Wards Auto уверены, что такое стремительное увеличение автопарка напрямую связано с ростом рынков развиваю-

щихся стран. Например, в Китае в 2016 году было реализовано 28 млн машин, что составляет почти треть от общего объема мировых продаж автомобилей.

Мировой авторынок в январе 2023 снизился на 8% до 6 млн 009 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Согласно данным консалтинговой компании LMC Automotive, мировым лидером по продажам автомобилей в прошлом месяце остается Китай с показателем 1 млн 675 тыс. машин, что на 33,1% ниже показателя годичной давности. В Америке было реализовано 1 млн 053 тыс. автомобилей - на 6,1% больше, чем гордом ранее. Автомобильные рынки стран Западной Европы в январе составили 927,3 тыс. машин (+9,3%). Продажи автомобилей в странах Восточной Европы снизились на 19% до 196,1 тыс. единиц. В Южной Америке местные дилеры реализовали 178,1 тыс. автомобилей, что на 12,4% больше по сравнению с прошлым годом. Среди крупнейших мировых авторынков стоит также упомянуть Японию (380,4 тыс. шт., +16,5%), Корею (114,3 тыс. шт., +4,4%) и Канаду (95,7 тыс. шт., +1,6%), сообщает источник [2].

Таблица 1. Наиболее популярные модели автомобилей в 2021-2023 годах

Год 2021 2022 2023

Общее кол-во произведённых автомобилей во всех странах мира 81,3 млн 78, 8 млн 10, 5 млн (январь - апрель)

Лидеры года Toyota Corolla ( 985 тысяч автомобилей), Volkswagen Golf (205 тысяч), Honda N-Box (189 тысяч машин) Tesla Model Y (455 091 автомобилей), Volkswagen Lavida (376 627 автомобилей), Haval H6 (288 083 автомобиля), GAC Trumpchi (259 543 автомобиля) Tesla Model 3 (25 148 автомобилей), Volkswagen Sagitar (22 480 автомобилей), Haval H6 (19 888 автомобилей)

По итогам января 2023 года в России было приобретено 6 831 новый грузовой автомобиль, что на 8,6% больше, чем год назад. Несмотря на то, что более половины (52%) рынка новых грузовиков в первый месяц года пришлось на китайские авто, в марочном рейтинге лидерство сохраняет отечественный бренд КАМА/. В январе его результат составил 1 765 штук (-24,2% к январю 2022-го), что соответствует доле рынка в 26%. При этом год назад данный показатель был равен 37%. На второй позиции оказался китайский Б1ТКАК, которого год назад на российском рынке еще не было. А сейчас с результатом 991 экземпляр он сразу сумел занять около 15%

рынка. Третье, четвертое и пятое места - тоже у представителей китайского автопрома: Shacman/Shaanxi (961 шт.; рост в 5 раз), FAW (586 шт.; рост в 8,4 раза) и Howo (498 шт.; рост в 3,8 раза), сообщает источник [3].

По итогам февраля, согласно источнику [4]. в России было реализовано 1 431 новый автобус - на 3% меньше, за тот же месяц 2022 года. Об этом сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК». Далее в рейтинге располагаются еще три российских бренда -LIAZ (290 шт.; рост в 2,3 раза), Volgabus (126 шт.; +94%) и NEFAZ (125 шт.; +81%). Замыкает первую пятерку белорусский MAZ (110 шт.; -45%). Среди моделей отметку в 100 реализованных автобусов по итогам февраля 2023 года тоже преодолели пять участников рейтинга. Лидирует здесь PAZ 3205 с показателем 215 экземпляров. На втором месте находится LIAZ 5292 (191 шт.), за которым следуют два представителя Павловского автозавода - PAZ 4234 и PAZ 3204 (154 и 126 шт. соответственно). Последним в ТОП-5 финиширует NEFAZ 5299 (125 шт.).

Россия за последние несколько лет столкнулась не только с мировой конкуренцией, но и с различными ограничениями, которые вызывают проблемы развития и реализации авторынка России на 2023 год. Для начала следует определить причины этих проблем:

- Прекратились поставки в страну новых автомобилей, произведенных за рубежом через официальную дилерскую сеть практически всех ведущих мировых производителей. В Настоящее время ввоз в РФ новых авто от официальных дилеров ведется практически только для китайских производителей;

- Большинство ведущих автопроизводителей, имеющих на территории РФ свои филиалы производства прекратили работу. Некоторые временно, некоторые — ликвидировали (продали) производственные мощности;

- Многие модели автомобилей отечественных производителей в настоящее время также нельзя производить в прежних комплектациях, т. к. в производстве использовались очень много деталей зарубежного производства, официально поставляемых на сборочные конвейеры;

- Нарушены отлаженные логистические схемы доставки новых автомобилей и запчастей к ним, произведенных за рубежом. Это связано с санк-ционными запретами на перевозки и санкциями в отношении компаний;

Изучив вышеуказанные проблемы, можно определить, к чему пришёл авторынок сейчас:

- Количество предложений новых автомобилей от официальных дилеров как импортных, так и многих отечественных моделей резко сократилось;

- Цены на имеющиеся в наличии новые автомобили выросли на 50100%;

- Возросли цены на обслуживание автомобилей в официальных дилеров, что существенно при гарантийном обслуживании автомобилей;

- Многие комплектации отечественных автомобилей, соответствующие современным требованиям эксплуатации и безопасности, заменяются на

более простые, менее безопасные, менее «экологичные» комплектации. При этом стоимость авто остается значительно завышенной. При этом некоторые модели просто сняты с производства, т. к. большинство комплектующих поставлялись производителями из «недружественных стран»;

- Произошёл резкий рост цен на автомобили китайских производителей, официально поставляемых и собирающихся в РФ, по причине снижения сдерживающей конкуренции со стороны других автопроизводителей;

Очевидно, что авторынок России сейчас находится не в лучшем положении - сокращённый ассортимент, высокие цены. Однако существуют и пути выхода из сложившегося положения. Наиболее рациональным является замещение марок ведущих производителей марками китайских производителей. Однако и этот вариант имеет некоторые недостатки. Во-первых, высокие цены, во-вторых, своеобразные технические и дизайнерские решения, в-третьих, невысокая ликвидность и стоимость на вторичном рынке. Также можно выделить недостаточно развитую дилерскую сеть, низкое имиджевое значение автомобилей. К преимуществам вышеупомянутого решения можно отнести возможность приобретения автомобиля у официального дилера, авто без всяких проблем ставится на регистрационный учет РФ и находится на дилерском гарантийном обслуживании.

Авторитейл Российской Федерации, как сообщается в источнике [5], в настоящее время испытывает беспрецедентное давление со стороны недружественных стран. По количеству введенных санкций Россия опередила такие страны, как Иран, Сирию, Северную Корею и другие. На 1 ноября

2022 года из 60 автомобильных брендов на российском рынке осталось только 14. Три российских (LADA, ГАЗ, УАЗ) и исключительно китайские бренды (Haval, Chery, Geely, EXEED, Changan, FAW, OMODA, GAC, Dongfeng, Great Wall, JAC). Как следствие, после ухода многих зарубежных брендов, рынок новых автомобилей в России сократится минимум на 1,1 млн сделок. Так, в 2022 году вместо привычных продаж автомобилей в размере 1,5 - 1,7 млн единиц, будет продано в лучшем случае 650 тыс. автомобилей. По самым оптимистичным прогнозам, количество брендов в

2023 году может увеличиться за счет прихода иранского автопроизводителя (Iran Khodro), начала продаж автомобилей бренда «Москвич» и 2 - 3 китайских автопроизводителей. С учетом этого, количество представленных в России брендов вряд ли превысит 17 - 18.

Покупка нового автомобиля для физического лица гораздо более актуальна путём ввоза в РФ не официально от завода-производителя дилеру. Это возможно 3 путями:

1. Приобретение нового автомобиля самостоятельно за рубежом (ОАЭ, Казахстан) и самостоятельное прохождение таможенных процедур и осуществление доставки в РФ. Недостатками данного решения являются долгий и дорогой выход и наличие подводных камней в процедуре ввоза и ле-

гализации в РФ. Плюсами же выступают: автомобиль можно выбрать практически любой, меньше вероятности обмана.

2. Приобретение нового авто у владельца - физического лица, который приобрел, выполнил процедуры легализации авто в РФ (получение ЭПТС, таможенная очистка) и доставил авто в крупный город. Недостатки: можно нарваться на мошенническую схему и получить проблемы с постановкой авто на регистрационный учет в РФ. Не всегда есть нужная комплектация авто, часто новое авто без фактического пробега и использования имеет возраст 2-3 года, что сильно снижает цену на вторичном рынке. Продавца приходится искать в разных, иногда отдаленных городах. Нет никакой дилерской гарантии на обслуживание авто. Плюсы: получается дешевле, чем самостоятельно ввозить, т. к. такие лица осуществляют эту деятельность профессионально и экономят на издержках (доставка, оформление).

3. Приобретение нового авто в автосалоне, то есть у юридического лица. Это возможно и у неофициальных дилеров марки и официальных дилеров. Недостатки и плюсы похожи на покупку у физ. Лица, но у официальных дилеров почти нет риска обмана с документами на автомобиль, хотя автомобиль при этом как правило оформлен на физического лицо. Важно - дается определенная дилерская гарантия на обслуживание автомобиля. Минус — дороже, чем приобретение у физического лица без участи дилера или просто автосалона.

В последнее время эксперты очень осторожно делают прогнозы: стало сложно предугадать даже то, что может случиться в ближайшее время. Однако некоторые тенденции развития автомобильного рынка мы наблюдаем уже сейчас и, скорее всего, они станут ведущими в следующем году.

Наиболее популярными могут стать автономные транспортные средства. Самоуправляемые или автономные автомобили сводят к минимуму необходимость в человеке-водителе и, похоже, готовы изменить повседневный транспорт. Автономные транспортные средства расширяют возможности доставки грузов на последнюю милю, сокращают время простоя и стремятся сделать общественный транспорт относительно более безопасным. Например, за счет снижения аварий, вызванных усталостью или небрежностью водителя. Автомобили оснащены передовыми технологиями распознавания, такими как компьютерное зрение с искусственным интеллектом, позволяющими определять препятствия на маршруте.

Искусственный интеллект в последнее время окутывает большую часть жизни, особенно это касается автомобильной сферы. Технологии искусственного интеллекта, такие как машинное обучение, глубокое обучение и компьютерное зрение, находят применение в автоматизации роботов в автомобильной промышленности. Они направляют самоуправляемые автомобили, управляют автопарками, помогают водителям повысить безопасность и улучшить такие услуги, как техосмотр или страхование. ИИ также находит применение в автомобильном производстве, где он ускоряет темпы производства и снижает затраты.

Очень полезным помощником на производстве выступает ЗБ-печать. ЗБ-печать помогает автомобильной промышленности тремя основными способами. Во-первых, она позволяет быстро создавать прототипы с помощью ЗБ-печатных моделей, которые ускоряют этапы проектирования и тестирования производства. Во-вторых, она позволяет производителям печатать запасные части в соответствии с их требованиями. Наконец, аддитивное производство композитных материалов позволяет создавать более легкие, прочные и долговечные автомобильные детали.

Многие компании и частные лица выступают с инициативами по внедрению технологий по оптимизации и повышению безопасности автомобилей. Технологии предлагают повышение безопасности дорожного движения, решают проблему пробок, также ставится вопросы о решении проблемы загрязнения окружающей среды и энергозатрат благодаря более эффективному управлению автопарком. Стартапы и развивающиеся компании разрабатывают передовые сенсорные технологии для сбора дополнительных данных об автомобиле, а также позволяют автомобилю понимать окружающую обстановку. Технологии также автоматизирует оплату топлива и дорожных сборов.

Говорить о массовом внедрении электромобилей сегодня рано. Не все страны готовы воспользоваться данной технологией. Так, например, Россия и США являются довольно крупными странами с сильно изменяющимся ландшафтом по всей территории. Установить необходимое количество заправок будет довольно трудно. Такие авто больше актуальны для небольших стран, например, для стран Европы. Также производство батарей для электромобилей не менее затратной и, как оказалось, совсем не экологически чистое. Для производства аккумуляторной батареи требуется много энергетических ресурсов, а заводы наравне с прочими ежедневно делают огромные выбросы СО2. Электромобили могут стать хорошим аналогом бензиновых автомобилей, однако произойдёт это не в ближайшем десятилетии. Конечного потребителя экология волнует в меньшей степени, ему важнее потребительские качества автомобиля. Пока самый универсальный автомобиль для жизни — машина с ДВС. Она обеспечивает максимальный запас хода, способна работать в разных температурных условиях и заправляется за пару минут.

Автомобильный рынок в России и мире продолжает расти, однако глобальные изменения в отрасли требуют новых стратегий и технологий. Тенденции развития включают в себя увеличение продаж электромобилей, внедрение автономных технологий и использование искусственного интеллекта в автомобильной отрасли. Важно развивать новые услуги для потребителей, такие как абонементы на автомобили или каршеринг, а также улучшать техническое состояние дорог и инфраструктуру для обеспечения безопасности и комфорта вождения.

Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что прогресс не стоит на месте. Рынок растёт и развивается, появляются совершенно новые тех-

нологии, которые решат вопрос не только потребителя (скорость, надёжность и качество), но и экологические проблемы общества. Количество произведённых авто растёт, растёт и ответственность за безопасность во всех сферах, которые тем или иным способом связаны с машинами. В будущем технологии оптимизируют производство, упростят его в несколько раз, и появится совершенно другая проблема, которая сейчас практически не обсуждается в обществе - утилизация автомобилей.

Список литературы

1. Autonews: официальный сайт: «Цифра дня». - URL: [https://www.autonews.ru/news/5c9114d69a7947491f827c6e];

2. Автостат: официальный сайт: «Мировой рынок автомобилей в 2023 году». - URL: [https://www.autostat.ru/news/53888/];

3. Автостат: официальный сайт: «Рынок грузовиков в январе 2023 года». - UPL: [https://www.autostat.ru/news/53796/];

4. Автостат: официальный сайт: «Продажи автобусов в 2023 году». -URL: [https://www.autostat.ru/news/54039/];

5. Автостат: официальный сайт: «Что ждет российский авторынок в 2023 году?». - URL: [https://www.autostat.ru/editorial_column/53334/];

Semenova Yulia, Associate Professor, Candidate of Economics, scientific supervisor

(e-mail: semenjulia69@mail.ru) Rodichenko Tatiana Dmitrievna, student (e-mail: tanu4enko@yandex.ru)

Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg, Russia

THE AUTOMOTIVE MARKET AT THE MOMENT. SITUATION AND

TRENDS

Annotation. This article discusses the current situation and trends in the automotive market, including statistics for 2021-2023 and features of the Russian automotive market. The article also touches on the situation of the Russian car market, discusses actions that are possible both for the state as a whole and for individuals. Special attention is paid to artificial intelligence technologies, such as machine learning, deep learning and computer vision, and their application in automating robots in the automotive industry. The use of artificial intelligence in automotive production, where it is able to accelerate production rates and reduce costs, is also discussed. In general, the article gives an overview of the modern automotive market and its development trends, as well as the possibilities of using artificial intelligence in the automotive sector. Keywords: world car market, passenger cars, trucks, car purchase, automakers, Russian car market, development trends, artificial intelligence, 3D printing, security, technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.