Научная статья на тему 'Автомобильные дороги как объекты гражданских правоотношений'

Автомобильные дороги как объекты гражданских правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
684
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА / ЛИНЕЙНОЕ СООРУЖЕНИЕ / ROAD TRANSPORT / ROAD / CIVIL RIGHTS OBJECT / REAL ESTATE OBJECT / LINEAR CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хейгетова Светлана Егоровна

В статье показаны проблемы определения и участия автомобильных дорог в гражданском обороте. Анализируются признаки автомобильной дороги как объекта недвижимого имущества. Обосновывается необходимость приведение нормативных актов, регулирующих правовое положение указанных объектов в соответствие с гражданским законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROADS AS OBJECTS OF CIVIL LEGAL RELATIONS

The article shows the problems of the definition and participation of roads in civil traffic. The signs of the road as an object of real estate are analyzed. The need to bring the legal status of these facilities in line with civil law is substan-tiated.

Текст научной работы на тему «Автомобильные дороги как объекты гражданских правоотношений»

УДК 347.1

DOI: 10.23683/2313-6138-2019-6-4-17

Хейгетова Светлана Егоровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южнороссийского института управления РАНХиГС, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70; доцент кафедры гражданского процесса, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69, e-mail: kse2562@mail.ru

Kheygetova, Svetlana E.,

PhD in Law, Assistant Professor of civil and business law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 70 Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation; Assistant Professor, Department of civil process, Rostov State University of Economic (RSUE), 69 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation e-mail: kse2562@mail.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ КАК ОБЪЕКТЫ

ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ROADS AS OBJECTS OF CIVIL LEGAL RELATIONS

АННОТАЦИЯ. В статье показаны проблемы определения и участия автомобильных дорог в гражданском обороте. Анализируются признаки автомобильной дороги как объекта недвижимого имущества. Обосновывается необходимость приведение нормативных актов, регулирующих правовое положение указанных объектов в соответствие с гражданским законодательством.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: автомобильный транспорт; автомобильная дорога; объект гражданских прав; объект недвижимого имущества; линейное сооружение.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Хейгетова С.Е. Автомобильные дороги как объекты гражданских правоотношений // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2019. Т. 6. № 4. С. 104-107. Б01: 10.23683/2313-6138-2019-6-4-17

ABSTRACT. The article shows the problems of the definition and participation of roads in civil traffic. The signs of the road as an object of real estate are analyzed. The need to bring the legal status of these facilities in line with civil law is substan-tiated.

KEYWORDS: road transport; road; civil rights object; real estate object; linear construction.

FOR CITATION:

Kheygetova, S.E. Roads as objects of civil legal relations. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2019. Vol. 6, No. 4. P. 104-107 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-20196-4-17

© СЕ. Хейгетова, 2019

S.E. KHEYGETOVA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2019. Vol. 6, No. 4. P. 104-107

105

В последние годы наблюдается существенный рост автомобильного транспорта, что привело к возрастанию разрушающего и изнашивающегося воздействия на дорожное покрытие. В 2018 году на содержание федеральных автомобильных дорог было израсходовано более 280 миллионов рублей [4]. В 2019 году в 83 субъектах РФ приступили к реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», направленного на улучшение состояния региональных и муниципальных дорог, снижение уровня аварийности, уменьшение доли автодорог, работающих в режиме пе-регрузки.

Длительное время в нашей стране действовал затратный и достаточно скрытый механизм дорожного строительства, который не позволял ощутить все реальные масштабы экономического ущерба и упущенной выгоды от неудовлетворительного состояния дорожного покрытия. Проблемы, связанные с эксплуатацией некачественных автодорог, нашли отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором были поставлены задачи по обеспечению их безопасности.

Правовое регулирование автомобильных дорог как объекта вещных и обязательственных гражданско-правовых отношений в настоящее время противоречиво и неоднозначно, что приводит к нарушению прав лиц, пользующихся транспортной инфраструктурой.

Анализ легального определения автомобильной дороги, закрепленного в ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах», позволяет сделать вывод, что данный объект следует рассматривать как имущественный комплекс, но в законе на это прямо не указано. Кроме того, названный закон не относит автомобильные дороги к объектам недвижимого имущества. Недостатком определения, закрепленного в ст. 3, является его излишняя перегруженность информационными данными, что затрудняет восприятие понятия автомобильной дороги как целостной и лаконичной дефиниции.

Градостроительный кодекс (ГрК РФ) в ст. 10.1 относит автомобильные дороги к линейным сооружениям, которые по общему правилу рассматриваются гражданским законодатель-

ством как объекты недвижимого имущества. Минэкономразвития России уточняет, что линейные объекты, введенные в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, следует относить к недвижимости [6].

Автомобильная дорога состоит из различных подземных составных частей, несущих и ограждающих конструкций, что позволяет отнести ее к объектам капитального строительства [1].

Основным составным элементом автомобильной дороги является земельный участок, который гражданским и земельным законодательством также относится к недвижимому имуществу.

На практике часто возникают проблемы с определением правового статуса дорог, которые обеспечивают проезд к зданиям, к многоквартирным домам, дорог, которые находятся внутри дворов, поскольку для содержания и ремонта этих объектов бывает сложно определить их принадлежность. Судебная практика отмечает, что такие дороги по своему функциональному назначению представляют благоустройство территории и улучшают полезные свойства земельного участка. При этом новый объект недвижимости не возникает (Определение Верховного суда РФ от 26.04.2016 № 308-КГ16-3285 по делу № А53-7041/2015).

Неоднозначно мнение ученых по поводу государственной регистрации прав на дороги или ее участок. Квалифицирующим признаком недвижимости традиционно является прочная связь с землей (ст. 130 ГК РФ), применительно к дорогам — линейным объектам — это наличие признаков сооружения, предусмотренных Федеральным законом о Техническом регламенте безопасности зданий и сооружений [9]. Если дорога не носит явно подчиненного, обслуживающего характера и отвечает признакам сооружения (наличие подземной части и несущих конструкций), то большинство ученых придерживаются мнения, что право собственности на нее необходимо регистрировать [1]. Данный факт подтверждается и судебной практикой. Так, по мнению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13 по делу № А76-1598/2012), по смыслу положений гражданского законода-

106

С.Е. ХЕЙГЕТОВА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2019. Т. 6, № 4. С. 104-107

тельства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в едином государственном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Такую же позицию занимает и Верховный суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2015 № 305-ЭС14-7970 по делу № А40-94643/13).

Заметим, что в результате реформы Гражданского кодекса в п. 1 ст. 129 были внесены существенные изменения, и в последней редакции указанной статьи названы только две категории объектов: оборотоспособные и ограниченные в обороте. Анализируя изменения формулировки ст. 129, Р.С. Бевзенко делает вывод о том, что если объекты изъяты из оборота, то и права собственности в гражданско-правовом смысле на них не возникает. По мнению указанного автора, измененная формулировка ст. 129 ГК РФ позволит по-иному определить правовое положение публичных объектов недвижимости, находящихся в исключительной собственности государства [2], а к таковым можно отнести федеральные автомобильные дороги.

Полагаем, что необходимо законодательно закрепить статус автомобильной дороги, представляющей единый имущественный комплекс, как самостоятельного объекта недвижимого имущества.

Одним из проблемных вопросов стало появление платных автомобильных дорог и их участков. Согласно Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам [7], пользование такими объектами осуществляется на основании гражданско-правового договора, который заключается между пользователем и оператором (п. 3) и рассматривается как публичный [3]. Оператором является владелец платной автомобильной дороги, в том числе концессионер, если платная дорога используется на основании концессионного соглашения. Заключение договора подтверждается документом об оплате, таким как смарт-карта, кассовый чек, квитанция об оплате проезда, специальная наклейка на транспортном средстве и т.п.

Основное назначение автомобильных дорог — общее пользование. При этом собственник не может осуществлять не только предпринимательскую, но и любую другую хозяйственную деятельность. Поэтому законодатель вводит в хозяйственный оборот нового участника — владельца автомобильных дорог. Конструкция «владельца автомобильных дорог» подвергается резкой критике со стороны научного сообщества. В статье 3 Закона в качестве таковых владельцев обозначены: исполнительные органы государственной власти; муниципальные исполнительные органы; физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве. Как отмечают разработчики Федерального закона «Об автомобильных дорогах», в первоначальном варианте данного нормативного акта предлагалось включить в перечень владельцев и лиц, владеющих автомобильными дорогами на обязательственном праве, но это не вошло в принятую редакцию. Следует согласиться с мнением, что использование в законе только категории «вещное право» исключает арендаторов (и других владельцев дорог на обязательственном праве) из активных участников правоотношений в области автомобильных дорог и дорожной деятельности. Данное положение не соответствует правовым конструкциям, предусмотренным в ГК РФ, которые допускают владение имуществом на обязательственном праве.

Более того, сама конструкция ст. 3 Закона, противоречит положениям гражданского законодательства. Так, из смысла статьи следует, что владельцы автомобильных дорог — это органы публичной власти. Очевидно, что органы власти не могут выступать в качестве субъектов ни права собственности, ни других вещных прав, они лишь реализуют полномочия собственника, в рамках закрепленной за ними компетенции. Более того, с учетом антимонопольного законодательства, эти полномочия носят организационно-распорядительный, но не хозяйственный характер. По тем же основаниям можно утверждать о противоречии действующему гражданскому законодательству и ч. 4 ст. 5 ФЗ-257.

Исходя из вышесказанного, следует различать субъектов административного управления автодорогами (Федеральное дорожное агентство, аналогичные органы регионального

S.E. KHEYGETOVA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2019. Vol. 6, No. 4. P. 104-107

107

и муниципального уровня), которые выполняют организационно-распорядительные функции, и непосредственных владельцев, которые управляют автомобильными дорогами в гражданско-правовом смысле и несут ответственность за их содержание. Таковыми субъектами являются специализированные государственные и муниципальные учреждения, госкомпания «Российские автомобильные дороги».

Анализ нормативных актов, регулирующих правовое положение Государственной компании «Российские автомобильные дороги», позволяет признать наряду с публичными функциями, которые возложены на это некоммерческое юридическое лицо, гражданско-правовой характер ее деятельности. И не понятно, почему перевозка грузов и пассажиров железнодорожным транспортом рассматривается как обыкновенная хозяйственно-экономическая деятельность, а услуга по организации проезда автомобильного транспорта по платным дорогам общего пользования относится к государственной публичной деятельности.

Обратим внимание еще на одну особенность реализации права собственности на автомобильные дороги общего пользования. Как уже отмечалось, пользователями этих объектов федеральной собственности являются физические и юридические лица, а также публичные образования в лице государственных органов и организаций, реализующих их полномочия. При этом правомочие пользования осуществляется для удовлетворения не только публичных, но в большей степени частных интересов пользователей физических и юридических лиц. И следует согласиться с мнением, что поскольку осуществление права публичной собственности направлено на реализацию частных интересов членов общества, то требуется надлежащий и эффективный механизм гражданско-правовой защиты этих интересов [5, с. 41-43].

Таким образом, в целях обеспечения сохранности, безопасности и качества автомобильных

дорог необходимо привести в соответствие с гражданским законодательством понятия и юридические конструкции, используемые в публичных нормативных актах, регулирующих правовое положение данных объектов правоотношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев М.С., Арутюнян Л.В., Бурденко Ю.С., Оболенская М.А., Персиянцева А.А., Перфильева В.Ю., Степанова Л.И. Юридический справочник застройщика / под ред. Д.С. Некрестьянова. 3-я ред. СПб., 2018. 242 с. [Электронный ресурс] // URL: http://rgud.ru/documents/ spravochnik-2018.pdf (дата обращения 28.03.2019).

2. Бевзенко Р.С. Земельный участок с постройками на нем: введение в российское право недвижимости. М.: М-Логос, 2017. Электронное издание. 80 с.

3. Вайпан А.В. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: комментарий к новому Закону // Право и экономика. 2007. № 12 [режим доступа СП Консультант Плюс]

4. Официальный сайт минтранса РФ [Электронный ресурс] // URL: https://www.mintrans.ru (дата обращения 01.03.2019).

5. Мурадян В.Ш. О защите прав пользователей автомобильных дорог // Гражданское право. 2018. № 4. С. 41-43.

6. Письмо Минэкономразвития России от 11.10.2016 № Д23и-4847 «Об отнесении Письмо Минэкономразвития России от 11.10.2016 № Д23и-4847 линейных объектов к объектам движимого имущества» // Опубликован не был СП Консультант Плюс

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2010 № 18 «Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 4. Ст. 416.

8. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5553.

9. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»// Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.