Научная статья на тему 'АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЛОВАКИИ'

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЛОВАКИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / фактор / автомобиль / завод / ресурс / отрасль / рынок / промышленность / предприятие.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гопиров М. О.

В статье рассматривается развитие автомобильной промышленности и созданные условия для развития промышленного производства автомобилей Словакии. Выявлены факторы, влияющие на формирование автомобильной промышленности и её влияние, на занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЛОВАКИИ»

УДК - 911.3:33

Гопиров М.О., доктор философии (PhD) по географическим наукам

Андижанский государственный университет

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЛОВАКИИ

Аннотация. В статье рассматривается развитие автомобильной промышленности и созданные условия для развития промышленного производства автомобилей Словакии. Выявлены факторы, влияющие на формирование автомобильной промышленности и её влияние, на занятости населения.

Ключевые слова: регион, фактор, автомобиль, завод, ресурс, отрасль, рынок, промышленность, предприятие.

Gopirov M.O., doctor of philosophy (PhD) in geographical sciences

Andijan State University

AUTOMOTIVE INDUSTRY OF SLOVAKIA

Annotation. The article discusses the development of the automotive industry and the conditions created for the development of industrial production of cars in Slovakia. The factors influencing the formation of the automotive industry and its impact on the employment of the population are identified.

Keywords: Region, factor, car, plant, resource, branch, market, industry, enterprise.

В начале 90-х годов, до распада Чехословацкой Республики, на территории Словакии не было автомобильных заводов. В Братиславском крае существовал только Братиславский завод, выпускающий комплектующие для Пражских автомобилей SKODA. Первое автомобильное предприятие построено недалеко от Братиславы в начале 1990-х годов, когда немецкая автокомпания Volkswagen решила создать завод для производства автомобилей, однако значительные перемены в стратегии развития автомобильной промышленности страны стали происходить лишь с начала 2000-х годов, началом строительства новых крупных иностранных транснациональных компании автозаводов как Трнавский Stellantis, в Жилине Kia и Нитре Jaguar Land Rover.

Сегодня Словакия стала одним из ведущих производителей автомобилей в Центральной Европе, в основном благодаря наличие четырех знаменитых мировых автомобильных производителей (Volkswagen, Stellantis, Kia, Jaguar Land Rover) и более чем 360 местным поставщикам мировой лидер в производстве автомобилей на душу населения. Краткие сведения об автомобильных заводах представлены ниже (Табл. 1). Кроме

того, шведская компания Volvo производящая автомобилей премиум-класса выбрала Валалики (Кошице) в качестве безупречного места для своего нового современного производства. Завод по производству автомобилей мощностью 250 000 чисто электрических автомобилей в год будет производить исключительно электрические внедорожники класса люкс [2], в результате созданием таких заводов значительные сдвиги произошли в географии автомобильной промышленности.

География и участие автомобильных заводов в экономике. (Табл.1).

№ Компания Место Год Количество Производство

положение создание сотрудников 2022 году автомобилей 2022

1 Volkswagen Братислава 1991 10900 268,685

2 Stellantis Трнава 2003 3677 312,509

3 Kia Жилина 2004 3565 311,000

4 Jaguar Land Rover Нитра 2015 4500 150,000

5 Volvo Кошица 2026* 3300* 250000*

* планируется. Источник: составлено автором по материалам: [1; 3]

Автомобилестроение стало важнейшим направлением экономики Республики Словакии и ведущей силой экономического развития Словакии. На данный момент — это наиболее сильный сектор по его доле в ВВП страны, экспорту и созданию рабочего места. По данным ассоциации автомобильной промышленности Словакии (Zvaz automobiloveho priemyslu Slovenskej republiky (ZAP SR)) в 2022 года доля автомобильной промышленности в создании ВВП 14,9%, доля промышленности в создании ВВП 28,9%, доля продаж автомобильной промышленности в общем объеме промышленности 51,5%, доля автомобильной промышленности в общем объеме экспорта 53%, прямые сотрудники в автомобильной промышленности 174 000 и общая занятость, созданная автомобильной промышленностью 270 000 работников [6].

Согласно данным OICA с 2000 года по 2020 в Словакии с вводом новых заводов, количество производство автомобилей возросло до 1000000 штук. При населении страны в 5,4 миллиона человек в 2022 году было произведено почти 1000000 автомобилей и стала мировым лидером по производству автомобилей на душу населения [8], основная часть которых была экспортирована в другие страны Европы. (Рис.1).

1000000

985000

1000001

1000001

Рис.1 Темпы роста производства автомобилей. Источник: составлено автором по материалам [8].

В 2020 году автомобильная промышленность ЕС производил в среднем 5,3 автомобиля на одного непосредственного сотрудника автомобильного производства, а в Словакии производство автомобилей на одного непосредственного сотрудника автомобильного производства производил 12 автомобиля [5].

Словакия уже несколько лет считается флагманом по количеству производства автомобилей на 1000 человек в мировом рейтинге. Если этот показатель в 2022 году составлял 185 автомобилей на 1 000 жителей, то в 2019 году такой показатель составлял 203 автомобилей для 1000 жителей, и этот показатель считается самым высоким до 2023 года. Соответственно, если в конце 1990-х гг. производство автомобилей в Словакии не достигало 130 тысяч автомобилей в год, а экспорт был ничтожно мал, то в 2015 году производство выросло восьмикратно и стране удалось производить более одного миллиона автомобилей в год, причем до сегодняшнего дня основная часть производимой автомобильной продукции направляется на экспорт. Этот успех был достигнут благодаря мощному притоку в отрасль инвестиций из-за рубежа. Так, инвестиции компании «PSA Peugeot Citroën» в 2006 году составили 739 + 350 миллионов евро, корпорации «Kia Motors Corporation» объем инвестиций 2004-2006-х гг. 1 100 евро + 150 миллионов евро, «Volkswagen» Объем инвестиций в 1991-2006 годах: более 1 300 миллионов евро.

Главные сравнительные преимущественные факторы и условия в становления Словацкой автомобильной промышленности приведенные на сайте The Slovak Investment and Trade Development Agency (SARIO);

Удобное расположение. Словакия имеет не только стратегическое расположение в географическом центре Европы, но, прежде всего, отличное автомобильное и железнодорожное сообщение с основными европейскими

рынками сбыта и поставок. Если в радиусе 1000 км от словацких границ насчитывается более чем 300 миллионов потенциальных клиентов, то в радиусе 2000 км эта цифра составляет 700 миллионов. Словацкий часовой пояс (GMT + 1), который позволяет сотрудничать с клиентами по всему миру, также является преимуществом, особенно для общих сервисных центров.

Безопасность и стабильность. По данным Credendo (Кредитно-страховая группа), Словакия является одной из самых безопасных и политически стабильных стран в Европе. Словакия сообщает о самом низком риске среди стран-членов ЕС, в частности, по следующим категориям: риск политического насилия, риск экспроприации, конвертируемость валюты и риск ограничения переводов.

Членство в Еврозоне. Словакия, как одна из немногих стран региона, является членом Еврозоны с 2009 года. Введение евро в качестве официальной валюты означает для инвесторов снижение транзакционных издержек, снижение риска волатильности валютных курсов и повышение экономической и финансовой стабильности.

Квалифицированная и доступная рабочая сила. Рабочая сила в Словацкой Республике характеризуется высокой квалификацией, лояльностью к работодателю, а также отличными языковыми навыками. Кроме того, затраты на рабочую силу по-прежнему относительно низки по сравнению со странами Западной Европы.

Производительность труда. По данным организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в Словакии самая высокая производительность труда в регионе. Это позволяет инвесторам достигать более высоких показателей производства при тех же затратах на рабочую силу по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы.

Улучшение бизнес-среды. Растущая конкурентоспособность словацкой экономики также отражается в долгосрочном прогрессе в рейтинге глобальной конкурентоспособности (Всемирный экономический форум). Прогресс в рейтинге является результатом долгосрочного и систематического осуществления мер в интересах предпринимателей. Примерами таких мер являются регулярные антибюрократические пакеты, введение принципа "один год - один набор правил" или введение так называемой схемы „Kurzarbeit".

Инновационная экосистема и передача технологий. Словакия является региональным лидером не только по количеству установленных промышленных роботов на одного работника (Международная федерация робототехники), но и по способности рабочей силы адаптироваться к новым технологиям (Всемирный экономический форум). Статистика подтверждает высокий потенциал для высокотехнологичных промышленных проектов и технологических центров.

Открытость экономики. Словакия уже давно является одной из самых открытых экономик в мире. При сравнении стран, основанных на соотношении экспорта товаров к ВВП, Словакия является наиболее открытым государством-членом ЕС.

Развитая инфраструктура. Через Словакию проходит несколько основных транспортных коридоров ЕС. В связи с передовой и постоянно развивающейся дорожной и железнодорожной инфраструктурой Словакия имеет потенциал стать одним из важнейших логистических центров в Европе.

Привлекательные механизмы поддержки. В Словакии инвесторы могут воспользоваться привлекательной региональной системой стимулирования инвестиций, льготным налоговым режимом для исследований и разработок и другими механизмами поддержки [2].

Несмотря на свои преимущественные факторы и созданные для развития автомобильной промышленности Словаки, проблемы, вызванные пандемией и ее последствия в 2021 году, негативно повлияло на весь автопром. Первоначальные проблемы усугубились другими глобальными проблемами в автомобилестроение, например, отсутствие полупроводников, хрупкость и уязвимость транспорта и логистика, и многие другие. Тем не менее автопроизводителям Словакии удалось избегать большого сокращения производство автомобилей. Но с началом в 2022 году нестабильности в Украине и санкционные политики ЕС влияет экономики Европейских стран не исключено и Словакия, если некоторые промышленные предприятия из-за высоких цен на энергоресурсы приостанавливает или сокращает производство, то некоторые эмигрируют в другие страны. В 2023 году Словакии, чтобы сохранить прошлогодние темпы производства автомобилей надо найти дешевые энергоресурсы, найти новые рынки сбыта или снять санкции, введенные против России, которые сама Словакия страдает от потерянных рынков сбыта и торговлей в сфере автомобилестроения.

Таким образом; можно констатировать, что ключевой ролью в формировании национальной автопромышленности в Словацкой Республике сыграла географические факторы как дешевая и относительно высококвалифицированная рабочая сила, а также наличие рядом крупнейшего рынка сбыта, Еврозона, куда Словакия экспортирует свою продукцию. Именно нахождения в Евросоюзе позволило увеличить объем производства, в первую очередь для экспорта в этот альянс. Мимо того, вступление страны в Евросоюз в одно региональное интеграционное объединение вместе с промышленно-развитыми странами позволило развития автомобильную промышленность, сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке. Автомобильная промышленность стала специализированной отраслью Словакии в международном географическом разделении труда. В 2021 году 25% (26 млрд. долл.) долю

всего экспорта товаров составила автомобильная отрасль и стало экспортоориентированной отраслью экономики страны.

Кроме того, государственная поддержка создавшее необходимую инфраструктуру в развитии национальной инновационной системы, государственного влияния - налогообложение, привлечение инвестиций, которые создают условия для развития промышленности. Огромные инвестиции из-за рубежа превратили автомобилестроение в одну из самых передовых отраслей экономики Словакии.

Использованные источники:

1. Automotive Industry [Электронный ресурс]. - URL: https ://www. sario. sk/sites/default/files/2023 -10/sario-automotive-sector-in-slovakia-2023-10-26.pdf (дата обращения: 31.10.2023).

2. Официальный сайт агентство Slovenská agentúra pre rozvoj investícií a obchodu. URL: https://www.sario.sk/en/invest/sectorial-analyses/automotive-industry. (дата обращения: 03.02.2023).

3. Официальный сайт KIA. URL: https://www.kia.com/sk/o-nas/spolocnost-kia/. (дата обращения: 10.02.2023).

4. Официальный сайт PSA Peugeot Citroën Slovakia. URL: http://www.psa-slovakia.sk/o-nas.html?page_id=172 (дата обращения: 03.03.2023).

5. Официальный сайт (Европейская ассоциация автопроизводителей, или ACEA). URL: https://www.acea.auto/figure/per-capita-eu-motor-vehicle-production/ (дата обращения: 11.02.2023).

6. Официальный сайт (Zväz automobilového priemyslu Slovenskej republiky (ZAP SR)). URL: https://zapsr.sk/ (дата обращения: 11.02.2023).

7. Официальный сайт JAGUAR LAND ROVER. URL: https://media.jaguarlandrover.com/news/2018/10/jaguar-land-rover-opens-manufacturing-plant-slovakia/ (дата обращения: 08.02.2023).

8. Статистические данные международной организации производителей автомобилей. Официальный сайт. URL: http://www.oica.net/category/production-statistics/ (дата обращения: 01.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.