Научная статья на тему 'АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КНР: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КНР: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2896
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КНР / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРУКТУРА ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тянь Юй, Логинова В.А.

В работе дана характеристика автомобильной промышленности КНР. Рассмотрены объемы мирового производства и продаж легковых автомобилей. Оценена роль КНР в мировом производстве и продажах легковых автомобилей как крупнейшего производителя и продавца легковых автомобилей. Представлены динамика объемов и структуры мирового экспорта легковых автомобилей. Рассмотрена географическая структура китайского экспорта легковых автомобилей. Выявлены причины низкой доли китайского экспорта в мировой структуре экспорта легковых автомобилей. Определены направления повышения уровня конкурентоспособности китайских легковых автомобилей на мировых экспортных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S AUTOMOTIVE INDUSTRY: SITUATION AND INTERNATIONAL COMPETITIVENESS PERSPECTIVE GROWTH

The paper describes the characteristics of the Сhine’s automobile industry. The world volume of production and passenger vehicles sales of are considered. The Chine’s role in the world production and sales of passenger vehicles as the largest manufacturer and seller of passenger vehicles are assessed. The dynamics volumes and structure of world passenger vehicles export is presented. The geographic structure of the Chinese export of passenger vehicles is considered. The reasons for the Chinese exports low share in the world structure of passenger vehicles exports are revealed. The directions of increasing the level of Chinese passenger vehicles competitiveness in the world export markets are determined.

Текст научной работы на тему «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КНР: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

Автомобильная промышленность КНР: состояние и перспективы роста международной конкурентоспособности China's automotive industry: situation and international competitiveness perspective

growth

(\ МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 330.341: 339.564 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10103

Тянь Юй,

Тихоокеанский государственный университет Логинова В.А.,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Тихоокеанский государственный университет Tian Yu Loginova V.A.

Аннотация. В работе дана характеристика автомобильной промышленности КНР. Рассмотрены объемы мирового производства и продаж легковых автомобилей. Оценена роль КНР в мировом производстве и продажах легковых автомобилей как крупнейшего производителя и продавца легковых автомобилей. Представлены динамика объемов и структуры мирового экспорта легковых автомобилей. Рассмотрена географическая структура китайского экспорта легковых автомобилей. Выявлены причины низкой доли китайского экспорта в мировой структуре экспорта легковых автомобилей. Определены направления повышения уровня конкурентоспособности китайских легковых автомобилей на мировых экспортных рынках.

Summary. The paper describes the characteristics of the Chine's automobile industry. The world volume of production and passenger vehicles sales of are considered. The Chine's role in the world production and sales of passenger vehicles as the largest manufacturer and seller of passenger vehicles are assessed. The dynamics volumes and structure of world passenger vehicles export is presented. The geographic structure of the Chinese export of passenger vehicles is considered. The reasons for the Chinese exports low share in the world structure of

passenger vehicles exports are revealed. The directions of increasing the level of Chinese passenger vehicles competitiveness in the world export markets are determined. Ключевые слова: автомобильная промышленность КНР, легковые автомобили, международная конкурентоспособность, структура экспорта.

Keywords: China automotive industry, passenger vehicles, international competitiveness, export structure.

Автомобильная промышленность является одним из драйверов развития многих экономик мира, а также важным экспортным товаром. Доля средств наземного транспорта в мировом экспорте в 2019 году составила более 8%. Автопром КНР является в настоящее время крупнейшим производителем и продавцом автомобилей, но при этом по объемам экспорта данной продукции Китай замыкает второй десяток экспортеров с долей менее 2%. В связи с этим целью исследования является оценка позиций китайского автомобилестроения в мировом экспорте и выявление направлений повышения его конкурентоспособности. Достижение поставленной цели стало возможным при использовании следующих методов исследования: обзор и анализ специальной литературы, обобщение собранной информации, сравнение, структурно-динамический анализ.

Автомобильная промышленность КНР представляет собой совокупность всех предприятий, которые производят и продают различные типы автомобилей, такие как легковые и коммерческие автомобили, являясь стратегической и опорной отраслью национальной экономики. В связи с быстрым ростом мирового потребления автомобилей число китайских автопроизводителей постепенно увеличивается. В настоящее время в Китае насчитывается более 100 автопроизводителей [1], но при этом отрасль характеризуется высокой степенью концентрации: на долю десяти ведущих китайских автопроизводителей в 2019 году приходилось 90,4% от общего объема продаж автомобилей [2].

Китайских автопроизводителей можно разделить на три группы: производители импортных брендов, производители брендов на совместных предприятиях, производителей независимых брендов. Производители импортных брендов ориентированы в основном на производство легковых автомобилей (более 80 % от общего объема производства автомобилей) [2].

Большинство производителей брендов на совместных предприятиях являются традиционными крупными государственными локализованными предприятиями, включающими всю производственную цепочку от НИОКР до сборки и реализации.

Большинство независимых автомобильных брендов являются частными предприятиями. Хотя в последние годы страна активно поддерживала производство и продажу автомобилей независимых марок, доля рынка автомобилей независимых марок не является основной долей рынка автомобилей. По данным Китайской автомобильной ассоциации в 2019 году было продано 8,407 млн легковых автомобилей китайских марок, доля которых на рынке составила 39,2% [3].

Автомобильная промышленность Китая является быстрорастущей и играет все более важную роль на мировом автомобильном рынке, что обусловлено включением поддержки автомобилестроения в различные государственные программы. В частности, одним из 10 секторов правительственной программы по переходу промышленности страны с массового производства с низкой себестоимостью на современное производство с высокой добавленной стоимостью «Сделано в Китае до 2025 года» является автомобилестроение. Поддерживает эту инициативу запущенная в 2017 году «Среднесрочная и долгосрочная программа развития» с целевой установкой сделать Китай сильной автомобильной державой в течение десяти лет [4]. В результате с 2009 года КНР является крупнейшим автопроизводителем и крупнейшим авторынком в мире.

По данным сайта Auto.vercity в 2020 году в Китае произведено 25171259 автомобилей, что составляет 33,1 % мирового производства (76075528 единиц) [5]. С 2009 года объемы производства легковых автомобилей выросли в 1,8 раза, опережая темпы роста мирового производства в 1,35 раза. Максимум объема производства был достигнут в 2017 году -29073277 автомобилей, в дальнейшем происходит снижение объемов производства на 58%. Вместе с тем, доля Китая в мировом производстве в течение 10 лет не опускалась ниже 20% (минимум 24,3% в 2010, максимум 33,1% в 2020 г.).

Лидерство в производстве обеспечивает КНР и лидерство в продажах (табл. 1).

Таблица 1 Динамика объемов продаж легковых автомобилей в КНР и доли в

мировых продажах

Показатель 2005 2008 2009 2010 2018 2019 2020

Мировые

продажи — всего, тыс. единиц 40005.6 60760.6 59545.5 68848.9 92490.7 88900.5 76498.3

из них

Продажи КНР 5739.8 9363.3 13621.5 18041.8 28038.9 25754.5 25267,6

Доля КНР Е

мировых продажах, % 14,3 15,4 22,9 26,2 30,3 29,0 33,0

Позиции КНР Е

мировых продажах 3 2 1 1 1 1 1

Рассчитано по [6]

Устойчиво высокая доля КНР в мировых объемах продаж обусловлена в основном ростом продаж на внутреннем рынке: более 95 % произведенных в Китае автомобилей продаются на внутреннем рынке КНР, экспортная квота автомобилей в КНР в 2019 году составила 3,39% [7].

Являясь крупнейшим производителем и крупнейшим мировым рынком автомобилей, КНР занимает довольно скромные позиции в мировом экспорте автомобилей. В 2019 году КНР экспортировала легковых автомобилей на сумму 8637,8 млн.долл, занимая 19 место в списке стран-экспортеров легковых автомобилей. В таблице 2 представлена динамика мирового экспорта автомобилей по группе ТН ВЭД 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей».

Таблица 2. Динамики объемов и структуры мирового экспорта автомобилей по

товарному коду ТН ВЭД 8703

Страны-экспортеры 2001 2009 2019 Темп роста 2019/2001, %

шн. $ млн. $ % шн. 3> объемов доли

Мировой экспорт 308817.7 100.0 437039.6 100.0 765037.2 100.0 247.7 100.0

в том числе

1 .Германия 67408.5 21.8 103216.7 23.6 143430.2 18.8 212.8 85.9

2.Япония 52989.1 17.2 62268.3 14.3 98043.2 12.8 185.0 74.7

3 США 18326.7 5.9 28360.4 6.5 56163.8 7.3 306.5 123.7

4.Мексика 15296.6 4.9 15103.3 3.5 50631.2 6.6 331.0 133.6

5.Канал а 31795.8 10.3 23342.1 5.3 40713.9 5.3 128.0 51.7

6 .Р е с пту 6 лнка Корея 12029.4 3.9 22399.2 5.1 40458.3 5.3 336.3 135.8

7 .Великобритания 11984.8 3.9 18572.1 4.3 38583.9 5.0 321.9 130.0

19.КНР 36.1 0.012 1339.1 0.318 8637.8 1.129 23912.2 9652.5

Рассчитано авторами по [8]

Несмотря на стремительные темпы роста как объемов, так и доли китайского экспорта легковых автомобилей, учитывая с каких низких позиций начинался китайский экспорт, удельный вес КНР в мировом экспорте не превышает 1,5% мирового экспорта. Кроме того, структура экспорта очень диверсифицирована и не отличается стабильностью (табл.

Таблица 3. Географическая структура китайского экспорта по группе ТН ВЭД 8703

2010 2015 2016 2017 2018 2019

Экспорт КНР -всего 100.00 100.00 100.00 100.00 100.00 100.00

США 6.40 8.15 27.71 23.20 23.83 12.30

Мексика 0.33 0.64 2.13 8.79 11.80 11.31

Саудовская Аравия 0.39 6.06 3.78 0.70 2.27 6.41

Малайзия 0.39 0.50 0.15 0.21 0.69 5.87

Чили 5.60 5.17 3.87 4.42 4.90 5.19

РФ 9.62 3.82 5.03 3.65 2.38 5.09

Прочие страны 77.28 75.66 57.32 59.04 54.11 53.84

Рассчитано авторами по

9]

В 2019 году КНР экспортировала в 121 страну автомобилей более чем на 1 млн долларов США. Начиная с 2015 года основным импортером китайских автомобилей являлись США, увеличив долю с 6,4% в 2010 году до 27,71% в 2016 году. Обратная тенденция наблюдается по экспорту в РФ: снижение доли с 9,62% в 2010 г. до 2,38% в 2018 г. В 2019 году основными покупателями китайских автомобилей являлись США (12,30%), Мексика (11,31%) и Саудовская Аравия (6,41%).

К причинам столь незначительных объемов экспорта автомобилей и неустойчивой структуры являются, с одной стороны, значительная ёмкость внутреннего рынка, а с другой, низкая конкурентоспособность китайских автомобилей.

В 2018 году владение автомобилем в Китае составило 240 миллионов. Для достижения сопоставимого с Японией уровня владения число автомобилей в Китае должно достичь 820 миллионов [10]. Это создает пространство для роста китайского автомобильного рынка и развития независимых брендов, чтобы не только выжить, но и захватить долю рынка. Емкость китайского автомобильного рынка обеспечивает естественную почву для выживания собственных независимых брендов, хотя в настоящее время китайские бренды имеют меньшую долю на внутреннем рынке, чем национальные бренды в других странах. Например, до выхода на глобальный уровень японская система достигла максимума на своем внутреннем рынке (текущая рыночная доля японских

брендов составляет 93,3 %), доля корейских брендов на внутреннем рынке достигает 65,4 % [10]. Доля китайских брендов на внутреннем рынке в первом полугодии 2020 года составляла 36,5% (в июне 2010 года доля отечественного рынка легковых автомобилей собственной марки составляла 46,5%) [11], что косвенно свидетельствует и о снижении конкурентоспособности автомобилей китайских марок. В связи с этим еще имеется возможность для улучшения, так как емкость автомобильного рынка Китая по-прежнему имеет потенциал для роста, которого достаточно, чтобы использовать рынок для поднятия брендов и развития глобальных конкурентоспособных автомобильных брендов.

Второй причиной низкой доли крупнейшего производителя и продавца автомобилей в мировом экспорте является слабая конкурентоспособность китайских легковых автомобилей, что является постоянной заботой научного сообщества и китайского правительства.

Первые китайские исследования конкурентоспособности автомобильной промышленности основывались в основном на теории М. Портера [12,13]. В последние годы ученые начали уделять внимание взаимосвязи между конкурентоспособностью автомобильной промышленности и различными факторами, используя модели эмпирического анализа глобальной цепочки создания стоимости, производства, продаж и послепродажного обслуживания, учитывая, что современная автомобильная промышленность все больше интегрируется в глобальную производственную сеть [14,15]. Значительное внимание уделяется и методикам оценки уровня конкурентоспособности автомобильной промышленности КНР [16].

С начала 80-ых автомобилестроение рассматривается китайским правительством как «опорная промышленность» народного хозяйства. В то время был сделан упор на создание совместных предприятий и приоритетное развитие легкового автомобилестроения, что привело к формированию отрасли и мировому первенству в производстве и продажах легковых автомобилей. С развитием автомобильной промышленности менялись цели и методы формирования автомобильной отрасли. В настоящее время, чтобы помочь отрасли реализовать цель - стать мощной автомобильной державой, Китайская ассоциация автопроизводителей определила шесть ключевых задач развития автомобильной промышленности в течение 14-й пятилетки (2021-2025 гг.), первой из которых является повышение конкурентоспособности китайских автомобильных брендов [17].

Оценка международной конкурентоспособности автомобильной промышленности КНР, представленная в Отчете о развитии автомобильной торговли в Китае в 2019 г. [16],

учитывает 4 параметра (экологическая конкурентоспособность, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции) и сравнивает уровень конкурентоспособности пяти стран. По результатам оценки китайская автомобильная промышленности заняла последнее место по уровню конкурентоспособности: сводный индекс составил 78,6% от уровня конкурентоспособности автомобилестроения Японии, 79,5% - Германии, 84,7% -Соединенных Штатах и 95,1% от показателей Южной Кореи. Авторы оценки связывают отставание в конкурентоспособности китайской автомобильной промышленности с низким уровнем качества продукции, значительным отставанием в НИОКР и возможностях самостоятельной разработки автомобилей, низкой долей мирового экспортного рынка.

К причинам слабой экспортной позиции Китая на мировом автомобильном рынке относится невысокая концентрация независимых китайских автомобильных брендов, низкое качество продукции и сервиса независимых автомобильных компаний КНР, а также неэффективная работа компаний-экспортёров, половина которых экспортировала менее 10 автомобилей в год [18].

Одним из направлений повышения конкурентоспособности является создание полной цепочки продвижения автомобиля от производства до обслуживания в стране-импортере. Развитие в сторону формирования крупных экспортеров, работающих на целевых рынках и обеспечивающих полный комплекс услуг с учетом традиций и ментальности этих стран. Автомобильным компаниям необходимо выявлять различные группы потребителей, определять их уникальные потребности и разрабатывать материальные автомобильные продукты для различных типов потребителей, а также основанные на продуктах нематериальные услуги с добавленной стоимостью, такие как услуги по финансированию автомобилей, услуги по созданию автомобильных сетей и совместное использование услуг автомобилей и т. д. По сравнению с продуктами, эти услуги имеют более высокую добавленную стоимость и станут центром будущей конкуренции автомобильной промышленности.

Также можно говорить и о переходе на модель прямых продаж, которая значительно увеличивает сложность розничных операций, включая строительство магазинов и повседневную работу, управление персоналом, определение ролей и обязанностей, развитие логистики и управление запасами. Безусловно, это создает проблемы для производства и цепочки поставок, включая точность прогнозов спроса, гибкость

производства и оперативность поставщиков, но при этом позволяет быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру конкретного регионального рынка.

Важным направлением повышения конкурентоспособности является усиление внутрикитайской конкуренции между крупными производителями. Этому должно способствовать снятие ограничений на владение компаниями иностранными инвесторами. В соответствии с заявлением Национальной комиссии по развитию и реформам предполагается пятилетний переходный период на снятие всех ограничений на иностранные инвестиции в автомобильную промышленность. В частности, в 2022 году будут сняты ограничения на легковые автомобили и текущий запрет иностранным автопроизводителям на создание двух или более совместных предприятий в Китае. Кроме того, с июля 2018 года импортная пошлина на комплектные автомобили снижена с 25% до 15%, что обусловливает значительное усиление конкуренции на китайском автомобильном рынке [19]. Китайские автопроизводители могут столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны иностранных автопроизводителей в течение и после пятилетнего переходного периода. В настоящее время местные автопроизводители, выпускающие автомобили на новых источниках энергии, уже могли почувствовать давление. Однако это послабление будет стимулировать китайских автопроизводителей к обновлению своей продукции и укреплению своих брендов.

Еще одним способом усиления присутствия на мировых рынках для китайских автомобилей является продвижение на иностранные рынки через создание производственных мощностей на территории стран- импортеров китайских автомобилей. Эти процессы свойственны для некоторых ведущих китайских автомобильных компаний. К концу 2018 года китайские автомобильные компании инвестировали и сотрудничали со 140 заводами за рубежом и имели более 9000 зарубежных точек продаж и обслуживания [20].

Например, GWM, владеющая рядом марок автомобилей, включая Haval, Great Wall, WEY и ORA, в настоящее время имеет 12 производственных баз по всему миру и продает свои автомобили в более чем 60 странах, в том числе России, Австралии, ЮАР и Чили. В 2019 году GWM запустила в эксплуатацию завод в Тульской области, который стал первым китайским автозаводом полного цикла со стопроцентным китайским капиталом, созданным за пределами КНР. На данный момент завод осуществил локализационное производство таких моделей, как кроссоверы Haval F7и F7x, а также внедорожник H9 [21].

Вместе с тем перспективы повышения конкурентоспособности китайских легковых автомобилей Правительство КНР связывает в первую очередь с новыми энергетическими транспортными средствами (ИБ^).

В 2018 году производство и продажа новых энергетических автомобилей достигли 1,271 миллиона и 1,256 миллиона единиц соответственно, увеличившись на 59,9 % и 61,7 %. Среди них производство и продажа чистых электромобилей составили 986 тыс. и 984 тыс. соответственно (прирост на 47,9 % и 50,8 % соответственно), а производство и продажа подключаемых гибридных электромобилей составили 283 тыс. и 271 тыс. соответственно с ростом на 122,0 % и 118,0 % [22]. Однако в 2019 году снижение объемов стимулирования продаж автомобилей на новой энергии привело к сокращению их производства и реализации. По данным Китайской автомобильной ассоциации, в 2019 году производство и продажа автомобилей на новых источниках энергии составили 1,242 миллиона и 1,206 миллиона соответственно, что на 2,3% и 4,0% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [23]. В 2020 году продажи NEVs выросли на 10,9 % до 1,37 млн единиц, что связано с правительственными решениями, направленными на стимулирование их использования и снижение давления на окружающую среду [24].

В ноябре 2020 года Китай представил «План развития индустрии новых энергетических транспортных средств (2021-2035)», который направлен на ускорение превращения страны в автомобильную державу, с задачей обеспечить к 2025 году продажи автомобилей на новой энергии и новых транспортных средств ориентировочно 20% от общего объема, а к 2035 году перейти на электромобили. При этом Китайская автомобильная ассоциация объявила своей целью к 2035 году остановить продажу и производство машин исключительно с бензиновым или дизельным двигателем. 50% новых автомобилей должны быть полностью электрическими или на топливных элементах (т.е. водородными), оставшиеся 50% — гибриды, совмещающие ДВС с электро- или водородным двигателем [25]. Вместе с тем китайское правительство будет строго контролировать любые традиционные топливные автомобили. По мере увеличения производственных мощностей никакие инвестиционные проекты в новые топливные транспортные средства утверждаться не будут [19]. Поэтому все большее количество автомобильных экспертов считают, что будущее электромобильности будет определяться в Китае [26].

Таким образом, планомерное формирование сильной автомобильной промышленности привело к лидерству КНР в производстве и продажах автомобилей. Усиление присутствия на мировых рынках будет связано, в первую очередь, с решениями

Правительства КНР и разработкой системы мер по стимулированию этих процессов, формированием конкурентной среды и акцентом на развитие новых энергетических автомобилей. Проблемы с повышением конкурентоспособности китайских национальных брендов с двигателями внутреннего сгорания на мировых рынках будет решаться автомобильными компаниями самостоятельно.

Список литературы

1. 2019 ^ФШЯ^^ЙШЙШШи [Электронный ресурс]. //

URL: http://lwzb.stats.gov.cn/pub/lwzb/bztt/202011/W020201129800248336633.pdf (дата обращения 08.01.2021).

2. Анализ конкурентной среды автомобильной промышленности [Электронный ресурс]. // URL: http://www.dagongcredit.com/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=188&id=5949 (дата обращения 06.01.2021).

3. 2020-01-13

[Электронный ресурс]. //

URL: http://www.caam.org.cn/chn/4/cate 39/con 5228367.html (дата обращения 15.01.2021).

4. China-Automotive Industry [Электронный ресурс]. // URL: https://www.export.gov /apex/article2?id=China-Automotive-Components-Market (дата обращения: 03.02.2021).

5. Статистика производства автомобилей [Электронный ресурс]. // URL: https://auto.vercity.ru/statistics/production (дата обращения: 01.02.2021).

6. Статистика продаж автомобилей в мире [Электронный ресурс]. // URL: https://auto.vercity.ru/statistics/sales/ (дата обращения: 01.02.2021).

7. Automotive manufacturing industry in China — Statistics & Facts [Электронный ресурс]. // URL: https://www.statista.com/topics/1050/automobile-manufacturing-in-china/#dossierSummary chapter2 (дата обращения02.2021).

8. List of exporters for the selected product. Product: 8703 Motor cars and other motor vehicles principally designed for the transport of persons. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.trademap.org (дата обращения: 03.02.2021).

9. List of importing markets for a product exported by China. Product: 8703 Motor cars and other motor vehicles principally designed for the transport of persons. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.trademap.org (дата обращения: 03.02.2021).

10. 2018

[Электронный ресурс]. // URL: http://www.chyxx.com/industry/201908/772208.html. (дата обращения: 30.01.2021).

11. 2020фШЯ^гё±Ё | [Электронный ресурс]. // URL: http://www.chyxx.com/industry/201908/772208.html. (Дата обращения: 20.01.2021).

12. %.шя: ä^HA^,

13. лшт т п фшя^^ЙН^^ФЛ -йт^ШЙШ^М^

(töi^. [Электронный ресурс]. // URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41448826.pdf (Дата обращения: 20.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. ёшва ^^ш.ш^.Фая^^йн^^ФЛ^^т^ж ш-.ш^штшш

2013 №11.

2015 6 т. [Электронный ресурс]. //

URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41449359.pdf (Дата обращения: 22.01.2021).

16. 2019 [Электронный ресурс]. //

URL: http://images.mofcom.gov.cn/wms/201912/20191230105409100.pdf (Дата обращения: 20.01.2021).

17. 2020фЦЯЩЙЯ^Ш1^|Мяя^Л[Электронный ресурс]. // URL: https://auto.sina.com/bg/industry/sinacn/2020-08-09/doc-ifzywvsv0431192.shtml (Дата обращения: 20.01.2021)

18. Сазонов С.Л., Чэнь Сяо. Китай форсирует развитие автомобилей на новых источниках энергии [Электронный ресурс]. // URL: kitay-forsiruet-razvitie-avtomobiley-na-nov-h-istochnikah-energii.pdf (дата обращения: 05.01.2021).

19. ФШШЙ'Я^Й^ЖМШШПЙ [Электронный ресурс]. // URL:

https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=80a8b09e-ec53-4f67-b63a-d74124b3b4a5 (Дата обращения: 29.01.2021).

20. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/b/e/201912/20191202925949.shtml

21. Деловые новости. Китай. РФ > Авиапром, автопром > russian.china.org.cn, 27 января 2021 > № 3622812 [Электронный ресурс]. // URL: https://polpred.com/?otr=18&fulltext=on#news (Дата обращения: 30.01.2021)

22. [Электронный ресурс]. // URL:

http://lwzb.stats.gov.cn/pub/lwzb/gzdt/201905/t20190521_5104.html (дата обращения 18.01.2021).

23. [Электронный ресурс]. //

URL: http://auto.people.com.cn/n1/2020/0116/c1005-31550811.html (Дата обращения:

22.01.2021)

24. Деловые новости. Китай > Авиапром, автопром > russian.china.org.cn, 16 января 2021 > № 3611275 Деловые новости [Электронный ресурс]. // URL: https://polpred.com/?otr=18&fulltext=on#news (Дата обращения: 21.01.2021)

25. Деловые новости. Евросоюз. США > Авиапром, автопром. Экология. Электроэнергетика > oilcapital.ru, 21 января 2021 > № 3632536 [Электронный ресурс]. // URL: https://polpred.com/news/?cnt=77&sector=16 (Дата обращения: 21.01.2021)

26. Kohlmann China's e-car makers go from strength to strength [Электронный ресурс]. // URL: https://www.dw.com/en/chinas-e-car-makers-go-from-strength-to-strength/a-50401042 (дата обращения: 30.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.